Заключение
Административное принуждение является разновидностью государственного принуждения, одним из методов государственной деятельности. Оно представляет собой применение системы административно-правовых мер воздействия в отношении физических лиц и коллективных образований во внесудебном и судебном порядке в целях обеспечения правопорядка и общественной безопасности, стимулирования добровольного выполнения ими правовых предписаний. Его цели достигаются путем предупреждения и пресечения правонарушений, привлечения виновных лиц к ответственности. Какие меры являются административными, определяется в нормативно-правовых актах. Они предусматриваются в санкциях и диспозициях административно-правовых норм. По своему характеру эти меры бывают моральными, материальными и организационными. По общему правилу, их негативные последствия проявляются одновременно. Например, моральное воздействие на физических лиц фактически присутствует при применении любых административных мер.
Сущность административного принуждения проявляется в административно-правовой природе применяемых мер. Поэтому вряд ли можно принять безоговорочно достаточно распространенную точку зрения, согласно которой суть административного принуждения сводится к внесудебному, т. е. административному, порядку его применения. Скорее, наоборот, природа административных мер предопределила их применение в административном порядке. Отметим также, что в таком порядке применяются и меры дисциплинарной и, в установленных случаях, материальной ответственности, хотя они в законодательстве не квалифицируются как административные меры.
Административное принуждение – один из видов государственного, поэтому ему присущи все признаки последнего. В то же время оно обладает рядом особенностей, система которых и предопределяет его качественное своеобразие.
1. Административное принуждение применяется на основе норм административного права.
2. Административное принуждение применяется для охраны правоотношений, регулируемых не только административным, но и гражданским, земельным, трудовым и другими отраслями права.
3. Административное принуждение может применяться как за административные правонарушения, так и в целях обеспечения общественной безопасности, т.е. к лицам, не совершившим правонарушения.
4. Система мер административного принуждения отличается разносторонним характером, включая возможное применение физического воздействия.
5. Административное принуждение имеет своей целью обеспечение правопорядка и общественной безопасности, стимулирование добровольного исполнения физическими лицами и коллективными образованиями их обязанностей, предусмотренных правовыми нормами.
6. Административное принуждение характеризуется множественностью субъектов его применения.
7. Административное принуждение применяется органами и должностными лицами в отношении не подчиненных им по службе лиц.
8. Меры административного принуждения применяются в порядке административного производства, регламентированного многими нормативными правовыми актами с учетом особенностей применяемых мер.
9. Для административного принуждения характерно оперативное и дифференцированное применение мер воздействия с учетом особенностей объектов (субъектов), условий и целей.
Список использованной литературы:
1. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) // Российская газета от 25 декабря 1993 г. N 237.
2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации от 7 января 2002 г. N 1 (часть I) ст.1.
3. Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 139-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" // Собрание законодательства Российской Федерации от 31 июля 2006 г. N 31 (часть I) ст. 3438.
4. Закон РФ от 18 апреля 1991 г. N 1026-I "О милиции" // Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР от 22 апреля 1991 г., N 16, ст. 503.
5. Постановление Пленума Верховного Суда РФ 24 марта 2005 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" // Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации, июнь 2005 г., N 6.
6. Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за первый квартал 2006 г. (утв. постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 7 и 14 июня 2006 г.) // Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации, сентябрь 2006 г., N 9.
7. Административное право Российской Федерации : учебник для вузов по специальности "Юриспруденция" / отв. ред. Н. Ю. Хаманева . - М. : Юристъ , 2004. - 554 с.
8. Алехин А. П. Административное право России. Основные понятия и институты : учебник для юридических вузов и факультетов / А. П. Алехин, А. А. Кармолицкий, ред. А. П. Алехин . - М. : Зерцало , 2004. - 351 с.
9. Алехин А.П., Кармолицкий А.А. Административное право России: Учебник. – М.:Издательство «Зерцало», 2007. – 712с.
10. Административное право. Учебник / Под ред. Л.Л. Попова. – М.: Юрист, 2002. – 607.
11. Бахарах Д.Н. Административное право России. Учебник для вузов. – М.: Издательство НОРМА, 2002. - 640 с.
12. Борисов Б.А. Комментарий к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ. - Юстицинформ, 2006 г. – 845 с.
13. Конин Н. М. Административное право России : учебник / Н. М. Конин . - М. : Проспект , 2006. - 447 с.
|