Заключение
Понятие государственного аппарата рассматривается в широком смысле этого слова или в узком смысле. В широком смысле государственный аппарат отождествляется с понятием механизма государства, в узком смысле государственный аппарат понимается как система исполнительно-распорядительных органов государства.
Государство для выполнения своих функций создает систему государственных органов (механизм государства), которые в совокупности образуют государственный аппарат. Он представляет собой надлежаще организованный, четко слаженный сложный политический механизм, который включает в свой состав многочисленные и разнообразные органы. Каждый из органов имеет определенную структуру, полномочия, задачи и цели, на достижение которых направлена их деятельность, и действует в строго определенных рамках.
В широком смысле государственный аппарат охватывает все органы государства, включая представительные органы, судебные и управленческие. В узком смысле под государственным аппаратом понимаются только органы государства, наделенные административной властью, т.е. управленческие, исполнительные органы.
Для органов государства характерны следующие признаки, которые позволяют отличать их от других органов:
1) правовая основа деятельности, т.е. организация, структура, функции, задачи и цели, компетенция государственных органов определяется действующим законодательством;
2) наличие властных полномочий, в том числе применения в необходимых случаях принуждения;
3) действуют от имени государства;
4) издание обязательных для исполнения актов (нормативно-правовых и правоприменительных) в пределах установленной для них компетенции;
Система органов государства, так же как и их внутренняя структура, не является застывшей, с изменением функций государства изменяется и система его органов, а с изменением задач, возложенных на тот или иной орган, может подвергнуться изменениям и структура органа.
На систему государственных органов значительное влияние оказывают форма правления и государственное устройство.
Как правило, государственный орган создается под определенные функции и при наличии правовых оснований для образования конкретного органа. Кроме того, органы государства должны располагать соответствующими материально-техническими и финансовыми средствами для выполнения возложенных на них функций - экономических, технических, информационных, идеологических, организационных и т.д.
Все государственные органы образуют иерархически построенную систему, т.е. они находятся в определенных отношениях подчинения и действуют на основе принципа "разрешено только то, что прямо закреплено в законе". Иначе говоря, они не могут выполнять те функции или использовать те полномочия, которые прямо не предусмотрены в акте об их образовании и компетенции.
Список использованной литературы:
1. Конституция Российской Федерации: Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993года // Российская газета 25 декабря 1993г. - №237.
2. Федеральный закон от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" // Собрание законодательства Российской Федерации от 18 октября 1999 г. N 42 ст. 5005.
3. Федеральный закон от 28 августа 1995 г. N 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" // Собрание законодательства Российской Федерации от 28 августа 1995 г. N 35, ст. 3506.
4. Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" // Собрание законодательства Российской Федерации от 22 декабря 1997 г., N 51, ст. 5712.
5. Федеральный закон от 17 января 1992 г. N 2202-I "О прокуратуре Российской Федерации" // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации от 20 февраля 1992 г., N 8, ст. 366.
6. Алексеев С.С. Теория государства и права. Учебное пособие. М., 2002.
7. Венгеров А.Б. Теория государства и права. Ч.2. Теория права. Т.1. М., 1996.
8. Гойман-Червонюк В.И. Очерки теории государства и права. М., 1996.
9. Комаров С.А. Общая теория государства и права. М., 1997.
10. Лазарев В.В., Липень С.В. Теория государства и права. М., 1998.
11. Марченко М.Н. Теория государства и права. М., 1996.
12. Общая теория права и государства / Под ред. В.В. Лазарева. М., 1999.
13. Общая теория права / Под ред. А.С.Пиголкина. М., 1994.
14. Оксамытный В.В. Теория государства и права. М., 2004.
15. Сырых В.М. Теория государства и права. М., 1998.
16. Теория государства и права. Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. М., 2000.
17. Теория государства и права. Учебник для вузов / Под ред. Проф. М.М. Рассолова. – М., 2004.
18. Туманов В.А. Учение о праве // Теория государства и права / Под ред. В.К. Бабаева. – М., 1999.
19. Четвернин В.А. Лекции по теории и права. – М., 2000.
20. Фридмен Л. Введение в американское право. – М., 1993.
|