В рассматриваемый период (20–30-е годы XX века) цели исправления осужденных предполагалось достигать посредством идеологического, нравственного, правового, трудового, эстетического и физического развития личности. В исправительно-трудовом законодательстве закреплялись основные средства исправления осужденных: труд, режим, воспитательная работа, общеобразовательное и профессиональное обучение, общественная активность правонарушителей.
В практике советских исправительно-трудовых учреждений четко прослеживаются 2 этапа:
этап (1920-е – начало 1930-х гг.) ознаменовался поиском новых форм, методов, способов и средств воздействия на личность правонарушителя и особым вниманием, в связи с процессом демократизации общества, к вопросам трудового воспитания и перевоспитания заключенных. Однако уже в конце 1929 года происходит изменение сущности исправительной политики государства, в ызванное необходимостью решения экономических задач, что и привело к созданию новых исправительно-трудовых лагерей в отдаленных регионах страны «по типу Соловецкого»[1].
этап (середина 1930-х–начало 1950-х гг.) напротив, характеризовался как период свертывания любой воспитательной работы, которая не соответствовала задачам государства в предвоенные г оды, период Великой Отечественной войны и послевоенный период восстановления народного хозяйства. Государство переходит к эксплуатации осужденных, используемых в качестве дешевой рабочей силы, для осуществления крупных народнохозяйственных задач.
Основные задачи исправительно-трудовой системы начали формироваться уже на этапе зарождения Советского государства. Вместе с тем они вряд ли могли реализовываться в прежних тюремных зданиях, которые должны были не функционировать в качестве места отбывания наказания, а служить целям перевоспитания и исправления осужденных. Эта целевая
[1] Упадышев Н.В. От Соловков к ГУЛАГУ: зарождение советской лагерной системы // Отечественная история. 2006. № 6. С. 85.
|