1. Понятие и виды функций органов исполнительной власти
Министерство - центральный орган специализированного управления. Практически во всех странах в основании публичной администрации находится министерская система, которая строится, как правило, с учетом отраслевого и программно-целевого принципов с тем, чтобы охватить важнейшие сферы государственного управления и основные направления общественного развития. Отраслевой принцип позволяет создать профессиональный специализированный управленческий аппарат в тех сферах общественной жизни, которые правительство считает постоянным объектом правового регулирования; дает возможность «увязать» разрозненные институты в единую систему в рамках одной управленческой области. Министерства планируют и организуют работу соответствующей отрасли управления, руководят непосредственно подчиненными им предприятиями, учреждениями и организациями, осуществляют контроль за деятельностью всех субъектов права в подведомственной им отрасли.
Несмотря на разнообразие сфер деятельности министерств, в их работе можно усмотреть много общего. Западные административисты обычно выделяют четыре основные функции министерства.
Первая - функция трансформации общенациональной политики в конкретное управленческое действие - состоит в выработке форм и методов деятельности по достижению цели, для осуществления которой было создано министерство. Французские административисты называют эту функцию «функцией одухотворения» деятельности министерства.
Вторая функция - управления министерскими службами - реализуется через установление бюджета, подбор и перемещение личного состава, а также организацию самого министерства: определение его структуры и распределение компетенции министерства между его подразделениями.
Координационная деятельность на министерском уровне - третья функция - находит свое проявление в регулировании повседневной управленческой деятельности, организации взаимоотношений различного рода институтов, организаций, предприятий публичного и частного сектора, а также в координации деятельности ведомств, не входящих в состав министерств, но обязанных согласовывать с ним по определенным вопросам свою деятельность (например, муниципалитеты, проводящие строительные работы, в случаях, предусмотренных законом, обязаны согласовывать свои проекты с министерством, отвечающим за вопросы строительства).
Наконец, четвертая функция - контрольная - реализуется через проведение иерархического и финансового контроля, различного рода инспекций, в ходе которых периодически осуществляется оценка эффективности деятельности администрации и установления ответственности должностных лиц за недостатки в работе.
Усложнение управленческих задач и внедрение в деятельность государственного аппарата достижений научно-технической революции привели к пересмотру основных принципов организации министерств во второй половине XX века. Наиболее перспективным был признан не отраслевой, а предметно-целевой принцип организации центральных органов управления. Высшие государственные органы (парламент, президент, премьер-министр) определяли важнейшие проблемы, решение которых способствовало эффективному развитию общества и государства. В соответствии с этими проблемами выстраивались приоритеты государственного управления. В результате министерства создавались не для управления конкретной, в целом довольно узкой отраслью, а для решения важнейших общественно-политических проблем (таких, как эффективное функционирование экономики, создание комфортной окружающей среды, формирование квалифицированного кадрового потенциала). Министерства укрупнялись, в их состав на правах структурных подразделений включались бывшие отраслевые министерства. Количество министерств сократилось в подавляющем большинстве западных стран в среднем с 20 - 25 до 10 - 15. Новые органы - суперминистерства - экономили как финансовые, так и кадровые ресурсы государственного аппарата, поскольку централизация управления всегда более экономична, чем децентрализация. Изменялись и функции министерств: главными становились не руководство и распорядительство, а координация и контроль.
В зависимости от принципа, положенного в основу их создания, в зарубежных странах выделяются министерства, создаваемые:
- по проблемно-целевому принципу (таких министерств в настоящее время большинство: экономики, окружающей среды, внутренних дел и др.);
- по отраслевому принципу (министерства транспорта, энергетики);
- по принципу обслуживаемой клиентуры (министерства по делам потребителей; ветеранов и молодежи; мелкого бизнеса и др.);
- по территориально-региональному принципу (министерства по делам северных территорий и др.).
Определение оптимального числа министерств, как показывает опыт большинства государств, - весьма непростая задача. Повышение оптимальной границы делает правительственный аппарат громоздким и негибким, а крайнее ограничение количества министерств неизбежно ведет к разбуханию министерского аппарата управления. При всех колебаниях просматривается все-таки общая тенденция к ограничению числа министерств.
Министерская система, как правило, соответствует характеру и масштабу основных задач, стоящих перед государством. Подобно барометру, она чутко реагирует на малейшие изменения в приоритетах государственной
|