1. Понятие и классификация подведомственности дел об административных правонарушениях
Конституцией Российской Федерации (ч. 1 ст. 47) закреплено право каждого на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом. При судебном рассмотрении дел об административных правонарушениях, как правило, осуществляется переход из административной в судебную юрисдикцию, так как производство по делу об административном правонарушении возбуждается уполномоченным субъектом административной юрисдикции до поступления дела в суд.
При поступлении дела судье в первую очередь необходимо определить, подведомственно ли данное дело юрисдикции данного суда, проведено ли расследование дела, т.е. определить подведомственность и подсудность данного дела, исходя из того, что институты подведомственности и подсудности «организуют работу механизма распределения юридических дел между различными юрисдикционными органами». Именно эти институты позволяют реализовывать конституционные права на рассмотрение дела об административном правонарушении тем судьей и в том суде, к подсудности которого оно отнесено законом.
В вопросах подведомственности как правового института отсутствует единый подход, как в нормативных актах различных отраслей права, так и в трудах исследователей, занимающихся данной проблематикой. В последнее время, как справедливо отметил Д.Н. Бахрах, вопрос о разграничении подведомственности существенно усложнился, что связано с растущим количеством органов, управомоченных на разрешение юридических дел[1], и отсутствием четкого нормативного разграничения их полномочий.
Понятие «подведомственность» в литературе в целом устоялось и определяется как:
- относимость нуждающихся в государственно-властном разрешении споров о праве и других юридических дел к ведению определенного органа;
- свойство юридических дел, в силу которого они подлежат разрешению определенными юрисдикционными органами[2].
Аналогичной позиции придерживается Ю.К. Осипов, определяющий подведомственность как «круг споров о праве и иных материально-правовых вопросов индивидуального значения, разрешение которых отнесено к ведению тех или иных органов государства, общественности либо органов смешанного характера». И.В. Панова видит в административной подведомственности часть компетенции и составную часть любой процессуальной формы, определяющую механизм относимости юридического дела (объекта) к ведению государственного (муниципального) органа[3]. Для административного права, равно как и для других отраслей, подведомственность чаще всего определяется тем, кто ведет (вправе решать) определенное юридическое дело[4].
Приведенные положения близки по смыслу и в целом преобладают в литературе[5], но, как справедливо указывает Л.В. Родина, требуют определенной корректировки. Действительно, ряд дел, подведомственных мировому судье в административном процессе, не связан конкретным спором о праве, так как зачастую юрисдикционному органу необходимо просто установить юридический факт того или иного события[6]. Поэтому правильнее и точнее под подведомственностью определять юридическое условие возможности рассмотрения дела, соблюдение которого позволяет юрисдикционному органу разрешить конкретное правоотношение. Право лица, заинтересованного в рассмотрении дела об административном правонарушении мировым судьей, реализуется посредством соблюдения этого условия. В свою очередь, при нарушении подведомственности рассмотреть дело невозможно.
Для правильного, своевременного и справедливого рассмотрения дел об административных правонарушениях большое значение имеет решение
[1] Бахрах Д.Н. Подведомственность юридических дел и ее уровни // Журнал российского права. 2005. № 4. С. 48.
[2] Лакаев О.А. Коллегиальные органы административной юрисдикции, создаваемые в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации: Дис. ... к.ю.н.: 12.00.14. Саратов, 2008; Панова И.В. Актуальные проблемы административного процесса в Российской Федерации: Дис. ... д.ю.н. 12.00.14. Екатеринбург, 2000; Пономарев И.С. Административно-правовая охрана живых ресурсов континентального шельфа и исключительной экономической зоны Российской Федерации: Дис. ... к.ю.н. 12.00.06. М., 2001; Большой юридический словарь / Под ред. А.Я. Сухарева, В.Е. Крутских. М.: Инфра-М, 2004. С. 435 и др.
[3] Панова И.В. Актуальные проблемы административного процесса в Российской Федерации: Дис. ... д.ю.н. 12.00.14. Екатеринбург, 2000. С. 11.
[4] Чудиновских К.А. Подведомственность в системе гражданского и арбитражного процессуального права: Автореф. дис. ... к.ю.н. Екатеринбург, 2002. С. 6.
[5] Филановский В.А. Подведомственность дел об оспаривании нормативных правовых актов: Автореф. дис. ... к.ю.н. СПб., 2002. С. 4; Чудиновский К.А. Подведомственность в системе гражданского и арбитражного процессуального права. СПб., 2004. С. 27 - 28.
[6] Родина Л.В. Правовой статус мирового судьи в административном процессе: Дис. ... к.ю.н. 12.00.14. М., 2008. С. 82.
|