Заключение
Одной из самых актуальных проблем в работе таможенных органов является контроль за определением таможенной стоимости. Проблема точного определения таможенной стоимости является одной из наиболее острых для российских таможенников. Надо отметить, что таможенные органы неоднократно пытались создать механизмы контроля за декларируемой стоимостью. Только за последние годы принят ряд документов, ликвидирующих пробелы в действующем законодательстве. В частности, были введены комбинированные ставки таможенных пошлин. Таможенники получили право определять величину пошлины не только как процент от продекларированной стоимости, но и как фиксированную сумму за каждую единицу веса, объема или площади импортируемого товара. Следующим шагом стало создание механизма контроля по каждому случаю ввоза в страну товаров, чья декларируемая стоимость заметно отличается от установленной ФТС временно-условной оценки, определяемой на основе мировых цен. Но это только временное решение, так как в настоящее время приказы и постановления всегда будут отставать от реальных проблем, и поэтому без каких-либо кардинальных изменений в области определения и контроля таможенной стоимости обойтись нельзя.
На практике существует целый комплекс проблем, связанных с неправильным определением таможенной стоимости товаров, например манипуляции с таможенной стоимостью, а также трудности в применении установленных законодательством методов ее исчисления.
Говоря о манипуляциях с таможенной стоимостью, обычно имеют в виду ее занижение. Это вполне справедливо, если подразумевать в первую очередь фискальную функцию таможенной стоимости как базы для взимания таможенных пошлин, сборов, налогов и иных платежей. В этом случае занижение таможенной стоимости действительно ведет к недополучению платежей в бюджет.
Однако помимо фискальной функции таможенная стоимость является также основой для контроля за репатриацией валютной выручки и вывозом средств в уплату за импортируемые товары. С этой точки зрения актуальной проблемой является не только умышленное уменьшение декларируемой таможенной стоимости, но и ее завышение. Оно позволяет незаконно и бесконтрольно вывозить капиталы за рубеж, повышая реальную стоимостную оценку импортируемого товара и, следовательно, отправляя за пределы Российской Федерации большую, чем следует по сделке, денежную сумму.
Помимо этого, российские филиалы иностранных фирм, а также расположенные в России совместные предприятия могут умышленно завышать стоимость ввозимых в Российскую Федерацию сырья, материалов, комплектующих, используемых при производстве товаров на территории нашей страны, тем самым снижая налогооблагаемую базу, то есть в итоге способствуя уменьшению поступлений в бюджет.
Тем не менее занижение таможенной стоимости также представляет собой серьезную проблему не только с точки зрения фискальной функции ее определения, но и в связи с экономической сущностью данной нетарифной меры регулирования ВЭД. Так, при экспорте товаров занижение таможенной стоимости, так же как и в предыдущем случае, ведет к незаконному вывозу денежных средств с территории России, так как часть реально полученной экспортной выручки не репатриируется из-за границы. Кроме этого, занижение таможенной стоимости при вывозе товаров может повлечь за собой применение санкций против Российской Федерации, в частности антидемпинговых и компенсационных пошлин, если стоимость ввозимых товаров окажется ниже их стоимости внутри страны.
У данной проблемы есть и еще один аспект. Вывоз товаров по заниженной стоимости может вызвать их дефицит на российском рынке, что повлечет за собой повышение внутренних цен и может сделать данные товары труднодоступными для российского потребителя.
Таким образом, становится очевидно, что правильное определение таможенной стоимости важно не только и не столько для взимания должных сумм платежей в бюджет, но также и в целях валютного и экспортного контроля, зашиты российских интересов на международной арене, то есть для обеспечения экономической безопасности и стабилизации страны в целом.
Следовательно, в целях защиты экономических интересов Российской Федерации необходимо правильно определять таможенную стоимость товаров, не допуская манипуляций с нею ни в сторону завышения, ни в сторону занижения.
Как говорилось ранее, для правильного определения таможенной стоимости товаров разработаны шесть методов ее определения. Однако в настоящее время используются практически только два из них: первый и шестой. Такая ситуация уменьшает возможность наиболее точного определения действительной таможенной стоимости товара, что, соответственно, снижает эффективность деятельности таможенных органов. Существует ряд случаев, в которых не может быть применен первый метод определения таможенной стоимости товаров, как-то: отличный от купли-продажи характер коммерческой сделки, наличие зависимости между экспортером и импортером и т.д. Так как в последнее время существует тенденция к увеличению числа подобных сделок, в которых таможенная стоимость не может быть определена первым методом, в распоряжении декларанта и сотрудника таможенных органов остается лишь шестой метод. Проанализируем цели того, что второй, третий, четвертый и пятый методы практически не используются на практике.
Схожие по своим принципам и логике применения методы по ценам сделок с идентичными или однородными товарами используются в крайне редких случаях из-за отсутствия полной и достоверной информации о таких сделках. Это связано с тем, что к сделкам, которые берутся за основу, предъявляется ряд требований и получить информацию о сделках, полностью им удовлетворяющих, в современных условиях трудно и не всегда возможно.
Для решения этой проблемы, связанной с возможностью использования второго и третьего методов, нужно создавать единую базу данных, содержащую сведения о товарах, пересекающих таможенную границу Российской Федерации. Это позволит централизованно отслеживать информацию о стоимости, условиях поставки и иных сведениях, касающихся перемещения товаров через таможенную границу страны. Так как в настоящее время разрабатывается Единая автоматизированная информационная система таможенных органов России (далее - ЕАИС), то вполне возможно, что предлагаемая база данных будет входить в состав ЕАИС.
Сложность в применении метода на основе вычитания стоимости состоит в недостаточной информации. Для определения величины тех расходов, которые необходимо вычесть из внутренней цены товара, нужно владеть статистической информацией о средней величине этих расходов в данном регионе Российской Федерации. В настоящее время подобная информация практически отсутствует: статистические органы нашей страны мало занимаются сбором, обработкой и обобщением информации. Те результаты, которые публикуются, зачастую не доходят до сотрудников таможенных органов. Такая ситуация значительно усложняет работу таможенных органов по определению таможенной стоимости четвертым методом.
Таким образом, чтобы обеспечить возможность применения метода на основе вычитания стоимости, необходимо наладить взаимодействие таможенных статистических органов по сбору и анализу информации в Российской Федерации с целью представления всем заинтересованным лицам, в том числе декларантам и сотрудникам таможенных органов, полной и достоверной информации о средней стоимости предоставляемых посреднических, транспортных, складских и т.п. услуг в данном регионе страны. Для этого будет целесообразно издавать специальные периодические статистические сборники для таможенных органов (в которых будут более подробно описаны стоимость каждого вида товаров и оказываемых услуг).
Метод на основе сложения стоимости оказывается трудно применимым в практике таможенной деятельности, так как иностранный производитель не предоставляет в пользование декларанта калькуляцию себестоимости товара. Это связано с тем, что подобная информация чаще всего носит конфиденциальный характер и представляет собой коммерческую тайну.
Таковы основные причины того, что в практике таможенной деятельности чаще всего применяются только первый и последний методы.
Помимо неполного использования методов определения таможенной стоимости существуют и другие проблемы в этой области. Использование механизма контроля таможенной стоимости сдерживается отсутствием информации о реальной таможенной стоимости товаров, поставляемых в Россию. Подобную информацию ФТС могут получить только от своих коллег за рубежом, оформлявших вывоз этих товаров.
Достаточно сложные проблемы вызывает определение таможенной стоимости товаров, экспортируемых с таможенной территории Российской Федерации. Порядок определения таможенной стоимости товаров, вывозимых с таможенной территории Российской Федерации, устанавливает Правительство России, но нормативно-правовой базы, регламентирующей такой порядок, нет. Поэтому проблема заключается не только в невозврате части экспортной выручки на территорию России и в изначально заниженной таможенной стоимости товаров, вывозимых с таможенной территории Российской Федерации, а также в неправомерном возврате налога на добавленную стоимость. Эта проблема усугубляется положением, сложившимся в вопросе ценообразования на продукцию национального производителя. На сегодняшний день в России нет закона о калькулировании, а действует нормативная база, определяющая издержки производства, относимые на себестоимость продукции. Также в стране отсутствует ценовая информация о продаже и покупке товаров внутреннего производителя.
Список использованной литературы:
1. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) // Российская газета от 25 декабря 1993 г. N 237.
2. Таможенный кодекс Российской Федерации от 28 мая 2003 г. N 61-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации от 2 июня 2003 г. N 22 ст. 2066.
3. Федеральный закон от 21 июля 1997 г. N 114-ФЗ "О службе в таможенных органах Российской Федерации" // Собрание законодательства Российской Федерации от 28 июля 1997 г. N 30, ст. 3586.
4. Закон РФ 21 мая 1993 г. N 5003-I "О таможенном тарифе" // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации от 10 июня 1993 г. N 23 ст. 821.
5. Косаренко Н. Н. Таможенное право России : учебное пособие для вузов / Н. Н. Косаренко, Т. Е. Кочергина . - Ростов н/Д : Феникс , 2005.
6. Романова Е. В. Таможенное право / Е. В. Романова . - СПб. [и др.] : Питер , 2005.
7. Таможенное право : учебник / ред. М. М. Рассолов, ред. Н. Д. Эриашвили . - 2-е изд., перераб. и доп . - М. : ЮНИТИ-ДАНА , 2005.
8. Халипов С. В. Таможенное право : учебник для вузов / С. В. Халипов . - М. : Зерцало-М , 2004
|