Введение 3 1. Проблемы экономических взаимоотношений России со странами СНГ 4 2. Значение СНГ в торговой политике России 11 3. Проблемы взаимоотношений России и СНГ 13 Заключение 18 Литература 20
Заключение Взаимодействие новых суверенных государств в СНГ претерпевает целый ряд метаморфоз. Это обусловлено глобальным противоречием, состоящим в том, что для суверенитета необходимо отделение, а для выживания - интеграция. Именно эти противоположности определяли ход переговоров на высшем уровне СНГ все полтора года его существования. Очень быстро, практически с первого постбеловежского саммита, началось освобождение от иллюзий о возможности единодушных договоренностей по любому вопросу экономики, политики, обороны, гуманитарной сферы. Наибольшее постоянство в сотрудничестве демонстрировали Казахстан, Россия, Узбекистан, Таджикистан, которые участвовали во всех или почти во всех соглашениях. Тяготела к этому и Армения. В то же время с самых первых встреч лидеров СНГ выделилась и группа стран, не стремящихся к укреплению институтов СНГ. Это Туркменистан и Украина. Промежуточную позицию заняла Беларусь, которая поддерживала инициативы в развитии сотрудничества в СНГ, но в то же время не приняла участие в создании военно-политического союза государств-участников СНГ. В целом, в СНГ выявились три группы стран: готовых к тесным связям (конечно, при условии сохранения суверенитета); готовых к скоординированной политике в отдельных областях; и, наконец, ожидающих от участия в СНГ лишь некоторых торговых льгот, режима наибольшего благоприятствования. В итоге все чаще суверенные страны остаются один на один со своими проблемами. Как умеют, они пытаются преодолевать неразрешимые противоречия процесса "разделения - интеграции". В ход идут и договоры некоторых стран-участников, и образование блоков в СНГ, попытки расширения сотрудничества с "дальним зарубежьем". Однако все более отчетливо начинает проявляться тенденция к взаимодействию на основе двусторонних договоров разного типа: от многоплановых договоров о дружбе, сотрудничестве и взаимопомощи, какие, например, заключила Россия с Казахстаном, Узбеки станом и Кыргызстаном, до договоров более ограниченного спектра, например о дружбе с Россией, Туркменистаном, Беларусью, вплоть до договоров по отдельным вопросам, например России и Украины о Черноморском флоте и т.д. Конечно, двусторонние договоры лучше, чем ничего. В определенной мере благодаря им Россия сохраняет свои позиции как "точки притяжения" в СНГ. Но, вместе с тем, двусторонние договоры позволяют уже и Украине, и Казахстану тоже претендовать на такую роль.
Литература Комплексные проблемы экономического сотрудничества и природопользования России и стран СНГ / Под научной редакцией В.А. Вашанова. - М.: СОПС, 2004 - 272с. Мировая политика и международные отношения на пороге нового тысячелетия / Моск. обществ. науч. фонд; Под ред. М.М. Лебедевой. - М.: Издат. центр науч. и учеб. программ, 2000. - 152 с. Примаков Е. М. Россия в мировой политике // Канцлер А. М. Горчаков: 200 лет со дня рождения. - М.: МИД РФ, 1998.
|