Подводя итоги проведенному исследованию необходимо отметить следующее.
Парламентский контроль, на наш взгляд, включает в себя оба аспекта понимания ответственности.
К формам парламентского контроля, характеризующим конституционную ответственность в позитивном смысле, можно отнести: участие парламента в формировании правительства, а также парламентские вопросы, запросы к правительству, слушания и парламентские расследования. Они способствуют надлежащему осуществлению правительством своей социальной роли, выполнению социальных норм, разработке оптимальных политических программ.
Так, в ст.63 Основного закона ФРГ указано, что «...Федеральный канцлер избирается без прений Бундестагом по предложению Федерального президента... Избранным считается тот, кто собрал голоса большинства членов Бундестага. Избранное лицо должно быть назначено Федеральным президентом».
К другой форме парламентского контроля, характеризующей конституционную ответственность в позитивном смысле, относятся вопросы, запросы к правительству, слушания и парламентские расследования. Вот как реализуется данная форма контроля в ряде зарубежных парламентов.
Бундестаг и его комитеты могут требовать присутствия любого члена Федерального правительства (ст.43 Основного закона ФРГ).
Члены Федерального правительства обязаны по требованию Бундесрата принимать участие в его заседаниях и держать Бундесрат в курсе текущих дел (ст.53).
Федеральный министр финансов обязан представлять в парламент отчет обо всех доходах и расходах, а также о состоянии государственного имущества и долга за следующий финансовый год (ст.114) (Основной закон ФРГ).
Палаты (парламента) и их комиссии через их представителей могут требовать любую информацию и содействие у Правительства и присутствия его членов на своих заседаниях.
Бундестаг может выразить недоверие Федеральному канцлеру в форме выбора ему преемника большинством голосов. При этом Федеральный президент должен удовлетворить эту просьбу. Если обращение Канцлера о выражении ему доверия не имеет поддержки большинства членов Бундестага, через 21 день Президент распускает Бундестаг, кроме случаев избрания Бундестагом другого Федерального канцлера (ст.67 Основного закона ФРГ).
1. Зонтхаймер К. Федеративная Республика Германия сегодня. Основные черты политической системы. М.: Памятники исторической мысли, 1996. С. 232-233.
2. Зыгарь Михаил. Elf Aquitaine заправляла Гельмута Коля // Коммерсант. 2001. 8 авг. (http://www.nefte.ru/crime/krim106.htm).
3. Паклин Николай. В Европе взятки гладки // РГ. 1999. 16 дек.
4. Розыбакиев Расул. Господин Коль под следствием // Деловая неделя (http://www.dn.kz/arch/2000/01_00/peace07.htm);
5. Урьяс Ю.П. Механизм государственной власти ФРГ. М.: Наука, 1988. С. 91-93.
6. Урьяс Ю.П. Парламентское право ФРГ // Очерки парламентского права. М., 1993. С. 177-178.
7. Хессе Конрад. Основы конституционного права ФРГ. М.: Юридическая литература, 1981. С. 280.
8. Чернов А. Фотофиниш в пользу Шредера // РГ. 2002. 24 сент.
9. Internet-site of the German Bundestag, 20.11.2003 (www.bundestag.de/htdocs_e/orga/03organs/04commit/03statist.html).
10. Raush H. Parlament und Regierung in der BRD. Minchen, 1967. S. 102. Цит. по: Урьяс Ю. П. Указ. соч. С. 117.
11. Rules of Procedure of the German Bundestag. Published by the Administration of the German Bundestag. January 2000.
|