Кредитно-денежная политика призвана способствовать установлению в экономике общего уровня производства, характеризующегося полной занятостью и отсутствием инфляции.
Главными задачами, стоящими перед всеми центральными банками, является поддержание покупательной способности национальной денежной единицы и стабильности кредитно-банковской системы страны.
Одно из важнейших направлений деятельности центрального банка - рефинансирование кредитно-банковских институтов, направленное на обеспечение стабильности банковской системы. Инструментарий рефинансирования со стороны центрального банка включает предоставление ссуд под учет векселей и ломбардных кредитов, то есть заимствований на кратко- и среднесрочной основе.
Кредитно-денежная политика осуществляется через сложную цепь причинно-следственных связей: политические решения воздействуют на резервы коммерческих банков; изменения резервов воздействуют на предложение денег; изменение денежного предложения меняет процентную ставку; изменение процентной ставка воздействует на инвестиции, и уровень цен.
На сегодняшний день направления денежно-кредитной политики России зависят от цен на нефть, а при высоких ценах на нефть (которые мы и имеем на сегодняшний день) Россия не только не выиграет, а столкнется с весьма трудно разрешимыми проблемами. ЦБ не сможет скупить всю дополнительную валюту, которая поступит в страну, не превысив при этом допустимый уровень увеличения денежной массы. Изымать средства путем увеличения предложения облигаций чревато ростом процентной ставки, что в свою очередь приведет к еще большему притоку средств в страну. А рассчитывать на стерилизационные возможности бюджета не приходится, поскольку власти при поступлении дополнительных средств, как правило, увеличивают госрасходы. А значит - либо высокая инфляция, либо существенное укрепления рубля, причем цифры по укреплению рубля называются до 14%, далее может последовать кризисная ситуация. Однако явных свидетельств того, что банковская система справляется или готова ответить на эти мощные вызовы реальной экономики, пока нет.
Когда речь идет о выделении надзорных функций из круга полномочий Центрального банка Российской Федерации, то, возможно, это окажется целесообразным в будущем, но на сегодня это только ослабляет, а не усиливает возможности, которые имеются у государства по контролю над банковской системой.
В настоящее время имеющиеся различия просто фантастические и порождают непрозрачность банковской отчетности и недоверие к ней. На официальном сайте центрального банка РФ могут быть публикованы взаимоисключающие данные, что ставит под сомнение достоверность банковской отчетности.
К сожалению, и доля кредитов реальному сектору в обшей структуре активов банков снизилась, и этот показатель, исчисленный как процент от ВВП, также снизился и составляет около 12 %. Если сравнить этот уровень с показателями других стран, даже европейских стран с переходной экономикой (около 100%), то окажется, что мы находимся в самом начале пути к эффективному финансовому посредничеству, только обретаем банковскую систему, которая должна ответить на финансовые потребности растущей экономики, уже достаточно острые и требующие активности финансовых посредников.
Кредитно-денежная политика призвана способствовать установлению в экономике общего уровня производства, характеризующегося полной занятостью и отсутствием инфляции. При проведении кредитно-денежной политики наиболее важными активами федеральных резервных банков выступают ценные бумаги и ссуды коммерческим банкам.
Кредитно-денежная политика осуществляется через сложную цепь причинно-следственных связей: политические решения воздействуют на резервы коммерческих банков; изменения резервов воздействуют на предложение денег; изменение денежного предложения меняет процентную ставку; изменение процентной ставка воздействует на инвестиции, равновесный ЧНП и уровень цен.
Преимущества кредитно-денежной политики состоят в ее гибкости и политической приемлемости. Кредитно-денежная политика сталкивается с рядом ограничений и проблем: избыточные резервы, появляющиеся в результате политики дешевых денег, могут не использоваться банками для расширения предложения денег; вызванное кредитно-денежной политикой изменение денежного предложения может быть частично компенсировано изменением скорости обращения денег.
1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (в ред. от 12.07.2006 № 2-ФКЗ) // Российская газета. – 1993. - № 237; Собрание законодательства Российской Федерации. – 2006. - № 29. – Ст. 3119.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) (в ред. от 05.02.2007 № 13 - ФЗ): федеральный закон от 30 ноября 1994 г. № 51 – ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1994. - № 32. - Ст. 3301; Российская газета. – 2007. – № 28.
3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) (в ред. от 05.02.2007 № 13 - ФЗ): федеральный закон от 26 января 1996 г. № 14 –ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1996. - № 5. - Ст. 410; Российская газета. – 2007. – № 28.
4. Уголовный кодекс Российской Федерации: федеральный закон от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ (в ред. от 30.12.2006 № 153 - ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1996. - № 25. - Ст. 2954; Собрание законодательства Российской Федерация. – 2006. - № 31 (ч. I). - Ст. 3452.
5. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ): федеральный закон от 30 декабря 2001 № 195-ФЗ (в ред. от 09.02.2007 № 19 – ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2002. - № 1 (часть I). - Ст. 1; Собрание законодательства Российской Федерации. - 2002. - № 1 (часть I). - Ст. 1; Российская газета. – 2007. – № 31.
6. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24 июля 2002 г. № 95-ФЗ (в ред. от 27.12.2005 № 197 – ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2002. - № 30. - Ст. 3012; Собрание законодательства Российской Федерации. - 2006. - № 1. - Ст. 8.
7. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации: федеральный закон от 14 ноября 2002 № 138-ФЗ (в ред. от 05.12.2006 № 225 – ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2002. - № 46. - Ст. 4532; Собрание законодательства Российской Федерации. – 2006. – № 50. - Ст. 5303.
8. О бухгалтерском учете (в ред. от 30.06.2003 № 86 – ФЗ): федеральный закон от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1996. - № 48. - Ст. 5369; Собрание законодательства Российской Федерации. – 2003. - № 27 (часть I). - Ст. 2700.
9. Об исполнительном производстве (в ред. от 03.11.2006 № 175 – ФЗ): федеральный закон от 21 июля 1997 г. № 119-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1997. - № 30. - Ст. 3591; Собрание законодательства Российской Федерации. - 2006. - № 45. - Ст. 4627.
10. Об обществах с ограниченной ответственностью (в ред. от 27.07.2006 № 138 – ФЗ): федеральный закон от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации.- 1998. - № 7. - Ст. 785; Собрание законодательства Российской Федерации.- 2006. - № 31 (часть I). - Ст. 3437.
11. Об ипотеке (залоге недвижимости) (в ред. от 18.12.2006 № 232 – ФЗ): федеральный закон от 16 июля 1998 г. № 102-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1998. – № 29. - Ст. 3400; Собрание законодательства Российской Федерации. – 2006. - № 52 (часть I). - Ст. 5498.
12. О Центральном банке Российской Федерации (Банке России) (в ред. от 29.12.2006 № 247 – ФЗ): федеральный закон от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2002. - № 28. - Ст. 2790; Собрание законодательства Российской Федерации. - 2007. - № 1. - Ст. 10.
13. О государственных и муниципальных унитарных предприятиях (в ред. от 18.12.2006 № 231 – ФЗ): федеральный закон от 14 ноября 2002 г. № 161-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2002. - № 48. - Ст. 4746; Собрание законодательства Российской Федерации. - 2006. - № 52 (часть I). - Ст. 5497.
14. О кредитных историях (в ред. от 21.07.2005 № 110 - ФЗ): федеральный закон от 30 декабря 2004 г. № 218-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2005. - № 1 (часть I). - Ст. 44; Собрание законодательства Российской Федерации.- 2005. - № 30 (часть II). - Ст. 3121.
15. О банках и банковской деятельности (в ред. от 29.12.2006 № 246 – ФЗ): федеральный закон от 2 декабря 1990 г. № 395-I // Ведомости съезда народных депутатов РСФСР. – 1990. - № 27. - Ст. 357; Собрание законодательства Российской Федерации. - 2007. - № 1. - Ст. 9.
16. Абрамова М.А., Александрова Л.С. Финансы, денежное обращение и кредит. – М.: ИМПЭ, 2003. – 458 с.
17. Албегова И.М., Емцов Р.Г., Холопов А.В. Государственная экономическая политика: опыт перехода к рынку. / Под ред. А.В. Сидоровича. – М.: Дело и сервис, 2002. – 264 с.
18. Экономика: Учебник. / Под ред. Архипова А.И. – М.: Проспект, 2003. - 416 с.
19. Макроэкономика: Учебник / Под ред. Агапова Т.А., Серегина С.Ф. – М.: Изд-во «Дело и сервис», 2003. – 347 с.
20. Экономическая теория: Учебник / Под ред. Большакова А.К. –М.: Изд-во «Пирей», 2004. – 437 с.
21. Мировая экономика. / Под ред. А.С. Булатова. - М.: Юрист, 2004. – 537 с.
22. Вайденгаммер Ю.А. Банк и его операции. - М.: Изд-во «ЭКСМОС», 2004. – 401 с.
23. Войтов А.Г. Экономика. Общий курс. – М.: Информационно-внедренч. центр «Маркетинг», 2002. – 492 с.
24. Вольский А. Условия совершенствования управления экономикой // Экономист. – 2005. - № 9. – С. 3-8.
25. Гамидов Г.М. Банковское и кредитное дело. – М.: Банки и биржи, 2003. – 438 с.
26. Геращенко В.В. О денежно-кредитной политике и ходе реструктуризации банковской системы. // Деньги и кредит. – 2005. - № 6. – С. 5-13.
27. Дробозина В.Н. Финансы, денежное обращение и кредит. – М.: Финансы и статистика, 2003. – 362 с.
28. Егоров Е.В. Экономика общественного сектора: Курс лекций. – М.: ТЕИС, 2002. – 334 с.
29. Банковское дело: Учебник под ред. Е.П. Жарковской. - 4-е изд., испр. и доп. - М.: Омега-Л, 2005. - 452 с.
30. Банки и небанковские кредитные организации, и их операции: Учебник / Под ред. Е.Ф. Жукова. – М.: Вузовский учебник, 2004. – 368 с.
31. Экономическая теория. / Под ред. Камаева В.Д. – М.: ВЛАДОС, 2003. – 640 с.
32. Кейнс Дж.М. Общая теория занятости, процента и денег. М.: Прогресс, 2004. – 372 с.
33. Банковское дело: Учебник / Под ред. д-ра экон. наук., проф. Г.Г. Коробовой. – М.: Юристъ, 2002. – 389 с.
34. Косой А.М. Денежная эмиссия: сущность, свойства и оптимальность. // Деньги и кредит. – 2005. - № 5. – С. 34-45.
35. Миловидов В.Д. Современное банковское дело. – М.: Изд-во «ВЛАДОС», 2004. – 418 с.
36. Никишин А. Проблемы регулирования деятельности небанковских кредитных организаций. // Финансовый бизнес. – 2005. - № 10. – С. 31-33.
37. Экономическая теория. / Под ред. Николаевой И.П. – М.: Финстатинформ, 2004. – 399 с.
38. Романовский М.В. Финансы, денежное обращение и кредит. – М.: Юрайт-издат, 2004. – 381 с.
39. Сажина М.А., Чибриков Г.Г. Основы экономической теории. – М.: ДИС, 2003. – 366 с.
40. Саниев М.С. Банковская система в условиях рыночной экономики. – М.: ИНФРА – М. 2004. – 429 с.
41. Деньги, кредит, банки: серия «Учебники, Уч. пособия / под ред. Свиридова О.Ю. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2004. – 448 с.
42. Сенчагов В.К., Архипов А.И. и др. Финансы, денежное обращение и кредит. – М.: ТК Велби, изд-во Проспект, 2004. – 349 с.
43. Деньги, кредит, банки: Учебное пособие/ под ред. Титовой Н.Е., Кожаева Ю.П. – М.: Гуманитарный изд.центр ВЛАДОС, 2003. – 368 с.
|