Подводя итоги проведенному исследованию необходимо отметить следующее.
К сотруднику правоохранительных органов предъявляется ряд специфических моральных требований. Частично они содержатся в перечисленных нормативных документах, и тогда они носят деонтологический характер, а частично вырабатываются в процессе накопления служебного опыта и складывания традиций. В самом общем моральные требования к сотруднику правоохранительных органов состоят в следующем: отношение к человеку как к высшей ценности, уважение и защита прав и свобод, человеческого достоинства в соответствии с признанными правовыми нормами и общечеловеческими принципами морали; понимание социальной значимости своей роли и высокого профессионализма, ответственности перед обществом и государством; разумное и гуманное использование предоставленных сотруднику правоохранительных органов прав в соответствии с принципами справедливости, гражданского, служебного и нравственного долга; принципиальность, мужество и самоотверженность в борьбе с преступностью, объективность и непредвзятость; безупречность личного поведения на службе и в быту, честность и неподкупность, забота о профессиональной чести, общественной репутации; сознательная дисциплина, исполнительность и инициатива, профессиональная солидарность и взаимопомощь.
Таким образом, нами рассмотрены такие вопросы как приоритеты нравственности и культуры сотрудников правоохранительных органов, и их взаимосвязь. Как, известно, главной сущностью службы работника милиции является служение закону. Но при этом следует всегда помнить, что сам по себе закон не является самоцелью, он существует во имя общественного блага. И закон благо только при том условии, если он осознается обществом как воплощение справедливости, воплощение высшего нравственного начала. Работник милиции постоянно находится в сфере нравственного воздействия общества и своей служебной структуры. С одной стороны, он испытывает воспитательное нравственное воздействие общества, формирующее его в соответствии с принципами общественной нравственности, с другой, он своей деятельностью сам оказывает воспитательное воздействие на граждан. Это те основания на которых построена воспитательная служба в правоохранительных органах. Требования к этой области деятельности правоохранительных органов запечатлены в ряде служебных документов с самого начала их деятельности.
Никто не ставит под сомнение значение нравственности и культуры сотрудника внутренних дел, его моральные качества которыми он руководствуется в работе. Но надо иногда выбираться из-за всех этих нравственных, культурных и моральных хитросплетений, что бы за ними увидеть конкретного человека. Моральный фактор в деятельности правоохранительных органов, вообще, можно охарактеризовать «как конкретное проявление моральных сил личного состава в процессе выполнения им служебных задач. Здоровый моральный фактор способствует успешному решению служебных задач, благоприятствует укреплению всей системы правоохранительных органов, служит повышению ее морального авторитета в обществе». Моральный фактор оказывает воздействие на все стороны жизнедеятельности органов внутренних дел: на эффективность выполнения служебных задач, сплоченность коллектива, отношение сотрудников к своей профессии, их профессиональный рост, удовлетворенность своим трудом, отношение к мерам дисциплинарного воздействия. При этом здоровые моральные качества каждого конкретного сотрудника органов внутренних дел имеют определяющее значение в морально психологическом климате, традициях коллектива, коллективного мнения, формируют преобладающие мотивы поведения и деятельности личного состава, в соотношении мер морального воздействия на сотрудников и т.д.
1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года (в ред. от 12.07.2006 № 2 - ФКЗ) // Российская газета. – 1993. - № 237; Собрание законодательства Российской Федерации. – 2006. - № 29. – Ст. 3119.
2. Уголовный кодекс Российской Федерации: федеральный закон от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ (в ред. от 27.07.2006 № 153 - ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1996. - № 25. - Ст. 2954; Собрание законодательства Российской Федерация. – 2006. - № 31 (ч. I). - Ст. 3452.
3. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации: федеральный закон от 18 декабря 2001 г. № 174-ФЗ (в ред. от 27.07.2006 № 153 - ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2001. - № 52 (Часть I). - Ст. 4921; Собрание законодательства Российской Федерации. – 2006. - № 31 (часть I). – Ст. 3452.
4. О прокуратуре Российской Федерации (в ред. от 04.11.2005 № 138 - ФЗ): федеральный закон от 17 января 1992 г. № 2202-1 // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1995,. - № 47. - Ст. 4472; Собрание законодательства Российской Федерации. – 2005. - № 45. - Ст. 4586.
5. О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений (в ред. от 15.04.2006 № 50 – ФЗ): федеральный закон от 15 июля 1995 г. № 103-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1995. - № 29. - Ст. 2759; Собрание законодательства Российской Федерации. – 2006. - № 17 (часть 1). - Ст. 17779.
6. Об оперативно-розыскной деятельности: федеральный закон от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ (в ред. от 02.12.2005 № 150 - ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1995. - № 33. - Ст. 3349; Собрание законодательства Российской Федерации. – 2005. - № 49. - Ст. 5128.
7. О милиции (в ред. от 27.07.2006 № 153 – ФЗ): закон РФ от 18 апреля 1991 г. № 1026-I // Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. – 1991. - № 16. - Ст. 503; Собрание законодательства Российской Федерации. - 2006. - № 31 (часть 1). – Ст. 3452.
8. Артемьев А.М., Хазов Е.Н., Роль правовой культуры и правосознания в деятельности сотрудников милиции // Закон и право. – 2003. - № 5.
9. Варыгин А.Н. Личность преступника в погонах // Современное право. – 2003. - № 6.
10. Григорьев В.А. Право как средство предупреждения коррупции среди государственных служащих // Конституционное и муниципальное право. – 2003 - № 3.
11. Жуков И., начальник Северо-Кавказкого УВД на транспорте, полковник милиции. Возвращение доверия населения к милиции – задача политическая // Закон и право. – 2002. - №8.
12. Лысенко О.В. Пути повышения эффективности правовых средств борьбы с получением незаконных вознаграждений // Следователь. – 2002. - № 5.
13. Тарасов Н.В. Причины и условия совершения преступлений сотрудниками правоохранительных органов // Закон и право. – 2002. - №8-9.
14. Трахов А.И. Диспозиции составов преступлений против правосудия // Законодательство. – 2002. - № 10.
15. Яни П. доктор юридических наук, профессор. В борьбе с коррупцией эффективны только репрессии // Российская юстиция. – 2001. - № 7.
|