ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В результате проведенного исследования выявлено:
1. Государственное регулирование экономики представляет собой форму управления экономикой, когда государственные органы оказывают воздействие на экономические процессы. Оно имеет важное значение для экономического и социального развития страны. Государство имеет широкий набор средств и методов регулирования экономики, от регулирования экономического законодательства, устанавливая тем самым правила поведения экономических агентов, до воздействия на денежный рынок с помощью политики учетной ставки.
2. Объектами государственного регулирования экономики являются сферы, отрасли, ситуации и явления социально-экономической жизни государства, где возникают долгосрочные проблемы, необходимость решения которых важна для нормального функционирования экономики и поддержания социальной стабильности. Субъектами экономической политики являются носители (социальные группы), выразители и исполнители (органы трех ветвей власти) хозяйственных интересов.
3. Государственное регулирование экономики ставит своей целью соблюдение интересов государства, общества в целом, социально незащищенных слоев населения. Оно направлено на защиту интересов будущих поколений, охрану окружающей среды, предотвращения ее загрязнения, гибели природы. Свои регулирующие функции государство выполняет посредством административных и экономических методов. Система государственного регулирования рыночной экономики базируется на использовании экономических методов.
4. Основными инструментами проведения государственного регулирования экономики являются финансовая и кредитно-денежная политики государства. Финансовой политикой государства представляет собой мероприятия по рациональному использованию финансовых ресурсов. Направления финансовой политики зависят от экономического состояния страны. Кредитно-денежная политика заключается в обеспечении стабильности цен, полной занятости и росте реального объема валового национального продукта, достижение которой возможно с помощью мероприятий, осуществляемых в течение длительного срока и не являющихся быстрой реакцией государства на изменение конъюнктуры.
Таким образом, государство и рынок занимают в социально-экономической системе вполне определенное место, выполняют присущие только им функции и существуют в неразрывном единстве. В условиях рынка перед государством встает огромная задача регулирования элементов рыночной системы с помощью экономических рычагов и в то же время недопустимость разрушения этой системы из-за своего излишнего воздействия.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Амосова В.В., Маховикова Г.А., Гукасьян Г.М. Экономическая теория. СПб.: Питер, 2006г. – 240 с.
2. Бабашкина А.М. Государственное регулирование национальной экономики. Учебное пособие. М.: Финансы и статистика, 2007г. – 480 с.
3. Борисов Е.Ф. Экономическая теория. Учебник. М.: Высшее образование, 2007г. – 391с.
4. Веревкин Л.П. Управление государственным сектором России. Энергия: экономика, техника, экология, 2007г.- N3. – с.42-48.
5. Гранберг А.Г. Стратегия и проблемы устойчивого развития России. М.: Экономика, 2005г. – 414 с.
6. Губин Е.П. Государственное регулирование рыночной экономики и предпринимательства: правовые проблемы. М.: Юрист, 2005г. – 314 с.
7. Иохин В.Я. Экономическая теория. Учебник. М.: Экономист, 2007г. – 861 с.
8. Куликова Л.М. Основы экономической теории. М.: Финансы и статистика, 2007г. – 400 с.
9. Рукина И.М. Сколько государства нужно в экономике? Экономист, 2005г. – №9. – с. 101-104.
10. Савченко В.П. Национальная экономика. Учебник. М.: Экономист, 2007г. – 864 с.
11. Сажина М.А., Чибриков Г.Г. Экономическая теория. Учебник. М.: Норма, 2006г. – 672 с.
12. Ходов Л.Г. Государственное регулирование национальной экономики. Учебник. М.: Экономист, 2006г.- 620 с.
|