Подводя итоги проведенного исследования необходимо отметить следующее.
С 1 июля 2002 г. вступил в силу Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации». Его принятие вызвало политические и юридические дискуссии, так как нормы Закона непосредственно затрагивают статус человека в государстве, его взаимоотношения с последним. В институте гражданства отражены наиболее существенные политико - правовые, социальные, морально - нравственные и психологические связи и отношения, которые существуют между гражданином и государством.
Несомненное достижение Закона - норма о соотношении национального законодательства и международных договоров России, что развивает положение ч. 4 ст. 15 Конституции РФ. Государство, действуя во исполнение своих международно-правовых обязательств, наделяет человека, находящегося в пределах его юрисдикции, определенными правами и обязанностями, предусмотренными в актах международного права. Любой человек может воспользоваться преимуществами, вытекающими из норм международного права, через свое государство в качестве его гражданина. Общепризнанные нормы и принципы международного права, касающиеся вопросов гражданства, непосредственно не регулируют эти отношения. Они лишь устанавливают правовые рамки, в пределах которых каждое государство регулирует собственное гражданство, не затрагивая суверенитет другого государства.
В Законе дано следующее понятие гражданства: гражданство Российской Федерации - устойчивая правовая связь лица с Российской Федерацией, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей. Можно было бы добавить - и ответственности. Ведь взаимная ответственность также присуща отношениям между гражданином и государством.
Институт гражданства является одним из элементов суверенитета российского государства в целом. Согласно ст. 6 Конституции РФ гражданство Российской Федерации приобретается и прекращается в соответствии с федеральным законом, является единым и равным независимо от оснований приобретения. Каждый гражданин России обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией РФ. Гражданин не может быть лишен своего гражданства или права изменить его.
Принятый Закон (ст. 3) легально определяет больше понятий, чем предшествующий. Это и «иностранный гражданин», и «лицо без гражданства», и «территория Российской Федерации», и «проживание».
Закон закрепляет общепризнанные принципы гражданства (ст. 4), что имеет важное значение для построения системы отечественного законодательства и для межгосударственных отношений по вопросам гражданства.
Принципами гражданства России также названы: нелишение гражданства и права изменить его; особая защита прав детей российским государством. В соответствии со ст. 25 Всеобщей декларации прав человека и Конвенцией о сокращении безгражданства одним из важнейших принципов является обязанность каждого государства принимать меры для сокращения числа апатридов на его территории. Данное положение реализовано в комментируемом Законе.
Основополагающим является приобретение гражданства по рождению. Законом последовательно реализуется «принцип крови», согласно которому ребенок независимо от места рождения считается российским гражданином, если его родители являются гражданами России. В случае разного гражданства родителей вопрос решается так: если другой родитель - лицо без гражданства (признан безвестно отсутствующим), ребенок является российским гражданином независимо от места рождения; если другой родитель имеет иностранное гражданство, ребенок будет считаться российским гражданином при условии, что место рождения - Российская Федерация, или при ином решении этого вопроса он станет лицом без гражданства.
Сократился перечень оснований приема в гражданство: исчерпало себя его признание, вместо приобретения гражданства в порядке регистрации закреплен прием в общем и упрощенном порядке.
Общий порядок предусматривает проживание на территории страны в течение пяти лет непрерывно. Помимо увеличения срока проживания законом вводятся следующие условия: наличие законного источника средств к существованию; отказ от имеющегося иного гражданства; обязательство соблюдать Конституцию и законодательство Российской Федерации; владение русским языком. Наличие таких условий дает право характеризовать данное основание как натурализацию.
В основе упрощенного порядка приобретения российского гражданства лежит социальная связь заинтересованного лица (либо его родственников) с Россией. Так, без соблюдения условий проживания и отказа от прежнего гражданства иностранные граждане и лица без гражданства, достигшие восемнадцатилетнего возраста и обладающие дееспособностью, вправе обратиться с заявлением о приеме в российское гражданство, если они родились на территории РСФСР и состояли в прошлом в гражданстве СССР либо имеют хотя бы одного из родителей, состоящего в российском гражданстве. Дети российских граждан также принимаются в российское гражданство без соблюдения вышеуказанных условий. Таким образом, Законом предоставляется максимальная возможность для сохранения юридической связи с родиной большинству соотечественников и создаются для этого наиболее благоприятные условия.
Подлинно демократично и гуманно положение Закона, предусматривающее возможность восстановления в российском гражданстве лиц, ранее в нем состоявших. По сути, это сохранение права на приобретение гражданства без требования полного срока проживания. Известны многочисленные случаи восстановления в гражданстве лиц, ранее потерявших его в связи с событиями, носящими как внутренний, так и международный характер.
Последнее основание приобретения гражданства, закрепленное законом, - это выбор гражданства при изменении государственной принадлежности территории. При изменении Государственной границы Российской Федерации закон предусматривает оптацию. В этом случае лица, проживающие на территории, изменившей государственную принадлежность, имеют право на выбор гражданства в порядке и сроки, определяемые международным договором. Таким образом, оптация регулируется как внутренним законодательством России, так и международными договорами и соглашениями. Возможность выбора гражданства вытекает из международно - правовой договоренности государств.
Обоснованно сокращен перечень оснований прекращения гражданства. К нему относится оптация и выход из гражданства в общем и упрощенном порядке. Упрощенный порядок предусмотрен для лица, проживающего на территории иностранного государства. В выходе из гражданства может быть отказано в одном из трех случаев: при наличии неисполненных обязательств перед государством; привлечении в качестве обвиняемого по уголовному делу либо вступлении в законную силу обвинительного приговора суда; отсутствии иного гражданства и гарантий его приобретения.
Однако некоторые вопросы - условия приобретения гражданства (законный источник средств к существованию, знание русского языка), а также порядок подачи заявлений по вопросам гражданства - требуют детальной регламентации. Поэтому Законом предусматривается принятие Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства, которое будет утверждено Президентом Российской Федерации. В положении подробно будут отражены вопросы, касающиеся порядка приобретения и прекращения гражданства, с целью единообразного исполнения закона всеми органами и должностными лицами. Так же как регламентируется порядок выдачи иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешения на временное проживание и вида на жительство. Тем самым будут защищены права российских граждан, иностранцев и лиц без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации.
1. Всеобщая декларация прав человека (принята на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН резолюцией 217 А (III) от 10 декабря 1948 г.) [Текст] // Российская газета. – 1998. - 10 декабря.
2. Европейская хартия местного самоуправления (Страсбург, 15 октября 1985 г.) [Текст] // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1998. - № 36. - Ст. 4466.
3. Конституция Российской Федерации [Текст]: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года (в ред. от 12.07.2006 № 2 - ФКЗ) // Российская газета. – 1993. - № 237; Собрание законодательства Российской Федерации. – 2006. - № 29. – Ст. 3119.
4. О Правительстве Российской Федерации: (в ред. от 02.03.2007 № 3 – ФКЗ) [Текст] : федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ // Собрание законодательства Российской Федерации.-1997.- № 51. - Ст. 5712; Собрание законодательства Российской Федерации. - 2007. - № 10. - Ст. 1147.
5. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) (в ред. от 30.12.2006 № 276 - ФЗ) [Текст] : федеральный закон от 30 ноября 1994 г. № 51 – ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1994. - № 32. - Ст. 3301; Собрание законодательства Российской Федерации. - 2007. - № 1. - Ст. 39.
6. Семейный кодекс Российской Федерации [Текст]: федеральный закон от 29 декабря 1995 г. № 223-ФЗ (в ред. от 29.12.2006 № 258 - ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1996. - № 1. - Ст. 16.
7. О беженцах (в ред. от 30.12.2006 № 266 – ФЗ) [Текст]: федеральный закон от 19 февраля 1993 г. № 4528-1 // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. – 1993. - № 12. - Ст. 425; Собрание законодательства Российской Федерации. - 2007. - № 1 (часть I). - Ст. 29.
8. О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию (в ред. от 10.01.2007 № 4 – ФЗ) [Текст]: федеральный закон от 15 августа 1996 г. № 114-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1996. - № 34. - Ст. 4029; Собрание законодательства Российской Федерации. – 2007. - № 3. - Ст. 410.
9. О воинской обязанности и военной службе (в ред. от 12.04.2007 № 50 - ФЗ) [Текст]: федеральный закон от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1998. - № 13. - Ст. 1475; Собрание законодательства Российской Федерации. - 2007. - № 16. - Ст. 1830.
10. О статусе военнослужащих (в ред. от 27.12.2005 № 191 – ФЗ) [Текст]: федеральный закон от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1998. - № 22. – Ст. 2331; Российская газета. – 2005. - № 294.
11. О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом (в ред. от 18.07.2006 № 121 – ФЗ) [Текст]: федеральный закон от 24 мая 1999 г. № 99-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1999. - № 22. - Ст. 2670; Собрание законодательства Российской Федерации. - 2006. - № 31 (часть I). - Ст. 3420.
12. О гражданстве Российской Федерации (в ред. от 18.07.2006 № 121 – ФЗ) [Текст]: федеральный закон от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2002. - № 22. - Ст. 2031; Собрание законодательства Российской Федерации. - 2006. - № 31 (часть I). - Ст. 3420.
13. Об альтернативной гражданской службе (в ред. от 06.07.2006 № 104 – ФЗ) [Текст]: федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 113-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2002. - № 30. - Ст. 3030; Собрание законодательства Российской Федерации. - 2006. - № 29. - Ст. 3122.
14. О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации (в ред. от 29.12.2006 № 258 – ФЗ) [Текст]: федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2002. - № 30. - Ст. 3032; Собрание законодательства Российской Федерации. - 2007. - № 1 (часть 1). - Ст. 21.
15. О гражданстве Российской Федерации (утратил силу) [Текст]: закон от 28 ноября 1991 г. № 1948-1 // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. – 1992. - № 6. - Ст. 243.
16. О вынужденных переселенцах (в ред. от 18.07.2006 № 121 – ФЗ) [Текст]: закон от 19 февраля 1993 г. № 4530-I // Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета Российской Федерации. - 1993. - № 12. - Ст. 427; Собрание законодательства Российской Федерации. - 2006. - № 31 (часть I). - Ст. 3420.
17. О Государственной границе Российской Федерации (в ред. от 30.12.2006 № 266 – ФЗ) [Текст]: закон от 1 апреля 1993 г. № 4730-I // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. - 1993. - № 17. - Ст. 594; Собрание законодательства Российской Федерации. - 2007. - № 1 (часть I). - Ст. 29.
18. О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации (в ред. от 18.07.2006 № 121 - ФЗ) [Текст]: закон от 25 июня 1993 г. № 5242-I // Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета Российской Федерации. - 1993. - № 32. - Ст.1227; Собрание законодательства Российской Федерации. - 2006. - № 31 (часть I). - Ст. 3420.
19. Российская Федерация. Президент. Об утверждении Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации [Текст]: указ от 10 апреля 1992 г. № 386 (утратил силу) // Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета Российской Федерации. - 1992. - № 17. - Ст. 952.
20. Российская Федерация. Президент. О мерах по введению иммиграционного контроля [Текст]: указ от 16 декабря 1993 г. № 2145 // Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. - 1993. - № 51. - Ст. 4933.
21. Российская Федерация. Президент. О некоторых вопросах реализации Закона Российской Федерации «О гражданстве Российской Федерации» (утратил силу) [Текст]: указ от 24 октября 1994 г. № 2007 // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1994. - № 27. - Ст. 2854.
22. Российская Федерация. Президент. Об основном документе, удостоверяющем личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации [Текст]: указ от 13 марта 1997 г. № 232 // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1997. - № 11. - Ст. 1301.
23. Российская Федерация. Президент. О подписании Европейской конвенции о гражданстве [Текст]: распоряжение от 6 ноября 1997 г. № 456-рп // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1997. - № 45. - Ст. 5187.
24. Российская Федерация. Президент. Об утверждении Положения о Комиссии по вопросам гражданства при Президенте Российской Федерации и ее состава (в ред. от 07.04.2006 № 332) [Текст]: указ от 14 ноября 2002 г. № 1318 // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2002. - № 46. - Ст. 4570; Собрание законодательства Российской Федерации. - 2006. - № 15. - Ст. 1584.
25. Российская Федерация. Президент. Об утверждении Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации (в ред. от 03.11.2006 № 1226) [Текст]: указ от 14 ноября 2002 г. № 1325 // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2002. - № 46. - Ст. 4571; Собрание законодательства Российской Федерации. - 2006. - № 45. - Ст. 4670.
26. Российская Федерация. Правительство. О временных документах, удостоверяющих гражданство Российской Федерации (утратил силу) [Текст]: постановление от 9 декабря 1992 г. № 950 // Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. – 1992. - № 24. - Ст. 2109.
27. Российская Федерация. Правительство. О мерах по поддержке соотечественников за рубежом (в ред. от 24.02.1999 № 207) [Текст]: постановление от 31 августа 1994 г. № 1064 // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1994. - № 21. – Ст. 2383; Собрание законодательства Российской Федерации. - 1999. - № 10. - Ст. 1233.
28. Российская Федерация. Правительство. Об утверждении Положения об иммиграционном контроле [Текст]: постановление от 8 сентября 1994 г. № 1020 // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1994. - № 21. - Ст. 2384.
29. Актуальные проблемы гражданства [Текст]. - М., 2003. – 388 с.
30. Баглай М.В., Габричидзе Б.Н. Конституционное право Российской Федерации: учебник для юриди. вузов и факультетов [Текст] / М.В. Баглай, Б.Н. Габричидзе. — М.: Изд. группа ИНФРА. М — КОДЕКС, 2004. – 644 с.
31. Блинов А.Б., Чаплин Н.Ю. Гражданство России: проблемы и перспективы [Текст] / А.Б. Блинов, Н.Ю. Чаплин // Конституционное и муниципальное право. – 2002. - № 4. – С. 9 – 16.
32. Варлен М. Новые аспекты института Российского гражданства [Текст] / М. Варлен // Законность. - 2002. - № 12. – С. 8 – 15.
33. Варлен-Бевз М.В. Сравнительный анализ законодательства о гражданстве стран Содружества Независимых Государств. Автореф. дис... канд. юрид. наук [Текст] / М.В. Варлен-Бевз. - М., 1999. – 82 с.
34. Головистикова А.Н. Прекращение гражданства РФ: сравнительный анализ законов о гражданстве 1991 и 2002 годов [Текст] / А.Н. Головистикова // Законодательство и экономика. – 2005. - № 5. – С. 18 – 21.
35. Горшкова С.А. Стандарты Совета Европы по правам человека и российское законодательство [Текст] / С.А. Горшкова. – М., 2006. – 560 с.
36. Козлова Е. И., Кутафин О. Е. Конституционное право России: учебник. – 2-е изд. перераб. и доп. [Текст] / Е.И. Козлова, О.Е. Кутафин. – М.: Юристъ, 2005. – 438 с.
37. Мезенцева А. Новое в законодательстве о гражданстве РФ [Текст] / А. Мезенцева // Законность.- 2004. - № 2. – С. 11 – 13.
38. Миронов В.О. Институт гражданства Союзного государства [Текст] / В.О. Миронов // Гражданин и право. – 2006. - № 2. – С. 16 – 18.
39. Миронов В.Ф., Миронова А.В. Гражданство в Российской Федерации: Российские и международные акты. Комментарий законодательства [Текст] / под общ. ред. канд. юрид. наук В.Ф. Миронова. – М.: Издательство НОРМА, 2003. – 512 с.
40. Овчинников И.И. Российское гражданство: новый правовой статус [Текст] / И.И. Овчинников // Гражданин и право. – 2002. - № 9/10. – С. 15 – 19.
41. Павлушкин А. Прием в гражданство и «приказное» правотворчество [Текст] / А. Павлушкин // Законодательство и экономика. – 2002. - № 9. –С. 17 – 19.
42. Рябов В.В., Хаванов Е.И. Основы гражданственности [Текст] / В.В. Рябов, Е.И. Хаванов // Гражданин и право. – 2006. - № 9.
43. Травина О.В. Иностранные граждане и лица без гражданства (апатриды) в России [Текст] / О.В. Травина // Законы России: опыт, анализ, практика. – 2006. - № 2. – С. 12 – 15.
44. Чурюмов С.Б. Корпоративное гражданство [Текст] / С.Б. Чурюмов // Кадровая служба и управление персоналом предприятия. – 2006. - № 6. – С. 14 – 16.
|