Подводя итог рассмотрению основных и наиболее часто встречающих спорных положений, регулирующих порядок исполнения обязательств по банковской гарантии, хотелось бы обратить внимание на особенность исполнения принятых обязательств, а также на правовой режим ответственности гаранта.
Данный аспект интересен, в первую очередь, тем, что иногда, при заключении соглашения о выдаче банковской гарантии или при изъявлении желания воспользоваться указанным способом обеспечения, предприятия не учитывают специфику распределения убытков, возникающих в результате нарушения ими, как принципалами, обязательств по обеспечению банковской гарантии.
В соответствии со ст. 375 ГК РФ гарант, получивший от бенефициара требование об оплате денежной суммы по банковской гарантии, оформленное в письменном виде с приложением указанных в гарантии документов, по общему правилу, обязан незамедлительно сообщить о ее получении принципалу и в разумный срок рассмотреть ее. При этом законодательством ограничено право гаранта отказывать бенефициару в удовлетворении требований по банковской гарантии. В соответствии со ст.376 ГК РФ гарант имеет право отказать в удовлетворении требовании в случаях:
1. Если требования по банковской гарантии предъявлены гаранту после истечения сроков гарантии (п.1 ст.376). Срочность действия банковской гарантии означает, что в тексте обязательно должен быть определен ее срок, который может быть не только установлен в виде конкретной даты, но и связан с наступлением каких-либо событий.
2. Если требование, заявленное бенефициаром, либо документы, приложенные к ней, не соответствуют условиям гарантии.
Гарант отвечает перед бенефициаром в пределах суммы банковской гарантии (п.1 ст.377 ГК РФ). Однако в случае, если гарант не исполнил или не надлежащим образом выполнил свои обязательства, к нему могут быть предъявлены требования о возмещении убытков, уплаты пеней, и иных расходов, которые понес бенефициар в связи с ненадлежащем исполнением обязательств гарантом. При этом указанная ответственность может и не ограничиваться размерами банковской гарантии, если иное не предусмотрено в гарантии (п.2 ст.377 ГК РФ).
Удовлетворение гарантом требования бенефициара не лишает первого права обратиться к принципалу с регрессными требованиями (ст.379 ГК РФ). При предъявлении исков с регрессными требованиями необходимо учитывать следующее:
1. Возможность предъявления регрессных требований к принципалу ставится в зависимость от закрепления такого права в соглашении о выдаче банковской гарантии.
2. Иными словами, если между принципалом и гарантом нет договоренности о праве последнего предъявить принципалу регрессные требования в случае наступления гарантийного случая именно по вине последнего, гарант не вправе будет обратиться в арбитражный суд с иском о возмещении сумм, уплаченных бенефициару по банковской гарантии в порядке регресса.
3. В случае, если в соглашении о выдаче банковской гарантии предусмотрено право гаранта заявлять регрессные требования, гарант может потребовать возмещения лишь сумм, уплаченных бенефициару в соответствии с условиями гарантии. При этом гарант вправе потребовать от принципала возмещения и иных сумм, выплаченных бенефициаром, если такое право прямо зафиксировано в соглашении гаранта и принципала о банковской гарантии. Под иными суммами следует понимать уплаченные бенефициару суммы, не предусмотренные гарантией или связанные с нарушением гарантом своих обязательств перед бенефициаром.
- Конституция Российской Федерации. «Российская газета» от 25 декабря 1993 г.
- Гражданский кодекс Российской Федерации (части первая, вторая и третья) (с изменениями от 20 февраля, 12 августа 1996 г., 24 октября 1997 г., 8 июля, 17 декабря 1999 г., 16 апреля, 15 мая 2001 г., 21 марта, 14, 26 ноября 2002 г., 10 января, 26 марта 2003 г.). "Российская газета" от 8 декабря 1994 г.
- Арбитражный процессуальный кодекс РФ от 24 июля 2002 г. N 95-ФЗ. "Российская газета" от 27 июля 2002 г. N 137.
- Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 5 мая 1995 г. N 70-ФЗ (с изм. и доп. от 24 июля 2002 г.) (утратил силу). "Российская газет" от 16 мая 1995 г.
- Указание ЦБР от 3 июня 2003 г. N 1288-У "О внесении изменений и дополнений в Инструкцию Банка России от 22 июля 2002 года N 102-И "О правилах выпуска и регистрации ценных бумаг кредитными организациями на территории Российской Федерации". "Вестник Банка России" от 10 июля 2003 г. N 38.
- Банковское право: Учебное пособие / Арефьева Н.Н., Волкова И.А., Карабанова К.И. и др. - 2-е изд., перераб. и доп.. - Волгоград; Изд-во Волгогр. ун-та, 2003. - 596 с.
- Гаврин Д.А. Актуальные вопросы правового регулирования банковских гарантий // Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. - М.; ЮРИТ-Вестник, 2003. - № 11.
8. Дарья Поздеева. Нюансы банковской гарантии. Журнал консультант. №8. 2006г. – 35с.
- Еремычева И., Ермаков С. Банковская гарантия как способ обеспечения исполнения обязательств // Право и экономика. - М.; Юрид. Дом "Юстицинформ", 2004. - № 10.
- Смирнова П.В. О принципе независимости обязательства гаранта в банковской гарантии // Банковское право. - М.; Юрист, 2005. - № 1.
- Финансовое право: Учебник для вузов / Эриашвили Н.Д. -изд., перераб. и доп.. - М.; Закон и право, ЮНИТИ-ДАНА, 2006. - 727 с.
|