Подводя итоги проведенного исследования необходимо отметить следующее.
Согласно ст. 23 Устава ООН Совет Безопасности состоит из 15 членов Организации. Из них 5 являются постоянными, а именно: Россия. Китай. Франция. Великобритания и Северная Ирландия, США. Генеральная Ассамблея избирает 10 других членов ООН в качестве непостоянных членов. Последние избираются на двухгодичный срок, и при их избрании должное внимание уделяется степени участия кандидатов в поддержании международного мира и безопасности и в достижении других целей Организации, а также справедливому географическому распределению.
Места непостоянных членов Совета распределяются следующим образом: от Азии и Африки — 5 членов. Восточной Европы — 1, Латинской Америки и Карибского моря — 2, Западной Европы, Канады, Ноной Зеландии и Австралии — 2 члена.
В последние годы на сессиях Генеральной Ассамблеи весьма активно обсуждается вопрос об увеличении числа членов Совета Безопасности до 20 и более, в том числе постоянных — до 7—10.
Функции и полномочия Совета Безопасности сводятся к следующему: а) поддерживать международный мир и безопасность в соответствии с целями и принципами ООН; б) расследовать любые споры или ситуации, которые могут вызвать международные трения; в) делать рекомендации относительно методов урегулирования таких споров или условий их разрешения; г) вырабатывать планы для создания системы регулирования вооружений, определять наличие угрозы миру или акта агрессии и делать рекомендации о мерах, которые надлежит принять; д) призывать государства — члены ООН к применению экономических санкций и других мер, не связанных с использованием вооруженных сил, для предупреждения или прекращения агрессии; е) предпринимать военные действия против агрессора; ж) делать рекомендации относительно приема новых членов и условий, на которых государства могут стать участниками Статута Международного суда; з) осушест&тять в стратегических районах функции ООН по опеке; и) делать рекомендации Генеральной Ассамблее относительно назначения Генерального секретаря и вместе с Генеральной Ассамблеей выбирать судей Международного суда; к) представлять ежегодные и специальные доклады Генеральной Ассамблее.
Устав ООН наделяет Совет Безопасности правом на применение временных и принудительных мер. Временные меры направлены на предотвращение ухудшения ситуации и не должны наносить ущерба правам, притязаниям или положению заинтересованных сторон. Такие меры могут включать требование к сторонам прекратить вооруженные действия, отвести войска на определенные рубежи, а также прибегнуть к той или иной процедуре мирного урегулирования, включая вступление в непосредственные переговоры, обращение к арбитражу, использование региональных организаций и органов. Временные меры не носят принудительного характера. Они не являются юридически обязательными для сторон, но Совет Безопасности в соответствии со ст. 40 Устава ООН «должным образом учитывает невыполнение этих временных мер».
Принудительные меры подразделяются на меры, не связанные с использованием вооруженных сил, и на действия с применением вооруженных сил (ст. 41 и 22 Устава). Применение их — исключительная компетенция Совета Безопасности, составляющая одно из важнейших его полномочий.
1. Всеобщая декларация прав человека (принята на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН резолюцией 217 А (III) от 10 декабря 1948 г.) // Российская газета. – 1998. - 10 декабря.
5. Устава Организации Объединенных Наций (Сан-Франциско, 26 июня 1945 г.) // Сборник законов СССР и указов Президиума Верховного Совета СССР. - 1938 – 1975/ - Т. 2. - С. 237.
6. Устав Содружества Независимых Государств // Бюллетень международных договоров. - 1994. - № 1. - С. 4.
7. Декларация о дальнейшем единении России и Беларуси (Москва, 25 декабря 1998 г.) // Бюллетень «Таможенные ведомости». – 1999. - № 7.
11. Второй Факультативный Протокол к Международному пакту о гражданских и политических правах, направленный на отмену смертной казни (принят и открыт для подписания на 82-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН резолюцией 44/128 от 15 декабря 1989 г.) // Советская юстиция. – 1992. - № 7-8. – С. 38.
12. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) (с изменениями и дополнениями по состоянию на 25.03.2004) // Российская газета. – 1993. - 25 декабря. - № 237; Собрание законодательства Российской Федерации. – 2004. - 29 марта. - № 13. - Ст. 1110.
13. Абдуллаев М.И. Права человека: Историко-сравнительный анализ. - СПб: Изд-во СПб ун-та, 1998. - 283 с.
14. Алексеева Л.Б. Международные нормы о правах человека и применение их судами Российской Федерации: Практ. пособие.- М.: Права человека, 2002. - 426 с.
15. Валеев Р.М. Контроль в соверменном международном праве. – Казань, 2001.- С. 157.
16. Европейское право: Учеб. для вузов / Под общ. ред. д-ра юрид. наук, проф. Л. М. Энтина. - М.: НОРМА, 2003. - 720 с.
17. Европейское право: Учеб. для вузов / Под общ. ред. д-ра юрид. наук, проф. Л. М. Энтина. - М.: НОРМА, 2003. – 542 с.
18. Иванов Г.И. Права человека: Сб. международно-правовых документов. - Мн.: НИУП, 2003. – 310 с.
19. Права человека: Учеб. пособие / А.Л. Гусев, Я.С. Яскевич, Ю.Ю. Гафарова и др. - Мн.: ТетраСистемс, 2002. – 566 с.
20. Права человека: Учебник для вузов / От в. ред. Чл.-корр. РАН, д.ю.н. Е.А. Лукашева. – М.: Издательство НОРМА, 2004. – 788 с.
21. Хлестов Н.Н. перспективы развития контроля за соблюдением международных обязательств государств // Российский ежегодник международного права. – СПб., 2000. – 418 с.
22. Шаров В.И. Учебное пособие по специализированному курсу международного права. - Мн.: НИУП, 1997. - 54 с.
|