Институциональный (субъектный) уровень представляет собой систему субъектов (государственных органов и органов местного самоуправления, их должностных лиц, уполномоченных государством субъектов).
Президент как политический лидер, определяющий основные направления внутренней и внешней политики государства (ст. 80 ч. 3 Конституции), не может быть объективным и непредвзятым при оценке своего политического курса. Его главная задача состоит прежде всего в том, чтобы реализовать свою политическую программу через исполнительную власть, то есть через Правительство и другие исполнительные госорганы, которые ему непосредственно или опосредованно подчиняются и которые он фактически формирует. В этом смысле арбитражная и посредническая функции российского Президента уходят как бы на второй план при возникновении напряженности между законодательными органами и Правительством, поскольку федеральная исполнительная власть проводит в жизнь политический курс Президента. Это, кстати, видно из продолжающегося противостояния Президента и Государственной Думы. Видимо, обе стороны не вполне осознают необходимость объединения усилий в решении главных вопросов социально - политического развития. Имеется в виду даже не политическое единство, а хотя бы элементарное деловое сотрудничество ведущих органов государственной власти.
В настоящее время отсутствие парламентской поддержки Президенту и Правительству и откровенно выражаемое им недоверие Государственной Думы свидетельствует о продолжении глубокого политического и экономического кризиса. Развязки не видно, по крайней мере, до будущих парламентских и президентских выборов. Видимо, оптимистические выводы могут последовать только тогда, когда Президент, парламент и Правительство будут действовать скоординировано, на основе согласованной общеполитической программы выхода из экономического кризиса.
Ивановский В. Государственное право. – М., 2004.
Конституция Российской Федерации: Проблемный комментарий / Отв. ред. В.А. Четвернин. М., 1997.
Научно - практический комментарий к Конституции Российской Федерации / Под ред. В.В. Лазарева. М.: "Спарк", 1997.
Розин В.М. Два взгляда на природу власти (власть как психологический и институциональный феномен и как дискурс) // Право и политика. №3,2000. – С. 5 – 12.
|