Таким образом, парламентаризм можно понимать по-разному. Основные варианты таковы. Во-первых, в смысле верховенства парламента в системе государственных органов. В этом случае он существует только в парламентарных монархиях и республиках. Во-вторых, в смысле наличия реально действующего парламента, что возможно в условиях демократического политического режима. Парламентаризм признается и в президентских, и в полупрезидентских (дуалистических) республиках. В-третьих, в смысле наличия парламента, как независимо и самостоятельно действующего, так и ограниченного в своей деятельности. Тогда рассматриваются проблемы парламентаризма, характерные для современной государственности, при наличии демократического или недемократического или же смешанного политического режима. И, в-четвертых, в смысле идеи коллегиального выборного представительного органа, обсуждающего и принимающего в рамках всего общества наиболее важные решения. Здесь о проблемах парламентаризма можно говорить в глобальном историческом плане - с древнейших времен до наших дней. Именно в этом смысле рассматривается история развития идей парламентаризма в России.
Парламентаризм как конституционно-правовое явление, с одной стороны, опирается на целый ряд общих принципов - разделение властей, непосредственная и представительная демократия, правовой характер государства, обеспечивающий верховенство закона, законность - выступающих в качестве основ конституционного строя. С другой стороны, он непосредственно проявляется в определенном положении, функциях и компетенции парламента, коллегиальных, гласных процедурах работы, определенном правовом и социальном статусе депутатов и т.д.
Сам парламентаризм, будучи достаточно распространенной конституционно-правовой категорией, в числе основ конституционного строя в отечественной литературе по конституционному праву не указывается. Парламентаризм как политическая практика представляет собой непосредственную реализацию принципов демократического, республиканского, правового государства, а как идея дополняет содержание этих принципов, служит их концептуальному развитию. По своему значению парламентаризм может рассматриваться и среди конституционных характеристик государства.
Помимо этого парламентаризм исследуют и в русле развития идей либерализма и конституционализма. Рассматривая историю конституционализма, невозможно уйти от проблем парламентаризма и парламентского права.
В силу все большего распространения всеобщего избирательного права значение парламента как органа, представляющего все общество, повышается. Однако и в зарубежной, и в отечественной литературе отмечаются обстоятельства, которые в той или иной степени ограничивают ведущее положение парламента даже в современных демократических государствах. Это и усиление позиций исполнительной власти, в руках которой сосредоточены огромные полномочия во всех сферах управленческой деятельности, и фактическая монополизация политического процесса политическими партиями, появление такого феномена, как партийное государство. Принятие решений перемещается в руководство политических партий, велико значение партийной бюрократии. Это и широкое развитие представляющих различные интересы общественных организаций, а также средств массовой информации. Парламентарии практически никогда не рискуют идти наперекор общественному мнению, в определенной степени теряя самостоятельность. Помехи в деятельности парламента создает и наличие оппозиции, не всегда конструктивной, и воздействие на него различных групп давления, стремящихся к принятию выгодных для определенных социальных групп или элитных группировок законов.
Значимость парламентаризма как конституционно-правового института трудно переоценить. Теория парламентаризма как составляющая часть науки конституционного права переживает сейчас период бурного развития. Ее задача - указать верные ориентиры в совершенствовании деятельности законодательных органов.
Немаловажное значение для развития теории парламентаризма имеют и исторические исследования. Между тем многие его конкретные проблемы - развитие взглядов на статус, функции, структуру, внутреннюю организацию и порядок работы парламента - до сих пор не были предметом специального исторического изучения.
1. Виноградов В.А. Конституционная ответственность: вопросы теории и правовое регулирование. - М., 2000.
2. Долло Л. Общие сведения об административном праве Франции. М., 1995.
3. Иностранное конституционное право / отв. ред. В.В. Маклаков. - М., 1996.
4. Конституции государств Европы: В 3 т. М., 2001. Т.2.
5. Конституции зарубежных стран. - М., 1996.
6. Конституционное (государственное) право зарубежных стран (в 4-х томах) / отв. ред. Б.А. Страшун. - М. Бек, 2004.
7. Конституционное право зарубежных стран / под ред. Баглая М.В., Лейб Ю.И. - М., 2000.
8. Конституционное право зарубежных стран. Конспект лекций / О.Г. Овчинникова, А.В. Селянин и др. - Феникс Ростов-на-Дону, 2004.
9. Ледях И.А. Механизмы защиты прав и свобод человека и гражданина в зарубежных государствах // Права человека. М., 2000.
10. Мишин А.А. Конституционное (государственное) право зарубежных стран. - М., 1999.
11. Решетников Ф.М. Правовые системы стран мира. - Справочник. - М., 1993.
12. Современные зарубежные конституции. - М., 1992.
13. Старилов Ю.Н. Административная юстиция. М., 2001.
14. Чиркин В.Е. Конституционное право зарубежных стран. - М., Юристъ, 2003.
15. BoudantJ. La crise idetitaire du Parlament francaise / Revue du droit public et de la science politique en France et a l,etranger, 5, september - october 1992.
16. BoudantJ. La crise idetitaire du Parlament francaise / Revue du droit public et de la science politique en France et a l,etranger, 5, september - october 1992.
17. CluzelJ. Le Senat dans la societe francaise. - Paris, 1990.
18. CluzelJ. Le Senat dans la societe francaise. - Paris, 1990.
19. HurstW. The Law in the United States History. American Law and Constitutional Order: Historical Perspectives. Ed. By N. Schreiber. - London: Cambridge, 1988.
20. HurstW. The Law in the United States History. American Law and Constitutional Order: Historical Perspectives. Ed. By N. Schreiber. - London: Cambridge, 1988.
21. Kaspari P. Suomen valtiosaanto. - Helsinki-Vammala, 1977.
22. Kaspari P. Suomen valtiosaanto. - Helsinki-Vammala, 1977.
23. Lois et DectartsJournal Officiel de la Republique Francaise. 1993. - 16 fevrier.
24. Lois et DectartsJournal Officiel de la Republique Francaise. 1993. - 16 fevrier.
25. Loquet P. Les commissions parlementaires permanents de la Ve Republique. - Paris, 1982.
26. Loquet P. Les commissions parlementaires permanents de la Ve Republique. - Paris, 1982.
27. SanquinettiA. Sugets ou citouyes. - Paris, 1977.
28. SanquinettiA. Sugets ou citouyes. - Paris, 1977.
|