Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Поиск

Категории раздела

Диплом [327] Курсовая [699]
Реферат [397] Отчет [11]




Пт, 03.05.2024, 21:40
Приветствую Вас Гость | RSS
ДИПЛОМНИК т.8926-530-7902,strokdip@mail.ru Дипломные работы на заказ.
Главная | Регистрация | Вход
КАТАЛОГ ДИПЛОМНЫХ, КУРСОВЫХ РАБОТ


Главная » Каталог дипломов » бесплатно » Диплом [ Добавить материал ]

Исследование понятия "время" и его использование в психологической практике
Диплом | 19.11.2014, 19:46

СКАЧАТЬ РАБОТУ БЕСПЛАТНО - 

1. Введение

Современный человек живет в мире, который изменяется все быстрее и быстрее: ускоряется транспорт и производство, ускоряются технологические и информационные процессы, изменяются государства и общество. Ускоряется само ускорение – фактически мы уже все время живем в эпоху перемен. В столь быстро меняющемся мире экономическая и социальная значимость фактора времени необычайно высока, а вопросы освоения времени: использования, распределения, управления – просто рассматриваются как ключевые для достижения успеха. Улучшение навыков освоения времени, а также выявление индивидуальных особенностей и их продуктивная интеграция в профессиональную деятельность – вот социально значимые точки приложения сил практической психологии.
Человеческая жизнь ограничена во времени – это естественное и объективное ограничение, которое рано или поздно встает перед каждым человеком. Чем больше возможностей открывается для развития, роста и совершенствования, тем острее это ограничение проявляется и ведет к скрытым и явным психологическим конфликтам между желаниями и возможностями, личным и социальным. Высокие темпы изменения внешней среды человека лишь усиливают и усугубляют конфликты такого рода. Без преувеличения можно сказать, что вопросы со временем приходится решать каждому, и высокое качество жизни просто невозможно без успешного их разрешения. В рамках данной работы исследуется понятие «время» и связанные с ним вопросы психологической практики. Целью исследования является обеспечение теоретической и мировоззренческой базы для решения связанных с понятием «время» задач в психологической практике.
Основные задачи исследования:
    систематизировать связанные с понятием «время» теоретические и практические знаний;
    сформировать целостную мировоззренческую картину, которая обладает качествами нейтральности и конструктивности (может быть интегрирована с минимальными изменениями в мировоззрение психолога и позволяет разрешать проблемы);
    выработать рекомендации по использованию понятия «время» в психологической практике и решению связанных с этим понятием задач.
Первая гипотеза исследования состоит в необходимости многопозиционного рассмотрения связанных с понятием «время» проблем. Время в контексте психологической практики необходимо рассматривать с нескольких позиций, в которых «время» является частью:
    объективной физической реальности (включающей в себя как внешний мир, так и самого человека), в которой время отражает необратимость явлений и суть шкала для соизмерения скорости различных процессов;
    социальной реальности, в которой время используется для согласования действия субъектов и событий;
    психологической (индивидуальной субъективной) реальности.
Вторая гипотеза заключается в необходимости уточнения возможностей и границ влияния психологических методов в решении проблем, связанных с понятием «время».
Теоретическая значимость исследования определяется охватом основных русскоязычных источников по связанной с понятием «время» в психологической литературе и созданием общей картины достижений в этой области. Практически ценным исследование делает возможность использование результатов в работе консультантов и тренеров независимо от их школы или традиции.
Рассмотрение темы исследования начинается с краткого обзора возможных психологических проблем «со временем». Последние рассматриваются в более широком контексте текущих особенностей социальной и культурной жизни современного жителя крупного города. Для дальнейшего погружения в тему производится краткое рассмотрения понятия «время», как с гуманитарной (философия, социология), так и с естественно-научной (физика) точек зрения. Отдельный раздел посвящен анализу основных подходов и достижений тайм-менеджмента, как практической и наиболее близкой к психологии дисциплины.
Рассмотрение понятия «время» в психологии начинается с наиболее изученной точными методами области индивидуального восприятия времени. Затем рассматриваются выявленные психологами с помощью статистических методов типы личности. Такие типологии при наличии диагностических инструментов могут эффективно использоваться для учета индивидуальных особенностей при решении задач психологической практики. При всех достижениях в этой области остается открытыми ряд важных с нашей точки зрения вопросов. Нет определенности, что и какими методами можно корректировать, а что является неизменными характеристиками индивида (например, в силу психо-физиологических причин). Поискам ответов на эти вопросы и вариантам возможных объяснений самого феномена «время» в психике посвящен следующий раздел исследования, в котором рассматриваются наиболее полные, непротиворечивые и конструктивные на наш взгляд теории. Обзор психологических знаний о времени завершается рассмотрением нескольких источников психологических проблем «со временем». Этот обзор не претендует на полноту, поскольку каждая психологическая школа может свое уникальное объяснение появления такого рода проблем. Примеры призваны подчеркнуть значимость в контексте исследования следующих факторов:

СКАЧАТЬ РАБОТУ БЕСПЛАТНО - 

    ограниченность человеческой жизни;
    влияние социальной составляющей и жизненной ситуации на психику;
    влияние скрытой (внесознательной) части психики.
Переход к формированию практических рекомендаций начинается с формулирования самой задачи овладения временем, как задача прикладной психологии. Рассматривается социальная и индивидуальная составляющие проблем, формулируются различные практические задачи по овладению временем. Особое внимание уделяется важности сокращения потерь времени, достижения целостности и осмысленности. Рассматриваются возможные пути улучшения освоенности времени, в частности, путем улучшения навыков распределения и наполнения времени.

1.1    Психологические проблемы как «проблемы со временем»
время психологический тренинг
Примерами психологических проблем «со временем» могут быть следующие утверждения и связанные с ними негативные переживания:
1.    «я убиваю время и ничего не могу с этим поделать» – человек испытывает чувство неудовлетворенности от своей низкой эффективности использования своего времени;
2.    «я ничего не успеваю» – ощущение постоянной нехватки времени, постоянный цейтнот;
3.    «жизнь проходит мимо», «я бегу как белка в колесе и никуда не двигаюсь» – неудовлетворенность достигнутыми результатами, и как следствие низкая самооценка;
4.    «я плыву по течению, от меня ничего не зависит» – ощущение отсутствия влияние на течение жизни;
5.    «я не могу ничего спланировать» – ощущение отсутствие жизненной перспективы.
Временная компонента является важной составной частью психологических недугов и системных психологических кризисов [1]. В то же время с нашей точки зрения каждая конкретная проблема со временем (переживание) являются лишь симптомом некоторой психологической проблемы (внутреннего конфликта) человека. Соответственно, разрешение проблем со временем и овладением временем возможно только при условии разрешения исходных психологических конфликтов. Поскольку вся деятельность человека протекает во времени, то конфликтные ситуации отражаются в восприятии времени: «я не успеваю», «мне не хватает времени», «время уходит впустую», «зря прожигаю жизнь» и т.д. В частности, психологическими причинами проблем со временем (подробнее см. п. 3.4) могут быть: 
    внутренне противоречивая система ценностей (особенно при оценке в разных временных масштабах);
    непонимание или игнорирование собственных жизненных ориентиров (целей);
    отсутствие сбалансированности жизненных сфер (семья, работа, здоровье, и т.д.);
    отсутствие навыка адекватной оценки временных затрат;
    отсутствие достаточной концентрации внимания в настоящем моменте, на желаемом результате, на осознании/понимании «зачем» я сейчас это делаю;
    страх времени (нехватка, ограниченность, нерациональность);
    психологические защиты; 
    и т.д.
Проявляться это, например, может как:
    неверная расстановка приоритетов;
    подчинение себя чужим целям и смыслам;
    рассеивание внимание, низкая степень концентрации, частые переключения с одной деятельности на другую;
    вытеснение актуальных задач и саботаж реализации каких-то дел;
    неумение жить настоящим;
    стремление все спланировать и предугадать.
С учетом описанных особенностей проявленные проблемы в отношениях со временем, являются более глубинными, чем просто отсутствие навыка распределять время на свои ежедневные дела, и в таком случае, их решение требует более глубокой проработки, чем обучение навыкам тайм менеджмента (управления временем).

1.2    Текущая социо-культурная ситуация

Важной составляющей возможных индивидуальных психологических проблем является текущая «ситуация человека» в современном обществе. Особенно остро это выражено для жителей Российских мегаполисов, образ жизни которых можно отнести к постиндустриальному (или информационному) типу. Патогенными для организации времени с точки зрения психологии факторами можно считать следующие изменения последних 30-50 лет: 
    урбанизация – приводит к отрыву людей, живущих в городах, от естественных природных циклов времени; 
    смещение производственной деятельности в области интеллектуальной сферы и услуг – результаты труда теряют вещественность, заменяются на деньги, становятся менее понятными, все это приводит к изменению человеком оценки своей деятельности;
    появление новых средства и формы «мгновенной» коммуникации (например, сотовая связь и интернет, социальные сети) – многократное увеличивает доступность и резко уменьшает ценность/полезность информации и общения;
    навязывание обществом сформированных им же представлений об успешности (власть, деньги и прочие ценности);
    усиление давление внешнего мира в борьбе за внимание человека, общество потребления, в частности, характеризуется формированием потребностей посредством рекламы, СМИ, в результате люди перестают ориентироваться на свои истинные (действительные) желания.
В последние два столетия социум, прогресс, технические достижения человечества усиливают ощущение спешки. Скорость жизни в современном обществе объективно увеличивается, что в свою очередь отражается на психике людей. При этом прогресс технический, как бы это не было парадоксально, скорее отнимает время у людей. Вот как описал это Д.Гранин [2] в художественной форме: «Прогресс ― он ведь к тому сводится, по мнению делового человека, чтобы сэкономить этому деловому человеку время… все изобретается для того, чтобы сберечь человеку время. Однако почему-то нехватка этого времени у человека возрастает... а дефицит времени увеличивается. Не только у него ― цейтнот становится всеобщим. Недостает времени на друзей, на письма, на детей, нет времени на то, чтобы думать, чтобы не думая постоять в осеннем лесу, слушая черенковый хруст облетающих листьев, нет времени ни на стихи, ни на могилы родителей. Времени нет и у школьников, и у студентов, и у стариков. Время куда-то исчезает, его становится все меньше. Часы перестали быть роскошью. У каждого они на руке, точные, выверенные, у всех тикают будильники, но времени от этого не прибавилось”.
 
2.    О понятии «время»

Что такое время? Если никто меня об этом не спрашивает, я знаю, что такое время. Если бы я захотел объяснить спрашивающему - нет, не знаю
Августин Блаженный Аврелий
Погружение в тему времени и психологии очень быстро ставит перед необходимостью четкого определения сути понятия «время». Бытовые определения, на примере опроса нерепрезентативной выборки читателей блога на тему организации времени, показывают как разнообразие формулировок, так и малую конструктивность. Типичными можно считать следующие варианты завершения фразы «время это …»: 
    секунды, минуты, часы;
    длина жизни каждого человека;
    то, чего всегда не хватает;
    программа такая по телевизору;
    одна из величин, что бы посчитать скорость;
    ткань, из которой соткана наша жизнь;
    понимаешь, категория такая, философская.
Словари, энциклопедии, учебники – вся эта кладовая человеческого знания и опыта тоже не помогает прояснить вопрос времени:
    толковый словарь Даля определяет понятие времени как «длительность бытия»;
    википедия определяет время как 1) (неисч.) фундаментальная физическая и философская категория, связанная с изменениями состояния вселенной, длительностью, последовательностью различных конфигураций пространства; 2) (неисч.) конкретный момент, отдельная уникальная конфигурация вселенной, точка на оси времени в значении; 3) Время — одно из основных понятий физики и философии, одна из координат пространства-времени, вдоль которой протянуты мировые линии физических тел, а также сознание:
    время (в литературе) определяет основную и непременную предпосылку сюжетного развёртывания;
    время (в лингвистике) обозначает грамматическую категорию глагола, выражающую отношение времени описываемой в речи ситуации к моменту произнесения высказывания;
    время, как философское представление, – это анизотропическое условие смены состояний в материальной действительности, в онтологии аналогичное физическому времени, в экзистенциальном представлении — экзистенциальным идеям «прошлого», «настоящего», «будущего».
Где бы ни находился человек, он старается отсчитывать время (без времени наступает хаос). Одно из основных назначений (или свойств) времени – упорядочивать. Но все интерпретации, законы времени и определения выхватывают лишь часть свойств времени, и на данный момент, нет всеобъемлющего определения.

2.1    Время вообще

С философской точки зрения есть два основных подхода к рассмотрению времени:
    субстанциальный подход выделяет время в некую абсолютную сущность; 
    реляционный подход рассматривает время как явление, производное от структуры материальных процессов.
Дальнейшее рассмотрение ведется в рамках реляционного подхода.

2.1.1    Время, как социокультурный феномен
Обыденное представление о времени, в первую очередь, связано с часами и календарем, которые позволяют решать научно-технологические, социальные и экономические задачи общества. Исполнение договоренностей, использование расписаний и графиков, все это есть выполнение социальных функций, и требует усвоения принятой в конкретных общественных условиях системы отсчета времени.
Для согласования индивидуальных времён люди стали изобретать часы и календари, так как различные "субъективистские подходы" к времени породили практическую необходимость "сопоставить наши переживания длительности с объективными данными измерительных приборов" [Фресс П. Восприятие и оценка времени, цитируется по 3].
Хронология — наука об измерении времени, не смогла дать универсального инструмента, она «оказалась недостаточным средством развития знаний в различных отраслях науки. В результате произошла дифференциация содержания категории “время” и сформировались такие понятия, как: физическое, биологическое, социальное, психологическое время» [Аарелайд 1978, Каган 1982, цитируется по 4].
«Благодаря таким свойствам хронологического времени, как равномерность, непрерывность, необратимость, возможна синхронизация событий, происходящих в природе и обществе, четкая фиксация их последовательности и длительности. Но не всякое время может быть сведено к хронологии» [4]. При этом развитие самой хронологии шло «по пути приспособления условных мер времени и средств его исчисления к нуждам практической деятельности людей, поэтому степень совершенства и точности календарей и хронометров определялась уровнем развития производительных сил общества. Так, необходимость учета сезонных циклов в хозяйственной деятельности обусловила создание сложных календарей древних аграрных цивилизаций, развитие промышленного производства потребовало учета более мелких единиц времени и привело к распространению механических часов, которые первоначально (в XII—XIII веках) имели только часовую стрелку. Понадобилось три столетия для появления минутной стрелки и еще столько же для секундной» [4].
В социально-психологическом аспекте на первый план выдвигается «исследование особенностей отражения человеком времени в различных общностях и культурно-исторических условиях. В этой области работают не только психологи, но и социологи, историки, культурологи. Фактов накоплено очень много. Они говорят о том, что представления о времени меняются в процессе исторического развития. Эти представления неодинаковы также у представителей различных социальных групп: демографических, этнических, социально-экономических, региональных» [Гайденко 1969; Гуревич 1971; Cottle, Klineberg, 1974, цитируется по 4]. Таким образом, можно говорить о времени, как о согласованной психологической реальности.

2.1.2    Время физическое
Время для описания физических законов в строгой форме было введено И. Ньютоном, который считал «абсолютное, истинное математическое время, само по себе и по самой своей сущности, без всякого отношения к чему-либо внешнему, протекает равномерно и иначе называется длительностью» [Ньютон И. Математические начала натуральной философии, цитируется по 3]. Однако такой субстанциальный подход является парадоксальным и не согласуется с экспериментальными результатами: развитие термодинамики, теории относительности и квантовой механики привело к тому, что ко второй половине 20-го века в физике накопилось множество связанных со временем вопросов. Все эти вопросы до сих пор не имеют однозначного ответа: Что такое время? Почему оно течет и течет ли вообще? Существует ли направление времени от прошлого к будущему и почему?
Один из современный взглядов [5] на решение вопросов времени состоит в том, что «проблема физического времени неразрывно связана с познающим субъектом, ибо объяснение течения времени, его направления и необратимости следует искать в свойствах человеческой души, разума, сознания». Поэтому необходимо «подойти к субъекту-наблюдателю как к системе с особым уровнем организации, открытой термодинамической системе, удалённой от состояния равновесия. Именно в таких системах, исходя из особенностей второго закона термодинамики, возникает внутреннее время, оно начинает течь и становится необратимым» [6]. Говоря словами Пригожина «мы начинаем с наблюдателя — живого организма, проводящего различие между прошлым и будущим, и заканчиваем диссипативными структурами, которые, как было показано, содержат "историческое измерение". Тем самым мы рассматриваем себя как высокоразвитую разновидность диссипативных структур и "объективно" обосновываем различие между прошлым и будущим» [Пригожин И. От существующего к возникающему, цитируется по 3].
Стоит отметить, что М. Д. Ахундов «анализируя проблему времени и, оттолкнувшись от психологии, через мифологию, религию и философию, пришёл к выводу, что коллизии современной физики со временем оказались тесно связанными с проблемой времени в психологии» [3].

2.2    Время в бизнесе (тайм менеджмент)

Отдельного рассмотрения требует пришедшая к нам с Запада дисциплина «тайм менеджмент». Дословным перевод этого словосочетания в русском языке является «управление временем». Не отрицая многочисленные исследования и достижения в этой области, представляется уместным уточнить «может ли человек управлять временем? И если да, то как?»
Ценность времени не требует доказательств и обоснований, однако изменение темпа жизни, ускорение процессов, в том числе в бизнесе, можно рассматривать как одну из причин столь высокой актуализации тематики управления временем в настоящие дни, начало которой можно отнести к середине 20 века. Возможно, в наши дни актуальность темы организации времени по-прежнему еще набирает обороты, не достигнув своего пика, но объемы литературы, посвященные данной теме на сегодняшний день весьма велики. Рассмотрим основные концепции «управления» временем на сегодняшний день.

2.2.1    Четыре поколения инструментов тайм-менеджмента
Стивен Р. Кови, автор книги «7 навыков высокоэффективных людей», выделяет 4 этапа [5] становления тайм менеджмента. «Эволюционные толчки в развитии, или "волны", как их называет Элвин Тоффлер, последовательно сменяют друг друга, каждый раз добавляя что-то новое, жизненно важное… То же происходит и с управлением временем. Каждое его поколение создается на основе предшествующего, и каждое продвигает нас ко все большей возможности управлять своей жизнью.
Для первой волны или первого поколения управления временем характерны записки и памятки, попытки упорядочить и систематизировать все, что требует от нас затрат времени и сил. Второму поколению соответствует появление календарей и деловых дневников. Это отражает попытку смотреть вперед, планировать события и свою деятельность на будущее. Третье поколение является отражением современной ситуации в сфере управления временем: к наследию предыдущих поколений добавляется важная идея расстановки приоритетов, прояснения ценностей и сравнения на этой основе относительной значимости различных дел. Кроме того, третье поколение сосредоточивается на постановке конкретных целей – долгосрочных, промежуточных и краткосрочных, на достижение которых, в гармонии с ценностями, должны быть направлены время и энергия. И еще прибавляется понятие ежедневного планирования – составления конкретного плана достижения данных целей или выполнения действий, которые, как ожидается, должны принести наибольший успех. При всем значительном вкладе этого третьего поколения, люди начали осознавать, что планирование и управление временем, нацеленные на "производительность", часто являются контрпроизводительными. Нацеленность на производительность порождает ожидания, которые приходят в столкновение с возможностью развивать плодотворные отношения, удовлетворять человеческие потребности и наслаждаться спонтанными радостями повседневной жизни. В результате многие люди отказываются от методов управления временем, которые слишком ограничивают их жизнь, встраивая ее в жесткую схему. И, стремясь сохранить человеческие взаимоотношения, непосредственность и вкус к жизни, они ”вместе с водой с водой выплескивают и младенца”, возвращаясь к методам управления временем первого и второго поколения».
Однако сегодня так же развивается четвертое поколение тайм-менеджмента. Стало понятным, что термин «управление временем» на самом деле является неверным, поскольку буквально – возможность управлять временем ставиться под сомнение, однако приходит лингвистически важное уточнение, что управлять необходимо самими собой во времени.

2.2.2    «7 навыков высокоэффективных людей» С.Кови.
Изучая на протяжении многих лет область вопросов, связанных с качеством жизни и использования времени, Кови считает фразу "Организуйте свои действия на основе приоритетов"   лучшей, которая может передать идею в сфере управления временем. Подход С.Кови раскрывает качества (мировоззрение), которые необходимы людям, стремящимся к успеху, гармонии, развитию. Среди семи «волшебных навыков» к вопросам организации времени [5], прямым образом относятся первые три: 
1. быть проактивным (то есть быть не рабом обстоятельств, а сами творить свою судьбу, быть ответственным за свои реакции, действия, мысли, чувства);
2. начинать, представляя конечную цель;
3. сначала делать то, что необходимо делать сначала (важные дела делать в первую очередь).
Выработка остальных 4х навыков приближает к осознанной и гармоничной жизни и позволяют оптимизировать деятельность, но к организации времени имеет косвенное отношение:
4. думайте в духе «выиграл/выиграл» (стремитесь к взаимовыгодности);
5. сначала стремитесь понять, потом — быть понятым;
6. достигайте синергии (стремитесь к творческому взаимодействию);
7. затачивайте пилу (постоянно совершенствуйтесь).
Очевидно, что третий навык непосредственно относиться к организации времени и предлагает методику установки ежедневных приоритетов деятельности. Но для того, что бы приоритезация была возможной, необходимо первоначально принять мировоззрение, при котором сам человек несет ответственность за свою судьбу, человек сам влияет своими мыслями, действиями на то, что вокруг него происходит, у человека всегда есть выбор дальнейших действий. Осознание этого факта в каждый момент времени дает большой простор для новых возможностей (первый навык провозглашает эту идею). Второй навык обращается к формированию основополагающих целей в жизни, жизненных целей (миссии), ориентиров, - той опоры, ориентируясь на которую сам человек будет делать выбор, о котором шла речь в первом навыке. И вот только когда человек принимает на себя ответственность за свои действия, когда он осознает «место назначения» своих действий (четко осознанный желанный результат – является значительным источником внутренней мотивации), только тогда имеет смысл расставлять приоритеты, и появляется возможность четко разделить занятия своей жизни.
Рассмотрение особенностей IV поколения инструментов организации времени, показывает гармоничность и целостность личности, которая это время организовывает. Человек готов работать на IV уровне – если он действует, отвечая за свои действия, знает свою систему ценностей, представляет и осознает свои вдохновляющие цели, а значит внутренний конфликт целей-ценностей – сведен к минимуму.

2.2.3    Система GTD Д.Аллена
К особенностям III-го поколения организации времени относится всё, что можно отнести к упорядочиванию, планированию и приоретизации дел на основе определенных целей. Пример использования данного подхода раскрывается в работах американского консультанта в вопросах личной эффективности и использования времени Дэвида Аллена [7].
Автор книги предлагает систему, в основе которой лежит задача освобождении памяти и интеллекта от «ненужной информации», путем переноса всех своих задач, дел и планов на внешние носители, для выявления возможности без тревог и отвлечений сконцентрироваться на фактическом выполнении самих задач. Указанная техника позволит использующим ее, разгрести рутинные дела, по завершению которых будет оставаться много времени и сил, настолько много, что как раз и будет возможность подумать о жизненных ориентирах, целях и ценностях.
Причем, если Кови акцентирует внимание на необходимости первоначального определения точки назначения, результата, ценностей и ориентиров, то говоря о ценностях и жизненных смыслах в начале книги, Аллен отрицает возможность решения проблемы с этой точки зрения: «Концентрация внимания на основных результатах и ценностях, конечно же, является критическим шагом. Но это совсем не означает, что уменьшится объем работы или число проблем, с которыми сопряжено ее выполнение. Как раз наоборот: повышаются ставки в игре, которая продолжается изо дня в день. Сосредоточение внимания на ценностях не упрощает вашу жизнь. Оно придает ей значение и направленность, а также значительно усложняет ее».
Тем не менее, в заключении автор возвращается к целям и смыслам жизни, отмечая: «Когда люди перестают жаловаться и чувствовать себя жертвами и переходят в более конструктивную плоскость — в плоскость активных действий, они чувствуют прилив сил и энергетический подъем… негатив и пассивное сопротивление должно постепенно уступить место концентрации на желаемых результатах и намеченных горизонтах».
Аллен предлагает систему моделей для реализации легкости контроля и выполнения задач: управление рабочим процессом, модель обзора работы, естественный метод планирования. В книге предлагаются способы получить полный контроль над ситуацией, сохраняя спокойствие, и с минимальными усилиями выполнить главные задачи, которые возникают в работе и в жизни. При этом исходная посылка основывается на том, что человек сам берет на себя определенную внутреннюю ответственность за все аспекты своей жизни и работы, которые представляют незамкнутые циклы какого-либо типа. Все, что человека не устраивает и, по его мнению, находится не на своем месте - это "незамкнутые циклы", отвлекающие внимание. Чтобы эффективно справляться со всеми подобными задачами, человеку необходимо определить и собрать воедино все, что "гложет" по какой-либо причине, а затем — придумать, как решить эти проблемы. Часто в тайм менеджменте приоритеты играют центральную роль. Аллен предлагает два элемента — контроль и виденье. Причем «одного видения недостаточно; его следует объединять с действием. Недостаточно просто посмотреть на ступеньки; нужно еще подняться по лестнице».

2.2.4    Российский опыт в вопросах организации времени
Рассматривая литературу российских авторов, посвященную тайм менеджменту, следует отметить несколько книг Глеба Архангельского (например [8]), как наиболее полную из всех русскоязычных версий освещения вопросов в организации личного времени. 
Управление временем Архангельский раскладывает на следующие составляющие: 
    отдых (обосновывается необходимость и приводится система организации отдыха в период работы), 
    мотивация (приводятся техники повышения самомотивации на эффективную работу, настрой на полноценный отдых, переключение между задачами),
    целеполагание (раскрывается такое понятие как «родные цели». Определение ценностей, формулировка миссии, поиск призвания, определение основных сфер жизни), 
    организация рабочего дня (обосновывается необходимость планирования и детализируются техники ежедневного планирования), 
    планирование (детализация процесса составления планов, особенности планирования некоторых дел), 
    приоритеты (кроме стратегий сознательного выбора – говори «нет», делегируй, рассматривается вариант определения критериев приоритетности, на основе которых систематизируются дела в плане.) 
    информация (рассматриваются варианты работы с «входящей» информацией – книги, СМИ, электронная почта, а также способы оптимального хранения и работы с документами)
    поглотители времени (автор предлагает решение вопросов оптимального заполнения времени в ситуациях, типичных для бизнесменов – транспорт, командировки, совещания, технические форс-мажоры…).
В целом книга «Как успевать жить и работать» является обобщением литературы американских и западных авторов, но автор рассматривает вопрос с учетом собственного опыта, а так же российского менталитета и российский реалий. При этом в отличии от основных книг «бизнес-литературы» Архангельский акцентирует внимание читателей и на необходимости прояснения личных ценностей, целей человека. В то же время, автор приводит значительное количество техник, методик «управления» временем для использования в среде бизнеса, что делает возможным рассмотрение его трудов в разделе «время в бизнесе».
 
2.2.5    Кросс-культурные особенности «управления» временем
В связи с тем, что большинство работ по тайм-менеджменту пришло к нам «с Запада» и является либо переводами, либо компиляциями, необходимо затронуть вопрос кросс-культурных особенностей организации времени. Это фактор, определяющий системы организации времени, которые используют в разных странах, лежит в разном мировоззрении, соответствующим каждой культуре. Рассмотрим классификацию культур Р. Льюиса [9].
Типичный представитель моноактивной культуры (США, Германии, Швейцарии, Англии):
    систематически планирует будущее
    одно дело делает в одно время
    работает в фиксированное время
    пунктуален
    подчиняется графикам и расписанию
    разбивает проекты на этапы
    строго придерживается планов
Представитель полиактивной культуры (Россия, Латинская Америка):
    планирует только в общих чертах
    делает несколько дел одновременно
    работает в любое время
    непунктуален
    график непредсказуемый
    дает проектам накладываться друг на друга
    меняет планы
Представитель реактивной культуры (Ближний и Дальний Восток):
    реагирует по ситуации
    подстраивается под график партнеров
    рассматривает все возможности
    вносит легкие корректировки
    он не принимает быстрых решений – ему надо обдумать
По наблюдениям российских практиков [10] «западный и американский тайм менеджмент дает сбои в нашей Российской действительности. У людей возникает скрытое сопротивление всем этим табличкам и графикам, со времен режима дня в младших классах… Моноактивные люди придерживаются системы четкого планирования. Эти методики ”разрезают” время для русского человека, что, по меньшей мере, некомфортно для него».

2.2.6    Бизнесс-специфика «управления временем»
Известная фраза Б.Франклина «Время – деньги» имеет смысл именно когда категория «время» рассматривается в контексте бизнеса. Время в этом случае представляется как один из ресурсов для бизнеса и приравнивается к деньгам. Однако сопоставляя две категории времени и денег   у времени находятся свойства (равность распределения, невозможность накопления, необратимость), которые многократно повышают его ценность по сравнению с деньгами, а точнее обнаруживают ограничивающее представление о времени. Из определения термина «бизнес» – инициативная экономическая деятельность, осуществляемая за счет собственных или заемных средств на свой риск и под свою ответственность, ставящая главными целями получение прибыли и развитие собственного дела» [11] следует, что цели, на которые используется время в бизнесе – ограничиваются получением прибыли.
Специфика большинства работ по тайм менеджменту состоит в том, чтобы дать инструменты формирования «лучшего работника», поэтому идеология и мировоззрение управления временем «внутри» личности – «вдумчиво и осознанно использовать невосполнимое время жизни в соответствии с осознанными личными ценностями и приоритетами», чаще всего дается без акцентов. Таким образом, один из наиболее важных шагов в решении вопросов организации человеком своего времени – определение целей использования времени, в бизнесе делается за человека – предприятием, вышестоящим руководством и т.п. И если человек не осознает факт «определения целей за него» на первом этапе, то даже освоив все навыки тайм менеджмента, он не сможет решить вопросы построения гармоничных отношений со временем, если он будет хоть в какой-то мере не согласен с целями, к которым не имеет непосредственного отношения.
Подводя итоги рассмотрения категории «время» в бизнесе, необходимо отметить приоретизацию его использования для достижения социальной успешности, повышение материального благосостояния и других подобных целей, которые могут быть выбраны человеком для себя не осознанно, а навязаны социумом, в связи с чем проблемы в восприятии своих взаимоотношений со временем не могут быть до конца решены лишь использованием инструментов, которые предлагает тайм менеджмент. Поэтому мы считаем, что для выявления истинных предпосылок возникновения проблем со временем и их успешного разрешения необходимо более глубокое понимание человеком своих установок в отношении времени, мировоззрения в целом, а так же своих ценностей и определения целей в соответствии с ними.
Этот раздел хочется закончить наблюдением, что несмотря на довольно прагматичную постановку задач тайм менеджмента, их решение оказывается в русле личностного роста: «начав с техники экономии времени человек неизбежно приходит к вопросам о целях своей деятельности, без ответов на которые невозможно определить приоритеты на что вообще стоит тратить время, а на что нет.. Вопросы о целях приводят к вопросам о ценностях, ибо «нельзя ответить на вопрос «Что для меня важнее, то или это?», не ответив на вопрос «Что для меня важно вообще, в принципе? Таким образом, благодаря ТМ всего за несколько логических ходов происходит переключение внимания с технологических вопросов организации времени на мировоззренческие. Человек задумывается о том, зачем ему нужно достижение тех или иных результатов, проще говоря – зачем и ради чего он живет в том мире» [8]. При этом «результатом описанного внимания к собственным целям и ценностям, как правило, является «улучшение» человека. Поведение, подобное высказыванию «плыть по течению», зависимость от обстоятельств, перекладывание ответственности на окружающих заменяется свободной и ответственной личностью, способной делать самостоятельных выбор и совершать поступки не на 100% детерминированные внешними обстоятельствами» [8].
 
3.    Психологические знания о времени

Время является значимой частью психической реальности человека: «Каждый человек живет во времени, и время его жизни не исчезает бесследно, а вовлекается в глубины субъективной психической реальности, формируя внутренний мир, который закономерно включает в себя представления о прошлом, о настоящем и будущем личности. Прошлое существует в нашей памяти (прожитых годах и событиях, их заполнявших; в воспоминаниях: радостных и печальных) и в структурах нашей личности, в характере, складывавшемся в те далекие годы, когда прошлое было настоящим. Прошлое никуда не исчезает, оно продолжает существовать в нас самих, и каждый раз, когда мы принимаем какое-то решение, мы сознательно или бессознательно опираемся на прошлый опыт (когда-то мы так поступили, и у нас все получилось)… сегодня мы знаем о мире только то, что узнали в прошлом.
Будущее неизвестно, но люди не могут не думать о нем, а думая, не воссоздавать его в планах, мечтах, страхах, надеждах. Поэтому-то будущее также существует, существует в образах нашего внутреннего мира. Во внутренней психической реальности одновременно существуют несколько различных вариантов будущего, некоторые из которых закономерно осуществятся, а другие останутся в виртуальной форме. Но присутствие в нашей психике всех этих вариантов, равно как и прожитых лет, предопределяет наше настоящее — наши решения и поступки. Когда мы поступаем не так, как нам подсказывает прошлый опыт, мы делаем это потому, что хотим достигнуть какой-то цели в будущем. Например, волнующие образы грядущей счастливой жизни заставляют нас переносить текущие трудности и методично работать над воплощением этого варианта будущего в жизнь. Бывает и наоборот, слишком навязчивые образы мрачного будущего (страхи) сковывают нашу энергию и волю и постепенно подавляют нас и в настоящем» [12].
Психологические знания о времени с одной стороны обширны, с другой – обрывочны и не дают целостной картины. Даже ведущие исследователи в это области признают, что отсутствует «единая концептуальная модель, раскрывающая соотношение биологического, психологического, социального и культурного времени, отсутствует представление о соотношении психологического, личностного, жизненного времени, единая теория их многообразия» [12]. При этом «существующие направления изучения времени можно условно классифицировать следующим образом: выделив четыре основных аспекта его рассмотрения. Первый — отражение (психикой, сознанием) объективного времени, большая или меньшая адекватность и механизмы отражения (восприятие времени). Второй — временные, т. е. процессуально-динамические характеристики самой психики, связанные прежде всего с лежащими в ее основе ритмами биологических, органических, нейрофизиологических процессов. Третий — способность психики к регуляции времени движений, действия и деятельности. Четвертый — личностная организация времени жизни и деятельности, т. е. той временно-пространственной композиции, в которой строятся ценностные отношения личности с миром на протяжении времени жизненного пути» [12]. К перечисленному, можно добавить аспект влияния социальных и культурных факторов, которые проявляются как во внутриличностном, так и в межличностном планах.
Протекание всех процессов во времени и внутренняя сложность таких систем как человек и общество лишь обостряют «противоречие, присущее психологическому знанию и психологической науке в целом, между ценностно-гуманистическими и объективно-сциентистскими характеристиками психики и личности и методами их исследований. Возникла проблема, как можно объективно изучать структуры организации времени (в том числе их измерять), если время становится ценностью личности, иными словами, достаточно появиться мотивации — и все ритмы, скорости изменяются сами собой, если значимость переживания настоящего как бы вырывает переживаемое из времени, отдает его вечности и т. д. Иными словами, ценностный и объективно-временной аспекты личности и психики выступили либо как взаимоуничтожающие, либо как ортогональные аспекты, нигде не пересекающиеся и не сводимые в одной системе координат» [12].

3.1    Восприятие времени

Задолго до нашего века мыслители и ученые обратили внимание на изменение субъективной скорости течения времени в различных значимых ситуациях. Пристальное экспериментальное изучение такого рода феноменов началось во второй половине 20-го века, и в настоящее время это одна из самых достоверно изученных область связанных со временем психологических знаний.
Существование единого физического стандарта делает возможным сравнение объективной (астрономической) и субъективной длительности временных интервалов. При этом время «всегда выступает для человека как универсальный ресурс любой деятельности, или же, в случае ожидания событий, не зависящих от собственной деятельности субъекта, время становится барьером, отделяющим субъекта от осуществления этого события» [13].
В восприятии коротких временных интервалов Фресс выделял: 
1) непосредственно переживаемое время; 
2) опосредованное отношение к переживаемому времени в виде понятий.

3.1.1    Непосредственно переживаемое время 
Непосредственно переживаемое время связано с ходом собственных часов индивида, именно с ним имели дело исследователи, когда пытались изучать восприятие времени. Многочисленные эксперименты по исследованию закономерностей оценивания небольших отрезков времени — секунд и минут (Элькин, Фресс, Дж.Фолк, Д.Биндра Уотс и Шэррок по [12]) показали, что ожидание, особенно связанное с негативными переживаниями, приводит к переоценке длительности временных интервалов, время течет медленнее. К негативным переживаниям могут относиться страх, предчувствие неудачи, непривлекательность задачи, бессмысленность деятельности и т.д. Аналогичный эффект возникает при слабой вовлеченности в деятельность, когда человек скорее ожидает завершения последней.
Повышение интереса к выполняемой деятельности приводит к уменьшению оценки субъективной длительности временных интервалов. Если мы полностью поглощены деятельностью, то время субъективно течет очень быстро и длительность временных интервалов недооценивается. Также влияет на оценку времени переживание успеха в выполняемой деятельности.
В целом, «можно заключить, что временные интервалы оцениваются как более длинные в тех случаях, когда они имеют личностный смысл барьера, отделяющего субъекта от значимых событий, либо личностный смысл ресурса, расходуемого впустую, без пользы. Те же интервалы оцениваются как более короткие в тех случаях, когда они имеют личностный смысл продуктивно используемого ресурса» [13], а именно “чем выше уровень активности и мотивации, чем больше интереса вызывает работа, чем более целостной, интегрированной является задача, тем относительно короче при прочих равных условиях кажется длительность времени» [Фресс, 1978, цитируется по 4].
С практической точки зрения, основное внимание таких исследований посвящено ошибкам в отражении длительности интервалов, которые рассматриваются как помехи в некоторых видах деятельности (операторской, спортивной и т.д.). Эти исследования достаточно продуктивны: именно в них были получены многочисленные факты о связи субъективной длительности с характером деятельности человека, его эмоциональным состоянием, уровнем мотивации.
Приведенные выше результаты психологических исследований касаются ситуативного масштаба психологического времени, в котором осуществляется непосредственное восприятие и переживание временных интервалов (так называемые короткие интервалы, до десятков минут). Схожие закономерности наблюдаются и при оценке временных соотношений между событиями в масштабе всей жизни индивида [4].

3.1.2    Опосредованное отношение к переживаемому времени
Опосредованное отношение к переживаемому времени в виде понятий «возникает благодаря социальному опыту и речи. Речь выступает инструментом для оценок непосредственно переживаемых отрезков времени, так как в речи закрепляются социально принятые меры времени». Вот как этот механизм описывают исследователи: «На основе закономерностей, проявляющихся при возникновении и смене непосредственных форм переживания времени в различных жизненных ситуациях, в сознании человека может сформироваться определенная система обобщенных временных представлений, являющаяся своеобразной концепцией времени личности в масштабе ее жизни» [4].
Субъективное отношение к скорости течения времени выражается в разнообразии оценок и суждений о том «быстро или медленно протекает время», совпадает ли его скорость со скоростью течения времени у других людей, и т.д. Подобное разнообразие оценок получило название психологической относительности течения субъективного времени. Такое отношение не присуще человеку с рождения, но формируется в процессе освоения речи и культурно-социальных норм. Непрерывность течения времени открывается субъекту лишь к началу подросткового возраста. По мнению Фресса овладение этим законом последовательности «означает целую революцию в психике человека, ибо перед ним открывается временная перспектива с полярностью прошлого и будущего» [13]. 
Это масштаб времени, который задается временем жизни в целом и называется биографическим. В его основе лежат представления наиболее вероятной продолжительности своей жизни в конкретных социально-исторических условиях, продолжительность жизни старшего поколения семьи, состояние здоровья и т.д. В биографическом масштабе суждения об отдельных переживаниях времени в интегративном виде распространяются на жизнь в целом или на ее отдельные этапы. Примерами такого рода суждений являются распространенные в обыденном сознании высказывания о скоротечности молодости, о том, что время с годами движется все быстрее.
Для индивида возможно преодоление ограниченности времени индивидуальной жизни за счет рассмотрения жизни в историческом масштабе, когда события, происходящие до рождения и после его смерти, вовлекаются в сферу временных отношений и выступают условием формирования личностной концепции и непосредственных переживаний времени. В определенных случаях различные масштабы психологического времени совмещаются. Например, личность может переживать время в масштабе истории, если ситуация порождена переломными событиями общественной жизни.
Таким образом «высшей формой отношения к переживаемому времени является сложившаяся система представлений и понятий о нём. Они позволяют человеку, используя точки отсчёта времени (как общепринятые, так и собственные), преобразовывать последовательные ряды временной перспективы, реконструировать прошлое, предвидеть будущее, выходить за пределы индивидуального опыта и включать себя в историю человечества» [13].
 
3.1.3    Внесознательные аспекты восприятия времени
Другим аспектом психики является восприятие и проявление временных явлений в виде образов, в которых могут проявляться глубинные бессознательные структуры и образования. Например, в работе [12] описывается метод анализа временной линий, являющейся последовательностью образов (мысленных картин), в которых индивидуум представляет события своего прошлого, настоящего и возможного будущего. Эта линия отражает «траекторию жизненного движения личности, которая, соответственно, имеет восходящий или нисходящий, прерывистый или непрерывный характер (с точки зрения самовыражения, самореализации личности). При этом на линии прошлого у человека отражаются события его жизненного пути… прежде всего жизненно важные как для самого человека, так и для выживания всего рода человеческого». Другие виды разрывов во временной линии не связаны с какими-то событиями в жизни человека и отражают тенденции личности разрывать траекторию своего развития в данной точке. Главным образом, это касается разрывов между прошлым и настоящим, настоящим и будущим. На когнитивном уровне в описании линии испытуемые чаще выделяли в качестве событий социально значимые изменения, ориентируясь на которые человек сознательно организует свою жизнь и которые практически не отражаются на временной линии.
Таким образом, в результате исследований [12] «было выявлено два уровня организации личностью своего времени: сознательный — ориентированный на существующие в обществе социальные нормы и представления, и неосознаваемый — более глубинного, экзистенциального характера. Вероятно, жизненная линия интегрирует особенности как неосознаваемого, так и сознательного уровня организации жизни и жизненного пути личности». Эмпирическое исследование выявило значительную зависимость между особенностями жизненной линии и некоторыми творческими характеристиками (творческий склад и творческая продуктивность по MMPI, дивергентный способ решения проблем и прогнозирующий способ планирования времени). Временная ориентация, личности (см. далее) так же находит свое отражение в особенностях жизненной линии.

3.2    Типология

Одним из способов исследования психологически феноменов является построение типологий и выделение групп с характерными признаками. Исследователям удалось выявить такого рода на основании анализа индивидуального восприятия и организации времени.

3.2.1    По деятельности в разных временных режимах
Профессиональная деятельность занимает значительную часть времени жизни взрослого человека, при этом временные и качественные характеристики такой деятельности доступны непосредственному наблюдения и измерению. Изучение особенностей трудовой деятельности имеет высокую ценность для психологической науки, поскольку «самоорганизация во времени предполагает организацию временных параметров своего труда и личных занятий, включает и планирование и учет производительности, скорости работы, периодичности интервалов и т. д. Продуктивное использование времени, ориентация во времени, способность по-своему структурировать время в рамках временной заданности или неопределенности (неопределенность времени наступления событий) — это особая личностная, жизненная способность, которая обеспечивает своевременность, продуктивность и оптимальность ее личной и общественной жизни. Именно здесь появляется возможность свободного владения временем в относительной независимости от его объективного хода и рамок» [12].
Одновременно с этим различная деятельность протекает в разных временных режимах, то есть «существуют объективные (относительно к человеку) временные структуры деятельности... несмотря на существенные различия разных профессий, в них могут существовать сходные режимы времени, а в сходных профессиях могут быть разные режимы» [12]. Вот какой список различных временных режимов предлагают Абульханова К. А. и Березина Т. Н.: «Первый наиболее известный режим — дефицит времени, когда его заведомо недостаточно для осуществления деятельности; второй лимит, когда человеку нужно работать особо напряженно, чтобы выполнить к сроку определенный объем работы; третий — оптимальный (или нормативный) режим, который в разных профессиях устанавливается на основе учета особенностей труда и возможностей человека (например, темп работы конвейера); четвертый — неопределенный, когда человек сам должен определить срок завершения деятельности (например, в творческих профессиях невозможно извне планировать срок осуществления научного открытия или завершения работы над книгой); пятый — избыток времени, когда его заведомо больше, чем необходимо для получения продукта».
Моделирование и исследование поведения в различных временных 

Добавил: Демьян |
Просмотров: 430
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Дипломник © 2024
магазин дипломов, диплом на заказ, заказ диплома, заказать дипломную работу, заказать дипломную работу mba