СКАЧАТЬ РАБОТУ БЕСПЛАТНО -
1. Правовая основа и организация деятельности вневедомственной охраны при ОВД.
В соответствии с Законом «О милиции» осуществление охраны имущества на основе договоров является обязанностью милиции. Основная роль в выполнении этой функции отведена службе вневедомственной охраны при органах внутренних дел.
Вневедомственная охрана входит в систему органов внутренних дел, создается на принципах самоокупаемости и самофинансирования для организации охраны имущества собственников, оказания иных охранных услуг на договорной основе, функционирует в составе милиции общественной безопасности в качестве самостоятельного структурного звена, подчиняется руководителям органа внутренних дел и вышестоящего подразделения вневедомственной охраны.
Задачи и функции вневедомственной охраны при органах внутренних дел. Положение о вневедомственной охране при органах внутренних дел Российской Федерации от 14 августа 1992 г. № 589 установило в числе основных задач вневедомственной охраны следующие:
а) охрана имущества собственников на основе договоров;
б) участие в разработке и реализации государственных мер по упорядочению и совершенствованию охраны материальных ценностей;
в) проведение на территории России единой технической политики в области создания средств охранной сигнализации, их промышленного освоения, контроля за качеством, тактики их применения, внедрения и эксплуатационного обслуживания.
В соответствии с этими задачами вневедомственная охрана осуществляет ряд функций.
Непосредственная охрана имущества предприятий, учреждений, организаций. Она представляет собой систему мероприятий по непрерывному наблюдению за объектом, на котором расположены материальные ценности (независимо от форм собственности), в целях предотвращения и пресечения их хищений и проникновения на объект посторонних лиц.
Сейчас наблюдается расширение не только объема, но и перечня услуг по непосредственной охране имущества предприятий, оказываемых вневедомственной охраной при ОВД. Речь идет, в частности, об охране перевозимых грузов и денежных средств, организации платных автостоянок.
Непосредственная охрана личного имущества граждан. Такая охрана осуществляется с помощью приборов, подключенных к пультам централизованного наблюдения, после заключения гражданином договора на охрану находящегося в квартире имущества. Под охрану принимаются преимущественно телефонизированные квартиры. В настоящее время на вооружении вневедомственной охраны имеются системы, позволяющие охранять нетелефонизированные квартиры, однако, в связи с некоторыми техническими сложностями и относительно высокой стоимостью они широкого распространения пока не получили. Работы по оборудованию квартиры средствами сигнализации выполняются вневедомственной охраной за счет ее владельца. Стоимость охраны зависит от того, на какую сумму владелец квартиры оценил охраняемое имущество.
При заключении договора вневедомственная охрана берет на себя обязательства принимать квартиру под охрану в любое время суток, на любой срок; в период охраны обеспечить полную сохранность имущества; осуществлять ремонт и эксплуатационное обслуживание сигнализации; возместить ущерб в результате кражи в пределах суммы договора, если проникновение в квартиру произойдет через заблокированные места и не будет пресечено.
В тех случаях, когда гражданин не желает или не имеет возможности сдать имущество под централизованную охрану, он может заключить договор с подразделением вневедомственной охраны на монтаж сигнализации. Охрана без участия вневедомственной охраны может быть солидарной или автономной. При солидарной охране в случае проникновения посторонних лиц в одну из заблокированных квартир сигнал тревоги поступает в квартиру соседа. При автономной охране световая и звуковая сигнализация извещает о проникновении в квартиру, садовый домик, дачную постройку, гараж и т.п. места окружающих. И в том, и в другом случаях вневедомственная охрана не берет на себя обязательства по обеспечению сохранности имущества, а только по желанию граждан и за их счет блокирует помещения средствами сигнализации.
Реализуя рассматриваемую функцию, вневедомственная охрана по договору с гражданами оборудует их квартиры (так же, как, например, уличные киоски, диспетчерские места автозаправочных станций и другие объекты) средствами экстренного вызова милиции (тревожными кнопками). Они устанавливаются вблизи от входных дверей или в местах возможной изоляции хозяев квартиры (в ванной комнате, туалете, кладовой и т.п.).
В последнее время вневедомственная охрана начала оказывать и такую услугу, как организация специальных технически укрепленных и оборудованных средствами сигнализации хранилищ, куда все желающие могут сдать на хранение документы, ценности, личные коллекции, другие дорогостоящие вещи. Ряд подразделений вневедомственной охраны развернул активную работу по установке и организации эксплуатационного обслуживания на договорной основе переговорно-замочных устройств (домофонов) и видеофонов, а также установке дополнительных деревянных, металлических, раздвижных, решетчатых входных дверей, оконных решеток, замков повышенной прочности и секретности.
Внедрение в охрану современных технических средств. Последовательное осуществление этой функции позволяет в значительной степени сделать технологию охраны «безлюдной», что в свою очередь экономит огромные средства, расходуемые на охрану в настоящее время, и обеспечивает минимальное вмешательство в сферу прав и законных интересов граждан. При защите объектов различных форм собственности вневедомственная охрана использует в настоящее время более 4,5 млн. ультразвуковых, оптико-электронных, радиоволновых, емкостных и других извещателей и приборов сигнализации.
Особо важные объекты, к которым относятся крупные базы и склады, ломбарды, ювелирные магазины и мастерские, цеха, участки и лаборатории предприятий и организаций, использующие драгоценные металлы, кассы учреждений, предприятий, организаций, учреждения банков и связи, стрелковые тиры, оружейные комнаты, аптеки и другие помещения, где хранятся наркотические средства, музеи, картинные галереи, выставки, фондохрани-лища библиотек и некоторые другие, оборудуются тремя рубежами защиты. На пульте централизованного наблюдения каждому рубежу отводится отдельный номер. Первый рубеж контролирует периметр объекта (окна, двери и т.п.), второй – внутренний объем охраняемого помещения (сигнал тревоги поступает при перемещении какого-либо предмета внутри помещения), третий рубеж – непосредственное место хранения (сейф, стеллаж и т.п.).
В настоящее время в стране налажено производство нескольких десятков типов современных датчиков и приборов охранной, пожарной и охранно-пожарной сигнализации, а также пультов централизованного наблюдения. Для удобства хозяев и исключения ошибок, ложных срабатываний сигнализации сконструирован специальный замок, который устанавливается на входной двери и позволяет вместо набора кода сдавать и снимать квартиру с охраны простым поворотом ключа. Разрабатывается охранная техника на основе микропроцессорных технологий, которая позволит выйти на принципиально новый высоконадежный уровень охраны. Компьютерная техника дает возможность автоматизировать рабочие места персонала пунктов централизованной охраны, исключить его из процессов приема (снятия) под охрану объектов, сократить численность личного состава и занимаемые площади, а значит, снизить себестоимость охраны при одновременном повышении ее надежности.
2. Организация деятельности строевых подразделений милиции вневедомственной охраны при ОВД.
Приказ МВД РФ от 04.08.2006 N 609 "Вопросы организации деятельности строевых подразделений милиции вневедомственной охраны при органах внутренних дел Российской Федерации" устанавливает Наставление, которое определяет порядок организации деятельности строевых подразделений милиции вневедомственной охраны при органах внутренних дел Российской Федерации.
Строевые подразделения вневедомственной охраны при органах внутренних дел Российской Федерации создаются в целях обеспечения охраны объектов, подлежащих обязательной охране органами внутренних дел Российской Федерации, охране на договорной основе имущества физических и юридических лиц, в том числе при его транспортировке, и в рамках выполнения возложенных задач участвуют в обеспечении охраны общественного порядка и борьбе с правонарушениями в зонах своих постов и маршрутов патрулирования.
Для охраны отдельных категорий объектов, в том числе подлежащих обязательной охране органами внутренних дел Российской Федерации, а также имущества физических и юридических лиц при его транспортировке, могут создаваться специализированные строевые подразделения милиции при органах внутренних дел Российской Федерации.
СПМ (ССПМ) в своей деятельности руководствуются Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами МВД России, а также настоящим Наставлением.
Деятельность СПМ (ССПМ) строится в соответствии с принципами законности, гуманизма, уважения прав человека, гласности.
Основными задачами СПМ (ССПМ) являются:
Осуществление на основе договоров охраны объектов и имущества всех форм собственности от противоправных и иных посягательств.
Охрана имущества физических и юридических лиц при его транспортировке автомобильным, железнодорожным, водным и воздушным транспортом на основании договоров по территории Российской Федерации, а также других государств в соответствии с международными соглашениями.
Предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений на постах и маршрутах.
Участие в разработке и осуществлении мер по упорядочению и совершенствованию служебной деятельности по охране имущества физических и юридических лиц.
Функции СПМ (ССПМ):
Обеспечение охраны объектов и имущества физических и юридических лиц на основе договоров, в том числе при его транспортировке.
Осуществление на основе анализа криминогенной обстановки в отношении охраняемого имущества физических и юридических лиц разработки мер реагирования, направленных на усиление профилактического влияния по предупреждению, предотвращению и пресечению противоправных посягательств на охраняемые объекты и имущество при его транспортировке.
Обеспечение в пределах своей компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации общественного порядка и безопасности на охраняемых объектах, постах и маршрутах.
Выполнение неотложных действий на объекте, посту и маршруте в случае совершения противоправных посягательств, а также принятие мер по эвакуации людей, оказанию им первой доврачебной помощи.
Участие в осуществлении обследований объектов на предмет их инженерно-технической укрепленности, оснащенности охранной и тревожной сигнализацией и антитеррористической защищенности, а также полноты и качества проводимых охранных мероприятий.
Участие совместно с заинтересованными службами, подразделениями органов внутренних дел и иными правоохранительными органами, федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями независимо от форм собственности, общественными объединениями, а также гражданами в реализации профилактических мероприятий, направленных на обеспечение надлежащей охраны объектов.
Реализация мероприятий по информированию физических и юридических лиц о предоставляемых подразделениями вневедомственной охраны при органах внутренних дел услугах по защите их имущества от преступных и иных противоправных посягательств, в том числе при его транспортировке.
Участие в пределах своей компетенции в выполнении задач, определенных планами перевода органов внутренних дел на военное время и действий при чрезвычайных (кризисных) ситуациях.
СПМ (ССПМ) осуществляют свою деятельность во взаимодействии с другими подразделениями МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации, органов внутренних дел на железнодорожном, водном и воздушном транспорте, в закрытых административно-территориальных образованиях, на особо важных и режимных объектах, органов внутренних дел в районах, городах и иных муниципальных образованиях, а также с соответствующими подразделениями органов государственной власти на основании договоров, соглашений, совместных планов, приказов, указаний и инструкций.
СПМ (ССПМ) создаются в структуре подразделений непосредственно подчиненных МВД России, управлений (отделов, отделений) вневедомственной охраны при органах внутренних дел Российской Федерации, ОВДРО.
ССПМ по охране объектов, подлежащих обязательной охране органами внутренних дел Российской Федерации, формируются в составе действующих СПМ управлений (отделов) вневедомственной охраны субъекта Российской Федерации или как самостоятельные структурные подразделения вневедомственной охраны.
СПМ (ССПМ) возглавляет командир, который имеет заместителей в соответствии с утверждаемым штатным расписанием подразделения. Порядок назначения на должность и освобождения от должности командира СПМ (ССПМ) определяется нормативными правовыми актами МВД России.
В зависимости от объема и специфики выполняемых задач формируются полки, батальоны, роты и взвода милиции.
Допускается объединение нескольких СПМ (ССПМ) в самостоятельные полки, батальоны, роты, непосредственно подчиненные соответствующему подразделению вневедомственной охраны, которым может быть предоставлено в установленном порядке право осуществления самостоятельной финансово-хозяйственной деятельности с открытием лицевого счета в органах федерального казначейства.
В самостоятельных полках, батальонах, ротах вневедомственной охраны при органах внутренних дел в целях организации оперативного управления нарядами и обеспечения надежной охраны имущества физических или юридических лиц на договорной основе, эффективного использования личного состава в борьбе с преступностью, охране общественного порядка в зоне постов и маршрутов, взаимодействия с другими нарядами органов внутренних дел в раскрытии по «горячим следам» преступлений, совершенных на охраняемых объектах или в зонах постов и маршрутов, разрешается создавать дежурные части СПМ (ССПМ).
СПМ (ССПМ) включают в себя:
- руководящий и командный состав;
- милиционеров ГЗ ПЦО;
- сотрудников милиции, несущих службу на постах и маршрутах патрулирования;
- сотрудников милиции, обеспечивающих охрану отдельных особо важных объектов;
- сотрудников милиции, осуществляющих охрану имущества при его транспортировке;
- других сотрудников милиции, задействованных в организации охраны объектов, в соответствии с нормативными правовыми актами МВД России.
3. Особенности организации охраны объектов строевыми подразделениями вневедомственной охраны при ОВД (На примере конкретного отдела вневедомственной охраны, подразделения).
В соответствии с требованиями приказа № 1220-07г МВД России проведена реструктуризация подразделения вневедомственной охраны в областном центре. С 01.10.2009 года в городе Челябинске начинает работать Управление вневедомственной охраны при УВД по г. Челябинску, которое объединяет существовавшие до этого районные подразделения и является их правоприемником. При этом значительно сокращен административно-управленческий аппарат и создано единое строевое подразделение по г. Челябинску – полк вневедомственной охраны.
Более 1.000 человек несут службу непосредственно в группах задержания вневедомственной охраны, которые помимо реагирования на сигналы охранной и тревожной сигнализации с квартир и объектов осуществляют охрану общественного порядка на улицах города. Для координации работы групп задержания в каждом из пяти батальонов создан Центр оперативного управления. Единая дислокация и централизация управления позволит увеличить плотность нарядов вневедомственной охраны и оперативно реагировать на изменения криминогенной обстановки в городе. Принципы единоначалия в пределах областного центра будут способствовать использованию в работе передовых методов и положительной практики, накопленных в каждом из районных подразделений.
В настоящее время в г. Челябинске под вневедомственной охраной находится 4.870 объектов и более 33.000 квартир. Из них 188 объектов особой важности, 50 – повышенной опасности, 18 объектов жизнеобеспечения и более 400 – с массовым пребыванием граждан.
Филиалом ФГУП «Охрана» МВД России по Челябинской области также проведена реорганизация подразделений областного центра. Создан единый проектно-монтажный центр, который занимается обработкой всех заявок на монтаж и техническое обслуживание сигнализации по г. Челябинску.
Изменения в структуре предприняты для повышения качества работы с клиентами. Вводится в работу система «Единого окна» по обработке заявлений на техническое обслуживание, монтаж сигнализации и охраны квартиры. Упрощается система подачи заявления о постановке под охрану, сокращается время монтажа и утверждения договорной документации.
Для постановки квартиру под охрану необходимо:
1. Подать заявление на охрану квартиры в ближайшем подразделении ФГУП «Охрана» либо в подразделение вневедомственной охраны. В дежурной части вневедомственной охраны района заявления принимаются круглосуточно, в любой день недели.
2. Заявление от собственника в день его подачи поступит в центральное структурное подразделение ФГУП «Охрана», осуществляющее монтаж и техническое обслуживание сигнализации, и в подразделение вневедомственной охраны, отвечающее за постановку объекта на пульт централизованной охраны и оперативное реагирование на «сработки» охранной и тревожной сигнализации.
3. В заявлении указывается адрес и телефон собственника для согласования времени обследования межведомственной комиссией, состоящей из представителей монтажной организации и вневедомственной охраны.
4. На стадии обследования собственнику предлагаются варианты монтажа сигнализации и охраны. Составляется акт обследования со схемой блокировки, смета и договор на монтаж сигнализации. Как правило, составляется трехсторонний договор на охрану (собственник - монтажная организация - вневедомственная охрана). Все документы утверждаются в Управлении вневедомственной охраны г. Челябинска.
В настоящее время собственникам квартир и объектов, находящихся под вневедомственной охраной не надо переоформлять договорные отношения. Созданная структура, является правоприемником районных подразделений вневедомственной охраны, с которыми были заключены договора на охрану. При изменении условий охраны договора могут быть переоформлены в рабочем порядке.
Основой организации охраны имущества юридических и физических лиц является договор, заключенный между вневедомственной охраной при органах внутренних дел и предприятием, учреждением, организацией, в ведении которых находится это имущество, а также гражданами.
По договору об охране объектов вневедомственная охрана обязуется организовать и обеспечить охрану имущества собственника, осуществлять установленный на объектах пропускной режим и проводить другие мероприятия в целях сохранности материальных ценностей, а собственник обязуется создавать надлежащие условия для обеспечения сохранности этих ценностей, осуществлять определенные договором мероприятия по оборудованию объектов техническими средствами охраны, содействовать охране при выполнении ею своих задач и производить оплату за охрану по установленным тарифам.
При обращении собственника в соответствующее подразделение вневедомственной охраны с просьбой о приеме объекта под охрану создается межведомственная комиссия в составе представителей охраны, собственника, государственной противопожарной службы, а при необходимости также участкового инспектора милиции и сотрудника криминальной милиции, других должностных лиц. Эта комиссия проводит обследование объекта с целью определения состояния его охраны и выяснения, исходя из возможных способов проникновения преступников на объект (его «уязвимых» мест), объема и вида дополнительных работ по оборудованию объекта техническими средствами охраны и пожаротушения. Такое обследование объекта, а также приведение его в надлежащее техническое состояние являются обязательными условиями заключения договора.
Результаты обследования оформляются актом, в котором указываются предложения собственнику по устранению выявленных недостатков в технической укрепленности объекта и рекомендации по оборудованию его средствами сигнализации с указанием сроков выполнения этих работ. Основные требования, которым должны отвечать принимаемые под охрану и уже охраняемые объекты, определены Примерным договором и касаются состояния и наличия освещения, ограждений, связи, сигнализации, замков, запоров, турникетов, механизированных ворот, смотровых площадок, комнат досмотра, камер хранения личных вещей рабочих и служащих и др.
Прием объекта под охрану оформляется заключением договора между управлением, отделом или отделением вневедомственной охраны и собственником. Заключение договора об охране объекта производится только после устранения выявленных при обследовании недостатков, полного оснащения объекта техническими средствами охраны и приведения его в состояние, отвечающее установленным требованиям. Объект считается принятым под охрану после подписания обеими сторонами договора об охране.
Инспекторский состав вневедомственной охраны не менее двух раз в год производит обследование технического состояния охраняемого объекта, результаты которого также фиксируются в акте. Невыполнение собственником требований по технической укрепленности объекта в период действия договора является основанием освобождения охраны от ответственности за кражу товарно-материальных ценностей, если это послужило условием ее совершения.
Охрана объектов осуществляется в дни и часы, указанные в прилагаемом к договору перечне объектов. Система охраны объектов и дислокация постов определяются охраной. Пропускной и внутриобьектовый режим на охраняемом объекте устанавливается руководством объекта, а осуществляется охраной.
Вневедомственная охрана несет материальную ответственность за ущерб, причиненный собственнику ненадлежащим выполнением принятых ею по договору обязательств. Вневедомственная охрана освобождается от ответственности лишь в случаях, когда она докажет отсутствие своей вины.
По каждому случаю краж с охраняемых объектов производится служебная проверка, по результатам которой принимается решение о привлечении соответствующих сотрудников вневедомственной охраны к дисциплинарной и материальной ответственности.
Организация охраны подразделениями сторожевой и военизированной охраны в зависимости от расположения объектов, оснащенности их средствами сигнализации обеспечивается путем:
а) установления стационарных, обходных постов (протяженность – от 150 до 1500 м);
б) патрулирования на велосипедах, мопедах, автомобилях в сочетании с применением технических средств и служебных собак.
Посты охраны выставляются на КПП, непосредственно у охраняемого объекта, на особо важных участках предприятия, по периметру ограждения территории объекта.
Служба военизированных подразделений организуется, как правило, по караульному расчету. Караул – это служебный наряд военизированного подразделения, назначаемый на определенное время для выполнения задач по охране объектов. Караул учреждается при наличии двух и более постов и в зависимости от местных условий, особенностей охраняемого объекта назначается на 24, 12 или 8 часов. В целях усиления охраны объектов из резерва караула либо по специальному распоряжению руководства охраны могут высылаться дозоры (подвижные наряды) и секреты (неподвижные наряды).
В указанных целях сторожевые и военизированные подразделения используют также такие средства, как охранную и охранно-пожарную сигнализацию (в том числе «тревожные» кнопки), ограждение по периметру территории объекта; запретную зону (в ней размещаются контрольно-следовая полоса, тропа наряда, система электрического освещения и другое оборудование); оборудование постов охраны (постовые грибы, наблюдательные вышки, постовые помещения на контрольно-пропускных пунктах и наружных постах); средства постовой связи; служебные собаки.
Организация охраны объектов милицейскими подразделениями вневедомственной охраны. Служба милицейских подразделений организуется в соответствии с Наставлением по организации деятельности строевых подразделений милиции вневедомственной охраны при органах внутренних дел. Ответственность за надлежащую организацию службы этих подразделений несут начальники управлений, отделов, отделений вневедомственной охраны при органах внутренних дел.
Для выполнения задач по охране объектов могут использоваться следующие виды милицейских нарядов:
– группа задержания пункта централизованной охраны (ГЗ ПЦО) – наряд милиции, предназначенный для оперативного выезда и осмотра охраняемых объектов при срабатывании охранно-пожарной сигнализации, их блокирования и задержания лиц, проникших на объект;
– автопатруль (АП) – специальный наряд милиции, несущий службу на автомобиле (мотоцикле) в местах наибольшей концентрации охраняемых объектов, не подключенных к пультам централизованного наблюдения, в целях их периодического осмотра, принятия мер к усилению охраны и пресечения попыток проникновения на них;
– патрульная группа (ПГ) или патруль (П) – подвижной пеший наряд милиции, выполняющий задачи АП, но на меньшей территории;
– пост охраны объектов (ПОО) – одиночный или парный наряд милиции, обеспечивающий охрану объекта или его части путем выполнения постовых обязанностей и ведения постоянного наблюдения в пределах установленных границ;
– контрольно-пропускной пункт (КПП) – одиночный или парный наряд милиции, выставляемый для обеспечения пропускного режима на территории охраняемого объекта;
– караул (Кр) – вооруженное подразделение милиции, назначенное для охраны и обороны особо важного или сложного в криминогенном отношении объекта, а также для обеспечения порядка и безопасности на его территории;
– наряд милиции (НМ) по сопровождению материальных ценностей;
– резерв (Р) – наряд милиции, предназначенный для решения задач по охране квартир и объектов при осложнении обстановки и их перезакрытия.
Дислокация маршрутов патрулирования, секторов (участков) ГЗ ПЦО, постов милиции вневедомственной охраны разрабатывается с учетом оперативной обстановки, расположения охраняемых объектов, их технической оснащенности и имеющихся уязвимых мест, оборудования средствами охранной сигнализации, подключения к ПЦН, времени прибытия к объектам по сигналам «тревога», возможных путей отхода преступников и включается в единую дислокацию патрульно-постовых нарядов милиции гор-райоргана внутренних дел.
Милицейская охрана объектов, не подключенных к ПЦН, осуществляется нарядом милиции в составе не менее двух человек путем патрулирования на автомобилях, мотоциклах, велосипедах, а также пешим порядком согласно разработанным маршрутным карточкам. Одиночное патрулирование допускается только милиционером-кинологом со служебной собакой.
Протяженность маршрутов патрулирования определяется временем, затраченным на осмотр охраняемых объектов: при первом объезде (обходе) – не свыше 1 час 30 мин, а при последующих – 30–45 мин, с учетом своевременного прибытия к объекту при срабатывании сигнализации.
Управление нарядами милиции вневедомственной охраны осуществляют дежурный ПЦО или дежурные части строевых подразделений милиции вневедомственной охраны, которые в оперативном отношении подчиняются оперативному дежурному гор-райоргана внутренних дел. Их задачей является обеспечение четкого взаимодействия нарядов вневедомственной охраны с нарядами патрульно-постовой службы милиции и дежурной частью гор-райоргана внутренних дел, с тем чтобы сотрудники милиции вневедомственной охраны не были вынуждены сами доставлять в орган внутренних дел задержанных, составлять рапорта, оставляя объекты без охраны.
Наряды милиции вневедомственной охраны применяют служебных собак для охраны объектов как внутри помещений, так и на прилегающей к ним территории путем свободного патрулирования либо на блок-постах, а также для обеспечения охраны общественного порядка в зонах постов и маршрутов патрулирования. Использование служебных собак является эффективным для осмотра охраняемого объекта при поступлении из него сигнала «тревога», прилегающей территории и нежилых помещений, осмотра («зачистки») складских, подсобных, торговых и других помещений особо важных криминогенных объектов перед их закрытием с целью обнаружения посторонних лиц, задержания правонарушителей и обнаружения похищенных ценностей.
Особенно необходимы служебные собаки для пресечения и раскрытия «по горячим следам», получивших широкое распространение краж «на рывок».
После получения инструктажа наряды милиции прибывают на маршрут, осматривают объекты, обращая особое внимание на исправность сигнализации. Если состояние объекта соответствует условиям приема, то после закрытия он принимается под охрану в порядке, определяемом договором.
Организация работы ПЦО. Надежность централизованной охраны объектов обеспечивается прежде всего наличием в составе ПЦО мобильных нарядов милиции – групп задержания. Группа задержания ПЦО состоит не менее чем из 3 милиционеров, один из которых – старший группы, и милиционера-водителя. Группы задержания не дожидаются поступления сигналов тревоги на ПЦН возле ПЦО, а несут службу в режиме автопатруля в местах наибольшей концентрации объектов, подключенных к ПЦН, по специально разработанным маршрутам. Маршруты периодически меняются для того, чтобы лица, замышляющие преступления, не смогли наперед рассчитать действия милиции. На каждый охраняемый объект составляется оперативная карточка, где отражаются схемы подъездных путей, путей вероятного отхода преступников, расположения помещений, световых индикаторов сигнализации, а также основные варианты действий группы в зависимости от сложившейся на объекте ситуации. К оперативной карточке могут прилагаться фотографии объекта. При разработке маршрутов предусматривается прибытие групп задержания на объект по сигналу тревоги в кратчайшее время. Отдельными договорами на охрану объектов могут быть предусмотрены конкретные временные рамки прибытия.
Дежурный ПЦО при получении сигнала тревоги выполняет следующие действия:
а) направляет на объект группу задержания;
б) докладывает о поступившем сигнале оперативному дежурному ГОРОВД, а также дежурному государственной противопожарной службы (в тех случаях, когда шлейфы охранной и пожарной сигнализации совмещены, из-за чего не ясно, что явилось причиной срабатывания сигнализации – проникновение или загорание). По сигналам тревоги, поступившим из особо важных объектов, дежурный ПЦО выезжает на место лично.
При отсутствии следов проникновения дежурный ПЦО организует охрану объекта и вызов (или доставление к объекту) представителя собственника. В его присутствии объект вскрывается, и с соблюдением необходимых мер предосторожности сотрудники милиции производят тщательный осмотр внутренних помещений. Группа задержания не должна покидать охраняемый объект до выяснения и устранения причин срабатывания сигнализации и последующего приема объекта под охрану на ПЦН.
Практика показывает, что неквалифицированный осмотр («перезакрытие») объекта, на котором сработала сигнализация, а также несвоевременное прибытие нарядов являются причиной каждой третьей из числа допускаемых по вине охраны краж.
По получении сигнала тревоги из охраняемой квартиры дежурный ПЦО также направляет туда группу задержания. Группа должна скрытно блокировать дом, выход из подъезда (черного хода, балкона, если они имеются), тщательно осмотреть лестничные пролеты, лифты, подвальные и чердачные помещения, где могут скрыться преступники. С соблюдением мер предосторожности группа должна проверить исправность дверей квартиры, через дверь прослушать, что в ней происходит. Для определения наличия в квартире людей при возможности используется служебная собака.
При отсутствии явных следов проникновения при помощи ключей, сданных владельцем квартиры на хранение в ПЦО, квартира в присутствии понятых вскрывается и осматривается дежурным ПЦО. При осмотре квартиры устанавливаются причины срабатывания сигнализации. Об этом составляется акт и сообщается владельцу квартиры.
При обнаружении на охраняемом объекте после срабатывания сигнализации посторонних лиц производится их задержание, после чего с ними проводится разбирательство. Практика показывает, что задержание в квартире с поличным позволяет в ходе дальнейшего расследования раскрывать серийные, исчисляемые порой десятками, кражи.
При организации работы ПЦО важно учитывать основные способы проникновения преступников на охраняемые объекты. Статистика свидетельствует, что в 40% случаев краж имели место разбитие окон, витрин; в 31% – взлом дверей, замков, подбор ключей; в 15% – пролом потолка, стены; в 14% – укрытие на объекте перед закрытием, проникновение через люки, вентиляционные отверстия.
В 54% случаев кражи совершаются из торговых залов охраняемых объектов, в 25% – из подсобных и складских помещений, в 7% – из витрин магазинов, в 7% – из металлических ящиков и сейфов.
Около 40% общего числа краж связано с такими недостатками в работе ПЦО по внедрению технических средств охраны и их эксплуатационному обслуживанию, как неисправность сигнализации и недоблокировка уязвимых мест объектов.
Анализ краж, совершенных в обход сигнализации, позволяет назвать наиболее характерные, как правило, не выявлявшиеся в ходе периодических обследований места проникновения на охраняемые объекты: дощатые потолки, лифтовые шахты, вентиляционные и коммуникационные вводы, технические коридоры и подвалы, неохраняемые прилегающие помещения и др.
Серьезной проблемой в работе ПЦО являются ложные срабатывания охранной сигнализации. По причине плохой технической укрепленности объектов, неисправности сигнализации, телефонной и электросети, безответственности руководителей объектов в стране ежегодно происходит более 1 млн. ложных срабатываний сигнализации. А ведь каждый такой сигнал – это-обязательный выезд группы задержания и зачастую – вскрытие и осмотр объекта. Ложные сигналы не только причиняют таким образом материальный ущерб, но и снижают надежность работы ПЦО, притупляют бдительность сотрудников милиции.
Если объект по причине неисправности сигнализации не принят под охрану на ПЦН, начальник ПЦО или дежурный обязаны организовать его охрану на время устранения неисправности силами группы перезакрытия или резервной группы задержания, находящихся при ПЦО.
В заключение следует указать на пути совершенствования службы вневедомственной охраны при органах внутренних дел. К ним относятся: максимальное внедрение централизованной охраны при одновременном сокращении численности сторожей и замене их милицейскими подразделениями; оснащение всех охраняемых объектов новейшими средствами сигнализации в несколько рубежей защиты; повышение мобильности нарядов милиции вневедомственной охраны.
Заключение
Таким образом, к настоящему времени вневедомственная охрана сформировалась как действующая на принципах самоокупаемости и самофинансирования специализированная инженерно-техническая служба при органах внутренних дел, обеспечивающая на договорных началах охрану имущества юридических и физических лиц и вносящая вклад в решение общих задач милиции по охране общественного порядка и борьбе с преступностью.
Говоря о задачах вневедомственной охраны, необходимо отметить, что вневедомственная охрана при органах внутренних дел Российской Федерации создается на договорной основе для защиты имущества собственников и организуется в городах, районных центрах и поселках городского типа.
Основными задачами вневедомственной охраны являются:
- охрана имущества собственников на основе договоров;
- участие в разработке и реализации государственных мер по упорядочению и совершенствованию охраны материальных ценностей;
- проведение на территории Российской Федерации единой технической политики в области создания средств охранной сигнализации, их промышленного освоения, контроля за качеством, тактики их применения, внедрения и эксплуатационного обслуживания.
Вневедомственная охрана в соответствии с возложенными на нее задачами:
- обеспечивает охрану имущества, а также оказывает другие услуги, предусмотренные договорами с собственниками;
- в пределах своей компетенции подготавливает проекты нормативных актов по вопросам защиты имущества от преступных и иных противоправных посягательств;
- участвует в подготовке и выполнении государственных, региональных и иных программ и мероприятий по обеспечению сохранности материальных ценностей;
- осуществляет инспектирование ведомственной охраны предприятий, учреждений и организаций;
- организует и проводит научные исследования, опытно-конструкторские и иные работы в области создания и применения средств охранной сигнализации, выполняет функции генерального заказчика указанных средств для собственных нужд;
- осуществляет на охраняемых объектах технический надзор за выполнением проектных и монтажных работ по оборудованию средствами охранной сигнализации, использованием приборов и систем охраны в соответствии с технической документацией, прием их в эксплуатацию, обслуживание и ремонт. Проводит эти работы на договорной основе на неохраняемых объектах;
- организует и проводит испытания средств охранной сигнализации, в том числе и зарубежной, а также обеспечивает в установленном порядке выдачу сертификатов на ее использование на территории Российской Федерации;
- участвует в разработке и согласовании стандартов на средства охранной сигнализации.
Список использованной литературы
Нормативные акты
1. Закон РФ от 18 апреля 1991 г. N 1026-I «О милиции» // Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР от 22 апреля 1991 г., N 16, ст. 503.
2. Указ Президента РФ от 12.02.1993 N 209 "О милиции общественной безопасности (местной милиции) в Российской Федерации" // Собрание актов Президента и Правительства РФ. 1993. N 7. Ст. 562.
3. Приказ МВД РФ от 04.08.2006 N 609 "Вопросы организации деятельности строевых подразделений милиции вневедомственной охраны при органах внутренних дел Российской Федерации"
Литература
4. Административная деятельность органов внутренних дел. Часть Общая / Под ред. А.П. Коренева. М., 2001.
5. Административная деятельность органов внутренних дел. Часть Особенная. Издание второе, исправленное и дополненное. Учебник /Под ред. док. юрид. наук, проф. А.П. Коренева. - М.: МЮИ МВД России. «Щит-М», 1999. - 362 с.
6. Безденежных В.М. Содержание и формы административной деятельности ОВД. М., 2005.
7. Гуценко К.Ф., Ковалев М.А. Правоохранительные органы. - М.: Зерцало, 2007.
8. Кваша Л. Сотрудник милиции общественной безопасности (МОБ) // Юридический мир. 2005. N 11.
9. Новиков B.C. Правовые основы применения физической силы сотрудниками милиции. М., 2006.
10. Пантелеев В.Ю. Административная деятельность органов внутренних дел: Учебное пособие для подготовки к экзаменам. – Екатеринбург: Изд-во Уральского юридического института МВД России, 2002. – 357с.
11. Правоохранительные органы Российской Федерации / Под ред. В.П. Божьева. - М.: СПАРК, 2007.
12. Соловей Ю.П. Правовое регулирование деятельности милиции в Российской Федерации. Омск, 2003.
13. Чуфаровский Ю.В. Правоохранительные органы РФ. - М., 2007.
|