Статистика


Онлайн всего: 6
Гостей: 6
Пользователей: 0

Форма входа

Поиск

Категории раздела

Диплом [327] Курсовая [699]
Реферат [397] Отчет [11]




Вт, 26.11.2024, 00:55
Приветствую Вас Гость | RSS
ДИПЛОМНИК т.8926-530-7902,strokdip@mail.ru Дипломные работы на заказ.
Главная | Регистрация | Вход
КАТАЛОГ ДИПЛОМНЫХ, КУРСОВЫХ РАБОТ


Главная » Каталог дипломов » бесплатно » Курсовая [ Добавить материал ]

Анализ действий органов власти в 1980-1990 годах
Курсовая | 22.08.2014, 00:13

СКАЧАТЬ РАБОТУ БЕСПЛАТНО - 

Введение 
Глава 1. Система государственного управления в СССР в период с 1980 по 1991 гг. 
1.1. Номенклатурный принцип организации власти в СССР до 1985 г.
1.2. Модернизация системы управления органов власти в годы «Перестройки» (1985 – 1991 гг.)
Глава 2. Система государственного управления в России в период с 1991 по 1999 гг.
2.1. Кризис  действий органов власти в 1991-1993 гг.  
2.2. Система государственного управления в России после принятия Конституции РФ в 1992 г. 
2.3. Деятельность органов государственной власти в 1995-1999 гг.  
Заключение
Литература 

 

 

 

 

 


Глава 1. Система государственного управления в СССР в период с 1980 по 1991 гг.
1.1. Номенклатурный принцип организации власти в СССР до 1985 г.

В период с 1960 по 1980-е гг. развитие в СССР стала приобретать номенклатурный характер. Изначально этот социальный слой был достаточно ограничен — государственные служащие буквально поименно (номенклатурно) вносились в специальный список, попасть в который, по замыслу, могли лишь наиболее достойные. Список этот и назывался «номенклатура» . Реально списков было много в зависимости от того, решением какого партийного органа осуществлялось назначение или снятие: номенклатура Политбюро ЦК (назначение на должность осуществляется решением Политбюро), номенклатура Секретариата ЦК и так вплоть до номенклатуры райкома (ниже списки не велись). Со временем номенклатура становилась все более похожей на традиционную бюрократию, число ее представителей стремительно увеличивалось. Формально включение той или иной должности в номенклатурный реестр означало, что подбор кадров на эту должность осуществлялся по политическим (а не каким-либо иным) качествам, главным из которых считалась преданность партии. Со временем «преданность партии», по сути, стала означать личную преданность тому или иному партийному руководителю. В итоге подбор кадров велся не на основе профессиональных качеств и достижений, а на основе умения кандидатов устанавливать отношения с вышестоящими лицами, заводить связи в партийных инстанциях. 
Номенклатура стала собирательным названием руководящего слоя. У номенклатуры формировались особые интересы, которые часто не совпадали ни с объективными государственными интересами, ни с интересами остальной части общества.
Нарастающее противоречие между коммунистическими идеалами, согласно которым представители власти являлись «слугами народа», и действительностью в сталинские времена частично помогали разрешить «чистки», серьезно затрагивающие номенклатуру. Получалось, что неотвратимость действия социалистических принципов гарантировало лишь наличие «справедливого» вождя. Вместе с тем развитие и укрепление государственного механизма объективно вело к еще большей бюрократизации всей жизни советского общества. Со смертью Сталина исчезли последние препятствия для превращения номенклатуры из «сферы обслуживания» государственной власти в самостоятельную общественную и политическую силу, претендующую на полное овладение этой властью. Положение осложнилось еще и тем, что внутри правящей верхушки произошло выделение отдельных групп на основе различных государственных ведомств и структур. Между ними развернулась борьба за руководство государственной жизнью, получившая выражение в виде заговоров, интриг, создания различных кланов, чаще всего на основе личных интересов и амбиций. Даже в сознании простых людей Советское государство все больше связывалось не с коммунистическими идеалами, а с интересами бюрократии. 
Энергетический заряд, содержавшийся в марксистско-ленинской идеологии, оказался в конечном счете во второй половине 1960-х гг. на грани исчезновения. 
Это проявилось в очевидном спаде массового трудового энтузиазма, росте социальной апатии, все более широком распространении «идейно чуждых» явлений и т. п. 

СКАЧАТЬ РАБОТУ БЕСПЛАТНО - 

Главной задачей в идеологии стало формирование у трудящихся веры в чудотворные возможности советского строя. Эту задачу призвана была решить идея развернутого строительства коммунизма, обещавшая воплощение марксистско-ленинских предсказаний. Снова получило развитие основополагающий тезис марксистской теории об отмирании государства при коммунизме.
Это означало: дни бюрократии сочтены и трудящийся человек скоро обретет полную свободу от привилегированной номенклатуры.
Между тем курс на строительство коммунизма предполагал осуществление и таких мер, которые привносили в жизнь многих простых граждан серьезные проблемы: ликвидация подсобных хозяйств, новая волна борьбы с религией, возобновление жесткого контроля над деятельностью творческой интеллигенции и т. д. 
Результатом этого становится дальнейшее углубление идеологического кризиса. Важнейшим обстоятельством стало то, что Л. И. Брежнев был поставлен у руля государственной власти именно партийной бюрократией. В декабре 1966 г. в главной советской газете «Правда» появилась статья Ф.М. Бурлацкого «О строительстве развитого социалистического общества» . Оформлялась новая идеологическая концепция: завершение полного построения социализма (о чем было объявлено на ХХI съезде КПСС) знаменует новый длительный период социалистического развития — стадия развитого социализма. Вступление в коммунизм как бы откладывалось на неопределенный срок. Провозглашалось, что развитой социализм — это закономерный и необходимый этап, в ходе которого в полной мере реализуются преимущества социалистического строя. Концепция развитого социализма призвана была решить ряд очень непростых задач. Во-первых, «примирить» фундаментальные положения марксистско-ленинской теории со сложившимися реалиями социализма: сохранение классового деления общества, различных форм собственности, товарно-денежных отношений и, наконец, самого государства с его чиновничьим аппаратом. Во-вторых, обосновать отход от прежних амбициозных проектов (например, «косыгинской реформы») к более спокойному, стабильному развитию. В-третьих, внедрить в сознание граждан, что окружающая их действительность — сама по себе ценность, которая должна приносить удовлетворение и вселять гордость. Все эти идеи отвечали интересам бюрократической, в первую очередь партийной, верхушки. Их реализация давала ей право считать свое главенствующее положение в советском обществе не только оправданным, но и законным. Это снимало политическую ответственность за нарастание негативных тенденций, в конечном счете приведших к «застою» 1970—1980-х гг.
Новая концепция развития повлияла на законодательство страны. Конституция 1936 г. перестала адекватным образом отражать состояние общества. Так, первая статья Конституции называла СССР «государством рабочих и крестьян», вторая статья говорила о «завоевании диктатуры пролетариата», что никак не увязывалось с декларированием «подлинной» демократии. К тому же в сложившемся к 1970-м гг. образе государственной власти уже практически не было «пролетарских» черт. Необходимо было новое определение политической системы, социальной структуры, характера экономического, межнационального развития СССР и многое другое.
В феврале 1976 г. на ХХV съезде КПСС было решено приступить к практической подготовке принятия новой Конституции СССР. Подготовка велась под лозунгом совершенствования социалистической демократии, и как реальное подтверждение этого в мае 1977 г. было организовано всенародное обсуждение проекта. Проект Конституции был опубликован в газетах, и граждане получили возможность предлагать к нему поправки.
Поправок было прислано достаточно много, и, хотя приняты они не были, видимость демократического процесса была соблюдена. Окончательный текст Конституции был утвержден 7 октября 1977 г. на сессии Верховного Совета СССР. Важнейшей статьей в ней стала статья 6 — созрела необходимость законодательно закрепить сложившееся всевластие партийной бюрократии. Эта статья узаконила фактическую роль КПСС, объявив партию «руководящей и направляющей силой советского общества, ядром его политической системы». Это привело к еще большему усилению значения партийного аппарата во всей властной пирамиде, окончательно устанавливало членство в партии как обязательное условие для любой карьеры.
Таким образом, Конституция 1977 г. в полной мере реализовала устремления правящей верхушки СССР монопольно и безотчетно распоряжаться всеми сторонами духовной и материальной жизни советских граждан, одновременно оставляя без внимания уже очевидные для всех противоречия. Статья 6 Конституции гласила: «Руководящей и направляющей силой советского общества, ядром его политической системы, государственных и общественных организаций является Коммунистическая партия Советского Союза. КПСС существует для народа и служит народу. Вооруженная марксистско-ленинским учением, Коммунистическая партия определяет генеральную перспективу развития общества, линию внутренней и внешней политики СССР, руководит великой созидательной деятельностью советского народа, придает планомерный, научно обоснованный характер его борьбе за победу коммунизма. Все партийные организации действуют в рамках Конституции СССР» . 
Государство объявлялось «общенародным», т.е. отныне оно должно было в равной степени представлять интересы всех общественных слоев. Это положение должно было стать обоснованием торжества «подлинной» демократии в Советском Союзе.
По-новому трактовалась сложившаяся в СССР социальная структура, ее «социальная однородность». По-прежнему сохранялись классы — рабочий и колхозное крестьянство и «социальная прослойка» — интеллигенция, но по уровню доходов, образования, степени социальной и правовой защиты, доступа к общественным благам, образу жизни и мировоззрению все слои советского общества отличались между собой незначительно.
Уже в этом утверждении наблюдается разночтение в трактовке характера развития общественных процессов, отчетливо проступивших к этому времени в Советском Союзе.
Советское общество на самом деле не только не являлось однородным, но его структура становилась все более иерархичной, напоминая некую социальную пирамиду. Главным признаком социального положения того или иного гражданина все более становилось то, какое место он занимает по отношению к власти. 
Важнейшее место в характеристике «общества развитого социализма» занимал в новой Конституции вопрос о состоянии и развитии межнациональных отношений. Провозглашалось, что в результате сближения наций и народностей в СССР сложилась «новая историческая общность — советский народ». 
Точно так же как и в социально-экономических, политических трактовках развитого социализма, в сфере отношений между народами упор делался на учет чисто формальных признаков, подтверждающих достигнутое единство: распространение русского языка (как языка межнационального общения), увеличение численности смешанных браков, сближение культурного, социального уровней различных народов, усиление взаимной миграции народов, объективно способствующей взаимопроникновению и обогащению национальных культур . 
Но при этом не объяснялось, по каким критериям одни национальности носят конституционный статус нации, а другие — народности, почему одним разрешено иметь государственность в форме союзной республики, другим — лишь автономной, а третьи не имели даже этого.
Болезненным для ряда народов был вопрос о включении территорий, заселенных их соплеменниками, в состав других республик. Яркий тому пример — армяне, составлявшие 3/4 населения Нагорно-Карабахской автономной области, входившей в состав Азербайджанской ССР .
Все эти проблемы были сложны для разрешения, но при создании новой Конституции они были проигнорированы.
Вступление в политический «застой» определялось не только самим фактом бюрократизации системы власти и управления, но и чертами этой новой бюрократии. Если прежде партийные работники, государственные служащие и хозяйственные руководители в подавляющем своем большинстве были выходцами из простого народа, проявившими деловые способности, то в 1960-е, а особенно в 1970—1980-е гг. пополнение элиты происходило через особую систему отбора и подготовки кадров будущих руководителей: высшие партийные, комсомольские и профсоюзные школы, Академию общественных наук, Дипломатическую академию, попасть в которые можно было только по рекомендации влиятельных чиновников. Так производилась оценка пригодности потенциальных кадров не только для высшего звена, но и практически на всех уровнях. Она напрямую зависела от личных симпатий и политических расчетов руководителей. Деловые качества учитывались в меньшей степени, а честность и принципиальность вообще нередко становились скорее препятствием для карьеры. В условиях «клановой» борьбы и интриг преимущества отдавались лично полезным и преданным «протеже», готовым в нужный момент поддержать своего «патрона». В ряде регионов страны, в первую очередь в азиатских республиках, кадровая политика вообще практически исключала любые подходы, кроме землячества и семейственности. Формирование элиты шло и через «естественное воспроизводство»: в 1970-е гг. начинают создаваться целые потомственные династии «ответственных работников» .
Дети и другие родственники начальников с самого начала вступления в самостоятельную жизнь оказывались в особом положении. Они учились в престижных вузах, затем занимали перспективные должности, почти автоматически делая карьеру. Так, сын Л.И.  Брежнева стал первым заместителем министра внешней торговли, зять Л.И. Брежнева — заместителем министра внутренних дел, свояк (муж сестры жены) генсека возглавил Министерство машиностроения для животноводства и кормопроизводства .
Бюрократия времен «застоя» характерна тем, что высшее руководство страны в большинстве своем стало состоять из очень пожилых людей. Средний возраст членов Политбюро достиг 68 лет. Многие из них страдали тяжелыми болезнями, в том числе и сам Л.И. Брежнев, который в 1976 г. перенес инсульт. По свидетельству лечащего врача Е. Чазова, Л.И. Брежнев в последние годы своего правления превратился в немощного старика.
Старость и немощь мешали Брежневу осуществлять функции главы партии и государства, полноценно участвовать в работе ЦК, Политбюро, наносить зарубежные визиты, принимать гостей, выступать с речами на различных форумах и т. д. Телевизионные репортажи и радиотрансляции невольно демонстрировали курьезы, вызванные его физическим состоянием. В стране установилась «геронтократия» (власть стариков) .
Ухищрения врачей, добившихся того, что нагрузка на престарелых руководителей была сокращена до минимальных размеров (например, заседания Политбюро часто длились не более 15—20 минут), не спасали положения. Таковы основные черты, характеризующие состояние советской элиты на закате брежневской эпохи. 
Недееспособные правители не могли обеспечить хоть сколько-нибудь эффективный порядок управления страной. На фоне всего этого происходит стремительное разложение властных и управленческих структур, правоохранительных органов, хозяйственных, научных, учебных учреждений. Взяточничество, хищения государственного имущества, фальшивая отчетность о выполнении плановых обязательств, установление связей представителей власти с преступным миром — все это достигает таких масштабов, что становится невозможным предотвращать скандальные ситуации (такие, как так называемое «рыбное дело», расследуемое Генеральной прокуратурой СССР в самом начале 1980-х гг., о контрабандном вывозе красной икры и ценной рыбы за границу, что нанесло государству ущерб в несколько десятков миллионов рублей. Нити преступных связей тянулись к самому руководству министерства). Подобные эпизоды со всей очевидностью свидетельствовали о том, что положительных перемен при действующем генсеке ожидать не приходилось.
В ноябре 1982 г. Л.И. Брежнев скончался. Генеральным секретарем ЦК был избран Ю.В. Андропов. С 1967 г. он являлся председателем КГБ СССР. Вес Ю.В. Андропова в кругах руководства страны, определялся тем влиянием, которое он приобрел благодаря руководству органами госбезопасности, которые в застойные годы заметно активизировали свою деятельность. Сыграли свою роль его личные качества: ум и образованность в сочетании с авторитарностью и нетерпимостью к разного рода инакомыслию.
Личность Ю.В. Андропова отвечала интересам различных группировок внутри ЦК и Политбюро. Он четко обозначил приоритеты новой политики: «Хотя нельзя все сводить к дисциплине, но начинать надо именно с нее» (декабрь 1982 г.). В первой половине 1983 г. развернулась кампания по укреплению трудовой дисциплины. В частности, устраивали облавы в кинотеатрах, банях, магазинах с целью выявления тех, кто находился там в рабочее время. Советские граждане были шокированы масштабами выявленных злоупотреблений. Например, в ходе операции «Паутина» были доказаны многомиллионные хищения в торговле, которые имели массовый характер.
Уголовные дела были заведены на 15 тыс. должностных лиц, среди них более 2,5 тыс. руководителей крупных торговых организаций, включая Главное управление торговли Москвы. Широкий резонанс имели такие расследования, как «узбекское дело», обнаружившее многолетние масштабные махинации с хлопком, «краснодарское дело» (о коррупции в Краснодарском крае), «дело руководства МВД», затронувшее министра Н.А. Щелокова и его заместителя, зятя Л.И. Брежнева Ю.М. Чурбанова. Ряд крупных руководителей приговорили к суровым наказаниям, некоторые покончили жизнь самоубийством. Борьба с коррупцией сопровождалась серьезным кадровым обновлением — в среднем более 30% партийных функционеров были вынуждены оставить свои посты .
Впервые за долгие годы прозвучали объективные оценки состояния советского общества, признания противоречий и накопившихся проблем. Надежду на обновление страны, возвращение политики государства к здравому смыслу и ответственности перед народом вызвала фраза Ю.В. Андропова «Мы не знаем общества, в котором мы живем». Это могло означать отказ от прежних благостных увещеваний в духе «развитого социализма», настрой на преобразования. Но правление Андропова продолжалось менее полутора лет. В феврале 1984 г. Ю.В. Андропов, страдавший множеством хронических болезней, скончался. Главным результатом усилий Андропова стал импульс к преодолению «застоя» в сознании и мышлении советского общества.
Полным контрастом Ю.В. Андропову явился новый генеральный секретарь ЦК К.У. Черненко, ближайший друг и соратник Л.И. Брежнева, критически настроенный по отношению к реформам.
Появление у власти такого человека указывало на то, что партийная бюрократия, сдав часть своих позиций под андроповским напором, хотела  устранение угрозы своему спокойному существованию. Надежды на К.У.  Черненко возлагали и сталинисты. Однако бесцветное и короткое правление престарелого и больного К.У. Черненко так и не позволило осуществиться его политике.  В марте 1985 г. К.У. Черненко скончался .
Участие в «гонке вооружений» и отсутствие стратегии модернизации экономики в соответствии с условиями научно-технической революции обусловили отставание СССР от передовых капиталистических и новых развивающихся государств по большинству экономических и социальных показателей. При этом было во многом потеряно главное преимущество: социальные гарантии для большинства населения. «Теневая экономика» и привилегии руководителей и аппарата подрывали веру в справедливость социалистического строя.
К 1985 г. в СССР сложилась определенная структура государственной власти. 
Советская система органов власти имела три уровня:  административный, контрольный  и представительский. 
Административный уровень образовывался государственными органами управления производством, потреблением, распределением, учетом, обороной и безопасностью страны, а также правоприменяющими органами. 
Контрольный уровень власти формировался теми государственными органами, которые занимались законо- и нормоохранительной деятельностью  (народные суды, прокуратура, Комитет народного контроля, Государственный арбитраж, Госатомнадзор и другие общегосударственные контрольные институты). Этот уровень составляли также и структурные  подразделения министерств и ведомств, которые осуществляли надзор за соблюдением норм и правил (охотинспекции, санитарно-эпидемиологические станции Минздрава и др.).  
Представительский уровень власти был образован Советами народных депутатов и их органами управления. 
Также можно говорить и четвертом уровне власти в СССР -  Коммунистической партии Советского Союза. КПСС была элементом общей структуры власти и была представлена иерархизированной совокупностью должностей в партийных комитетах разных уровней. 
Должности на различных уровнях государственной власти были строго фиксированы, а перечень должностей для функционеров системы управления являлся схемой поведения, в которой указывалось к кому и по какому вопросу необходимо обращаться для решения тех или иных вопросов. 
На уровне государственного управления выделялись  административная, политическая, представительская и контрольная ветви власти. Их строение было структурировано списками иерархиизированных должностей.  
Политическое руководство страной возглавлялось Генеральным секретарем Центрального Комитета КПСС, которому подчинялись секретарь ЦК - руководитель Секретариата ЦК, и секретари ЦК КПСС, которые курировали отдельные сферы управления. Советская система органов власти подразумевала три основных  уровня иерархии . 
Первый уровень – это секретари - члены Политбюро. 
Второй уровень -  секретари ЦК партий союзных республик и первые секретари обкомов партии. 
Третий уровень иерархии политического руководства – это  заведующие отделами ЦК КПСС, которые осуществляли политическое руководство наукой, пропагандой, образованием, просвещением, строительством, машиностроением, культурой, административными органами и остальными сферами жизни государства. Заведующие отделами руководители контролировали первых заместителей и заместителей, которые  курировали подотрасли народного хозяйства, а также другие сферы устройства государства. Инструкторы ЦК КПСС также подчинялись заместителям заведующих отделами. 
В политической ветви власти субординационные связи задавались самой иерархией должностей, а координационные связи реализовывались  Секретариатом ЦК КПСС (высшим органом координирующей деятельности в политической ветви) и через заседания отделов ЦК. 
Председатель Совета Министров СССР возглавлял административную ветвь власти. Ему подчинялись первые заместители Председателя, часть из которых возглавляла рабочие органы Совета Министров - бюро по отраслям народного хозяйства. 
В зависимости от членства в Политбюро ЦК КПСС, отдельные министры СССР занимали посты, эквивалентные первым заместителям Председателя Совета Министров СССР. Это - председатель Комитета государственной безопасности, министр иностранных дел, министр обороны.
Еще один уровень иерархии административной ветви включали в себя посты заместителей Председателя Совета Министров СССР, некоторые  из них являлись и главами бюро Совета Министров. Различия между, заместителями Председателя Совета Министров СССР, руководителями  бюро,  и первыми заместителями, связаны с государственными приоритетами развития отраслей. Так, например, проблемы агропромышленного комплекса в одной ситуации были более важны, чем проблемы строительства. В связи с этим, председатель Госстроя был заместителем Председателя Совета Министров СССР, а председатель Госагропрома -  первым заместителем. 
В административной ветви координационные связи осуществлялись через коллегии. В коллегии министерств и ведомств обычно входили министры, первые заместители и заместители министров, начальники ведущих главков и управлений, руководители смежных подотраслей народного хозяйства, политические руководители. Приказом министра назначались члены коллегии. В административной ветви координационные связи осложнялись тем, что она был сильно разветвлена и представлена более чем 100 союзными министерствами и ведомствами . 
Председатель Президиума Верховного Совета СССР возглавлял представительскую ветвь власти. Ему подчинялись - первый заместитель и заместители - представители всех союзных республик. Вторым уровнем в иерархии был председатель палаты Совета Союза и Совета Национальностей Верховного Совета СССР, координирующий деятельность председателей постоянных комиссий палат Верховного Совета. Как другие функционеры представительской ветви, члены постоянных комиссий выбирались из числа депутатов Верховного Совета. Номинальное отсутствие субординационных отношений – это отличительная особенность этой ветви власти. Высшие уровни исполняли решения, которые принимались сессией Верховного Совета СССР (высшим законодательным органом представительской власти). Этот орган координировал деятельность контрольной и административной ветвей власти. В компетенцию Верховного Совета СССР координация политической деятельности не входила. Заседания постоянных комиссий Верховного Совета, палат Верховного Совета и Президиума Верховного Совета СССР (рабочего органа представительской ветви власти) являлись  другими координирующими органами. Места должностей, исключая высшие в иерархии власти, в отличие от других ветвей власти, за конкретными функционерами зафиксированы не были.  Председателями палат Верховного Совета и постоянных комиссий, как правило, были  функционеры административной, политической и контрольной ветвей власти . 
В контрольной ветви власти отсутствовал первый руководитель, а верхушку иерархии составляли: Государственный арбитраж, Комитет народного контроля, Верховный суд СССР, Прокуратура СССР, специализированные государственные контрольные институты (Госархконтроль, Госатомнадзор, Главное управление по охране государственных тайн в печати, Государственный комитет по стандартам и др.). Сюда же были включены подразделения министерств и ведомств, которые осуществляли ведомственный контроль: контрольно-ревизионное управление Министерства финансов СССР, санитарно-эпидемиологическая служба Министерства здравоохранения СССР, службы охотнадзора и рыбнадзора и др. 
На высшем уровне координационные связи формировали структуру из политической, административной, представительской и контрольной ветвей власти. Высший координирующий орган  для всех ветвей - Политбюро ЦК КПСС, в который входили: Генеральный секретарь ЦК КПСС, Председатель Совета Министров СССР и его первый заместитель, часть секретарей ЦК, министры иностранных дел и  обороны; Председатель Президиума Верховного Совета СССР и его первый заместитель, председатель Комитета партийного контроля, председатели Верховного Совета и Совета Министров РСФСР, секретари Московского горкома, Ленинградского обкома партии, первый секретарь ЦК партии Украины. Таким образом, Политбюро ЦК КПСС включало в себя представителей всех ветвей власти, кроме контрольной.
Пленум ЦК КПСС осуществлял координирующую роль Политбюро ЦК КПСС. В его работе принимали участие высшие руководители государства и партии, руководители областных  и республиканских парторганизаций, деятели культуры и науки.  
Съезд КПСС был высшим координирующим органом, который  осуществлял стратегическое управление. Выборы ЦК КПСС, которые предполагали формирование списка участников пленумов ЦК КПСС с совещательными и  решающими голосами, а также определение основных направлений экономического и политического развития страны на большие промежутки времени («пятилетки») являлись основными функциями съезда . 
Координирующие органы в представительских формах направляли деятельность только трех ветвей власти: представительской, административной и контрольной. Президиум Верховного Совета СССР выполнял функцию оперативной координации деятельности. Данный орган власти принимал указы, нормативные акты, которые становились законами после утверждения сессией Верховного Совета СССР. В его состав входили все высшие руководители ветвей власти. 
Согласно Конституции СССР, сессия Верховного Совета СССР  являлась высшим координирующим органом власти в назначении на высшие должности в административной, представительской и контрольной ветвях, а также в области право- и нормотворчества. Обычно после пленумов ЦК КПСС два раза в год собирались сессии Верховного Совета СССР, на которых принимались тактические политические решения, и конкретизировались решения в рамках их применения к контрольной и административной ветвям власти. Состав Верховного Совета СССР состоял из представителей всех социальных групп общества.   
Съезд КПСС стоял на высшей ступени в иерархии функционирования системы управления обществом.  Он задавал цели развития и средства их достижения на пять лет. Решения съезда отражались в документе «Основные  направления развития народного хозяйства СССР», который принимался  сессией Верховного Совета, и становился законом государственного функционирования. Назначения на высшие должности в представительской, административной и контрольной ветвях власти утверждались сессией  Верховного Совета. 
На второй ступени субординации управления страной стояли союзные республики. На этом уровне в целом сохранялись все отношения, которые были описаны применительно к уровню общего государственного управления. В союзных республиках сохранялась иерархия политической, представительской, административной и контрольной ветвей власти.  Только в административной ветви власти  существовали организации и предприятия, которые подчинялись непосредственно союзным ведомствам и министерствам. Управление этими организациями, чаще всего,  координировалось партийными органами республики. 
На третьем уровне деятельности органов власти в СССР были представители областей  и краев. Как территориально-административная единица, области  и края  были в структуре РСФСР, Узбекистана, Украины, Казахстана, Белоруссии, Таджикистана, Киргизии. В других союзных республиках этот блок отсутствовал, а районы подчинялись непосредственно республиканским органам власти. На этом уровне система управления принципиально отличалась от описанных выше. Если на уровне страны и союзных  республик, ветви власти были структурно разделены, то  система управления областью (краем) предполагала дальнейшее разделение и разветвление представительской, административной и контрольной ветвей, которые затем сливались в специфические комплексные ветви власти . 
На уровне области (края) административная ветвь включала предприятия союзного и республиканского подчинения, не связанные  с местными органами власти никакими координационными отношениями. Лишь органы политического управления (обкомы (крайкомы) КПСС) оказывали влияние на их деятельность . 
Итак, система государственного управления в СССР включала в себя четкую иерархиизированную структуру, включающую в себя политической, представительской, административной и контрольной ветвей власти. Органы государственной власти страны, союзных республик и областей – в целом отражали многоступенчатую бюрократическую структуру управления государством. 
К 1985 г. в СССР в органах высшей власти страны была создана номенклатурная, бюрократическая система управления, в которую могли войти только «избранные» представители народа и родственники политической верхушки государства. 
Геронтократическое управление, а также жесткая кастовость высшей власти страны привела к политическому «застою», коррумпированности во всех отраслях экономики, потере руководством страны реальной власти над ее отдельными политическими институтами и ситуацией в стране в целом. 
Следование идеологической формуле «развитого социализма» привело к появлению чувства «политической апатии» у большей части населения.  
Деятельность органов государственной власти  до 1985 г. привела к кризису власти, первые черты которого были обнажены в период правления Ю.В. Андропова, а затем ярко проявились в годы «Перестройки» М.С. Горбачева.  

 

Добавил: Демьян |
Просмотров: 464
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Дипломник © 2024
магазин дипломов, диплом на заказ, заказ диплома, заказать дипломную работу, заказать дипломную работу mba