СКАЧАТЬ РАБОТУ БЕСПЛАТНО -
1. Сущность оптовой торговли, анализ ее состояния и перспективы развития в России
1.1 Понятие и основные формы оптовой торговли
Оптовая торговля связывает производство и розничную тор¬говлю, обеспечивая рациональную организацию товародвиже¬ния и регулярное снабжение товарами розничных торговых предприятий. От организации оптовой торговли во многом за¬висит эффективность всей торговли.
Основные функции оптовой торговли :
- снабжение товарами розничных торговых предприятий;
- комплектация ассортимента товаров в соответствии с тре¬бованиями розничных торговых предприятий;
- организация своевременного завоза товаров;
- изучение спроса населения;
- воздействие на промышленность с целью производства товаров в соответствии со спросом, в необходимом потре¬бительском ассортименте и высокого качества;
- организация поставки товаров на экспорт;
- хранение запасов товаров.
Оптовый товарооборот характеризует объем то¬варной массы, реализованной одними предприятиями другим с целью последующей продажи или переработки. Оптовые предприятия помимо оптовой реализации товаров осуществляют следующие виды деятельности:
- розничная реализация товаров;
- организация общественного питания;
- торговое посредничество;
- прочие виды деятельности (производство, строительство, услуги и др.).
В соответствии с этим общий оборот оптового предпри¬ятия включает:
- оптовый товарооборот, в том числе продажа товаров на экспорт;
- розничный товарооборот;
- товарооборот общественного питания;
- оборот торгового посредничества (сумма комиссионного вознаграждения за посредничество в приобретении или сбыте товаров от чужого имени и за чужой счет);
- оборот от прочих видов деятельности .
Товародвижение представляет собой процесс доведения то¬варов от предприятий-изготовителей с помощью предприятий оптовой и розничной торговли до конечного потребителя.
Звенность товародвижения можно рассчитать как отношение оптового товарооборота к розничному товарообороту предпри¬ятий зоны обслуживания.
Оптовый оборот относится к числу важнейших показателей де-ятельности оптовых организаций. Изучение деятельности оптовых организаций обычно начинается с анализа объема ее товарооборо¬та. Объем оптовой продажи сказывается на других финансово-эко¬номических показателях оптовой торговли. Рост оптового товаро¬оборота обусловливается, прежде всего, ростом объема производст¬ва товаров, увеличением количества оптовых организаций, склад¬ских площадей, размера розничного товарооборота и т.д.
Выбор формы оптовой торговли зависит от конкретного товара, его положения на рынке, от конкретной сделки оптовой компании с продавцом товара.
Существуют две основные формы оптовой торговли: транзитная и складская.
При транзитной форме товары доставляются от производителя в розничную сеть или другой оптовой компании (более мелкой), минуя склад оптовика-посредника. Это форма имеет то преимущество, что ускоряется оборот, снижаются логистические издержки, повышается сохранность товара.
Транзитная поставка применяется, если не требуется промежуточная подготовка товара по качеству, расфасовке и т.д. В этом случае оптовик-посредник не имеет возможность формировать ассортимент, кроме того, что отгрузил производитель.
Применяются два вида расчетов транзитной поставки с производителям:
а) с оплатой транзитной партии товара;
б) без вложения собственных средств путем получения посреднического процента
Во втором случае оптовая компания выполняет организаторские функции и собственником товара не является.
При складской форме партия товара от производителя поступает на склад оптовой компании, а затем распределяется по разным сбытовым каналам до розничной торговли. Не смотря на возросшие логистические издержки, в этом случае лучше удовлетворяются потребности торговли.
Улучшается также ритмичность снабжения магазинов малыми партиями, что является удобным для них. Открывается возможность формирования требуемого для каждого магазина ассортимента.
Наиболее распространенными видами оптовой торговли со склада является:
а) личный отбор товара на складе;
б) по письменной заявке или устной заявке по телефону со стороны магазина;
в) через выездных торговых представителей (менеджеров по сбыту);
г) торговля на оптовых выставках и ярмарках.
Выбор вида торговли для оптовика определяется с учетом желания и размера розничного предприятия.
Оптовая торговля с личным отбором целесообразна, когда розничное предприятие хочет быстро сделать закупку, рассчитывает на месте сформировать ассортимент, выбрать товары-новинки, получить скидки за самовывоз.
Для демонстрации некоторых товаров, товаров-новинок, оптовое предприятие оборудует демонстрационный или выставочный зал.
При личном отборе маркетологи оптовой компании могут провести опрос посетителей, протестировать товары, учесть замечания со стороны розничного предприятия и покупателей.
Для многих стандартных товаров личный отбор организуют с использованием самообслуживания. Для перемещения отобранного товара используются средства малой механизации: грузовые тележки, штабеллеры и т.д.
Оптовая торговля с помощью разъездных сбытовых агентов и менеджеров получила широкое распространение, как наиболее активная форма сбыта.
Оптовая торговля по письменной заявке или по телефону производится на основании предварительно подписанного договора между покупателем и продавцом. Там же оговариваются условия оплаты каждого заказа. Доставка товара в магазин может быть осуществлена транспортом оптовика или магазина. В первом случае, экономится время работника магазина, которому не нужно ехать за товаром к оптовику, но может возрасти время доставки заказанного товара в магазин.
Для этого, оптовая компания организует агентскую сеть для поиска покупателей - юридических лиц. Разъездные агенты поддерживают контакты со своими клиентами, следят за наличием товаров в торговом зале магазина, контролирует своевременность расчетов за товары.
Для лучшей координации сбытовых агентов они могут быть закреплены за определенной территории, за группой клиентов или продавать только определенные товары.
Оптовая торговля с помощью активных звонков из офиса или отдела сбыта. Для этого организовывается диспетчерская, где работают специально обученные продавцы. Полученную информацию о потенциальных покупателях диспетчеры передают менеджерам по сбыту. Диспетчерская служба также может принимать заказы от старых покупателей, выполнять маркетинговые телефонные опросы.
Оптовая торговля на выставках и ярмарках позволяет заключать договоры на поставку во время посещения выставки представителями покупателя или провести предварительные переговоры. Выставки и ярмарки притягивают к себе большое число профессиональных деятелей рынка, поэтому здесь можно провести большой объем маркетинговых исследований. На выставке должны обязательно присутствовать полномочные представители службы сбыта, отвечающие за эффективность работы на ней.
Во время работы выставки или ярмарки рекомендуется проводить промоушен-компании, ориентированные на потребителя. Для этого следует своевременно заручиться поддержкой предприятия-производителя данного товара.
Положение оптовой компании существенно зависит от выбранной маркетинговой стратегии, маркетинговой политики и характера маркетинговых решений.
Различают следующие задачи маркетинга:
- Разработка маркетинговых стратегий
- проектирование сбытовых каналов;
- удержание и увеличение рыночной доли;
- разработка конкурентного поведения;
- проведение маркетинговых исследований
- исследование потребителей;
- исследование профессионального рынка сбыта: конкурентов, мелкооптовую и розничную сети;
- Сегментирование рынка сбыта
- сегментирование профессиональных покупателей-посредников;
- сегментирование потребителей;
- Маркетинг закупок
- определение связи между характером товарного спроса и требованиям к закупкам;
- маркетинговая оценка поставщиков;
- разработка политики в сфере закупки.
Маркетинговые стратегии в сфере сбытовой деятельности предприятия разрабатываются в случае расширения сбыта на старом рынке, выхода на новые рынки, при проектирование новых сбытовых каналов, например, тогда, когда старая система сбыта перестала быть эффективной.
По отношению к внешним конкурентам разрабатывается стратегия конкурентной борьбы или стратегия сотрудничества. В случае выбора стратегии соперничества предприятие определяет вид конкуренции и прогнозирует поведение конкурентов.
В сбытовой деятельности предприятие неизбежно сталкивается с фирмами-конкурентами, а иногда специально предусматривает конкуренцию между собственными каналами сбыта.
Масштаб конкурентного соперничества может распространяться на мировой рынок, рынок конкретной страны, в пределах одного города, в одном или нескольких сегментах. Наконец, может быть борьба за владение какой-либо нишей.
Реализация маркетинговых стратегий в сбытовой деятельности требует длительного времени, значительных финансовых затрат, поскольку, как правило, требуются инвестиционные вложения в сбыт.
1.2 Анализ состояния и развития оптовой торговли в РФ
За годы реформ роль оптовой торговли в формировании товарных ресурсов для розничной торговли снизилась. Доля поставок непродовольственных товаров в розницу оптовыми организациями составляет 28% от всех поступлений в целом, в то же время физические лица обеспечивают 18% поступлений. Более одной трети поставок вынуждены обеспечивать сами товаропроизводители.
Сложившееся положение объясняется тем, что, несмотря на значительный рост числа оптовых посредников в последние годы, качественных преобразований в организации оптовой торговли, в технологии товароснабжения и складской инфраструктуре не произошло.
Количественный рост произошел за счет появления большого числа мелких фирм-посредников и физических лиц без образования юридического лица.
Крупные и средние предприятия составляют лишь 8% от всех оптовых организаций и они формируют только 57% оптового оборота города Москвы. В результате сложилась многозвенная система оптовых посредников, состоящая из преимущественно мелких фирм и физических лиц, которые в силу объективных причин не способны обеспечить стабильность в товароснабжении магазинов, входной контроль качества товаров, предоставить необходимый уровень сервисных услуг.
В оптовой торговле непродовольственными товарами не получили своего развития более прогрессивные типы предприятий - распределительные центры, оптово-розничные объединения, логистические центры. Не внедряются современные прогрессивные технологии управления поставками, основанные на автоматизации процессов товародвижения. По существу, утрачен входной контроль за качеством товаров.
Наиболее узким местом в оптовой торговле является устаревшая складская инфраструктура. По уровню обеспеченности современными складскими площадями Москва значительно отстает от европейских столиц.
В результате до 55% складов арендуются в неприспособленных помещениях, что порождает низкий технический уровень обработки грузов и высокие издержки по их хранению.
Недостаточное развитие получил сектор транспортно-логистических и сервисных услуг по организации грузооборота и товародвижения.
В таблице 1 и на рис. 1 видно, что число крупных и средних хозяйствующих субъектов в оптовом сегменте рынка в секторе FSMG сократилось с 37,2 тыс. на 01 января 2007 года до 28,6 тыс. на 01 января 2009 г. При этом число хозяйствующих субъектов в других секторах оптовой торговли изменилось незначительно.
Эти тенденции более отчетливо видны, если рассмотреть отдельно оптовый и розничный сегменты потребительского рынка за последние 3 года.
Рис. 1. Изменение числа хозяйствующих субъектов РФ, тыс. ед.
Таблица 1- Изменение доли крупных и средних хозяйствующих субъектов в оптовой торговле в РФ
Крупные и средние организации На 01.01.2007 На 01.01.2008 На 01.01.2009 2007 2008 2009
Организации, осуществляющие торговлю автотранспортными средствами и мотоциклами, их техническое обслуживание и ремонт, тыс. 3,6 3,7 3,6 100% 102,78% 100%
Организации оптовой торговли, включая торговлю через агентов, кроме торговли автотранспортными средствами и мотоциклами, тыс. 37,2 32,1 28,6 100% 86,29% 76,88%
Оптовая торговля несельско-хозяйственными промежуточными продуктами, отходами и ломом 4,4 4,5 4,6 100% 102,27% 104,55%
Всего: 45,2 40,3 36,8 100,00% 89,16% 81,42%
На рис. 1 видно, что число крупных и средних хозяйствующих субъектов в оптовом сегменте рынка в секторе FSMG сократилось с 37,2 тыс. на 01 января 2007 года до 28,6 тыс. на 01 января 2009 г. При этом число хозяйствующих субъектов в других секторах оптовой торговли изменилось незначительно.
Рис. 2 Динамика крупных и средних хозяйствующих субъектов в оптовой торговле в РФ, млрд.руб.
На рис. 2 видно, что число крупных и средних хозяйствующих субъектов в розничном сегменте рынка во всех секторах, кроме прочей розничной торговли в специализированных магазинах и розничной торговле вне магазинов, ежегодно сокращается.
Таким образом, существование и развитие российских компаний зависит от способности их высшего менеджмента применить в своей работе новейшие достижения в области стратегического планирования, управления и использования современных информационных систем и технологий. Так как основные резервы повышения конкурентоспособности торговых и производственных компаний лежат в сфере логистики, то без оптимизации и совершенствования логистических процессов, без разработки стратегии развития компании и логистической стратегии, обеспечивающей ее реализацию, никакое успешное развитие компании становится невозможным.
1.3 Сущность, значение и задачи коммерческой деятельности на предприятиях оптовой торговли
Из всех отраслей сферы обращения торговля в силу своего функционального предназначения является наиболее мобильной к изменениям внешней среды, в частности, изменениям потребностей населения, товарного предложения и ценовой политики рынка. Именно способность адаптации к изменениям рыночной конъюнктуры выступает в качестве определяющего условия для обеспечения устойчивости торговли как самостоятельной отрасли отечественной экономики.
Правило торгового запаса. Заключается в создании уровня запаса, достаточного для непрерывного присутствия ассортимента на торговом предприятии. Основных подходов к закупкам четыре:
1. Система с фиксированным размером заказа. Поставки товаров осуществляются через разные интервалы времени, заказ на новую партию делается, когда размер запасов достигает критического уровня, так называемой точки заказа.
2. Система с изменяющимся размером заказа, но с фиксированным временем заказа.
3. Система с фиксированным размером и периодичностью заказа характерна для товаров повседневного спроса, не имеющих сильных различий в свойствах в зависимости от производителя, а также для магазинов, имеющих постоянных покупателей.
4. Система с изменяющимся размером и периодичностью заказа.
Правило сроков хранения и ротации товара на полке гласит следующее. Партия товара, поставленная в магазин ранее, должна продаваться в первую очередь. Для пополнения запасов в торговом зале необходимо выбирать продукцию из партии, поставленной в более ранний срок или сроки хранения которой истекают быстрее.
При пополнении запаса в торговом зале (на полках и прилавках) товар, поступивший со склада, должен ставиться назад, а уже имеющийся на полке товар – передвигаться вперед. При этом надо еще раз проверять сроки хранения.
Вторая группа правил связана с эффективным расположением. Эффективное расположение – это оптимальное размещение товара в торговом пространстве и грамотная выкладка товара.
Помимо объемного представления существуют еще несколько вариантов выкладки: вертикальная, горизонтальная, фронтальная. Выкладка также подразделяется на товарную и декоративную (демонстрационную, экспозиционную). Товарная выкладка служит в магазинах самообслуживания одновременно для показа и отпуска товара. Декоративная выкладка применяется для оформления витрин и стеллажей, в магазинах или отделах, где продажа производится через прилавок. Выложенные таким способом товары выполняют демонстрационную функцию, привлекают внимание покупателей.
Правило представления. Если группа товаров одного производителя занимает высокую долю в общем объеме реализации, и выкладка блоком не противоречит общей концепции представления товара в магазине, продукцию группируют в корпоративный блок в каждой продуктовой группе.
Существует несколько способов представления товаров:
1. Идейное представление.
2. Группировка по видам и стилям.
3. Выравнивание цен.
4. Группировка по назначению.
5. Респектабельно-специализированное представление.
Выбранная концепция представления играет важную роль в создании индивидуальности магазина. Поэтому торговцу следует подумать о возможности разработки собственных концепций, а не следовать традициям просто потому, что «все вокруг делают так». Результат смелых экспериментов может превзойти все ожидания. Но и приверженцы традиций в любом случае не проиграют, ведь успех гарантирован в том случае, когда в основе представления лежит любая понятная рядовому покупателю и удобная система.
Правило «лицом к покупателю». Товар должен быть расположен фронтально, с учетом угла зрения покупателя. Основная информация на упаковке должна быть легко читаема, не закрываться другими упаковками и ценниками.
Правило «определения места на полках». При определении места, отводимого под различные виды товаров на полках, необходимо найти оптимальную комбинацию с точки зрения общей прибыли торговой точки и индивидуальности магазина. При распределении торговых площадей необходимо учитывать следующие факторы:
1. Прибыльность различных видов товаров.
2. Размеры упаковок самого товара. Необходимо организовать пространство таким образом, чтобы маленький размер упаковки хорошо воспринимался.
3. Концепции представления товара.
4. Необходимые акценты. Известно, что выделить товар можно с помощью изменения расстояния между ним и другими товарами. Расстояние между выделяемым товаром и другими должно быть больше, чем у других между собой.
5. Величина приложения и объема запасов с учетом сезонных колебаний и пиков. В моменты повышенного спроса на товар его расположение следует изменить, возможно, и расширить отводимое для него место.
6. учет направления движения покупателей, и направления взгляда покупателей при осмотре, порядка осмотра.
Правило приоритетных мест. Товары, приносящие наибольшую прибыль и имеющие наилучшие показатели продаж, должны находиться на лучших местах в торговом зале и на торговом оборудовании.
Третья группа правил говорит об эффективной презентации товара. Презентация товара или реклама внутри магазина – это совокупность средств и методов, используемых для объективной информации потребителей об имеющихся в продаже товарах, их свойствах и качестве, формах обслуживания.
Она способствует решению следующих задач:
- доставление сообщений, стимулирующих спрос;
- продажа разнообразных продуктов;
- формирование потребностей покупателей;
- освоение и расширение сбыта товаров;
- ускорение товарооборота;
- достижение сбалансированности спроса и предложения;
- создание и распространение имиджа, индивидуальности магазина;
- влияние на сезонные колебания продаж;
- формирование культуры потребления и развитие эстетических вкусов людей.
Презентация товара осуществляется с помощью размещения:
1. Информации.
2. Рекламных материалов.
3. Оборудования и устройств, выполняющих рекламную и демонстрационную функцию.
К средствам внутримагазинной рекламной полиграфии относятся:
- плакаты;
- листовки;
- наклейки;
- мобайлы;
- воблеры;
- муляжи;
- флажки, вымпелы и гирлянды;
- пояснительные тексты.
Принцип оптимальности. Внутримагазинную рекламу следует размещать не более чем для 15-20% товаров.
Принцип помощи покупателю. Задача рекламы в магазине – обеспечить встречу покупателя с товаром. Покупатель, рассматривающий товар, более склонен к покупке, если он получает о товаре необходимую ему информацию. Информация в магазине должна быть представлена таким образом, чтобы покупателям, имеющим различные индивидуальные характеристики, было легко ее получить.
Правила размещения ценников. Цена продукции должна быть обозначена четко и хорошо видна покупателю, ценник не должен закрывать упаковку товара.
Ценники должны быть расположены так, чтобы покупателю было предельно ясно, какой ценник к какому продукту относится.
Расположение ценников должно учитывать угол зрения покупателя.
Выбор формата ценников осуществляется индивидуально, но группы однородных товаров должны иметь единый формат ценников.
Таблица 2 - Сравнительная характеристика договоров поручения, комиссии, а также агентских договоров
Договор поручения Договор комиссии Агентский договор
Стороны договора
- Поверенный
- Доверитель - Комиссионер
- Комитент - Агент
- Принципал
Предмет договора
совершить от имени
и за счет поручителя
юридические действия совершить сделку
от своего имени
за счет Комитента совершить действия
от своего имени
или имени Принципала
и за его счет
Основания возникновения правомочий Исполнителя
- доверенность
и договор - договор - договор
- доверенность
Право собственности на объекты договоров
- у Доверителя - у Комитента - у Принципала
Риск утраты имущества
- у владельца то же то же
Кто получает права и обязанности по сделке
- Доверитель - Комиссионер с
обязанностью уступки
права требований
Комитенту при неисполнении
договорных отношений
третьим лицом.
Комиссионер отвечает
перед Комитентом за
неисполнение требований третьим лицом, если проявил
неосмотрительность,
принял делькредере - от своего имени -
Агент
- от имени
Принципала, если
третье лицо не знало
об ограничениях
полномочий Агента
Срок действия договора
- без указания срока
- бессрочный,
но не более 3 лет
- с указанием срока
в договоре - бессрочный
- срочный - бессрочный
- срочный
Платность услуг
- платно по закону,
договору,
нормативному акту
- бесплатно
по умолчанию
- платно
по умолчанию
по предприниматель-
ским сделкам всегда платно всегда платно
Гарантия оплаты
- коммерческий
представитель вправе
удерживать предмет
- оплата без
договора по аналогии
(ст.424 Гражданского
кодекса РФ) - оплата делькредере
- вправе удерживать
предмет и суммы
- оплата без договора
по аналогии
- по договору:
- оплата при
неисполнении по вине
комитента;
- оплата
вознаграждения при
расторжении договора
по инициативе
комиссионера - оплата в течение
недели после отчета
- оплата без
договора по аналогии
- оплата по договору
Обязанности исполнителя
- лично исполнять
- информировать
обо всем
- передавать
полученное
- возвратить
доверенность
- представить отчет - передавать
полученное
- отчет по исполнении
- отклонение отчета в
течение 30 дней или по
договору - передавать
полученное
- отчеты по договору
- без договора
отчеты по мере
исполнения или по
окончанию
- к отчетам
прилагаются
доказательства
расходов
- отклонение отчета
в течение 30 дней
или по договору
Обязанности заказчика
- выдать
доверенность
- по умолчанию:
- возместить
издержки
- обеспечить
средствами
- принять все
полученное
поверенным
- уплатить
вознаграждение - возместить издержки
- принять все
полученное
- уплатить
вознаграждение
- освободить
комиссионера от
обязательств перед
третьими лицами
- осмотреть вещи - выдать
доверенность
- возместить
издержки
- принять все
полученное
- уплатить
вознаграждение
- освободить агента
от обязательств
перед третьими
лицами
Операции, связанные с оптовой продажей товаров, со¬ставляют значительную часть коммерческой работы опто¬вых предприятий, которая направлена на выполнение ими одной из основных функций оптовой торговли - органи¬зацию товароснабжения розничной торговой сети. При этом важное значение имеет выбор наиболее рациональ¬ной формы товародвижения.
Коммерсанты, занимающиеся оптовой продажей това¬ров, регистрируют заявки покупателей в специальном журнале, проверяют их с точки зрения соответствия заключен¬ному договору, уточняют и оформляют отборочный лист и счет-фактуру. Если на базе отсутствуют заказываемые то¬вары, то она должна известить об этом покупателя и пред-ложить ему взаимозаменяемые товары.
В телеграфных, телефонных и телефаксных заявках со¬держатся те же реквизиты, что и в письменных. На них распространяется такой же порядок приема и исполнения, что и на письменные заявки.
Продажа товаров может производиться и через пере¬движные склады и разъездных товароведов.
Ежегодно расширяется сеть оптовых продовольственных рынков, где в качестве продавцов выступают товаропроиз¬водители и оптовые коммерческие структуры, в качестве покупателей - предприятия розничной торговли, мелкооп¬товые коммерческие структуры и другие покупатели.
Для обеспечения функционирования оптовых рынков на них создаются общесистемные службы, основными за¬дачами которых является транспортное обслуживание, информационное обеспечение, сертификация и контроль качества продукции.
Экономическая эффективность функционирования оп¬товых рынков обеспечивается за счет снижения потерь и расходов в системе распределения сельскохозяйственного сырья и продовольствия, сокращения разницы между отпускной ценой производителя продукции и ее розничной ценой. При этом важное значение имеет повышение эф-фективности общей системы снабжения и распределения продовольствия в крупных городах, промышленных цен¬трах и отдельных регионах страны.
Вместе с тем, как показывает мировой опыт, создание оптовых рынков - это лишь первый и необходимый этап структурной перестройки каналов товародвижения. Даль¬нейшее их развитие идет в направлении углубления спе¬циализации и укрупнения. Затем следует переход к тор-говле по образцам и к совершению сделок со стандартизи¬рованной продукцией.
На мелкооптовых покупателей (розничных торговцев, владельцев мелкорозничных торговых предприятий и т. д.) рассчитаны мелкооптовые магазины «cash & carry».
Можно назвать четыре следующих основных взаимосвя¬занных принципа функционирования этих магазинов:
1) прямой доступ клиента к товару;
2) оплата только наличными;
3) оптовые цены на мелкооптовые партии товаров;
4) самостоятельная погрузка товара клиентом.
В магазинах «cash & carry» товары разложены на стел¬лажах. К ним имеется свободный доступ покупателей. Это позволяет покупателю самостоятельно ознакомиться с то¬варами, имеющимися в продаже.
Оплата за приобретенный товар наличными ускоряет процесс его продажи и позволяет продавцу без задержки использовать выручку.
Очень важным принципом функционирования мелко¬оптового магазина этого типа является установление опто¬вых цен на мелкооптовые партии товаров. Это обеспечи¬вается за счет того, что такие магазины не размещают в престижных районах с дорогой арендной платой за поме-щения, а также за счет минимальных накладных расходов.
Тесно связан с предыдущим и принцип - самостоятельная погрузка товара клиентом, что также позволит магазину обеспечить соответствующую экономию и поддержание цен на сравнительно низком уровне.
Естественно, что к магазину должны вести хорошие подъездные пути. Он должен располагать достаточным местом для бесплатной парковки автомобилей покупателей. Необходимо, чтобы такой магазин работал без выходных дней имел как можно большую продолжительность рабочего дня. Он должен иметь зал или отдел, где покупатель мог бы произвести розничную покупку товаров.
2. Анализ коммерческой деятельности на предприятии
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия
Общество является юридическим лицом и строит свою деятельность на основании Устава и действующего законодательства Российской Федерации.
Полное официальное наименование Общества на русском языке: Общество с ограниченной ответственностью «Вегатрейд», сокращенное наименование: ООО «Вегатрейд».
Общая численность работников Общества в 2009 году составила 480 человек.
Общество является коммерческой организацией.
Общество вправе в установленном порядке открывать банковские счета на территории Российской Федерации и за ее пределами. Общество имеет круглую печать, содержащую его полное фирменное наименование на русском языке и указание на его место нахождения. Общество имеет штампы и бланки со своим наименованием, собственную эмблему и другие средства визуальной идентификации.
Общество является собственником принадлежащего ему имущества и денежных средств и отвечает по своим обязательствам собственным имуществом. Учредители имеют предусмотренные законом и учредительными документами Общества обязательственные права по отношению к Обществу.
Участники отвечают по обязательствам Общества в пределах своих вкладов в уставный капитал.
Российская Федерация, субъекты РФ и муниципальные образования не несут ответственности по обязательствам Общества, равно как и Общество не несет ответственности по обязательствам РФ, субъектов РФ и муниципальных образований.
Целями деятельности Общества являются расширение рынка товаров и услуг, а также извлечение прибыли.
Уставный капитал Общества определяет минимальный размер имущества, гарантирующий интересы его кредиторов, и составляет 10002 (десять тысяч два рубля), который вносится имуществом согласно акту передачи имущества №1 от 08 октября 2002 года.
100% Уставного капитала принадлежат учредителю.
Отношения участников с Обществом и между собой, а также другие вопросы, вытекающие из права участника на долю в имуществе Общества, регулируются законодательством и настоящим Уставом.
Уставный капитал Общества может быть увеличен за счет имущества общества и (или) за счет дополнительных вкладов участников Общества, и (или) за счет вкладов третьих лиц, принимаемых в общество.
Основная сфера деятельности – оптовая торговля товарами группы сантехники. В частности основная доля продаж принадлежит таким группам товаров как «мойки кухонные» и «смесители».
Организационная структура ООО «Вегатрейд» является линейно-функциональной. Это означает, что по линии общего руководства каждый работник аппарата управления подчиняется только одному руководителю. При этом существуют функциональные связи между главными специалистами предприятия и начальниками служб и отделов.
Главной целью управления торгово-технологическими процессами на ООО «Вегатрейд» является обеспечение планомерного и бесперебойного товароснабжения товарами покупателей фирмы.
Эта цель управления реализуется с помощью существующих служб и отделов фирмы, которые связаны между собой.
Бесперебойная работа ООО «Вегатрейд» возможно лишь при слаженности работы данных звеньев.
Поскольку руководство высшего звена оставляет за собой большую часть полномочий, необходимых для принятия решения, ООО «Вегатрейд» является централизованной организацией.
Можно отметить, что существующая организационная структура имеет ряд достоинств и недостатков.
Преимущества:
- высокая компетентность специалистов, отвечающих за осуществление конкретных функций;
- исключение дублирования в управленческих функциях;
Недостатки:
- чрезмерная централизация;
- ряд специалистов выполняют работу, которая не входит в круг их компетенции;
- длительная процедура принятия решений;
- организация с трудом реагирует на изменения.
В целом можно дать среднюю оценку структуре управления ООО «Вегатрейд».
Основные экономические показатели деятельности ООО «Вегатрейд» представлены в таблице 3.
Как видно из данных таблицы 3, за исследуемый период на предприятии наблюдался рост объем товарооборота, при этом в 2009г. объем товарооборота вырос по сравнению с 2007 г. на 39,3 %. Издержки обращения в 2009 г. выросли по сравнению с 2007г. на 43,5%. Среднесписочная численность работников предприятия в 2009 г. снизилась по сравнению с 2007 г. на 4,38%, что связано с сокращением численности торгово-оперативного персонала и работников склада. Заметен рост величины фонда оплаты труда работников, в результате рос уровень среднегодовой оплаты труда работников и по сравнению с 2007 г. составил 41,6%. На предприятии наблюдается снижение среднегодовой стоимости основных фондов, в результате растет фондоотдача.
Таблица 3 - Основные экономические показатели деятельности ООО «ВЕГАТРЕЙД»
Показатели 2007 г. 2008 г. 2009 г. 2009 г. к 2007 г в %
1.Товарооборот, тыс. руб. 779378,70 944776,30 1085700,00 139,30
2.Издержки обращения, тыс. руб. 26428,1 36498,2 37999,50 143,49
3.Уровень издержек обращения в % к товарообороту 3,40 3,86 3,50 103,00
4.Среднесписочная численность работников, чел. 502 500 480 95,62
5.В т.ч торгово-оперативного персонала 280 245 250 89,29
6.Общая площадь складов 7541 7541 7541 100,00
7.Объем товарооборота в расчете -
- на 1 работника 1552,5 1889,6 2261,9 145,69
- на 1 кв.м площадей склада 103,4 125,3 144,0 139,30
8.Фонд оплаты труда, тыс. руб. 10490 12500 14200 135,37
9. Уровень фонда оплаты труда, % 1,3 1,3 1,3 100,00
10. Среднегодовая оплата труда 1 работника - всего 20,9 25,0 29,6 141,57
11. Среднегодовая стоимость основных фондов, тыс. руб. 118120 120030 116560 98,68
12.В т.ч. основных производственных фондов 116350 118350 115450 99,23
13. Среднегодовая стоимость оборотных средств, тыс. руб. 61780 61000 58120 94,08
14. Прибыль (+),убыток (-) от реализации, тыс. руб. 752100,40 911709,10 1047700,50 139,30
15. Балансовая прибыль (убыток), тыс. руб. 8820 8600 8770 99,43
16. Балансовая прибыль в % к товарообороту, % 1,13 0,91 0,81 -0,32
17. Уровень рентабельности текущих затрат, % 2757,14 2757,14 2757,14 0,00
18. Уровень рентабельности продаж, % 96,50 96,50 96,50 0,00
19. Уровень рентабельности совокупного капитала, % 4,90 4,75 5,02 0,12
За исследуемый период товарооборот имел тенденцию к росту, а складские площади оставались неизменными, следовательно увеличилась эффективность использования складских площадей со 103,4 т.руб/кв.м в 2003г. до 144 т.руб/кв.м в 2009г.
Эффективность использования основных фондов предприятия определяется на основании данных, представленных в таблице 4.
Таблица 4 - Эффективность использования основных средств ООО «ВЕГАТРЕЙД»
Показатели 2007 г. 2008 г. 2009 г. 2009 г. к 2007 г в %
Товарооборот, тыс. руб. 779378,70 944776,30 1085700,00 139,30
Среднегодовая стоимость основных средств, тыс. руб. 116350 118350 115450 99,23
Среднегодовая численность работников, чел. 502 500 480 95,62
Чистая прибыль 8820 8600 8770 99,43
Фондовооруженность, тыс.руб. / чел. 231,77 236,70 240,52 103,77
Фондоотдача 6,70 7,98 9,40 140,39
Фондоемкость 0,149 0,125 0,106 71,23
Уровень рентабельности основных средств, % 0,076 0,073 0,076 -
Как следует из данных табл. 4, при росте товарооборота в 2009г. по сравнению с 2007 г. В результате фондоотдача выросла в 2009 г. по сравнению с 2007 г. на 40,39%, соответственно, фондоемкость снизилась на 27.8%. В связи со снижением численности в 2007 г. по сравнению с 2007 г. повысилась фондовооруженность труда на 3,77%. В целом рост данных показателей свидетельствует о том, что интенсивность использования основных фондов увеличилась.
Структура персонала предприятия представлена в таблице 5.
Таблица 5 - Структура персонала ООО «ВЕГАТРЕЙД»
Показатели 2007 г. 2008 г. 2009 г. 2009 г. к 2007 г в %
чел. % чел. % чел. %
Всего персонала 502 100,00 500 100,00 480 100,00 95,62
В т.ч. оперативный персонал 280 55,78 245 49,00 250 52,08 89,29
Работники склада 110 21,91 100 20,00 95 19,79 86,36
Специалисты 87 17,33 125 25,00 110 22,92 126,44
Руководители 25 4,98 30 6,00 35 7,29 140,00
Данные таблицы 6 указывают на преобладание в структуре персонала предприятия торгово-оперативных работников, заметен рост специалистов и руководителей.
Эффективность использования трудовых ресурсов предприятия представлена в таблице 6.
Таблица 6 - Эффективность использования трудовых ресурсов ООО «ВЕГАТРЕЙД»
Показатели 2007 г. 2008 г. 2009 г. 2009 г. к 2007 г в %
Объем товарооборота 779378,70 944776,30 1085700,00 139,30
Среднесписочная численность работников 502,00 500,00 480,00 95,62
Фонд оплаты труда 10490 12500 14200 135,37
Уровень оплаты в % к товарообороту 0,13 0,13 0,13 97,17
Среднегодовая оплата труда 1 работников, 20,9 25,0 29,6 141,57
Товарооборот на 1 рубль расходов на оплату труда 742,97 755,82 764,58 102,91
Данные таблицы 6 показывают, что с ростом товарооборота увеличился фонд оплаты труда на 35,37%, а также в связи с уменьшением среднесписочной численности работников увеличивается среднегодовая оплата труда одного работника.
Оценим динамику товарооборота (табл. 7).
Таблица 7 – Динамика товарооборота, тыс. руб.
Показатель 2007 г. 2008 г. 2009 г. Абсолютное изменение Темп роста, %
Товарооборот 779378,70 944776,3 1085700,0 306321,3 139,3
За анализируемый период наблюдалась тенденция к росту объема товарооборота. Увеличение составило 306321,3 тыс. руб. или 39,3%.
Следующим шагом анализа является сопоставление плановых показателей товарооборота с фактическим (табл. 8).
Анализ выполнения плана товарооборота позволяет сделать следующие выводы.
План по товарообороту был недовыполнен на 1,3-0,1%. В 2007г. план был недовыполнен в 1 и 2 квартале. В 3 и 4 квартале, напротив, было отмечено некоторое перевыполнение плана.
|