Статистика


Онлайн всего: 4
Гостей: 4
Пользователей: 0

Форма входа

Поиск

Категории раздела

Диплом [327] Курсовая [699]
Реферат [397] Отчет [11]




Вт, 26.11.2024, 00:20
Приветствую Вас Гость | RSS
ДИПЛОМНИК т.8926-530-7902,strokdip@mail.ru Дипломные работы на заказ.
Главная | Регистрация | Вход
КАТАЛОГ ДИПЛОМНЫХ, КУРСОВЫХ РАБОТ


Главная » Каталог дипломов » бесплатно » Курсовая [ Добавить материал ]

Анализ розничного бизнеса ТНК-ВР.
Диплом | 22.08.2014, 00:17

СКАЧАТЬ РАБОТУ БЕСПЛАТНО - 

Анализ розничного бизнеса ТНК-ВР.
Содержание.
Анализ розничного бизнеса ТНК-ВР.
Содержание.

Введение    3
Глава 1. Состояние рынка оптового и розничного рынка ТЭК  в России и за рубежом.    7
1.1 Становление рынка нефтепродуктов и основные тенденции его развития    7
1.2 Игроки и конкуренция на рынке    15
    19
1.3 Ценовые и неценовые инструменты конкуренции, применяемы в розничном бизнесе ТНК - ВР    20
Глава 2. Анализ отрасли, внутреннего и внешнего окружения ТНК-ВР для определения тенденций и проблем розничного бизнеса компании    25
2.1 Факторы прямого и косвенного воздействия на рынке рзничной торговли ГСМ.    26
2.2. PEST анализ.    26
2.3 Анализ основных показателей развития отрасли.    31
2.4 Воздействие отраслевых показателей на развитие компании.    36
2.5 Ключевые факторы успеха.    38
2.6 Выявление стратегического потенциала и стратегических зон бизнеса, в которых он может быть реализован в ТНК-ВР.    42
2.7 Стратегия маркетинга компании: итоги проектирования и практические результаты    45
Глава 3. Расчет затрат и эффективности проекта по внедрению АЗС ТНК-ВР а территории России.    48
3.1 Анализ рынка. Экспертные данные по организации проекта строительства АЗС.    49
3.3 План производства    55
3.4 Организационный план.    68
3.5 Финансовый план.    69
3.6 Оценка эффективности и рисков.    74
Заключение.    79
Список литературы.    81

 

 

 

 

 

Введение
Инвестиционный процесс выступает важнейшим средством реализации конечных целей компаний сферы ТЭК, как средство вовлечения капитала в воспроизводство. На каждом историческом отрезке времени существовали свои подходы к решению сложных проблем функционирования компании в рыночной экономике, определения ее целевых установок и критериев эффективности деятельности. С развитием производственного потенциала и трудовых ресурсов компании изменялись и экономические концепции, что, в свою очередь, находило отражение во взглядах ученых на проблему выбора стратегии и тактики поведения компании в различных экономических ситуациях. 
В процессе перехода российской экономики на рыночные условия хозяйствования особую актуальность приобретают вопросы построения финансово-инвестиционной политики на принципах окупаемости и получения максимума дохода. 
Мировая практика показывает, что для того, чтобы добиться высокой эффективности управления и улучшения финансового положения предприятия, необходимо переходить к более эффективным инструментам управления, позволяющим определять цели и пути решения деловых проблем акционерных компаний. 
В условиях высокой динамики процессов трансформации российской экономики отечественная экономическая наука еще не сумела разработать необходимые теоретические основы организации инвестиционной, производственной и маркетинговой стратегий. 
В работе предпринята попытка использования анализа имеющегося в отечественной и мировой теории, практике опыт экономического обоснования принятия ТНК-ВР решений по инвестициям в развитие розничного бизнеса ГСМ , показана практическая возможность системного анализа для совершенствования расчетов социально-экономической оценки инвестиционных возможностей нефтяной компании.
Предлагаемая методика анализа рынка для предварительной оценки  инвестиционного потенциала нефтяной компании позволяет, систематизируя имеющиеся данные, выбрать оптимальные пути инвестирования внутри самой компании при проведении ее реструктуризации и развития бизнеса. 
Наиболее актуальным моментом при преобразовании компании является определение инвестиционного потенциала проекта расширения бизнеса. Инвестиционный потенциал проекта - совокупность ресурсов и возможностей, определяющих ожидаемые характеристики его развития при тех или иных реальных сценариях.
Основной объект принятия инвестиционных решений в нефтяной компании - распределение ресурсов и усилий компании между наращиванием потенциала и его использованием, между воспроизводством и производством, между настоящим и будущим.
Актуальность разработанной в работе методики рейтинговой оценки инвестиционного потенциала нефтяной компании заключается в том, что она направлена на упорядочение процесса экономического обоснования финансово-инвестиционных возможностей компании.
Целью работы является разработка и обоснование инвестиционного проекта, направленного на развитие бизнеса ТНК-ВР , заключающегося в во введении в эксплуатацию 21 АЗС в 2008 г.
Для достижения цели в процессе работы решен ряд задач:
-рассмотреть становление рынка нефтепродуктов и основные тенденции его развития;
-проанализировать игроков и конкуренция на рынке;
-изучить  ценовые и неценовые инструменты конкуренции, применяемы в розничном бизнесе ТНК - ВР;
 -рассмотреть Факторы прямого и косвенного воздействия на рынке рзничной торговли ГСМ; 
-провести  PEST анализ; 
 -провети Анализ основных показателей развития отрасли; 
-рассмотреть воздействие отраслевых показателей на развитие компании;
- выявить  ключевые факторы успеха; 
- выявить стратегического потенциала и стратегических зон бизнеса, в которых он может быть реализован в ТНК-ВР; 
-cформировать стратегию маркетинга компании: итоги проектирования и практические результаты;
В рамках инвестиционного проектирования:
 -провести анализ рынка. Экспертные данные по организации проекта строительства АЗС;
-cоставить план производства;
-cоставить организационный план;
-cформировать Финансовый план;
- оценка эффективности и рисков.    
Объект исследования – розничный бизнес ТНК-ВР.
Предмет исследования –методика принятия решения об вложении в конкретный инвестиционный проект и расчета его инвестиционной привлекательности.
 Информационной базой в работе явились труды российских и зарубежных экономистов в области нефтегазовой отрасли, инвестиций, экономики и статистики; учебные пособия; нормативно-правовые акты и законы, регулирующие лизинговые отношения в различных сферах экономической и социальной деятельности, данных информационного сервера Investfunds, информационного агентства CBONDS, информационного агентства Росбизнесконсалтинг. Кроме того, в работе также применялись различные программные продукты, которые в настоящее время широко используются, прямо или косвенно связанных с аналитической работой, а именно, «Excel», «Word», Статистика, SPSS и др.
В работе использовались экономические и статистические методы анализа, графический метод, табличный, индексный анализ, анализ структуры и динамики, а так же  методы системного и сравнительного анализа.
Структура работы состоит из введения, 3-х глав, заключения и. Она содержит   18  таблиц и 9 рисунков.

СКАЧАТЬ РАБОТУ БЕСПЛАТНО - 

Глава 1. Состояние рынка оптового и розничного рынка ТЭК  в России и за рубежом.

1.1.Становление рынка нефтепродуктов и основные тенденции его развития
Мировой рынок нефти и нефтепродуктов в его сегодняшнем виде начал формироваться с начала XX века в связи с развитием энергоемких производств и автомобильного транспорта. В XIX веке нефть  в основном  добывали для переработки в осветительный керосин. На сегодняшний день общий объем мирового рынка нефти и нефтепродуктов составляет порядка 3700-3850 млн. тонн в год.
Данные по структуре добычи, потребления, экспорта и импорта нефтепродуктов в отдельных странах и регионах мира приведены в таблице 1.
    Таблица 1
    
Объемы потребления, производства и межрегионального нетто экспорта/ импорта нефти млн. тонн (экспорт (-), импорт (+), млн. тонн.


Регионы и страны    2005 г.    2006 г.    2007 г.
    потр.    добыча.    эксп/имп    потр.    добыча.    эксп/имп    потр.    добыча.    эксп/имп
                                    
                                    
1    2    3    4    5    6    7    8    9    10
В мире всего,    3705    3701         3760    3639         3850    3745     
в том числе:                                             
Северная Америка    1160    725    435    1184    694    490    1206    699    507
Западная Европа    765    335    430    760    336    424    770    351    419
АТР    420    35    385    431    32    399    441    40    401
СНГ,    215    365    -150    197    372    -175    200    377    -177
в том числе Россия    123    303    -180    124    305    -181    127    308    -181
КНР    210    160    50    217    160    57    227    159    68
Остальные страны Азии    340    105    235    353    114    239    370    113    257
Латинская Америка    230    185    45    243    193    50    250    196    54
Другие страны    325    310         334    320    320    343    325     
1    2    3    4
Изменение коммерческих запасов    60    -68    -52
Страны ОПЕК (добыча)                                             
сырая нефть         1395              1330              1395     
сжиж. Нефтяные газы         76              76              78     


Из рассмотрения данной таблицы можно сделать следующие основные выводы:
1.     Потребление нефти в мире продолжает неуклонно расти.
2.     Основными экспортерами нефти и нефтепродуктов на мировой рынок являются страны ОПЕК и Россия.
3.     Львиная доля мирового потребления сосредоточена в странах Северной Америки и Западной Европы (см. рис 1).
                               
     Рис. 1 Структура мирового потребления сырой нефти в 2007 г.

Структура производства нефти по регионам мира резко отличатся от структуры ее потребления (см. рис. 2)
                               
          
 Рис. 2 Структура мирового производства сырой нефти.           
Нефть является важнейшим стратегическим товаром. Поэтому конъюнктура мирового рынка нефти в значительной степени подвержена влиянию не только чисто экономических, но в значительной мере и политических факторов. Так, например крупнейшими странами производителями нефти в 1960 г. создана Организация стран экспортеров нефти (Organization of Petroleum Exporting Countries (OPEC)). Пятью государствами (Венесуэла, Ирак, Иран, Кувейт и Саудовская Аравия). Позже в ОПЕК вступили Алжир, Индонезия, Катар, Ливия, Нигерия и Объединенные арабские Эмираты. Члены ОПЕК способны производить по 1300-1400 млн. тонн нефти в год, или около 40% мировой нефтедобычи. На ОПЕК приходится 77% разведанных запасов и 60% экспортных поставок нефти в мире. ОПЕК пытается регулировать нефтяной рынок путем установления для стран-членов квот по добыче нефти. Однако такое регулирование не всегда является успешным. По правде сказать, страны члены ОПЕК не всегда и стремятся регулировать рынок.
Топливный,  а затем и общеэкономический мировой кризис середины 70-х годов был напрямую вызван значительным повышением странами ОПЕК цен на нефть в своих интересах. В дальнейшем цены на нефть переживали взлеты и падения, вызываемые различными факторами как экономического, так и политического характера. Например, война в Ираке вызвала краткосрочный взлет цен на нефть. 
В 1998 г. переоценка странами ОПЕК значимости для конъюнктуры рынка нефти роста экономики стран АТР и произошедший  Азиатский финансовый кризис вызвали падение цен на нефть до 10 долл/барелль. Однако затем в 1999-2000 г. произошло увеличение и некоторая стабилизация цен на нефть. 
 Подъем конъюнктуры стимулировался общим нарастанием дефицита углеводородного сырья, ростом потребления нефтепродуктов на транспорте, в химической промышленности и энергетике, необычайно суровой зимой в некоторых районах Северной Америки, снижением запасов товарных нефтепродуктов, сокращением мощностей в нефтепереработке.
В настоящее время среди экспертов преобладает мнение, что в 2008-2009 году мировые цены нефти будут находиться в пределах 20-30 долл./барр. (140-160)долл./т). Средние экспортные цены нефтепродуктов в период 2001 – 2003 г.г. в целом будут тесно связаны с динамикой цен сырой нефти. В мировом спросе и российском экспорте будет возрастать доля более дорогих светлых нефтепродуктов, а также котельного топлива с повышенными качественными характеристиками. Таким образом, видно, что в средне- и дальнесрочной перспективе предприятия, торгующие нефтепродуктами на региональном уровне также должны ориентироваться на уменьшение доли низкооктанового топлива и увеличение потребления более качественных марок. В соответствии с этим необходимо формировать и свою ассортиментную политику.
Анализ показывает, что  динамики российского рынка нефтепродуктов будет следующей. В октябре 2007 г. специалистами «ЛУКОЙЛ- Пермнефтеоргсинтеза»  (дочернего подразделения нефтяной компании «ЛУКОЙЛ»)  при разработке комплексной программы (концепции), развития на ближайшие  десять лет был проведен анализ тенденций, характерных для сегодняшнего рынка нефтепродуктов, и прогноз на будущее.
По оценке специалистов «ЛУКОИЛ-Пермнефтеоргсинтеза» кардинальные изменения ожидают, прежде всего, рынок  моторных топлив, причем не только количественные и по ассортименту, но и  по качественным характеристикам. Так, потребление автобензина возрастет  примерно в полтора раза. Если по факту 2005 года в России потребность в   автобензинах различных марок составляла около 24 млн. тонн, то на рубеже  2005 года объем потребления оценивается в 32 млн. тонн, а к 2012 году - более 37 млн. тонн. При этом произойдет значительное увеличение спроса  именно на высокооктановые сорта бензина, а потребление низкооктанового  бензина - АИ-80 будет существенно сокращаться.
Предположительно на 40 процентов возрастет потребление авиационного керосина - с 31 до 52 млн. тонн. Потребность в смазочных маслах останется практически на том же уровне - 1,2-2 млн. тонн, но будут большие структурные изменения в сторону высококачественных марок масел с улучшенными эксплуатационными свойствами.
     Рынок автозаправочных станций в России и, в частности, в центральных ее регионах, продолжает «взрослеть». Если в Москве и ближайшем Подмосковье сеть заправочных станций в основном сформировалась и можно ожидать их технического совершенствования и расширения функциональности, то в других регионах центральной России процесс формирования разветвленной сети станций только начался. 
 Признаками этого являются пути консолидации сетей и проникновения на локальные рынки именитых игроков, таких как ТНК-ВР и Shell. Последние вступают в игру главным образом не путем скупки действующих станций, а через строительство новых «фирменных» станций на приобретенных или взятых в аренду участках земли (хотя варианты купли действующих станций в целях их модернизации также предусматриваются). Например, ТНК-ВР заявило в феврале текущего года, что собирается до 2009 года построить в мегаполисах 160 АЗС. 
 Shell также рассматривает предложения по аренде земли, предназначенной для строительства автозаправочных станций. По данным Российского топливного союза Shell в 2006 году, было предложено 12 участков для аренды в целях строительства новых АЗС. В 2006-2007 годах компания планирует построить сеть АЗС в Московской области и 10 станций в Петербурге. Хотя, что касается Москвы, где имеет место дефицит свободных участков для строительства новых станций, Shell также рассматривает стратегию приобретения действующих станций с последующей их реконструкцией и ребрэндингом.  
 Та же стратегия осуществляется и крупнейшими отечественными вертикально интегрированными нефтяными компаниями. В частности в марте 2006 года Лукойл приобрел единым лотом 30 участков земли для строительства АЗС в Петербурге. ОАО «Сибнефть», ставшая в 2006 году дочерней компанией ОАО «Газпром», планирует в 2006 году направить 60 млн. долларов на развитие розничной сети. Основные перспективы по развитию розничной реализации нефтепродуктов «Сибнефть» связывает с рынком Петербурга, где предполагается построить 30-50 заправочных станций. Вместе с тем, по данным газеты «Ведомости» от 13 марта 2007 г., «Сибнефть» купила у «РК-Газсетьсервис» сеть из 14 вновь построенных  заправочных станций, функционирующих в Московской и Тверской областях под единым брэндом «EPetrol» («Ecological Petrol»). В 2007году «Татнефть» увеличила находящееся под своим контролем количество автозаправочных станций и комплексов с 525 до 553.  Компания предполагает расширить свою розничную сеть и в 2007 году, главным образом путем строительства новых станций, в  том числе и на территории центральной России. 
 Объективная необходимость расширения сети заправочных станций в центральных районах России обусловлена следующими причинами. 
 1.      Согласно методике Мирового банка, в России при темпах роста ВВП на уровне 7% в год должно ежегодно вводиться порядка 17 тысяч километров новых дорог, фактически в 10 раз больше, чем строится в настоящее время. По мере роста экономики страны следует ожидать в ближайшем будущем расширение объемов строительства новых автомобильных дорог, включая федеральные, межрегиональные и региональные шоссе. Очевидно, что появление новых автомобильных дорог потребует строительство вдоль них автозаправочных станций с дополнительными услугами, как-то магазинами, кафе и ресторанами, мотелями и т.д.
 2.      После распада Советского Союза парк легковых автомобилей России вырос более чем в 2,5 раза. Темпы его роста составляли в среднем более 12 процентов в год. Для сравнения: в странах Восточной Европы – 5,4%, а Западной – всего 2%.  По прогнозам среднегодовые темпы прироста числа автомобилей в стране в предстоящие годы составят 8 процентов. Если в 2007 году общее число единиц автомобильного транспорта составляло ориентировочно 26,7 млн., из которых на 23,4 млн. единиц - легковые автомобили, 3,2 млн. единиц - грузовые автомобили и 0.1 млн. единиц – автобусы, то в 2010 году ожидается увеличение их числа до 35-38 миллионов, из которых 30-33 миллионов легковых и 5 миллионов грузовых автомобилей. Ускоренный рост числа автомобилей вызовет столь же стремительный рост числа заправочных станций. 
 3.      Насыщенность автомобильными станциями в России недостаточна и отстает от ведущих стран мира. В настоящее время в России функционирует 40 тыс. станций, тогда как, например, в США - 195 тыс. АЗК.
 4.      Большая территория страны также вызывает необходимость размещения новых станций для обеспечения розничных продаж топлива вдоль дорог различного уровня.
 5.      Количество автомобилей, приходящихся в среднем в расчете на одну российскую АЗС, составляет 670 автомобилей, тогда как в США этот показатель превышает 1000. Столь существенная разница обусловлена относительно низким техническим оснащением большинство станций в России, их недостаточной мощностью, а также отсутствием сопутствующих сервисных услуг. Кроме того, эти станции не располагают техническими возможностями заправок газом и биотопливом, что в условиях дальнейшего роста цен на бензин и дизельное топливо, ограничивает возможности АЗС по обслуживанию все возрастающего числа автопарка, приспособленного для работы на газе и биотопливе. В этих условиях гораздо более предпочтительным является приобретение пустых участков земли и строительство новых многотопливных заправочных станций вместо модернизации и реконструкции старых станций.  
 
1.2Игроки и конкуренция на рынке

По информации газеты «Известия» от  09.02.07 доли основных производителей бензина и дизельного топлива в РФ распределились следующим образом (таблица 2):
    Таблица 2
Основные производители нефтепродуктов в РФ в 2007 г.

Наименование компании    Автомобильный
бензин (%)    Дизельное топливо (%)
НК ЮКОС    20,3    21,7
Башкирская НК    17,6    14,0
НК ЛУКОЙЛ    14,8    17,6
Сибнефть    10,6    9,0
ТНК    10,4    8,4
ЦТК    7    2,7
Славнефть    5,9    4,2
Сургутнефтегаз    2,4    6,1

Из таблицы видно, что данный рынок на сегодняшний день по числу операторов является рынком монополистической конкуренции. Однако тот факт что 5 компаний производят 73,7% бензинов и  70,7% дизельного топлива дает повод рассматривать отрасль и как олигополистическую. Это обусловлено высокими входными барьерами в отрасль. Для организации бизнеса в области нефтедобычи и нефтепереработки требуются очень большие капитальные вложения. Для оптовой продажи нефтепродуктов эти затраты уже гораздо ниже. Для розничной же торговли с АЗС они минимальны и вполне сопоставимы с открытием частного магазина розничной торговли, какими либо видами товаров. Таким образом, и количество рыночных контрагентов при продвижении по этой иерархической лестнице будет увеличиваться (что впрочем, справедливо для любой отрасли экономики). Однако в нефтяной отрасли дело обстоит не совсем так. Главным направлением начавшейся после распада СССР в 1991 г. реформы нефтяного комплекса стало создание вертикально-интегрированных нефтяных компаний, работающих по принципу «от скважины - до бензоколонки». НК ЮКОС и «Лукойл» являются типичными представителями таких вертикально интегрированных структур. Соответственно, владея огромными сетями АЗС – порядка нескольких тысяч, они имеют значительную рыночную власть и могут оказывать большое влияние на формирование рынка розничных продаж ГСМ. Здесь следует указать, что зарубежные нефтяные компании в свое время (около 30-40) лет назад также прошли в своем становлении этот этап и сейчас большей частью представляют собой именно такие структуры.
За период 2006 –2007 г.г. рынок нефтепродуктов РФ пережил значительное повышение цен на бензин. Это было вызвано общемировыми тенденциями роста цен на нефть. Более высокий уровень коммерческой прибыльности экспортных операций с нефтепродуктами относительно их реализации на внутреннем рынке (с учетом несвоевременных расчетов за поставленную продукцию и неплатежей) всячески подталкивали нефтяные компании к наращиванию экспортных поставок нефтепродуктов. Уже к началу лета 2007 г.  удельный вес экспорта автомобильного бензина к общему объему производства скачкообразно вырос с 14% до более 41%, дизельного топлива - с 52% до 61%, а мазута - с 45% до 81%.
За тот же 2007 г. оценкам специалистов Российского топливного союза дефицит по поставкам нефтепродуктов на внутренний рынок России составил порядка 1 млн. тонн.
К декабрю 2007 г. средние по России розничные цены на бензин наконец-то стали чуть-чуть снижаться. Согласно данным Госкомстата, в конце 2007 г. средняя розничная отпускная цена бензина марки Аи-76 составила 17,40 рубля за литр, а
марки Аи-92 — 20,67 рубля за литр. Запасы топлива на АЗС возросли в среднем по регионам до десяти дней торговли против шести дней в разгар бензинового сезона в мае-сентябре.
За 5 месяцев бензинового сезона в 2007 г. бензин подорожал в среднем на 10%.  В 2006 году скачок цен был куда более мощным — топливо подорожало на 20% раза. Однако сырая нефть в 2006 г. подорожала еще больше на 25% раза. В начале 2007 г. цена на бензин несколько стабилизировалась. Это обусловлено тем, что на зиму и раннюю весну приходится минимум календарного спроса на горючее со стороны сельского хозяйства и дачников. Кстати, бензиновый сезон 2007 г. также завершился в ноябре. Во-вторых, полуторагодичная тенденция устойчивого роста мировых цен на нефть и нефтепродукты, похоже, исчерпана. Наконец, долларовая цена бензина на внутреннем рынке уже практически сравнялась с мировыми ценами на него.
    Таблица 3
Основные продавцы рынка заправки топливом в РФ в 2007 г.

Наименование компании    Автомобильный бензин (%)    Дизеля (%)    Газ (%)
НК ЮКОС    30,3    31,7    30,2
НК ЛУКОЙЛ    24,8    27,6    28,6
Сибнефть    10,6    9    9
ТНК    10,4    8,4    5,2
Славнефть    4,4    4,2    4,2
SHELL    4,4    4,3    5,3
BP    4,3    4,2    5,2
ОАО "Нефтемаркет"    2    2    3
ТК "Дизель"    2    2    3
ЗАО "«РК-Газсетьсервис "    2,8    2,6    2,6
Другие     4    4    3,7
Итого    100    100    100

 

Рис.3 Распределение долей между продавцами рынка заправки автомобильным бензином в РФ в 2007 г.
 
Рис.4 Распределение долей между продавцами рынка заправки дизеля в РФ в 2007 г.
 
Рис.5 Распределение долей между продавцами рынка заправки газом в РФ в 2007 г.
Общее среднегодовое потребление ГСМ в России за последние три года сложилось примерно на уровне 21000 -23000 тыс. тонн топлива всех видов в год.  Распределение рынка по видам представлено на нижеприведенном рисунке долям в % 
 
Рис.6 Распределение долей рынка видам ГСМ в РФ в 2007 г.
Анализ рисунка 6 показывает, что основную долю продаж на рынке ГСМ составляет автомобильный бензин -45%.
Анализ рисунка 3-5 показывает, что основная масса продаж ГСМ через АЗС производится крупными компаниями производителями, на средние и мелкие приходится от 4 и ниже % продаж. Это подвигает компании среднего и малого масштаба искать различные ценовые и неценовые инструменты конкуренции, которые будут рассмотрены в следующем разделе.

1.3 Ценовые и неценовые инструменты конкуренции, применяемы в розничном бизнесе ТНК - ВР

Внедрение инструментов ценовой конкуренции основывается на принципе поощрения, который, как правило, делится на две группы: предоставление скидок и начисление бонусных баллов. Оба эти фактора побуждают клиента к долгосрочным отношениям, но при этом именно бонусы являются наиболее привлекательным фактором. Дело в том, что скидки через определенный промежуток времени становятся бытностью. Это хорошо видно на примере магазинов электротоваров: если раньше скидку можно было получить только по дисконтной карте в определенном магазине, то сегодня многие объединились в единую программу и фактически по дисконтной карте одного магазина можно получить скидку в любом другом, а порой даже без предъявления карты — продавцы — дабы не потерять клиента — готовы верить на слово. Скидки в данном случае работают как инструмент ценовой конкуренции. Хотелось бы отметить, что при данной схеме связь с клиентом происходит от случая к случаю, например, чтобы сообщить о снижении цен, а потеря связи с клиентом является неблагоприятным фактором, т.к. чтобы удержать клиента, нужно поддерживать с ним связь и вызывать заинтересованность.
Если говорить о бонусных баллах, то в отличие от скидочных программ они дают не только материальную выгоду, но и несут эмоциональную нагрузку вовлекая (заинтересовывая) клиента, так как по истечении времени накопленные бонусы «превращаются» в реальный приз. При вовлечении клиента в игру важно учитывать факт реальности и понимание того, что поощрительный приз должен быть реально ощутим и время «икс» не должно затягиваться, иначе у человека просто пропадает интерес. Если правила не выполняются, то программа умирает, потому что люди понимают — играть хорошо, но при этом пропадает материальная часть. 
Накопительные программы позволяют объединять торговцев для получения коммулятивного эффекта, то есть покупатели замыкаются, так как начинают тратить деньги не на всем розничном рынке, а только в определенных торговых точках, именно поэтому так популярны программы, которые объединяют многих торговцев. 
Достаточно успешна программа на заправках ВР, которая не так давно была начата, она объединяет ряд предприятий различной сферы в единую систему, все эти компании дают бонусные баллы, которые могут тратиться там же. При этом бонусные баллы снижают риск перехода к другому торговцу, если ты накопил 20 000 бонусов, то человек уже задумывается, стоит ли переходить к другому торговцу. Кроме того, хорошие бонусные программы поддерживают постоянную коммуникацию с клиентом. Именно поэтому бонусная система гораздо выгоднее скидок, именно это направление нужно развивать сегодня. 
Если суммировать, то преимуществом бонусной системы является то, что она удерживает клиента на протяжении более долгого периода, нежели там, где предоставляются скидки. Поскольку человек заинтересован, он охотно принимает участие в программе, а у торговца, в свою очередь, растет чистота транзакций, и не только потому, что клиент сам ей пользуется, если ему все нравится, он хвалится знакомым, тем самым приводя клиентов практически за руку. 
Пластиковая карта также является удобным способом идентификации клиента, что очень важно при удаленном способе общения с ним через coll-center, Интернет или при начислении бонусных баллов торговых точек-партнеров. Кроме того, клиент получает возможность накапливать бонусные баллы вне сети. Поскольку АЗС ведет учет совершаемых программ, то он может проследить за движением средств клиента как в сети, так и вне ее. Так, например, за рубежом такой способ помогает торговцам через получать информацию о стиле жизни клиента, потому что по-другому они никак не смогут ее получить, где он тратит, сколько и когда. Здесь нет никаких нарушений, потому что в договоре, который подписывает клиент в одном из пунктов, АЗС спрашивает согласие на получение такой информации, и дальше уже человек решает сам, согласен он на это или нет. Как показывает практика, большинство клиентов дают банку согласие на отслеживание своих расходов. Анализируя эту информацию, видно, что выгода получается обоюдная: продавец понимает, с кем имеет дело, а клиент получает самые выгодные предложения в зависимости от своих потребностей. 
Программы лояльности в России сегодня только начинают активно развиваться, предложение на рынке еще не достигло критического уровня, а потребитель не достаточно готов к их восприятию. Однако быстро растущая конкуренция, несомненно, приведет к более быстрому развитию программ лояльности. К основным минусам, существующим на российском рынке программ лояльности, относятся следующие: предоставление скидок является основным подходом к поощрению клиентов, а также использование торговцами небанковских карт и как следствие отсутствие дополнительного сервиса для клиентов. 
Методов и способов неценовой конкуренции применяемые в нынешней конкурентной ситуации имеют широкий спектр. Некоторые сети АЗС базируются на инновационной концепции, ставящей во главу угла экологию и включающей ряд новых технических и бизнес решений. Во-вторых, благодаря грамотной инвестиционной и маркетинговой политике владельца сетям, удается за относительно короткий промежуток времени создать сеть первоклассных автозаправочных станций, которые стали заметным явлением в розничной торговле топливом.
Сети АЗС, базирующиеся на концепции высоких экологические характеристик заправочных станций, включающие в себя: 
 - продажу высококачественного топлива;
 - обслуживание автотранспорта, работающего на газовом топливе и других видах энергосберегающего и экологически более чистого топлива;
 - создание на некоторых станций технического обслуживания, включающих установку на автотранспорт газобаллонного оборудования;
 - обеспечение здоровой среды,  окружающей станции, и в частности путем установки специальных резервуаров для горючего с двойными стенками, очистительных систем, пластиковых труб и т.д.;
 - предложение полезных для здоровья продуктов в магазинах и кафе. 
 Стратегическим преимуществом заправочных станций является их адаптация для заправок газом. Сегодняшняя ситуация на рынке, характеризующаяся ускоренным ростом потребления газа в качестве автомобильного топлива по причинам его относительной дешевизны и экологической эффективности, наглядно демонстрирует правильность стратегического видения инициаторов проекта, сделавших ставку на многотопливный характер станций. Ряд АЗС оснащены также станциями технического обслуживания, включающими мощности по инсталляции в автомобилях газобаллонного оборудования. В итоге заправочные станции не только предоставляют комплексные услуги по продаже газового топлива, но и «провоцируют» частных и корпоративных клиентов на использование вместо бензина газа. С позиции сегодняшнего дня, когда цены на бензин безудержно растут и экологическая ситуация, особенно на трассах и в городах, стремительно ухудшается, предоставление владельцам автомобилей опции на использование газа в качестве топлива видится не только чисто коммерческой, но и социальной ориентировкой.  
 Согласно данной неценовой концепции поощрения АЗС должны обеспечить качество обслуживания клиентов, соответствующее лучшим мировым стандартам. В частности, каждая АЗС имеет в своем составе магазин, мойку, кафе, станции шиномонтажа, пункты для подкачки колес и пылесос. Территории заправочных комплексов выделяются исключительной чистотой, а здания и подсобные помещения имеют современный и привлекательный вид. Немаловажное значение имеют санузлы, доступные клиентам. 
 Особое место в концепции отводится тренингу персонала. Ибо наличие современного оборудования и дизайна еще не гарантирует само по себе высокого качества обслуживания и привлечения клиентов. 

 

 

 

 

 

Глава 2. Анализ отрасли, внутреннего и внешнего окружения ТНК-ВР для определения тенденций и проблем розничного бизнеса компании 
В связи с перспективами, представляющимися на рынке АЗС, используемом как основной розничный канал сбыта ГСМ  ТНК-ВР планирует вложить более 300 млн. долл. США в развитие сети АЗС в на территории России англо-российская ТНК-ВР до 2013 года планирует  более 300 миллионов долларов в развитие сети автозаправочных станций (АЗС) в на территории России, сообщил журналистам управляющий директор по производству и технологиям ТНК-ВР Ти Саммерс .
"В следующие пять лет мы ожидаем развивать нашу сеть в России. Более 300 миллионов долларов мы собираемся вложить", - сказал Саммерс. 
По его словам, в Санкт-Петербурге и Москве компания планирует открыть более 60 станций,  в регионах около 20 работающих под брендами "ТНК" и "ВР". 
В свою очередь, исполнительный президент по переработке и торговле ТНК-ВР Энтони Консидайн отметил, что компания будет открывать заправки как под брендом "ТНК", так и под брендом "ВР". 
С этой целью, по его словам, ТНК-ВР будет приобретать новые участки под АЗС и покупать уже существующие заправки.
Поэтому на данном этапе для компании актуальна проблема формирования стратегии и тактики инвестиционного проекта, рассчитанного на строительство 80 АЗС под марками «ТНК» и «ВР» на территории России к 2013 г.
С целью анализа этой проблемы в данной главе рассмотрим следующие аспекты:

2.1. Факторы прямого и косвенного воздействия на рынке рзничной торговли ГСМ. 
В литературе под сpeдой пpямoгo вoздeйcтвия понимают фaктopы, кoтopыe нeпocpeдcтвeннo влияют нa дeятeльнocть opгaнизaции.  К ним oтнocят (отметим, что факторы размещены по убыванию важности с учетом российской действительности):
1.    Пoтpeбитeлeй и кoнкypeнтoв.
2.    Пocтaвщикoв.
3.    Тpyдoвыe pecypcы.
4.    Акциoнepoв
5.    Зaкoны и yчpeждeния гocyдapcтвeннoгo peгyлиpoвaния
6.    Пpoфcoюзы.
Пoд cpeдoй кocвeннoгo вoздeйcтвия пoнимaют фaктopы, кoтopыe мoгyт нe oкaзывaть пpямoгo нeмeдлeннoгo вoздeйcтвия нa opгaнизaцию, нo cкaзывaютcя нa ee фyнкциoниpoвaнии. Рeчь идeт o тaкиx фaктopax, кaк:
1.    cocтoяниe экoнoмики,
2.     нayчнo-тexничecкий пpoгpecc,
3.     coциoкyльтypныe и пoлитичecкиe измeнeния,
4.     влияниe гpyппoвыx интepecoв, 
5.    cyщecтвeнныe для opгaнизaции coбытия в дpyгиx cтpaнax.

2.2. PEST анализ. 
Сущностью PEST-анализа является анализ влияния на деятельность организации следующих факторов: 
•    Политические и законодательные факторы:
Политические изменения всех уровней, политическая стабильность;
Налоговая политика и законодательство в этой сфере;
Изменения трудового законодательства;
Антимонопольное законодательство;
Законы по охране природной среды;
Регулирование занятости населения;
Внешнеэкономическое законодательство и т.д.

При существующем политическом курсе есть все признаки политической и экономической стабильности.
Политика Президента, Правительства и Законодательных органов России направлена на создание законов, которые положительно влияют на развитие экономики. Курс на увеличение ВВП к 2010 году вселяет уверенность в благотворном влиянии этих факторов на отрасль и предприятие. 
Текущие изменения налогового законодательства (при отсутствии кардинальных мер по увеличению налоговых ставок) и существующие изменения трудового законодательства несущественно влияют на деятельность фирмы. 
Так как розничный бизнес, связанный со строительством АЗС на территории России изменения, произошедшие в таможенном законодательстве существенно скажутся на деятельности компании. После расследования о факторах нанесения ущерба отечественным производителям автомасел, проведенного Министерством экономического развития РФ, в феврале 2006 года правительством РФ было принято постановление «О мерах по защите российских производителей автомобильных масел», установившее квоты на импорт автомасел в Россию. Определенный постановлением совокупный лимит импортных поставок автомасел составил 136,7 тыс. тонн в год. Квота установлена на три года. Основная доля от допустимого объема импорта выделена Казахстану - 82,7 тыс.тонн, лимит для Европы составил 31,5 тыс. тонн, максимальный объем поставок для Китая и Украины составил 13 тыс. и 8 тыс. тонн в год соответственно . 
Таким образом, введенное постановление принудительно сократило долю импорта автомасел  на российском рынке до 39%, а производители из стран Евросоюза, занимавших основную долю российского рынка, оттеснили на второй план российские производители, ставший абсолютным лидером рынка. Введение квот на импортные поставки автомасел призвано оказать поддержку отечественным производителям и укрепить свои позиции в данном сегменте, в то время как зарубежные поставщики, в том числе и ведущие мировые производители, будут работать в условиях строгих ограничений. Ожидается, что ограничение импорта автомасел накаливания в целом положительно скажется на ситуации на российском рынке и поможет в борьбе с контрафактной продукцией, поскольку все иностранные производители будут проходить процедуру лицензирования по качеству.
Социокультурные факторы:
Демографическая структура населения;
 Стиль жизни, обычаи и привычки;
 Социальная мобильность населения;
 Активность потребителей.
В настоящее время происходит повышение уровня жизни населения страны, улучшения социальных условий жизни, увеличение доходов. Это приводит к увеличению спроса на ГСМ в целом и марки высокого качества в частности. 
Стилем жизни становится приобретение высококачественных брендовых ГСМ сильным внешним имиджем марки. 
Из-за мобильности перемещений российских граждан с деловыми целями ГСМ становятся незаменимыми компонентами для обеспечения данных поездок. 
Динамичное развитие автомобильной  отрасли в области обеспечения населения качественными марками автомобилей  увеличивается потребность в качественных бензинах.
Растущие тарифы на железнодорожном транспорте повышают спрос на легковые и грузовые автомобили для перемещения грузов и как следствие неограниченный доступ к заправкам на всей территории России. Все эти запросы может удовлетворить марки «ТНК» и «ВР».
Экономические факторы:
Тенденции валового национального продукта;
Уровень инфляции;
Уровень безработицы;
Контроль над ценами и заработной платой;
Цены на ресурсы;
Инвестиционная политика.
Для ТНК-ВР особую важность имеет тенденция повышения валового национального продукта, обеспечиваемой автомобилестроением, так как данные направления в большей степени увеличивают объемы продаж фирмы.
Также существенное влияние оказывают цены на ресурсы и уровень инфляции: увеличение цен на железнодорожный и авиационный транспорт позитивно влияет на увеличение спроса на ГСМ, а высокий уровень инфляции негативно влияет на экономику предприятия и ведет к увеличению себестоимости ГСМ. Риск влияния инфляции может возникнуть в случае, когда получаемые денежные доходы обесцениваются с точки зрения реальной покупательной способности денег быстрее, чем растут номинально. Рост инфляции может привести к увеличению затрат предприятия (за счет роста цен на энергоресурсы, материалы, а также заработную плату персоналу), и как следствие, падению  прибылей предприятия и  соответственно рентабельности  его деятельности.
Учитывая прогноз инфляции на 2008 год, инфляционный риск не является критическим для деятельности предприятия. 
Технологические факторы:
Затраты на НИОКР из разных источников;
 Защита интеллектуальной собственности;
 Государственная политика в области НТП;
 Новые продукты (скорость обновления, источники идей).
Скорость технологического обновления в отрасли невысока. В настоящий момент ведутся разработки в области производства высокооктановых бензинов.
Затраты на НИОКР в сфере производства автомасел питания на данном этапе развития страны поддерживаются государством, создан фонд НАНО технологий (10 млрд. $), в котором предусмотрена статья – автомасла. 
Скорость обновления разработок  в сфере деятельности компании не велика, так смена ассортимента автомасел  доходит до 10 % от общего ассортимента за год.
В условиях набирающей силу в странах Европы и Северной Америки тенденции замещения бензина на  альтернативными источниками питания . В частности, в текущем году ведущие европейские производители автомобилей заявили о намерении снижать производство автомобилей с бензиновыми двигателями и перейти на электродвигатели. Предполагаемые сроки перехода составляют около 8 лет. По расчетам европейских экспертов, переход к электродвигателям позволит потребителям сэкономить 4 млрд. евро и приведет к значительному снижению выбросов углекислого газа в атмосферу. Предложение группы, в которую вошли General Electric, Havells Sylvania и Philips, нашло поддержку у официальных представителей ЕС.
Без разработки эффективных энергосберегающих и экологических программ и технологий, каковой является использование электродвигателей взамен бензиновых, невозможна реализация реформы в области охраны окружающей среды. В 2007 году российский частный сектор потребил более 60% всех произведенных в стране ГСМ, тогда как во времена Советского Союза, напротив, 70% производимых ГСМ потребляла промышленность. Одной из важнейших условий разработки стратегии организации является отслеживание (мониторинг) воздействия внешних факторов на ее деятельность. В странах с развитой рыночной экономикой разработаны различные инструментарии анализа развития среды глобального окружения: прогноз отдельных тенденций и событий, сценарный анализ (см. п. 1.2. данной работы), имитационное моделирование, экспертные методы и т.д. Процесс разработки и использования этих инструментариев в нашей стране находится на начальной стадии.

2.3 Анализ основных показателей развития отрасли. 
Процесс формирования группы деловых организаций, выпускающих однородную или взаимозаменяемую продукцию и услуги, начался еще в эпоху промышленной революции. Такая группа предприятий получила название отрасли. Привлекательность фирмы в пределах отрасли важна, т.к. определяет ее прибыльность.

Рассматривая  место организации  в отраслевом комплексе  при  определении ее стратегии, необходимо иметь в виду, что каждая отрасль имеет свой жизненный цикл, который подобен жизненному циклу товара.
Жизненный цикл отрасли имеет четыре стадии: зарождение, рост, зрелость и спад. Графически это можно изобразить следующим образом:
Определяя стратегию своей организации, менеджеры должны выяснить на какой стадии жизненного цикла отрасли их компания находится. Понятно, что каждой организации важно вписаться в стадию роста или зрелости, а в других стадиях - замед

Добавил: Демьян |
Просмотров: 447
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Дипломник © 2024
магазин дипломов, диплом на заказ, заказ диплома, заказать дипломную работу, заказать дипломную работу mba