СКАЧАТЬ РАБОТУ БЕСПЛАТНО -
ВВЕДЕНИЕ
Развитие российской экономики на современном этапе характеризуется неоднозначной и динамично меняющейся экономической средой, наличием сложных управленческих проблем. Многие предприятия испытывают трудности и находятся в кризисной ситуации, сформировавшейся под влиянием рыночной экономики переходного периода.
В условиях спада производства и постоянно растущего уровня инфляции сложился финансово-долговой тип предпринимательства, характеризующийся замещением производственных активов – финансовыми, собственных средств – привлеченными, что проявляется, прежде всего, в недостатке собственных оборотных средств предприятий и доступных источников их формирования. Проблемы укрепления платежной дисциплины, вывода экономики из кризиса платежей и стабилизации уровня промышленного производства являются наиболее актуальными для российской экономики, а значит и для конкретного субъекта – предприятия.
В настоящее время в России более трети всех отечественных предприятий, не сумевших приспособиться к рыночным отношениям, впало в глубокий затянувшийся на многие годы кризис.
Кризисные ситуации, возникшие в результате отсутствия соответствующих профилактических мер, могут привести к чрезмерному разбалансированию экономики предприятия и неспособности продолжения финансового обеспечения производственного процесса, что квалифицируются как банкротство предприятия. Преодоление этого состояния требует применения специальных мер либо прекращения деятельности данного предприятия и его ликвидации.
В современных условиях экономической и социально-политической нестабильности в России возможность попасть в число неплатежеспособных предприятий весьма велика, поэтому правительство в специальном постановлении отменило необходимость принятия системы антикризисных мероприятий, чтобы изменить ситуацию к лучшему. Введение в действие Закона РФ «О несостоятельности (банкротстве) предприятий» от 19.11.1992 г. положило начало созданию правовой базы банкротства. В настоящее время опубликовано большое количество постановлений, распоряжений, указов по вопросам несостоятельности (банкротства) предприятий, антикризисному управлению. Однако до настоящего времени не создан механизм управления, который обеспечил бы не только выход из кризиса и состояния банкротства российских предприятий, но и их финансовое оздоровление и дальнейшее развитие.
Целью данной работы является выработка рекомендаций по улучшению финансового состояния предприятия, находящегося в кризисном положении. Следовательно, задачи дипломной работы включают в себя:
1. Изучение теоретических вопросов управления предприятием в условиях кризиса;
2. Анализ финансового состояния предприятия;
3. Выяснение причин и факторов, обусловивших появление кризисного состояния;
4. Определение путей улучшения финансового состояния предприятия;
5. Определение стратегии вывода предприятия из кризиса.
Объектом исследования выбрано Открытое Акционерное Общество «Стройкомплекс».
Обследуемое предприятие находится в неблагоприятной финансовой ситуации, которая вызвана снижением платежеспособного спроса на производимые ОАО «Стройкомплекс» услуги.
В ходе дипломного проектирования применялись методы сравнения, статистического и финансового анализа.
I. Теоретические основы финансового оздоровления предприятия
I.1. Роль и место антикризисного управления в условиях развития рыночных отношений
Выступление любого предпринимателя в гражданском обороте связано с произведением расчетов между экономическими партнерами, а значит, и с риском невыполнения обязательств по ним в срок. Законодательство о банкротстве предусматривает необходимые меры, направленные на то, чтобы риск кредиторов оказался наименьшим. В правовых актах различают предприятие-должника, несостоятельное предприятие, неплатежеспособное предприятие и предприятие-банкрота, выделяя при этом несостоятельность.
Среди должников принято различать обычных и несостоятельных. Для первых характерна практическая (временная) неплатежеспособность, которая вызвана отсутствием или недостатком денежных средств для расчетов с кредиторами на момент наступления сроков платежей, из-за того что должник, будучи кредитором в других правоотношениях, не получает удовлетворения своим требованиям. В этом случае обычному должнику его дебиторы должны больше, чем должен он сам, и поэтому он не может погасить кредиторскую задолженность и вынужден допускать просрочку своих платежей. Часто обычных должников именуют временно неплатежеспособными предприятиями, а экономическое явление несостоятельности — цепным банкротством. В этом случае на дебитора должника может быть возложена субсидиарная ответственность по обязательствам предприятия-банкрота.
Для несостоятельных должников присуща абсолютная (хроническая) неплатежеспособность, когда при обычном ведении дела они не могут погасить срочные обязательства по причине недостатка имущества в своих активах.
В основе признания должника банкротом предусматривается:
1) принцип неплатежеспособности — исходя из анализа встречных денежных потоков;
2) принцип неоплатности — исходя из соотношения активов и пассивов в балансе должника.
Действующий Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» от 28 октября 2002 г. в качестве критерия несостоятельности предприятия предусматривает неплатежеспособность должника. При этом во внимание принимаются лишь денежные обязательства должника и его обязанности по уплате обязательных платежей в бюджет и внебюджетные фонды. А величина соотношения общей суммы его кредиторской задолженности и стоимости имущества является свидетельством реальной возможности либо невозможности восстановить его платежеспособность.
Таким образом, действующее законодательство предусматривает разграничение всех должников на обычных и несостоятельных.
Не всякий несостоятельный должник именуется банкротом. К таковым относят тех, кто отказывается платить своим кредиторам вследствие разорения. Отсюда суть явления банкротства можно определить как несостоятельность, сопровождающуюся прекращением платежей по долговым обязательствам.
Вместе с тем в большинстве стран нормы, регулирующие уголовно-правовые вопросы, исключены из законодательства о несостоятельности и инкорпорированы в уголовные кодексы. Поэтому очень часто термины «несостоятельность» и «банкротство» употребляются как синонимы, в том числе и в российском законодательстве.
В зависимости от причин несостоятельности различают сознательное (подложное) и неумышленное (неосторожное) банкротство. Неосторожная несостоятельность именуется также простым банкротством, а подложная — злостным.
Злостное банкротство возникает в условиях чрезмерной обремененности долгами, когда руководитель прячет, уничтожает составные части имущества, заключает рискованные спекулятивные и явно убыточные сделки, продает товары по заниженным ценам, скрывает права других лиц или признает заведомо вымышленные права. Иногда, как, например, в германском законодательстве, в злостном банкротстве выделяют особо тяжкое. В последнем случае признаются действия виновного лица в корыстных интересах или сознательное создание для многих лиц угрозы разорения.
В российском законодательстве о банкротстве выделены следующие разновидности злостного банкротства:
• фиктивное банкротство — заведомо ложное объявление руководителем или собственником предприятия, а равно и индивидуальным предпринимателем о своей несостоятельности с целью введения в заблуждение кредиторов для получения отсрочки или рассрочки причитающихся им платежей или скидки с долгов, а равно и неуплаты долгов, если это деяние причинило крупный ущерб (ст. 197 УК РФ);
• преднамеренное банкротство — умышленное создание или увеличение неплатежеспособности предприятия, совершенное его руководителем или собственником, а равно и индивидуальным предпринимателем в личных интересах или интересах иных лиц, причинившее крупный ущерб либо иные тяжкие последствия путем заключения заведомо невыгодных сделок, некомпетентного ведения дел, принятия на себя чужих долгов в качестве поручителя и иных действий, ведущих к невозможности удовлетворить требования кредиторов (ст. 196 УК РФ); в этом случае при недостаточности имущества для удовлетворения требований кредиторов на учредителя должника или иных виновных лиц может возлагаться субсидиарная ответственность по обязательствам должника, а руководитель может быть привлечен к уголовной ответственности и (или) дисквалифицирован (ст. 10 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»);
При простом банкротстве должник по собственной небрежности не предполагает о приближении банкротства и легкомысленно вызывает его своими действиями. Такое состояние наступает, как правило, постепенно: вследствие сложившихся обстоятельств, некомпетентного управления руководства и неэффективной работы персонала.
В Федеральном законе РФ «О несостоятельности (банкротстве)» под банкротством (несостоятельностью) предприятий понимается «признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей» (гл.1, ст.2). Со дня официального объявления банкротом должник теряет право самостоятельно управлять и распоряжаться своим имуществом. В законе в соответствии с принципом неплатежеспособности определены следующие два внешних признака неумышленной несостоятельности:
• срок неисполнения денежных обязательств или обязанности по уплате обязательных платежей — не менее трех месяцев с момента наступления даты их исполнения;
• минимальный размер денежных обязательств и обязательных платежей в совокупности для предприятия-должника - не менее 500 размеров минимальной месячной заработной платы, утвержденной Правительством России, а для должника-гражданина — не менее 100; причем во внимание принимается размер обязательных платежей без учета установленных законодательством штрафов (пени) и иных финансовых (экономических) санкций.
Кроме того, банкротство характеризуется невозможностью продолжать производственную и финансово-хозяйственную деятельность предприятия из-за отсутствия средств.
Следует отметить, что российский закон более лоялен по отношению к должнику, нежели зарубежное законодательство. Например, во Франции, в Германии и Англии производство по делу о несостоятельности может начаться уже в том случае, когда должник оказывается не в состоянии платить долги. Минимальная сумма неуплаченных долгов не установлена.
С момента возникновения экономического кризиса в любой отрасли наблюдается заметная дифференциация состояний предприятий. Одни мгновенно оказываются на грани банкротства, другие длительное время почти безрезультатно сопротивляются негативным обстоятельствам, третьи используют сложное положение во благо себе, «ловят рыбку в мутной воде», четвертые, очень немногие, смогут выпрямиться под гнетом кризиса. Несостоятельность предприятий различается в зависимости от того, как они переживают финансовые трудности своего положения. Так, многие строительные предприятия длительное время пребывают в состоянии скрытого банкротства, т.е. у них налицо все признаки несостоятельности, но официально банкротами они не признаны. Не имея этого статуса, но, по сути, являясь таковыми, они все же не прекращают свою деятельность. Большинство несостоятельных строительных предприятий занимает выжидательную позицию (выжидательное банкротство), надеясь на помощь извне: лоббирование, госзаказы, инвесторов и др. А есть и такие, кто, потеряв всякую надежду, подчинились обстоятельствам и медленно гибнут, «проедая» свое имущество (обреченное банкротство). При этом следует заметить, что критическое положение наблюдается у строительных предприятий, находящихся в двух полярных состояниях.
1) Неблагополучное состояние - к таковым относятся государственные или бывшие государственные предприятия.
Характерные черты: тенденция спада производства и оборота; снижение уровня жизни работающих, неплатежеспособность.
Причина банкротства: неспособность бывшей командной системы перестроиться на рыночные условия.
2) Процветающее состояние - это касается современных предприятий, функционирующих в течение пяти-десяти лет.
Характерные черты: тенденция резкого увеличения оборота (в 2—6 раз в год), высокий уровень жизни работающих.
Признаки критического роста: рост накладных и управленческих расходов, снижение рентабельности; использование кредитов на погашение ранее взятых займов; неспособность руководства объективно оценивать состояние предприятия; утрата чувства управляемости Причина банкротства: неадекватность системы управления предприятием и других внутренних механизмов, сформированных в период функционирования малой формы организации предприятия, достигнутым масштабам деятельности.
Этап 1. Диагностика состояния предприятия. Слово диагностика произошло от греческого diagnostikos и понимается как процесс распознавания проблемы и обозначение ее с использованием принятой терминологии. Проще говоря, это установление диагноза ненормального состояния объекта исследования.
Диагностика необходима для выработки стратегии и тактики хозяйственного поведения строительного предприятия в условиях быстро изменяющейся конъюнктуры, когда требуются ответы на ключевые вопросы: где находится предприятие, каковы итоги и условия его деятельности? В антикризисном управлении она выполняет роль некой сивиллы.
Предметом диагностирования является финансовый и технико-экономический уровни развития предприятия.
• Финансовый уровень - выявление сравнительного преимущества производить продукцию с относительно меньшими альтернативными издержками, оценка обеспеченности бизнеса необходимыми денежными средствами для осуществления нормальной хозяйственной деятельности и своевременного проведения денежных расчетов.
Ключевой вопрос диагностирования финансового состояния строительного предприятия: туда ли вложены средства, т.е. является ли избранное бизнес-направление оптимально доходной, соответствует ли оно интересам всех участников бизнеса?
• Технико-экономический уровень — комплексная качественная характеристика уровня развития производительных сил, оценка эффективности их использования и анализ конечных результатов.
Ключевой вопрос диагностирования технико-экономического состояния предприятия: все ли возможности и резервы использованы для повышения доходности его деятельности?
Методы и методика проведения диагностирования состояния строительного предприятия будут рассмотрены в разделе 3.
Этап 2. Маркетинг. На данном этапе предполагается проведение исследований конъюнктуры рынка, чтобы выявить характер и силу влияния внешних факторов, определить конкурентные преимущества строительного предприятия, сформулировать возможные варианты стратегий его поведения на рынке, выделить факторы успеха и неуспеха для достижения стратегических целей в его дальнейшем развитии. Эта задача реализуется на основе диагностики состояния внешней среды предприятия, которая позволяет улавливать сигналы угроз для его состояния. С этой целью используются следующие индикаторы: размер рынка и его диверсифицированность, объем и стабильность спроса, размеры ключевых сегментов потребителей, чувствительность рынка к изменениям внешних факторов, уровень конкуренции, уровень конкурентоспособности строительной продукции, конъюнктура рынка ресурсов, сильные и слабые стороны конкурентов.
Этап 3. Антикризисное прогнозирование. Разработка прогнозов, которые представляют собой научно обоснованные суждения о возможных состояниях объекта в будущем, об альтернативных путях и сроках его функционирования. Прогноз — предплановая разработка многовариантных моделей развития объекта управления. Показатели его носят вероятностный характер и обязательно привязаны к определенным заданным условиям.
Целью антикризисного прогнозирования является получение научно обоснованных вариантов тенденций изменений финансового и технико-экономического состояния строительного предприятия. Эта работа проводится в следующем порядке.
1. Выделение основных показателей состояния предприятия, на основе которых осуществлялось диагностирование, и составление базисного прогноза ожидаемого состояния предприятия при сохранении сложившихся условий и тенденций его развития.
2. Построение оптимистичного, пессимистичного и наиболее вероятного сценариев изменений влияния на состояние предприятия внутренних и внешних факторов, что предполагает подбор факторов и оценку направлений и силы их воздействий.
3. Составление соответствующих сценариев возможных будущих изменений состояния предприятия посредством корректировки базового прогноза.
4. Оптимизация полученных прогнозов: анализ полученных прогнозных оценок и изучение возможности приближения наиболее вероятного сценария к оптимистичному. Оптимальным будет считаться наилучший прогноз по критериям, ранжированным следующим образом:
• реальность к реализации;
• минимальный риск;
• создание условий для возобновления и развития деятельности;
• максимальная платежеспособность.
5. Изыскание возможности снижения риска развития предприятия по пессимистическому сценарию.
Задача прогнозирования заключается в том, чтобы выявить предполагаемые тенденции в развитии деятельности строительного предприятия и дать оценку их устойчивости, а также сформировать теоретический аналог реальных экономических процессов с их полной и точной имитацией.
Этап 4. Антикризисное планирование.
Планирование предусматривает финансовое и технико-экономическое обоснование хода и результатов предстоящего развития предприятия, систему взаимосвязанных мероприятий, обеспечивающих достижение намеченных уровней, темпов и пропорций при наиболее рациональном использовании ресурсов, составление графика погашения задолженности кредиторам, оценку риска от невыполнения плана и распределение ответственности в этом случае.
В антикризисном управлении различают два типа планирования: планирование профилактических мер, нацеливающее на предотвращение надвигающегося кризиса, и планирование финансового оздоровления предприятия, пребывающего в состоянии кризиса.
Этапы 5 и 6. Принятие и организация выполнения антикризисных управленческих решений. Антикризисные управленческие решения — результат диагностики, антикризисного прогнозирования и планирования.
Антикризисное управленческое решение должно отвечать на следующие вопросы:
1. что делать?
2. что делать в первую очередь?
3. как делать?
4. с какими производственными затратами?
5. в каком количестве?
6. в какие сроки?
7. где?
8. что даст выполнение решения?
Процесс принятия управленческого решения включает следующие операции: подготовку к работе, выявление проблем и формулирование целей; поиск информации и ее обработку; выявление возможностей ресурсного обеспечения; ранжирование целей; дробление целей и формулирование заданий подчинённым; оформление необходимых документов.
• Качество управленческого решения — это совокупность параметров решения, обеспечивающих реальность его реализации.
Управленческие решения различают следующим образом.
а) По методу их выработки:
• интуитивные
• осмысленные
• рациональные
б) По проявлению характера и настроения руководителя:
• уравновешенные
• импульсивные
• инертные
• рискованные
Этап 7. Осуществление антикризисных процедур. Антикризисная процедура понимается как мера, направленная на повышение платежеспособности строительного предприятия. Этот вид работы охватывает весь объект антикризисного управления и определяет результат его изменения. Ключевой вопрос: что надо делать, чтобы успешно управлять предприятием в преддверии, в процессе и после кризиса?
Все антикризисные процедуры по выполняемым ими функциям можно объединить в две группы: процедуры-доноры, приносящие предприятию средства, значительно преобладающие над затратами, связанными с их проведением; и процедуры-реципиенты — наоборот, потребляющие средства на их проведение и нацеленные на перспективную их отдачу.
Эффективность реализации антикризисных процедур оценивается по результативности их влияний на улучшение состояния строительного предприятия.
Процесс реализации антикризисных процедур применительно к деятельности предприятия-должника называется антикризисным процессом.
Этап 8. Преодоление конфликтов. Антикризисное управление сопряжено с возникновением различных внешних и внутренних конфликтов: между руководителем и собственниками предприятия из-за уменьшения или отказа последним в выплате доходов по взносам в уставный капитал; между руководителем и персоналом по причине кадровых передвижек и высвобождений; между представителями старой и новой команд управления в борьбе за упущенную власть; между участниками управляющей команды по причине разных взглядов на управление развитием предприятия; между предприятием и кредиторами из-за допущенных просрочек платежей; между предприятием и государственными органами по той же причине, Их профилактика и преодоление осуществляется в соответствии с известными конфликтологии методами.
Этап 9. Учет результатов осуществления антикризисных процедур. Учет выполнения всех планов, программ, заданий по антикризисному управлению должен быть организован по таким показателям, как количество, качество, затраты, исполнители и сроки. Учет расхода ресурсов целесообразно организовать по всем видам ресурсов, видам деятельности, выпускаемой продукции, стадиям ее жизненного цикла, а также по отделам, службам и подразделениям, по товарным рынкам. Требования к системе учета:
• возможность вносить исправления и уточнения;
• наглядность и простота в использовании;
• обеспечение учета показателей по всем подсистемам антикризисного управления и внешней среды строительного предприятия;
• учет всех показателей в динамике;
• обеспечение сопоставимости показателей;
• автоматизация учета.
Этап 10. Контроль за ходом выполнения решений. Специалисты выделяют следующие виды контроля:
1) по стадии жизненного цикла продукции — контроль на стадии стратегического маркетинга, НИОКР, производства, эксплуатации, технического обслуживания и ремонта;
2) по виду объекта - контроль предметов труда, средств производства, технологии, организации процессов, условий труда, окружающей природной среды, документов, информации;
3) по стадии производственного процесса — контроль входной, операционный, готовой продукции, транспортирования и хранения;
4) по исполнителям — самоконтроль, контроль менеджера и отдела технического контроля, инспекционный, государственный и т.д. ;
5) по возможности дальнейшего использования результатов контроля — разрушающий и помогающий;
6) по степени охвата объекта — сплошной и выборочный;
Нормативы контроля устанавливаются на стадии планирования. Они должны быть обоснованными, однозначными в прочтении, выполнимыми и иметь некоторый резерв. Они могут корректироваться на стадии контроля, так как тогда имеется больше информации, чем при планировании. При невыполнении нормативов необходимо тщательно проанализировать ситуацию и своевременно внести соответствующие коррективы.
Предметы контроля можно классифицировать следующим образом:
• достоверность прогнозов воспроизводственных циклов;
• рыночная стратегия фирмы, цели ее развития на перспективу;
• нормативы конкурентоспособности товаров на конкретных рынках;
• показатели качества и ресурсоемкое продукции предприятия и конкурентов;
• показатели организационно-технического уровня производства предприятия и конкурентов;
• показатели социального развития трудового коллектива;
• показатели охраны окружающей среды;
• отражение функций управления в положениях о подразделениях и должностных инструкциях;
• наличие нормативно-методических документов, регламентирующих функции управления;
• обоснованность состава и качества нормативов расхода различных ресурсов по конкретным видам продукции и стадиям их жизненного цикла;
Этап 11. Мотивация и регулирование выполнения решений. Руководители воплощают свои решения в дела, применяя на практике принципы стимулирования и мотивации.
Из всего вышесказанного следует вывод, что процесс антикризисного управления является цикличным: диагностика — маркетинг—планирование — принятие управленческого решения — организация его выполнения — мотивация — учет результатов — контроль — диагностика — и т.п. (до момента выхода из кризиса). Цикличность достигается посредством обратной связи, изображенной на рис. 2.2 в виде стрелок. Ее функция видится в непрерывной и последовательной адаптации всей системы антикризисного управления к изменениям конъюнктуры внешней среды.
2. Диагностика экономического состояния строительного предприятия.
Исходя из отечественного и мирового опыта комплексная оценка результатов деятельности предприятия может проводиться:
1) на основе комплексной системы показателей;
2) с выделением в качестве обобщающего показателя одного из частных показателей эффективности деятельности предприятия;
3) на основе интегрального показателя, рассчитанного путем различных математических комбинаций частных показателей эффективности;
4) посредством определения степени соответствия фактического развития системы предварительно разработанному эталону.
Основные показатели оценки деятельности компании:
1. Показатели эффективности производственной деятельности.
2. Показатели инвестиций.
3. Показатели производительности.
4. Показатели ликвидности.
5. Показатели финансовой устойчивости.
Объектом диагностики при проведении оценки платежеспособности являются субъекты хозяйствования всех форм собственности, а точнее, степень их платежеспособности.
Источниками информации для проведения анализа в соответствии с "Правилами по анализу финансового состояния и платежеспособности субъектов предпринимательской деятельности Республики Беларусь" являются: форма 1 «Бухгалтерский баланс», форма 2 «Отчет о прибылях и убытках», форма 3 «Отчет о движении фондов и других средств», форма 4 «Отчет о движении денежных средств», форма 5 «Приложение к бухгалтерскому балансу».
В соответствии с Правилами процесс оценки платежеспособности предприятия имеет четыре этапа:
— получение информации;
— расчет показателей платежеспособности;
— сравнение полученных значений показателей платежеспособности с установленными нормами;
— выводы.
На основании полученных результатов и отклонения показателей платежеспособности от установленных Правилами предельных уровней (нормативов) делается заключение о платежеспособности или неплатежеспособности предприятия.
Приведенная в Правилах система критериев для определения неудовлетворительной структуры бухгалтерского баланса предприятия базируется на двух показателях:
1) Коэффициент текущей ликвидности.
Коэффициент текущей ликвидности определяется как отношение фактической стоимости находящихся в наличии у предприятия оборотных средств (в виде запасов, налогов по приобретенным ценностям, денежных средств, дебиторских задолжностей, краткосрочных финансовых вложений и прочих оборотных активов за вычетом расходов будущих периодов) к краткосрочным обязательствам предприятия (за исключением доходов будущих периодов, фондов потребления и резервов предстоящих расходов и платежей).
2) Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами.
Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами характеризует наличие у предприятия собственных оборотных средств, необходимых для его финансовой устойчивости. Он определяется как отношение разности собственного капитала (включая фонды потребления и резервы предстоящих расходов и платежей) и фактической стоимости внеоборотных активов к фактической стоимости находящихся в наличии у предприятия оборотных средств (в виде запасов, налогов по приобретенным ценностям, денежных средств, дебиторских задолжностей, краткосрочных финансовых вложений и прочих оборотных активов).
Исходя из изложенных в Правилах алгоритмов расчетов коэффициентов, существуют ситуации, когда возможны различные сочетания значений показателей платежеспособности.
Помимо показателей платежеспособности Правилами предусмотрено использование информации о дебиторской и кредиторской задолженностях при анализе финансового состояния предприятий.
Правилами рекомендуется рассчитывать коэффициент обеспеченности финансовых обязательств активами и коэффициент обеспеченности просроченных финансовых обязательств активами.
Коэффициент обеспеченности финансовых обязательств активами характеризует способность предприятия рассчитаться по своим финансовым обязательствам после реализации активов. Он определяется как отношение всех (долгосрочных и краткосрочных) обязательств предприятия, за исключением фондов потребления и резервов предстоящих расходов и платежей, к общей стоимости имущества (активов).
Коэффициент обеспеченности просроченных финансовых обязательств активами характеризует способность предприятия рассчитаться по просроченным финансовым обязательствам путем реализации активов. Он определяется как отношение просроченных финансовых обязательств предприятия (долгосрочных и краткосрочных) к общей стоимости имущества (активов).
I.2. Финансовое оздоровление как процедура банкротства
Федеральный закон от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" установил новую процедуру банкротства - финансовое оздоровление. Она введена с целью предоставления должнику более благоприятных условий для восстановления своей платежеспособности и погашения задолженности. Процедура может применяться при рассмотрении дела о банкротстве должника - юридического лица.
Следует отметить, что ранее действовавший Федеральный закон от 8 января 1998 г. № 6-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" уже содержал ряд положений по финансовому оздоровлению. Однако они касались мер, осуществляемых вне рамок рассмотрения дела о банкротстве. Четкого законодательного регулирования процедура финансового оздоровления не имела.
Согласно главе 5 Закона введение процедуры финансового оздоровления должно производиться арбитражным судом на основании соответствующего решения первого собрания кредиторов. Однако данная процедура может быть введена и на основании ходатайства учредителей (участников) должника, собственника имущества должника - унитарного предприятия, уполномоченного государственного органа или третьих лиц. Для этого должны быть выполнены следующие условия:
• предоставлено обеспечение исполнения обязательств должника,
• размер предоставляемого обеспечения превышает размер самих обязательств не менее чем на 20%,
• графиком погашения задолженности, предусмотрено начало погашения не позднее чем через 1 месяц после введения процедуры финансового оздоровления,
• предусмотрено погашение требований кредиторов пропорционально, равными долями в течение 1 года.
Кроме того, при наличии решения первого собрания кредиторов о применении таких процедур банкротства, как внешнее управление и конкурсное производство, в качестве обеспечения исполнения обязательств, должна быть предоставлена банковская гарантия.
Как правило, судом назначается временный (административный) управляющий, по представлению кредиторов, подавших заявление, в обязанности которого входит:
- ведение реестра требований кредиторов,
- созыв собрания кредиторов,
- рассмотрение отчетов о ходе выполнения плана финансового оздоровления и графика погашения задолженности,
- осуществление контроля над исполнением должником текущих требований кредиторов, выполнением плана финансового оздоровления и графика погашения задолженности, перечислением денежных средств на погашение требований кредиторов.
Однако существует вероятность того, что суд назначит своего временного управляющего. Дополнительную сложность создает невозможность обжалования данного назначения в судебном порядке. Четкого критерия, как судья выбирает временного управляющего, Закон не дает, назначение той или иной кандидатуры является предметом судейского усмотрения.
Основанием для принятия кредиторами решения о введении финансового оздоровления является ходатайство, которое может быть представлено должником, учредителями (участниками) должника, либо иными установленными Законом лицами. Такое ходатайство подается временному управляющему, а также в арбитражный суд не позднее чем за 15 дней до проведения первого собрания кредиторов. Возможность ознакомления с ходатайством обеспечивает кредиторам временный управляющий.
Решение об обращении с ходатайством принимается учредителями на общем собрании большинством голосов присутствующих. Решение должно содержать: сведения об обеспечении исполнения обязательств должника, график погашения задолженности, срок удовлетворения требований кредиторов, срок и план финансового оздоровления, а также протокол общего собрания и перечень учредителей, голосовавших за данное решение. Следует отметить, что в случае ходатайства нескольких лиц о введении финансового оздоровления, эти лица должны заключить между собой соглашение об обеспечении исполнения обязательств каждым из них и их солидарной ответственности. Такое соглашение также прилагается к ходатайству.
Обеспечение исполнения обязательств может быть выражено залогом (ипотекой), банковской гарантией, государственной или муниципальной гарантией, поручительством, иными способами, но не удержанием, задатком или неустойкой. Также в качестве предмета обеспечения исполнения обязательств не могут выступать имущество или имущественные права должника.
О введении финансового оздоровления арбитражный суд выносит определение. Сведения об этом публикуются в определенном Правительством РФ официальном издании (в настоящее время указанные сведения подлежат опубликованию в "Российской газете"). В определении арбитражного суда должны указываться: срок финансового оздоровления, график погашения задолженности, сведения о лицах, предоставивших обеспечение, сведения о размере и способах обеспечения.
После вынесения арбитражным судом определения о введении финансового оздоровления, на отношения должника с третьими лицами накладывается ряд условий. Так требования кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей, срок исполнения которых наступил на дату введения финансового оздоровления, предъявляются к должнику только с соблюдением порядка, установленного Законом. Отменяются ранее принятые меры по обеспечению требований кредиторов. Аресты на имущество должника и иные ограничения должника в части распоряжения имуществом налагаются исключительно в рамках процесса о банкротстве. Приостанавливается исполнение исполнительных документов по имущественным взысканиям, за некоторым исключением. Запрещается удовлетворение требований учредителей должника о выделе доли в имуществе в связи с выходом из состава учредителей, выкуп должником размещенных акций или выплата действительной стоимости доли, выплата дивидендов и иных платежей по эмиссионным ценным бумагам. Не допускается прекращение денежных обязательств должника путем зачета встречного однородного требования, если при этом нарушается очередность удовлетворения установленных Законом требований кредиторов. Не применяются финансовые санкции за неисполнение или ненадлежащее исполнение денежных обязательств и обязательных платежей, возникших до даты введения финансового оздоровления.
Управление должником в ходе финансового оздоровления осуществляют, как правило, органы управления должника. Однако руководитель должника может быть отстранен судом на основании ходатайства собрания кредиторов, административного управляющего или лиц, предоставивших обеспечение. Управление должником в период финансового оздоровления должно проводиться с рядом ограничений. Например, должник не вправе без согласия кредиторов совершать сделки, в которых у него имеется заинтересованность, или сделки, связанные с приобретением, отчуждением или возможностью отчуждения имущества должника, балансовая стоимость которого составляет более 5% балансовой стоимости активов должника. Также должник не вправе без согласия кредиторов принимать решение о своей реорганизации. Кроме того, в случае, если размер денежных обязательств должника, возникших после введения финансового оздоровления, составляет более 20% суммы требований кредиторов, сделки, влекущие за собой возникновение новых обязательств, могут совершаться исключительно с согласия кредиторов. Закон также определяет круг сделок, для совершения которых необходимо согласие административного управляющего. К ним относятся сделки, которые: влекут увеличение задолженности более чем на 5%, связаны с приобретением, отчуждением или возможностью отчуждения имущества, влекут уступку права требования, перевод долга или получение займа (кредита). Закон предусматривает и ряд других ограничений на осуществление полномочий органами управления должника в период финансового оздоровления.
Финансовое оздоровление вводится на срок не более чем два года. Должник вправе до истечения установленного срока финансового оздоровления погасить все требования кредиторов, предусмотренные графиком погашения задолженности. В этом случае финансовое оздоровление будет считаться оконченным досрочно. С другой стороны, если должником в период финансового оздоровления неоднократно или существенно нарушаются сроки удовлетворения требований кредиторов, суд может принять определение о введении внешнего управления или решение о признании должника банкротом, и, таким образом, процедура финансового оздоровления будет досрочно прекращена.
Если процедура финансового оздоровления не была окончена или прекращена досрочно, должник обязан за месяц до истечения установленного срока процедуры предоставить административному управляющему отчет о результатах финансового оздоровления. К отчету должны прилагаться: баланс должника на последнюю отчетную дату, отчет о прибылях и убытках, документы, подтверждающие погашение требований кредиторов. В случае если к этому моменту требования кредиторов не погашены, собрание кредиторов принимает решение об обращении с ходатайством в арбитражный суд о введении внешнего управления либо о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства. Общий срок финансового оздоровления и внешнего управления не должен превышать двух лет. Поэтому следует иметь в виду, что данное ограничение может послужить причиной отказа арбитражного суда во введении внешнего управления.
Если в ходе финансового оздоровления платежеспособность должника окажется восстановленной, производство по делу о банкротстве должника прекращается.
Необходимо отметить, что со 2 декабря 2002 года (даты вступления в силу Закона) арбитражные суды должны вводить процедуру финансового оздоровления в дела о банкротстве независимо от даты принятия дела к производству.
I.3. Сущность и проблемы антикризисного управления
Кризисы в практике хозяйствования неизбежны, но их глубина, продолжительность, причинность и последствия настолько неоднозначны, что проблемы антикризисного управления целесообразно рассматривать после того, как четко определена терминология исследования.
В определении статьи 2 Федерального Закона «О несостоятельности (банкротстве)» несостоятельность (банкротство) – это признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей.
Опираясь на сложившуюся практику и действующее законодательство, предприятия-должники можно классифицировать так, как показано на рис.1.
Для обычных должников характерна практическая (временная) неплатежеспособность, которая вызвана отсутствием или недостатком денежных средств при расчете с кредиторами на момент наступления сроков платежей, из-за того что должник, будучи кредитором в других правоотношениях, не получает удовлетворения своим требованиям. В этом случае обычному должнику его дебиторы должны больше, чем должен он сам. Поэтому он не может погасить кредиторскую задолженность, и вынужден до¬пускать просрочку своих платежей. Часто обычных должников именуют временно неплатежеспособными предприятиями. В этом случае на дебитора должника может быть возложена субсидиарная ответственность по обязательствам такого предприятия.
Среди несостоятельных должников Закон выделяет тех, кто путем подлога фальсифицировал свою несостоятельность - фиктивных и преднамеренных должников. Эти лица несут ответственность за противоправное деяние, а сами признаки фиктивного или преднамеренного банкротства выявляются в порядке, предусмотренном Распоряжением ФСДН России от 8 октября 1999 г. № 33-р. Так, признаком фиктивного банкротства является наличие у должника возможности удовлетворить требования кредиторов в полном объеме на дату обращения должника в арбитражный суд с заявлением о признании его несостоятельным (банкротом).
Рис.1. Виды предприятий-должников
Для установления наличия (отсутствия) признаков фиктивного банкротства определяется обеспеченность краткосрочных обязательств должника его оборотными активами.
Обеспеченность краткосрочных обязательств должника его оборотными активами определяется как отношение величины оборотных активов, за исключением налога на добавленную стоимость по приобретенным ценностям, к величине краткосрочных пассивов, за исключением доходов будущих периодов, фондов потребления и резервов предстоящих расходов и платежей.
При определении обеспеченности краткосрочных обязательств должника его оборотными активами в составе краткосрочных обязательств следует учитывать, помимо величины основного долга, величину признанных штрафов, пеней и иных финансовых (экономических) санкций, а также (по возможности) степень ликвидности соответствующих оборотных активов.
На основании рассчитанной величины обеспеченности краткосрочных обязательств должника его оборотными активами делаются следующие выводы:
- если величина обеспеченности краткосрочных обязательств должника его оборотными активами равна или больше единицы, то признаки фиктивного банкротства усматриваются;
- если величина обеспеченности краткосрочных обязательств должника его оборотными активами меньше единицы, то признаки фиктивного банкротства отсутствуют.
Признаками преднамеренного банкротства являются действия, вызвавшие неспособность должника удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей.
С целью выявления признаков преднамеренного банкротства проводится анализ финансово - хозяйственной деятельности должника, который делится на два этапа.
На первом этапе рассчитываются показатели, характеризующие изменения в обеспеченности обязательств должника перед его кредиторами, имевшие место за период проверки.
На втором этапе анализируются условия совершения сделок должника за этот же период, повлекших существенные изменения в показателях обеспеченности обязательств должника перед его кредиторами.
К показателям, характеризующим степень обеспеченности обязательств должника перед его кредиторами, относятся:
- обеспеченность обязательств должника всеми его активами;
- обеспеченность обязательств должника его оборотными активами;
- величина чистых активов.
Обеспеченность обязательств должника всеми его активами характеризуется величиной активов организации, приходящихся на единицу долга.
Обеспеченность обязательств должника всеми его активами определяется как отношение всей величины имущества, равной валюте баланса, за исключением организационных расходов, налога на добавленную стоимость по приобретенным ценностям и убыткам, к сумме кредиторской задолженности, включая задолженность по обязательным платежам по данным бухгалтерской отчетности.
Обеспеченность обязательств должника его оборотными активами характеризуется величиной оборотных активов организации, приходящихся на единицу долга. Обеспеченность обязательств должника его оборотными активами определяется как отношение величины оборотных активов, за исключением налога на добавленную стоимость по приобретенным ценностям, к сумме кредиторской задолженности, включая задолженность по обязательным платежам.
Величина чистых активов организации характеризует наличие активов, не обремененных обязательствами.
Чистые активы рассчитываются как разность между активами организации и пассивами организации.
Проведение анализа финансово - хозяйственной деятельности должника предполагает рассмотрение динамики вышеназванных показателей за период проверки.
При рассмотрении показателей, характеризующих обеспечение требований кредиторов, в составе обязательств следует учитывать, помимо величины основного долга, величину признанных штрафов, пеней и иных финансовых (экономических) санкций, а также (по возможности) степень ликвидности соответствующих активов должника.
Данные отчета оценщика о рыночной стоимости имущества должника могут быть использованы только в случае соответствия данного отчета законодательным и иным правовым актам об оценочной деятельности, а также общепринятым методам рыночной оценки.
В случае установления на первом этапе существенного ухудшения в показателях обеспеченности обязательств, проводится экспертиза сделок должника за тот же период, реализация которых могла быть причиной соответствующей динамики показателей.
К заведомо невыгодным условиям сделки для должника могут быть отнесены:
- занижение или завышение цены на поставляемые (приобретаемые) товары (работы, услуги) по сравнению со сложившейся рыночной конъюнктурой;
- заведомо невыгодные для должника сроки и (или) способы оплаты по реализованному или приобретенному имуществу;
- любые формы отчуждения или обременения обязательствами имущества должника, если они не сопровождаются эквивалентным сокращением задолженности.
В результате проведенной экспертизы делаются следующие выводы:
- если обеспеченность требований кредиторов за период проверки существенно не ухудшилась, то признаки преднамеренного банкротства отсутствуют;
- если обеспеченность требований кредиторов существенно ухудшилась, но сделки, совершенные должником, соответствуют существовавшим рыночным условиям, нормам и обычаям делового оборота, то признаки преднамеренного банкротства отсутствуют;
- если обеспеченность требований кредиторов ухудшилась и сделки, совершенные должником, не соответствуют существовавшим рыночным условиям, нормам и обычаям делового оборота, то признаки преднамеренного банкротства усматриваются.
Неосторожная несостоятельность является следствием неправильно избранной организацией экономической политики, иных объективных или субъективных факторов и определяется только по решению суда.
Все существующие в законодательствах различных стран подходы к определению простой несостоятельности должника можно свести к двум вариантам, когда в основе признания должника банкротом предусматривается:
1) принцип неплатежеспособности – исходя из анализа встречных денежных потоков;
2) принцип неплатежеспособности – исходя из соотношения активов и пассивов в балансе должника.
Сосредоточим внимание на субъектах – обычных должниках и несостоятельных по неосторожности должниках, а также на процессах в их хозяйственной деятельности.
Это сфера более научных интересов, нежели законодательного регулирования. Следует отметить, что с момента возникновения в экономике такого явления, как кризис, стали зарождаться учения о способах выявления причин и преодоления кризисных ситуаций.
|