СКАЧАТЬ РАБОТУ БЕСПЛАТНО -
1. Бухгалтерская отчетность организации
1.1. Понятие и значение бухгалтерской отчетности
Вхождение многих организаций в рыночную экономику обуслови-ло проблему представления полной финансовой информации о деятельности организации и имущественном положении на опре-деленную дату. Среди групп внешних пользователей такой информа¬ции (инвесторы, кредиторы, поставщики и другие коммерческие контрагенты, клиенты, правительство и правительственные учрежде¬ния, общественность) ее предоставление особенно важно для инвес¬торов и будущих акционеров организации.
Бухгалтерская отчетность представляет собой систему покзателей, сгруппированных в определенные формы, характеризующих имущественное положение, финансовое состояние и финансовые результаты деятельности организации на определенный момент времени [13; с.56].
Бухгалтерская отчетность являются завершающим этапом учетного процесса, составляется на основании первичных данных бухгалтерского учета [10; с.122].
Согласно ПБУ 4/99 бухгалтерская отчетность должна соответствовать следующим требованиям:
достоверности;
целостности;
сво¬евременности;
простоте;
проверяемости;
сравнимости;
эко¬номичности;
соблюдение строго установленных процедур оформления и публичности [6].
Достоверность базируется не только на информации бух-галтерского, но и других видов учета, в первую очередь ста¬тистического учета. Нарушение данного подхода делает не¬возможным составление бизнес-плана, а также оперативное управление имуществом на различных уровнях хозяйствен¬ной деятельности. Это условие требует сопоставимости отчет¬ных и плановых показателей.
В целях обеспечения сопоставимости данных бухгалтерс¬кого учета изменения учетной политики должны вводиться с начала финансового года [1].
Если такая сопоставимость отсутствует, то данные за пе¬риод, предшествовавший отчетному, подлежат корректиров¬ке. При этом следует руководствоваться положениями, уста¬новленными действующими нормативными актами системы нормативного регулирования бухгалтерского учета в Россий¬ской Федерации. В этом методологическое единство показа¬телей отчетности.
Сама корректировка и методика ее проведения должна быть раскрыта в пояснительной записке к бухгалтерскому балан¬су и отчету о финансовых результатах вместе с указанием причин корректировки.
Достоверность бухгалтерской отчетности усиливается ее це-лостностью, т.е. она должна включать показатели финансово-хозяйственной деятельности как самого предприятия, так и его филиалов, представительств и иных структурных подразделе¬ний, в том числе выделенных на самостоятельные балансы.
Целостность или полнота отчетности позволяет принимать более обоснованные управленческие решения. С этой целью данные синтетического и аналитического учета должны быть подтверждены результатами инвентаризации и заключением независимой аудиторской организации.
Своевременность предполагает представление соответству¬ющей бухгалтерской отчетности в соответствующие адреса в установленный срок. Организации, независимо от организа¬ционно-правовых форм собственности (за исключением бюд¬жетных), обязаны представлять квартальную бухгалтерскую отчетность в течение 30 дней по окончании истекшего квар¬тала. Годовая бухгалтерская отчетность представляется в те¬чение 90 дней по окончании года, если иное не предусмотре¬но законодательством Российской Федерации. Она должна быть утверждена в порядке, установленном учредительными документами собственника [2].
Отчетность, представленная с нарушением установленных сроков, теряет свое значение.
Далее в работе будет немного подробнее рассмотрены вопросы, касающиеся порядка и сроков предоставления бухгалтерской отчетности различными хозяйствующими субъектами.
Простота бухгалтерской отчетности лежит в ее упрощении и доступности. Переход бухгалтерского учета к международ¬ным стандартам объективно способствует реализации данно¬го требования.
Проверяемость отчетности предполагает возможность под-тверждения представленной в ней информации в любое вре¬мя. Косвенно данное условие предполагает нейтральность представленной в ней информации.
Сравнимость предусматривает наличие одинаковых пока¬зателей на протяжении различных отрезков времени с целью выявления различий и тенденций [8; с.214].
Цель такого сравнения выявить тенденции развития фир¬мы. Однако при использовании его нельзя избежать принци¬па ограничения полезности информации, а это может ока¬зать влияние на формирование неправильных выводов. На¬пример, в целях снижения объемов производства в отчетном году фирма приняла решение о реструктуриализации произ¬водства и в связи с этим привлекла долгосрочные кредиты банка. По данным представленной отчетности не видно, что тенденция к улучшению финансового состояния компании может иметь место лишь в долгосрочной перспективе.
Для реализации этих подходов в бухгалтерской отчетнос¬ти должно быть представлено сравнение информации по кон¬кретному показателю, приведенному в отчетности за преды¬дущий и отчетный год.
Экономичность достигается путем унификации и стандар¬тизации соответствующих форм отчетности, сокращения от¬дельных показателей не в ущерб качеству отчетных данных. Это касается прежде всего показателей, носящих справочно-информационный характер.
Оформление – следующее требование, предъявляемое к бухгалтерской отчетности. Оно означает, что составление от¬четности, равно как и ведение бухгалтерского учета имуще¬ства, обязательств и хозяйственных операций, осуществляет¬ся на русском языке, в валюте Российской Федерации – в рублях. Отчетность подписывается руководителем организа¬ции и главным бухгалтером.
Публичность бухгалтерской отчетности осуществляется организациями, перечень которых регламентирован действу¬ющим законодательством. К ним отнесены открытые акцио¬нерные общества, кредитные и страховые организации, бир¬жи, инвестиционные и иные фонды, созданные за счет част¬ных, общественных и государственных источников.
Публичность предполагает публикацию годовой бухгалтер¬ской отчетности в средствах массовой информации, доступ¬ных ее пользователям, либо распространение ее в соответ¬ствующих изданиях (брошюрах, буклетах и иных изданиях), а также передачу органам государственной статистики по ме¬сту регистрации для предоставления заинтересованным пользователям.
Открытые акционерные общества публи¬куют бухгалтерскую отчетность не позднее 1 июня года, следующего за отчетным годом [3].
Публикация бухгалтерской отчетности должна включать: полное наименование общества; отчетную дату; валюту и формат представления числовых показателей бухгалтерской отчетности; полные наименования должностей лиц, подписавших бухгалтерскую отчетность; дату утверждения бухгалтерской отчетности общим собранием акционеров (если она не указана в иных документах, публикуемых вместе с бухгалтерской отчетностью); место нахождения общества.
Вместе с бухгалтерской отчетностью должна публиковаться информация о результатах аудита, проведенного независимым аудитором (аудиторской фирмой).
Из перечня форм годовой отчетности публикации в обязательном порядке подлежат бухгалтерс¬кий баланс (ф. № 1) и Отчет о прибылях и убытках (ф. № 2). Такой подход принят и в меж¬дународной практике, что позволяет внешним пользователям информации принять обоснованное решение в части вложе¬ния капитала в данную компанию [4].
Бухгалтерский баланс может быть опубликован по сокра¬щенной форме, содержание которой определяется самим пред¬приятием в пределах требований, предусмотренных Положе¬нием по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99).
Бухгалтерская отчетность публикуется в тысячах или миллионах руб¬лей. Внутренняя бухгалтерская отчетность не подлежит публи¬кации, так как отнесена к коммерческой тайне. За незакон¬ное получение и разглашение сведений, составляющих ком¬мерческую тайну, предусмотрена уголовная ответственность [6].
Таким образом, бухгалтерская отчетность – это единая система данных об имущественом и финансовом положении организации, составляемая на основе данных бухгалтерскго учета по установленным формам. Для реального определения финансово-хозяйственной деятельности организации важное значение имеет оценка ее имущества и обязательств. Необходимость составления бухгалтерской отчетности обусловлена принципом непрерывности деятелньости организации.
1.2. Состав бухгалтерской отчетности
Бухгалтерская отчетность – это система взаимосвязанных по-казателей деятельности организации, сгруппированных в соответствующие формы, характеризующих итоги работы предприятия за отчетный период [9; с.421].
Бухгалтерская отчетность состоит из взаимосвязанных форм, образующих по объему составляющих их показателей единую систему информации о финансовом состоянии организации.
В настоящее время организации представляют в обязательном порядке промежуточную и годовую бухгалтерскую отчетность.
Промежуточная бухгалтерская отчетность включает:
- форму № 1 «Бухгалтерский баланс»;
- форму № 2 «Отчет о прибылях и убытках».
Годовая бухгалтерская отчетность включает:
- бухгалтерский баланс – форма № 1;
- отчет о прибылях и убытках – форма № 2;
- отчет об изменениях капитала – форма № 3;
- отчет о движении денежных средств – форма № 4;
- приложение к бухгалтерскому балансу – форма № 5;
- пояснительную записку;
- итоговую часть аудиторского заключения, выданного по результатам обязательного по законодательству Российской Федерации аудита бухгалтерской отчетности [4].
Бухгалтерский баланс (форма №1) является способом группировки и обобщенного отражения в денежном выражении хозяйственных средств предприятия по составу и размещению, а также по источникам их образования на определенную дату. Графически бухгалтерский баланс представляет собой таблицу, которая делится по вертикали на две части для раздельного отражения видов средств и их источников. В левой части таблицы показывают средства по составу и размещению, а в правой – по источникам их образования. Левая часть называется актив, правая – пассив. Каждый отдельный вид средств в активе и их источников в пассиве называется «статьей баланса». Итоги сумм статей актива и пассива баланса всегда равны между собой, так как в них отражаются одни и те же средства.
Балансовые статьи обобщаются в разделы. В настоящее время форма бухгалтерской отчетности «Бухгалтерский баланс» состоит из пяти разделов: два раздела в активе баланса и три раздела в пассиве баланса:
Раздел 1. Внеоборотные активы.
Раздел 2. Оборотные активы.
Раздел 3. Капитал и резервы.
Раздел 4. Долгосрочные обязательства.
Раздел 5. Краткосрочные обязательства.
В бухгалтерском балансе содержит вся справочная информация о наличии материальных ценностей и обязательств организации, числящихся на забалансовых счетах [13; с.65].
Правила оценки статей баланса установлены положением по бухгалтерскому учету, бухгалтерской отчетности и инструкциями (указаниями) по составлению бухгалтерской отчетности.
Бухгалтерский баланс позволяет определить состав, величину имущества и источников его формирования, ликвидность и скорость оборота средств, проанализировать движение денежных потоков и оценить платежеспособность, финансовую устойчивость организации.
Отчет о прибылях и убытках (форма №2) содержит в своих разделах сведения за отчетный и предыдущий периоды. Представляет собой сравнительно-калькуляционную таблицу, в которой по столбцам отражаются показатели доходов и расходов, а по строкам – данные в денежном выражении по этим показателям. Каждой строке отчета присвоен трехзначный индивидуальный код.
Структура отчета о прибылях и убытках включает информацию:
- о прибыли (убытках) от продажи товаров, продукции, работ услуг;
- о прочих доходах и расходах [4].
Справочно приводится информация о постоянных налоговых обязательствах (активах), величина базовой прибыли (убытка) на акцию, разводненная прибыль (убыток) на акцию.
Отчет об изменениях капитала (форма №3) состоит следующих разделов: изменение капитала; резервы; справки.
В разделе I «Изменение капитала» содержаться сведения за отчетный и предшествующие периоды о величине капитала на начало периода, его увеличении, уменьшении и величине капитала на конец отчетного периода.
В разделе II « Резервы» отражаются остатки на начало и конец отчетного периода и движение имеющихся в организации резервов, образованных в соответствии с законодательством и в соответствии с учредительными документами, а также информация об оценочных резервах.
В «Справке» указываются данные о чистых активах на начало конец отчетного года и о полученных из бюджета и внебюджетных фондов средствах не расходы по обычным видам деятельности и на расходы по капитальным вложениям во внеоборотные активы [11; с.605].
Отчет о движении денежных средств (форма №4). Отчет состоит из пяти разделов:
- остаток денежных средств на начало отчетного периода;
- движение денежных средств по текущей деятельности;
- движение денежных средств по инвестиционной деятельности;
- движение денежных средств по финансовой деятельности;
- остаток денежных средств на конец года.
Сведения о движении денежных средств представляются в валюте РФ рублях – по данным счетов 50»Касса», 51 «Расчетный счет», 52 «Валютный счет», 55 «Специальные счета в банках» [7].
Приложение к бухгалтерскому балансу (форма №5) состоит из десяти разделов.
В разделе 1 «Нематериальные активы» приводятся данные о движении и об остатках нематериальных активов на начало и конец периода по первоначальной стоимости. Амортизация по нематериальным активам выделена в отдельную таблицу, в которой формируется информация об амортизации на начало и конец отчетного периода.
В разделе 2 «Основные средства» приводятся данные о движении и об остатках основных средств на начало и конец периода по первоначальной (восстановительной) стоимости. Горизонтальная структура показателей раздела приводится в соответствии с Общероссийским классификатором основных фондов. Амортизация по основным средствам выделена в отдельную таблицу, в которой формируется информация об амортизации на начало и конец отчетного периода.
В разделе 3 «Доходные вложения в материальные ценности» характеризуется имущество для передачи в лизинг и предоставления по договору проката.
В разделе 4 «Расходы на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы» формирует информацию о стоимости объектов, числящихся в бухгалтерском учете на счете 04 «Нематериальные активы» на специально выделенных субсчетах.
В разделе 5 «Расходы на освоение природных ресурсов» приводится информация о сумме расходов по участкам недр с незаконченным поиском, оценкой, разведкой, изысканиями и прочими аналогичными работами.
В разделе 6 «Финансовые вложения» указаны суммы остатков на начало и конец отчетного года по каждому виду долгосрочных и краткосрочных финансовых вложений.
В разделе 7 «Дебиторская и кредиторская задолженность» содержатся данные об остатках и движении за год по краткосрочной и долгосрочной дебиторской задолженности с выделением просроченной и отдельно длительностью свыше трех месяцев, а также данные о полученных и выданных кредитах и займах.
В разделе 8 «Расходы по обычным видам деятельности (по элементам затрат)» отражены затраты по элементам затрат за отчетный и предыдущий годы.
В разделе 9 «Обеспечения» формируется информация о показателях различных обеспечений организации по состоянию на начало и конец отчетного периода.
В разделе 10 «Государственная помощь» формируется информация о полученных бюджетных средствах за отчетный период в сравнении с аналогичным периодом предыдущего года, а также данные о бюджетных кредитах в разрезе динамики их получения и погашения в отчетном периоде при наличии остатков на его начало и конец. Отражению в этом разделе подлежат только компенсации, субсидии, субвенции и другие возмещения, которые организация получила безвозмездно [12; с.314].
В пояснительной записке может быть приведена оценка деловой активности организации, критериями которой являются, широта рын¬ков сбыта продукции, включая наличие поставок на экспорт, репу¬тация организации, выражающаяся, в частности, в известности у клиентов, пользующихся услугами организации, и др.; степень выпол¬нения плана, обеспечение заданных темпов роста; уровень эффектив¬ности использования ресурсов организации и др.
Целесообразно включение в пояснительную записку данных о динамике важнейших экономических и финансовых показателей работы организации за ряд лет, описаний будущих капиталовложений, осуществляемых эконо¬мических мероприятиях и другой информации, интересующей воз¬можных пользователей годовой бухгалтерской отчетности.
Таким образом, получаемые в результате обработки информации показатели деятельности организации являются необходимой базой для принятия решений лицами, осуществляющими управление как непосредственно данной организацией, так и иными связанными с ней юридическими и физическими лицами, государством и его органами.
2. Значение баланса для пользователей
2.1. Пользователи бухгалтерской информации
Сбор информации об имуществе, обязательствах и хозяйственных операциях организации составляет основу учета, которая позволяет формировать полную и достоверную информацию для внутренних и внешних пользователей (рис. 1).
Пользователи первой группы непосредственно заинтересованы в деятельности организации, несут полную ответственность за деятельность организации, которая должна быть рентабельной и ликвидной.
Информация для этой группы пользователей является средством анализа для осуществления контроля и основным инструментом управления. Пользователи данной группы контролируют и наблюдают за взаимосвязанными событиями, стремятся своевременно обнаружить проблемы, контролируют представленные финансовые отчеты внешним пользователям [9; с.428].
Пользователи второй группы непосредственно заинтересованы в деятельности организации. Они проводят анализ финансовых отчетов с целью минимизировать свои риски, обеспечить гарантию платежа и выгодность размещения капитала. Делают выводы о платежеспособности организации.
Пользователи третьей группы непосредственно не заинтересованы в деятельности организации. Они проводят анализ финансовых отчетов для контроля за правильностью ведения бухгалтерского учета, исчисления и уплаты обязательных платежей [12; с.322].
Таким образом, бухгалтерская отчетность представляет собой совокупность итоговых данных бухгалтерского учета, выраженная в определенной системе показателей, используя для анализа имущественного состояния хозяйственных процессов, обязательств и финансовых результатов.
На основании данных бухгалтерской отчетности осуществляется поиск резервов дальнейшего развития и совершенствования деятельности организации, достижения стабильного положения на рынке.
2.2. Составление бухгалтерского баланса
Бухгалтерский баланс – это способ обобщения и группировки в определенном порядке сведений о величине хозяйственных средств (имущества) организации и источников их образования за определенный период времени, на конкретную дату в денежной оценке [14, с.25].
В бухгалтерском учете под техникой составления бухгалтерского баланса понимают совокупность всех необходимых учетных работ. Данные работы включают подготовительные процедуры, такие как инвентаризация, разграничение отдельных статей (доходов и расходов) между отдельными отчетными периодами, отражение списаний стоимости имущества, закрытие счетов и подведение итогов в соответствующих учетных регистрах.
Основой для составления бухгалтерского баланса являются учетные записи в регистрах бухгалтерского учета, подтвержденные оправдательными документами.
Баланс составляется по данным остатков по дебету и кредиту синтетических счетов на начало и на конец отчетного периода, взятых из книги учета хозяйственных операций или оборотно-сальдовой ведомости (табл. 1).
Таблица 1
Оборотно-сальдовая ведомость за январь-декабрь 2009г.
№ сче-та Наименование счета Сальдо на начало года Сальдо на конец
года
дебет кредит дебет кредит
1 2 3 4 5 6
01 Основные средства 3038620 3616650
02 Амортизация основных средств 2030070 2230750
04 Нематериальные активы 85000 64800
05 Амортизация нематериальных активов 10000 6000
09 Отложенные налоговые активы - 17292
10 Материалы 832500 716250
14 Резервы под снижение стоимости материальных ценностей - 10000
16 Отклонение в стоимости материальных ценностей 110000 35836
19 НДС по приобретенным ценностям 138680 168214
20 Основное производство 75720 52900
43 Готовая продукция 150700 838956
44 Расходы на продажу - -
50 Касса 5150 7300
51 Расчетные счета 660300 187878
55 Специальные счета в банках - 50000
58 Финансовые вложения - 138750
Продолжение табл. 1
1 2 3 4 5 6
60 Расчеты с поставщиками и подрядчиками 452900 399104
62 Расчеты с покупателями и заказчиками 277000 255949
66 Расчеты по краткосрочным кредитам 370000 339935
68 Расчеты по налогам и сборам 79800 230127
69 Расчеты по социальному страхованию и обеспечению 44200 211042
70 Расчеты с персоналом по оплате труда 169900 325108
71 Расчеты с подотчетными лицами 6200 9100
73 Расчеты с персоналом по прочим операциям - 148000
76
76-1
76-2 Расчеты с разными дебиторами и кредиторами – всего:
в том числе:
- с разными дебиторами;
- с разными кредиторами.
30000
30000
17800
17800
30000
30000
22300
22300
77 Отложенные налоговые обязательства - 3945
80 Уставный капитал 524800 524800
82 Резервный капитал 92700 92700
83 Добавочный капитал 925524 925524
84 Нераспределенная прибыль 692176 1023640
97 Расходы будущих периодов - 26600
98 Доходы будущих периодов - 19500
ИТОГО: 5409870 5409870 6364475 6364475
В основу любого бухгалтерского баланса положено основное уравнение бухгалтерского учета, показывающее взаимосвязь между активами, обязательствами организации и собственным капиталом.
Техника составления бухгалтерского баланса тесно связана с системой показателей, представленной в форме №1 «Бухгалтерский баланс» бухгалтерской отчетности (прил. 1).
Бухгалтерский баланс заполняется на основании расчетов, произведенных по данным таблицы 1 (табл. 2).
Таблица 2
Расчеты к бухгалтерскому балансу
Актив № строки Счета, остатки по которым отражаются в балансе
1 2 3
I. ВНЕОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ
Нематериальные активы
110 Разница сетов 04 – 05
Основные средства 120 Разница счетов 01 – 02
Отложенные налоговые активы 145 Сальдо счета 09
Итого по разделу I 190 Сумма строк 110, 120, 145
II. ОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ
Запасы
210 Сумма строк 211 – 217
в том числе:
сырье, материалы и другие аналогичные ценности
211 Сумма счетов 10 + 16 и – счет 14
затраты в незавершенном производстве 213 Сальдо счета 20
готовая продукция и товары для перепродажи 214 Сальдо счета 43
расходы будущих периодов 216 Сальдо счета 97
Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям 220 Сальдо счета 19
Дебиторская задолженность (платежи по которой ожидаются в течение 12 месяцев после отчетной даты) 240 Сумма остатков по счетам 62 + 71 + 73 + 76
в том числе покупатели и заказчики 241 Сальдо счета 62
Краткосрочные финансовые вложения 250 Сальдо сета 58
Денежные средства 260 Сумма остатков по сетам
50 + 51 + 55
Итого по разделу II 290 Сумма строк 210 + 220 + 240 + 250 + 260
БАЛАНС 300 Сумма строк 190 + 290
Пассив
III. КАПИТАЛЫ И РЕЗЕРВЫ
Уставный капитал 410 Сальдо счета 80
Добавочный капитал 420 Сальдо сета 83
Резервный капитал 430 Сальдо счета 82
в том числе:
резервы, образованные в соответствии с законодательством 431 Сальдо счета 82
Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток) 470 Сальдо счета 84
Итого по разделу III 490 Сумма строк 410 + 420 + 430 + 470
IV. ДОЛГОСРОЧНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА
Займы и кредиты 510 -
Продолжение табл. 2
1 2 3
Отложенные налоговые обязательства 515 Сальдо счета 77
Итого по разделу IV 590 Сумма по строке 515
V. КРАТКОСРОЧНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА
Займы и кредиты 610 Сальдо счета 66
Кредиторская задолженность 620 Сумма строк 621 – 625
в том числе:
поставщики и подрядчики 621 Сальдо счета 60
задолженность перед персоналом организации 622 Сальдо счета 70
задолженность перед государственными внебюджетными фондами 623 Сальдо счета 69
задолженность по налогам и сборам 624 Сальдо счета 68
прочие кредиторы 625 Сальдо счета 76
Доходы будущих периодов 640 Сальдо счета 98
Итого по разделу V 690 Сумма строк 610 + 620 + 640
БАЛАНС 700 Сумма строк 490 + 590 + 690
Формирование бухгалтерского баланса имеет определенные структурные подходы к порядку представления статей в балансе, которая заключается в наличии соответствующих граф и строк, каждая из которых имеет свою смысловую нагрузку.
Графы включают в себя: название показателя отчетности (статья) – первая графа; код строки – вторая графа; числовой показатель на начало отчетного периода – третья графа; числовой показатель на конец отчетного периода – четвертая графа.
В свою очередь, код строки содержит три значимые цифры, которые обозначают следующее: первая – номер раздела баланса; вторая – номер группы статей; третья – номер конкретной статьи, включенной в группу статей [14, с.26].
Таким образом, на основе данных баланса строится оперативное финансовое планирование деятельности организации. Данные бухгалтерского баланса используются налоговыми службами, кредитными учреждениями, а также другими контрольными органами.
3. Приложения к бухгалтерскому балансу
3.1. Составление отчета о прибылях и убытках
Отчет о прибылях и убытках позволяет достаточно полно оценить объемы производственной деятельности организации и финансовые результаты деятельности общества в целом.
Отчет о прибылях и убытках вместе с балансом является важным источником информации для всестороннего анализа получения прибыли.
Отчет о прибылях и убытках (форма № 2) составляется на основании ПБУ 9/99 и ПБУ 10/99.
В ПБУ 9/99 приводится классификация доходов в зависимости от их характера, условий получения и направлений деятельности на:
доходы от обычных видов деятельности;
прочие доходы [7].
В ПБУ 10/99 расходы организации разделяются на:
расходы по обычным видам деятельности;
прочие расходы [8].
Порядок формирования показателей отчета о движении денежных средств представлен в табл. 3, 4.
Таблица 3
Данные учета к счету 90 (выписка из журнала-ордера №11)
Показатель Сумма, руб.
1 2
С начала года до отчетного месяца (январь-ноябрь)
Оборот по кредиту
Выручка от продажи готовой продукции 9150800
Оборот по дебету
Нормативная стоимость 6625900
Отклонение фактической себестоимости от нормативной (554683)
НДС 1525133
Коммерческие расходы 181400
Управленческие расходы 503927
Продолжение табл. 3
1 2
Прибыль от продаж 869123
За отчетный месяц (декабрь)
Оборот по кредиту
Выручка от продажи готовой продукции 1500000
Оборот по дебету
Нормативная стоимость 969844
Отклонение фактической себестоимости от нормативной (23225)
НДС 250000
Коммерческие расходы 47400
Управленческие расходы 134331
Прибыль от продаж 121650
Отчет о прибылях и убытках составляется нарастающим итогом с начала года, поэтому необходимо сделать следующие расчеты за январь-декабрь 2009г.:
Выручка = 9150800 + 1500000 = 10650800 руб.
Нормативная стоимость = 6625900 + 969844 = 7595744 руб.
Отклонение = 554683 + 23225 = 577908 руб.
НДС = 1525133 + 250000 = 1775133 руб.
Коммерческие расходы = 181400 + 47400 = 228800 руб.
Управленческие расходы = 503927 + 134331 = 638258 руб.
Прибыль = 869123 + 121650 = 990773 руб.
Таблица 4
Расчеты к отчету о прибылях и убытках
№ строки Бухгалтерская
запись Содержание операции, формирующей финансовый результат Сумма,
руб.
дебет кредит
1 2 3 4 5
010 62 90-1 Выручка от продажи готовой продукции 10650800
90-3 68 НДС (вычитается) (1775133)
020 90-2 43 Нормативная стоимость 7595744
90-2 40 Отклонение фактической себестоимости от нормативной (сторно) (577908)
029 - - Валовая прибыль (разница строк 010 – 020) 1857831
030 90-2 44 Коммерческие расходы 228800
040 90-2 26 Управленческие расходы 638258
Продолжение табл. 4
1 2 3 4 5
050 90-9 99 Прибыль (убыток) от продаж (разница строк 010 – 020 – 030 – 040) 990773
060 76 91-1 Проценты по облигациям 6500
090 76 91-1 Выручка от продажи ценных бумаг 79700
62 91-1 Выручка от продажи основных средств 120000
91-2 68 НДС по реализованным ОС (вычитается) (20000)
10 91-1 Материалы от ликвидации основных средств 70800
62 91-1 Выручка от продажи НМА 117000
91-2 68 НДС по реализованным НМА (вычитается) (19500)
51 91-1 Проценты за пользование денежными средствами на расчетном счете 4950
100 91-2 58 Балансовая стоимость проданных ценных бумаг 70000
91-2 01 Остаточная стоимость выбывших ОС 100370
91-2 70, 69 Расходы на демонтаж основных средств 21146
91-2 04 Остаточная стоимость реализованных НМА 65645
91-2 70 Премии 231440
91-2 66 Проценты по кредитам банка 59710
91-2 68 Налог на имущество 61973
91-2 69 ЕСН с суммы материальной выгоды 526
120 98-2 91-1 Списание части суммы амортизации по безвозмездно полученным основным средствам 500
76 91-1 Штрафы, пени, неустойки 185110
91-2 69 НДС по штрафам (вычитается) (30852)
130 91-2 14 Резерв под снижение стоимости МЦ 10000
91-2 52, 76 Разница между покупной и номинальной стоимостью облигаций 1250
91-2 73, 76 Единовременная помощь 15700
91-2 76 Штрафы, пени, неустойки 59710
140 91-9 99 Прибыль (убыток) до налогообложения (строки 050 + 060 + 090 – 100 + 120 – 130 + 141 – 142) 820858
141 09 91-1 Сальдо счета 09 17292
142 91-2 77 Сальдо счета 77 (3945)
150 99 68 Текущий налог на прибыль (строка 140 x 20%) 164172
190 99 84 Чистая прибыль отчетного периода (разница строк 140 – 150) 656686
3.2. Составление отчета о движении денежных средств
Нормальный ход хозяйственной деятельности организации предполагает постоянное движение денежных средств. Одним из условий финансового благополучия организации является приток денежных средств.
Отчет о движении денежных средств показывает потоки денежных средств в результате текущей, инвестиционной деятельности и финансовых операций за отчетный период в увязке с остатками денежных средств на начало и конец отчетного периода.
Отчет о движении денежных средств дополняет баланс и отчет о прибылях и убытках очень важной для пользователей информацией о способности организации привлекать и использовать денежные средства.
В отчете отражается движение средств не только в целом по организации, но и по трем видам деятельности: текущей, инвестиционной и финансовой.
Текущая – деятельность организации, направленная на извлечение прибыли в качестве основной цели либо не имеющая извлечение прибыли в качестве такой цели в соответствии с предметом и целями деятельности, то есть с производством промышленной продукции, выполнением работ, оказанием услуг.
Инвестиционная – деятельность, связанная с капитальными вложениями в связи с приобретением основных средств, земельных участков, зданий и недвижимости, оборудования, нематериальных активов и других внеоборотных активов, а также их продажей, с осуществлением долгосрочных финансовых вложений, выпуском облигаций и других ценных бумаг долгосрочного характера.
Финансовая – деятельность, связанная с осуществлением краткосрочных финансовых вложений, выпуском облигаций и других ценных бумаг краткосрочного характера, выбытием ранее приобретенных на срок до 12 месяцев акций, облигаций и т.д.
Остаток денежных средств на конец периода складывается из остатка денежных средств на начало периода и нетто-потока денежных средств от всех видов деятельности за период.
Порядок формирования показателей отчета о движении денежных средств представлен в табл. 5.
Таблица 5
Расчеты к отчету о движении денежных средств
№ строки Бухгалтерская
запись Содержание операции, формирующей финансовый результат Сумма,
руб.
дебет кредит
010 - - Остаток денежных средств на начало отчетного периода (сумма остатков на 1 января 2009г. по счетам 50 + 51) 665450
020 51 62 Выручка от реализации товаров, продукции 6603923
51 62 Авансы, полученные от покупателей 4020577
050 51 76 Прочие поступления 240060
150 60 51 Оплата приобретенных товаров, материалов 1387537
60 51 Выдано авансов поставщикам 1342463
160 70 51 Оплата труда 3163900
170 66 51 Оплата процентов по полученным кредитам 59710
70,75 51 Выплата дивидендов 250000
180 68 51 Выплата налогов в бюджет 1788848
181 69 51 Выплата во внебюджетные фонды 1115924
190 71 51 Выдача подотчетных сумм 142000
76 51 Погашение кредиторской задолженности 614030
76 51 Другие выплаты 235755
200 - - Чистые денежные средства от текущей деятельности (строки 020 + 050 – строк 150 + 190) 764393
210 51 62 Выручка от продажи основных средств и нематериальных активов 237000
220 51 76 Выручка от реализации краткосрочных ценных бумаг 79700
240 51 76 Проценты по облигациям 6500
290 60 51 Приобретение машин, оборудования, транспортных средств, нематериальных активов 1267800
300 76 51 Финансовые вложения 210000
340 - - Чистые денежные средства от инвестиционной деятельности (строки 210 + 220 + 240 – 290 – 300) (1154600)
360 51 66 Получение кредита 1238000
390 66 51 Возврат кредита 1268065
410 - - Чистые денежные средства от финансовой деятельности (разница строк 360 – 390) (30065)
420 - - Чистое увеличение (уменьшение) денежных средств и их эквивалентов (сумма строк 200 + 340 + 410) (420272)
430 - - Остаток денежных средств на конец отчетного периода (сумма строк 010 + 420, которая должна соответствовать сумме остатков на 31 декабря 2009г. по счетам 50 + 51 + 55) 245178
Таким образом, в отчете о движении денежных средств отражается информация о наличии денежных средств у организации, за счет которых она осуществляет свою деятельность и как их расходует (прил. 3).
Заключение
Многообразие форм собственности, расширение прав предприятий в управлении экономикой, отраслевые особенности производства требуют альтернативных, а под час и многовариантных подходов при решении конкретных вопросов методики и техники ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности.
Бухгалтерская отчетность – единая система данных об имущественном и финансовом положении организации и о результате ее хозяйственной деятельности, составляемая на основе данных бухгалтерского учета по установленным формам. В ней содержатся сведения об имуществе, обязательствах и финансовых результатах по стоимостным показателям и составляется на основании данных бухгалтерского учета.
По видам отчетность делится на бухгалтерскую, статистическую, управленческую и налоговую.
По периодичности составления различают промежуточную и годовую бухгалтерскую отчетность.
Промежуточная включает отчетность за день, пятидневку, декаду, половину месяца, месяц, квартал и полугодие. Промежуточную бухгалтерскую отчетность также называют периодической бухгалтерской отчетностью.
Годовая отчетность – это отчеты за год. В бухгалтерской отчетности важно наиболее полное и достоверное изложение необходимой информации. Несоблюдение этих требований может привести к весьма существенным негативным последствиям, как для самого предприятия, так и для заинтересованных лиц и организаций – кредиторов, акционеров и др.
Финансовый учет и формирование бухгал¬терской (финансовой) отчет¬ности в России претерпевают в настоящее время все большие изменения, связанные с адап¬тацией к требованиям международных стандартов бухгал¬терского учета.
Необходимо подчеркнуть, что происходящие изменения носят как количественный, так и качественный характер. Сама идея раскрытия всей существенной информации го¬ворит о необходимости отра¬жения совершенно новых для нашей учетной практики ас¬пектов: риски, особые обстоя¬тельства, наличие условных активов и пассивов. Изменения качественного характера объясняются тем, что переход на международные стандарты учета предполагает изменения концептуального характера, которые связаны с переосмыслением целей со¬ставления бухгалтерской отчетности.
Известно, что существует зна¬чительное количество приемов и способов искажения отчетности. Суть таких искаже¬ний связана с искусственным уменьшением объема обяза¬тельств, с одной стороны, и необоснованным занижением риска неплатежей дебиторов, с другой. Наличие или отсутст¬вие таких искажений не может быть установлено пользовате¬лем бухгалтерской отчетности, не имеющим доступа к внут-ренним данным учета. Очевид¬но, что они могут быть выявле¬ны только аудитором.
Библиографический список
1. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть первая: Принята 31 июля 1998 г. № 146–ФЗ. Часть вторая: Принята 5 авг. 2000 г. № 117–ФЗ.
2. О бухгалтерском учете: федер. закон, 21 ноябр. 1996 г. № 129-ФЗ.
3. О формах бухгалтерской отчетности организаций: утв. приказом Минфина РФ, 22 июля 2003 г. № 67н.
4. Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтер¬ской отчетности в РФ: утв. приказом Минфина РФ, 29 июля 1998 г. № 34н.
5. Учетная политика предприятия: ПБУ 1/2008: утв. приказ Минфина РФ, 6 окт. 2008 г. № 106н.
6. Бухгалтерская отчетность организации: ПБУ 4/99: утв. приказом Минфина РФ, 6 июля 1999 г. № 43н.
7. Доходы организации: ПБУ 9/99: утв. приказом Минфина РФ, 6 мая 1999 г. № 32н [Электронный ресурс].
8. Расходы организации: ПБУ 10/99: утв. приказом Минфина РФ, 6 мая 1999 г. № 33н.
9. Учет расходов по займам и кредитам: ПБУ 15/2008: утв. приказом Минфина РФ, 6 окт. 2008 г. № 107н.
10. План счетов финансово-хозяйственной деятельности организации и Инструкция по его применению: утв. приказом Минфина РФ, 30 окт. 2000 г. № 94н.
11. Агафонова, М.Н. Бухучет в оптовой и розничной торговле: учебник. – М.: Бератор-Пресс, 2009. – 215 с.
12. Анциферова, И.В. Бухгалтерский финансовый учет: учеб. пособие. – М.: Издательство «Перспектива», 2008. – 514 с.
13. Бабаев, Ю.А. Бухгалтерский финансовый учет: учебник. – М.: Вузовский учебник, 2009. – 525 с.
14. Барышников, Н.П. Бухгалтерский учет и налогообложение. – М.: ИНФРА-М, 2008. – 395 с.
15. Гетьман, В.Г. Финансовый учет: учебник. – М.: Финансы и статистика, 2008. – 784 с.
16. Донцова, Л.В. Анализ финансовой отчетности: практикум. – М.: Дело и сервис, 2009. – 144 с.
17. Ефимова, О.Е. Анализ финансовой отчетности: учебник / О.Е. Ефимова, М.В. Мельник. – М.: ОМЕГА-Л, 2009. – 408 с.
18. Ивашкин, Б.Н. Бухгалтерский учет: учеб. практ. курс. – М.: Дело и Сервис, 2008. – 210 с.
19. Кондраков, Н.П. Бухгалтерский учет: учеб. пособие. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. – 592 с.
20. Куттер, М.И. Бухгалтерская (финансовая) отчетность: учеб. пособие. / М.И. Куттер, Н.Ф. Таранец, И.Н. Уланова. – М.: Финансы и статистика, 2009. – 216 с.
21. Ларионов, А.Д. Бухгалтерская финансовая отчетность: учеб. пособие. / А.Д. Ларионов, Н.Н. Карзаева, А.И. Нечитайло. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008. – 208 с.
22. Пархачева, М.А. Бухгалтерский и налоговый учет. – М.: Статус-Кво97», 2008. – 412 с.
23. Швецкая, В.М. Бухгалтерский учет: учеб. пособие / В.М. Швецкая, Н.А. Головко. – М.: «Дашков и К», 2007. – 404 с.
24. Анищенко, А.В. Учетная политика для целей бухучета на 2009 год // Российский налоговый курьер. – 2009. – № 2. – С. 10-25.
25. Кричевский, Н.А. Как улучшить финансовое состояние предприятия // Бухгалтерский учет. – 2008. – № 12. – С. 53-54.
Приложения
|