Статистика


Онлайн всего: 6
Гостей: 6
Пользователей: 0

Форма входа

Поиск

Категории раздела

Диплом [327] Курсовая [699]
Реферат [397] Отчет [11]




Вс, 24.11.2024, 19:11
Приветствую Вас Гость | RSS
ДИПЛОМНИК т.8926-530-7902,strokdip@mail.ru Дипломные работы на заказ.
Главная | Регистрация | Вход
КАТАЛОГ ДИПЛОМНЫХ, КУРСОВЫХ РАБОТ


Главная » Каталог дипломов » бесплатно » Курсовая [ Добавить материал ]

Цен
Курсовая | 27.10.2014, 12:36

СКАЧАТЬ РАБОТУ БЕСПЛАТНО - 

Содержание

Введение ………………………………..…………………………………………3

1 Ценные бумаги и рынок ценных бумаг………...……………………………...5
1.1 Понятие  и свойства ценных бумаг…………………………….…………….5
1.2 Понятие, функции и структура рынка ценных бумаг………..…………......9
2. Государственное регулирование рынка ценных бумаг…………...……..…15
2.1 Государственное регулирование рынка ценных бумаг………………..….15
2.2 Современные тенденции государственно-правового регулирования рынка ценных бумаг в России……………………………………..………………..….17

Заключение…….………………………………………………………………...28
Список использованных источников………….……………………………….30

 


Введение

В России рынок ценных бумаг активно развивался в 90-е годы 20-го века, чему способствовала приватизация, выпуск приватизационных чеков, акций приватизированных предприятий, а также выпуск ценных бумаг новыми коммерческими структурами, включая нелицензированные финансовые компании.
Люди были готовы вкладывать свои средства в различные акции, облигации и т.д. И характерной особенностью того времени стало появление большого количества различных финансовых структур, которые активно выпускали ценные бумаги, и впоследствии обманывали ожидания своих вкладчиков. На заре становления рынка ценных бумаг все это происходило в условиях недостаточного государственного регулирования и контроля подобных процессов. Эта система начала складываться позднее. Тогда еще нашим гражданам только предстояло пережить эпоху финансовых компаний, привлекающих средства населения для покупки ценных бумаг, реально необеспеченных никакими активами, либо вообще бумаг, которые только назывались ценными. Очень распространенным стало использование в обороте векселей, ведь их выпуск давал возможность обойти законодательные установления и избежать какого-либо государственного контроля, как это было бы в случае выпуска традиционных ценных бумаг, обращающихся в пределах финансового рынка. Система регулирования и контроля за деятельностью профессиональных участников рынка ценных бумаг, равно как и система информирования общественности об их деятельности, еще отсутствовала.
Во второй половине 90-х годов был принят ряд законов и подзаконных актов, способствующих развитию рынка ценных бумаг и регулирующих данную сферу. Так, вступили в силу первая и вторая части Гражданского кодекса РФ, принят Федеральный закон от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах», издан ряд указов Президента РФ (например, Указ Президента РФ от 20 декабря 1994 г. № 2203 «О некоторых мерах упорядочения деятельности на рынке ценных бумаг в Российской Федерации»), постановлений Правительства РФ (например, постановление Правительства РФ от 3 июня 1992 г. № 376 «Об упорядочении производства бланков ценных бумаг в Российской Федерации). Принятие Федерального закона от 22 апреля 1996 г. № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» стало важным шагом в развитии государственного регулирования рынка ценных бумаг. 
Объектом исследования в данной работе является совокупность общественных отношений, регулируемых нормами финансового права, в связи с государственным регулированием рынка ценных бумаг. 
Цель данной работы заключается в том, чтобы раскрыть основные правовые аспекты института рынка ценных бумаг, исследовать государственное регулирование рынка ценных бумаг. 
Для достижения цели курсовой работы были поставлены следующие задачи:
- исследовать понятие и свойства ценных бумаг их классификацию;
- рассмотреть функции и структуру рынка ценных бумаг;
- раскрыть формы и методы государственного регулирования рынка ценных бумаг.
При изучении данной темы были исследованы различные нормативные акты, учебная литература и ряд монографий. Среди источников правового регулирования использовалось как ранее действующее законодательство, так и недавно принятые нормативные акты.  К ним относятся Конституция РФ, Гражданский Кодекс РФ, Федеральный закон от 22 апреля 1996 г. № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг».
Вопросы, касающиеся государственного регулирования рынка ценных бумаг исследовали   Баутов А.Н.,  Бердникова Т.Б., Грязнова А. Г., Корнеева Р. В., Галанов В. А., Гитман Л. , Джонк М. Д., Сергеев А.П.,  Толстой Ю.К., Иванов А.В.,  Звягинцев Д., Миркин Я., Мусатов В. Т., Рубцов Б.Б., Семенкова Е. В., Шарп У., Александер Г., Бейли Дж. и многие другие. 

 

СКАЧАТЬ РАБОТУ БЕСПЛАТНО - 

1 Ценные бумаги и рынок ценных бумаг

1.1 Понятие, свойства и классификация ценных бумаг

 

Переход Российской Федерации к рыночным отношениям обусловил распространение и широкое использование в экономике страны ценных бумаг разного вида, которые являются ныне важным и практически удобным инструментом во многих сферах имущественного оборота, прежде всего, при кредитовании и расчетах. Ценные бумаги способны упрощать и ускорять имущественный оборот, а в ряде случаев дают их владельцам дополнительные гарантии.

Основы правового регулирования ценных бумаг определяет гл. 7 ГК РФ. Более подробно выпуск и обращение ценных бумаг регулируются Законом о рынке ценных бумаг, Законом об акционерных обществах, иными законами и нормативными актами о ценных бумагах отдельных видов.

ГК РФ содержит легальное определение ценной бумаги.  Так, в соответствии со ст. 142 ГК РФ ценной бумагой является документ, удостоверяющий с соблюдением установленной формы и обязательных реквизитов имущественные права, осуществление или передача которых возможны только при его предъявлении.

Возникновение таких объектов гражданских прав, как ценные бумаги, было вызвано необходимостью включения в оборот объектов невещественного характера - имущественных прав. Использование ценных бумаг позволяет повысить оборотоспособность материальных объектов гражданских прав, поскольку не требует совершения действий непосредственно с вещами - достаточно передать бумагу, чтобы передать право на вещь. Ценные бумаги способны в некоторой степени выступать заменителем денег или средством кредита - вместо погашения долга в денежной форме могут быть переданы ценные бумаги на сумму долга.

Ценной бумагой документ является лишь в случае, если такой статус придается ему законом. К примеру, не служит ценной бумагой долговая расписка, удостоверяющая наличие и размер долга по договору займа. Ценная бумага, являясь вещью, обладает ценностью не в силу ее естественных свойств, а в связи с закреплением в ней определенного права.

Ценные бумаги относятся к движимым, неделимым вещам и могут являться либо родовыми, либо индивидуально-определенными вещами. Определение ценной бумаги, содержащееся в ст. 142 ГК, позволяет выделить признаки такого объекта гражданских прав.

Во-первых, ценная бумага должна соответствовать предусмотренным законом либо в установленном им порядке требованиям к ее форме и реквизитам. Требования к форме и реквизитам устанавливаются применительно к каждому виду ценной бумаги.

Под требованиями к форме ценной бумаги понимают правила о способе фиксации удостоверяемых ею прав. В традиционном понимании ценная бумага представляет собой документ, в котором указаны удостоверяемые бумагой права, т.е. она существует в мире вещей. Однако в настоящее время с расширением возможностей бездокументарной формы фиксации информации (ее закрепления на магнитных, электронных носителях) получают все большее распространение бездокументарные ценные бумаги. Они существуют в форме записей на лицевом счете, открытом ее владельцу в системе реестра владельцев ценных бумаг, или на специальном счете (счете депо) в депозитарии (ст. 28 Закона о рынке ценных бумаг). Бездокументарная форма используется, например, при выпуске акций; при этом на счета инвесторов (владельцев) зачисляется общее количество приобретенных ими ценных бумаг.

Согласно ГК к бездокументарным ценным бумагам применяются общие правила, установленные для ценных бумаг, если иное не вытекает из особенностей фиксации (п. 1 ст. 149 ГК). Так, бездокументарные ценные бумаги становятся объектами сделок купли-продажи, дарения, мены, залога и др. Бездокументарные бумаги как бестелесные вещи неспособны к фактическому завладению, их невозможно вручить, физически изъять.

Некоторые виды ценных бумаг могут выпускаться только в бездокументарной форме. К ним относятся, например, именные эмиссионные ценные бумаги, за исключением случаев, предусмотренных законом (ст. 16 Закона о рынке ценных бумаг), ипотечные сертификаты участия (п. 2 ст. 20 Федерального закона от 11 ноября 2003 г. № 152-ФЗ «Об ипотечных ценных бумагах»).[1] Другие виды ценных бумаг могут выпускаться лишь в документарной форме - в форме письменного документа, как правило, составленного на бланке определенного образца, содержащего определенную степень защиты от подделки (например, вексель - ст. 4 Закона о переводном и простом векселе, эмиссионные ценные бумаги на предъявителя - ст. 16 Закона о рынке ценных бумаг).

Реквизитами ценной бумаги являются те сведения и признаки, которые должны содержаться в ценной бумаге данного вида в силу закона или в установленном им порядке.

Во-вторых, в ценной бумаге должны быть указаны удостоверяемые ею имущественные права, реализовать которые сможет ее законный владелец. Виды прав, которые удостоверяются ценными бумагами, определяются соответствующим законом, придающим документу статус ценной бумаги, или в установленном им порядке (ст. 143 ГК). В ряде случаев наряду с имущественными правами ценная бумага может закреплять и связанные с ними неимущественные права. К примеру, акция предоставляет как имущественные права - право на получение дивидендов от деятельности акционерного общества и ликвидационного остатка при его ликвидации, так и неимущественные - право на участие в управлении обществом, на получение информации о деятельности общества.

В-третьих, закрепленные в ценной бумаге права могут осуществляться или передаваться другому лицу только при предъявлении самой ценной бумаги. Таким образом, права, удостоверенные ценной бумагой, и сама бумага неразрывно связаны между собой. Невозможно передать права, удостоверенные ценной бумагой, без передачи самой бумаги, как невозможно и передать эти права частично.

В случаях, предусмотренных законом или в установленном им порядке, для осуществления и передачи прав, удостоверенных ценной бумагой, достаточно доказательств их закрепления в специальном реестре (обычном или компьютеризованном) (п. 2 ст. 142 ГК). Это правило действует в отношении бездокументарных ценных бумаг (они не существуют в виде самостоятельного документа и поэтому не могут быть предъявлены) и некоторых документарных бумаг, например эмиссионных ценных бумаг на предъявителя, подлежащих хранению в определенном эмитентом депозитарии, - эмиссионные ценные бумаги с обязательным централизованным хранением (ч. 5 ст. 16 Закона о рынке ценных бумаг). В этих случаях все сделки с ценными бумагами совершаются при обращении к лицу, которое осуществляет фиксацию прав. Право на ценную бумагу переходит к новому владельцу с момента внесения приходной записи по лицевому счету или счету депо (ст. 29 Закона о рынке ценных бумаг). Такой способ передачи прав называют трансфертом.

Существенным признаком ценной бумаги является ее публичная достоверность: должник обязан произвести исполнение держателю ценной бумаги, лишь убедившись, что она соответствует установленным для нее обязательным формальным признакам. Это свойство вытекает из принципа абстрактности удостоверенного ценной бумагой обязательства: ценная бумага, составленная с соблюдением формы и обязательных реквизитов, не может быть оспорена должником по удостоверенному бумагой обязательству со ссылкой на отсутствие основания обязательства или его недействительность.

 

1.2 Понятие, функции и структура рынка ценных бумаг

 

Рыночная экономика представляет собой совокупность различных рынков. Одним из них является финансовый рынок. Финансовый рынок — это рынок, который опосредует распределение денежных средств между участниками экономических отношений. Образно его можно сравнить с сердцем экономики, так как с его помощью мобилизуются свободные финансовые ресурсы и направляются тем лицам, которые могут ими наиболее эффективно распорядиться. Главным образом на финансовом рынке изыскиваются средства для развития сферы производства и услуг. Одним из сегментов финансового рынка выступает рынок ценных бумаг (РЦБ) или фондовый рынок. РЦБ — это рынок, который опосредует кредитные отношения и отношения совладения с помощью ценных бумаг.[2] Особенностью привлечения финансовых средств с помощью ценных бумаг является то, что, как правило, они могут свободно обращаться на рынке. Поэтому лицо, вложившее свои средства в какое-либо производство посредством приобретения ценных бумаг, может вернуть их (полностью или частично), продав бумаги. В то же время его действия не затрагивают и не нарушают сам процесс производства, так как деньги не изымаются из предприятия, которое продолжает функционировать.[3] Возможность свободной купли-продажи ценных бумаг позволяет вкладчику гибко определять время, на которое он желает разместить свои средства в тот или иной хозяйственный проект. Появление и развитие РЦБ связано с ростом потребности в привлечении финансовых средств в связи с расширением производственной и торговой деятельности. По мере увеличения масштабов производства средств одного или нескольких предпринимателей становилось уже недостаточно для его развития. Поэтому возникала необходимость привлечения финансовых средств широкого круга лиц.

Появление ценной бумаги как инструмента привлечения финансовых ресурсов позволяет вкладчику в определенной степени решать проблему риска, связанного с хозяйственной деятельностью, посредством приобретения такого количества ценных бумаг, которое отвечает стабильности его финансового положения. Если какое-либо лицо готово пойти на значительный риск, оно купит большой пакет ценных бумаг, в противном случае — ограничится одной или несколькими бумагами. Данное качество ценной бумаги играет большую роль в финансировании венчурных (рискованных) предприятий, занимающихся новыми разработками.[4]

 Выпуск акций под рискованные проекты позволяет финансировать новые предприятия. Вкладчики идут на большой риск, но в случае успеха их ожидают и большие доходы. Например, такое предприятие как IBM впервые появилось как венчурное. Таким образом, наличие РЦБ позволяет расширить финансирование научно-технического прогресса общества.

Подводя итог изложенному выше, можно сказать, что первая  функция фондового рынка состоит в мобилизации средств вкладчиков для целей организации и расширения масштабов хозяйственной деятельности. Вторая функция — информационная — ситуация на фондовом рынке сообщает вкладчикам информацию об экономической конъюнктуре и дает им ориентиры для размещения своих капиталов.

Данная информация представлена в курсовой стоимости ценных бумаг. Например, если цена акции какого-либо предприятия растет, как правило, это говорит о хороших перспективах его хозяйственной деятельности и, наоборот. Аналогичная параллель справедлива и в отношении состояния фондового рынка и экономики в целом. Падение курсовой стоимости ценных бумаг предвещает спад деловой активности и, наоборот. Из данного правила случаются исключения, однако большей частью фондовый рынок верно определяет вектор экономического движения. Таким образом, ситуация на фондовом рынке сигнализирует о будущем состоянии экономики. Такая последовательность и связь между фондовым рынком и экономической конъюнктурой возникает потому, что вкладчики, стремясь предвидеть будущие результаты деятельности того или иного предприятия, находятся в процессе постоянного поиска и анализа информации. Если полученная информация положительна, они покупают соответствующие ценные бумаги, в противном случае — продают. В результате курсовая стоимость ценной бумаги начинает изменяться уже до того момента, как станут известны окончательные итоги деятельности данного предприятия.[5]

Состояние фондового рынка играет важное значение для стабильного развития экономики, его крах, т. е. сильное падение курсовой стоимости ценных бумаг за короткий промежуток времени, может вызвать застой в экономике.

В составе РЦБ выделяют денежный рынок и рынок капитала. Денежный рынок — это рынок, на котором обращаются краткосрочные ценные бумаги. Временным критерием обычно считается один год.

Если бумага будет обращаться на рынке не более года, она рассматривается как инструмент денежного рынка. В то же время такие бумаги как вексель или банковский сертификат также относят к инструментам денежного рынка, хотя они могут обращаться и больше одного года. Денежный рынок служит для обеспечения потребностей хозяйствующих субъектов в краткосрочном финансировании.

Рынок капитала — это рынок, на котором обращаются бессрочные ценные бумаги или бумаги, до погашения которых остается более года.

По организационной структуре РЦБ делят на первичный и вторичный рынки. Первичный рынок — это рынок, на котором происходит первичное размещение ценной бумаги. Любая ценная бумага продается первый раз на первичном рынке. Таким образом, термин «первичный рынок» относится к продаже новых выпусков ценных бумаг. Функция первичного рынка состоит в мобилизации новых капиталов.

На фондовом рынке главными покупателями бумаг выступают юридические лица, прежде всего банки, страховые организации, инвестиционные, пенсионные фонды, так как именно они располагают наибольшей суммой средств. На фондовом рынке существует термин «институциональный инвестор», который относится к специалистам, управляющим чужими активами, или обозначает организации, главный вид деятельности которых — приобретение финансовых активов за счет привлеченных средств.

После того как первоначальный инвестор купил ценную бумагу, он вправе перепродать ее другим лицам, а те, в свою очередь, свободны продавать их следующим вкладчикам. Первая и последующие перепродажи ценных бумаг происходят на вторичном рынке.

Вторичный рынок — это рынок, на котором происходит обращение ценных бумаг. На нем уже не происходит аккумулирования новых финансовых средств для эмитента, а наблюдается только перераспределение ресурсов среди последующих инвесторов. Вторичный рынок, являясь механизмом перепродажи, позволяет инвесторам свободно покупать и продавать бумаги. При отсутствии вторичного рынка или его слабой организации последующая перепродажа ценных бумаг была бы невозможна или затруднена, что оттолкнуло бы инвесторов от покупки всех или части бумаг. В итоге общество осталось бы в проигрыше, так как многие, особенно новейшие, предприятия и начинания не получили бы необходимой финансовой поддержки.[6]

В структуре вторичного рынка выделяют биржевой и внебиржевой рынки. Биржевой рынок представлен обращением ценных бумаг на биржах. Внебиржевой рынок охватывает обращение бумаг вне бирж. Такое деление вторичного рынка связано с тем, что не все ценные бумаги могут обращаться на бирже. Как уже было сказано, не все ценные бумаги могут обращаться на бирже. На нее допускаются бумаги только эмитентов, которые отвечают ее требованиям. Как правило, это бумаги крупных финансово крепких компаний. Ценные бумаги молодых финансово слабых компаний обычно обращаются на внебиржевом рынке.

Каждая биржа разрабатывает свой перечень требований к эмитентам. Поэтому в зависимости от их жесткости бумаги одной и той же компании могут котироваться, т. е. обращаться, на одной или нескольких биржах. В связи с проверкой эмитента на предмет соответствия его состояния требованиям биржи возник специальный термин — «листинг». Листинг — это процедура включения ценной бумаги эмитента в котировальный список биржи. Если эмитент отвечает предъявляемым критериям и желает, чтобы его бумаги котировались на бирже, то его бумаги допускаются к обращению на бирже. Если в последующем эмитент перестает им удовлетворять, его бумаги могут быть исключены из котировального списка. Такая процедура получила название делистинга.[7]

Как правило, акционерное общество (АО) стремится, чтобы его акции обращались на бирже, поскольку сам факт котировки акций на бирже говорит об определенном уровне надежности АО. При прочих равных условиях таким предприятиям легче привлекать средства за счет выпуска новых акций. Инвесторы могут судить об их положении и перспективах на основе легко доступных биржевых котировок.

На внебиржевом рынке представленном обращением ценных бумаг вне биржи, конкретно сделки с ценными бумагами заключаются напрямую или через посредников между различными инвесторами, а также между профессиональными участниками фондового рынка.

По характеру эмитентов фондовый рынок можно разделить на рынок государственных и негосударственных ценных бумаг. Рынок негосударственных бумаг помогает аккумулировать финансовые ресурсы для предпринимательского сектора. Рынок государственных ценных бумаг позволяет решать две важные задачи:

- государство может мобилизовывать необходимые ему денежные ресурсы, и в частности финансировать дефицит госбюджета;

- выступает одним из инструментов регулирования процентной ставки в экономике. Процентная ставка является ценой денег и поэтому зависит от их предложения.

Если центральный банк полагает, что необходимо стимулировать предпринимательскую активность за счет снижения процентной ставки, он начинает покупать государственные ценные бумаги. В экономику поступает дополнительная масса денег и процентная ставка понижается. Если центральный банк считает, что быстрый экономический рост грозит высокой инфляцией, он продает государственные ценные бумаги. В результате из экономики изымается часть денег, что ведет к росту процентной ставки и сдерживанию деловой активности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Государственное регулирование рынка ценных бумаг

2.1 Государственное регулирование рынка ценных бумаг

 

Рынок ценных бумаг может эффективно выполнять свои функции, если государство осуществляет регулирование деятельности эмитентов и инвесторов. Государственное регулирование обеспечивается путем:[8]

- установления обязательных требований к деятельности эмитентов и профессиональных участников РЦБ;

- регистрации выпусков ценных бумаг и контроля за соблюдением условий эмиссии;

- лицензированием деятельности профессиональных участников РЦБ;

- создания системы защиты прав владельцев ценных бумаг.

Ведущая роль в области государственного регулирования РЦБ принадлежит Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг (ФКЦБ). На нее возложен контроль за деятельностью профессиональных участников РЦБ и определением стандартов эмиссии негосударственных ценных бумаг. Контроль за функционированием банковских и кредитных учреждений осуществляет Центральный Банк РФ.

Определенное место в регулировании деятельности профессиональных участников РЦБ призваны сыграть саморегулируемые организации профессиональных участников РЦБ (СОПУ), которые могут образовываться с одобрения ФКЦБ. Для своих членов СОПУ устанавливают правила деятельности на РЦБ и контролируют их соблюдение. Цель их создания: обеспечить условия деятельности профессиональных участников, соблюдение ими этики на РЦБ, зашита интересов инвесторов.

РЦБ может эффективно выполнять свои функции, если он защищен от финансовых махинаций и недобросовестной конкуренции. В связи с этим отечественное законодательство устанавливает ряд требований к осуществлению деятельности на РЦБ.[9]

Во-первых, существует определенная процедура выпуска ценных бумаг. Бумаги могут размещаться среди неограниченного или ограниченного круга лиц.

Во-вторых, в определенных случаях участники РЦБ должны раскрывать информацию о своих операциях с ценными бумагами. Так, инвестор обязан уведомить ФКЦБ о своем владении эмиссионными ценными бумагами, если он приобрел 20% и более ценных бумаг одного эмитента, увеличил свою долю до уровня, кратного каждым 5% свыше 20%. Уведомление осуществляется в пятидневный срок после приобретения бумаг.

В-третьих, осуществляется контроль за использованием служебной информации. Лицам, владеющим служебной информацией, запрещается использовать ее для заключения сделок и передавать третьим лицам. К служебной информации закон «О рынке ценных бумаг» относит любую информацию об эмитенте и выпущенных им бумагах, которая обеспечивает ее обладателю преимущественное положение по сравнению с другими участниками РЦБ.

В-четвертых, регулируется рекламная деятельность на РЦБ. В рекламе запрещается: а) давать недостоверную информацию о деятельности эмитента и его ценных бумагах; б) гарантировать или указывать предполагаемый размер дохода по ценным бумагам и прогнозы роста их курсовой стоимости; в) использовать рекламу в целях недобросовестной конкуренции путем указания на недостатки в деятельности профессиональных участников РЦБ, занимающихся аналогичной деятельностью, или эмитентов, выпускающих аналогичные ценные бумаги; г) запрещается реклама эмиссионных ценных бумаг до даты их регистрации.

В случае нарушения законодательства о ценных бумагах к участникам РЦБ применяются соответствующие административные или уголовные санкции.

 

2.2 Современные тенденции государственно-правового регулирования

рынка ценных бумаг в России

 

Рынок ценных бумаг является важнейшей и неотъемлемой частью финансового рынка. Степень развития рынка ценных бумаг является показателем развития экономической системы любого государства, поскольку состояние рынка ценных бумаг определяет стабильность развития экономики страны, с одной стороны, и, с другой стороны, этот элемент выступает дополнительным источником финансирования остальных частей финансового рынка.

Являясь неотъемлемой частью финансового рынка и мощным регулятором межотраслевых переливов капитала, рынок ценных бумаг нуждается в эффективном государственном регулировании, поскольку выполняет несколько важных функций. Во-первых, аккумулятивную - способствуя мобилизации и концентрации частного капитала, предназначенного для инвестиционных целей; во-вторых, перераспределительную - обеспечивая свободный перелив капитала в те отрасли экономики, которые наиболее востребованы, поддерживая таким образом наиболее рациональную структуру общественного производства; в-третьих, контрольную - демонстрируя количественные показатели структуры общественного капитала и структуры собственности; в-четвертых, информационную - обеспечивая доступность и достоверность информации о наличии инвестиционных продуктов и заинтересованных заемщиках и кредиторах.[10]

В настоящее время наметилась тенденция к совершенствованию законодательной базы, касающейся вопросов правового регулирования рынка ценных бумаг, что неизбежно должно привести к созданию новой структуры законодательства о рынке ценных бумаг.

Поводом к новому изменению правового регулирования рынка ценных бумаг стало стремительное заимствование различных конструкций, ранее неизвестных не только отечественному законодательству, но и отечественной экономике. Например, одной из таких конструкций, направленных на привлечение инвестиций, и стал паевой инвестиционный фонд (далее - ПИФ). С приходом ПИФа в нашу экономику в законодательство пришли новая разновидность имущественного комплекса и новая ценная бумага (инвестиционный пай).

Сейчас правовому регулированию инвестиционных фондов посвящен Федеральный закон «Об инвестиционных фондах» от 29.11.2001 N 156-ФЗ.

В соответствии с ч. 1 ст. 14 Закона инвестиционный пай является именной ценной бумагой, удостоверяющей долю его владельца в праве собственности на имущество, составляющее паевой инвестиционный фонд, право требовать от управляющей компании надлежащего доверительного управления паевым инвестиционным фондом, право на получение денежной компенсации при прекращении договора доверительного управления паевым инвестиционным фондом со всеми владельцами инвестиционных паев этого паевого инвестиционного фонда (прекращении паевого инвестиционного фонда), а в ч. 2 ст. 14 делается уточнение о том, что инвестиционный пай не является эмиссионной ценной бумагой, тем самым уже налицо противоречие, но зачем и кому оно нужно.

На этот вопрос дает ответ В.А. Белов, указывая, что «...практическая цель данного предписания очевидна: поставить регулирование выпуска и обращения инвестиционных паев вне сферы действия Закона о рынке ценных бумаг... оставив его в исключительной сфере влияния... ФСФР РФ»[11].

Следует отметить, что инвестиционный пай своей природой не соответствует основным признакам ценных бумаг, что проявляется в следующем: инвестиционный пай не соответствует такому признаку ценной бумаги, как удостоверение ею имущественных прав, поскольку, как отмечает М.В. Плющев, «...ценной бумагой удостоверяются относительные имущественные права, а инвестиционный пай... закрепляет... долю в праве собственности на имущество ПИФа, т.е. абсолютное, а не относительное по своей природе право»[12]. Что касается иных имущественных прав, удостоверяемых паем и носящих относительный характер (право на получение денежной компенсации при прекращении договора доверительного управления ПИФом[13]; право требовать от управляющей компании погашения пая и выплаты денежной компенсации, соразмерной приходящейся на него доле в праве общей собственности на имущество, составляющее ПИФ, и др.[14]), то... никаких новых качеств статус бездокументарной ценной бумаги инвестиционного пая этим правам не придает. Включение же этих прав в состав закрепляемых инвестиционным паем, судя по всему, имело своей целью лишь оправдать отнесение последнего к разряду бездокументарных ценных бумаг[15].

Примерно в такое же замешательство, как и при урегулировании обращения инвестиционных паев, приходит российский законодатель, когда дело доходит до правового регулирования рынка производных финансовых инструментов.[16]

Так, например, российское законодательство уже признало в качестве ценных бумаг такие два производных финансовых инструмента, как депозитарные расписки (введены в хозяйственный оборот российские депозитарные расписки как аналоги американских депозитарных расписок и глобальных депозитарных расписок) и опцион эмитента.

Намного печальнее выглядит картина с правовым регулированием рынка других производных финансовых инструментов, в частности фьючерса. Дело в том, что признание фьючерса в качестве эмиссионной ценной бумаги противоречит действующему законодательству и вообще меняет сущность самой ценной бумаги.

Законодатель пока идет по пути рассмотрения производных финансовых инструментов лишь в контексте срочных сделок, а не ценных бумаг. Однако заметим, что уже проводилась работа над принятием законопроекта о производных финансовых инструментах, но который так и не был реализован в качестве закона.[17]

В контексте вышеизложенного следует учесть, что в отношении защиты прав по производным ценным бумагам вообще остается множество неясных моментов, которые не только не будут урегулированы законодателем, но и по которым не сложится единообразная судебная практика, только начавшая свое формирование, поскольку для начала следует определить их правовую природу как в науке, так и в законодательном мышлении.

Также наряду с обсуждением проблем регулирования рынка ценных бумаг заслуживают внимания и направления государственной политики в отношении развития рынка ценных бумаг.

Проводя анализ государственной политики в отношении развития и функционирования рынка ценных бумаг, можно утверждать, что сейчас наблюдается процесс усиления государственного контроля за оборотом ценных бумаг.

Государственное регулирование оборота ценных бумаг в России осуществляется только в отношении эмиссионных ценных бумаг.

Удельный вес эмиссионных ценных бумаг является наиболее большим, и суть их заключается в «...получении денежных средств и иного имущества в собственность для ведения основной коммерческой деятельности»[18].

В настоящее время выпуск всех акций акционерного общества осуществляется в форме именных эмиссионных ценных бумаг. Согласно ст. 16 Федерального закона «О рынке ценных бумаг» именные эмиссионные ценные бумаги могут выпускаться только в бездокументарной форме, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами. Но Федеральным законом «Об акционерных обществах» не предусмотрен выпуск акций в документарной форме. Таким образом, подводя итог вышесказанному, можно говорить, что государственное правовое регулирование проводится в отношении эмиссионных именных бездокументарных ценных бумаг.

Государственное регулирование обращения эмиссионных ценных бумаг до недавнего времени осуществлялось Федеральной комиссией по ценным бумагам (ФКЦБ), которая является аналогом Комиссии по ценным бумагам и биржам США (SEC).

Рассматривая Российскую торговую систему (РТС), которая специализируется на торговле эмиссионными ценными бумагами, то и она создана по аналогии с американской электронной системой по торговле акциями и облигациями NASDAQ.

Таким образом, можно говорить, что российское государственное правовое регулирование эмиссионных ценных бумаг создано по американской модели регулирования. И, на наш взгляд, такой подход является неслучайным, поскольку между российским и американским законодательством есть схожие черты.

Статья 8 Единообразного торгового кодекса США[19] определяет инвестиционную ценную бумагу как обязательство эмитента, которое:

1) удостоверяется сертификатом предъявительской или именной ценной бумаги либо передача которого может быть зарегистрирована в книгах, ведущихся эмитентом или от его имени;

2) является одним из класса или серии либо, согласно его условиям, делимо на класс или серии долей, участий, интересов или обязательств;

3) относится к виду обязательств, являющихся предметом операций или торговых сделок на фондовых биржах или на рынке ценных бумаг, или является средством инвестирования, условия которого однозначно указывают на то, что оно является ценной бумагой, подпадающей под действие данной статьи ЕТК.

А если рассматривать российское законодательство, то права на бездокументарные ценные бумаги фиксируются в электронном реестре, а также владельцы ценных бумаг имеют сертификаты ценных бумаг.

А. Абрамов указывает на то, что определение инвестиционной ценной бумаги весьма близко к понятию эмиссионной ценной бумаги, содержащемуся в российском ФЗ «О рынке ценных бумаг».[20]

На наш взгляд, интересным является рассмотрение вопроса о возможности признания бумаг в качестве ценных бумаг по российскому законодательству и о возможности отнесения бумаг к securities по американскому законодательству. Следует иметь в виду, что российский термин «ценные бумаги» и американский «security» нельзя считать тождественными[21], хотя оба этих понятия российский и американский законодатели используют для установления пределов государственного регулирования фондового рынка[22].

В российской правовой науке аналогом американского «security» признается термин «эмиссионная ценная бумага».[23]

По российскому законодательству, как следует из ст. 16 ФЗ «О рынке ценных бумаг», «...любые имущественные и неимущественные права, закрепленные в документарной или бездокументарной форме, независимо от их наименования, являются эмиссионными ценными бумагами, если условие их возникновения и обращения соответствует совокупности признаков эмиссионной ценной бумаги, указанной в ст. 2 настоящего Федерального закона».

Согласно п. 2 ст. 44 ФЗ «О рынке ценных бумаг» квалификация ценных бумаг и определение их видов в соответствии с законодательством РФ осуществляются федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг.

В отличие от российского законодательства в США решение об отнесении бумаги к securities принимает SEC или суд. «При исполнении этой обязанности Верховный суд США не связан юридическим формализмом, а вместо этого принимает во внимание экономическое содержание сделки, являющееся предметом рассмотрения, ибо целью Конгресса при принятии федеральных законодательных актов о «securities» было регулирование инвестиций, в какой бы форме они ни были произведены и каким бы именем они ни были названы»[24].

Таким образом, нами была рассмотрена англо-американская модель корпоративного управления ценными бумагами, которая действует там, где сформировалась рассредоточенная структура акционерного капитала, т.е. преобладает множество мелких акционеров[25]. Эта модель подразумевает существование единого корпоративного штаба - совета директоров, осуществляющего как надзорные, так и исполнительные функции. Надлежащая реализация обеих функций обеспечивается за счет формирования этого органа из неисполнительных, в том числе и независимых, директоров и исполнительных директоров (управленцев).

Второй моделью корпоративного управления, которая существует в настоящее время, является германская модель, развивающаяся на базе концентрированной структуры с наличием нескольких крупных акционеров.

При германской модели управления система управления компании является двухуровневой и включает в себя, во-первых, наблюдательный совет (в него входят представители акционеров и сотрудников корпорации; обычно интересы персонала представляют профсоюзы) и, во-вторых, исполнительный орган (правление), членами которого являются менеджеры. Особенность такой системы - четкое разделение функций надзора (отданных наблюдательному совету) и исполнения (делегированных правлению).

Говоря о российской модели корпоративного управления, некоторые авторы указывают, что она до сих пор не сложилась и находится в стадии развития, а поэтому соединяет в себе предыдущие две модели.

В соответствии с Указом Президента РФ от 9 марта 2004 г. N 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» ФКЦБ России ликвидировано и ее функции переданы Федеральной службе по финансовым рынкам. Новая структура только формируется, и, на наш взгляд, необходимо обратить внимание на опыт государственного регулирования инвестиционного рынка в США.

В соответствии с Законом о рынке ценных бумаг 1934 г. ложные или вводящие в заблуждения сведения, приведенные в периодически предоставляемой в SEC отчетности, либо иные нарушения порядка предоставления информации, предусмотренного Законом о рынке ценных бумаг или правилами SEC, могут привести к возникновению гражданской или уголовной ответственности. SEC совместно с Министерством юстиции США располагают развитой системой мер, включая административную процедуру запрещения продолжения противоправных действий, гражданские иски с требованием о наложении судебного запрета или штрафов, а также уголовное наказание в виде штрафа в размере до 2,5 млн. долларов США для юридических лиц и в виде тюремного заключения сроком до 10 лет и штрафа до 1 млн. долларов США для физических лиц[26].

Комиссия по ценным бумагам и биржам США имеет право издавать нормативные акты, запрещающие новые виды мошеннической торговой практики, а также обладает возможностью в каждом конкретном случае рассматривать вопрос о признании лица нарушителем норм о запрете инсайдерской торговли и передаче инсайдерской информации даже при наличии предусмотренных в законе оснований к освобождению его от этого вида ответственности.

Рассматривая государственное правовое регулирование фондовых рынков в России и зарубежных странах, на наш взгляд, должен быть проанализирован Анализ операционных и организационных аспектов деятельности бирж на фондовых рынках России и зарубежных стран, подготовленный осенью 2003 г. консультационной компанией The Boston Consulting Group (BCG) и юридической фирмой Skaden, Arps, Slate, Meagher & Flom LLP (Skaden, Arps) по заказу Фондовой биржи РТС, Национального депозитарного центра (НДЦ) и Национальной ассоциации участников фондового рынка (НАУФОР).[27]

Согласно проведенному исследованию, многие проблемы российского фондового рынка порождены отсутствием необходимых нормативно-правовых актов, регулирующих деятельность фондовых бирж, наличием неработающих норм в уже принятом законодательстве, а также наличием коллизионных норм в подзаконном законодательстве.

Несмотря на принятие новых и изменение старых нормативных актов, многие вопросы остаются нерешенными, и перед нашими глазами открывается примерно следующая картина: наболевший вопрос требует также решения, но уже другими способами. Такая ситуация прослеживается именно потому, что изменения законодательства носят точечный, а не, как требуется, комплексный характер.

Таким образом, до конца остаются неурегулированными такие моменты, как секьюритизация активов финансовых организаций, место производных финансовых инструментов на финансовом рынке и их правовая природа и многое другое. Ясно только одно: пора определяться, и как можно скорее, какой будет финансовая политика России в области рынка ценных бумаг.

По словам И.В. Рукавишниковой, «...осуществление государственной финансовой политики в области рынка ценных бумаг должно опираться на серьезную научную основу, позволяющую проанализировать отечественный и зарубежный опыт государственного воздействия на данный сегмент финансового рынка, оценить перспективы развития рынка ценных бумаг в условиях различной интенсивности государственного вмешательства, адекватно отразить взаимодействие объективных экономических законов развития рынка и финансово-правовых механизмов государственного регулирования. Сформулированные задачи должны быть решены финансово-правовой наукой в тесном взаимодействии с общей экономической теорией»[28].

Подводя итог вышесказанному, для решения проблем государственного правового регулирования рынка ценных бумаг в России необходимо построение новой по своей структуре законодательной базы с действующими, а не просто принятыми нормами права, которая позволит сделать российский фондовый рынок более привлекательным для зарубежных инвесторов.

В настоящее время становится очевидным, что механизм защиты прав инвесторов является до конца неурегулированным как в области его законодательного освещения, так и в области отработанности его исполнения. Процесс урегулирования вопросов защиты прав инвесторов должен являться комплексным по своей природе, в его реализацию должны быть включены нормы как материальных, так и процессуальных отраслей права.

Нормы материального права, такие, как финансовое, корпоративное и гражданское право, должны детально регламентировать деятельность по инвестированию на российским фондовом рынке как зарубежных, так и отечественных инвесторов; нормами гражданского, уголовного и административного судопроизводства должны быть урегулированы особенности рассмотрения дел о защите прав и законных интересов зарубежного и российского инвесторов.

Сейчас становится ясным, что действующий Федеральный закон N 46-ФЗ «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг» не выдерживает критики и требует новых изменений. Первостепенным вопросом, который необходимо решить, должны стать корпоративные отношения, поскольку от степени их развития и урегулированности и зависит степень привлекательности российского фондового рынка для зарубежного инвестора.

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Таким образом, подводя итоги курсовой работы, следует прийти к выводу, что именно, переход Российской Федерации к рыночным отношениям обусловил распространение и широкое использование в экономике страны ценных бумаг разного вида, которые являются ныне важным и практически удобным инструментом во многих сферах имущественного оборота, прежде всего, при кредитовании и расчетах.

В соответствии со ст. 142 ГК РФ ценной бумагой является документ, удостоверяющий с соблюдением установленной формы и обязательных реквизитов имущественные права, осуществление или передача которых возможны только при его предъявлении.

В силу ст. 143 ГК к ценным бумагам относятся: государственная облигация, облигация, вексель, чек, депозитный и сберегательный сертификаты, банковская сберегательная книжка на предъявителя, коносамент, акция, приватизационные ценные бумаги и другие ценные бумаги, которые законами о ценных бумагах или в установленном ими порядке отнесены к числу таковых.

Рыночная экономика представляет собой совокупность различных рынков. Одним из них является финансовый рынок. Финансовый рынок — это рынок, который опосредует распределение денежных средств между участниками экономических отношений. Одним из сегментов финансового рынка выступает рынок ценных бумаг (РЦБ) или фондовый рынок. РЦБ — это рынок, который опосредует кредитные отношения и отношения совладения с помощью ценных бумаг. В составе РЦБ выделяют денежный рынок и рынок капитала. Денежный рынок — это рынок, на котором обращаются краткосрочные ценные бумаги. Временным критерием обычно считается один год.

Рынок капитала — это рынок, на котором обращаются бессрочные ценные бумаги или бумаги, до погашения которых остается более года.

По характеру эмитентов фондовый рынок можно разделить на рынок государственных и негосударственных ценных бумаг. Рынок негосударственных бумаг помогает аккумулировать финансовые ресурсы для предпринимательского сектора. Рынок государственных ценных бумаг позволяет решать две важные задачи государство может мобилизовывать необходимые ему денежные ресурсы, и в частности финансировать дефицит госбюджета; выступает одним из инструментов регулирования процентной ставки в экономике. Процентная ставка является ценой денег и поэтому зависит от их предложения.

Рынок ценных бумаг может эффективно выполнять свои функции, если государство осуществляет регулирование деятельности эмитентов и инвесторов. Государственное регулирование обеспечивается путем установления обязательных требований к деятельности эмитентов и профессиональных участников РЦБ; регистрации выпусков ценных бумаг и контроля за соблюдением условий эмиссии;  лицензированием деятельности профессиональных участников РЦБ; создания системы защиты прав владельцев ценных бумаг.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников

 

1 Нормативные акты:

 

1. Гражданский кодекс Российской Федерации (части первая, вторая, третья и четвертая) (с изм. и доп.). Правовая система Гарант. Посл. обновл. 20.10.09 г.

2. Федеральный закон от 22 апреля 1996 г. № 39-ФЗ «О рынке ценных бума» (с изм.и доп.). Правовая система Гарант. Посл. обновл. 20.010.09 г.

3. Федеральный закон от 29 июля 1998 г. «Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг» // СЗ РФ. 1998. № 31. Ст. 3814.

4. Федеральный закон от 11 ноября 2003 г. № 152-ФЗ «Об ипотечных ценных бумагах» // СЗ РФ. 2003.№ 46 (ч. II). Ст. 4448.

 

2 Научная литература:

 

1.  Базовый курс по рынку ценных бумаг: Учебное пособие. М.: Фонд ИФРУ, 2006. С. 63. – ISBN 5-8749-0284-X.

2. Баутов А.Н. Общая оценка фондового рынка и некоторые тенденции. Сценарии развития процессов. М.: Экономика, 2005. 356 с. -  ISBN 5-04103-302-X.

3. Бердникова Т.Б. Рынок ценных бумаг и биржевой деятельности М.: Инфра-М, 2006. 462 с. - ISBN 5-84103-120-X.

4. Биржевая деятельность (под ред. Грязновой А. Г., Корнеевой Р. В., Галанова В. А.). - М., 2005, гл. 1, 2. - ISBN 5-74105-120-X.

5. Гитман Л. Дж., Джонк М. Д. Основы инвестирования. - М, 2007, гл. 2. - ISBN 5-722205-120-X.

6. Гражданское право. Учебник. Часть I/Под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. М., 2008. С. 272. - ISBN 5-1129-0284-X.

7. Иванов А.В. Сценарии развития российского рынка ценных бумаг. М.: Финпресс, 2007. 439 с. - ISBN 5-65705-410-X.

8. Звягинцев Д. Проблемы развития рынка ценных бумаг в России. М.: Экономика, 2006. 374 с. -  ISBN 5-74687-120-X.

9. Миркин Я. Ценные бумаги и фондовый рынок. М.: Перспектива, 2008. 368 с. -  ISBN 5-04103-302-X.

10. Мусатов В. Т. Фондовый рынок: инструменты и механизмы. - М, 2005. -  ISBN 5-07853-663-X.

11.Рубцов Б.Б. Мировые рынки ценных бумаг. М.: Экзамен, 2002. - ISBN 5-94103-220-X.

12. Рынок ценных бумаг и биржевое дело: Учебник для вузов / Под ред. Е.Ф. Жукова. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006. С. 132. - ISBN 5-900785-83-1.

13. Рынок ценных бумаг. Под ред. Галанова В. А., Басова А. И. — М., 2006.  - ISBN 5-9832-663-X.

14. Семенкова Е. В. Операции с ценными бумагами — М., 2007, гл. 1. - ISBN 5-8433-520-X.

15. Шарп У., Александер Г., Бейли Дж. Инвестиции. — М., 2007,гл. 2, 3. - ISBN 5-94103-220-X.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

[1] Федеральный закон от 11 ноября 2003 г. № 152-ФЗ «Об ипотечных ценных бумагах» // СЗ РФ. 2003.№ 46 (ч. II). Ст. 4448.

[2] Бердникова Т.Б. Рынок ценных бумаг и биржевой деятельности М.: Инфра-М, 2006. С. 32.

[3] Там же. С. 37.

[4] Иванов А.В. Сценарии развития российского рынка ценных бумаг. М.: Финпресс, 2004. С. 47.

 

[5] Базовый курс по рынку ценных бумаг: Учебное пособие. М.: Фонд ИФРУ, 2004. С. 78.

[6] Рубцов Б.Б. Мировые рынки ценных бумаг. М.: Экзамен, 2007. С. 102.
 

[7] Рынок ценных бумаг и биржевое дело: Учебник для вузов / Под ред. Е.Ф. Жукова. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002.  С. 54.
 

[8] Литвиненко Л.Т. Рынок государственных ценных бумаг. М.: ЮНИТИ, 2008.  С. 63.
 

[9] Литвиненко А.Т. Указ.соч. С. 71.

[10] Жаркова Ю.С. Сбережения, инвестиции и рынок ценных бумаг: проблемы взаимодействия // Рыночная экономика и финансово-кредитные отношения: Уч. зап. Ростов н/Д: РГЭУ, 2004. Вып. 10. С. 104 – 105.

[11] Белов В.А. Ценные бумаги в российском гражданском праве: Учеб. пособ. по спец. курсу. В 2 т. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Центр ЮрИнфоР, 2007. Т. II. С. 569.

[12] Белов В.А. Ценные бумаги в российском гражданском праве. Т. II. С. 569.

[13] Там е. С. 569-570.

[14] Там же, С. 569.

[15] Плющев М.В. Правовая природа паевого инвестиционного фонда и инвестиционного пая: Автореферат дис. ... канд. юрид. наук. Ростов н/Д, 2005. С. 19.

[16] Ротко С.В., Тимошенко Д.А. Перспективы развития рынка производных финансовых инструментов (на примере депозитарных расписок) // Юридический мир. 2007. N 12. С. 35 - 38.

[17] Проект Федерального закона N 309366-3 «О производных финансовых инструментах» // СПС «КонсультантПлюс».

[18] Белов В.А. Ценные бумаги как объекты гражданских прав: Вопросы теории: Дис. ... канд. юрид. наук в форме научного доклада. М., 1996. С. 26.

[19] Единообразный торговый кодекс США. М., 1996. С. 49, 54.

[20] Абрамов А. Законодательные основы фиксации прав собственности на ценные бумаги в США // Депозитариум. 2000. N 1. С. 9.

[21] Майфат А. Ценные бумаги (Сравнительный анализ понятий в правовых системах России и США) // Государство и право. 1997. N 1. С. 83 - 91.

[22] Пенцов Д. Понятие «security» и правовое регулирование фондового рынка США. Юридический центр Пресс, 2003. С. 171.

[23] Пенцов Д. Указ. соч. С. 175 - 176.

[24] Решение Верховного суда США по делу Reves v. Emst & Young (1990 г.).

[25] Жуков А.С. Гражданско-правовые проблемы оборота бездокументарных эмиссионных именных ценных бумаг: Дис. ... канд. юрид. наук. Ростов н/Д: Изд-во РГУ, 2005.

[26] Голобов Д. Акционерное общество против акционера. Противодействие корпоративному шантажу. М.: Юстицинформ, 2004. С. 51.

[27] Анализ операционных и организационных аспектов деятельности бирж на фондовых рынках России и зарубежных стран // Вестник НАУФОР. 2004. N 1. С. 7.

[28] Рукавишникова И.В. Финансово-правовое регулирование рынка ценных бумаг // Финансовое право. 2005. N 7.

Добавил: Демьян |
Просмотров: 437
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Дипломник © 2024
магазин дипломов, диплом на заказ, заказ диплома, заказать дипломную работу, заказать дипломную работу mba