СКАЧАТЬ РАБОТУ БЕСПЛАТНО -
Денежно-кредитная политика в общепринятом понимании строится на двух базовых принципах: методе целевой инфляции и методе воздействия денежного агрегата М2 на экономику.
Цель – достижение темпов инфляции, которые удовлетворяют неким целевым параметрам растущей экономики, обеспечение равновесия на валютном рынке и плавной динамики валютного курса, от которого зависит конкурентоспособность продукции и экономики в целом.
Кредитно-денежная политика должна содействовать снижению инфляционных ожиданий, хозяйственных рисков, выполнению бюджетных обязательств, обеспечению бездефицитности бюджет. Это приводит обычно к росту сбережений, инвестиций и стимулирует экономический рост.
Денежно-кредитная политика – это комплекс взаимосвязанных мероприятий, предпринимаемых Центральным банком в целях регулирования совокупного спроса путем планируемого воздействия на состояние кредита и денежного обращения .
Исследование международного опыта центральных банков, реализовавших таргетирования инфляции, позволяет адаптировать его некоторые результаты в политике Банка России.
Рисунок 1 - Классификация инструментов денежно-кредитной политики
Денежно-кредитная политика основывается на операционных процедурах, которые, как упоминалось, представляют собой систему операций центрального банка, способствующих достижению операционных целей денежно-кредитной политики. При таргетировании инфляции они включают операции постоянного действия, проводимые по инициативе банков, а также операции на открытом рынке, осуществляемые центральным банком. Оба инструмента служат для управления рыночными процентными ставками. При этом обязательные резервы находят незначительное применение.
Основная роль и монопольное положение в сфере эмиссии банкнот, и в сфере проведения денежной политики государства принадлежит Центральному банку России. Денежно-кредитная политика ЦБ РФ рассчитана на краткосрочные периоды и ведется косвенными методами. Целями кредитно-денежной политики являются (рисунок 2):
Рисунок 2 – Цели кредитно-денежной политики
Основной целью денежно-кредитной политики является помощь экономике в достижении общего уровня воспроизводства, характеризующегося полной занятостью населения и стабильностью цен. Денежно-кредитная политика состоит в изменении денежного предложения с целью стабилизации совокупного объема производства, занятости и уровня цен.
Осуществляя денежно-кредитную политику, Центральный банк, воздействует на кредитную деятельность коммерческих банков. При этом ЦБ направляет регулирование на расширение или сокращение кредитования экономики, достигает стабильного развития внутренней экономики, укрепления денежного обращения, сбалансированности внутренних экономических процессов.
Таким образом, воздействие на кредит позволяет достичь более глубоких стратегических задач развития всего хозяйства в целом.
С помощью денежно-кредитного регулирования государство стремится смягчить экономические кризисы, сдержать рост инфляции, в целях поддержания конъюнктуры государство использует кредит для стимулирования капиталовложений в различные отрасли экономики страны.
Методы воздействия кредитно-денежной политики представлены на рисунке 3.
Рисунок 3 - Методы воздействия кредитно-денежной политики
Косвенное воздействие ЦБ оказывает через ликвидность кредитных учреждений.
Прямое воздействие - установление лимитов в отношении количественных и качественных параметров деятельности банков.
Структура мер денежно-кредитной политики (рисунок 4).
Рис. 4 - Структура инструментов денежно-кредитной политики
Учетная (дисконтная) политика относится к давно используемым методам регулирования. Центральный банк выступает в роли кредитора по отношению к деловым банкам. Средства предоставляются при условии переучета векселей банков и под залог их ценных бумаг. Такие полученные в центральном кредитном звене средства называются редисконтными или ломбардными кредитами. Центральный банк имеет право манипулировать ставкой процента , под который он выдает банкам кредиты. Возможность установлений «цены»кредита выступает как метод влияния на кредитную систему.
Определяемый Центральным банком уровень «цены» кредита получил в экономической науке и практике обозначение официальной «учетной ставки» .
Взятые в Центральном банке кредиты предоставляются банками другим субъектам экономики, но уже по более высокому проценту. Естественно, что процентная политика деловых баков отражает те изменения, которые осуществляет Центральный банк в ходе своей политики. С помощью ставки процента Центральный банк тем самым оказывает косвенное воздействие на соотношение спроса и предложения на рынке капиталов. Рост процентной ставки, т.е. «удорожание» кредита, ограничивает размер спроса на заемные ресурсы и сокращает намерения фирм к увеличению инвестиций. Снижение же ставки «удешевляет» кредит, в результате чего у частного сектора (домашних хозяйств, фирм) возрастает стремление к инвестициям. Этот стимул реализуется в форме покупки акций, производственного оборудования или строительства новых производственных корпусов. Такова схема данного механизма. В реальной жизни воздействие параметров является, естественно, не всегда столь простым.
Важное значение имеет функция учетной политики, как манипулирование ставкой процента, которое усиливает эффект от применения других регулирующих мер Центрального банка, а именно операций на открытом рынке и установление норм обязательных резервов.
Политика обязательных резервов. В настоящее время минимальные резервы - это наиболее ликвидные активы, которые обязаны иметь все кредитные учреждения, как правило, либо в форме наличных денег в кассе банков, либо в виде депозитов в центральном банке или иных высоко ликвидных формах, определяемых Центральным банком
Операции на открытом рынке. Постепенно два вышеописанных метода денежно-кредитного регулирования тратили свое первостепенное по важности значение, и главным инструментом денежно-кредитной политики стали интервенции Центрального банка, получившие название операций на открытом рынке.
Прибегая к данному виду регулирования, Центральный банк осуществляет куплю и продажу ценных бумаг на открытом рынке. За счет их продажи банк, по сути, изымает избыточные балансовые резервы коммерческих банков.
Данные меры делают Центральный банк активным участником денежного и кредитного рынков. В процессе же проведения учетной политики позиция Центрального банка остается в известном смысле пассивной. К тому же операции на открытом рынке вполне согласуются с рыночными правилами. Выступая на рынке ценных бумаг Центральный банк реализует роль такого же контрагента, как и другие его участники. Поэтому данный метод регулирования принято считать идеальным кредитным инструментом.
Некоторые административные методы регулирования денежно-кредитной сферы.
Наряду с экономическими методами, посредством которых Центральный банк регулирует деятельность коммерческих банков, им могут использоваться в этой области и административные методы воздействия.
К ним относится, например, использование количественных кредитных ограничений.
Этот метод кредитного регулирования представляет собой количественное ограничение суммы выданных кредитов. В отличие от рассмотренных выше методов регулирования, контингентирование кредита является прямым методом воздействия на деятельность банков.
Основные типы денежно-кредитной политики приведены на рисунке 5.
Рисунок 5 - Типы кредитно-денежной политики
Когда экономика сталкивается с безработицей и со снижением цен , необходимо увеличивать предложение денег. Для достижения данной цели применяют политику дешевых денег, которая заключается в следующих мерах:
1) ЦБ РФ совершает покупку ценных бумаг на открытом рынке у населения и у коммерческих банков.
2) ЦБ РФ проводит понижение учетной ставки.
3) ЦБ РФ проводит понижение по резервным отчислениям.
В результате проведенных мер увеличиваются избыточные резервы системы коммерческих банков. Предложение денег в стране возрастет.
Увеличение денежного предложения понизит процентную ставку , вызывая рост инвестиций и увеличение равновесного чистого национального продукта.
В ситуации, когда экономика сталкивается с излишними расходами, что порождает инфляционные процессы, Центральный банк должен пытаться понизить общие расходы путем ограничения или сокращения предложения денег. Чтобы решить эту проблему, необходимо понизить резервы коммерческих банков.
Это осуществляется следующим образом. Центральный банк должен продавать государственные облигации на открытом рынке для того, чтобы урезать резервы коммерческих банков. Затем необходимо увеличить резервную норму что автоматически освобождает коммерческие банки от избыточных резервов. Третья мера заключается в поднятии учетной ставки для снижения интереса коммерческих банков к увеличению своих резервов посредством заимствования у Центрального банка. Приведенную выше систему мер называют политикой дорогих денег. Цель политики заключается в ограничении предложения денег, т.е. снижение доступности кредита и увеличении его издержек для того, чтобы понизить расходы и сдержать инфляционное давление.
В пользу монетарной политики можно привести следующие доводы .
1) быстрота и гибкость по сравнению с фискальной политикой.
2) в развитых странах данная политика изолирована от политического давления, кроме того, она по своей природе мягче, чем фискальная политика и действует тоньше, поэтому представляется более приемлемой в политическом отношении.
Но существует ряд негативных моментов. Политика дорогих цен, если ее проводить достаточно энергично, действительно способна понизить резервы коммерческих банков до точки, в которой банки вынуждены ограничить объем кредитов. А это означает ограничение предложения денег. Политика дешевых цен может обеспечить коммерческим банкам необходимые резервы, т.е. возможность представления ссуд, однако она не в состоянии гарантировать, что банки действительно выдадут ссуду и предложение денег увеличится. При такой ситуации действия данной политики окажутся малоэффективными.
Роль денег в кредитно-денежной политике проявляются в следующих моментах:
1) отлаженность хозяйственного оборота и платежно-расчетной системы Если нет этой отлаженности, то на пути движения денег возникают тромбы, замедляет¬ся хозяйственный и денежный оборот, растут неплатежи; во-вторых, способность обеспечить сбалансированность спроса и предложения на товарном рынке, не допускать дефицита товаров.
2) Избыточное насыщение деньгами хозяйственного оборота делает легкодоступным из¬влечение прибыли за счет роста цен, ослабляет конкуренцию.
Недостаток денежной массы не только порождает натурализацию товарного обмена (бартер, взаимозачеты), нарушает ценовые пропорции, но и подрывает действенность налоговой системы, по¬скольку платежи в бюджет совершаются не "живыми" деньгами, а в натуральном экви¬валенте; в-четвертых, хронический недостаток денежных средств у субъектов рынка для вы¬платы заработной платы, финансирования оборотных средств. Этот недостаток можно считать относительным, поскольку значительная часть денег циркулирует в теневой экономике, уходит от налогообложения и вывозится за рубеж, оседая на счетах офф¬шорных компаний.
Одним из основных ориентиров денежно-кредитной политики является денежная масса. Именно этот параметр денежного обращения оказывает влияние на экономиче¬ский рост, динамику цен, занятость, бесперебойное функционирование платежно-расчетной системы. Исходной основой определения количества денег является сумма цен товаров. Учи¬тывая, что одна денежная единица совершает несколько оборотов в год, количество денег в обращении прямо пропорционально сумме цен и обратно пропорционально скорости оборота денежной единицы .
С развитием кредита, системы взаимных расчетов и погашения взаимоплатежей совокупная стоимость товаров и услуг уменьшается на сумму цен товаров и услуг, проданных ранее, срок оплаты которых наступает в теку¬щем году.
С учетом опыта развитых стран Центральный банк РФ ведет расчеты следующих денежных агрегатов:
М0 - наличные деньги в обращении;
M1 = М0 плюс средства на расчетных, текущих и специальных счетах предприятий и организаций, плюс средства страховых компаний, плюс депозиты населения до вос¬требования в Сбербанке и в коммерческих банках;
М2 = M1 плюс срочные вклады населения в Сбербанке;
М3 = М2 плюс сертификаты и облигации госзайма.
Все денежные агрегаты выстраиваются в иерархичную систему: каждый последую¬щий денежный агрегат включает в свой состав предыдущий. Денежные агрегаты отли¬чаются по степени ликвидности, под которой понимается "возможность быстрой кон¬вертации актива в наличность без каких-либо потерь его стоимости"'. Самой высокой ликвидностью обладает денежный агрегат М0 (наличные деньги), ликвидность Ml ниже, чем М0, но выше, чем М2, поскольку вклады до востребования должны быть возвращены вкладчику по его заявлению, а срочные вклады могут в тече¬ние всего срока вклада использоваться банком для своих целей и возвращаются вклад¬чику по истечении этого срока. Денежная масса М2 определяется движением наличных денег и безналичных средств, которые, в свою очередь, находятся в прямой зависимости от сбережений населения и остатков средств на счетах юридических лиц. Отсюда следует, что если процесс сбере¬жений населения идет интенсивно, население доверяет банкам и держит свои деньги на их счетах, то Центральный банк имеет большие возможности увеличить денежную мас¬су. Сбережения населения выполняют как бы функцию обеспечения новых денег .
Одним из основных элементов, влияющих на денежно-кредитную политику является денежный мультипликатор, характеризующий возможное увеличение денежной массы без отрица¬тельных последствий для роста цен и инфляции. Его величина определяется как отно¬шение М2 к денежной базе. Учитывая, что в денежную базу и в М2 входят наличные деньги, мультипликатор отражает увеличение вкладов населения и остатков средств юридических лиц. Если доля этих элементов в составе М2 увеличивается, то это означает, что основная часть денежной массы может увеличиваться в соответствии с величиной мультипликатора.
Существенной спецификой денежного обращения в России является широкое ис¬пользование иностранной валюты как для оплаты внешнеэкономических контрактов, так и в целях сохранности сбережении населения, сокращения потерь доходов от ин¬фляции. В этой связи для анализа и прогнозирования спроса на деньги, изменения кур¬са рубля, устойчивости финансово-банковской системы, процессов долларизации и бег¬ства капитала используется показатель широких денег, который включает агрегат М2 и депозиты населения в иностранной валюте в национальной банковской системе.
Масштабы замещения рубля долларом в общем денежном потоке настолько значительны, что можно считать, что в России сложилась по международной терминологии параллельная система денежного обращения, когда наряду с национальной денежной единицей ак¬тивно циркулирует денежная единица иностранного государства, что ведет к сокраще¬нию эмиссионного дохода Российского государства.
1.2 Механизм денежной трансмиссии и его влияние на национальную экономику
Механизм денежной трансмиссии - это механизм воздействия изменения предложения денег на решения субъектов хозяйства, предприятий относительно объемов расходов на товары и услуги .
Механизм денежной трансмиссии в общем виде представляется соответствующим алгоритмом (рис.6) .
Рисунок 6 – Механизм денежной трансмиссии
Механизм денежной трансмиссии показывает, каким образом изменение предложения денег (изменение ситуации на денежном рынке) влияет на изменение реального объема выпуска (ситуацию на реальном рынке, т.е. рынке товаров и услуг).
Этот механизм может быть представлен следующей логической цепочкой событий.
Рисунок 7 - Механизм денежной трансмиссии
Поскольку воздействие стабилизационной политики происходит в краткосрочном периоде, то графически влияние стимулирующей монетарной политики на экономику можно изобразить следующим образом (рис. 8):
Рисунок 8– Механизм денежной трансмиссии при стимулирующей монетарной политике
Эта политика, используемая в период спада, носит название политики «дешевых денег».
Политика, проводимая центральным банком в период бума и нацеленная на снижение деловой активности, называется «политикой дорогих денег» и может быть представлена следующей цепочкой событий:
Этот механизм может быть представлен следующей логической цепочкой событий.
Рисунок 9 - Механизм денежной трансмиссии
И в том, и в другом случае экономика стабилизируется.
Преимущества и недостатки денежной трансмиссии
К преимуществам можно отнести:
• Отсутствие внутреннего лага. Внутренний лаг представляет собой период времени между моментом осознания экономической ситуации в стране и моментом принятия мер по ее улучшению.
• Отсутствие эффекта вытеснения. В отличие от стимулирующей фискальной политики стимулирующая монетарная политика (рост предложения денег) обусловливает снижение ставки процента, что ведет не к вытеснению, а к стимулированию инвестиций и других чувствительных к изменению ставки процента автономных расходов и к мультипликативному росту выпуска.
• Эффект мультипликатора. Монетарная политика, как и фискальная политика, имеет мультипликативный эффект воздействия на экономику, причем действуют два мультипликатора. Банковский мультипликатор обеспечивает процесс депозитного расширения, т.е. мультипликативное увеличение денежной массы, а рост автономных расходов в результате снижения ставки процента в условиях роста предложения денег мультипликативно (с эффектом мультипликатора автономных расходов) увеличивает величину совокупного выпуска.
Недостатки денежной трансмиссии:
• Возможность инфляции. Стимулирующая монетарная политика, т.е. рост предложения денег, ведет к инфляции даже в краткосрочном, а тем более в долгосрочном периоде.
• Наличие внешнего лага в связи со сложностью и возможными сбоями в механизме денежной трансмиссии. Внешний лаг представляет собой период времени от момента принятия мер по стабилизации экономики (принятия решения центральным банком по изменению величины предложения денег) до момента появления результата их воздействия на экономику (который выражается в изменении величины выпуска). Покупка и продажа центральным банком государственных ценных бумаг осуществляется быстро, т.е. быстро изменяются кредитные возможности коммерческих банков. Однако механизм денежной трансмиссии долгий и состоит из нескольких ступеней, на каждой из которых возможен сбой.
1) Политика «дешевых денег», проводимая центральным банком, может обеспечить коммерческие банки дополнительными резервами, что расширяет кредитные возможности банков, однако такая возможность может не превратиться в действительность. Нет никакой гарантии, что при увеличении резервов произойдет соответствующее увеличение объема кредитов, выдаваемых коммерческими банками. Кроме того, население может решить не брать кредиты. В результате денежная масса не увеличится.
2) Реакция денежного рынка на рост предложения зависит от вида кривой спроса на деньги. Серьезное падение ставки процента произойдет только в случае, если кривая спроса на деньги крутая, т.е. если чувствительность спроса на деньги к изменению ставки процента невелика. Если спрос на деньги очень чувствителен к изменению ставки процента (кривая спроса на деньги пологая), то увеличение предложения денег не приведет к значительному снижению ставки процента (рис. 10) Существенное снижение ставки процента в результате роста предложения денег может не привести к серьезному увеличению инвестиционных расходов, если их чувствительность к изменению ставки процента низка (кривая инвестиций крутая)
Рисунок 10– Возможные сбои денежной трансмиссии при стимулирующей монетарной политике
1) Если чувствительность инвестиционного спроса к динамике ставки процента высока, и инвестиционные расходы увеличились в результате падения ставки процента, то рост совокупных расходов может не привести к увеличению реального выпуска, если экономика находится в состоянии полной занятости (на уровне потенциального объема производства), что соответствует вертикальной кривой совокупного предложения .
Таким образом, нарушение в любом звене передаточного механизма могут свести на нет или существенно ослабить воздействие монетарной политики на экономику.
Более того, наличие у монетарной политики значительного внешнего лага, т.е. запаздывания воздействия изменения предложения денег на экономику, обусловленного многоступенчатостью денежного передаточного механизма (даже в том случае, когда нет сбоев в его функционировании) может привести к дестабилизации экономики. Например, решение об увеличение денежной массы, принятое в период спада, может дать свой результат, когда экономика уже достигнет бума, что вызовет усиление инфляционных процессов. И наоборот, продажа государственных ценных бумаг центральным банком с целью снижения деловой активности в условиях «перегрева» экономики может сказаться, когда экономика будет находиться в глубоком спаде, и это только усугубит ситуацию.
• Наличие побочных эффектов, вызываемых изменением предложения денег, которые также снижают эффективность монетарной политики.
• Противоречивость целевых ориентиров (дилемма целей) монетарной политики. Дело в том, что центральный банк не может одновременно регулировать и предложение денег, и ставку процента, поскольку оба эти показателя определяют координаты точки равновесия денежного рынка. Если центральный банк ставит целью поддержание на неизменном уровне ставки процента, то поскольку при увеличении спроса на деньги
• Потеря центральным банком контроля над предложением денег в условиях зависимости монетарной политики от фискальной политики правительства. В этом случае предложение денег также превращается из экзогенной величины в эндогенную. Если деятельность центрального банка направлена на решение бюджетных проблем, т.е. обеспечение финансирования роста государственных расходов (при проведении правительством стимулирующей фискальной политики) или финансирования дефицита государственного бюджета, то монетарная политика становится полностью подчиненной решению проблем фискальной политики.
Кроме того, политика центрального банка не может быть независимой, а предложение денег экзогенной величиной в открытой экономике при режиме фиксированных валютных курсов, поскольку изменение предложения национальной валюты (валютные интервенции ЦБ), особенно в условиях абсолютной мобильности капитала, подчинено цели поддержания на неизменном уровне валютного курса национальной денежной единицы.
В экономической литературе выделяют четыре основных типа режимов денежно-кредитной политики :
1) Таргетирование обменного курса;
2) Таргетирование денежных агрегатов;
3) Таргетирование инфляции;
4) Денежно-кредитная политика без явного номинального якоря.
Выделяются три механизма денежной трансмиссии, каждый из которых присущ тому или иному типу режима кредитно-денежной политики страны:
1) Процентный канал;
2) Кредитный канал;
3) Канал цен активов.
Процентный канал присущ второму типу таргетирования. Схема функционирования процентного канала денежной трансмиссии может быть представлена в следующем виде:
денежная масса¬ + процентная ставка + инвестиции¬ + выпуск¬.
Механизм действия кредитного канала представляется более разнообразным. Схема функционирования канала банковского кредитования может быть представлена как:
денежная масса¬ - депозиты¬ = кредиты¬ - инвестиции¬ - выпуск¬.
Канал баланса активов и пассивов выглядит следующим образом: денежная масса¬ + капитализация¬ + риск (асимметрия информации) = кредиты¬ + инвестиции¬ + выпуск
В случае канала денежных потоков:
денежная масса¬ + денежные потоки¬ + риск (асимметрия информации) = кредиты¬ +инвестиции¬ +выпуск¬.
Для канала непредвиденного роста уровня цен:
денежная масса¬ + цены¬ (неожидаемый рост) +чистые активы¬ + риск (асимметрия информации) = кредиты¬ + инвестиции¬ + выпуск¬. Канал денежной трансмиссии, связанный с эффектом ликвидности домохозяйств устроен как: денежная масса¬ + цены финансовых активов¬ + чистые активы домохозяйств¬ +вероятность финансовых затруднений + потребление товаров длительного пользования и расходы на недвижимость¬ + выпуск¬..
Все кредитные каналы присущи таргетированию денежных агрегатов.
Третьим механизмом денежной трансмиссии в экономике называется канал цен активов (таргетирование инфляции) .
Исторически первым вариантом данного механизма трансмиссии является теория Тобина: денежная масса¬ + капитализация¬ + инвестиции¬ + выпуск¬. Другой важной разновидностью механизма денежной трансмиссии на основе цен активов является курсовой канал :
денежная масса¬ + внутренняя процентная ставка + обменный курс национальной валюты + чистый экспорт¬ +выпуск¬. Последним вариантом механизма цен активов, близким по сути к эффекту ликвидности домохозяйств, является канал эффекта богатства: денежная масса¬ + цены финансовых активов¬ +богатство домохозяйств¬ + потребление¬ +выпуск¬.
Таким образом, механизм денежной трансмиссии в общем виде может быть схематично представлен как:
1) изменение денежного предложения
2) влияние на финансовый сектор (процентные ставки, курс, цены финансовых активов, премия за риск)
3) влияние на реальный сектор (инвестиции, потребление, чистый экспорт)
4) изменение выпуска.
Различия между каналами денежной трансмиссии проводятся на основе предположений о характере взаимосвязей в экономике при переходе от первой ко второй и от второй к третьей ступеням.
1.3 Понятие и показатели эффективности денежно-кредитной политики
Денежно-кредитная политика, как и другие виды политики, осуществляется в ситуации, когда одновременно требуется обеспечить повышение уровня жизни населения и структурную модернизацию экономики. Это накладывает главное ограничение - денежно-кредитная политика должна балансировать процентные ставки, чтобы обнаруживался компромисс между потреблением и инвестированием. Помимо этого, потребуются дополнительные денежные ресурсы на погашение внешнего и внутреннего долга и обеспечение безопасности страны. Реализация всех правительственных программ требует, чтобы экономический рост не снизился в своем темпе до определенной отметки. Это можно осуществить, поддерживая совокупный спрос, особенно на товары и услуги потребительского назначения. Следовательно, денежная база должна расширяться постепенно, в соответствии с институциональным расширением экономики .
Критерием эффективности денежно-кредитной политики является не темп инфляции, а обеспеченность экономических структур деньгами, транзакционные издержки получения кредитов, издержки функционирования всей банковской системы и наиболее полного использования активов банков и сбережений населения на нужды экономики. Денежно-кредитная политика не проводится отдельно от бюджетной, фискальной политики. Необходимо постоянно тестировать их на предмет сочетаемости и полезности в решении конкретных задач экономического развития. Кредиты должны получаться легко и так же возвращаться - этим определяется рентабельность кредитной системы, потенциал ее транзакционной устойчивости. Если банковская система обрастает инструкциями, условностями, бумажными документами, это говорит о бюрократизации кредита и серьезных затруднениях в развитии реального сектора экономики, да и банков тоже. Введение различных процедур, стандартов, отчетных документов и позиций при весьма скромных активах банков, при отсутствии снятия неэффективных институтов, мешающих активной работе банков в экономике, является высшим проявлением бюрократизации этих структур и их низкой эффективности. Если на это наслаивается модель поведения самих банков, нацеленная на избежание рисков, распределение денежных средств только в надежные объекты чуть ли не со стопроцентной гарантией, то налицо изменение принципов функционирования банков, изменение их содержания и назначения .
Важным фактором повышения эффективности денежно-кредитной политики должно стать совершенствование банковской системы, нацеленное на создание системы эффективного финансового посредничества. Развитие банковской системы будет способствовать активизации трансмиссионного механизма передачи сигналов от денежно-кредитной политики экономике, созданию условий, которые позволят использовать денежно-кредитные механизмы для стимулирования роста национальной экономики без угрозы усиления инфляционных процессов .
Эффективность кредитно-денежной политики государства, как правило выражается в основных показателях состояния экономики, к которым относятся :
- Показатели движения капитала между странами: платежный и торговый балансы;
- индикаторы состояния финансовых рынков, которые определяют интерес движения основной массы капитала между странами: процентные ставки по различным видам инвестиций и фондовые индексы.
- Показатели макроэкономического развития, внутреннего спроса и потребления, производства, занятости, цен.
- Индексы экономической активности (деловой, потребительской), а также индекс оптимизма;
- индикаторы кредитно-денежного регулирования экономики.
Платежный и торговый балансы являются четкими индикаторами по движению капитала (в частности, валютных активов из страны в страну).
Глава 2. Анализ основных показателей кредитно –денежной политики России
2.1. Основные направления кредитно-денежной политики России
В «Основных направлениях единой государственной денежно-кредитной политики на 2009 год и период 2010 и 2011 годов» отражаются главные задачи, стоящие перед Банком России в указанный период в соответствии с проводимой Правительством Российской Федерации экономической политикой, и определяются меры денежно-кредитной политики, ведущие к достижению поставленных целей .
Установление целевых ориентиров прироста потребительских цен в рамках трехлетнего скользящего периода, превышающего продолжительность основных лагов в действии трансмиссионного механизма денежной политики, позволяет учитывать влияние динамики денежного предложения и решений о корректировке его годовой траектории на инфляцию за пределами одного календарного года. Кроме того, объявление среднесрочной стратегии денежно-кредитной политики способствует стабилизации инфляционных ожиданий экономических агентов, в том числе в условиях непредвиденных изменений внешне- и внутриэкономических факторов конъюнктурного характера.
Банк России и Правительство Российской Федерации в вариантах развития российской экономики в 2009 году и в период 2010 и 2011 годов исходят из единых оценок внешних и внутренних условий ее функционирования. В предстоящие три года основной задачей денежно-кредитной политики является последовательное снижение инфляции до 5-6,8% в 2011 году (из расчета декабрь к декабрю).
Общемировая тенденция существенного роста цен на продукты питания и энергоносители, а также опережающий рост внутреннего спроса уже в 2007 году обусловили более высокую, чем предполагалось ранее, инфляцию в России. Поэтому Банком России осуществлялись действия по возвращению инфляции на траекторию снижения. Однако решение этой задачи было осложнено влиянием на российский финансовый рынок кризисных явлений на мировых финансовых рынках, спровоцированных проблемами в экономике США. В результате Банк России был вынужден перенести акцент с контроля над инфляцией на поддержание стабильности банковской системы.
В 2009году используются принципы единой государственной денежно-кредитной политики, сформировавшиеся в последние годы, однако в среднесрочной перспективе ожидается изменение макроэкономических условий ее проведения, что потребует переноса акцента с программирования денежного предложения на использование процентной ставки и перехода от управления валютным курсом к режиму свободно плавающего валютного курса.
Внешние изменения связаны главным образом с неопределенностью динамики мировых цен на энергоносители, которые составляют основу российского экспорта. В соответствии с прогнозом социально-экономического развития в 2009 году и особенно в последующие два года возможное снижение этих цен повлечет за собой сокращение сальдо торгового баланса и уменьшение притока иностранной валюты. Высокие цены на товары российского экспорта в последнее время являлись основополагающим фактором в выборе режима управляемого плавающего валютного курса, в рамках которого Банк России активно противодействовал чрезмерному укреплению рубля путем проведения интервенций на внутреннем валютном рынке. Изменение условий торговли приведет к уменьшению дисбаланса между спросом и предложением на внутреннем валютном рынке и снижению необходимости присутствия на нем Банка России. Ожидается, что к 2010 году прирост валютных резервов может существенно сократиться и увеличение чистых иностранных активов органов денежно-кредитного регулирования перестанет служить основным источником роста денежного предложения .
В этих условиях для обеспечения соответствия объема денежной массы спросу на деньги Банку России необходимо будет активизировать операции по рефинансированию банков. При этом расширятся возможности влияния денежно-кредитной политики на динамику инфляционных процессов с помощью процентной ставки.
Важнейшим внутренним условием, которое окажет влияние на проведение денежно-кредитной политики, является изменение принципов формирования государственного бюджета. Основными новыми моментами бюджетной стратегии являются:
- планирование и утверждение федерального бюджета на трехлетний период в форме закона;
- разделение доходов на нефтегазовые и ненефтегазовые доходы с определением размера нефтегазового трансферта, направляемого на расходы федерального бюджета в рамках преобразования Стабилизационного фонда Российской Федерации в Резервный фонд и Фонд будущих поколений.
В настоящее время стоимость денег в экономике формируется в условиях высокого уровня ликвидности, складывающегося вследствие поступления больших объемов валютной выручки и активных валютных интервенций Банка России. По мере снижения объемов интервенций Банка России на внутреннем валютном рынке все большее влияние на формирование процентных ставок денежного рынка будут оказывать ставки по рыночным инструментам рефинансирования банков (операциям прямого РЕПО). Снижение ставки рефинансирования в соответствии с уменьшением темпов инфляции будет способствовать поддержанию стабильного значения реальной процентной ставки и снижению инфляционных ожиданий участников рынка. В то же время на уровень ставок по операциям связывания ликвидности будет оказывать влияние дифференциал внутренних и внешних процентных ставок.
Для поддержания макроэкономической стабильности Банк России продолжит применять и развивать элементы режима инфляционного таргетирования, наиболее важными из которых являются приоритет цели по снижению инфляции над другими целями и среднесрочный характер ее установления. Для введения инфляционного таргетирования в полном объеме Банку России потребуется перейти к режиму свободно плавающего валютного курса, а также реализовать меры, направленные на использование процентной ставки в качестве главного инструмента денежной политики, выполняющего сигнальную функцию и влияющего на монетарные условия функционирования экономики.
Одним из ключевых условий успешного применения режима инфляционного таргетирования является способность центрального банка влиять на инфляционные ожидания экономических агентов. Поэтому Банк России видит своей задачей увеличение открытости и прозрачности своих действий и повышение степени доверия общества к проводимой политике. Публикация аналитических материалов и информации о развитии ситуации в экономике, денежно-кредитной сфере и банковской системе направлена на разъяснение обществу целей и мер проводимой Банком России политики .
При принятии решений в области денежно-кредитной политики Банк России будет опираться на широкий спектр макроэкономических и финансовых показателей, а также на денежные агрегаты, характеризующие текущие монетарные условия и являющиеся индикаторами будущего инфляционного давления.
Эффективность реализации денежно-кредитной политики определяется возможностями Банка России по управлению ликвидностью банковского сектора, которые, в свою очередь, тесно связаны с состоянием внутреннего финансового рынка и платежной системы. Действия Банка России будут направлены на повышение доступности инструментов рефинансирования для кредитных организаций, снижение трансакционных издержек и развитие рыночной инфраструктуры, построение системы валовых расчетов в режиме реального времени.
Таблица 1 - Оценка показателей денежной программы на 2009 год (млрд. рублей)
Показатель 01.01.08 01.06.08 01.01.09 01.01.10 Прирост за 2008 год
Денежная масса (узкое определение ) 3208 3264 3687 4087 879
- наличные деньги в обращении (вне Банка России) 3062 3110 3504 3896 834
- обязательные резервы 146 154 183 191 45
Чистые международные резервы 7998 10517 9574 11009 3011
Чистые внутренние активы -4789 -7253 -5887 -6922 -2133
Чистый кредит расширенному правительству -3696 -4851 -5326 -4951 -1255
Кредит федеральному правительству -3350 -4186 -5086 -4551 -1201
Остатки средств консолидированных бюджетов -346 -664 -240 -400 -54
Чистый кредит Банкам -810 -2006 -637 -1542 -732
- валовой кредит 28 0 5 5 -23
- корр.счета кредитных организаций, депозиты в Банке России и другие инструменты абсорбирования свободной банковской ликвидности -838 -2006 -642 -1547 -708
Прочие чисты неклассифицированные активы -283 -397 76 -429 -146
При сохранении складывающихся в январе - мае 2008 года экономических тенденций годовой прирост денежной массы и денежной базы может оказаться выше, чем было предусмотрено в "Основных направлениях единой государственной денежно-кредитной политики на 2008 год". Усилившаяся в 2008 году тенденция замедления скорости обращения денег, а также активизация внутреннего спроса за счет ускоренного роста его инвестиционной компоненты дают основание повысить оценку годового прироста денежного агрегата М2 до 37 - 39%. В связи с этим оценка величины денежной базы в узком определении в денежной программе увеличена до 4087 млрд. рублей. Если воздействие факторов притока капитала и ускорения темпов экономического роста до конца года усилится по сравнению с наблюдаемым в январе - мае, годовой прирост денежной массы М2 может достигнуть и более высокого уровня. Тем не менее при условии соответствия формируемого денежного предложения возросшему спросу на деньги замедление инфляции может продолжиться .
В отличие от кредитно-денежной политики, разрабатываемой в 2008 году, новый документ предусматривает Режим свободно плавающего валютного курса необходимый для введения таргетирования инфляции в полном объеме. При этом одновременно с сокращением участия Банка России в курсообразовании производится реализация комплекса мер по превращению процентной ставки Банка России в главный инструмент денежно-кредитной политики, влияющий на инфляционные ожидания экономических агентов и формирующий монетарные условия функционирования экономики.
Кроме того в сравнении с предыдущей кредитно-денежной политикой с 2009 года ожидается сокращение валютных интервенций, которое может существенно уменьшить роль чистых иностранных активов органов денежно-кредитного регулирования как основного источника роста денежного предложения.
Важным отличием предыдущих документов в части процентной политики Банк России с 2009 года будет осуществлять исходя из состояния экономики и динамики инфляции. Важной задачей при этом является постепенное сужение коридора процентных ставок по собственным операциям Банка России и снижение волатильности ставок денежного рынка.
Новая кредитно-денежная политика учитывает влияние риска для российского банковского сектора, который существенно увеличился в условиях международного финансового кризиса. Основным инструментом при этом является существенное ограничение доступа к ресурсам с международных рынков капитала и сокращение возможностей внешнего рефинансирования ранее привлеченных заимствований в связи со значительным подорожанием привлеченных средств для первоклассных заемщиков и фактическим исключением такой возможности для других заемщиков.
В целях снижения негативного влияния международных финансовых потрясений на экономику и финансовые рынки России новая политика реализует комплекс мер по частичному замещению выбывших кредитных ресурсов банков и восстановлению нормального кредитного цикла. Эти меры направлены на исключение системной угрозы устойчивости банковского сектора.
Можно перечислить приоритеты денежно-кредитной политики, которые не в полном объеме согласуются с теми ориентирами и целями, которые устанавливаются Центральным банком .
1. Целевые ориентиры социально-экономического развития страны должны исходить из текущей динамики экономических процессов и предполагать положительную динамику этих процессов в будущем на основе: социальной стабильности и улучшения социальных индикаторов, структурных изменений, должной инвестиционной активности, включая банковскую систему, использования всех инструментов денежно-кредитной и фискальной политики, в том числе и за счет увеличения государственного долга и выполнения бюджетных обязательств за счет регулирования налоговой нагрузки, дефицита бюджета.
2. Денежно-кредитная политика должна быть направлена на гарантированное обеспечение темпа экономического роста и темпа инфляции, соответствующего темпу развития экономики и отражающего структурную ее неэффективность. При этом каналы распределения кредита должны способствовать структурной модификации экономики с потенциальным исключением структурной основы инфляции. Таким образом, денежно-кредитная политика должна распадаться на две составляющие: одна гасит инфляцию текущую, другая исключает инфляцию будущую. Кроме того, денежно-кредитная политика обеспечивает устойчивую динамику обменного курса национальной валюты с тем, чтобы исключить возникновение валютных
|