СКАЧАТЬ РАБОТУ БЕСПЛАТНО -
1. Внешние и внутренние детерминанты профессиональной деятельности журналиста
Для современного развития науки, изучающей профессиональную деятельность, характерны тенденции формирования теории системного исследования профессиональной деятельности и реализации системно-структурного подхода в решении научно-практических задач. Системный подход к профессии журналиста позволяет выделить три группы детерминант, задающих требования к специалисту [9, 14]:
1) внешние относительно профессиональной среды детерминанты – требования государства, требования социума, требования рынка;
2) внутренние – требования профессиональной среды, профессионального сообщества, профессиональной школы;
3) личностные – удовлетворение потребностей в образовании, в самореализации, в социальном статусе.
Выделенные нами компоненты одновременно характеризуют позицию профессиональной журналистской деятельности в общественной деятельности в целом, а также дают возможность охарактеризовать собственно профессиональную среду журнализма. Рассмотрим их подробнее.
Внешние детерминанты профессии журналиста
1. Требования государства
Журналистику нельзя назвать независимой от политики и государственной идеологии. Журналистика всегда либо поддерживает государство, либо напротив оказывается в оппозиции к власти. Случай, когда возникает различие понимания государственных интересов у журналиста и чиновников, включая чиновников самого высокого ранга, можно рассматривать, как частный. Необходимо правда отметить, что журналистская критика подчас оказывалась гораздо более государственной и позитивной, чем замалчивание этой критики со стороны власти.
При этом государство всегда должно отстаивать свои интересы, регулирую отношения, как со своими приверженцами, так и со своими критиками. В правовом государстве эти отношения регулируются с помощью юридических законов и норм, в тоталитарном государстве с помощью силовой системы ограничений информационно-коммуникативной деятельности, в частности с помощью института цензуры и репрессивного аппарата [7].
Кроме того, государство, по крайней мере, так сложилось в России, берет на себя обязательство по профессиональной сертификации специалистов, то есть устанавливает такие параметры профессии, как требуемый формальный уровень образования, определение специальности, квалификацию, общее предназначение специалиста, функциональное предназначение специалиста, содержание деятельности, тип учреждения, в котором может работать специалист, функционально-уровневый приоритет деятельности, характеризующий возможности диверсификации деятельности.
2. Требования социума
Более сложными и многоплановыми являются отношения журналистики и общества (социума).
Во-первых, потому, что журналистика является социальным институтом, возникшим не по чьей то индивидуальной прихоти или политической воли, а являющегося следствием объективного социально-культурного развития [3].
Во-вторых, потому, что журналистика как социальный институт имеет четко определенные функции, права и обязанности перед обществом;
В-третьих, – потому, что общество формулирует, а журналистика выполняет определенный социальный заказ, точно также как это делают социальные институты науки, здравоохранения, образования, и т.п.
Последнее и является ключом к пониманию того, что должна журналистика обществу, и что она вправе ждать от него.
Социум требует от журналиста осуществления определенных видов деятельности и долженствования, предоставляя ему место в общей системе разделения труда, определяет условия и ограничения его деятельности в профессиональном поле, а также закрепляет за журналистикой определенную сферу ответственности и диктует необходимость формирования видения своей миссии..
Операционно задачи журналистики, поставленные обществом, реализуются через массовую коммуникацию, которая:
- осуществляется в больших социальных группах;
- обладает специальными каналами;
- оперирует определенными знаковыми системами;
- отличается «отсроченным» характером обратной связи.
Также от журналистского профессионализма общество требует также умения прогнозировать события. Другой важный аспект ожиданий социума заключается в адекватности стиля, формы и языка журналистских материалов языку массовой аудитории. СМИ, как и любое коммуникативное средство, проходит этапы кодирования и декодирования информации, следовательно, для обеспечения понимания необходимо использовать такие культурные коды, которые соответствуют актуальному состоянию общества.
3. Требования рынка
Продукция журналистской деятельности является товаром, то есть должна обладать не только потребительской ценностью, но и целым рядом параметров, обеспечивающих саму возможность присутствия этого товара на рынке. К таким параметрам относятся, например, ряд коммуникативных характеристик: бренд, имидж, позиция в секторе рынка и т.п. Также товаром являются и профессиональные компетенции журналиста, позиционирующиеся на рынке вакансий. Они определяются в первую очередь спецификой работы. Наиболее важной специфической чертой журналистской профессии является ее универсальность, то есть сочетание узкопрофессиональных качеств, связанных с подготовкой журналистских материалов со способностью быстро осваивать разнообразные профессиональные области. К числу узкопрофессиональных требований сегодня добавляется умение уверенно использовать в своей деятельности телекоммуникационные и компьютерные технологии.
Важную роль играют тенденции развития профессии. Журналистика продолжает оставаться одной из наиболее престижных профессий, вместе с тем наметились тенденции изменения форм ее осуществления за счет включение коммуникативных компонент, появления смежных профессиональных сред (например, PR), трансформаций профессии в связи со становлением интернет-журналистики [1].
Наконец, важно расширение видов ответственности, которые берет на себя журналистика. К ним относятся:
- подготовка информационно-аналитических текстов, (а также ауди-видео-материалов) редактирование, рецензирование и другие виды работы с текстом;
- освоение новых методов, средств и технологий информационно-коммуникативной деятельности;
- проектирование, создание и управление событиями, сценирование и режиссура;
- управление персоналом редакций;
- организация коммуникаций с источниками информации, оценка качества информации;
- аналитика, экспертиза, консалтинг, журналистские расследования;
- участие в научной деятельности в том числе конференциях, семинарах.
Журналистика продолжает универсионализироваться и одновременно специализироваться, открывая специалистам широкие возможности для профессионального карьерного роста.
Внутренние профессиональные детерминанты
1. Требования профессиональной среды
Профессиональной средой журналиста является компонент системы массовых коммуникаций (СМК), включающей редакционные системы, медиарынок, профессиональное медиасообщество, аудитории, и т.п. в качестве своих подсистемы. Эта профессиональная среда порождает события, заключающиеся в создании новых коммуникаций и изменении структуры коммуникаций. Система медиа-коммуникаций представима в форме гипертекста, по свойству которого медиа среда системно подобна глобальной СМК. Следовательно, как отмечает Л.Г. Свитич, она проявляет свойства полионтологичности и виртуальности и подвержена процессу спонтанного повышения уровня своей организованности и сложности. Каждая отдельная коммуникация в ней является одновременно и средством коммуникации, и самим сообщением. В какой-то степени среда моделирует и поддерживает социально-коммуникативную сферу будущего, то есть практически будущую социокультурную реальность [13].
2. Требования профессионального сообщества
Профессиональное сообщество журналистов, как и любое профессиональное сообщество, предъявляет к собратьям по цеху достаточно определенные, но далеко не всегда зафиксированные требования.
Эти требования касаются в основном двух моментов:
1) наличие профессионализма;
2) принятие и исполнение этических норм и правил в отношениях с коллегами, в отношениях с аудиториями, в отношениях с рынком.
Эти группы требований определяются как письменными документами, этическим кодексом, например, так и неписанными законами, выработанными журналистским сообществом, постигнуть которые можно, только включившись в это сообщество.
3. Требования профессиональной школы.
Профессиональная школа журналистики является многоступенчатой структурой. Журналист – это, как правило, человек с высшим образованием - специалист, бакалавр или магистр, а также тот, кто имеет диплом о высшем образовании другого профиля, и прошел профессиональную переподготовку по журналистике [4]. Существует также система подготовки специалистов высшей научной квалификации по журналистике, готовящая кандидатов и докторов филологических наук.
Профессиональная школа готовит специалистов в соответствии с требованиями, которые предъявляют к журнализму социум, государство и профессиональное сообщество. Эти требования оформляются в систему многоуровневых квалификационных характеристик. Но если система сертификации в профессиональном сообществе основывается на оценке результата деятельности журналиста, то в профессиональная школа обращает внимание, прежде всего, на необходимый знаниевый компонент. Таким образом, школа отвечает за то, чтобы журналист обладал необходимым набором знаний, умений и навыков, что отражается в государственном образовательном стандарте. Этот стандарт вырабатывается при участии государственных органов, а также компетентных ученых, специалистов, преподавателей отрасли [4].
Отметим здесь некоторые качества, специфичные для современного журналиста [11]:
- способность использовать преимущества гипертекстовой структуры представления знания в целях повышения эффективности своих сообщений;
- умение адаптировать свои материалы к возможностям используемых коммуникативных средств и способностью формулировать технические требования к развитию этих средств;
- способностью определить рыночные характеристики, социальный статус, культурное значение своего информационно-коммуникативного продукта;
- умением организовывать коллективные формы работы в Интернете;
- способностью инициировать и поддерживать процессы освоения незнакомых знаниевых областей;
- умением определять цели и ценности своих аудиторий и аудиторий изданий;
- знакомством с правовыми основами своей деятельности;
- знакомством с философскими проблемами развития коммуникаций, информационного общества, современного цивилизационного и культурного процесса, отечественной историей и культурой;
- представлением о месте ноосферного сознания в структуре личности и его роли в социальном и профессиональном поведении человека, основах виртуалистики, синергетики, психологии массовых коммуникаций;
- знакомством с креативными технологиями работы со знанием, основами методологии мыследеятельности и системного анализа;
- знакомством с основами психологии безопасности информационной безопасности, и экологии информационных пространств;
- компьютерной и телекоммуникационной грамотностью на уровне пользователя.
Личностные детерминанты
Личностные детерминанты проявляются потому, что не только профессия выбирает человека, но и человек профессию. Человек ждет от профессии, что занятие ею будет не только приносить ему средства к существованию, но и обеспечивать его развитие как личности, будет делать жизнь его полнее, да и просто будет ему нравиться. Иными словами, существуют еще и требования, предъявляемые специалистом к своей профессии [12]. Они сводятся в основном к трем:
1. Требование постоянного повышения своего образования, выступающего здесь в роли не условия, а цели деятельности, то есть одной из личных ценностей.
В частности можно выделить следующие накапливаемые с опытом качества: профессиональная компетентность и ответственность; умение работать с информацией с применением телекоммуникационных средств; поисковая исследовательская активность; самостоятельность и креативность; системное мышление; умение работать с текстом; умение организовывать коллективную деятельность; проектирование, прогнозирование, планирование; комплекс качеств менеджера; эрудиция и др.
2. Требование реализации в профессиональной деятельности своих личностных качеств.
Возможность самореализации является следствием многокомпонентности и многомерности профессии. Трудно назвать способность, которая не могла бы быть реализована в журналистике. Если человек обладает литературным талантом, то он реализует его, готовя тексты, если музыкальными способностями, то это позволит ему стать редактором или ведущим музыкальных передач. Если он занимался спортом, то у него появляется шанс стать спортивным журналистом и т.д., и т.п.
3. Требование достижения определенного социального статуса и материального положения.
Одно из существенных преимуществ выбора профессии журналиста является ее относительно высокий социальный статус. Престижность профессии объясняется не только ее многокомпонентностью и сложностью, но и тем, что журналист обязан присутствовать в центре событий. Это создает у него имидж хорошо информированного человека, а также открывает возможности установление связей с элитами.
Что касается материальной стороны вопроса, то профессия журналиста остается одной из самых высокооплачиваемых.
Таким образом, как мы видим, выделенные детерминанты профессии журналиста соответствуют и определяют его работу в трех проекциях: внешней, внутренне профессиональной и личностной. При этом следует отметить, что все составляющие этих детерминант не являются абстрактными характеристиками, а отражены в специальных документах. Одним из таких документов является должностные инструкции журналиста, в которых находят свое отражение основные критерии оценки и особенности работы специалиста в этой области.
2. Должностная инструкция в журналистике
Должностные инструкции в журналистике имеют как общую формулировку, так и частную, в зависимости от специализации журналиста. Вначале рассмотри общие моменты. Итак, должностные инструкции в журналистике содержат [6]:
I. Общие положения
1. Должностная инструкция определяет должностные обязанности, полномочия и ответственность, а также условия работы журналиста структурного подразделения (далее Подразделения).
2. Журналист назначается на должность и освобождается с должности в соответствии с действующим трудовым законодательством приказом генерального директора компании.
3. Журналист подчиняется главному редактору Подразделения.
4. В период временного отсутствия журналиста его обязанности выполняет лицо, назначенное в установленном порядке. Данное лицо приобретает соответствующие права и несет ответственность за исполнение указанных обязанностей.
II. В своей работе руководствуется и должен знать:
1. Законодательство о СМИ.
2. Основы издательской деятельности и производства.
3. Методы подготовки материалов для печати.
4. Методы редактирования.
5. Грамматику и стилистику языков.
6. Методы интервьюирования.
7. Журналистскую этику.
8. Средства компьютерной техники, коммуникации и связи.
9. Правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты.
10. Правила пользования оргтехникой и ПК.
11. Правила внутреннего трудового распорядка.
III. Должностные обязанности:
1. Готовить информацию для изданий Подразделения.
2. Осуществлять подготовку информационных материалов на заданные темы согласно требованиям редакции и предоставлять в виде, предусмотренном редакцией.
3. Готовить вопросы для интервью, назначать встречи, выезжать на место их проведения, проводить интервью.
4. Обрабатывать информацию, собранную в ходе интервью. Представлять эту информацию в виде информационных материалов в определенном жанре.
5. Производить проверку достоверности информации. Редактировать материалы, следить точностью фактических данных: цифры, имена, фамилии.
6. Готовить информационные материалы в соответствии с графиком, утвержденным главным редактором.
7. Готовить не менее трех публикаций или информационных сообщений за пять рабочих дней.
8. Создавать и вести информационные базы, необходимые для подготовки материалов.
9. Ставит в известность главного редактора о возможных срывах в работе, влекущих за собой несвоевременную подготовку материала и подачу в печать.
10. Предлагать новые идеи.
11. Стремится к повышению профессионального и личного роста, обучению, самосовершенствованию.
12. Поддерживать позитивный моральный климат в офисе. Проявлять взаимовыручку, ответственность, доверие, поддержку, оптимизм.
13. Выполнять отдельные служебные поручения непосредственного руководителя.
14. Выполнять правила трудового распорядка, принятые в компании.
IV. Должностные полномочия:
1. Запрашивать от сотрудников и руководителей Подразделения информацию и документы, необходимые для выполнения своих должностных обязанностей.
2. Знакомиться с документами, определяющими права и обязанности по занимаемой должности, критериями оценки качества исполнения должностных обязанностей.
3. Вносить на рассмотрение руководства предложения по совершенствованию работы, связанной с предусмотренными настоящей инструкцией обязанностями.
V. Должностная ответственность:
1. За невыполнение или ненадлежащее выполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей инструкцией, – в пределах, установленных действующим трудовым законодательством России.
2. За неисполнение должностных обязанностей.
3. За нарушение правил внутреннего распорядка компании.
4. За нарушение деловой этики.
5. За нерациональное использование компьютерной техники.
6. За правонарушения, совершенные в процессе своей деятельности, установленные действующим законодательством Украины.
7. За предоставление недостоверной информации руководству.
8. За небрежное отношение к ведению документации.
VI. Условия работы:
1. Режим работы журналиста определяется в соответствии с Правилами внутреннего трудового распорядка, установленными в компании.
2. Журналист в связи с производственной необходимостью может выезжать в служебные (местные и региональные) командировки.
В зависимости от специализации в журналистике могут применяться и специальные должностные инструкции. Рассмотрим, например, должностные инструкции собственного корреспондента.
Должностная инструкция собственного корреспондента включает в себя следующие пункты [8]:
I. Общие положения
1. Собственный корреспондент относится к категории специалистов.
2. Собственный корреспондент должен знать:
- Законодательство о средствах массовой информации.
- Специфику информационной работы.
- Основы газетно-журнального производства.
- Методы подготовки материалов в печать.
- Методы редактирования.
- Грамматику и стилистику русского языка.
- Методику интервьюирования.
- Этику журналистской деятельности.
- Правила пользования записывающим оборудованием, диктофонами и пр.
- Правила эксплуатации и работы на персональных компьютерах.
- Методы обработки информации с использованием современных технических средств коммуникации и связи, компьютеров.
- Правила внутреннего трудового распорядка.
- Основы трудового законодательства.
II. Должностные обязанности
1. Собственный корреспондент:
2. Обеспечивает редакцию оперативной информацией и другими материалами, готовит собственные публикации.
3. Устанавливает контакты по заданию редакции или по собственной инициативе с государственными органами, органами местного самоуправления, предприятиями, гражданами для получения необходимой информации; своевременно информирует редакцию о предстоящих событиях.
4. Выезжает на места для освещения событий на определенной редакцией территории, получает аккредитации в установленных случаях.
5. Выполняет обязанности представителя редакции по месту нахождения корреспондентского пункта.
6. Готовит наиболее ответственные материалы по закрепленным за ним направлениям работы.
7. Производит записи, в том числе с использованием средств аудио- и видеотехники, кино- и фотосъемки, с соблюдением требований законодательства о средствах массовой информации.
8. Производит проверку достоверности полученной информации, выполняет иные требования законодательства о средствах массовой информации.
9. Принимает участие в разработке перспективных и текущих планов редакции, разрабатывает предложения по освещению отдельных тем, осуществляет поиск новых тем.
10. Формирует авторский актив.
11. Редактирует авторские материалы, обеспечивает правильность приводимых цитат, имен, цифр и других фактических данных.
12. Составляет подборки, рубрики, готовит их для печати и выпускает их в соответствии с утвержденным графиком.
13. Обобщает материалы внештатных корреспондентов, оказывает им творческую помощь.
14. Подготавливает обязательный минимум информации, установленный распоряжением главного редактора.
15. Ставит в известность главного редактора о возможных исках и предъявлении иных предусмотренных законом требований в связи и с распространением подготовленного им сообщения или материала.
16. По заданию руководства работает с письмами, поступающими в редакцию.
17. Готовит справки и другие служебные документы.
III. Права
1. Собственный корреспондент имеет право:
2. Знакомиться с документами, определяющими его права и обязанности по занимаемой должности, критерии оценки качества исполнения должностных обязанностей.
3. Вносить на рассмотрение редакции предложения по совершенствованию работы, связанной с предусмотренными настоящей должностной инструкцией обязанностями.
4. Требовать от редакции обеспечения организационно-технических условий оформления документов, необходимых для исполнения должностных обязанностей.
IV. Ответственность
1. Собственный корреспондент несет ответственность:
2. За ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией - в пределах, определенных действующим трудовым законодательством России.
3. За правонарушения, совершенные в процессе осуществления своей деятельности - в пределах, определенных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством России.
4. За причинение материального ущерба - в пределах, определенных действующим трудовым и гражданским законодательством России.
5. Должностная инструкция главного диктора телевидения и радиовещания
Итак, анализ должностных инструкций журналиста показывает, что работа в этой области носит сложный и в то же время интересный характер проявления. Работа и анализ большого количества информации, документов, общение с людьми, поиск источников данных и нового материала должны в труде журналиста переплетаться с высоким знанием законодательства, этических норм и принципов работы, высоким уровнем ответственности и образованности, интеллектуальности.
Выше обозначенный перечень должностных инструкций определяет основные задачи и цели работы журналиста, определяемыми детерминантами журналистской деятельности, рассмотренными выше.
Заключение
Особенностью журналиста является то, что для его эффективной работы ему то и дело приходится внедряться в различные профессиональные и социальные среды, как с целью получения информации, так и для того, чтобы освоить язык своих потенциальных аудиторий. Следовательно, элементами профессиональной среды журналиста становятся профессиональные среды, непосредственно к журналистике отношения не имеющие, но требующие от журналистов компетентности не только в предмете освещения (например, в спорте или экономике), но и в профессиональных отношениях, специфичных для этих сред. От того, признают ли журналиста за своего милиционеры или металлурги, зависит, в конечном счете, успех и качество материала. Следовательно, профессиональной обязанностью журналиста в рамках его тематических специализаций является освоение этих профессиональных сред и даже сознательное формирование вокруг себя круга людей, компетентных в интересующей журналиста теме.
Должностные инструкции журналиста помогают ему определить в этой среде границу между качественной и некачественной работой, его обязанностями и правами, условиями, в которых он может работать и которые могут быть вне пределах его компетентности и полномочий. Знание должностных инструкций журналистами во многом определяет, в конечном итоге, качество и эффективность его работы.
Литература
1. Авраамов Д.С. Профессиональная этика журналиста. - М., 1999.
2. Горохов В.М. Основы журналистского мастерства. - М., 1999. – С.16.
3. Грабельников А.А., Работа журналиста в прессе. - М., 2001.
4. Гуревич С.М. Экономика СМИ. - М., 2002. –С.192.
5. Гуревич С.М. Основы научной организации журналистского труда. - М., 1987.
6. Должностные инструкции журналиста/ Сб. Информация для бизнеса. - М., 2007.
7. Калмыков А. Структура профессии журналиста и анализ ее составляющих// Научно-культурологический журнал. – № 8. - 2008.
8. Корконосенко С.Г. Основы журналистики. - СПб., 2000.
9. Климов Е.А. Путь в профессию. – СПб., 2004.
10. Орчаков О.А. Основы образовательной технологии. – М., 1998. – С. 67.
11. Прохоров Е.Л. Введение в теорию журналистики. - М., 2000.
12. Прохоров Е.Л. Журналистика и демократия. - М., 2001.
13. Свитич Л.Г. Профессия: журналист. – М., 2003. – С. 22.
14. Талызина Н.Ф.Теоретические проблемы разработки модели специалиста. // Современная высшая школа. –№ 2/54/, 1986. – С. 75-86.
|