СКАЧАТЬ РАБОТУ БЕСПЛАТНО -
1. ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ ЕЭС
В 1955 г. министрами иностранных шести государств (Франция, ФРГ, Бельгия, Голландия, Люксембург и Италия) было принято решение о подготовке договора, предусматривающего расширение сферы экономической интеграции, и резолюция о создании "Общего рынка". Одновременно прорабатывался вопрос об интеграции атомной промышленности стран Западной Европы. В результате 25 марта 1957 г в Риме был подписан Договор об учреждении Европейского экономического сообщества (ЕЭС), известный как Римский договор, а также Договор о создании Европейского сообщества по атомной энергии (Евратом), который вступил в силу 1 января 1958 г.
Целью договора было объединение усилий стран-членов для развития ядерной энергетики в мирных целях. В Римском договоре подчеркивались его сугубо экономические цели. В политическом плане говорилось (в преамбуле) лишь о решимости стран-участниц заложить основы для более тесного союза европейских народов. Вместе с тем теперь можно с уверенностью сказать, что по замыслу авторов Римского договора развитие интеграционных процессов должно было привести к последовательному образованию не только таможенного, но и экономического, а затем и политического союза стран ЕЭС. Римский договор представлял собой последовательную программу экономической интеграции. При этом в качестве основной задачи предусматривалось создание Общего рынка путем ликвидации национальных барьеров на пути свободного движения товаров, рабочей силы, услуг и капиталов.
Предполагался и постепенный переход к проведению единой политики в различных областях экономической и социально-экономической жизни стран-участниц (сельское хозяйство, конкуренция, транспорт, налогообложение и проч.). Переход к единой торговой политике должен был обеспечить согласованные действия участников группировки во внешнеэкономической сфере и выступление ЕЭС как единого целого в системе международных экономических отношений.
В 1973 году к этим странам присоединились Дания, Ирландия и Великобритания, в 1981 году – Греция, а в 1986 году – Испания и Португалия.
Австрия, Финляндия и Швеция стали членами Союза в январе 1995 года, после того как вопрос о вступлении в ЕС был одобрен в июне, октябре и ноябре 1994 года. Вопрос о присоединении к ЕС Норвегии был положительно решен на переговорах, но вовремя общенационального референдума 27-28 ноября 1994 года 52,5% норвежцев из тех, что участвовали в референдуме, проголосовали против членства в Европейском Союзе. Сейчас в состав ЕС входит 17 государств: Бельгия, Германия, Франция, Италия, Люксембург, Голландия, Дания, Греция, Англия, Ирландия, Испания, Португалия, Австрия, Финляндия, Швеция, Чехия и Словакия.
Европейское Сообщество было создано в результате слияния Европейского объединения угля и стали, основанного 18 апреля 1951 года, с Европейским Экономическим Сообществом и Европейским агенством атомной энергии (ЕВРОАТОМ), основанных Римским соглашением 1957 года.
Целью создания ЕЭС было объявлено достижение “всестороннего развития экономической деятельности” в масштабах всего сообщества, “постоянного и равномерного развития, возрастающей стабильности, скорейшего повышения уровня жизни и более тесных связей между государствами, которые оно объединяет”, путём создания “Общего рынка”. Под “Общим рынком” мыслится такая интеграция национальных рынков стран-участниц, в которой предусматривается: постепенное устранение всех ограничений в торговле между ними; введение общего таможенного тарифа в торговле с третьими странами; устранение препятствий для свободного передвижения “лиц, товаров и услуг”; проведение общей политики в области транспорта и хозяйства; разработка принципов согласования экономической политики стран-участниц; установление единообразных правил конкуренции, сближение законодательств стран-участниц.
Главными целями Договора о Европейского экономического сообщества стали создание таможенного союза и общего рынка для свободного движения товаров, лиц, капиталов и услуг на территории Сообщества, а также введение общей политики в области сельского хозяйства. Подписавшие его страны обязывались начать сближение в своей экономической политике, гармонизировать законодательства в области экономики, условий труда и жизни и т.д. Евратом создавался с целью объединения усилий для развития ядерной энергетики в мирных целях.
Еще на подготовительном этапе к подписанию Римских договоров часть западноевропейских стран посчитала предложенный федералистский вариант социально-экономической интеграции чрезмерным. Такие страны как Австрия, Великобритания, Дания, Норвегия, Португалия, Швеция, Швейцария образовали в 1960г. Европейскую ассоциацию свободной торговли (ЕАСТ). В рамках этой организации интеграция ограничивалась построением зоны свободной торговли. Однако по мере успешного развития ЕЭС одна за другой страны ЕАСТ стали стремиться к переходу в ЕЭС .
Сближение государств континента в социально-экономической сфере стало стержнем процесса европейского объединения. Становление Европейского экономического сообщества прошло несколько этапов:
– создание зоны свободной торговли с отменой таможенных пошлин, квот и других ограничений в торговле между государствами-участниками при сохранении их автономии в таможенной и торговой политике по отношению к третьим странам (1957–1968гг.);
– создание таможенного союза с введением вместо автономных средств торговой и таможенной политики общего таможенного тарифа и перехода к единой торговой политике в отношении третьих стран (1968–1987гг.);
– создание единого внутреннего рынка, предусматривавшего помимо мер таможенного союза осуществление мероприятий, обеспечивающих свободное движение услуг, капиталов и рабочей силы (1987–1992гг.);
– создание Экономического и валютного союза, предусматривавшего введение единой валютной и денежной политики ЕС (1992–2002гг.) с заменой национальных валют единой валютой – евро.
Проект Европейского экономического сообщества содержал в себе как элементы федералистского (таможенный, экономический и валютный союз), так и конфедералистского (зона свободной торговли, единый внутренний рынок) подходов, которые усиливались или ослаблялись в зависимости от политической и экономической конъюнктуры.
Знаменательной вехой на пути развития интеграции стала попытка федералистов создать Европейское оборонительное сообщество (ЕОС) и Европейское политическое сообщество (ЕПС). В 1952г. Франция, ФРГ, Италия, Бельгия, Люксембург и Нидерланды подписали договор, учреждавший ЕОС. Согласно этому документу, в рамках ЕОС должны были интегрироваться под единым командованием военные контингенты этих 6 стран, что означало потерю контроля государствами над собственными вооруженными силами. Борьба федералистов и конфедералистов в ходе ратификации этого договора привела к тому, что в августе 1954г. Национальное собрание Франции отвергло Договор о ЕОС. После этой неудачи была прекращена и подготовка договора о ЕПС. Планы создания политического союза не были реализованы и в 1960–1970-х (проекты Фуше (1961–1962гг.) и Тиндеманса (1975г.)).
Столкновение двух подходов к европейскому строительству достигло своего апогея в конце 1965 – начале 1966гг., вылившись в так называемый «Кризис пустого стула». Тогда президент Франции Шарль де Голль отозвал французских представителей из органов ЕЭС и несколько месяцев блокировал их работу до тех пор, пока партнеры по Сообществу не пошли на так называемый «Люксембургский компромисс». Он предусматривал сохранение за Францией права накладывать вето при принятии важнейших решений шестью членами ЕЭС как гарантию сохранения государственного контроля над развитием ЕЭС .
Несмотря на сопротивление противников углубления интеграции, идеи федерализма получили дальнейшее развитие. Так, в 1967г. было проведено слияние высших органов трех Сообществ (ЕОУС, ЕЭС, Евратома) в единый Совет и Комиссию, которые вместе с Европейским парламентом и Судом ЕС (изначально занимавшимися вопросами всех трех Сообществ) образовали общую институциональную структуру. В 1974г. был создан новый институт Сообщества – Европейский совет на уровне глав государств и правительств, а в 1979г. – проведены первые прямые выборы в Европейский парламент.
Достижения интеграции в социально-экономической области, а также глобальные изменения в мировой экономике и политике требовали создания более тесных форм взаимодействия интегрирующихся государств. Это было отражено в ряде инициатив 1980-х, главной из которых стало принятие Единого европейского акта 1987г. (ЕЕА).
ЕЕА провозгласил начало нового этапа европейской интеграции – создание Европейского Союза на основе существующих Сообществ и углубление компетенции ЕС в области координации экономической, валютной, социальной политики, социально-экономического сплочения, исследований и технологического развития, защиты окружающей среды, а также развитие европейского сотрудничества в области внешней политики.
2. ПРЕОБРАЗОВАНИЕ ЕЭС В ЕС
Подписание Договора о Европейском Союзе в 1992г. в Маастрихте (Нидерланды) дало Европейским сообществам не только новое официальное название – ЕС, но законодательно закрепило озвученные в ЕЕА цели. Им также было введено общее гражданство Союза.
Эти проекты конца 1980-х – начала 1990-х годов носили отпечаток федералистского подхода, хотя и содержали некоторые конфедеративные элементы (например, частичное включение в компетенцию ЕС положений о социальной политике) .
При этом федеративный путь развития получал все больше сторонников. В 1973г. Великобритания и Дания – его традиционные критики – стали членами Европейских Сообществ. Еще больше сторонников этой модели появилось среди других европейских государств – Греции, Испании, Португалии, Австрии, Финляндии и Швеции, присоединившимся к ЕС в 1981–1995гг.
На заседании Европейского Совета, которое прошло 9-10 декабря 1991 года в Маастрихте, главы государств и правительств стран Европейского Сообщества подписали соглашение о политическом союзе и договор об экономическом союзе, которые вместе составляют Договор о Европейском Союзе. Договор стал действующим 1 ноября 1993 года после его ратификации всеми сторонами.
Сразу после ратификации Маастрихтского договора начали действовать новые структуры и процедуры, отныне бывшее Европейское Сообщество полностью преобразовалось в Европейский Союз. Этот Союз держится на трёх “столбах”. Первый – то Сообщество, основанное Парижским и Римским договорами, которые впоследствии были дополнены Единым европейским актом 1986 года. Два другие, соответственно с положениями Договора о Европейском Союзе, поддерживают преимущественно межправительственное сотрудничество, отличное от совместной работы в рамках Сообщества, регулируемой его собственным “законодательством”. Второй “столб” – это совместная внешняя политика и политика в отрасли безопасности, которая ныне формируется в рамках ЕС. Маастрихтский Договор рассматривает Западноевропейский Союз (ЗЕС) как неотъемлемую составную часть Европейского Союза и уполномачивает его вырабатывать и воплощать в жизнь решения и меры Европейского Союза, которые имеют оборонное значение. Третий “столб” – это сотрудничество, начатое членами Европейского Союза в таких отраслях, как гражданское и уголовное право и внутренние дела.
На встрече государств – членов ЗЕС, созванной в Маастрихте одновременно с заседанием Европейского Совета, была обнародована декларация, в которой государствам Европейского Союза предлагалось стать полноправными членами ЗЕС или наблюдателями, а другие европейские страны – члены НАТО приглашались в ассоциативное членство в ЗЕС.
Договором о Европейском Союзе предусматривалось созвать в 1996 году следущую межправительственную конференцию для оценки достигнутых результатов и подготовке и передачи в Европейский Совет доклада про прогресс и приобретенный опыт в отрасли внешней политики и политики безопасности.
В июне 1993 года Европейский Совет объявил, что страны Восточной Европы, которые подписали “европейские соглашения”, могут быть приглашены к членству в Европейском Союзе. Итак, 10 стран Центральной и Восточной Европы признаны претендентами на вступление в ЕС. На заседании Европейского Совета, которое прошло в июне 1994 года на о.Корфу, были достигнуты договоренности про то, что на следующем этапе процесса расширения ЕС к нему присоединятся Кипр и Мальта. Новый шаг в развитии процесса расширения ЕС достигнут в декабре 1994 года, когда Европейский совет на своем заседании в Эссене одобрил решение о подготовке стран – претендентов на членство в ЕС.
В связи с необходимостью усиления роли ЕС на мировой арене, борьбы с международной преступностью и нелегальной иммиграцией, а также перспективой расширения ЕС на страны Центральной и Восточной Европы, положения Маастрихтского договора в течение 1990-х были дважды пересмотрены и дополнены.
Амстердамский договор (1997г.) подтвердил основные цели Союза и дополнил раздел, касающийся механизмов осуществления общей внешней политики и политики безопасности. В Договор был также включен отдельный раздел, посвященный соблюдению государствами-членами ЕС принципов демократии, прав человека и приоритета законности, усилению сотрудничества государств-членов в борьбе с терроризмом, расизмом, контрабандой, преступностью и т.д .
Ниццский договор (2000г.) стал логическим продолжением Римского, Маастрихтского и Амстердамского договоров. Он сосредоточился на трех основных проблемах:
– внутренних реформах ЕС (изменения в основных принципах и процедурах принятия решений квалифицированным большинством с возможностью блокирования их меньшинством, ограничение применение права вето в 35 законодательных областях);
– принятии в ЕС стран Центральной и Восточной Европы с предоставлением им мест и голосов в институтах ЕС, а значит – автоматического перераспределения мест между «старыми» членами ЕС;
– формировании общей внешней и оборонной политики Союза .
Будущее Европейского Союза, включая проект Европейской конституции, обсуждается в работе Конвента, открывшего свою работу в конце 2001г.
Компетенция ЕС в соответствии с Ниццским договором 2000г. распространяется на следующие направления политики: торговая, сельскохозяйственная, миграционная, транспортная, конкурентная, налоговая, экономическая, валютная, таможенная, промышленная, социальная, культурная политика, политика в области занятости и здравоохранения, экономического и социального сплочения, защиты прав потребителей, развития трансъевропейских транспортных и энергетических сетей, исследований и технологического развития, окружающей среды, сотрудничество в целях содействия развитию, экономического, финансового и технического содействия с третьими странами, а также на общую внешнюю политику и политику безопасности и сотрудничество в области внутренних дел и правосудия.
3 ПОЛОЖЕНИЕ ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
Европейский союз (Евросоюз) — объединение 27 европейских государств, подписавших Договор о Европейском союзе (Маастрихтский договор 1992г.). ЕС — уникальное международное образование: он сочетает признаки международной оргинизации и государства, однако формально не является ни тем, ни другим. Союз не является субъектом международного публичного права, однако имеет полномочия на участие в международных отношениях и играет в них большую роль. Страны, входящие в ЕС: Австрия, Бельгия, Болгария, Великобритания, Венгрия, Германия, Греция, Дания, Ирландия, Испания, Италия, Кипр, Латвия, Литва, Люксембург, Мальта, Нидерланды, Польша, Португалия, Румыния, Словакия, Словения, Финляндия, Франция, Чехия, Швеция, Эстония .
ЕС является важнейшим членом мирового сообщества. ЕС является одним из трех основных и наиболее развитых центров современного мира, наряду с Соединенными Штатами Америки и Японией. ЕС - крупнейшая мировая торговая держава; на него приходится почти четверть мировой торговли. Это также крупнейший нетто-импортер сельскохозяйственных продуктов и сырья. На ЕС приходится и основная часть помощи развивающимся странам.
В соответствии с Ломейской конвенцией, ЕС имеет соглашения об ассоциации с 69 странами Африки, Карибского моря и Тихоокеанского бассейна, к числу которых относится и большинство беднейших стран мира. Еще примерно с 60 странами ЕС заключил двусторонние договоры различного типа. ЕС поддерживает дипломатические отношения более чем со 130 странами мира. Он имеет статус наблюдателя в ООН. Он принимает участие в ежегодных встречах на высшем уровне семи ведущих государств Запада - в лице четырех своих крупнейших членов - Франции, Германии, Великобритании и Италии, а также президента Комиссии ЕС, непосредственно представляющего Союз.
В ЕС входят 27 государств-членов с общей численностью населения 499 миллионов человек (включая 23 миллиона населения бывшей Восточной Германии). Это самый крупный в мире торговый блок .
1 января 1993г. официально начал функционировать Единый европейский рынок, ликвидировавший практически все барьеры для свободного движения в рамках Сообщества людей, товаров, услуг и капитала. Со вступлением в силу 1 ноября 1993г. Маастрихтского договора о Европейском Союзе Сообщество сделало необратимый шаг к созданию экономического и валютного союза (ЭВС), а также к введению единой валюты, с одной стороны, и достижению политического союза - с другой. По Маастрихтскому договору граждане государств-членов получают также право на Европейское гражданство .
Выполнение целей, содержащихся в Договорах (достижение четырех свобод, т.е. свободы движения людей, товаров, капитала и услуг) создание и проведение общей политики во все большем количестве областей, ведет к постепенной передаче части суверенитета государств-членов европейским институтам. Союз добивается выполнения поставленных перед ним целей главным образом путем проведения общей политики (сельское хозяйство, рыболовство, транспорт, окружающая среда, внешняя торговля, развитие, конкурентная и региональная политика, энергетика, таможенный союз), а также общих проектов и программ (научные исследования и разработки, телекоммуникации, координация экономической политики государств-членов с целью экономического и социального сплочения, социальная политика, экономический и валютный союз).
Важно подчеркнуть, что международная экономическая интеграция — характерная особенность современного этапа развития мировой экономики. В конце XX в. она стала мощным инструментом ускоренного развития региональных экономик и повышения конкурентоспособности на мировом рынке стран — членов интеграционных группировок. Слово «интеграция» происходит от лат. integratio – восполнение или integer – целый. Международная экономическая интеграция – это процесс срастания экономик соседних стран в единый хозяйственный комплекс на основе устойчивых экономических связей между их компаниями.
Экономическая интеграция всегда была движущей объединяющей силой объединения Европы. Основными целями экономической интеграции можно выделить:
- гармоническое развитие экономических институтов;
- стабильное и сбалансированное экономическое взаимопроникновение;
- повышение уровня жизни;
- высокий уровень занятости;
- экономическая и валютная стабильность.
Преимущества интеграции в Европейском Союзе:
- Увеличение размеров рынка - эффект от масштабов производства (для стран с малой емкостью национального рынка), на этой основе необходимость определения оптимального размера предприятия;
- Возрастает конкуренция между странами;
- Обеспечение лучших условий торговли;
- Расширение торговли параллельно с улучшением инфраструктуры;
- Распространение передовой технологии.
Отрицательные последствия интеграции в Европейском Союзе:
- Для более отсталых стран это приводит к оттоку ресурсов (факторов производства), идет перераспределение в пользу более сильных партнеров.
- Олигопольный сговор между ТНК стран-участниц, что приводит к повышению цен.
- Эффект потерь от увеличения масштабов производства при очень сильной концентрации.
ЕС присущи многообразие культурных различий и уважение к ним. Каждый официальный документ должен быть переведен на двадцать три официальных языка; поощряется развитие языков и культур малых народов .
Цели ЕС:
- создание общего рынка, экономического и валютного союза;
- содействие в рамках Союза гармоническому и сбалансированному развитию экономик, устойчивому и не инфляционному росту без нанесения ущерба окружающей среде;
- содействие высокому уровню конвергенции экономической деятельности, занятости и социальной защиты;
- содействие укреплению экономических и социальных взаимосвязей
и солидарности государств-членов;
- введение европейского гражданства;
- обеспечение свободы, безопасности и законности;
- содействие экономическому и социальному прогрессу;
- укрепление роли Европы в мире;
- получение доступа на зарубежные рынки сбыта;
- получение доступа к более дешёвым производственным ресурсам;
- улучшение условий торговли;
- сокращение издержек на масштабе производства;
- желание добиться устойчивого экономического роста;
- привлечение прямых зарубежных инвестиций, которые охотнее идут на большие рынки.
Также не менее важны и неэкономические цели:
- налаживание более дружественных взаимоотношений со странами-соседями;
- укрепление сотрудничества в культурной, научной, социальной и политической областях;
- увеличение своего влияния на мировой политической и экономической арене, так как к мнению подобных сообществ прислушиваются гораздо больше, чем к отдельным странам .
Европейский союз и государства-члены проводят общую внешнюю политику в области безопасности. Европейский совет определяет принципы и общие директивы. Совет Европейского союза принимает решения, необходимые для выработки и реализации общей внешней политики:
- защита общих ценностей, основополагающих интересов и независимости Союза;
- укрепление безопасности Союза и его членов во всех её формах;
- поддержание мира и укрепление международной безопасности;
- содействие международному сотрудничеству;
- укрепление демократии и правового государства, а также соблюдение прав человека и основных свобод.
Союз добивается выполнения поставленных перед ним целей главным образом путем проведения общей политики (сельское хозяйство, рыболовство, транспорт, окружающая среда, внешняя торговля, развитие, конкурентная и региональная политика, энергетика, таможенный союз), а также общих проектов и программ (научные исследования и разработки, телекоммуникации, координация экономической политики государств-членов с целью экономического и социального сплочения, социальная политика, экономический и валютный союз).
Таким образом, все цели Европейского Союза можно объединить по сферам. Цели ЕС- основные направления создания и деятельности ЕС .
В сфере прав и свобод человека – содействие утверждению мира, общих ценностей и благосостояния народов. ЕС призван обеспечить своим гражданам свободу, безопасность, законность независимо от внутренних границ. В отношениях с внешним миром ЕС провозглашает целью продвижение и защиту своих ценностей и интересов.
В сфере экономики – ЕС ставит своей целью построение единого внутреннего рынка и обеспечение свободной и добросовестной конкуренции. К числу важнейших целей ЕС относят прогрессивное и устойчивое развитие, обеспечивающее сбалансированный экономический подъем, построение рыночной экономики, содействие занятости и социальному прогрессу, защита и улучшение качества окружающей среды, обеспечение научного и технического прогресса.
В социальной сфере – борьба против дискриминации, содействие справедливости и социальной защите, обеспечение равноправия мужчины и женщины, солидарность поколений и защита прав ребенка. ЕС призван уважать богатство и разнообразие национальных культур и языков и обеспечивать защиту и развитие общеевропейского культурного достояния.
Цели Европейского Союза осуществляются на принципах субсидиарности и пропорциональности. Европейский Союз действует в сфере исключительной компетенции .
Уровень «открытости» экономики ЕС, измеряемый экспортной и импортной квотами, значительно выше, чем в других центрах мирового хозяйства. Однако страны ЕС в целом зависят от внешнего мира, за счет которого им приходится удовлетворять 45% своих энергетических потребностей и самых необходимых сырьевых ресурсов. Экспортная квота в среднем составляет около 25%. Для отдельных, прежде всего малых, западноевропейских стран зависимость от внешнего рынка еще более существенная.
Большая часть (до 2/3) торговли стран ЕС приходится на взаимную торговлю (у всех стран ЕС этот показатель превышает 50%, а у малых стран — 70%), около 10% — на торговлю с другими европейскими странами — членами ОЭСР, около 7% — на торговлю с США, около 4% — на торговлю с Японией, около 12% — на торговлю с развивающимися странами.
Несмотря на то, что торговые контакты между отдельными европейскими странами играют весьма значительную роль во внешней торговле стран Союза, региональный рынок европейских стран не может ограничить сферы деловой активности европейских компаний. Страны ЕС вынуждены общаться с другими секторами мировой экономики, что обусловлено, в частности, ресурсной ограниченностью региона. Нефть, газ, уголь, лес, цветные металлы и многое другое страны ЕС получают из третьих стран.
Кроме того, другие страны являются для Союза важными рынками сбыта продукции, поскольку ЕС — крупнейший экспортер сельскохозяйственной продукции. Европейские пищевые и текстильные компании — мировые лидеры в своей отрасли. Традиционно сильные позиции занимает европейская химическая промышленность. Она поставляет на мировые рынки около 2/3 всего экспорта промышленных товаров по сравнению с 15% США и 5% Японии. ЕС является крупнейшим экспортером продукции машиностроения, даже без учета внутрирегионального оборота на западноевропейские страны приходится почти 30% ее мирового экспорта (Япония — 18%, США — 13%). Весьма прочные позиции занимает ЕС в области телекоммуникационного и аэрокосмического оборудования, оптоэлектроники. На западноевропейскую авиационную промышленность, которая экспортирует почти, 1/3 своего выпуска, приходится около 1/4 мирового рынка гражданского авиастроения. С другой стороны, сохраняется отрицательное сальдо баланса ЕС в торговле высокотехнологичным информационным оборудованием, бытовой электроникой .
Промышленно развитые страны остаются главными торговыми партнерами ЕС среди третьих стран, из которых можно выделить США и Японию.
На долю промышленных товаров приходится около 80% общего импорта стран ЕС из США. Производственное и транспортное оборудование — наиболее важная группа товаров, импортируемых из США, на нее в 2005 г. пришлось около 1/2 совокупного импорта стран ЕС из США. Импорт сырья составляет 13,5% общего импорта стран ЕС из США.
Импорт ЕС из США, к которым относятся офисное оборудование и компьютеры, прочие промышленные товары и электрооборудование, составляет около 30% общего импорта стран ЕС из США. Импорт офисного оборудования и компьютеров из США составляет 37% общего импорта стран ЕС этого товара. К товарам, потребность в импорте которых удовлетворяется в большой степени за счет импорта из США, относятся масленичные (49% всего импорта этого товара в страны ЕС обеспечивается за счет импорта из США), измерительные инструменты (48,4%), химические материалы и продукты, (ранее нигде не классифицированные) (44,4%), электрогенераторы (43,9%) и прочее транспортное оборудование (43%).
Экспорт промышленных товаров составляет около 86% от общего экспорта из стран ЕС в США, а экспорт производственного и транспортного оборудования—около 45%, сырья — около 10%.
Основная продукция, экспортируемая в США из стран ЕС, — транспортные средства (около 10% от общего экспорта из стран ЕС в США). Около 20% совокупного экспорта транспортных средств из стран ЕС приходится на США. Следующей важной группой товаров, экспортируемых в США, являются электрогенераторы и специальное оборудование. Эти три группы товаров составили 23% от общего экспорта из стран ЕС в США в 2005 г. Товарами, которые экспортируются главным образом в США, являются электрогенераторы, офисное оборудование, а также компьютеры и напитки .
Главные торговые партнеры США из стран ЕС — Германия и Великобритания. Страны ЕС из Японии импортируют 4 группы товаров (транспортные средства, офисное оборудование, электрооборудование, n.e.s. (ранее нигде не классифицированное) и аудио- и телеаппаратура, которые составляют более 60% всего импорта стран ЕС из Японии. Импорт транспортных средств составляет около 25% всего импорта стран ЕС из Японии и более 50% общего импорта транспортных средств.
Экспорт стран ЕС в Японию менее однороден, чем импорт, и перечень экспортируемых товаров более широк. Так же как и в импорте, наиболее крупной группой товаров, экспортируемых в Японию из стран ЕС, являются транспортные средства. На них приходится около 1/6 общего экспорта из стран ЕС в Японию и 1/12 общего экспорта транспортных средств из стран ЕС. Кроме транспортных средств, наиболее крупными товарными группами в экспорте являются медицинское оборудование, фармацевтическая продукция и прочие промышленные товары.
Главным торговым партнером Японии из стран ЕС является Германия, сохраняющая за собой около 1/3 всего импорта и экспорта ЕС в Японию.
ЕС имеет хорошо налаженные двусторонние торговые отношения со Швейцарией, основанные на существующем свободно-торговом соглашении 1972г. С 1994г. ЕС и Швейцария организовали переговоры, охватывающие широкий диапазон определенных секторов. Семь новых соглашений в областях свободного движения людей, воздушного и земельного транспорта, научно-технологического сотрудничества, сельского хозяйства, оценки соответствия товаров вступили в силу летом 2002. С июня 2001г. – состоялись переговоры в различных областях статистики, окружающей среды, торговли сельскохозяйственной продукцией и сотрудничестве против мошенничества, в то время как переговоры относительно налогообложения только начинались .
Свободное Торговое Соглашение между ЕС и Мексикой вступило в силу 1 июля 2000г.. Положительные торговые действия обеих сторон демонстрировали потенциальные возможности этого соглашения: ЕС имел тенденцию потерять огромную рыночную долю после включения Мексики в НАФТА и после того, как мексиканские товары нашли новые разнообразные рыночные возможности в ЕС. Чтобы расширить возможность доступа и его лучшее использование, данных прогрессивным устранением режимов работы импорта, стороны теперь расширяют правильное сотрудничество на нетарифных барьерах.
Переговоры по Соглашению Ассоциации между ЕС и Чили, которые начинались в первом раунде переговоров в апреле 2000г., были завершены 26 апреля 2002г. Соглашение будет включать политический диалог, поддержку сотрудничества и торговли. Что касается торговли, кроме свободной торговой области в товарах, услугах и правительственном приобретении, будущее соглашение должно включить условия относительно инвестиций, таможенной и торговой помощи, прав интеллектуальной собственности, и механизма урегулирования спора. Будущее соглашение находится в настоящее время под внутренними процедурами принятия. Аналогичные соглашения заключены с МЕРКОСУР.
Торговые отношения с Азией продолжают быть важным приоритетом. Экономические отношения заседаний Азии-Европы (ASEM), установленные в 1996г., связывает ЕС и 15 Государств - членов с Японией, Китаем, Кореей, Таиландом, Малайзией, Филиппинами, Сингапуром, Индонезией, Вьетнамом, и Брунеем в процессе диалога, нацеленном на облегчении торговли и улучшения инвестиций между всеми партнерами. Самый недавний Торговый План Действия Помощи определяет множество целей, намеревается уменьшить и устранять барьеры, чтобы организовать торговлю в областях стандартов, таможни, IPR, СВЕРХЗВУКОВОЙ, и электронной торговли. В торговых условиях, азиатские партнеры ASEM обеспечивают приблизительно 26 % мирового экспорта в 2007г. с ЕС, являющимся их наибольшим партнером, и ЕС имеет второго по значимости импортёра .
Долгосрочность и преемственность российско-европейского сотрудничества уже сегодня обеспечены прочной международно-правовой и международно-политической договорной базой. Хотя, как и во всяком крупном и сложном международном процессе, возможны разновариантные альтернативы, все же основная перспектива экономических отношений между Россией и Европой вырисовывается достаточно четко. Это стабильное партнерство на годы и десятилетия вперед, которое обеспечит постепенное развитие единого экономического пространства, включающего Россию в зону ЕС.
Ясны и основные сферы приложения усилий как каждой из сторон, так и двусторонних на достаточно длительный срок. В их числе выработка новых совместных программ энергетического сотрудничества, включающего поставки в Европу российского газа (треть общеевропейской потребности), нефти, электричества; новые проекты космического сотрудничества; система взаимных мер в области ядерной безопасности; иные научно-технические проекты, которые охватываются рамочным Соглашением о научно-техническом сотрудничестве между ЕС и Россией, подписанным в 2000 году.
Конечно, экономические связи между ЕС и Россией, как и подобные же отношения между другими государствами и интеграционными образованиями, далеки от идиллии. Конкретные хозяйственные (да и политические) интересы постоянно сталкиваются и порождают коллизии. Страны ЕС предъявляют к России претензии, в том числе и вполне справедливые, говоря об излишней закрытости российского рынка и чрезмерном протекционизме, о несовершенстве законов, коррупции и воровстве, препятствующих цивилизованной политике инвестиций. Россия осуждает ЕС за дискриминацию по отношению к российскому экспорту товаров и капиталов, излишнюю строгость антидемпинговых мер и иные внешнеторговые ограничения, оставшиеся со времен "холодной войны" в отношении стран с, как это тогда называлось, централизованной экономикой.
Таким образом, Евросоюз является основным рынком сбыта для российского экспорта, а также крупнейшим поставщиком импортных товаров в Россию. Наиболее важными торговыми партнерами России в Евросоюзе являются Германия (объем торгового оборота 15 млрд. долл.) и Италия (9,1 млрд. долл.). На эти две страны приходится около 40% российского экспорта в Европу и из них поступает 30% европейского импорта. США является пятым торговым партнером России после Германии, Белоруссии, Украины и Италии, однако торговый оборот с США в 7.5 раз меньше, чем с Европейским Союзом.
Роль России как торгового партнера для Евросоюза и США гораздо скромнее. Россия является пятым крупнейшим торговым партнером EC, но по торговле с США находится только на 31 месте. На Россию приходится всего 2,8% экспорта и 4,6% импорта стран Евросоюза. В торговле с США аналогичные показатели меньше 1%. Однако, по отдельным товарным позициям значимость России существенно выше. Так, например, Россия обеспечивает 17% европейского импорта энергоносителей .
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе работы было раскрыто содержание истории создания Европейского экономического сообщества и его пробразование в Европейский Союз
На сегодняшний день Европейский союз является наиболее развитой интеграционной группировкой мира и другой такой в мире нет. Важно подчеркнуть, что всего в Европе 50 стран, а лишь 27 стран входит в ЕС.
Важным этапом в европейской интеграции стала созданная в соответствии с Маастрихтским договором Общая внешняя политика и политика безопасности (ОВПБ), заменившая действовавший с начала 70-х гг. механизм Европейского политического сотрудничества (ЕПС). Сохранив межгосударственный характер сотрудничества ЕПС, она существенно расширила его рамки. ОВПБ теперь распространяется на всю сферу международных отношений, за исключением вопросов обороны и военной политики.
Экономическая интеграция в ЕС имеет несколько целей, таких как сохранение мира, социальная стабильность, создание экономического и политического союза. Центральным пунктом экономической интеграции является внутренний единый рынок, учрежденный странами-участницами для того, чтобы создать объединенную экономическую территорию, не разделенную ни таможенными, ни торговыми барьерами, сопровождающийся внедрением общей экономической и валютной политики. В основе единого рынка лежат такие четыре принципа - свободное движение товаров, рабочей силы, услуг и капитала.
В основе Европейского сообщества лежал план, выдвинутый Жаном Моне и поддержанный лидерами Европейского объединения угля и стали (ЕОУС). Строительство Европейского сообщества, начавшееся в сфере сталелитейной и угольной промышленности, продолжилось в других отраслях, что позволило привлечь новых участников. Согласно заявлениям Монне, в условиях современного социального государства, экономическая интеграция требует интеграции политической.
ЕС сегодня - это, прежде всего экономический союз. ЕС еще не имеет силовых структур, что ограничивает его влияние в мире. Для того чтобы устранить этот пробел ЕС ведет активную политику о включении в свой состав Западно-Европейского Союза (инициаторами которого являются Германия и Франция).
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Амстердамский договор 1997 г.[Электронный ресурс].– Режим доступа: http://www.businesspress.ru/
2. Глухарев Л.И. Европейские сообщества: в поисках новой стратегии / Л.И. Глухарев.- Москва, 2006.
3. Грис Т.О. Мировая экономика / Т. О. Грис.- Питербург, 2001.
4. Ильин Н. Ю. Основы права Европейского союза / Н.Ю. Ильин. - Москва, 1999.
5. Капустин М. Г. Евро и его влияние на мировые финансовые рынки / М.Г. Капустин. - Москва, 2005.
6. Литвинов Г. Объединенная Европа –ЕС [Электронный ресурс].– Режим доступа: http://www.eur.ru/neweur/emag/
7. Маастрихтский договор 1992г. [Электронный ресурс].– Режим доступа: http://www.vusnet.ru/
8. Мовсесян А. Г., C.Б.Огнивцев. Мировая экономика / А. Г. Мовсесян, С. Б. Огнивцев. – Москва, 2001. – с.154
9. Ниццский договор 2000г. [Электронный ресурс].– Режим доступа: http://www.wikipedia.ru/
10. Носенко Т.В. Безопасность Европы: пути преодоления. Актуальные проблемы Европы: экономика, политика, идеология / Т.В. Носенко.- Москва, 2002.-с.145
11. Палкина Н. Евросоюз – Россия // Экономика и жизнь / Н.Палкина. – Москва, 2004.
12. Римский договор 1957г. [Электронный ресурс].– Режим доступа: http://www.ereport.ru/
13. Спиридонов И.А. Мировая экономика. - М.: Инфра-М, 2008.
14. Харламова В. И. Международная экономическая интеграция: учебное пособие / В.И.Харламова. – Москва, 2007.
15. Чубарьян А.О. Европа XX века: проблемы мира и безопасности / А.О. Чубарьян. – Москва, 2008.
16. Шумшов В. М. Европейское экономическое пространство. Международное экономическое право / В.М.Шумшов. – Москва, 2005.
17. Энтин А. М. Европейское право и правовое обеспечение защиты прав человека / А.М.Энтин. Москва, 2007.
|