Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Поиск

Категории раздела

Диплом [327] Курсовая [699]
Реферат [397] Отчет [11]




Сб, 18.05.2024, 19:48
Приветствую Вас Гость | RSS
ДИПЛОМНИК т.8926-530-7902,strokdip@mail.ru Дипломные работы на заказ.
Главная | Регистрация | Вход
КАТАЛОГ ДИПЛОМНЫХ, КУРСОВЫХ РАБОТ


Главная » Каталог дипломов » бесплатно » Курсовая [ Добавить материал ]

Экономическая география» ВАРИАНТ 3
Контрольная | 11.08.2014, 23:42

СКАЧАТЬ РАБОТУ БЕСПЛАТНО - 

СКАЧАТЬ

1. Экономико-географическая характеристика Центрально-Черноземного
экономического района……………………………………………………...3
2. Экономико-географическая характеристика газовой промышленности 
России……………………………………………………………………….13
3. Природно-ресурсный потенциал России и его экономическая 
оценка……………………………………………………………………….22
Список использованной литературы……………………………………..26

 

СКАЧАТЬ РАБОТУ БЕСПЛАТНО - 

СКАЧАТЬ

1. Экономико-географическая характеристика Центрально-Черноземного экономического района

Состав. В   состав   Центрально-Черноземного   экономического    района    входят: Белгородская,  Воронежская,  Курская,  Липецкая  и  Тамбовская   области   с площадью 167,7 тыс.км2 (1% от всей территории России) и  проживающим  в  них населением 7,517,456  чел.  (5,3%  от  всего населения России).  По  числу  жителей  выделяются  города  (тыс.):  Воронеж (903), Липецк (375), Курск (373), Тамбов (265), Белгород (227),  Елец  (113) и Мичуринск (102) (2, стр. 154).
Экономико-географическое положение (ЭГП). Центрально-Черноземный экономический район занимает центральное  положение в черноземной полосе Русской  равнины  и  граничит  с  ведущим  промышленным районом страны — Центральным,  а  также  с  Поволжским  и  Северокавказским районами и Украиной. Используя преимущества своего географического положения  между  важнейшими экономическими  районами  страны,  а  также  большие  природные  и   людские ресурсы, Черноземный Центр  является  высокоразвитым  индустриально-аграрным районом (2, стр. 156).
Место района в хозяйственном комплексе страны. В межрайонном территориальном разделении общественного  труда  Центрально-Черноземный   район   выделяется   производством   продукции    железорудно-металлургического комплекса, связанного с ним машиностроения,  химической  и пищевой промышленностью. В формировании хозяйственного комплекса Центрально-Черноземного экономического района важную  роль  играют  наличие  богатейших запасов железных руд, массивов плодородных черноземных земель в сочетании  с благоприятными   агроклиматическими   условиями   и    удобное    экономико-географическое положение.
 В   сельском   хозяйстве   отраслями   рыночной   специализации   являются производство  зерна,  сахарной   свеклы,   подсолнечника,   эфирно-масличных культур, плодов, ягод, молока и мяса.  Имея  1%  территории  России  и  5,3% населения, район производит 49,3%  товарной  железной  руды,  17,2%  чугуна, 18,8% стали, 19,4% готового проката черных металлов, 2,2%  кузнечнопрессовых машин, 12,4% цемента, 25,2% растительного масла и 35,4% сахарного песка (2, стр. 157).
Оценка природных ресурсов района. Главным  природным  богатством  района  являются  железные  руды   Курской магнитной аномалии, залегающие на его  территории  двумя  полосами:  Орел  – Щигры – Старый Оскол – Валуйки (Орловская и Тульская область) шириной  от  1 до 25 км и Льгов-Белгород (Курская и Белгородская область) шириной от  2  до 40 км с мощностью пластов 70-350 метров.  Балансовые  запасы  железной  руды Курской    магнитной    аномалии    в    пределах    Центрально-Черноземного экономического района по состоянию  на  01.01.90  г.  по  категориям  А+В+С1 оцениваются  в  31,7  млрд.т,  в  т.ч.  в  Курской  области  9,3  млрд.т,  в Белгородской 22,4 млрд.т.  Развиты  два  главных  типа  руд:  бедные,  но  в значительной степени рентабельно обогащаемые, с  содержанием  железа  36%  и богатые,  содержание  железа,   в   которых   составляет   свыше   60%   при незначительном  количестве  серы  и  фосфора.   Бедные   руды   представлены железистыми  кварцитами,  их  глубина  залегания  составляет  от  нескольких метров до 700 м (юго-западная часть  курской  магнитной  аномалии).  Богатые руды относятся к магнетитовым, гематитовым и мартитовым видам и находятся  в Белгородской области. В настоящее время наиболее известными  месторождениями в Белгородской области являются:  Яковлевское,  Гостищевское,  Салтыковское, Лебединское, Стойленское,  Погромецкое,  Чернянское;  в  Курской  области  — Михайловское, Курбакинское и Дичнянско-Реутецкое. Неглубокое  залегание  руд (на глубине от 35-40 до 400-500 метров) и глубже позволяет вести  их  добычу в  открытых  карьерах  со  значительно  меньшими  капитальными  и   текущими затратами труда, и средств. Шахтная добыча руд на  глубине  осложнена  здесь обильной водонасыщенностью  подземных  горизонтов.  Строительство  подземных рудников  ведется  с   помощью   специальных   холодильных   агрегатов   для замораживания пород при проходке шахтных стволов. Высокое  качество  богатых руд на глубине может не только восполнять  расходы  на  эту  технику,  но  и обеспечивать высокую эффективность  горнорудной  промышленности  КМА.  Кроме высокого содержания железа,  эти  руды  содержат  всего  лишь  десятые  доли процента серы и сотые доли фосфора (5, стр. 196).
 Также район обладает  крупными  запасами  нерудных  ископаемых:  гранитов, огнеупорных глин, мела, мергелей, доломитов; имеются запасы  медно-никелевых руд и бокситов.
 В железорудных месторождениях Белгородской области обнаружены промышленные месторождения бокситов — Висловское месторождение, но из-за большой  глубины залегания и сложных гидрогеологических условий оно пока не  эксплуатируется.
Медно-никелевые  месторождения  Воронежской  области  образуют  третью  по значению (после Норильской и Кольской) медно-никелевую провинцию  Российской Федерации. Кроме того, в области  имеются  месторождения  цементного  сырья, огнеупорной глины, песка, строительного камня. Наиболее известны  Латненское месторождение огнеупорных глин и Павловское — строительных материалов.
 В  Курской  области  имеются  залежи   торфа,   фосфоритов,   строительных материалов. Липецкая область располагает  месторождениями  строительных  материалов  и доломитов. Наиболее известны месторождения строительных  материалов,  такие, как Студеновское, Сокольско-Ситовское, а доломитов — Данковское.
 В Тамбовской области имеются запасы строительных  материалов,  фосфоритов, минеральных  красок,  торфа;  наиболее  известные  месторождения   песка   — Тамбовское и Полковское.
 Центрально-Черноземный район остро  дефицитен  по  топливно-энергетическим ресурсам и использует практически полностью привозное топливо.
Ценнейшим богатством района являются почвы: только на западе Курской и  на севере Тамбовской областей распространены серые лесные и подзолистые  почвы, на всей остальной территории — разного типа черноземы с  содержанием  гумуса от 4-6 до 10-12% с мощью горизонта в отдельных районах до 120- 130  см.  Это самые плодородные почвы. Чернозёмы  здесь  образовались  на  рыхлых  грунтах песковидных суглинков, поэтому они легко поддаются водной эрозии, ведущей  к образованию оврагов. В некоторых районах эрозии подвержено  до  60%  земель, поэтому   борьба   с   оврагообразованиями   составляет   важнейшую   задачу земледельцев района (5, стр. 199). 
Характеристика населения и трудовых ресурсов района. Население Центрально-Черноземного района составляет 7,51 млн.чел. или 5,3% численности  населения  Российской  Федерации.  В  городах  проживает   4,66 млн.чел., или 61,96% населения, в сельской местности —  2,84  млн.чел.,  или 38,04%. По плотности населения (44,8 чел. на км2) регион  занимает  одно  из ведущих мест, уступая Центральному и Северо-Кавказскому районам.  Крупнейший город Центрального Черноземья  —  Воронеж  с  постоянно  проживающим  в  нем населением 903 тыс.чел (7, стр. 268).
 На территории Центрально-Черноземного  района  проживают  люди  нескольких национальностей это, в  основном:  Русские,  Украинцы,  Белорусы,  Армяне  и Азербайджанцы.
 В  регионе  сложилась  сложная  демографическая  ситуация,  которая  остро сказалась на сельскохозяйственном производстве, так как на  протяжении  двух последних десятилетий  шел  интенсивный  отток  населения,  в  основном,  из сельской местности.
 В  связи  с  изменением   геополитической   обстановки   России   усилился миграционный обмен между странами  СНГ  и  в  Центрально-Черноземном  районе ситуация несколько улучшилась за счет русскоязычного  населения,  прибывшего из стран ближнего зарубежья.
 В последние годы население Центрального и Центрально-Черноземного  районов восполняется только за счет миграционных процессов. И здесь уже  чувствуется нехватка в государственном регулировании хаотической  миграции.  Государство обязано вмешиваться в процессы  миграции.
 Уровень  безработицы  в  Тамбовской,  Белгородской  и  Липецкой   областях превышает среднерайонный показатель, что объясняется  небольшим  сокращением рабочих   мест   в   металлообрабатывающей,   машиностроительной    отраслях промышленности и в военно-промышленном комплексе. В  будущем,  однако,  численность  трудовых  ресурсов  имеет  тенденцию  к снижению, и район из разряда трудоизбыточных, возможно, перейдет  к  разряду трудодефицитных.


Развитие и размещение основных отраслей промышленной специализации района. Развитие производительных сил Центрально-Черноземного  района  традиционно опиралось  на  использование  ресурсного  потенциала.  Кризисные   явления, развивающиеся в хозяйстве России в целом и в Центрально-Черноземном районе, в частности, в период с начала 90-х годов обусловили  падение  производства практически во всех отраслях материальной сферы, усугубили  диспропорции  в развитии хозяйственного комплекса. Наибольший спад объемов производства был характерен для  машиностроения  и  металлообработки  и  усугубился  потерей государственных  заказов  на  продукцию  оборонного  назначения,  в  черной металлургии,  стройиндустрии,  легкой  и  пищевой  промышленности.   Другой немаловажной  причиной  спада  производства  явился  разрыв   хозяйственных связей.  После  кризиса  отраслями  рыночной  специализации  стали   черная металлургия,  химическая промышленность и сельское хозяйство.
 Электроэнергетика  региона  имеет   специфичную   структуру.   Более   80% электроэнергии дают атомные электростанции (Курская мощностью 4,0 млн.кВт и Нововоронежская — 1,8 млн.кВт). К 2005 г. ожидается достройка пятого  блока Курской АЭС. Готовность реактора составляла около 70%. 
В областных центрах работают крупные тепловые электростанции.  В промышленном  комплексе  Центрально-Черноземного  экономического  района ведущее место занимает  черная  металлургия,  являющаяся  отраслью  рыночной специализации.  Товарная  железная  руда,  чугун,  сталь,   готовый   прокат вывозятся в другие регионы России, в страны ближнего и дальнего зарубежья.
 В перспективе  при  наличии  средств  возможна  добыча  железной  руды  на Яковлевской шахте (Белгородская область) в объеме до 1,5 млн.т. Основными  потребителями  руды   Курской   магнитной   аномалии   являются металлургические  заводы  Центра,  самого  Центрально-Черноземного   района, Урала. Порядка 7 млн. т железной руды отправляется на экспорт  в  ближнее  и дальнее зарубежье. Черная  металлургия  региона  представлена  Новолипецким  металлургическим комбинатом и заводом «Свободный Сокол», расположенными в  Липецкой  области (7, стр. 271).
Новолипецкий комбинат является основным поставщиком в России автолистовой  и трубной  стали.  По  качественным  параметрам   только   20-26%   российской металлопродукции  из  черных  металлов   является   конкурентоспособной   на западном рынке. Однако  ряд  видов  проката,  выпускаемых  АО  «Новолипецкий комбинат», сертифицированы Германским ТЮФом и  Британским  Регистром  Ллойда (т.е.   отвечает    мировым    стандартам).    Завод    «Свободный    Сокол» специализируется  на   выпуске   литейного   чугуна,   водопроводных   труб, отопительных радиаторов и фасонного литья.  В  Белгородской  области  черная металлургия  представлена  Оскольским   электрометаллургическим   комбинатом (ЭМК), который выпускает высококачественную сталь и  прокат  по  бездоменной схеме методом прямого  восстановления  железа.  Черная  металлургия  создает основу   для   развития   машиностроения.   На   долю    машиностроения    и металлообработки приходится 15,5% от  отраслевой  структуры  промышленности (7, стр. 273).
Машиностроение  характеризуется  многоотраслевой   структурой.   В   регионе получили  развитие  как  сложные  трудоемкие  отрасли  —   радиоэлектроника, авиационная, приборостроение,  так  и  металлоемкие  отрасли  —  горнорудное машиностроение,   производство   экскаваторов,   кузнечнопрессовых    машин, металлорежущих    станков,    тракторостроение    и     сельскохозяйственное машиностроение, химическое и  нефтехимическое  машиностроение,  производство металлических конструкций.
Воронежский   механический    завод    —    головной    завод    ракетного двигателестроения, используя  передовые  аэрокосмические  технологии,  сумел впервые  на  территории  СНГ   организовать   серийный   выпуск   фонтанного оборудования для добычи нефти и газа, которое не уступает,  а  по  некоторым параметрам превосходит европейское и американское.
Размещение    машиностроительного     комплекса     отличается     крайней неравномерностью и сосредоточено, в основном, в Воронежской  области,  также выделяются  машиностроительные  центры:  Липецк,  Курск,  Белгород,  Тамбов, Елец, Данков,  Мичуринск,  Железногорск  и  другие.  Недостаточно  в  районе развито машиностроение для пищевой промышленности.
 Промышленность строительных материалов имеет общероссийское значение.  Это относится  к  производству  огнеупоров   (Семилуки   Воронежской   области). Мощность завода 1500 тыс.т,  продукция  —  глина  огнеупорная,  потребители: металлургические, огнеупорные, шамотные и цементные заводы.
 Строительная   промышленность   Черноземья   базируется   на   комплексном использовании вскрышных пород при разработке железных руд курской  магнитной аномалии,  наличии   крупных   ресурсов   сырья   и   использовании   шлаков металлургического производства.
 В  состав  Оскольского  металлургического  комбината  входит   Объединение строительных материалов и бытовой техники, которое включает четыре завода  и является одним из самых мощных  комплексов  Европы  по  выпуску  изделий  из керамики. Продукция отгружается потребителям  без  завоза  ее  на  склад,  с колес. Появились новые потребители  из  государств  Балтии  и  Красноярского края. Перспективная политика основывается  на  вытеснении  с  отечественного рынка  иностранных  производителей   аналогичной   продукции.   Производство строительных материалов дает  возможность  основному  производству  улучшать свое  финансовое  состояние.  Достаточно  сказать,  что  масштабный   выпуск строительных материалов и керамики на Оскольском металлургическом  комбинате дает  50%  всей  массы  прибыли,  получаемой  этим  крупнейшим  предприятием России (7, стр. 275-276).
 Крупные цементные заводы размещены в Белгородской  (АО  «Осколцемент»,  СП «Белгородский  цемент»),  Воронежской  (АО   «Подгоренский   цементник»)   и Липецкой областях (АО «Липецкцемент»).
 Строительная индустрия, в основном, удовлетворяет  внутренние  потребности региона.  В  размещении  отрасли  большое  значение  имеет   потребительский фактор, поэтому предприятия  сосредоточены,  в  основном,  вокруг  областных центров.
 Химическая промышленность  в  Центрально-Черноземном  районе  относится  к отраслям рыночной специализации. На ее  долю  приходится  8,5%  промышленной продукции района. Но она сдерживается отсутствием собственной сырьевой  базы и дефицитом водных и  энергетических  ресурсов.  Тем  не  менее,  отрасль  в регионе  получила  значительное  развитие,  и  большая  часть  ее  продукции поступает в межрегиональный обмен. 
 Отраслью рыночной специализации района является пищевая промышленность, на ее долю приходится 16,1% от отраслевой структуры  производства  промышленной продукции. Она имеет мощную  развитую  собственную  сырьевую  базу  и  также является  многоотраслевой.  Большое   значение   имеет   сахарная,   мясная, маслобойная,  маслосыродельная,  спиртовая,  табачная,  плодоовощеконсервная отрасли,   которые   поставляют    свою    продукцию    на    общероссийский продовольственный рынок.
 Свеклосахарное производство является одной из старейших и ведущих отраслей пищевой   и    перерабатывающей    промышленности    с    высоким    уровнем индустриализации и энергоемкими технологическими процессами. Из  действующих в России 95 сахарных заводов 46 размещены в  Центрально-Черноземном  районе.
Легкая  промышленность  Центрально-Черноземного  района  развита  слабо  и размещена очень  неравномерно.  Предприятия  сосредоточены,  в  основном,  в Тамбовской  и  Курской  областях.  Тамбовская  область  специализируется  на производстве  шерстяных  тканей,  Курская  область  —  шелковых   тканей   и трикотажных изделий, использующих химическое  волокно.  Дальнейшее  развитие отрасли  связано  с  совершенствованием  ее  территориальной   структуры   и направлено на более полное  удовлетворение  потребностей  населения  района.
Швейная промышленность размещена повсеместно, кожевенно-обувные  предприятия расположены в Курске, Тамбове, Белгороде.
Отрасли, дополняющие промышленную социализацию района, комплекс услуг. Юго-Восточная  железная   дорога   пролегает   по   территории   областей, расположенных  в  южной  и  юго-восточной  части  европейской   России,   - Белгородской,  Воронежской,  Липецкой,  Тамбовской,   Курской,   Рязанской, Волгоградской, Пензенской, Саратовской, Тульской, Ростовской.
  Дорога граничит с рядом железных дорог: Московской  (ст.  Ряжск,  Павелец, Елец, Ефремов, Волово, Касторная-Курская, Курск, Готня),  Приволжской  (ст. Ду-плятка, Благодатка, Абадурово), Куйбышевской (ст. Кривозеровка), Северо-Кавказской (ст. Чертково) и Южной дороги (ст. Выстрел,  Соловей,  Нежеголь, Красный Хутор, Казачок, Илег-Пеньковка). Длина главных путей составляет 6,8 тыс.  километров,  из  них  -  52%  на  бетонном  основании.  Протяженность бесстыкового пути 3368,6 км. Дорога располагает преимущественно двухпутными линиями.  В  состав  дороги   входят   отделения:   Мичуринское,   Елецкое, Ртищевское, (с 1985 г.), Лискинское, Белгородское (с 1991 г.) и Воронежское (как филиал дороги с  2000  г.).  Основные  станции  и  узлы:  Богоявленск, Кочетовка, Елец, Казинка, Мичуринск, Лев Толстой, Тамбов,  Грязи,  Воронеж, Отрожка, Лиски, Касторная, Ртищево, Балашов,  Поворино,  Россошь,  Валуйки, Старый Оскол, Белгород, Готня (5, стр. 201).
  Эксплуатационный парк локомотивов составляет: в грузовом движении 219 ед., в пассажирском — 166 ед.
  Юго-Восточная железная дорога связывает южные районы России с  Центральным районом, Поволжьем и Уралом. Её  недаром  называют  магистралью  металла  и хлеба.  Она  обеспечивает  перевозки  рудодобывающих  предприятий   Курской магнитной   аномалии,   Новолипецкого   металлургического   и   Оскольского электрометаллургического    комбинатов,    предприятий     химической     и перерабатывающей промышленности, районы развитого сельского хозяйства.
  К  крупнейшим   железнодорожным   станциям,   обслуживающим   промышленные комплексы, относятся: Стойленская, Котел,  Лебеди  (Белгородская  область), Павловск-Воронежский,   Придача   (Воронежская   область),    Курбакинская, Михайловский Рудник (Курская  область),  Новолипецк,  Чугун  1  и  2,  Елец (Липецкая область) и Никольское (Тамбовская область) (5, стр. 202).
Наряду с внутриобластными и внутрирайонными связями перевозки  Центрально-Черноземного  района  характеризуются  разветвленной  системой  межрайонных связей.  Около  35%  (от  общего  объема  перевозок)  готовой  продукции  и импортных товаров вывозится за пределы рассматриваемого района и более  20% потребляемого в районе сырья и экспортируемых из  России  различных  грузов ввозится из других регионов.
Большое  влияние  на   перевозочный   процесс   оказывает   трубопроводный транспорт, имеющий разветвленную сеть продуктопроводов. Наиболее крупные  из них: Уфа — Западное направление, Самара — Брянск, Стальной Конь  —  Западное направление, Никольское — Воронеж —  Белгород  —  Сумы.  Кроме  того,  через Центрально-Черноземный  район  проходит  нефтепровод  «Дружба»,  связывающий нефтедобывающие районы Среднего Заволжья со странами Европы, и  газопроводы: Ставрополь — Москва, Уренгой — Помары — Елец — Ужгород (5, стр. 202-203).
ОАО   "Авиакомпания   Воронежавиа"   является   практически   единственным предприятием   гражданской   авиации   в   Центрально-черноземном   регионе, осуществляющим  внутрироссийские  и  международные   перевозки. 
Речной транспорт развит слабо. Судоходство осуществляется по Дону, Хопру и Северному  Донцу.  В  2009   г.   всеми   владельцами   речных   судов   (на государственной и коммерческой основе) было перевезено 0,18 млн.т. 
Специализация, уровень развития сельского хозяйства района.  Агропромышленный  комплекс  региона  создает   7,8%   сельскохозяйственной продукции   России.   Объем   валовой   продукции    сельского    хозяйства, произведенный на душу населения в этом районе, по крайней  мере,  в  полтора раза больше, чем по России в  целом.  Агропромышленный  комплекс  Черноземья имеет межрайонное значение  и  является  продовольственной  базой  Центра  и Севера Российской Федерации: он вывозит в  значительных  количествах  зерно, сахар, эфирно-масличные культуры, растительное масло, мясо,  молоко,  овощи, плоды и ягоды. Главным звеном в АПК  является  сельское  хозяйство,  отрасли рыночной специализации которого представлены производством  зерна,  сахарной свеклы, подсолнечника, эфирно-масличных культур, молока и мяса.
 В Центрально-Черноземном районе производится 10% зерна, 9% картофеля,  18% подсолнечника, 43% сахарной свеклы  России.  Из  зерновых  культур  во  всех областях, кроме Курской, преобладает озимая пшеница, а в Курской  области  — озимая рожь. В районе также возделываются просо, гречиха, кукуруза на  зерно и силос.
 Ведущее место  среди  технических  культур  принадлежит  сахарной  свекле. Наиболее  благоприятные  условия  для  ее  выращивания  имеют  Белгородская, Воронежская и Курская области. В целом Центрально-Черноземный  экономический район  занимает  первое  место  в  России  по  размерам  посевных  площадей, сахаристости и объемам заготовок сахарной свеклы. 
 Основные посевы подсолнечника сосредоточены в Воронежской  и  Белгородской областях.  Эта  культура  также  имеет  межрайонное  значение.  Подсолнечник выращивается на семена, перерабатывается в масло  (40%  масла  вывозится  из района), отходы производства — шрот и жмых используются в качестве кормов  в животноводстве.  Воронежская  область  —  основной  производитель  в  стране эфирных масел: на ее территории выращивается и перерабатывается  кориандр  и анис (Алексеевский эфирокомбинат. В  Воронежской  области  выращивают  также махорку.  Выращенный  в  районе  картофель  частично  идет  на  производство крахмала и  спирта.  Во  всех  областях  получило  развитие  овощеводство  и
садоводство.   Район   обладает   большими   потенциальными    возможностями увеличения производства продукции растениеводства за счет  внедрения  научно обоснованных  севооборотов,  увеличения  доли   использования   возможностей агрохимии, проведения мероприятий по сохранению и  увеличению  естественного плодородия земель.
 Животноводство представлено  в  Черноземье  скотоводством  молочно-мясного направления,   свиноводством   и   птицеводством,   развито    пчеловодство. Воронежская область издавна славится рысаками и упряжными породами  лошадей, выращиваемых на Хреновском конном заводе.
Развитие внешних связей района. Выше было описано развитие транспорта в данном районе. Внешние связи осуществляются в основном железнодорожным транспортом, на втором месте стоит авиатранспорт.
Проблемы развития района в условиях перехода к рыночной экономике. Система предприятий Центрально-черноземного района, некогда замышлявшаяся как единое целое, в современное время во всех отношениях оказалась рассыпавшейся по отдельным элементам (исключение - связь “Курская магнитная аномалия (КМА) – Новолипецкий металлургический комбинат (НЛМК)”). Старые хозяйственные связи зачастую не восстанавливаются, но замещаются новыми, то есть происходит существенное изменение их структуры. Вследствие этого предприятия – осколки бывшей социалистической индустрии потеряли прежние хозяйственные ориентиры, что усилилось неприспособленностью их руководителям к складывающимся условиям.
Следующее наблюдение связано с финансовым кризисом 1998 года. Эффект 17 августа реально дал возможность промышленности и особенно машиностроению вздохнуть посвободнее: появился платежеспособный внутренний спрос. Что же произошло? После шока от разразившегося кризиса наступила эйфория от его последствий. Отечественная промышленная продукция востребована, спрос растет, и руководители производств начинают ставить задачи дозагрузки производственных мощностей и наращивания объемов выпуска. К таким же действиям и решениям приходят руководители предприятий, получивших экспортные контракты, ставшие особо выгодными после девальвации рубля. Но, как уже было сказано, прежней хозяйственной системы нет, поэтому работоспособность любого отдельного ее звена долго поддерживать невозможно – рубль не будет вечно столь “дешевым”, производственные мощности изнашиваются, конкуренция становится более жесткой.
Отсюда второе, что можно заключить – если не будет целостного представления у предприятия о том, чем оно собирается заниматься в будущем, то сегодняшний день станет не более чем передышкой. Теперь о том, есть ли этот взгляд. Если посмотреть в целом и на ЦЧР, да и на другие регионы России, то в отношении осознания предприятиями своего будущего складывается, прямо скажем, на первый взгляд, не радостная картина. То есть мы видим зачастую либо всю ту же спортивную борьбу за объем выпуска с иллюзией, что так жить можно еще долго, либо ощущение отсутствия перспектив и существование с ожиданиями окончательного разрушения основных производственных фондов (причем, замечу - второй случай отнюдь не говорит о том, что у предприятия отсутствует платежеспособный потребитель). 
Но наиболее важной проблемой упоминаемой руководителями предприятий является проблема износа основных производственных фондов. Отметим, что как проблему этот вопрос ставит большинство предприятий, особенно машиностроительных, но стандарты у всех разные – для кого-то стоит проблема реального физического разрушения оборудования, а для кого-то - проблема морального износа. В целом, можно заключить, что прогнозируемого пессимистами обвального разрушения производственной базы в стране вряд ли следует ожидать, – проблема действительно существует, но она по-разному проявляется в различных отраслях и на разных предприятиях и подчас оценивается субъективно. Например, нам как-то пришлось выслушать подобные жалобы от директора машиностроительного завода, имеющего средний возраст оборудования около пяти лет. Другой пример подтверждает неоднородность проявления данной проблемы в различных отраслях: по словам руководителя достаточно крупного нефтехимического предприятия, в этой отрасли приоритетен химический процесс, и цикл обновления собственно оборудования достаточно велик. Помимо перечисленного, среди проблем часто упоминается также проблема привлечения инвестиционных ресурсов. Предприятия испытывают серьезные проблемы во взаимоотношениях с кредитными учреждениями (сопоставьте это, например, с избытком ликвидности в банковском секторе), существует тенденция использования для капитальных вложений накопленных собственных средств, либо отвлечения оборотных средств, с последующим финансированием их за счет краткосрочных кредитов. Данная проблема становится особенно актуальной в свете необходимости обновления основных производственных фондов и запуска инновационных проектов. 
При переходе к рыночной модели экономического развития одна из наиболее сложных проблем, появившихся, как в Центрально-Черноземном районе, так во всей стране, - снижение естественного прироста населения.

 

 

 

 

 

 

 


2. Экономико-географическая характеристика газовой промышленности России

Состав и значение отрасли. В состав газовой промышленности входят следующие элементы:
•    Добыча природного газа.
•    Добыча попутного газа.
Нефть содержит растворенные метан, этан, пропан, бутан и другие высшие углеводороды. Когда она выхо¬дит на поверхность, растворенные в ней компоненты выделяются в виде газа. Этот газ называют нефтяным, или попутным.
Эти газы не могут быть направлены в магистраль¬ный газопровод, потому что тяжелые углеводороды при охлаждении или сжатии выделяются в трубе в виде жидкости, которая при контакте с влагой образует гидратную пробку, уменьшающую сечение газопровода или полностью закупоривающую его. Поэтому эти газы направляются на газоперерабатывающие (газобензи¬новые) заводы, где из них извлекаются тяже¬лые углеводороды и другие компоненты, после чего отбензиненный (сухой) газ, состоящий в основном из метана, направляется потребителям.
•    Производство горючего газа из угля и сланцев.
•    Хранение газа.
Потребление газа не бывает равномерным в течение года, снижается в летние месяцы и повышается в зимние. Для сглаживания неравномерного потребления и создания аварийного запаса газа у крупных потребителей, например в городах, строили специальные хранилища – газгольдеры, в которых накапливался избыточный газ. Газгольдеры имеют ряд существенных недостатков – они дороги, занимают большие площади и недостаточны по объему.
Основу от¬расли, обеспечивающую ее конкурентные преимущества, составляет Единая система газоснабжения (ЕСГ), которая объединяет добычу и транспорт природного газа в единую технологическую, техническую и экономическую систему в рамках России, связанную с газоснабжаю¬щими системами центрально-азиатских и закавказских республик СНГ и имеющую свое продолжение в системах поставки российского газа в три европейские страны СНГ и двадцать других государств Европы (1, стр. 243).
Газ – лучший вид топлива. Его отличают полнота сгорания без дыма и копоти; отсутствие золы после сгорания; легкость розжига и регулирования процесса горения; высокий коэффициент полезного действия топливоиспользующих уста¬новок; экономичность и простота транспортировки к потребителю; возможность хранения в сжатом и сжи-женном состоянии; отсутствие вредных веществ.
Немалую роль играет и низкая стоимость добычи газа по сравнению со стоимостью добычи других ви¬дов топлива — угля, торфа, нефти.
Если принять стоимость угля (в пересчете на 1 т условного топлива) за 100%, то стоимость газа соста¬вит только 10 %.
Благодаря высоким потребительским свойствам, низким издержкам добычи и транспортировки, широкой гамме приме¬нения во многих сферах человеческой деятельности, природный газ занимает особое место в топливно-энергетической и сырьевой базе. В этой связи наращивание его запасов и потребления идет высоки¬ми темпами.
Природный газ – один из наиболее высокоэкономичных источников топливно-энергетических ресурсов. Он обладает высокой естественной производительностью труда, что способствует широкому использованию его во многих отраслях народного хозяйства. Благоприятные естественные предпосылки природного газа и высокий уровень научно-технического прогресса в его транспортировке во многом обеспечивает ускоренное развитие газодобывающей промышленности.
Газовая промышленность — наиболее молодая отрасль топ¬ливного комплекса. Газ применяется в народном хозяйстве в качестве топлива в промышленности и в быту, а также и как сырье для химической промышленности. В народном хозяйстве используется природный газ, добываемый из газовых месторож¬дений, газ, добываемый попутно с нефтью, и искусственный газ, извлекаемый при газификации сланцев из угля. Кроме того, ис¬пользуется газ, получаемый при производственных процессах в некоторых отраслях металлургической и нефтеперерабатывающей промышленности.
Газ в больших количествах используется в качестве топлива в металлургической, стекольной, цементной, ке¬рамической, легкой и пищевой промышленности, пол¬ностью или частично заменяя такие виды топлива, как уголь, кокс, мазут, или является сырьем в химической промышленности.
Современный уровень развития отрасли (объемы производства, размеры ввоза и вывоза соответствующей продукции). В настоящее время основная добыча газа осуществляется в За¬падной Сибири, и в перспективе здесь же намечается концентрация добычи природного газа за счет Надым-Тазовского, Уренгойского, Ямбургского и Ямал-Гыданского месторождений. Со¬здание производственной инфраструктуры (транспортных подходов в виде железных и шоссейных дорог), надежная работа морского и воз¬душного флота окажут существенную помощь в реализации этой программы.
По промышленным запасам природного газа Россия зани¬мает одно из первых мест в мире, а по разведанным и добыче — первое (40%) и 30%) мировых показателей соответственно). В Ев¬ропе наша страна — монополист по запасам этого вида топлива. Добыча природного газа в России с 1990 г. практически не сни¬жалась и осталась на уровне 600 млрд м3 в год (1, стр. 245).
Газовые месторождения находятся, как правило, вблизи нефтяных. Наряду с природным добывается попутный газ (вместе с нефтью на нефтяных месторождениях). Раньше при выходе на поверхность он сжигался, теперь научились газ отво¬дить и использовать его для получения горючего и разных хи¬мических продуктов. Добыча попутного газа составляет 11— 12% общей добычи газа.
Сырьевая база отрасли. В пределах Западносибирской низменности открыты 300 нефтяных и га¬зовых месторождений. На территории Западной Сибири расположены основные запасы природного газа страны. Из них более половины нахо¬дится на Тюменском Севере, преимущественно в трех газонос¬ных областях. Наиболее крупные газовые месторождения — Уренгойское, Ямбургское, Заполярное, Медвежье, Надымское, Тазовское — открыты в Тазово-Пурпейской газоносной области на севере Тюменской области в Ямало-Ненецком автономном округе. Весьма перспективны Ямбургское и Иванковское ме¬сторождения природного газа.
Березовская газоносная область, расположенная вблизи Урала, включает Пунгинское. Игримское, Похромское и другие месторождения газа. В третьей газоносной области — Васюганской, которая находится в Томской области, самыми крупными месторождениями являются Мыльджинское, Лугинецкое, Усть-Сильгинское. В последние годы осваиваются ресурсы нефти и освоение крупного Русского нефтегазового место¬рождения (3, стр. 56).
Укрепление топливно-энергетической базы газовой промышлен¬ности в нашей стране идет за счет восточных районов и, прежде всего, Западной Сибири. И в будущем  основным центром добычи в течение всего периода, на который рассчитана энергетическая программа, останется Западная Сибирь. Запасы промышленных категорий (А + В + С1) в восточных рай-онах составляют 21,6 трлн.куб.м, в том числе на долю Сибири и Дальнего Востока приходится 16,2 трлн.куб.м или 70,5%. Как сказано выше, основная часть их сосредоточена в недрах Ямало-Ненецкого автономного ок¬руга Тюменской области и приурочена в основном к меловым отло-жениям. При этом экономико-географическое положение ведущих месторождений газа оценивается положительно (3, стр. 56-57).
Волго-Уральская нефтегазоносная провинция занимает обшир¬ную территорию между Волгой и Уралом и включает террито¬рию Татарстана и Башкортостана, Удмуртской Республики, а также Саратовскую, Волгоградскую, Самарскую, Астраханскую, Пермскую области и южную часть Оренбургской.
Нефтегазоносные области Северного Кавказа занимают тер¬риторию Краснодарского и Ставропольского краев, Чеченской и Ингушской республик, Дагестана, Адыгеи, Кабардино-Балка¬рии. На Северном Кавказе выделяются две нефтегазоносные области: Дагестанская и Грозненская. Грозненская расположе¬на в бассейне реки Терек. 
Факторы, влияющие на размещение предприятий отрасли. Около 80% всех запасов газа сосредоточено на четырех уникальных месторождениях:
Уренгойском, Ямбургском, Заполярном и Медвежьем. Месторождения имеют, значительные размеры газоносных площадей и высокую кон¬центрацию запасов. Так запасы по промышленным категориям Уренгойского месторождения оцениваются в 4,4 трлн.куб. м, Ямбурского - 5,4 трлн.куб. м, Заполярного - 2,0 и Медвежьего - 1,6 трлн.куб. м.
Важное значение придается освоению ме¬сторождений газа полуострова Ямал (Ямало-Ненецкий автоном¬ный округ). Запасы природного газа здесь оцениваются в 9 трлн м3. Среди двадцати пяти разведанных месторождений этой территории своими запасами выделяются Бованенковское, Арктическое, Крузенштерновское, Новопортовское.
На территории Тюменской области формируется крупнейший в России Западно-Сибирский про¬граммно-целевой территориально-производственный комплекс на основе уникальных запасов природного газа и нефти в сред¬ней и северной частях Западно-Сибирской равнины, а также значительных лесных ресурсов. Ресурсы нефти и газа были от¬крыты здесь в начале 1960-х годов на огромной площади в 1,7 млн. км2. Формирование Западно-Сибирского ТПК началось в конце 1960-х годов (4, стр. 366).
В Обь-Иртышском бассейне распространены ценные виды рыб — лососевые, осетровые, сиговые. Поэтому особенно опас¬но при увеличении добычи и переработки нефти и газа загряз¬нение рек.
Общий замысел формирования Западно-Сибирского ТПК заключается в том, чтобы на основе месторождений нефти и га¬за создать крупнейшую топливно-энергетическую базу. Эта цель сейчас достигнута.
Освоение нефтегазовых ресурсов повлекло за собой и транс¬портное освоение этих территорий, эксплуатацию крупных лес¬ных массивов в центральной части Тюменской и на севере Том¬ской областей.
Машиностроение Западно-Сибирского ТПК специализиру¬ется на ремонте нефтяного и газового оборудования; быстро растет строительная индустрия.
Велики запасы природного газа на Урале. В Оренбургской области в промышленную разработку введено Оренбургское газокондснсатное месторождение с переработкой 45 млрд м3. Благоприятное географическое положение месторождения вблизи крупных промышленных центров страны на Урале и в Поволжье способствовало созданию на его базе промышлен¬ного комплекса. Осваивается крупное газоконденсатное место-рождение в Астраханской области. В Поволжском районе также эксплуатируются Арчединское, Степновское, Саратовское месторождения.
Современное размещение по территории страны. Главные районы и предприятия. Западно-Сибирская нефтегазоносная провинция. В пределах Западно-Сибирской низменности открыты 300 нефтяных и га-зовых месторождений.
Запасы Оренбург¬ского газоконденсата оцениваются в 1,8 трлн м3. Астраханское месторождение с запасами, превышающими 2 трлн.куб. м, отличает¬ся от Оренбургского повышенным содержанием серы.
Промышленное развитие Предуралья Оренбургской области связано с разведкой нефти и газа. В отличие от Тимано-Печерского Оренбургский ТПК формируется в условиях обжитой и хорошо освоенной территории.
Запасы природного газа сосредоточены в центральной и западной частях области. Как сказано выше, месторождения являются газоконденсатными, но кроме конденсата и метана, содержат серу, гелий, пропан, бутан и т. д. Кроме того, выявлены структуры, благоприятные для открытия новых месторождений газа, - это Восточно-Оренбургское поднятие, Соль-Илецкое сводовое поднятие, Предуральский прогиб. Этот газоносный район расположен в непосредственной близости к топливодефицитным районам европейской части России.
Тимано- Печорская нефтегазоносная провинция занимает об¬ширную территорию Республики Коми и Ненецкого автоном¬ного округа Архангельской области. Большая часть разведанных и прогнозных запасов этой провинции размещена в относи¬тельно неглубоких (800—3300 м) и хорошо изученных геологи¬ческих комплексах. Здесь открыто более 70 нефтяных, газовых и газоконденсатных месторождений.
Запасы газа находятся в основном на территории Республики Коми. Крупные месторождения газа — Вуктылское, Василковское, Вой-Вожское, Джеболское. Ведуться  усиленные геолого-разведочные работы в акватории Баренцева моря. Европейский Север относится к перспективным районам, располагающим запасами топливных ресурсов, которые приуро-чены к Тимано-Печорской нефтегазоносной провинции и шельфовой зоне морей Северного Ледовитого океана. Природный газ и газоконденсат содержат 94% ме¬тана и другие ценные компоненты. В настоящее время уделяется внимание освоению Штокмановского месторо¬ждения шельфовой зоны Баренцева моря с запасами, превы¬шающими 3 трлн м3 и Ардалинского месторождения Архангель¬ской области (4, стр. 368).
На территории Тимано-Печерского ТПК открыты запасы природного газа. Особенностью наиболее известного газового месторождения – Вухтыловского является наличие запасов конденсата, из которого можно получать более дешевый бензин, чем из нефти. Вместе с тем наличие конденсата усложняет организацию добычи газа. Другая особенность Вухтыловского газового месторождения – это содержание этана – ценного сырья для органического синтеза.
На территории Тимано-Печерской нефтегазоносной провинции выявлен целый ряд нефтяных месторождений – Усинкое, Возейское и другие. Эти месторождения отличаются высоким содержанием попутного газа (в 2-3 раза больше, чем в месторождениях Волжско-Уральского бассейна и Западной Сибири). Указанные особенности газовых и нефтяных месторождений Тимано-Печерской нефтегазоносной провинции требует комплексного использования нефти и газа.
В пределах Северо-Западного Кавказа расположены Став¬ропольская и Краснодарская нефтегазоносные области. В Ставропольском крае крупными месторождениями газа явля¬ются Северо-Ставропольское и Пелагиадинское, в Краснодар¬ском крае — Ленинградское, Майкопское и Березанское.
Нефтегазоносные области Восточной Сибири в администра¬тивном отношении охватывают территории Красноярского края, Иркутской области. В Крас¬ноярском крае - Таймырское, Мессояхское месторождения и в Иркут¬ской области - Братское месторождение. К перспективным месторождениям относят Марковское, Пилятинское, Криволукское.
На Дальнем Востоке, в бассейне реки Вилюй на территории Республики Саха (Якутия) открыты 10 газоконденсатных месторождений, из них разрабатываются Усть-Вилюйское, Средне-Вилюйское, Мастахское; и на Сахалине - Оха и Тунгорское месторожде¬ния.
Межрайонные связи. В России действует Единая система газоснабжения, которая включает разрабатываемые месторождения, сеть газопроводов и компрессорных установок (для сжатия газа и подачи его под давлением), подземных газохранилищ и других сооружений. Тру-бопроводы — единственный способ для перекачки больших масс газа, в России их протяженность составляет около 80 тыс. км., а в СНГ — 140 тыс. км.
Характерной чертой географии газопроводов является создание радиальной сети их, идущей от месторождений Западной Сибири, республики Коми, Поволжья, Урала, Северного Кавказа в центральные районы страны. Таким образом, природный газ подается в наиболее крупные и в то же время самые дефицитные по топливу промышленные районы страна. Вместе с тем складывается местная внутрирайонная сеть газопроводов, расходящихся из центров добычи газа. Необходимость объединять отдельные газовые сети с целью маневрирования ресурсами газа привела к кольцеванию, а затем к формированию Единой системы газоснабжения страны.
В настоящий момент продолжается строительство крупных магистралей. Крупные центры производства труб,  использующихся для строительства газопроводов, расположены на  Урале  (Челябинск,  Каменск-Уральский),  в  Поволжье (Волжский,  Волгоград)  и в крупных городах Европейской части России (Москва, Санкт-Петербург).
Основные центры переработки природного газа расположены на Урале (Оренбург,  Шкапово,  Альметьевск),  в Западной Сибири (Нижневартовск, Сургут), в Поволжье (Саратов) и в других газоносных провинциях.  Можно отметить, что комбинаты газопереработки  тяготеют  к источникам сырья - месторождениям и крупным газопроводам.
Из Западно-Сибирской нефтегазоносной провинции:
Уренгой – Медвежье – Надым – Пунга – Вуктыл - Ухта - Грязовец; далее ветки: на Москву; на направление: Торжок – Псков - Рига; и на направление: Новгород - Санкт-Петербург - Таллинн. От Торжка далее Смоленск- Минск - Брест (Белорус¬сия). Газопровод обеспечивает внутренние потребности в газе центральных районов, особенно Москвы и Санкт-Петербурга, а также по нему экспортируется газ в Прибалтийские страны и Белоруссию. Кроме того, Москва и Санкт-Петербург – крупные производители труб для газопроводов.
Уренгой – Сургут – Тобольск – Тюмень – Челябинск – Самара - Сызрань - Ужгород (Украина), далее в Европу. 
Уренгой – Ижевск (крупный потребитель, ч.мет. и мет.обраб.) – Помары – Елец – Курск - Жмеринка (Ук¬раина) - Ивано-Франковск (Украина) - Ужгород (Украина), да¬лее в Европу. Крупнейший экспортный газопровод в Европу. Он поставляет газ в Германию, Францию, Австрию, Италию, Швейцарию. Строительство этого газопровода велось на компенсационной основе в соответствии с крупнейшей в международной истории торгово-промышленных отношений сделкой. Соглашение, в котором участвовали ФРГ, Франция и ряд других капиталистических стран, позволяло улучшить топливно-энергетический баланс этих государств, обеспечить работой многие тысячи трудящихся, производством и поставками в СССР труб большего диаметра, а также технологического оборудования для трубопроводного транспорта в обмен на сибирский газ.
Уренгой – Медвежье – Пермь – Ижевск – Казань - Нижний Новгород - Владимир – Москва. Газопровод позволил существенно улучшить обеспеченность дешевым топливом и углеводородным сырьем промышленность ряда европейских районов России.
Уренгой – Сургут – Нижневартовск (центры переработки газа) – Томск – Юрга – Новосибирск – Кемерово – Новокузнецк. Перекачиваемый по этому газопроводу газ поступает в Томск, крупные индустриальные центры Кузбасса (Кемерово, Новокузнецк и др.), в Новосибирск. Он используется в различных отраслях промышленности – химической и нефтехимической, в металлургической, в энергетике, а также в комунально-бытовом хозяйстве.
Уренгой – Медвежье - Нижняя Тура - Нижний Тагил - Ека¬теринбург - Челябинск. Газопровод способствует  улучшению топливно-энергетического баланса Урала (6, стр. 217).
Из Поволжского экономического района:
Саратов – Рязань - Москва;
Саратов – Пенза - Нижний Новгород (с ответвлением на Вла¬димир и Москву) – Иванове – Ярославль – Череповец.
Газопроводы имеют только внутреннее значение и идут из старых месторождений.
Из Уральского экономического района:
Газопровод "Союз": Оренбург – Уральск - Алесандров-Гай – Кременчуг - Ужгород (Украина), далее в Европу. Основными потребителями газа являются страны Восточной Европы, такие как Болгария, Венгрия, Польша, Чехия, Словакия, Румыния, Югославия. Кроме того проложены от Оренбургского газоконденсатного месторождения газопроводы в Башкортостан, Татарстан, Самарскую, Саратовскую области, что способствовало возникновению здесь промышленных предприятий. На оренбургском газе работает Заинская ГРЭС (Татарстан).
Из Севера-Кавказского экономического района:
Ставрополь - Аксай - Новопсков – Елец – Тула - Серпухов (Московское кольцо) - Тверь - Новогород - Санкт-Петербург;
Ставрополь – Майкоп – Краснодар – Новороссийск.
Из Узбекистана:
Газли (Узбекистан) - Ташауз (Туркмения) - Москва. Импортный газопровод из Средней Азии для обеспечения Европейской части России.

Главные проблемы  в переходный период. К настояще¬му времени разведанность запасов в европейских регионах России и Западной Сибири достигает 65 — 70%  но нефти и 40 — 45% но газу, в то же время Восточная Сибирь и Дальний Восток освоены только на 6 – 8%, а шельфы морей - лишь на 1 %. Именно на эти труднодоступные регио¬ны (включая север Тюменской и Архангельской областей) приходится около 46% перспективных и более 50% прогнозных ресурсов нефти и около 80% природного газа. В связи с этим очень важно не допустить развала геологических организаций и увеличит), масштабы геологораз¬ведочных работ на нефть и газ для создания прочной сырьевой базы в будущем. Необходимо довести геологоразведочные работы до объемов, обеспечивающих в ближайшие несколько лет подготовку 400 - 500 млн т запасов нефти и до 1 трлн куб. м газа с дальнейшим увеличением при¬роста запасов нефти до 600 млн т в год. По расчетам, оправданный перспективный уровень добычи нефти в России - 310- 350 млн т при раз-личных уровнях цен на мировом рынке.
Основным поставщиком нефти «рассматриваемой перспективе до 2011 гг. остается Западно-Сибирский район, несмотря на сни¬жение здесь уровней добычи. Отсюда традиционно нефть будет выво¬зиться в двух направлениях: на восток и запад. Поставка нефти в вос¬точном направлении (в Восточную Сибирь и на Дальний Восток) в пер¬спективе начнет снижаться за счет ожидаемого роста добычи нефти в этих районах. Это позволит организовать транспорт нефти на НПЗ Дальнего Востока.
В западном направлении выделяются нефтедобывающие Ураль¬ский, Поволжский, Северо-Кавказский районы, потребности которых в нефти и нефтепродуктах увеличиваются. Хотя доля этих районов на российском рынке и в вывозе за рубеж продолжает уменьшаться, они по-прежнему будут играть активную роль. Наиболее перспективным районом по добыче нефти будет Север европейской части России.
Газовая промышленность будет разви¬ваться прежде всего за счет крупных месторождений Тюменской и Том¬ской, а также Оренбургской и Астраханской областей. Кроме того, боль¬шие надежды возлагаются на создание новых крупных центров по до¬быче природного газа и Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. В дальнейшем возможны формирование и экспорт потоков газа из этих районов.
При таких подходах к развитию добычи природного газа требуется выполнить конкретную реконструкцию всей системы газоснабжения с целью осуществления поставок газа на внутрироссийские нужды и на экспорт для дальнейшего улучшения энергетической и экономичес¬кой эффективности, подготовить систему ПГХ для повышения надеж¬ности газоснабжения народного хозяйства, кратно увеличив при этом извлечение полезных компонентов из добываемого газа. Предусматривается ускорить газификацию сельской местности всех районов. Осо¬бую важность проблема газификации сел и городов приобретает и рай¬онах Восточной Сибири и Дальнего Востока. Намечено увеличить ис¬пользование газа как моторного топлива, реконструировать существующие и строить новые электростанции в городах и селах страны. По¬мимо Западной Сибири важную роль и газоснабжении потребителей будут играть Уральский и Поволжский районы России.
В ближайшей перспективе намечаются работы по вовлече¬нию в хозяйственный оборот новых месторождений нефти и газа полуострова Ямал, Западной Сибири и Восточной Сибири (Красноярский край и Иркутская область) и освоению место¬рождений нефти и газа, расположенных на континентальном шельфе, 70% территории которого перспективны в нефтегазоносном отношении. Для освоения перспективных месторожде¬ний потребуется привлечение иностранного капитала. Так, в Западной Сибири американская компания "Амоко"
 

Добавил: Демьян |
Просмотров: 329
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Дипломник © 2024
магазин дипломов, диплом на заказ, заказ диплома, заказать дипломную работу, заказать дипломную работу mba