Статистика


Онлайн всего: 4
Гостей: 4
Пользователей: 0

Форма входа

Поиск

Категории раздела

Диплом [327] Курсовая [699]
Реферат [397] Отчет [11]




Пт, 29.11.2024, 15:26
Приветствую Вас Гость | RSS
ДИПЛОМНИК т.8926-530-7902,strokdip@mail.ru Дипломные работы на заказ.
Главная | Регистрация | Вход
КАТАЛОГ ДИПЛОМНЫХ, КУРСОВЫХ РАБОТ


Главная » Каталог дипломов » бесплатно » Курсовая [ Добавить материал ]

Философия как концентрированное выражение духовной культуры
Реферат | 20.08.2014, 17:25

СКАЧАТЬ РАБОТУ БЕСПЛАТНО - 

                                            СОДЕРЖАНИЕ

Введение……………………………………………………………………..3
1. Философия как теоретический уровень мировоззрения………………4
    1.1. Понятие и формы мировоззрения………………………………….4
    1.2. Философия как универсальное теоретическое познание. 
    Философия в системе культуры…………………………………………5
2. Роль философии в жизни общества и человека………………………...7
   2.1. Роль философии в жизни общества…………………………………7
   2.2. Роль философии в жизни человека………………………………….9
Заключение…………………………………………………………………13
Список литературы………………………………………………………...14

 

 

 

 

 

 

 

 


                                    ВВЕДЕНИЕ 

Духовная культура человечества включает в себя массив  опыта  человечества, отношение  людей  и  общества  к  природе  и  жизни.  Многообразие  форм   жизнепроявления определяет многообразие форм сознания.
Духовная культура представляет собой  лишь  определенную  сторону,  "срез"  духовной жизни, в известном смысле  ее  можно  считать  ядром  духовной  жизни  общества.  Духовная культура обладает сложной структурой,  включающей  научную,  философско-мировоззренческую, правовую, нравственную, художественную культуру. 
Особое место в системе духовной  культуры занимает  религия.  В  обществе  духовная  культура  проявляется  через  процесс  освоения ценностей  и  норм  предшествующих  поколений,  производство  и  развитие  новых  духовных ценностей. Духовная культура общества находит свое выражение в различных формах и  уровнях общественного сознания.
В данном реферате мы рассмотрим, каким  образом  происходило  становление  философии  в  системе  духовной культуры через постановку и разрешение следующих задач:
1) дать понятие мировоззрения и раскрыть его формы;
2) описать философию как универсальное теоретическое познание;
3) охарактеризовать роль философии в жизни общества;
4) рассмотреть роль философии в жизни человека.

 

СКАЧАТЬ РАБОТУ БЕСПЛАТНО - 

1. ФИЛОСОФИЯ КАК ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ МИРОВОЗЗРЕНИЯ

      1.1. Понятие и формы мировоззрения

       Мировоззрение – это совокупность взглядов, оценок, норм и  установок,  определяющих отношение  человека   к  миру  и выступающих  в  качестве  ориентиров  и  регуляторов   его поведения.  
Исторически  первой  формой  мировоззрения  является  мифология   –   образное синкретическое  представление  о   явлениях   природы   и   коллективной   жизни.  
 Другая мировоззренческая форма, существовавшая уже  на  ранних  стадиях  человеческой  истории  – религия. Эти формы мировоззрения носили духовно-практический характер  и  были  связаны  с низким уровнем освоения человеком действительности, а также с недостаточным развитием  его познавательного аппарата.  
По  мере  развития  человеческого  общества,  совершенствования познавательного аппарата стала возможной новая форма освоения  мировоззренческих  проблем, носящая  не  только  духовно-практический,  но   и   теоретический   характер.   
Философия зарождается как попытка решить  основные  мировоззренческие  проблемы  средствами  разума. Первоначально она выступала на исторической арене как  поиск  мирской  мудрости.  По  сути дела, этот термин означал совокупность теоретических  знаний,  накопленных  человечеством.

 

 

      1.2. Философия как универсальное теоретическое познание. Философия в системе культуры

      По мере накопления эмпирического  материала  и  совершенствования  методов  научного исследования происходила дифференциация  форм  теоретического  освоения  действительности, становление конкретных наук и вместе с тем обретение философией нового  облика,  изменение предмета,  метода  и  функций.  Философия  утратила  функцию  быть   единственной   формой теоретического освоения действительности.  В  этих  условиях  четко  обнаружилась  функция философии как формы универсального  теоретического  познания.  
Философия  –  это  форма  познания наиболее общих, а точнее, всеобщих оснований бытия. Другая важная особенность философии  – субстанциализм – стремление философов  объяснить  происходящее,  внутреннее  устройство  и развитие мира не генетически, а через единое,  устойчивое  начало.  Основная  проблема,  с которой, так или иначе, связаны различные проблемы философского  мировоззрения  –  отношение мира и человека.
 В  историко-философской  традиции  до  Маркса  прочно  закрепилось  представление  о философском  разуме  как  носителе  “высшей  мудрости”,  как  верховной   интеллектуальной инстанции, позволяющей глубинно понять все существующие,  некие  вечные  его  принципы.  В свете  новых  материалистических  взглядов  на   общество,   к   которым   пришел   Маркс, представление   об   особом,   сверхисторической   позиции   философского   разума   стали принципиально  невозможны.  В  традиционном  образе  философии  Маркса   не   удовлетворял значительный отрыв от действительной жизни, от  проблем  современности.  Философия  должна учитывать формы исторического развития и указывать пути, идеалы, цели  на  основе  анализа этого опыта. 
Философия в  новой  ее  интерпретации  раскрылась  как  обобщенная  концепция общественной жизни в целом и  различных  ее  подсистем  –  практики,  познания,  политики, права, морали, искусства, науки. Историко-материалистическое понимание общества  позволило выработать широкий взгляд на философию как  на  явление  культуры,  понять  ее  функции  в сложном комплексе социально-исторической жизни людей, осознать реальные сферы  приложения, процедуры и результаты философского мироуяснения.
     Философские интересы обращены  ко  всему  многообразию общественно-исторического опыта. Так, система, Гегеля включала:
      - философию природы
      - философию истории
      - философию политики
      - философию права
      - философию искусства
      - философию религии
      - философию морали
      Отражая открытый характер философского постижения мира культуры, этот перечень может бесконечно расширяться, добавляя новые разделы философского миропонимания.
При этом нельзя рассматривать какой-либо аспект философского исследования в отвлечении  от всего остального комплекса вопросов.

 

 

 

 

 

2. РОЛЬ ФИЛОСОФИИ В ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА И ЧЕЛОВЕКА

2.1. Роль философии в жизни общества

Общественное значение философии определяется значимостью духовной культуры в обществе. Ведь философия - один из основных компонентов духовной культуры. 
Какую же роль выполняет философия в системе духовной культуры? Прежде всего, роль высшего синтезатора знаний. Философия может выполнить свои функции (мировоззренческую и методологическую) только в том случае, если она постоянно обобщает результаты деятельности всех остальных форм общественного сознания, синтезирует их знания и ценности, находит формы их интегрированного выражения. Философия интегрирует систему духовной культуры в некоторую целостность, предает ей единство, стабильность, тотальность. "Всякая истинная философия, - писал К.Маркс, есть духовная квинтэссенция своего времени, ... она представляет собой живую дуду культуры". Благодаря философии отделение формы общественного сознания становятся взаимодополняющими, между ними появляются каналы трансляции знаний и ценностей, возникает взаимопонимание.
Характерная особенность философии - ее предельная критичность. Философия критична по своему существу. Критицизм заложен в самой сути философского отношения к миру. Оборотной стороной критицизма является сомнение. Философия ставит под сомнение все, что не получает убедительного, очевидного, рационального обоснования. Любое сомнение есть основание для критики. Философия должна постоянно критически анализировать общественное сознание, с тем, чтобы выделить в нем элементы, отражающие содержание высших уровней отношения человека к миру. При этом отсеивается все то, что имеет не мировоззренческий, а более частный характер. Критицизм - главное средство, оружие философии. Если философия перестает быть критичной, она оказывается бессильной перед натиском постоянно расширявшегося опыта человечества. Некритическая философия рано или поздно растворяется в какой-то другой форме общественного сознания. Обычно в той, которая в данной исторической обстановке стала наиболее влиятельной, устойчивой, господствующей. Философия критикует всех, но и все критикуют философию. Это неизбежно. Поэтому настоящее философствование требует мужества. Многие философы доказывали истинность своих идей, отстаивали общественную значимость философии ценой своей жизни (Сократ, например).
Интегрированная философией, целостная система духовной культуры становится более динамичной, подвижной, разнообразной, многосторонней, разноликой и внутренне богатой. Критическая синтезирующая философская деятельность стимулирует поиск нового, творческого начала в обществе. История показала, что не может быть глубоко творческой духовной атмосферы и внутренних импульсов к развитию в таком обществе, в котором нет условий для философского творчества.
В творческом созидании новых элементов духовной культуры проявляется высшее предназначение человека. Человек по своей сути творец. Но не всегда и не везде он имел и имеет (материальные и социальные) условия для творчества. Велика роль философии в нахождении образов и путей создания такого общества, в котором каждый человек мог бы полностью реализовать свои способности к творчеству. 
Исторически сложившиеся идеалы капитализма и социализма - это, прежде всего образы такого общества, которое создает необходимые (материальные и социальные) условия для развития творческих способностей личности. В любом обществе всестороннее развитие творческих способностей каждого человека является условием всестороннего развития способностей всех остальных людей. Такая цель - высокая и благородная. Сейчас ясно, что ее достижение - отнюдь не простая задача. Она гораздо сложнее, чем об этом у нас до последнего времени, до перестройки говорили с некоторых официальных трибун.
Вместе с тем нельзя обойти и вопрос о том, насколько эта цель вообще реальна. Философия в решение этого вопроса вносит значительный, весомый вклад. Существуют серьезные философские основания считать, что такая цель - реальна. Так или иначе, но человечество в целом к ней идет. Хотя путь этот сложен и тернист.
Велика роль философии как средства методологической вооруженности человека, разработки новых методов преобразования и познания действительности. В решении почти всех основных проблем, с которыми столкнулось в настоящее время человечество технологических, глобальных (в том числе экологических), научных (например, в физике - создание единой теории поля) и др. требуется активное участие философско-методологической деятельности. В связи с этим в современных условиях резко возрастает значение философско-методологического образования специалистов (ученых, деятелей искусства, специалистов в области права, организаторов производства, общественно-политических деятелей и др.).

2.2. Роль философии в жизни человека

Большое значение имеет философия не только в жизни общества, но и в жизни отдельного человека. Что же дает философия человеку? Выдающийся и оригинальный русский мыслитель, философ религиозной ориентации (исповедовавшей идеалы высокой духовности человека) В.С.Соловьев однажды очень лаконично сформулировал удачный ответ на этот вопрос. "... На вопрос: что делает философия? - мы имеем право ответить, - она делает человека вполне человеком". 
Критически анализируя философскими средствами свой духовный мир, человек получает возможность отделять в нем нравственное, общечеловеческое, гуманистическое начало от частного, сиюминутного, стихийного, утилитарного в человеке. Философия придает внутреннему миру человека духовную направленность, гуманистическую целостность. Освоением философии завершается процесс становления человека как значимой, целостной личности.
Велика роль философии в постановке и решении важнейшей для многих людей проблемы смысла жизни. На определенном уровне духовного развития перед личностью возникает целый ряд вопросов такого типа: Зачем я живу ? Какова цель моей жизни? Каково мое предназначение? В этих вопросах конкретизируется проблема смысла жизни: Эта проблема - высшая духовная проблема, которая встает перед личностью. То или иное ее решение задает совокупность исходных ориентиров, определяющих программу социального поведения человека, характер его деятельности и социального обращения, в конце концов, его личную судьбу.
Каждый человек (особенно в условиях современной цивилизации) находится под влиянием и давлением множества требований, идущих из той социальной среды, в которой он живет, действует, общается с другими людьми. Требования эти разнообразны и, как правило, во многом противоречат друг другу. Семья, родственники, друзья, производственный коллектив, руководство, общественная организация - все они выдвигают перед нами широкую гамму требований и условий, к которым не так легко примериться. Очень сложно (а часто и невозможно) добиться того, чтобы получить со всех сторон одобрение, удовлетворить в равной мере все требования, все условия. Личность постоянно стоит перед проблемой выбора наиболее оптимальной линии своего поведения. А выбор нужно уметь делать. Осознанный выбор наиболее оптимальной жизненной стратегии предполагает наличие некоторой общей мировоззренческой программы, в которой заключены, в частности, и основные критерии такого выбора. Если человек не научился осуществлять такой выбор, если у него нет соответствующих критериев - он становится, подобно лодке без паруса и руля в волнах бурлящего, шторного жизненного моря.
Есть немало людей, которые, собственно говоря, так и живут, не имея четкой жизненный ориентации. Их жизнь состоит из сменяющих друг друга поступков, содержание которых определяется лишь повседневный, будничными заботами, удовлетворением непосредственных материальных потребностей. В литературе и искусстве каждого народа есть художественные образы, отражающие подобное отношение к жизни.
В русской литературе ХХ в., пожалуй, наиболее яркое воплощение они получили в романе И.А.Гончарова "Обломов". Характеризуя быт жителей деревни Обломовки, где "все дышало... первобытной ленью, простотой нравов, тишиною и неподвижностью", И.А.Гончаров пишет: "Делали ли они себе вопрос: зачем дана жизнь? Бог весть. И как отвечали на него? Вероятно, никак. Это казалось им очень просто и ясно". В обломовском образе жизни не возникает сама проблема смысла жизни, обломовцы просто до нее не дорастают. "Не слыхивали они о так называемой многотрудной жизни, о людях, носящих томительные заботы в груди, снующих зачем-то из угла в угол по лицу земли или отдавших жизнь вечному, нескончаемому труду, плохо верили обломовцы и душевным тревогам; не принимали за жизнь круговорота вечных стремлений куда-то, к чему-то; боялись, как огня, увлечения страстей; и как в другом месте тело у людей быстро сгорало от вулканической работы внутреннего, душевного огня, так душа обломовцев мирно, без помехи утопала в мягком теле".
Проблема смысла жизни возникает тогда, когда человек осознает, что жизнь ему дана для того, чтобы он реализовал в ней свои творческие способности, индивидуальные, неповторимые, ему одному присущие черты, отдал частицу своей души людям, внес посильную лепту в духовный мир, по крайней мере, близких ему людей. Только в этом случае прожитая жизнь будет иметь смысл. И лишь в этом случае переживание жизни может быть полноценным, насыщенным ее красками, разнообразной гаммой человеческих чувств, радостей и огорчений, надежд и разочарований, веселья и грустя и т.д.
Известный польский психолог, врач-психиатр К. Обуховский Анализируя случай своей большой медицинской психотерапевтической практики, пришел к выводу, что для определенного типа личности выбор смысла жизни становится настоятельной духовной потребностью. Причем в системе духовных потребностей потребность смысла жизни занимает высшее место. "Как свойством птицы является потребность летать, так свойством взрослого человека является потребность найти смысл жизни". Невозможность (в силу тех или иных обстоятельств) удовлетворить такую потребность может даже привести, как показывает К. Обуховский, к нарушениям нормального функционирования психической деятельности (к т.н. экзистенциальному неврозу). Главная причина такой патологии состоит в формулировании нереальных целей в программе смысла жизни. Содержание смысла жизни оказывается завышенным по отношению к реальной действительности, к способностям и возможностям человека.
В становлении программы смысла жизни играют роль различные факторы: уровень образования и тип воспитания, личный опыт, социальная позиция, характер ценностных ориентиров и др. Но особенно важную роль играют философские методологические и мировоззренческие взгляды, позиции человека. Прежде всего, философия своей методологической функцией вооружает человека знанием общих принципов человеческой деятельности, методологическими установками, регулятивами деятельности. И как специалист в своей области, и как социально активная личность, каждый образованный человек опирается в своей жизнедеятельности на определенную совокупность философски обосновываемых методов деятельности. Чем богаче набор этих методов, тем полноценнее, эффективнее и целенаправленнее деятельность человека. С другой стороны, пассивное или активное отношение к жизни заложено в этом человеке, насколько высоки нравственные критерии, оценки и самооценки данной личности, каковы ее волевые качества, насколько она деятельна - эти и другие философско-мировоззренческие позиции в немалой мере определяют программу смысла жизни человека. Таким образом, философия является важнейшим средством обоснования, уточнения и формирования смысла жизни как некоторой личностной программы социальной самореализации человека.
                                   ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Исходя из выше изложенного, можно сделать следующие основные выводы по теме реферата: «Философия как концентрированное выражение духовной культуры»:
1) такие формы мировоззрения, как мифология, религия носили духовно-практический характер  и  были  связаны  с низким уровнем освоения человеком действительности, а также с недостаточным развитием  его познавательного аппарата;
2) философия, зародившись, как попытка решить  основные  мировоззренческие  проблемы  средствами  разума, означала совокупность теоретических  знаний,  накопленных  человечеством;
3) философские интересы обращены  ко  всему  многообразию общественно-исторического опыта;
4) философия в духовной культуре выполняет роль высшего синтезатора знаний, интегрирует систему духовной культуры в некоторую целостность, предает ей единство, стабильность, тотальность. Философия должна постоянно критически анализировать общественное сознание, с тем, чтобы выделить в нем элементы, отражающие содержание высших уровней отношения человека к миру. Интегрированная философией, целостная система духовной культуры становится более динамичной, внутренне богатой;
5) в жизни человека философия является важнейшим средством обоснования, уточнения и формирования смысла жизни. 

 

 


                            СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бердяев Н.А. Мое философское мировоззрение. // Философские науки. - 1989. - № 11.
2. Бибихин В.В. Философия и религия. // Вопросы философии. - 1992. - № 7.
3. Лопатин Л.М. Аксиомы философии. - М., 1996.
4. Мамардашвили М.К. Как я понимаю философию. - М.: Прогресс, 1990.
5. Мамардашвили М.К. О философии. // Вопросы философии. - 1991. - № 5.
6. Маритен Ж. Философ в мире. - М.: Высшая школа, 1994.
7. Ортега-И-Гассет Х. Что такое философия? - М.: Наука, 1991.

Добавил: Демьян |
Просмотров: 1277
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Дипломник © 2024
магазин дипломов, диплом на заказ, заказ диплома, заказать дипломную работу, заказать дипломную работу mba