СКАЧАТЬ РАБОТУ БЕСПЛАТНО -
1. ИСТОРИЯ ЖЕНСКИХ ПРИЧЁСОК В ЯПОНИИ
- Основные виды и формы причёсок
Воображение японцев средневековья рисовало идеальную даму с длинными прямыми темными волосами, светлой кожей, миндалевидными глазами, пухлыми губами, маленькими изящными ступнями и ладонями. Естественные, неприбранные волосы японцев привлекали мало.
Единственное, что настоятельно не рекомендовалось корректировать - это цвет волос. Японки начали красить голову лишь во второй половине XX века, до этого времени требования моды были непреклонны - мечтой самурая могла быть только жгучая брюнеткой. Но во всем остальном японцы природу предпочитали украшать на свой вкус. Придворный церемониал не просто допускал использование румян и белил, а предписывал пользоваться ими. То же и с прической. Красивыми считались лишь искусно убранные волосы.
Прически Древней Японии поражают своей оригинальностью и сложностью. У японцев от природы черные волосы, цвет которых они никогда не изменяли. Все прически отличались необыкновенной аккуратностью исполнения. Поражает чистота волосяных бантов в нарядных высоких женских прическах. Силуэты прически мужской и женской для всех слоев населения были однотипны. Богатые японцы пользовались услугами парикмахеров. Процедура причесывания длилась несколько часов и стоила дорого. Женские прически напоминали экзотические цветы.
Женские прически состояли из нескольких элементов. Для устойчивости в высокие прически подкладывали бархатные валики, подушечки, применяли овальные гребни, на которые наматывали волосяные пряди. Мастера часто подкладывали в волосяные петли легкий картон.
В результате прическа получалась практически нерукотворной - так точны, аккуратны и виртуозны были сложные фигуры, украшавшие головы японок. Законченную прическу покрывали растопленным маслом или воском - для блеска. Создание такой прически требовало многих часов кропотливой работы, а потому японка носила такое рукотворное чудо около недели. А потому прекрасным дамам приходилось спать на специальных деревянных подставках - подголовниках, которые поддерживали прическу на весу. Можно только предполагать насколько это было неудобно - но красота требует жертв.
Поскольку длинные волосы были совершенно необходимым атрибутом красоты, а наращивание волос еще изобретено не было, женщинам, лишенным такого сокровища как собственная копна, приходилось пользоваться многоярусными париками.
Обычно нижний ярус от верхнего отделяли шелковым шарфом или большим гребнем. Женщины низших слоев также носили высокие прически, но в упрощенных вариантах. Банты и петли были меньших размеров и не так богато украшены.
Прически гейш выполнялись наиболее тщательно. Гейшами называли свободных, образованных, красивых женщин, которых приглашали на банкеты, приемы, чайные церемонии в качестве своеобразного украшения. Они были умны, музыкальны, пластичны, владели искусством стихосложения и каллиграфии. Существовала прическа, которую носили только гейши: затылочные волосы образовывали напуск, при этом шея была обнажена, стойка воротника значительно отставала от шеи. Отличием также служили воткнутые в прическу шпильки с крохотными веерами на конце, бумажные цветы. Монахини брили головы, так как религиозные обычаи требовали принесения в жертву волос. Девочки носили косы.
Украшения дополняли прическу и часто служили ее опорой. Они обозначали характер празднества, время года, сословную принадлежность. Головы украшали гирляндами изящно свитых цветов аира, сакуры — вишни, вьюнка, мальвы, бузины. Популярны были хризантемы. Но самым распространенным украшением причесок были гребни и шпильки. Их делали из сандалового дерева, панциря черепахи, слоновой кости, богато инкрустировали жемчугом и перламутром. Каждая шпилька или гребень становился настоящим произведением искусства. Поверхность изделия покрывалась лаками, тщательно шлифовалась, расписывалась.
Японцы убеждены, что сохранение традиционного идеала красоты позволяет сберечь и собственно национальный взгляд на мир.
- Особенности традиционной японской прически
Как уже отмечалось, в древней Японии самой модной прической был высокий тяжелый узел, поддерживаемый длинной узорчатой палочкой. Для укрепления волос японки смазывали их маслами и растительными соками (обычно соком алоэ).
А, например, в Китае девушки ходили не только с узлами и пучками на голове, но и с распущенными волосами, перевязывая их лентами. Заплетали одну боковую и две височные косы. Иногда делали пучки над ушами, а волосы на затылке распускали. Челки были очень редкие, короткие и доходили до середины лба, но существовало много причесок и совсем без них. На висках распускали длинные прямые пряди.
В Японии для устойчивости в высокие прически подкладывали бархатные валики, подушечки, использовали овальные гребни, на которые наматывали пряди.
В Японии всегда особое внимание придавалось волосам. Чаще всего женщины зачесывали свои волосы назад и укладывали на макушке.
Украшали же все это сооружение гребни куши, традиционные заколки канзати и доме, или шпильки. В основном они изготавливались из черепахового панциря или дерева, и украшались росписью, инкрустировались перламутром и кораллами, также при оформлении заколок и гребней использовали золочение, и чтобы всё это сохранить на долгие годы — изделие покрывали лаком.
Особое значение придавали заколкам для свадьбы. Такую заколку японка одевала единожды и хранила долгие годы, чтобы передать в наследство дочери, невестке, внучке. Количество таких заколок на голове невесты указывало на материальное положение семьи, поскольку это было не из дешевых удовольствий и делалось под заказ.
Также для украшения прически в повседневной жизни японки использовали шелковые искусственные цветы, ленты и колоски риса.
[5] См.: Окакура Какудзо. Тя-но хон (Книга о чае). Токио, 1973. С. 68.
[6] Цит. по кн.: Цветов В. Пятнадцатый камень сада Рёандзи. М., 1987. С. 28.
[7] См.: Сиромару Акио. Атарасий кёику гидзуцу (Новое искусство воспитания). Токио, 1977. С. 63.
[8] См.: Ямасина Сабуро. Философские размышления о развитии человека. — Японские материалисты. М., 1985. С. 10-13.
[9] Накамура Юдзиро, Ямагути Масао. Ти-но таби-э но ид-занаи (Приглашение к путешествию в мир интеллекта). Токио, 1981. С. 47.
|