Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Поиск

Категории раздела

Диплом [327] Курсовая [699]
Реферат [397] Отчет [11]




Сб, 18.05.2024, 16:51
Приветствую Вас Гость | RSS
ДИПЛОМНИК т.8926-530-7902,strokdip@mail.ru Дипломные работы на заказ.
Главная | Регистрация | Вход
КАТАЛОГ ДИПЛОМНЫХ, КУРСОВЫХ РАБОТ


Главная » Каталог дипломов » бесплатно » Курсовая [ Добавить материал ]

Генные болезни.
Реферат | 11.08.2014, 23:52

СКАЧАТЬ РАБОТУ БЕСПЛАТНО - 

СКАЧАТЬ

Содержание:

1.    Введение.
2.    Генные болезни.
    Понятие и особенности генных заболеваний.
    Аутосомно-доминантные заболевания.
    Аутосомно-рецессивные заболевания.
    Х-сцепленное наследование.
3.    Заключение
4.    Список использованной литературы.

Введение.

По современным материалистическим представлениям, человек является естественным продуктом длительного последовательного развития живой природы. Для организма человека имеется ряд общих биологических закономерностей, которые проявляются на клеточном, субклеточном и молекулярных уровнях. Сюда относятся процессы, происходящие в клетках и тканях, явления раннего эмбриогенеза и др. Закономерности молекулярных основ наследственной передачи являются общими для всего живого на Земле. Вместе с тем человеку присущи специфические закономерности (сознание, функционирование второй сигнальной системы), которые резко выделили его из всего животного мира. В настоящее время наука исходит из признания наследственных, заложенных от рождения потенциальных возможностей человека, которые в процессе развития в той или иной степени реализуются под влиянием внешних факторов, прежде всего под влиянием социальных условий. Понятно, что для гармоничного развития личности необходимо не только знать и совершенствовать условия жизни, но не менее важно понять, изучить и использовать ту основу, ту биологическую структуру, которая при взаимодействии со средой  обусловливает индивидуальные особенности жизнедеятельности человека.
Генетика человека в своих  положениях опирается на общие принципы, полученные в исследованиях над растениями и животными. Однако наследственная передача признаков у человека была подмечена и до работ Менделя над растениями и гибридами. Так, была известна передача из поколения в поколение таких явных признаков, как  полидактилия (добавочные пальцы), гемофилия (несвертываемость крови), цветовая слепота.
Предметом исследования наследственности у человека являются все признаки, охватывающие сходство и различие между людьми, и те закономерности, по которым они передаются из поколения в поколение.
Уже сейчас накопился большой опыт по изучению наследственности у человека, и в будущем, по-видимому, одним из главных объектов исследования генетики станет человек. В связи с этим перед генетикой стоят задачи не только удовлетворять потребность в познании человеком самого себя, но и создать основу для практических решений с целью использования научных достижений в создании материальных благ общества, улучшения физического и духовного здоровья людей.
Генетика человека раскрывает биологическую суть его, как вида в живой природе, его морфологические и функциональные особенности. Биологическая основа – это тот базис, на котором формируются «нормальные» признаки человека, его здоровье. На этой же основе зиждится и возникновение, течение и специфика проявления «ненормальных» признаков (болезни, врожденные аномалии).
Можно отметить следующие проблемы, которые изучает генетика человека:

1.    Наследственную обусловленность физиологических, морфологических и биохимических свойств тканей и органов человека, его психической деятельности.
2.    Роль окружающей среды в формировании организма и влияние ее на генотип человека.
3.    Механизм действия различных генов в хромосомах.
4.    Генетическую обусловленность болезней, их распространенность в различных территориальных регионах и группах населения.
5.    Фенотипичный полиморфизм наследственных болезней и его причины.
6.    Разработка методов лечения и профилактика наследственных болезней.
Таким образом, генетика человека имеет множество разнообразных аспектов, образовавших самостоятельные научные области. Так антропологическая генетика изучает наследственность человека с точки зрения этнической и исторической антропологии.
Генетика поведения изучает вопросы о влиянии генетических факторов на структуры и функции, которые регулируют поведение.
Генетика педагогическая изучает формирование и развитие психической деятельности, в частности развитие различных способностей.
Медицинская генетика изучает наследственность человека с точки зрения патологии, т.е. главным образом она исследует наследственные болезни. Она изучает не только характер и закономерность передачи наследственных патологий в поколениях, но и патогенез, методы диагностики, способы лечения и меры профилактики наследственных болезней. Следовательно, объект исследования медицинской генетики – больной человек и его родственники. К задачам медицинской генетики относятся также проблемы мутагенного воздействия внешней среды, исследование ряда теоретических медико-биологических проблем и т.д.
Наследственные болезни – это болезни, развивающиеся в результате патологических изменений генотипа, точнее, они обусловлены хромосомными и генными мутациями. Соответственно выделяют две группы наследственных болезней: хромосомные и генные. Рассмотрим более подробно генные заболевания.

 

СКАЧАТЬ РАБОТУ БЕСПЛАТНО - 

СКАЧАТЬ

Генные болезни.

Понятие и особенности генных заболеваний.

В основе генных заболеваний лежат генные (точковые) мутации, т.е. изменения структуры ДНК на участке, соответствующем определенному гену. Эти невидимые под микроскопом молекулярные изменения в нуклеотидах (выпадение, вставка, перестановка, замена) приводят к нарушению, «считывания» наследственной информации при синтезе и РНК. В итоге изменяется синтез белка в организме. Поскольку белки определяют морфологические и функциональные особенности органов, тканей, всего организма, взаимосвязь гена и признака при точковых мутациях можно изобразить в виде:

                      ГЕН → БЕЛОК → ПРИЗНАК

Нарушение синтеза белка при мутации соответствующего гена приводит к количественному (больше, меньше) или качественному изменению белка в организме (изменение биологической активности). Если изменяется белок-фермент, от которого зависит качество и скорость биохимических реакций, то нарушается сложная цепь превращения веществ в организме:

ГЕН → БЕЛОК (ФЕРМЕНТ) → БИОХИМИЧЕСКИЕ РЕАКЦИИ →  
                                           ПРИЗНАКИ.

Количество вариантов генных мутаций значительно превышает число хромосомных аберраций. Так как у человека 46 хромосом, то число хромосомных нарушений ограничено. Но количество генов в 46 хромосомах исчисляется десятками, вероятно, и сотнями тысяч, и поэтому число возможных генных мутаций очень велико. Именно генные заболевания составляют основу наследственной патологии человека.
Каковы же особенности генных заболеваний?
Во-первых, генные заболевания могут проявляться в разном возрасте. Некоторые из них возникают еще в эмбриональном периоде (гемофилия, глухота), другие – в постэмбриональной жизни, чаще в детстве (атаксия Фридрейха), но нередко проявляются в зрелом (хорея Гентингтона) и даже в пожилом возрасте (подагра).
Во-вторых, большинство генных заболеваний зависит от нарушения согласованной работы множества генов и факторов внешней среды. Это так называемые мультифакторные (полигенные заболевания), к которым относится большинство широко распространенных заболеваний человека: диабет, шизофрения и др. Однако есть и моногенные, менделирующие наследственные заболевания (глухота, болезни нервной системы и др.), число которых на сегодня достигает полутора тысяч.
В-третьих, менделирующие заболевания, как правило, могут вызываться не одним, а различными мутантными генами, обусловливающими весьма сходную, а часто клинически неотличимую картину поражения. Это так называемая гетерогенность наследственных болезней является правилом для моногенных заболеваний.
В-четвертых, одни и те же заболевания могут по-разному, в разной степени проявляться у разных носителей, даже в одной и той же семье, - клинический полиморфизм.
Степень проявления признака выражается в пенетрантности и экспрессивности гена. Пенетрантность определяется процентом проявляемости действия гена среди его носителей. Если все особи, имеющие доминантный ген (или рецессивный ген в гомозиготном состоянии), обладают данным признаком, то говорят о 100 %-ной пенетрантности.
Экспрессивность – степень индивидуальной выраженности действия гена. Так, один и тот же ген у разных больных может проявляться едва заметно (с малой экспрессивностью) или со значительными структурными и функциональными нарушениями. Пенетрантность и экспрессивность зависят от условий внешней среды, от влияния других генов и в целом в значительной степени от длины пути между первичным продуктом гена, т.е. мутантно измененным белком, и признаком.
Так, например, гемофилия и гемоглобинопатия проявляются во всех случаях (полная пенетрантность, высокая экспрессивность), так как картина заболевания непосредственно связана с нарушением функции измененного белка.
Практически очень многие доминантные гены обладают резко варьирующей экспрессивностью и неполной пенетрантностью. К рецессивным генам это относится в гораздо меньшей степени.
Характер наследования генных болезней зависит от нахождения мутантного гена в хромосоме. Если мутантный ген находится в аутосоме, то тип наследования называют аутосомно-доминантным или аутосомно-рецессивным; если же мутантный ген находится в половой хромосоме (Х или V), то говорят о наследственном заболевании, сцепленном с полом.

Аутосомно-доминантные заболевания

Аутосомно-доминантные заболевания (короткопалость, отосклероз, некоторые формы мышечной атрофии, хорея Гентингтона и др.) встречаются одинаково часто у мужчин и женщин. Если один из родителей имеет этот признак, то и сыновья, и дочери больного могут страдать тем же заболеванием, так как с равной вероятностью могут получить хромосому с мутантным или нормальным аллелем (50 %). Таким образом, при анализе значительного числа семей с доминантным заболеванием выявляется, что у пораженных половина детей обоего пола имеет это же заболевание. Члены семьи, не имеющие этой семейной болезни, в дальнейшем будут иметь только здоровое потомство. Наследование этого заболевания в данных ветвях семьи обрывается.
Понятно, что ответственные за патологический признак  доминантные гены, проявляясь в фенотипе гетерозиготных носителей, в процессе эволюции широко исключаются отбором – тяжелобольные не имеют потомства. Поэтому по сравнению с рецессивными доминантные гены, как правило, проявляются менее тяжелыми патологическими признаками. С другой стороны, клиницистам известно, что очень большая доля доминантных заболеваний обусловлена вновь возникшими мутациями, т.е. не удается выявить носителей гена в восходящих поколениях.
Таким образом, аутосомно-доминантный тип наследования генных заболеваний имеет несколько характерных черт:
1.    Патологический признак встречается в каждом поколении родословной и проявляется у гетерозиготных носителей гена. Если сибсов в данном поколении много, соотношение здоровых и больных сибсов приближается к 1 : 1.
2.    Полная пенетрантность патологических проявлений наблюдается далеко не всегда. Чаще всего она ниже 100 %, в том или ином поколении могут встретиться индивиды без выраженных признаков болезни, но являющиеся гетерозиготами, о чем свидетельствует появление болезни у части их детей. Например, пенетрантность при доминантно наследуемой моногенной ретинобластоме детей составляет около 90 %.
3.    Для доминантно наследуемых состояний характерна различная выраженность клинических проявлений не только между разными семьями, но и внутри каждой семьи. Например, при множественном нейрофиброматозе у одних членов семьи нейрофибромы распространены генерализованно, у других – имеются лишь отдельные кожные поражения.
4.    Клинические проявления некоторых доминантных болезней могут развиваться спустя ряд лет после рождения, и по сроку появления имеется также большая вариабельность между членами разных семей и даже в одной семье. Традиционным примером этому служит хорея Гентингтона. При анализе больших выборок больных возрастное проявление первых ее симптомов описывается нормальным распределением с наибольшей вероятностью в возрасте 41-45 лет.

 

 

 

Аутосомно-рецессивные заболевания.

Аутосомно-рецессивные заболевания (глухонемота, миоклоническая эпилепсия, болезнь Тея-Сакса и др.) проявляются только при гомозиготном состоянии мутантного гена. Гомозиготы образуются в нескольких типах браков:
1.    Браки, в которых оба родителя гетерозиготы, встречаются чаще всего. Сегрегация потомства следует менделевскому соотношению 1 : 2 : 1, т.е. риск рождения больного ребенка в таком браке 25 %. В современных малодетных семьях установление рецессивного типа наследования затруднено. Правильному анализу способствуют:
а) указание на кровное родство супругов; чаще всего это бывают двоюродные брат и сестра;
б) биохимическое обследование, помогающее выявить носительство родителями патологического гена по биохимическому дефекту при болезни с выясненным первичным дефектом. Последнее обстоятельство весьма важно, поскольку рецессивные болезни в основном являются энзимопатиями, многие из них – с известным первичным биохимическим дефектом.
2.    Браки, когда оба родители гомозиготы. Такие случаи редки. Теоретически все сибсы должны быть больными. Однако описаны семьи, например, альбиносов, когда у родителей все дети были здоровыми. Такие случаи свидетельствуют о том, что родители несут мутации в разных участках гена. По своей генетической сущности эти случаи следует квалифицировать как двойные гетерозиготы, хотя мутации и относятся к одному гену; это одно из проявлений генетической гетерогенности болезни.
3.    Браки гетерозигот с гомозиготами, которые возможны на практике главным образом как кровнородственные браки. Менделевское расщепление больных и здоровых сибсов в таком браке будет 1: 1. 

Х – сцепленное наследование.

Родословные с наследственной передачей патологических признаков, как и ранее разнообразных нормальных признаков, если определяющие их гены локализованы в Х-хромосоме, имеют свои особенности, которые зависят от того, является ли признак рецессивным или доминантным.
При х-сцепленном рецессивном типе наследования, который характерен для таких сравнительно распространенных болезней, как гемофилия и некоторые типы мышечной дистрофии, гетерозиготы фенотипически будут здоровыми. Ими являются женщины, так как в норме лишь они несут две Х-хромосомы. У женщины болезнь развивается лишь в том случае, если мутацию несут обе Х-хромосомы, возможно проявление такой мутации при кариотипе 45,Х. Такие случаи исключительно редки, так как редки браки между гетерозиготной женщиной и больным мужчиной. В основном эти формы патологии встречаются среди мужчин, у которых патологически ген проявляет свое действие в гемизиготном состоянии. Встречающимся на практике источником больных являются браки Аа ♀Х А♂, т.е. женщин-гетерозигот и здоровых мужчин. В таком браке сегрегационные характеристики сибсов будут следующими: 1 -  больными будут только сыновья, статистическое соотношение здоровых и больных мужчин равняется 1 : 1, 2 – все гетерозиготные дочери будут носительницами аномального гена, их соотношение с дочерями, свободными от носительства этого гена, будут составлять 1 : 1.
Х-сцепленный доминантный тип наследования присущ немногим формам патологии, например, витамин D-резистентному рахиту. Фенотипическое проявление заболевания будут иметь как гемизиготы, так гетерозиготы. Генетически возможны разные браки, но информативными являются те, в которых больным будет отец. В браке со здоровой женщиной наблюдаются следующие особенности наследования патологии:
1.    Все сыновья и их дети – мальчики будут здоровыми, так как от отца им может быть передана только V-хромосома.
2.    Все дочери будут облигатными гетерозиготами, причем фенотипически больными.
Этими двумя особенностями данный тип передачи отличается от аутосомно-доминантного типа, при котором соотношение больных и здоровых сибсов составляет 1 : 1 и одинаково для детей обоего пола.
В браке гетерозиготных больных женщин со здоровыми мужчинами сегрегационные отношения больных и здоровых детей неотличимы от таковых при аутосомно-доминантном типе наследования (1 : 1), и половых различий также не должно быть. Отмечается более сильное проявление заболевания у мужчин, поскольку у них отсутствует компенсирующее действие нормального аллеля.
Из всего сказанного становится понятной вся сложность изучения наследственной патологии. В настоящее время описано большое число генных болезней, которые могут быть классифицированы и по локализации клинических симптомов, и по механизмам наследственной передачи. Наиболее широко распространены заболевания с несомненной ролью наследственности, такие, как шизофрения, ревматизм, атеросклероз и др., которые не подчиняются закономерностям менделевского наследования. Соответственно роль среды в реализации заболеваний этой последней группы значительно больше, чем роль средового воздействия в проявлении моногенно наследующихся дефектов.
Болезни человека по соотносительной роли наследственности и среды можно подразделить на пять основных групп:
1.    Болезни, проявляющиеся лишь у людей с определенным генотипом независимо от внешних условий (гемофилия, болезнь Дауна, хорея Гентингтона и др.).
2.    Болезни, проявляющиеся только у людей с определенным генотипом, однако лишь при наличии определенных факторов среды (подагра, сахарный диабет и др.).
3.    Болезни, проявляющиеся у людей с разным генотипом, но с частотой и тяжестью, зависящими от генотипа и среды (гипертоническая болезнь, язва двенадцатиперстной кишки и др.).
4.    Болезни, проявляющиеся при любом генотипе, но по тяжести и частоте зависящие от генотипа (туберкулез, кариес зубов и др.).
5.    Болезни, частота и тяжесть которых полностью зависят от внешних факторов.

В этой классификации подчеркивается положение, что многие наследственные заболевания зависят от физиологического состояния организма, от действия других генов и взаимодействия организма с окружающей средой. В свою очередь и ненаследственная патология развивается под влиянием генетических особенностей человека. Именно в генетической уникальности человека кроется причина того, что у каждого больного один и тот же внешний этиологический фактор вызывает болезнь с индивидуальным течением. Именно поэтому в практической  медицине существует тезис: лечить не болезнь, а больного человека, т.е. индивидуума со всеми специфическими свойствами жизнедеятельности.

 

Заключение.

В данной работе рассмотрены положения о различном характере генных заболеваний, их разнообразии, различии патогенеза и путей наследования. В нашей стране медицинская наука и практика имеют большие достижения в профилактике и лечении многих заболеваний. Однако доля генных заболеваний еще высока. Поэтому распространение генетических знаний среди врачей, педагогов-дефектологов и среди населения является важной задачей. Знание вопросов генетики поможет медицинским работникам правильно и рационально строить свою деятельность. Еще совсем недавно господствовало мнение о фатальности наследственных заболеваний, о невозможности помочь больным с наследственной патологией. Основной поворот в этих взглядах был совершен благодаря раскрытию механизма поражения при наследственных дефектах, эффективной терапии ряда заболеваний, в первую очередь фенилкетонурии. Сейчас наука вступила в эпоху глубокого изучения причины каждого генного заболевания, активного вмешательства в их механизм.
Самым лучшим методом извлечения генной болезни было бы исправление возникшей патологической мутации, нормализация генного материала. Такая «обратная мутация» пока возможны только на уровне первых лабораторных опытов с микроорганизмами. В настоящее время реальные способы борьбы с наследственными болезнями разрабатываются и осуществляются двумя путями:
1.    Изменение условий среды, в которой развитие патологической наследственности становится невозможным.
2.    Профилактика появляющихся тяжелых наследственных заболеваний путем проведения медико-генетического консультирования населения. 
Арсенал врача в борьбе с генетическими болезнями расширяется постоянно, и этому способствуют достижения техники, физики, химии и других наук. Но главным в изыскании средств и методов ликвидации последствий генных заболеваний является глубокое изучение причин их возникновения и развития.
Тяжесть клинической картины и безуспешное лечение некоторых генных заболеваний требует разработки надежных мер профилактики этих болезней. Профилактическая медицина вообще является идеалом ученых медиков многих поколений. Одной из основных профилактических мер, препятствующих возникновению генных заболеваний, является  оздоровительное условие существования человека.
Окружающая среда может включать в себя многие факторы, оказывающие мутагенное действие. Инфекции, радиации, питание, химические вещества в быту и на работе, некоторые медикаменты и т.д. – все эти факторы могут быть мутагенами. Устранение или ограничение этих факторов, очищение биосферы будет способствовать решению задач профилактики генных заболеваний.
 Особое значение в профилактике генных заболеваний имеет охрана здоровья женщин. В настоящее время в профилактике генных заболеваний основную роль призвано играть медико-генетическое консультирование населения. Имеются два основных повода для обращения в медико-генетическую консультацию:
1.    Наличие в семье больного с  наследственным заболеванием.
2.    Вопросы, связанные с частыми выкидышами и мертворожденностью.
Задача врача информировать обратившихся за советом членов семьи об имеющемся риске. Решение вопроса о деторождении остается  за семьей. В связи с этим важную роль играет пренатальная диагностика, применяемая для:
а) выявления хромосомных аберраций;
б) определения пола плода;
в) выявления ряда дефектов обмена (липидозы, мукополисахаридозы и др.);
г) диагностика врожденных пороков (тяжелая гидроцефалия, анэнцефалия).
Медико-генетические исследования создали тот комплекс лечебно-профилактических мероприятий, который позволяет сократить число генетических заболеваний среди населения, помогает в организации более адекватных, более дифференцированных возможностей социальной адаптации аномальных детей с наследственной патологией психики, органов слуха и зрения и т.д.


Список использованной литературы:

1.    Бочков Н.П. и др. Медицинская генетика. М., 1984.
2.    Бочков Н.П. Генетика человека. Т.2., М., 1975.
3.    Штерн К. Основы генетики человека. М., 1965.
4.    Бочков Н.П. Генетика человека. Т.3., М., 1978.
5.    Проблемы медицинской генетики. М., 1970.

Добавил: Демьян |
Просмотров: 1528
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Дипломник © 2024
магазин дипломов, диплом на заказ, заказ диплома, заказать дипломную работу, заказать дипломную работу mba