Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Поиск

Категории раздела

Диплом [327] Курсовая [699]
Реферат [397] Отчет [11]




Сб, 18.05.2024, 17:10
Приветствую Вас Гость | RSS
ДИПЛОМНИК т.8926-530-7902,strokdip@mail.ru Дипломные работы на заказ.
Главная | Регистрация | Вход
КАТАЛОГ ДИПЛОМНЫХ, КУРСОВЫХ РАБОТ


Главная » Каталог дипломов » бесплатно » Курсовая [ Добавить материал ]

ГИГИЕНА И ОХРАНА РЕЧИ У ДЕТЕЙ.
Реферат | 12.08.2014, 00:03

СКАЧАТЬ РАБОТУ БЕСПЛАТНО - 

СКАЧАТЬ

Содержание:

             I.  Введение
             II. Гигиена и охрана речи у детей:
 1. Нарушения речи
 2. Голос, как средство слышимости речи:
 2.1. Определение голоса.
 2.2. Отличие детского голоса от взрослого.
 2.3. Изменение голоса с возрастом.
 3. Речевые нарушения у ребенка и их предупреждение:
 3.1. Формы проявления речевых расстройств.
 3.2. Причины нарушения речи.
 3.3. Проявление функциональных нарушений речи.
 III. Заключение.
 IV. Список использованной литературы.


Введение.

Общение – один из важнейших психических факторов общения ребенка. Только в контакте с взрослыми людьми возможно усвоение детьми общественно-исторического опыта человечества.
Первые три года жизни, когда дети в большинстве случаев воспитываются дома, являются решающими в развитии речи. Уже с грудного возраста малыш прислушивается к звукам, наблюдает за движением губ матери и отца, радуется, узнавая знаковые голоса. С самого первого дня они впитывают в себя звуки речи, собирают и накапливают слова. Так постепенно ребенок развивает свой пассивный запас слов, которым позднее начинает активно пользоваться.
В наше время развитие средств массовой информации сильно сократило общение друг с другом во многих семьях. Однако даже самые лучшие детские передачи или кассеты не могут заменить общения родителей со своими детьми. Оно было и остается важнейшим условием развития у ребенка нормальной речи.
Решающую роль в становлении речи и использовании ее ребенком играют факторы коммуникативного характера. Первая – межиндивидуальная – функция речи не только генетически исходная, но и основополагающая в становлении речи. Ребенок начинает говорить только в ситуации общения по требованию взрослого партнера. Прежде всего, это подтверждается практикой воспитания детей.
Существуют печальные примеры, которые показывают, к чему приводит, если много и с любовью не говорить с ребенком. Родившись глухим, ребенок становится немым, если его дефект не сразу обнаружен. В ответ на свои капризы, плач и крик он не слышит ответа и перестает реагировать. Но если чаще брать такого ребенка на руки, улыбаясь и нежно поглаживая, можно спасти его от полной духовной изоляции.
Известный исторический пример: император Фридрих 2 в начале 18-го века захотел изучить праязык человечества и поставил опыт, в основе которого лежала такая идея: если воспитывать ребенка, но при этом не разговаривать с ним, то он сам по себе заговорит на этом праязыке. Результат эксперимента плачевен – все младенцы умерли. Этот пример также подтверждает, что общение и любовь необходимы ребенку с самого рождения. Интенсивное общение взрослого с ребенком приводит к более раннему развитию речи и повышает коммуникативные характеристики ребенка.
Но необходимо помнить, что развитие речи требует внимания к гигиене и охране речи, начиная с внутриутробного развития ребенка.
Попробуем рассмотреть в данной работе причины нарушения речи у детей и способы профилактики подобных нарушений.
 

 

СКАЧАТЬ РАБОТУ БЕСПЛАТНО - 

СКАЧАТЬ

Гигиена и охрана речи у детей.

Нарушения речи.

Нарушения речи многообразны. Они недостаточно изучены и систематизированы. Общепризнанной и общеупотребительной классификации речевых нарушений пока нет. Хотя в клинике речи есть определенная классификация, описаны клинические признаки (симптоматика) отдельных форм речевой патологии. Бесспорно, эта классификация не является полностью удовлетворяющей теорию и практику логопедии. Она нуждается в углублении и дальнейшем совершенствовании в связи с новыми исследованиями, полученными как в лабораториях, так и на практике. И все же на современном этапе она может быть использована. Унификация терминов, характеризующих ту или иную форму нарушения речи, определение содержания, которое вкладывалось в различные формы речевой патологии, должны иметь единство взглядов логопедов и медицинских работников. Изучение ребенка с явлениями речевых дефектов должно начинаться с установления диагноза. Диагноз не должен быть отпиской, ничего не говорящей о сущности дефекта. Он должен быть дифференцирован, научно обоснован и понятен не только врачу, но и педагогу-дефектологу. В кратком диагностическом заключении должны быть изложены сведения о патогенезе и структуре дефекта, т.е. что представляет данная патология. Связана она с органическим поражением нервной системы или имеет только нейродинамический (условно-функциональный) характер, какой примерно прогноз о течение данного дефекта, а также какие целенаправленные лечебно-педагогические мероприятия должны быть положены в основу коррекционной работы. Специфичность речевой диагностики обусловлена еще и тем, что расстройства речи чаще не носят  характер самостоятельного заболевания, а являются лишь одним из симптомов основного заболевания. В связи с этим одновременно с логопедическим воздействием требуется проведение необходимых медицинских мероприятий.

 

Голос как средство слышимости речи.

Голос является одним из средств слышимости, выразительности, эмоционального и смыслового значения речи. Следовательно, рассматривая вопрос о гигиене речи, мы должны акцентировать внимание на гигиене и охране голоса у детей. Вначале попробуем понять, что же входит в понятие человеческого голоса.

Определение голоса.

В понятие человеческого голоса входит представление о любых звуках, исходящих из гортани человека, независимо от их сложности и социальной значимости: от рефлекторного крика новорожденного до модулированного голоса знаменитого оратора или певца. Самые элементарные проявления голоса мы обнаруживаем в таких реакциях человека, как стон, крик, громкий зевок, смех и даже звучный кашель. По качеству этих реакций можно судить о состоянии голосовых связок у маленького, еще не говорящего ребенка. Физическими свойствами всякого звука являются: сила, обусловливаемая величиной амплитуды колебаний, высота, зависящая от частоты колебаний; длительность звучания и тембр, определяемый примесью к основному тону добавочных обертонов с различными частотами (некоторые из них улучшают тембр голоса, а другие могут ухудшать его).
Сила звука голоса зависит от силы выдыхаемой воздушной струи и силы смыкания истинных голосовых связок.
Высота звука голоса определяется степенью натяжения, длиной и толщиной голосовых связок.
Тембр - окраска, качество звука голоса. Тембр характерен:
а) для голоса каждого человека;
б) для каждого речевого звука, произносимого с голосом. 
В первом случае он зависит от строения и функционирования всего голосового аппарата, во втором случае – от артикуляционного уклада, свойственного каждому звуку.
В настоящее время есть две теории голосообразования. Более старая, так называемая миоэластическая (она существует около 100 лет), считает, что голосовая мышца колеблется пассивно, голос образуется при совместном действии двух факторов:
а) подсвязочного давления воздуха;
б) действия массы и натяжения голосовой мышцы.
Более новая – нейрохронаксическая теория. Автор ее – французский физиолог Юссон считает, что при образовании голоса края голосовой мышцы расходятся активно в результате нервного импульса на сокращение этой мышцы. Число импульсов, идущих к голосовой мышце по нижнегортанному нерву, в точности соответствует частоте основного тона голоса человека. Тонкое различение речевых звуков и речевых интонаций и способность воспроизводить их устанавливаются не сразу, а только в процессе развития речи в целом. Только слышащий ребенок научается полноценно говорить: при нарушениях слуха голос становится глухим, монотонным, приобретает неприятный тембр.
Хорошее восприятие речи обеспечивается средней силой голоса, ясностью произношения, неторопливым темпом и умением доносить голос до слушателя, т.е. направлять звуковую струю в переднюю часть ротового резонатора. Резкая пронзительная громкость голоса оказывает влияние на произношение, ухудшая его.
Все сказанное говорит о том, что речевой голос представляет собой сложные, чрезвычайно разнообразные условно-рефлекторные функции мозга человека, формирующиеся под влиянием социальной среды.

Отличие детского голоса от взрослого.

Детский голос отличается от голоса взрослого во всех своих компонентах: в силе, высоте, тембре.
В целом детский голос характеризуется следующими качествами: голос звонкий, в нем мало обертонов, диапазон его невелик (не более 1-2 звуков одной октавы), сила голоса небольшая. Его грудной резонатор мал по объему (в частности, емкость детских легких небольшая) и слаб, поэтому дыхание ребенка неглубокое, оно еще близко по своим механизмам к жизненному дыханию. Таким образом, у ребенка преобладает верхний резонатор, голос имеет головное звучание.
Гортань маленького ребенка в 2-2,5 раза меньше гортани взрослого, а голосовые связки колеблются главным образом только краями, так как мышцы (вокальные), заложенные в толще голосовых связок, еще мало развиты. Такое колебание голосовых связок характерно для фальцета и для твердой голосовой атаки голоса, что мы и наблюдаем в крике младенца в первые месяцы его жизни. Младенец часто подолгу кричит в связи с неприятными соматическими ощущениями (голода, холода, боли), при форсировании голоса звуки получаются напряженными, причем более низкие звуки становятся крикливыми, а более высокие – визгливыми. Напряжение передается и в артикуляционный аппарат, в частности отмечается напряжение нижней челюсти.
К концу второго месяца издаваемые младенцем малооформленные гласные приобретают различную эмоциональную окраску в связи с его общим состоянием. После полутора месяцев жизни в криках, выражающих недовольство, остается твердое голосоначало, во время гуления и лепета формируются все более определенные гласные и согласные звуки, которые произносятся на мягкой атаке голоса.
В этом же периоде наблюдается появление и дальнейшее закрепление произнесения как глухих, так и звонких согласных. При развитии словаря дифференцировки между звонкими и глухими согласными не представляют особых затруднений.
В ясельном и дошкольном возрасте ребенок путем подражания легко осваивает ударение, как словесное, так и фразовое и интонации окружающих, а дети, имеющие музыкальный слух, обычно начинают и напевать, правильно передавая голосом  музыкальный мотив услышанного. Ребенок-дошкольник любит подражать голосам животных, гудкам, звонкам и другим резким звукам, хотя это не соответствует его голосовым возможностям.

Изменение голоса с возрастом.

Развитие и изменение голоса ребенка теснейшим образом связано с изменениями и ростом всего организма, и в частности его голосового аппарата и центральной нервной системы.
Наиболее заметное и резкое изменение голоса наблюдается в возрасте от 12 до 15 лет, т.е. в период полового созревания. В это время гортань у мальчиков в течение полугода увеличивается в размерах в 1½ - 2 раза, у девочек на ⅓. Голосовые связки увеличиваются в длину, ширину и утолщаются, и совершается переход от колебания краев голосовых связок к колебанию всей их массы. В это же время наблюдается увеличение объема языка и его «затяжеление», т.е. чрезмерное напряжение его корня. Положение корня языка оказывает влияние на положение гортани, она переходит из высокого, свойственного детям положения в более низкое. Благодаря всем этим изменениям утрачивается фальцетное звучание (краями голосовых связок), т.е. происходит утрата верхних частей диапазона и появление более низких звуков – у мальчиков голос понижается почти на октаву, у девочек изменение голоса происходит менее резко.
Изменение в положении языка, гортани, увеличение всей массы голосовых связок создает непривычные кинестетические ощущения у говорящего подростка, ему не сразу удается перестроить взаимоотношения всех частей аппарата голосообразования, в частности правильное соотношение между силой выдоха и напряжением голосовых связок. Этим объясняется то, что голос в этом периоде делается хриплым, иногда дает резкие переходы с высокого тона на низкий и наоборот.
Острый период держится около трех месяцев, а в отдельных случаях 1-2 года. На слизистой гортани в это время наблюдается более интенсивная окраска – так называемая физиологическая гиперемия. Этим периодом заканчивается переход детского голоса к взрослому.
Кроме указанных возрастных физиологически обусловленных изменений голоса, меняется нагрузка, падающая на него в разные периоды жизни человека.
В ясельном и дошкольном возрасте общение с окружающими происходит в семье или небольшом замкнутом коллективе ясельного ли дошкольного учреждения и носит характер бытовой речи. В школьном возрасте к этому прибавляется пользование развернутой громкой речью в учебном процессе и уроки пения.

Речевые нарушения у ребенка и их предупреждение.

Созревание голоса и становление речи охватывает длительный период жизни человека: с рождения до периода его зрелости. За это время голос претерпевает влияние самых разнообразных вредностей.
При многократном и длительном влиянии на голос ребенка они могут приводить к более или менее стойким речевым нарушениям.
Родители, воспитатели детских садов, учителя школ и даже детские врачи мало знают о необходимости охраны детской речи и часто бывают виновниками возникновения ее нарушения. Для предупреждения речевых нарушений у детей необходимо обращать внимание на протекание беременности у матери с учетом тех вредностей, с которыми связан период формирования плода наличие природовых травм, асфиксии. В последние годы увеличилось количество родовых травм, сопровождающихся асфиксией. В дальнейшем развитие ребенка проходит нередко на невропатическом фоне, обусловливающем повышенную реактивность ребенка с различными формами аллергических реакций. У таких детей наблюдается плаксивость, плохой аппетит и сон, а иногда задержка психического и речевого развития.
После рождения ребенка некоторые матери спокойно относятся к крику новорожденного младенца, основываясь на предрассудке, что крик необходим для развития голоса, не зная о том, что это в последствии может негативно отразиться на речевом развитии их ребенка. Для предупреждения подобных случаев необходимо разъяснять молодым матерям правильность уходы за новорожденным ребенком.
Кроме того, многие детские заболевания оказывают вредное влияние на развитие речи ребенка. При установлении диагноза заболевания детский врач должен уточнить, не сопровождались ли они бессознательным состоянием, судорогами, припадками. В клинике известно, что иногда протекание обычных детских заболеваний – кори, коклюша, воспаления легких, гриппа и др. – может осложниться поражением нервной системы (менингоэнцефалиты), что в практике нередко может в дальнейшем привести к расстройству речи у ребенка.

 

 

Формы проявления речевого расстройства.

Речевое расстройство у ребенка может проявиться в форме псевдобульбарной дизартрии. Данное речевое расстройство проявляется в неясности произношения, глухом, иногда носовом оттенке голоса, ограничении подвижности органов артикуляции (особенно языка), в тяжелых случаях (нарушение дыхания, слюнотечение, двигательные расстройства). Патогенез данной болезни обусловлен поражением кортикобульбарных путей или соответствующих нервов, иннервирующих органы артикуляции. Определяется нарушение всегда как одно из проявлений органического поражения центральной нервной системы. Прогноз данного расстройства не всегда благоприятный. Время, необходимое для его возможной коррекции, исчисляется (в зависимости от степени выраженности) годом, а иногда и больше.
В другом случае у ребенка может быть поставлен диагноз «дислалии». В данном случае речь идет о таком речевом расстройстве, которое является результатом слабости дифференцировок в речевой функциональной системе. Элементов органического поражения нервной системы (условно-функциональное расстройство) нет, хорошо поддается лечебно-педагогическому воздействию в значительно короткие сроки.
Поскольку голос является средством слышимости нашей речи, то расстройства голоса напрямую связаны с речевыми расстройствами.
Нарушения голоса многочисленны: это афония (полное отсутствие голоса), дисфония (расстройство голоса), фонастения (повышенная утомляемость голоса и связанные с нею снижение силы голоса и хрипота при отсутствии сколько-нибудь значительной органики), гнусавый голос и голос ларингоэктомированных.

Причины нарушения речи.

Причины возникновения нарушения речи можно разделить на функциональные и органические. Органические причины могут быть периферически и центрально обусловленными.
В основе органических нарушений речи периферического характера лежат такие заболевания голосового аппарата, как певческие узелки на голосовых связках, папилломатоз гортани и голосовых связок (бородавчатые опухоли), стеноз гортани (сужение гортани) после дифтерии, ранения, ожога. Они ведут к деформации гортани и голосовых связок и, следовательно, к ограничению их подвижности.
 Такие нарушения голоса, как афония и дисфония могут быть обусловлены функциональными причинами.
Неправильное пользование голосом, однажды или многократно возникшее, закрепляется в виде патологического условного рефлекса, фиксации неправильных механизмов, что и будет служить основой для функциональных нарушений голоса.
Необходимо помнить и о роли психических травм: сильные эмоции отражаются на дыхании и голосообразовании. Патологические механизмы легко закрепляются у невротиков. Крайней формой функционального нарушения речи является истерический мутизм – внезапная и полная потеря дара речи и невозможность даже шепотной речи, что может быть связано с сильным испугом. Истерическая немота часто переходит в дальнейшем в заикание.

Проявление функциональных нарушений речи.

При функциональной афонии наблюдается полное отсутствие голоса, больной ребенок говорит только шепотом, но при кашле слышен громкий звук голоса.
Дисфония характеризуется грубым, глухим, сдавленным голосом при напряжении дыхательного аппарата, а также мышц глотки, гортани, шеи.
Фонастения – нарушение функции голосообразования без видимых органических изменений в голосовом аппарате; характерны быстрая утомляемость и прерывание звучания голоса или же некоторые изменения силы, высоты (затрудняют высокие звуки), тембра голоса – его охриплость. Все эти явления имеют преходящий, неустойчивый характер.
Фонастения развивается чаще всего вследствие неправильного пользования голосом у людей, имеющих большую голосовую нагрузку. Она может возникнуть и у школьников при чрезмерном и частом напряжении голоса. Некоторые учителя требуют от учащихся громких ответов в шумном классе, при этом не считаются с тем, что ученик говорит тихим хриплым голосом после только что перенесенного гриппа; репертуар детских песен часто подбирается без соответствия диапазону среднего детского голоса; воспитатель, для того чтобы организовать ребят, запевает песню, несмотря на мороз или сильный ветер, - ее подхватывают разгоряченные быстрым шагом ребята. Эти взрослые не ведают, что своими действиями наносят вред неокрепшим детским голосам, что в дальнейшем приведет к речевым расстройствам.
Первичное обследование при жалобах на нарушение речи должно по возможности иметь комплексный характер, т.е. включать обследование отоларинголога, невропатолога и логопеда. Такое всестороннее обследование поможет раскрыть причину возникшего нарушения, выбрать наиболее правильный метод воздействия.
Для этих целей очень важно собрать сведения о причинах возникновения нарушения, его течении, о состоянии слуха, гортани, голосовых связок, всей речи в целом и об отношении его к состоянию своего голоса.


Заключение.

Анализ закономерностей развития речи, а также многообразие причин ее нарушения приводят к признанию очень важного значения профилактики этих нарушений. Профилактика должна начинаться с раннего детства, причем особое значение она приобретает в переломные моменты развития речи.
 Профилактика должна включать следующие разделы: собственно профилактика, воспитание здорового голоса и постоянная тренировка его.
Собственно профилактика заключается в соблюдении гигиенических правил, предохраняющих организм от простудных заболеваний, которые часто ведут к болезням слухового и голосового аппаратов; в разгоряченном состоянии не следует пить холодной воды, купаться, петь, особенно на морозе.
 Крайне важно по возможности воздерживаться от громкой речи, а тем более пения во время гриппа, ларингита, так как перенапряжение голосовых связок в это время может привести к серьезным хроническим нарушениям голоса. Не следует петь и кричать после бега или в сильном волнении, так как это делает дыхание неорганизованным, прерывистым, что мешает правильному голосообразованию. Кроме того, есть правила, игнорирование которых может непосредственно привести к срывам голоса: не следует допускать громкий крик в быту, резкое, напряженное, крикливое или слишком продолжительное пение, злоупотребление твердой атакой голоса. очень большое отрицательное значение имеет пользование как в речи, так и в пении не своим голосом, что бывает следствием или подражания голосу другого диапазона, или неправильного подбора песенного репертуара школьным учителем пения, руководителем самодеятельного кружка.
В период полового созревания подростку рекомендуется беречь свой голос, до установки голоса совсем прекратить занятия пением. Крикливость, излишне громкое пение, допущенное в детском возрасте, служат нередко поводом к преждевременной и трудной смене голоса. Надо помнить, что охрана речи необходима на протяжении всей жизни, на всех возрастных этапах человека.

 

 

 

 


Список использованной литературы:

 1.      Хватцев М.Е Как предупредить и устранить недостатки голоса  
          и речи у детей. М., 1962.
2.      Нарушение речи у дошкольников. М., 1972.

            3.      Гетманский М.И. Исправление недостатков речи у школьников.         
                     Минск, 1970.

4.     Патология речи органического и функционального генеза.
        М., 1985.

5.    Нарушение речи и голоса у детей. М., 1975.
6.    Расстройства речи и голоса в детском возрасте. М., 1973.

Добавил: Демьян |
Просмотров: 1271
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Дипломник © 2024
магазин дипломов, диплом на заказ, заказ диплома, заказать дипломную работу, заказать дипломную работу mba