СКАЧАТЬ РАБОТУ БЕСПЛАТНО -
Основные принципы релаксационной гимнастики
Напряжение определённых групп мышц происходит в зависимости от характера эмоциональных реакций. При страхе наиболее напряжены мышцы артикуляции и затылка, при депрессии — дыхательная мускулатура. Самоанализ мышечного состояния позволяет выявить индивидуальные «мышечные спазмы» и целенаправленно проводить их расслабление, изменяя при этом эмоциональное состояние. Для выявления «мышечных спазмов» рекомендуется по возможности расслабиться и постараться наиболее ярко представить какую-либо значимую ситуацию, переключая своё внимание с одной мышечной группы на другую, в результате чего обнаружатся мышцы, первыми отреагировавшие на представление напряжением.
Особое внимание следует обращать на мышцы лица, которые часто называют «психической мускулатурой», так как почти все эмоциональные реакции отражаются в мимике человека. Во время релаксации можно мысленно задавать самому себе различные вопросы типа: «Расслаблены ли мышцы лба, век, щёк, губ, рта, шеи, затылка, рук, ног, туловища, живота?», «Сжаты или нет зубы?» и другие. Переход от напряжения мышц к релаксации и снова к напряжению способствует своеобразной гимнастике нервных центров, вегетативной нервной системы. Необходимо помнить, что релаксация — это навык, требующий постоянной, последовательной и постепенной тренировки, без спешки и лишнего форсирования.
Занимаясь релаксационными упражнениями, надо освободиться от стесняющей одежды, снять часы, очки, контактные линзы. Помещение должно быть проветрено, без яркого освещения и шума. Время для занятий может быть любое, поза выбирается удобная. Приемлемы позы аутогенной тренировки (сидя, стоя, лёжа). Сеанс релаксации заключается в напряжении каждой группы мышц в течение 5—7 секунд и последующего их расслабления и длится 15—20 минут. Каждое упражнение повторяется 2—3 раза в зависимости от самочувствия. Упражнения не должны вызывать болевых или других неприятных ощущений. Дышать нужно спокойно, без напряжения, через нос. Обычно вдох делается во время напряжения, затем пауза — задержка дыхания, равная половине длительного вдоха, и выдох (на расслаблении).
Приступая к упражнениям, необходимо сначала установить ровное и спокойное дыхание, закрыть глаза. Между упражнениями следует соблюдать паузу, равную 30—60 секундам, во время которой также необходим отдых и спокойное дыхание.
Основные упражнения релаксационной гимнастики
Упражнения, выполняемые лёжа на спине.
1. Руки вытянуты вдоль туловища, ими с напряжением давят вниз. Вначале одной рукой, затем второй, потом двумя вместе.
2. Поднять прямые руки вверх и напрячь их, после чего расслабить, опустив вниз и слегка согнув в локтевых суставах. Сначала одну, затем другую, потом обе руки вместе.
3. Ноги вытянуты вперёд. Надавить вниз сначала одной, потом другой, затем двумя ногами вместе. После напряжения расслабить.
4. Поднять прямые ноги вверх и напрячь их, затем спокойно опустить, расслабить. Сначала одну, потом другую, затем обе ноги вместе.
5. Туловище поднять и напрячь, затем свободно опустить и расслабить, поворачивая голову то вправо, то влево.
Упражнения, выполняемые стоя.
1. Туловище наклонить вперёд и напрячь, вернуться в исходное положение, расслабиться.
2. Поднять прямые руки вверх и слегка прогнуться. Напрячь мышцы. Вернуться в исходное положение. Расслабиться.
3. Помахать руками словно маятником, периодически меняя направление. «Вслушаться» в возникающие ощущения.
Упражнения, выполняемые во время ходьбы.
1. Равномерно шагая, поднять руки вверх и, став на носки, напрячь их, затем опустить вниз и расслабиться, вернуться в исходное положение.
2. Развести руки в стороны, напрячься, вернуться в исходное положение и расслабиться.
3. Под нять плечи, согнув руки в локтевых суставах, напрячься, вернуться в исходное положение и расслабиться.
Упражнения, выполняемые сидя.
1. Сделать глубокий вдох, задержать воздух и напрячь мышцы грудной клетки. Выдохнуть и расслабиться. Подышать спокойно 10—15 секунд и повторить.
2. Сделать глубокий вдох, напрягая мышцы брюшной стенки, задержать дыхание и сильно напрячься, делая выдох, расслабиться
. Поставить обе ступни на пол, поднять пятки по возможности выше. Задержаться в таком положении на 5—7 секунд, опустить пятки на пол.
4. Обе ступни на полу. Не отрывая пятки от пола, поднять как можно выше пальцы ног, задержаться в таком положении на 5—7 секунд, опустить ноги на пол.
5. Вытянуть ноги перед собой, напрячь их (икры ног не напрягать), затем расслабить.
6. Прогнуться и свести плечи, на прячь мышцы, расслабиться и слегка согнуться вперёд, сгорбиться.
7. Поставить обе ступни на пол. Сильно надавить пятками на пол, напрячь мышцы бёдер, затем расслабиться.
8. Сжать руки в кулаки и задержаться в таком положении возможно дольше, затем расслабиться.
9. Широко растопырить пальцы рук, напрячь их, через 5—7 секунд расслабить.
10. Поднять максимально вверх плечи и напрячь их, задержаться в таком состоянии как можно дольше, затем расслабиться.
11. Поднять прямые руки вверх, напрячь их, затем свободно опустить, расслабив мышцы.
12. Поднять прямые руки вперёд и напрячь их, затем расслабить, опустив вниз. Упражнения для рук и ног можно выполнять попеременно вначале одной, затем второй, а потом двумя вместе. Упражнения для расслабления мышц лица.
1. Поднимите максимально высоко брови. Напрягите мышцы лба, затем расслабьте их.
2. Сомкните вместе брови, нахмурившись. Напрягитесь, затем расслабьтесь.
3. Зажмурьте глаза, напрягите сильно веки, затем откройте глаза и расслабьтесь. Неприятных ощущений быть не должно.
4. Сложите губы «трубочкой», как при свисте, или словно произносите звук «у», сожмите губы, максимально вытянув их вперёд, затем расслабьте мышцы вокруг рта.
5. Прищурьте глаза, сожмите губы так, чтобы углы рта приподнялись, расслабьтесь.
6. Напрягите мышцы губ, опустите углы рта, расслабьтесь.
7. Широко улыбнитесь, «растянув рот до ушей», задержитесь в таком положении, расслабьтесь. Упражнения хорошо снимают мимические мышечные зажимы, что крайне важно для профилактики эмоциональных срывов.
Иногда полезно мысленно проанализировать состояние всех мышечных групп, представляя каждую в отдельности, вспоминая ощущения, возникавшие при выполнении вышеперечисленных упражнений. Начинать целесообразно со лба и заканчивать кончиками пальцев ног. После чего остаться в расслабленном состоянии на 2—3 минуты.
Релаксационную гимнастику можно проводить во время ходьбы, чередуя напряжение отдельных групп мышц при максимальном расслаблении других, не принимающих участия в движении. Например, напрячь правую ногу при расслабленной левой, а затем постепенно переносить напряжение с одной части тела на другую, можно сначала на левую ногу, затем на правую, потом снова на левую, на грудь, живот, лицо, шею. Во время этого упражнения подвигайте расслабленной конечностью при напряжённой другой, пошевелите расслабленными руками при напряжённой шее и т. д. Тренировку можно проводить перед зеркалом.
Заболевания у детей, при которых показаны занятия релаксационной гимнастикой.
Детский церебральный паралич
Детский церебральный паралич - тяжелое заболевание головного мозга, проявляющееся в различных психомоторных нарушениях при ведущем двигательном дефекте.
Термин детский церебральный паралич (ДЦП) обозначает группу двигательных расстройств, возникающих при поражении двигательных систем головного мозга и проявляющихся в недостатке или отсутствии контроля со стороны нервной системы за функциями мышц.
Этиология ДЦП.
При ДЦП имеет место раннее, обычно внутриутробное повреждение или недоразвитие мозга. Причины этих нарушений могут быть разными:
- различные хронические заболевания будущей матери;
- перенесенные матерью инфекционные, особенно вирусные заболевания, интоксикации;
- несовместимость матери и плода по резус-фактору или групповой принадлежности;
- ушиба во время беременности и др.
Предрасполагающими факторами могут быть – недоношенность или переношенность плода.
В отдельных случаях причиной ДЦП могут быть:
- акушерский травматизм;
- затяжные роды с обвитием пуповины вокруг шейки плода, что приводит к повреждению нервных клеток головного мозга ребенка в связи с недостатком кислорода;
- иногда ДЦП возникает после рождения в возрасте до одного года в результате инфекционных болезней, осложняющихся энцефалитом (воспалением мозгового вещества), после тяжелых ушибов головы.
ДЦП, как правило, не является наследственным заболеванием.
Формы ДЦП
Существует несколько форм ДЦП. В зависимости от повреждения определенных систем мозга возникают различные двигательные нарушения. Нарушения, определяются в первую очередь выраженным повышением мышечного тонуса (спастичностью) в сочетании со слабостью мышц (паретичностью). Это приводит к затруднению или невозможности произвольных движений. При повышении тонуса бедра у ребенка плотно приведены, голени часто скрещены. Повышение тонуса в мышцах – сгибателях голеней определяет сгибательную установку ног в коленных суставах; в сгибателях предплечья и кисти – сгибание рук в локтевых и лучезапястных суставах, сжимание пальцев в кулак с частым приведением большого пальца руки к ладони.
По классификации К.А. Семеновой (1978 г.) выделяют 5 форм ДЦП:
1. Двойная гемиплегия – тяжелой поражение всех четырех конечностей, причем руки поражаются в такой же степени, как и ноги, а иногда и сильнее.
2. Спастическая диплегия – поражаются преимущественно ноги, руки в меньшей степени. Спастическая диплегия иногда описывается как болезнь Литтля (в случаях, когда заболевание связанно с недоношенностью).
3. Гемипаретическая форма (наблюдаются односторонние двигательные нарушения – гемипарезы (чаще – более тяжкое поражение руки)).
5. Гиперкинетическая форма (осуществление произвольных движений затрудненно в первую очередь за счет насильственных движений – гиперкинезов).
6. Атонически-астатическая форма (двигательные нарушения определяются недостаточностью координации движений, несформированностью реакций равновесия, наличием низкого тонуса во всех группах мышц, недоразвитием выпрямительных рефлексов (ребенок ходит на широко расставленных ногах, пошатываясь, при попытке захвата предмета движения не точные, несоразмеренные, плохо координированные)).
Особенности протекания заболевания.
Особенностью двигательных нарушений при ДЦП является то, что они существуют с рождения, тесно связанны с сенсорными расстройствами, особенно с недостаточностью ощущений собственных движений.
У детей с ДЦП задержано и нарушено формирование всех двигательных формирований: удержание головы, навыки сидения и стояния, ходьбы манипулятивной деятельности.
Таким образом, поражение ЦНС при ДЦП нарушает работу мышечных схем произвольных движений, что и определяет одну из основных трудностей формирования двигательных навыков.
У некоторых детей при резко нарушенном мышечном тонусе отмечается явление апраксии (неумение выполнить целенаправленные практические движения: застегивание пуговиц).
Слабое оценивание своих движений и затруднение в ходе осуществления действий с предметами являются причинами недостаточности активного осязания, в том числе узнавание предметов на ощупь (стереогенеза).
У детей с ДЦП в результате поражения двигательной сферы, а также мышечного аппарата глаз согласованные движения руки и глаза развиты не достаточно, особенно если имеет место неправильные установки тела, головы и конечностей (например: голова опущена на грудь, руки и ноги согнуты).
У детей с ДЦП отмечают наличие большого количества не только двигательных, но и осложняющих расстройств. К числу таких расстройств относятся отмечаемые уже в первые месяцы жизни детей с ДЦП стойкие вегетативно-сосудистые и соматические нарушения: запоры, резкое снижение аппетита, иногда – чрезмерный аппетит, повышенная жажда, периодические повышения температуры без каких-либо соматических заболеваний, усиленная потливость, сосудистые спазмы как реакция на малейшие охлаждения и болезненное раздражение (бледность, похолодание конечностей). Часто отмечаются стойкие расстройства сна в виде нарушений ритма сна, недостаточной его глубины, трудностей засыпания и ночных страхов.
В первые месяцы жизни у большинства детей с церебральным параличом наблюдаются трудности сосания, глотания, привычные срыгивания и рвоты. Все эти нарушения ослабляют организм ребенка, поэтому дети растут слабыми, часто болеют простудными заболеваниями, а по физическому развитию значительно отстают от здоровых сверстников.
Тяжелые нарушения зрения, приводящие к слабовидению и слепоте, встречаются примерно у 10% детей с ДЦП; примерно у 20 – 30 % детей наблюдается косоглазие. Примерно у 20 – 25% детей с ДЦП имеет место ум
Двигательные расстройства у детей с церебральным параличом отрицательно влияют на весь ход его психического развития.
Для многих детей с ДЦП уже с первого года жизни характерно нарушение процесса активного восприятия окружающего мира. Ребенок часто не может произвольно повернуть голову, перевести взор на тот или иной предмет, захватить его; у них нарушено развитие первых голосовых реакций, недостаточна их интонационная выразительность, что затрудняет формирование первых коммуникативных реакций. Частыми у детей с ДЦП являются расстройства речи, особенно ее звукопроизносительной стороны, что тесно связано с поражением общей и речевой моторики. Нарушения звукопроизношения проявляются в виде пропусков, искажений и замен звуков, различных нарушений голоса.
При нарушении координации движений ( атонистически-астатическая форма ДЦП ) речь медленная, прерывистая, монотонная. Кроме того, ребенок может слабо или даже неправильно ощущать положение языка и губ, что значительно затрудняет развитие правильного звукопроизношения. Самые тяжелые речевые расстройства имеют место в случае осложнения церебрального паралича дефектами слуха: у 20 – 25% детей с ДЦП снижена острота слуха на одно или оба уха, недостаточно развито различие звуковых частот, особенно высокой тональности. Нарушения слуха чаще всего наблюдаются при гиперкинестической форме ДЦП (гиперкинезы).
Двигательные нарушения, ограничивающие предметно-практическую деятельность, затрудняющие развитие самостоятельного передвижения и навыков самообслуживания, ставят больного ребенка с первых лет жизни в почти полную зависимость от окружения взрослых. Это способствует формированию у него пассивности, безынициативности, нарушает становление мотивационной сферы. Кроме того, при ДЦП имеют место нарушения эмоционально-волевой сферы, поведения, интеллекта, речи, зрения и слуха, связанные с ранним органическим поражением головного мозга.
Для большинства детей с церебральным параличом характерна повышенная утомляемость. Дети с трудом сосредотачиваются на задании, быстро становятся вялыми или раздражительными. У некоторых детей в результате утомления возникает двигательное беспокойство: они начинают суетиться, усиленно жестикулировать, гримасничать; у них появляется слюнотечение.
Многие дети отличаются повышенной впечатлительностью, обидчивостью, болезненно реагируют на тон голоса, на малейшие замечания, чутко подмечают изменения в настроении окружающих. У них легко возникают реакции недовольства, упрямства и негативизма.
Лечение ДЦП
Лечение детей с ДЦП комплексное и включает медикаментозное, физиотерапевтическое, ортопедическое, логопедическое лечение, гидрокинезотерапию, электростимуляцию мышц в покое и ходьбе. Особое значение в физической реабилитации таких детей имеет лечебная физическая культура и массаж. В настоящее время разработано много методов моторного переобучения детей с данным заболеванием (методы Бобат, Кэбот, Фелис, Темпи—Фэй, Семеновой и др.). Массаж является незаменимым средством восстановительного лечения детей с ДЦП. Релаксирующий массаж снижает мышечный тонус, противодействует развитию контрактур. Нормализация мышечного тонуса является обязательным фоном для занятий ЛФК. Для стимуляции развития движений применяется как общий, так и точечный массаж по тормозному методу.
Трудотерапия необходима ребенку для развития основных приемов самообслуживания, приобретения определенных трудовых навыков, необходимых для социализации личности.
Для получения положительного реабилитационного эффекта у детей с ДЦП необходима продолжительная и упорная работа.
Ранняя и систематическая коррекция двигательных нарушений, осуществляемая в едином комплексе лечебно-педагогических мероприятий, способствует предупреждению и преодолению многих осложняющих нарушений и выявлению компенсаторных возможностей детского мозга. Особую роль в этом процессе играет физическое воспитание. Основной задачей физического воспитания детей с ДЦП является развитие и нормализация движений.
Ведущую роль в развитии движений у детей с ДЦП играет лечебная, в том числе релаксационная, гимнастика. С учетом специфики двигательных нарушений при ДЦП лечебная гимнастика имеет следующие основные задачи:
снижение гипертонуса приводящих мышц и мышц сгибателей, укрепление ослабленных мышц;
улучшение подвижности в суставах, коррекция порочных установок ОДА;
улучшение координации движений и равновесия;
стабилизация правильного положения тела, закрепление навыка самостоятельного стояния, ходьбы;
расширение общей двигательной активности ребенка, тренировка возрастных двигательных навыков;
обучение совместно с воспитателями и родителями самообслуживанию, усвоению основных видов бытовой деятельности с учетом умственного развития ребенка.
Сердечно-сосудистые заболевания у детей.
Нарушения сердечного ритма
Ведущее место в структуре сердечно-сосудистых заболеваний у детей в конце XX века занимают нарушения сердечного ритма. Значение аритмий определяется их распространенностью, склонностью к хроническому течению, высоким риском внезапной смерти. Интерес к проблеме сердечных аритмий со стороны клиницистов с начала 80-х годов постоянно поддерживался неудовлетворенностью существующими методами лечения на фоне неуклонного повышения удельного веса нарушений ритма среди кардиологической патологии у детей. Интенсивному развитию этой области детской кардиологии способствовали разработка и внедрение в клиническую практику новых высокоинформативных методов исследования: холтеровского мониторирования, электрокардиографии высокого разрешения, поверхностного картирования и инвазивных электрофизиологических исследований сердца. Среди всего многообразия нарушений ритма наибольшее клиническое значение имеют хронические тахиаритмии (пароксизмальная и непароксизмальная тахикардии) и брадиаритмии (синдром слабости синусового узла, высокие степени атриовентрикулярных блокад). Именно они служат причиной ранней инвалидизации и наиболее часто сопряжены с риском внезапной сердечной смерти. За последние годы улучшились осведомленность педиатров о нарушениях ритма и методы их диагностики, чем отчасти и объясняется повышение частоты их выявления.
Те или иные нарушения ритма или проводимости с определенной частотой могут обнаруживаться и среди здоровых детей. Проведенное нами в 2001 г. стандартное скрининговое электрокардиографическое обследование 370 школьников Москвы показало, что наиболее часто у считавшихся практически здоровыми детей встречаются миграция водителя ритма (13,5%), синусовая брадикардия (3,5%), ускоренный предсердный ритм (2,7%), экстрасистолия (1,9%), феномен Вольфа - Паркинсона - Уайта (0,5%), атриовентрикулярная блокада I степени (0,5%) и удлинение интервала QT (0,3%). Исследования, посвященные изучению распространения нарушений ритма сердца в детской популяции, имеют большое значение для клинической кардиологии. Они позволяют не только решить спорные вопросы нормы и патологии, но и установить возрастные периоды риска развития аритмий, сконцентрировать усилия на наиболее значимых патологических состояниях и определить направленность профилактических программ.
Большой прогресс в последнее десятилетие достигнут в области понимания патофизиологических механизмов аритмий, в том числе нарушений ритма, имеющих жизнеугрожающий характер. Постепенно ушла в прошлое тенденция рассматривать любое изменение электрофизиологических свойств миокарда как следствие органического процесса, что повлекло за собой поиск новых механизмов, ответственных за возникновение и поддержание нарушений ритма в детском возрасте. Большое значение в патофизиологии аритмий в настоящее время придается нарушениям нейровегетативной регуляции сердечного ритма, электролитным нарушениям, наследственной предрасположенности. Одним из механизмов развития прогрессирующего нарушения функции проводящей системы сердца и формирования электрической нестабильности миокарда желудочков в детском возрасте является нарушение в системе фактора роста нервов, а именно повышенное образование аутоантител, которые связывают этот физиологически активный нейропептид, превращая его в инертный комплекс.
В патогенезе жизнеугрожающих состояний при аритмиях, сопряженных с наиболее высоким риском внезапной смерти, имеют значение интенсивность и длительность провоцирующей стрессовой ситуации. Роль физической нагрузки или повышенного эмоционального возбуждения особенно очевидна у детей с синдромом удлиненного интервала QT и желудочковыми тахикардиями, когда выявляется прямая связь между провоцирующим фактором и развитием жизнеугрожающей аритмии. Нередко на фоне нарушения ритма наступает различная по продолжительности потеря сознания. При этом у большей части детей отмечается преимущественное влияние на развитие симптомов физической или эмоциональной нагрузки. Особую роль играют внезапность и сила воздействия раздражителя, а также состояние стресслимитирующих систем. Необходимо подчеркнуть, что перечисленные факторы способствуют формированию аритмий только у детей с особым строением и электрофизиологией проводящей системы сердца, например у детей с дополнительными путями проведения импульса (ДПП).
Разработанные концепции возникновения тахиаритмий, жизнеугрожающих желудочковых аритмий, синдрома слабости синусового узла у детей легли в основу новых подходов к лечению и прогнозированию исходов этих состояний. При этом в медикаментозной терапии преимущество отдается не классическим антиаритмическим препаратам, длительное применение которых малоэффективно в детском возрасте и сопряжено с различными осложнениями, а патогенетически обоснованной нейрометаболической, мембраностабилизирующей и антиоксидантной терапии.
Совершенствование медикаментозной терапии аритмий позволило значительно улучшить прогноз у детей с нарушениями ритма, ограничить показания к хирургическому лечению, которое также претерпело существенные изменения. В настоящее время большие хирургические операции на открытом сердце уступили место катетерным методам, так называемой минимально инвазивной хирургии. Актуальной задачей является внедрение этих прогрессивных методов лечения и диагностических алгоритмов, разработанных ведущими Центрами и научно-исследовательскими институтами, на всей территории России.
Врожденные пороки сердца
Частота встречаемости врожденных пороков сердца (ВПС) в России с 70-х годов возросла с 6,78 до 8,00 на 1000 родившихся живыми, что примерно соответствует уровню других стран. С 2000 г. ежегодно в России регистрируется около 20 - 25 тыс детей с ВПС, многие из которых нуждаются в кардиохирургической помощи. В то же время максимальное число операций в год не превысило 4,62 тыс (2001г.), что для России явно недостаточно.
Снижение смертности детей с ВПС зависит от повышения хирургической активности, а также от качества пренатальной диагностики, которая должна способствовать, с одной стороны, сокращению рождаемости детей с тяжелыми, несовместимыми с жизнью пороками, с другой - более раннему и эффективному хирургическому лечению.
Кардиомиопатии и миокардиты
Другая актуальная проблема детской кардиологии - диагностика и лечение кардиомиопатий и миокардитов. Эти заболевания характеризуются прогрессирующим течением, резистентностью к терапии и высокой смертностью. В случае позднего выявления неизбежно развиваются жизнеугрожающие осложнения, высока вероятность внезапной сердечной смерти. Известны устойчивые типы поражения сердца при кардиомиопатиях (КМП): гипертрофический, дилатационный, рестриктивный и смешанный. В последние годы достигнуты большие успехи в изучении кардиомиопатий. Открыт ген, определяющий развитие гипертрофической КМП, который обозначен как FHC - 1(14q11-12). С большим основанием в качестве генов-кандидатов рассматриваются гены тяжелых цепей сердечного миозина. Существует мнение, что мы стоим на пороге создания новой генетической классификации кардиомиопатий. Вирусологические, иммунологические и иммуноморфологические исследования дилатационной КМП позволили выделить четыре типа поражения миокарда и вплотную подойти к патогенетической терапии данного заболевания.
В настоящее время активно изучается клиническая, морфологическая и генетическая гетерогенность как первичных, так и вторичных кардиомиопатий, к которым в настоящее время относят и аритмогенную, обусловленную изменением центральной гемодинамики и функции миокарда в результате стойких нарушений сердечного ритма.
Артериальная гипертония
Артериальная гипертония - одно из наиболее распространенных заболеваний сердечно-сосудистой системы. Недавними исследованиями было показано, что самым существенным фактором, определяющим смертность населения трудоспособного возраста, служит артериальное давление (АД). Результатом воздействия высокого давления является поражение органов-мишеней, в первую очередь - сердца. В педиатрии эта проблема остается одной из приоритетных, что связано с распространенностью артериальной гипертензии, регистрируемой у 8 - 25% школьников, а также с высокой вероятностью ее трансформации в ишемическую и гипертоническую болезни. Это диктует необходимость разработки эффективных профилактических программ, включая своевременный скрининг в группах риска и предупреждение формирования устойчивых форм заболевания. Вопрос о целесообразности регулярного медикаментозного лечения при лабильном повышении давления, наиболее характерном для детей и подростков, дискутируется до настоящего времени. С этой точки зрения в педиатрии перспективно внедрение суточного мониторирования АД. Метод позволяет достоверно оценить реальную распространенность заболевания, вариабельность систолического и диастолического компонентов АД, влияние средовых факторов на систему регуляции АД и эффективность профилактических мероприятий. Экономический и социальный эффект масштабных профилактических программ должен быть очень высок, так как в настоящее время показано, что при сформировавшейся патологии значительно снижаются качество и продолжительность жизни; больные пожизненно нуждаются в комплексной терапии.
Синдром вегетососудистой дистонии
Синдром вегетососудистой дистонии широко распространен у детей и подростков. Интенсивное развитие детской вегетологии в России с середины 80-х годов происходило именно в связи с исследованиями в области кардиологической патологии. Разработаны и широко внедрены стандартизированные критерии оценки состояния вегетативной нервной системы в детском возрасте. Раскрыта роль вегетативных нарушений в формировании функциональной кардиоваскулярной патологии: артериальной гипо- и гипертензии, пролапса митрального клапана, нарушений ритма и проводимости и других, что позволило разработать эффективные методы лечения этих патологических состояний. Синдром вегетососудистой дистонии нередко сочетается у детей с нарушениями метаболизма и транспорта липидов, гиперкоагуляционными изменениями в системе гемостаза. Актуальной остается разработка немедикаментозных методов профилактики и лечения вегетососудистой дистонии, и в первую очередь коррекция школьной психологической дезадаптации.
Ревматизм
Несмотря на общее снижение заболеваемости и смертности от ревматизма, достигнутое в последние три десятилетия, ревматические болезни по-прежнему занимают весомое место в структуре заболеваемости населения России. Снижение заболеваемости произошло в результате улучшения социальных условий, так как, исчезая в развитых обществах, ревматизм остается одной из важнейших проблем развивающихся стран. Кроме того, успех борьбы с этой патологией был достигнут в результате массового охвата в 70 - 80-х годах детского населения бициллинопрофилактикой. В то же время последние годы участились случаи своевременно нераспознанных, тяжелых форм ревматизма, при этом заболевание нередко манифестирует с формирования пороков сердца. Отмечается ежегодный рост ревматических поражений костно-мышечной системы и заболеваний соединительной ткани у детей. К середине 90-х годов в России регистрируется более 4000 вновь выявленных больных до 14 лет с ревматической патологией ежегодно. В 30% случаев эти заболевания сопровождаются стойким нарушением функций. Ослабление внимания в отношении ревматической патологии в настоящее время недопустимо. Актуальным является усовершенствование диагностической лабораторной базы на местах, включая внедрение современных технологий вирусологических, бактериологических и иммунологических методов исследования, а также разработка и широкое внедрение новых эффективных методов лечения ревматоидного артрита, системных заболеваний соединительной ткани.
Атеросклероз
Специального внимания требует проблема раннего развития атеросклероза и возможности его предупреждения у лиц молодого возраста. В нашей стране были проведены одни из первых исследований факторов риска атеросклероза у детей. Установлено, что контроль динамики артериального давления и массы тела, а также скрининг на гиперхолестеринемию у детей, как правило, не показательны. Наиболее перспективным является изучение клинического и генетического полиморфизма атеросклероза, роли аутоиммунных поражений и инфекций в запуске патологического процесса. Так, среди наиболее значимых факторов риска развития атеросклероза у лиц молодого возраста - наследственная предрасположенность: ранняя (до 40 лет) гипертоническая болезнь, инфаркты миокарда и инсульты у родителей ребенка.
Выявление групп риска крайне важно, так как наиболее эффективна именно ранняя профилактика атеросклероза - на этапе формирования факторов риска, когда они имеют нестойкий характер, и еще не сложился стереотип нездорового образа жизни. В основе профилактических программ должна лежать позитивная концепция здоровья, которая подразумевает отсутствие вредных привычек, активный образ жизни, правильное питание, развитие способности к общению, самовыражению, творчеству. Следует учесть, что неустойчивость факторов риска в детском возрасте затрудняет профилактику, а демонстрация эффективности профилактических программ, начатых в детстве, возможна лишь в ходе длительных проспективных исследований.
Бронхиальная астма
В основе данного заболевания заложено хроническое воспаление дыхательных путей, которое сопровождается резким изменением реактивности и чувствительности бронхов, а также проявляющееся астматическим статусом, приступами удушья.
Выделяют два этапа данного хронического заболевания. Начальный этап развития бронхиальной астмы можно выявить путем, суть которого заключается в проведении проб определенного назначения, роль которых заключается в определении измененной реактивности и чувствительности бронхов по отношению к физической нагрузке, вазоконстрикторным веществам, а также холодному воздуху. Частичные изменения чувствительности и реактивности бронхов имеют связь с нарушением состояния эндокринной, иммунной, а также нервной систем, которые в свою очередь не имеют клинических проявлений и выявляются лабораторными методами, чаще путем проведения нагрузочных проб.
Второй этап является формирующим для астмы бронхиального характера. Он проявлятся не у всех пациентов и предшествует довольно ярко выраженной астме у 20-ти - 40-ка процентов больных. Физическое состояние перед самим заболеванием является не нозологической формой, а определенным комплексом признаков, которые свидетельствуют о потенциальной угрозе заболевания бронхиальной астмой. Также яркое наличие рецидивирующих, острых либо хронических неспецифических заболеваний легких и бронхов с проявляющимся дыхательным дискомфортом и присущими явлениями обратимой обструкции бронхов, которые сочетаются со следующими 1-м или 2-мя признаками: наследственная предрасположеность к заболеваниям аллергического характера и бронхиальной астме, внелегочных проявлений аллергически измененной реактивности организма, мокроты или (и) эозинофилии крови. Явное наличие всех этихх признаков напрямую может быть рассмотрено как наличие у пациента бесприступного течения болезни.
Бронхиальная астма относится к болезням с наследственной предрасположенностью и, как правило, развивается у детей, в семейном анамнезе которых отмечаются больные с аллергическими заболеваниями. У некоторых детей с бронхиальной астмой при кажущемся отсутствии семейной предрасположенности, возможно, имеются родственники, у которых отмечались хрипы в легких, неправильно диагностированные как "хронический бронхит" или "эмфизема легких". Исследования последних лет свидетельствуют о том, что бронхиальная астма, начинающаяся в раннем детском возрасте, наиболее вероятно имеет наследственное происхождение.
В настоящее время хорошо известно, что начало бронхиальной астмы у большинства детей связано с воздействием различных аллергенов, среди которых наиболее распространенным является домашняя пыль. Около 70% детей с бронхиальной астмой чувствительны к домашней пыли. Домашняя пыль представляет собой сложную смесь, содержащую волокна хлопка, целлюлозы, шерсти животных, споры плесени. Основным компонентом домашней пыли являются клещи, невидимые невооруженным глазом (см. рисунок). Любимая пища домашних клещей - чешуйки, которые слущиваются с человеческой кожи и собираются в матрацах, коврах и мягкой мебели. Они могут находиться также в драпировочной ткани, постельных принадлежностях, мягких игрушках, под плинтусами.
Причинами развития бронхиальной астмы могут быть шерсть, перхоть, слюна разнообразных животных (кошек, собак, морских свинок, хомячков и других грызунов). Кошачий аллерген, содержащийся в слюне, шерсти или перхоти, наиболее мощный из всех аллергенов и обладает исключительной стабильностью и способностью глубоко проникать в легкие. Он длительно сохраняется в окружающей среде, даже после того как кошку удаляют из дома. Аллергены собаки (из шерсти, слюны и перхоти) способны сохранять высокий уровень на протяжении нескольких месяцев, даже после удаления собаки из дома. Распространенными причинами развития приступов удушья являются также перхоть лошади, сухой корм для аквариумных рыбок, а также насекомые, особенно тараканы.
Серьезной причиной развития бронхиальной астмы могут быть споры плесени, содержащиеся в воздухе, кондиционерах, а также в сырых темных помещениях (подвалах, гаражах, ванных комнатах, душевых). Зимой, когда земля замерзает или покрывается снегом, плесень на улице перестает быть проблемой для детей-астматиков. Плесневые грибки начинают интенсивно размножаться в воздухе с начала мая, достигая пика в июле или августе и могут вызывать симптомы заболевания до первых заморозков. Плесневые грибки присутствуют во многих пищевых продуктах (выдержанные сыры, пиво, маринованные овощи, кефир, шампанское, сухофрукты, изделия из дрожжевого теста, квас, залежавшийся хлеб).
Пыльца цветущих растений у 30-40% детей, больных астмой, может быть причиной развития приступов удушья. Пик заболеваемости, как правило, приходится на апрель-май и связан с пыльцой деревьев - березы, ольхи, лещины, клена, ясеня, каштана, ивы, тополя и др. Если симптомы бронхиальной астмы возникают в июне-августе, то их причиной является пыльца злаковых трав - тимофеевки, овсяницы, райграса, ежи сборной, мятлика. Сорные травы (лебеда, амброзия, полынь, одуванчик, крапива) вызывают симптомы астмы в летне-осенний период года. Спектр пыльцевых аллергенов и сроки цветения меняются в зависимости от климато-географический зоны. У многих растений пыльца настолько легкая, что разносится по воздуху и беспрепятственно попадает в дыхательные пути. Более тяжелая пыльца (например, у роз и сосен) разносится низколетающими насекомыми, т.е. она менее аллергенна, чем пыльца, находящаяся в воздухе.
У ряда детей приступы удушья могут индуцировать лекарственные препараты, такие как антибиотики, особенно пенициллинового ряда и макролиды, сульфаниламиды, витамины, аспирин. При этом контакт с лекарственными веществами возможен не только при их приеме, но и при пребывании детей вблизи фармацевтических производств.
Отмечаемый в последние годы рост заболеваемости бронхиальной астмой связывается в значительной мере с загрязнением окружающей среды, и прежде всего атмосферного воздуха, химическими соединениями, как правило за счет индустриального (комплекс частиц двуокиси серы) и фотохимического смога (озон, окислы азота).
Неблагоприятное влияние на детей с бронхиальной астмой оказывает загрязнение воздушной среды жилых помещений химическими соединениями. Новые строительные технологии (больше освещения, меньше естественной вентиляции, использование современных отделочных материалов, технология подогрева и увлажнения) заметно изменили качество воздуха внутри жилых помещений и увеличили его отрицательное влияние на дыхательную систему.
Помимо вышеперечисленных факторов, обострение бронхиальной астмы у детей могут вызвать физические нагрузки, эмоциональный стресс, плач, смех, изменение метеоситуации, резкие запахи красок, дезодорантов, парфюмерных изделий, а также табачный дым. У детей-астматиков, родители которых курят, наблюдаются частые обострения, требующие приема противоастматических средств. Установлено, что тяжесть заболевания ребенка находится в прямой зависимости от числа ежедневно выкуриваемых родителями сигарет. Приступы затрудненного дыхания могут развиться у ребенка уже в месячном возрасте, если в семье курят родители или другие родственники.
Вирусные инфекции относятся к наиболее частым причинам приступов астмы. Респираторные вирусы повреждают мерцательный эпителий слизистой облочки дыхательного тракта и увеличивают ее проницаемость для аллергенов, токсических веществ, повышая бронхиальную гиперреактивность. Многие астматики склонны к частым острым респираторным заболеваниям. Наличие очагов хронической инфекции, преимущественно в носоглотке, повышает степень сенсибилизации организма.
Таким образом, бронхиальная астма - это мультифакториальное заболевание, развитие которого тесно связано с воздействием генетических и внешнесредовых факторов. Выяснение причин, вызывающих бронхиальную астму, существенно повышает эффективность терапевтических мероприятий.
Поскольку в комплексном лечении бронхиальной астмы большое значение имеет ранее применение физических упражнений (в первую очередь релаксационно-респираторной гимнастики), то освобождение больных астмой от всяческих физических нагрузок необоснованно и даже вредно.
Занятия лечебной физической культурой (ЛФК) ставит следующие задачи:
- уравновешивание процессов возбуждения и торможения в ЦНС;
- нормализация бронхиальной проводимости;
- улучшение эвакуаторной функции бронхов;
- укрепление дыхательной мускулатуры и нормализация внешнего дыхания;
- профилактика нарушений осанки и деформации грудной клетки;
- повышение неспецифической сопротивляемости организма.
На занятиях лечебной гимнастикой применяются:
- общеразвивающие упражнения;
- дыхательный упражнения;
- упражнения на расслабление мышц (релаксационная гимнастика);
- массаж;
- спелеотерапия;
- дозированная ходьба.
Широкий спектр дыхательных упражнений включает:
- звуковую гимнастику с произнесением шипящих и свистящих звуков, которые вызывают дрожание голосовой щели и вибрацию бронхиального дерева;
- упражнения, снижающие тонус гладкой мускулатуры;
- упражнения с удлинённым выдохом и с задёржкой дыхания;
- дренажные упражнения.
Широко применяется техника дыхания по системе Пранаяма-Йога.
Заключение
Релаксационная гимнастика является действенным методом для профилактики и лечения ряда тяжелых детских заболеваний, таких как ДЦП, различные сердечно-сосудистые заболевания, бронхиальная астма. Однако ее применение должно быть строго согласовано с лечащим врачом ребенка, а подбор упражнений должен быть строго индивидуален в зависимости от состояния пациента.
Литература
Бадалян Л.О. Детская неврология. — М, 1998.
Ревякина В.А. Бронхиальная астма у детей: причины возникновения // Детский доктор. – 1999. - №1. По материалам электронного ресурса http://medi.ru/pediatr
Физическая реабилитация. Под ред. С.Н. Попова. - М.: Высшее образование, 2005.
Частные методики адаптивной физической культуры. Под ред. Л.В.Шапковой. – М, 2003.
Школьникова М.А. Жизнеугрожающие аритмии у детей. - М., 1999.
|