СКАЧАТЬ РАБОТУ БЕСПЛАТНО -
Новая концепция внешнеэкономической политики заключается в том, что в современных условиях недостаточно использовать сложившуюся специализацию России в МРТ, необходимо осуществлять целенаправленную интеграцию в мировую экономику. Эта концепция и соответствующая ей внешнеэкономическая политика представлены в Федеральной программе развития экспорта. Центральное место в последней занимает совершенствование структуры российского экспорта, повышение в нем доли товаров высокой степени обработки, развитие прогрессивных форм международной производственной и научно-технической кооперации, инвестиционного сотрудничества, совместной реализации инновационных проектов. Такой концепции соответствует и новая модель - производственно-инвестиционная, или стратегическая.
Объект
Предмет
Цели задачи
Теоретическая и методологическая база
Степень разработанности. Вопросы международной торговли входят в круг научных интересов ряда отечественных ученых. Широко известны труды Л.П. Ануфриевой, М.П. Бардиной, А.П. Белова, М.М. Богуславского, Е.В. Брунцевой, М.И. Брагинского, А.П. Вершинина, Н.Г. Вилковой, В.В. Витрянского, И.Н. Герчиковой, И.В. Елисеева, И.С. Зыкина, В.А. Канашевского, А.С. Комарова, А.Л. Маковского, В.А. Мусина, Е.Ф. Прокушева, М.Г. Розенберга, Е.А. Суханова и др.
В последнее время в России опубликован ряд работ по исследованию и практическому применению контракта внешнеторговой купли-продажи, однако монографических исследований, посвященных комплексному теоретическому анализу сделок международной купли-продажи с учетом экономических и правовых особенностей, а также практике рассмотрения споров, возникающих из данных правоотношений, недостаточно.
Структура
1.Понятие и правовые основы внешней торговли в РФ
1.1. Понятие инфраструктуры внешней торговли в РФ
Международная торговля представляет собой процесс купли-продажи, осуществляемый между покупателями, продавцами и посредниками в разных странах.
Международная торговля представляет собой систему различных коммерческих операций по купле и продаже, осуществляемых между покупателями, продавцами и посредниками различных государств, таким образом, торгово-экономическое сотрудничество между государствами опосредуется заключением соответствующих внешнеэкономических сделок (торговых сделок) .
Следовательно, важность этих сделок во внешнеэкономической деятельности подчеркивается тем, что они в большинстве случаев являются основанием возникновения обязательств во внешнем обороте. Особенностью внешнеэкономических сделок является то, что товары, услуги в таких сделках, как правило «пересекают» границы одного государства и, следовательно, для ввоза и вывоза товара требуется выполнение предусмотренных законом таможенных правил; в качестве средства платежа как правило используется иностранная валюта; существует риск невозможности исполнения внешнеэкономических сделок в результате политических событий, ограничительных действий государства .
Внешнеэкономические сделки между предпринимателями различных стран могут осуществляться как на основе свободного выбора контрагента, так и по согласованным в специальных межправительственных соглашениях (протоколах) о поставках товаров и оказании услуг индикативным спискам товаров и услуг, которые надлежит экспортировать или импортировать.
Поэтому осуществление международных коммерческих операций требует применения определенных правовых форм и использование конкретных методов их проведения.
Внешнеэкономические связи - комплексная система разнообразных форм международного сотрудничества государств и их субъектов во всех отраслях экономики. Внешнеэкономические связи представляют собой систему экономических отношений, возникающих при движении ресурсов всех видов между государствами и экономическими субъектами разных государств. Эти двухсторонние отношения охватывают все сферы экономической жизни государства и, прежде всего, его производственную, торговую, инвестиционную и финансовую деятельность .
Сущность внешнеэкономических связей как экономической категории проявляется в их функциях:
1. Организация и обслуживание международного обмена природными ресурсами и результатами труда в их вещественной и стоимостной форме;
2. Международное признание потребительной стоимости продуктов международного разделения труда;
3. Организация международного денежного обращения.
Основным правовым инструментом осуществления международных торговых отношений между коммерческими предприятиями из различных стран является договор. Во внешнеторговых отношениях он чаще называется контрактом.
Количество заключаемых контрактов в условиях рыночной экономики из года в год увеличивается, более сложным становится его содержание, ускоряется и сам договорный процесс, которому в немалой степени способствуют современные достижения технического прогресса.
Бурное развитие мировой торговли, усложнение ее содержания усиливают значение единообразных норм, регулирующих один из наиболее распространенных видов сделок - контракт внешнеторговой купли-продажи.
Действительно, контракт внешнеторговой купли-продажи играет основную роль в международном торговом обороте. Путем его заключения и исполнения осуществляется большая часть внешнеторгового оборота России.
По своему характеру этот контракт связан с правом более чем одного государства, поэтому усложняется не только нормативная база его правового регулирования, но и практическое применение.
В связи с этим возникает потребность пересмотра некоторых устоявшихся правил заключения договоров, которые перестали отвечать запросам современного рынка, т.е. необходимо создание инструмента, способного устранить частноправовые препятствия, что обеспечивало бы хозяйствующим субъектам возможность заключения и исполнения контрактов внешнеторговой купли-продажи, несмотря на их национальные различия, а также различия правовых систем, к которым они принадлежат.
По этой причине в области унификации международно-правового регулирования контрактов внешнеторговой купли-продажи предпринимаются немалые усилия.
Вместе с тем недостаточно рассматривать договор только как правовую форму, опосредующую разнообразные хозяйственные отношения, не затрагивая при этом его макроэкономическую составляющую. Следует согласиться с М.И. Кулагиным, который считает, что институт договора используется не только в качестве юридической формы обмена, но и как правовой инструмент организации рыночного хозяйства, опосредующий процессы концентрации капитала и производства .
Развитие мировой экономики на современном этапе характеризуется резким увеличением и усложнением межгосударственных экономических связей. Центральное место в правовом регулировании международного имущественного оборота, который представляет собой совокупность всех гражданско-правовых сделок, занимают контракты внешнеторговой купли-продажи товаров.
Торговые договоры, договоры о торговле и мореплавании, торговые соглашения создают договорно-правовую базу в торгово-экономических отношениях, устанавливают принципы этих отношений, определяют их правовой режим (регулирование таможенного обложения, транспортных связей, торговой и другой экономической деятельности физических и юридических лиц одной страны на территории другой), дают право создавать торговые представительства на территории друг друга .
Контракт внешнеторговой купли-продажи товаров представляет собой коммерческий документ, которым оформляют внешнеторговую сделку и в котором содержится письменная договоренность сторон о поставке товара, а именно обязательство продавца передать определенный товар в собственность покупателя и обязательство покупателя принять этот товар и уплатить за него определенную денежную сумму.
Приведенное определение позволяет выделить следующие признаки контракта внешнеторговой купли-продажи.
1. Контрагенты в сделке - из разных стран. В большинстве случаев контракт внешнеторговой купли-продажи характеризуется тем, что заключается с иностранными партнерами.
2. Сделка всегда имеет внешний характер.
3. Перемещение товара через государственную границу двух и более государств (на таможенную территорию другого государства) . Перемещение территорию через государственную границу влечет применение к сделке таможенного законодательства.
Так, в соответствии со ст. 12 Таможенного кодекса РФ (далее - ТК РФ) все лица на равных основаниях имеют право на перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу в порядке, установленном ТК РФ, за исключением случаев, предусмотренных ТК РФ, иными федеральными законами и международными договорами Российской Федерации.
Порядок перемещения через таможенную границу валюты Российской Федерации, внутренних ценных бумаг и валютных ценностей регулируется валютным законодательством Российской Федерации, принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами органов валютного регулирования и ТК РФ.
4. В качестве средства платежа обычно используется иностранная валюта. В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» к иностранной валюте относятся:
денежные знаки в виде банкнот, казначейских билетов, монеты, находящиеся в обращении и являющиеся законным средством наличного платежа на территории соответствующего иностранного государства (группы иностранных государств), а также изымаемые либо изъятые из обращения, но подлежащие обмену указанные денежные знаки;
средства на банковских счетах и в банковских вкладах в денежных единицах иностранных государств и международных денежных или расчетных единицах.
При возникновении спора, который невозможно разрешить посредством переговоров или иных примирительных процедур, он разрешается в арбитраже.
Всегда существует риск срыва договора, неисполнения или ненадлежащего исполнения вследствие наступления чрезвычайных обстоятельств (форс-мажор).
Важную роль при заключении контракта внешнеторговой купли-продажи играют стандартные условия договора, разрабатываемые отдельными фирмами или объединениями предпринимателей в определенной сфере деятельности. Так, ряд типовых контрактов разработан международными торговыми ассоциациями Великобритании: Торговой ассоциацией пищевого и кормового зерна (GAFTA), Федерацией ассоциации по торговле маслосемянами, растительным маслом и жирами семян и жира (FOSFA), Британской ассоциацией шерсти, Лондонской ассоциацией какао, Лондонской ассоциацией по торговле каучуком и др.
Под типовым контрактом на практике обычно понимается ряд унифицированных общих условий купли-продажи, сформулированных с учетом торговой практики в зависимости от базисных условий поставки. Однако сами по себе они не являются контрактом, а представляют собой лишь его составную часть. Это примерный договор, содержащий ряд заранее сформулированных унифицированных условий определенного вида, изложенных в письменной форме.
Общими для всех типовых контрактов являются их применение только по соглашению сторон, а также возможность внесения в них изменений договаривающимися сторонами.
Использование заранее подготовленных форм договоров, включающих в себя также и общие условия (проформы договоров), в экономике промышленно развитых стран приобрело массовый характер как в отношениях между предпринимателями, так и при оформлении сделок с участием потребителя.
При разработке текста контракта необходимо исходить из следующих принципов:
1) учет существующей нормативно-правовой базы для контракта внешнеторговой купли-продажи, выработанной мировым сообществом;
2) соблюдение национального законодательства участников договора в части порядка оформления внешнеторговых контрактов;
3) учет наличия типовых контрактов;
4) стороны контракта отстаивают свои взаимные интересы;
5) контрагенты должны учитывать типичные ошибки, допущенные в ранее заключенных контрактах.
По мнению И.Ю. Ленчевского, предварительная подготовка большей части условий контракта позволяет разработать документ гораздо лучшего качества, чем в случае согласования в процессе индивидуальных переговоров; существенно сокращается время на заключение сделки, а контрагенты получают возможность широко использовать накопленный опыт торговли в данной отрасли.
А.С. Комаров и другие ученые также рассматривают такое положение как положительное явление, способствующее более рациональному экономическому обороту, поскольку это значительно снижает временные и материальные затраты участников оборота при оформлении отношений.
Контракт внешнеторговой купли-продажи представляет собой основной коммерческий документ, оформляющий внешнеэкономическую сделку. Его функциями являются, во-первых, юридическое закрепление отношений между контрагентами; во-вторых, определение порядка, последовательности и способов совершения сделок между партнерами; в-третьих, закрепление мер по обеспечению выполнения обязательств сторонами.
Итак, контракт внешнеторговой купли-продажи выполняет следующие функции:
юридически закрепляет складывающиеся между контрагентами внешнеторговые отношения, придает им характер обязательств, выполнение которых защищается законом;
выявляет реальные потребности рынка в товарах;
определяет порядок и способы выполнения взаимных обязательств по контракту, взаимодействие и сотрудничество контрагентов, устанавливает правила их поведения, а также систему контроля над соблюдением этих правил;
предусматривает способы экономической защиты интересов участников договора на случай нарушения ими обязательств.
Под субъектами контракта внешнеторговой купли-продажи понимают стороны, находящиеся в деловых отношениях по купле-продаже. В международной торговле эти стороны именуются контрагентами.
Обязательным условием для признания контракта договором международной купли-продажи товаров, подпадающим под регулирование Венской конвенции 1980г., является местонахождение коммерческих предприятий сторон в разных государствах. По общему правилу, в контрактные отношения данного вида могут вступать иностранные физические и юридические лица, а также лица без гражданства.
Следует отметить, что определение государственной принадлежности сторон внешнеторгового договора представляет значительную сложность, как в теории, так и на практике. Так, в соответствии со ст. 1201 ГК РФ «национальность» граждан-предпринимателей определяется:
либо по закону того государства, в котором лицо зарегистрировано в качестве предпринимателя;
либо, при отсутствии такой регистрации, по закону страны, где находится основное место осуществления предпринимательской деятельности.
Государственная принадлежность юридических лиц устанавливается еще сложнее. В странах англо-американской системы права для этого используется критерий инкорпорации, где личным законом юридического лица является закон места его учреждения, регистрации его устава. Предусматривается этот критерий и законодательными актами Бразилии, Венесуэлы, Вьетнама, Китая, Кубы, Нидерландов, Перу и др.
1.2.Государственное вмешательство в экономику: специфика управления внешнеэкономической деятельностью в условиях плановой (монопольной) (СССР) и рыночной (конкурентной) экономик (РФ)
В обеспечении нормального функционирования любой современной экономической системы важная роль принадлежит государству. Государство на протяжении всей истории своего существования наряду с задачами поддержания порядка, законности, организации национальной обороны, выполняло определенные функции в сфере экономики . Государственное регулирование экономики имеет долгую историю - даже в период раннего капитализма в Европе существовал централизованный контроль над ценами, качеством товаров и услуг, процентными ставками и внешней торговлей. В современных условиях любое государство осуществляет регулирование национальной экономики, с различной степенью государственного вмешательства в экономику.
Особенно возрастает роль государственного регулирования в условиях экономического кризиса. Мировой опыт показал, что выход из кризиса возможен лишь при жесткой централизации государственной власти и проведении нетривиальных мер по обеспечению экономического роста. Так было с западноевропейскими странами в послевоенный период, и с латиноамериканскими (Чили, Аргентиной, Бразилией) совсем недавно, и происходит в условиях мирового финансового кризиса .
Экономика бывшего СССР носила закрытый характер и строилась на основе монополии внешней торговли, административном управлении, абсолютном господстве государственной собственности и практически полном отсутствии конкуренции. Управление внешней торговлей в СССР также осуществлялось на принципе монополии, введенном декретом Совета народных комиссаров от 22 апреля 1918 г., согласно которому государство:
- в централизованном порядке управляло внешнеэкономической деятельностью как частью народнохозяйственного комплекса через созданные для этих целей органы;
- определяло, какие организации, и в каких отраслях могут осуществлять операции по внешнеэкономическим связям;
- на основе экспортно-импортного плана устанавливало, что и в каких количествах может быть вывезено из страны и что ввезено;
- непосредственно регулировало ввоз и вывоз и операции внешнеторговых организаций посредством системы лицензий и контрактов.
Государственное управление, основанное на принципе монополии, осуществлялось административными методами.
При таком управлении производитель не был заинтересован в экспортной деятельности. Стремление к увеличению и расширению импорта часто было необоснованным. Не было четкого распределения функций между министерствами и ведомствами, ответственными за организацию и осуществление внешнеэкономических связей. При оценке результатов экспортной деятельности не учитывался конечный результат, были слабы стимулы и недостаточна ответственность участников производства за поставки продукции для зарубежного потребителя. Прямые связи между производителями и потребителями практически отсутствовали; не было четкой концепции внешнеэкономической деятельности с отражением стратегических целей, приоритетов, средств их достижения, что тормозило развитие этой сферы деятельности, а подчас наносило прямой ущерб государственным интересам.
Таким образом, выступать на международном рынке могли лишь те организации, которым такое право было специально предоставлено. В подавляющем большинстве это были государственные организации, прежде всего всесоюзные объединения системы Министерства внешней торговли СССР и ряда других ведомств. Существовали, впрочем, и кооперативные внешнеторговые организации (например, "Союзкоопвнешторг" в системе Центросоюза, возглавлявшего потребительскую кооперацию), а также некоторые общественные организации (в частности, Торгово-промышленная палата СССР). Другие организации, нуждавшиеся в том, чтобы реализовать свою продукцию или приобрести что-либо на внешнем рынке, должны были прибегать к услугам внешнеторговых объединений, заключая с ними договоры комиссии. Внешнеторговые объединения как комиссионеры совершали от своего имени сделки по экспорту и импорту с иностранными контрагентами.
Перевод экономики на рыночные рельсы сопровождался постепенным ослаблением, а затем и отменой принципа государственной монополии внешней торговли. Официальной отменой государственной монополии внешней торговли в нашей стране следует считать Указ Президента РСФСР от 15 ноября 1991 г. N 213 «О либерализации внешнеэкономической деятельности в РСФСР», разрешивший «всем зарегистрированным на территории РСФСР предприятиям и их объединениям независимо от форм собственности осуществление внешнеэкономической, в том числе и посреднической, деятельности без специальной регистрации» .
Теперь, таким образом, для приобретения права выхода не внешний рынок достаточно государственной регистрации в качестве юридического лица. Дополнительного юридического факта в виде регистрации в качестве участника внешнеэкономических связей не требуется .
На законодательном уровне отмена государственной монополии внешней торговли была подтверждена Федеральным законом от 13 октября 1995г. N 157-ФЗ «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности», в силу которого «правом осуществления внешнеторговой деятельности обладают все российские лица, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации» .
При этом Закон пошел дальше Указа Президента РФ от 15 ноября 1991г. N 213 и предоставил право выхода на внешний рынок не только российским юридическим лицам, но и российским физическим лицам, зарегистрированным в качестве индивидуальных предпринимателей.
Согласно действующему Закону о внешнеторговой деятельности правом осуществления внешнеторговой деятельности обладают «любые российские лица и иностранные лица» .
Толкование данной нормы в системной связи с приведенной выше нормой п. 23 ст. 2, определяющей понятие «российское лицо», позволяет сделать вывод о том, что гражданам Российской Федерации это право предоставлено вне зависимости от наличия у них статуса индивидуального предпринимателя.
Вместе с тем отмена государственной монополии внешней торговли не означает отказа государства от регулирования внешнеэкономической деятельности. Такое государственное регулирование закреплено в ряде федеральных законов, оно основано на определенных принципах и осуществляется в различных формах.
В соответствии с Законом о внешнеторговой деятельности основными принципами государственного регулирования внешнеторговой деятельности в Российской Федерации являются :
- защита государством прав и законных интересов участников внешнеторговой деятельности, а также прав и законных интересов российских производителей и потребителей товаров и услуг;
- равенство и недискриминация участников внешнеторговой деятельности, если иное не предусмотрено федеральным законом;
- единство таможенной территории Российской Федерации;
- взаимность в отношении другого государства (группы государств);
- обеспечение выполнения обязательств Российской Федерации по международным договорам Российской Федерации и осуществление возникающих из этих договоров прав Российской Федерации;
- выбор мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности, являющихся не более обременительными для участников внешнеторговой деятельности, чем необходимо для обеспечения эффективного достижения целей, для осуществления которых предполагается применить меры государственного регулирования внешнеторговой деятельности;
- гласность в разработке, принятии и применении мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности;
- обоснованность и объективность применения мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности;
- исключение неоправданного вмешательства государства или его органов во внешнеторговую деятельность и нанесения ущерба участникам внешнеторговой деятельности и экономике Российской Федерации;
- обеспечение обороны страны и безопасности государства;
- обеспечение права на обжалование в судебном или ином установленном законом порядке незаконных действий (бездействия) государственных органов и их должностных лиц, а также права на оспаривание нормативных правовых актов Российской Федерации, ущемляющих право участника внешнеторговой деятельности на осуществление такой деятельности;
- единство системы государственного регулирования внешнеторговой деятельности;
- единство применения методов государственного регулирования внешнеторговой деятельности на всей территории Российской Федерации.
Компетенция в области регулирования внешнеторговой деятельности распределена между Российской Федерацией и ее субъектами. Так, к полномочиям федеральных органов государственной власти, в частности, относятся:
- формирование концепции и стратегии развития внешнеторговых связей и основных принципов торговой политики страны;
- защита экономического суверенитета и экономических интересов Российской Федерации и российских лиц;
- государственное регулирование внешнеторговой деятельности;
- заключение международных договоров Российской Федерации в области внешнеэкономических связей;
- учреждение, содержание и ликвидация торговых представительств Российской Федерации в иностранных государствах;
- участие в деятельности международных экономических организаций и реализации принятых ими решений .
Органы государственной власти субъектов РФ уполномочены, в частности:
- на проведение переговоров и заключение соглашений об осуществлении внешнеэкономических связей с субъектами иностранных федеративных государств, административно-территориальными образованиями иностранных государств, а также с согласия Правительства РФ с органами государственной власти иностранных государств;
- содержание своих представителей при торговых представительствах Российской Федерации в иностранных государствах за счет средств бюджетов субъектов РФ по согласованию с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти;
- открытие представительства в иностранных государствах в целях реализации соглашений об осуществлении внешнеэкономических связей;
- осуществление формирования и реализации региональных программ внешнеэкономической деятельности .
Таким образом, в условиях рынка характер государственного воздействия на экономику в целом и внешнеэкономическую деятельность, в частности, меняется: оно принимает форму регулирования, т.е. создания определенных условий, обеспечивающих эффективное функционирование экономики в целом и ее составных частей с использованием, главным образом, экономических методов. Наряду с термином «регулирование» в документах ГАТТ и ряде стран используется термин «регламентация».
В исследованиях экономистов западных стран большое значение придается разработке практических рекомендаций по усилению роли государства в повышении конкурентоспособности национальных товаров и услуг на мировом рынке. В этом отношении представляет интерес книга американского ученого М. Портера, который отводит государству важную роль в создании условий для усиления конкурентных преимуществ нации в мировом хозяйстве.
Необходимость государственного регулирования внешнеэкономической деятельности признана в экономической теории и подтверждена практикой хозяйствования промышленно развитых и новых индустриальных стран. Государственное регулирование ВЭД широко используется во всем мире. В условиях рыночного хозяйства оно представляет собой систему мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, призванных совершенствовать внешнеэкономическую деятельность в интересах национальной экономики .
Эти меры осуществляются как правомочными государственными учреждениями, так и общественными организациями. Целью регулирования является стабилизация и приспособление внешнеэкономического комплекса страны к изменившимся условиям МРТ, мирового рынка и форм международного сотрудничества, решения национальных стратегических и тактических задач.
Функцией государственного регулирования, прежде всего, является разработка концепций внешнеэкономической деятельности.
Концепция (стратегия) - это общий замысел развития внешнеэкономической сферы деятельности, включающий определение целей развития, задач, направлений достижения результатов и эффективности указанной сферы.
Разработка концепции включает определение внешнеэкономической политики на данный период развития с учетом специфических условий внутреннего развития, а также международной экономической конъюнктуры.
Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности - одна из важнейших и самых сложных задач государства. Хорошо продуманная и правильно организованная политика в области внешнеэкономической деятельности - важнейший фактор успешного развития экономики любой страны. Одной из главнейших причин нынешнего кризиса в нашей стране - непродуманная политика государства в области внешнеэкономической деятельности.
1.3 Законодательство, регулирующее внешнеэкономическую деятельность в РФ.
Внешнеэкономическая деятельность это отношения, регулируемые не только общим, но и специальным законодательством.
Общее законодательство регулирует экономическую деятельность во всех ее видах и сферах.
Радикальные изменения в экономике России, связанные с ее превращением в рыночную, происходят в рамках права, которое закрепляет такие важнейшие положения, как неприкосновенность собственности, новый метод регулирования предпринимательской деятельности – «дозволено все, что не запрещено», недопустимость вмешательства государства в хозяйственную деятельность субъектов и т.п.
Эти и другие положения закреплены в Гражданском кодексе РФ, ряде законов: «Об инвестиционной деятельности», «О предприятиях и предпринимательской деятельности», «Об акционерных обществах», «О финансово - промышленных группах», «О защите прав потребителей», «О стандартизации», «О сертификации продукции и услуг» и др.
Изменения в экономике привели также к радикальным изменениям во внешнеэкономической сфере: ликвидации монополии внешней торговли, предоставлении права участия во ВЭД всем юридическим и физическим лицам, организации внутреннего валютного рынка, развитию иностранного предпринимательства, усилению контролирующей функции государства, расширению экономического метода регулирования внешнеэкономической деятельности и т. д.
Интеграция России в мировое хозяйство невозможна без развития национального законодательства в соответствии с международным.
Правовое регулирование внешнеэкономической деятельности - это совокупность нормативных актов, в рамках и на основе которых осуществляется ее практика. Эта совокупность представлена:
- международными правилами и нормами, подписанными РФ. международными договорами России с другими странами:
- национальным - законодательством по внешнеэкономической деятельности, представленным законами, кодексами, а также подзаконными актами.
К законам, регулирующим внешнеэкономическую деятельность, относятся следующие: «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности»; «О валютном регулировании и валютном контроле»; «О таможенном тарифе»; «Об иностранных инвестициях»; «Таможенный кодекс Российской Федерации».
Законом Российской Федерации «О предприятиях и предпринимательской деятельности» разрешено предприятиям самостоятельно осуществлять экономическую деятельность.
Указом Президента Российской Федерации «О либерализации внешнеэкономической деятельности» разрешено всем зарегистрированным на территории Российской Федерации предприятиям и их объединениям независимо от форм собственности осуществление внешнеэкономической деятельности без специальной регистрации.
Экспорт стратегически-важных сырьевых товаров осуществляется предприятиями и организациями, зарегистрированными Министерством внешнеэкономических связей РФ для этих целей. Зарегистрированные предприятия вносятся в специальный реестр, который публикуется в периодической печати.
Отказ в регистрации и исключение их из реестра могут быть в случае нарушения действующего законодательства РФ или зарубежных стран, повлекшего за собой экономический и политический ущерб для России; невыполнение обязательств по экспортным поставкам. Перечень стратегически важных сырьевых товаров установлен соответствующим постановлением Правительства РФ и содержит 13 позиций (топливо, электроэнергия, зерно и др.).
Предприятия могут осуществлять экспортно-импортные операции непосредственно или на договорной основе через внешнеэкономические организации. К таким организациям относятся ассоциации делового сотрудничества, торговые дома, торгово-промышленная палата и др. Внешнеэкономическая деятельность осуществляется на основе контракта. Российское законодательство предписывает обязательную письменную форму внешнеэкономического контракта.
Сделка может быть заключена либо путем составления и подписания одного документа, либо путем обмена письмами, телеграммами. Внешнеэкономический контракт содержит несколько разделов, расположенных в определенной последовательности. При этом каждый контракт имеет определенные юридические атрибуты, без наличия которых он теряет правовую силу, и права, из него вытекающие, не могут быть защищены.
Внешнеэкономический контракт должен содержать полное официальное наименование сторон и их юридические адреса, полное имя и фамилию лица, представляющего организацию, его должность, а также указание, на основании чего осуществляется представительство. Управление внешнеэкономической деятельностью в Российской Федерации осуществляет Министерство внешнеэкономических связей, Государственный таможенный комитет. Регулирование валютных операций производят Валютно-экономическая комиссия Российской Федерации, Центральный банк России . Общее руководство возложено на Президента, Правительство и Министерство экономики Российской Федерации.
Россия в сравнительно короткие сроки вышла на достаточно высокий уровень открытости. В настоящее время она направляет на цели международного обмена более пятой части ВВП и по этому показателю находится в одном ряду с такими странами, как Германия, Италия, Великобритания и другие. Торговый и валютный режимы страны за последние годы заметно либерализованы. Государство отказалось от монополии на внешнеторговые операции и регулирует трансграничные потоки товаров и услуг с помощью общепринятых мировым сообществом инструментов. Введена внутренняя и внешняя обратимость национальной валюты по текущим операциям: и резиденты, и нерезиденты могут свободно обменивать в рамках таких операций российские рубли на иностранную валюту и наоборот: Иностранные инвесторы допущены на финансовый и фондовый рынки России, к участию в приватизационных конкурсах.
В правовом регулировании международного контракта также важную роль играют нормы международных договоров.
Для стран Европейского Союза действует Римская конвенция о праве, применимом к договорным обязательствам 1980г., которая при отсутствии соглашения сторон о применимом праве предусматривает применение права страны, наиболее тесно связанного с договором.
Многие западноевропейские страны участвуют в Гаагской конвенции о праве, применимом к международной купле-продаже товаров 1955г. В соответствии с ее положениями, если сторонами не определено право, подлежащее применению к договору, продажа регулируется внутренним правом страны продавца. Договор купли-продажи регулируется внутренним правом страны покупателя или местопребыванием предприятия, выдавшего заказ, если он был получен в этой же стране либо продавцом, либо его представителем, агентом или коммивояжером (ст. 3).
Для стран СНГ (за исключением Грузии) действует Соглашение о порядке разрешения споров, связанных с осуществлением хозяйственной деятельности 1992г. (далее - Соглашение 1992г.), в соответствии с которым при осуществлении соглашения сторон о применимом праве используется право места совершения сделки (п. "е" ст. 11 Соглашения 1992г.).
Следует отметить, что многие соглашения, регулирующие коллизионные вопросы договора международной купли-продажи товаров, не вступили в силу. Например, Гаагская конвенция о праве, применимом к переходу права собственности при международной купле-продаже движимых материальных вещей 1958г., Женевская конвенция о представительстве в международной купле-продаже товаров 1983г., Гаагская конвенция о праве, применимом к договорам международной купли-продажи товаров 1986г.
Важным шагом в целях унификации материальных норм, регулирующих международную куплю-продажу, явилась разработанная Комиссией ООН по праву международной торговли (ЮНСИТРАЛ) Конвенция о договорах международной купли-продажи товаров 1980г. (далее - Венская конвенция 1980г.).
Венская конвенция 1980г. устанавливает унифицированный правовой режим для договоров международной купли-продажи, это важно в связи с существенными различиями в национальном праве разных государств.
Значение Венской конвенции 1980г. состоит в том, что она:
1) содержит единообразное регулирование заключения и использования договоров международной купли-продажи товаров и в основном позволяет устранить существенные расхождения в национальных законодательствах;
2) способствует ускорению, облегчению и удешевлению коммерческих переговоров, поскольку отпадает необходимость в изучении иностранного законодательства и практики его применения;
3) создает предпосылки для однозначного понимания сторонами договора их прав и обязанностей;
4) содействует устранению возможности навязывания более сильным партнером более слабому односторонних выгодных условий договора, что имеет существенное значение для ликвидации неравноправных дискриминационных отношений в международной торговле;
5) определяет основные обязательства продавца и покупателя по договору;
6) регулирует отношения по субъектам (сторона договора) и объектам (предмету) договора в случае возникновения споров между сторонами, относящимися к государствам, не участвующим в Венской конвенции 1980 г.;
7) устанавливает перечень объектов договора купли-продажи, на которые не распространяется ее действие;
8) определяет признаки договора купли-продажи, к которым Венская конвенция 1980г. не применяется .
К общим принципам Венской конвенции 1980г. относятся:
свобода договора;
диспозитивность положений Венской конвенции 1980г.;
необходимость соблюдения добросовестности в международной торговле;
презумпция действия применяющегося в соответствующей области торговли обычая;
связанность сторон установившейся практикой их взаимоотношений;
сотрудничество при исполнении обязательств;
применение критерия «разумности»;
возможность требовать при нарушении обязательств реального исполнения, однако, с приоритетом эквивалентного возмещения;
разграничение нарушений на существенные и несущественные с предоставлением потерпевшей стороне в отношении первых более широких прав, включающих в себя отказ от контракта.
Контракту внешнеторговой купли-продажи всегда присущ иностранный элемент, поскольку его стороны имеют разную государственную принадлежность, предметом контракта являются операции по экспорту или импорту товаров, в качестве средства платежа используется валюта, которая является иностранной для обеих или, по крайней мере, для одной из сторон контракта.
В странах континентальной Европы (Австрия, Германия, Греция, Латвия, Литва, Польша, Португалия, Румыния, Франция и др.) применяется критерий «оседлости», т.е. личным законом юридического лица является местонахождение его административного (управляющего) центра. Кроме того, к этому критерию обращается законодательство ряда неевропейских стран.
В законодательстве ряда стран применяется и так называемая теория контроля, согласно которой при определении государственной принадлежности юридического лица принимается во внимание национальность субъектов, фактически контролирующих данную организацию (в том числе путем преобладающего участия в ее уставном капитале). Данный критерий нашел отражение не только в двусторонних, но и в некоторых многосторонних договорах, включая Конвенцию об урегулировании инвестиционных споров между государствами и лицами других государств 1965г. (далее - Вашингтонская конвенция)
Менее распространенным является критерий «центра эксплуатации», применяемый законодательством ряда развивающихся стран. Мотив, определяющий выбор этого критерия, - привязка личного закона к основному месту осуществления хозяйственной деятельности юридического лица. Как отмечает В.П. Звеков, недостаток этого критерия состоит в том, что значительная часть операций, осуществляемая юридическим лицом, совершается в его административном центре .
В Российской Федерации согласно ст. 1202 ГК РФ гражданская правоспособность юридических лиц определяется по праву страны, где учреждено юридическое лицо (личным законом такого юридического лица).
Так, согласно п. 2 ст. 1202 ГК РФ личным законом юридического лица определяются:
статус организации в качестве юридического лица;
организационно-правовая форма юридического лица;
требования к наименованию юридического лица;
вопросы создания, реорганизации и ликвидации юридического лица, в том числе вопросы правопреемства;
содержание правоспособности юридического лица;
порядок приобретения юридическим лицом гражданских прав и принятия на себя гражданских обязанностей;
внутренние отношения, в том числе отношения юридического лица с его участниками;
способность юридического лица отвечать по своим обязательствам.
Данный подход к определению сферы действия личного статута юридического лица является преобладающим также в зарубежном законодательстве, судебной практике и доктрине. Так, известный немецкий ученый коллизионист Л. Раапе отмечает, что «личный статут является решающим во всех вопросах, касающихся юридического лица как такового. Он решает, как далеко простирается правоспособность юридического лица: какие органы могут действовать за юридическое лицо, каков объем их полномочий на представительство и в каких пределах допустимо уставное ограничение этих полномочий. Какие права и обязанности вытекают из членства в обществе, по каким основаниям лицо утрачивает правоспособность и т.д.» .
Таким образом, в XXI веке Россия остро сталкивается с проблемой обеспечения своей экономической безопасности в условиях возросшей открытости отечественной экономики. Регулирование внешнеэкономической деятельности государством означает не только поддержку и стимулирование, но и контроль соблюдения национальных интересов, обеспечение экономической безопасности.
Поддержание необходимого уровня экономической безопасности становится одной из стратегических задач российской внешнеэкономической политики. Под экономической безопасностью принято понимать такое состояние экономики и системы государственного управления, при котором обеспечиваются гарантированная защита национальных интересов, социальная направленность политики, достаточный оборонный потенциал даже при неблагоприятных условиях развития внутренних и внешних процессов.
Государственное регулирование внешнеэкономической во всех странах направлено на обеспечение, в первую очередь, национальной экономической безопасности, под которой понимается защищенность экономики от внутренних и внешних неблагоприятных факторов, которые нарушают нормальное функционирование процесса внутреннего воспроизводства, снижают жизненный уровень, порождая неблагоприятные социальные последствия.
В Законе экономическая безопасность определена как состояние экономики, обеспечивающее достаточный уровень социального, политического и оборонного существования и прогрессивного развития РФ. неуязвимость и независимость ее экономических интересов по отношению к возможным внешним и внутренним угрозам и воздействиям.
|