Статистика


Онлайн всего: 4
Гостей: 4
Пользователей: 0

Форма входа

Поиск

Категории раздела

Диплом [327] Курсовая [699]
Реферат [397] Отчет [11]




Вт, 26.11.2024, 03:28
Приветствую Вас Гость | RSS
ДИПЛОМНИК т.8926-530-7902,strokdip@mail.ru Дипломные работы на заказ.
Главная | Регистрация | Вход
КАТАЛОГ ДИПЛОМНЫХ, КУРСОВЫХ РАБОТ


Главная » Каталог дипломов » бесплатно » Курсовая [ Добавить материал ]

Гражданское общество. Правовое государство
Контрольная | 20.08.2014, 16:51

СКАЧАТЬ РАБОТУ БЕСПЛАТНО - 

Содержание:

1. Правовое государство    3
1.1.  Понятие и история развития правового государства    3
1.2. Особенности правового государства    5
2. Гражданское общество    10
2.1. Основные понятия о гражданском обществе    10
2.2. Признаки гражданского общества    13
Список использованной литературы    15

 
1. Правовое государство
1.1.  Понятие и история развития правового государства

Статья 1 Конституции Российской Федерации гласит: «Российская Федерация - Россия есть демократическое федеративное правовое государство с  республиканской формой правления» .
Необходимо разобраться, что означает понятие «правовое». В Комментарии к ст.1 Конституции РФ сказано: «Российская  Федерация есть правовое государство. Правовое государство не есть просто государство, соблюдающее законы. Это общество и государство, признающее право как исторически развивающуюся меру свободы и справедливости, выраженную именно в законах, подзаконных актах и практик реализации прав и свобод человека. Государство, становясь правовым, превращается из аппарата властвования прежде всего в социальную службу для человека и общества, выражающую их волю и действующую под их контролем» .
Такую характеристику имеет государство, которое во всей своей деятельности подчинено праву и первостепенной своей целью имеет обеспечение прав и свобод человека. Для формирования правового государства мало одного его провозглашения, оно должно фактически сложиться как режим гарантий от безграничного административного вмешательства в саморегулирующееся гражданское общество, от попыток кого бы то ни было прибегнуть к неконституционным методам реализации власти. 
Правовое государство – есть высокий уровень авторитетности того или иного государства, истинный  режим господства права, который обеспечивает все права человека и гражданина в экономической и духовной  сферах.
Идея создания правового государства появилась еще в начале прошлого века, однако мысли и теории, на базе которых она формировалась, начали возникать гораздо раньше. Первые суждения о государстве, основанном на господстве права, сформировались еще в Древней Греции. Так, Платон (427-347 гг. до н.э.) различал два вида государственного устройства: в первом над всеми возвышаются правители как личности, а во втором - законы. Все блага, которые боги могут даровать государству, учил Платон, бывают только там, где «закон -  владыка над правителями, а они его рабы» .

 

 

 

СКАЧАТЬ РАБОТУ БЕСПЛАТНО - 

Еще один древний философ – Аристотель (384-322 гг. до н.э.) считал, что  наиболее правильно устроенное государство – это такое государство, в котором  властвуют не люди, а законы. Его мнение строилось на том, что даже лучшие властители  подвержены страсти, а закон – есть «уравновешенный разум». То есть Аристотель утверждал, что там, где отсутствует власть закона, нет места и какой-либо форме государственного строя.
В средние века Н. Маккиавелли  и  Ж. Боден аргументировали задачу государства, которая состоит в охране прав и свобод граждан.  Боден говорил о  государстве,  как о правовом управлении большим количеством семейств и тем, что им принадлежит. Задача государства, по его суждению, состоит в обеспечении прав и свобод. 
Маккиавелли в своем учении предпринял попытку  истолковать принципы политики. Цель государства он определял как возможность свободно пользоваться имуществом и обеспечивать безопасность каждого в таком государстве.
Идеи правового государства и его развития тревожили также ученых эпохи начинавшихся демократических революций (XVII - XVIII века). Так, английский ученый Дж. Локк (1632 - 1704 гг.) в своих работах писал, что государство сплотившее людей под эгидой общеустановленного закона, само соблюдает и охраняет права личности.
В различные времена учеными-юристами выдвигались всевозможные определения термину «правовое государство». В наши дни правовое государство характеризуют так: «Правовое государство - это всеохватывающая политическая организация общества, основанная на верховенстве закона. Форма осуществления народовластия, функционирующая на основе права, инструмент защиты и обеспечения прав, свобод и обязанностей каждой личности» .

1.2. Особенности правового государства

Правовое государство имеет признаки, которые свойственны всякому государству. Но так же дополнительно оно характеризуется рядом  особенностей, которые выступают признаками правового государства:
- верховенство закона;
- взаимная ответственность государства и личности;
- разделение властей;
- гарантия прав и свобод личности;
Каждый из этих признаков необходимо рассмотреть более подробно.
1. Принцип верховенства закона.
Данный принцип предполагает, что государство устанавливает некие правила поведения в законах, которые являются  общеобязательными для всех. Эти правила должны учитывать объективные потребности общественного развития.  В правовом государстве никто  не вправе посягать на закон. Основным законом нашей страны является Конституция Российской Федерации.  Данный акт устанавливает основные принципы устройства государственной власти и основы правового положения личности. Положения Конституции имеют высшую юридическую силу, что закрепляется в статье 15. 
Положения и нормы Конституции являются общеобязательными для всех государственных и самоуправленческих  органов, учреждений и организаций, общественных объединений, должностных лиц, а также для частных физических и юридических лиц, которые находятся на территории РФ, независимо от их государственной принадлежности. 
Кроме того, не допускается издавать законы и  подзаконные акты, которые бы противоречили Конституции РФ. Все рядовые граждане должны руководствоваться законом в своем поведении.  
Законодатель установил, что не опубликованный официально закон не может вступить в силу, а значит и не может применяться. Таким образом, если незнание закона не освобождает от ответственности за его  нарушение, то и опубликование закона является необходимым  условием получения гражданином такого знания.
2. Взаимная ответственность  государства  и   личности.
В правовом государстве не только граждане отвечают перед государством, но и государственные органы и должностные лица несут ответственность перед индивидами за посягательство на их права и свободы. Однако, такая ответственность реальна лишь при наличии соответствующих нормативных  актов, которые бы закрепляли процедуру привлечения должностных лиц к ответственности. Гражданин, в свою очередь, несет ответственность за свои действия, совершенные незаконно, перед государством, а именно, перед его органами.
Можно сказать, что государство, устанавливая в правовых законах меру свободы человека, в то же время ограничивает себя в  собственных решениях и действиях. Обязательность закона для государственных органов обеспечивается системой мер, которые призваны ограничить ее произвол. К ним относятся:
- правительство несет  политическую ответственность перед государственными органами власти;  
- депутаты несут политическую ответственность перед своими избирателями;
- должностные лица несут юридическую ответственность за невыполнение своих обязанностей.
Предполагается, что ответственность личности перед государством должна строиться на тех же правовых основах. Однако, государственное  принуждение должно носить строго правовой характер. Таким образом, правовой характер взаимной ответственности государства и личности является  важной составляющей складывающегося в обществе права . 
3. Принцип разделения  властей.
Из принципов, которые могут быть положены в основу организационных форм осуществления государственной власти, исторически доказал свое преимущество принцип разделения властей. Он в наибольшей мере соответствует демократической республиканской форме правления в отличие от принципа единовластия, когда вся полнота власти сосредоточена в единой структуре, служит известной гарантией против опасности превращения государственной власти в авторитарно-тоталитарную диктатуру. Другой такой гарантией служит требование связанности государственной власти правом.
По Конституции РФ 1993 года (статья 11, часть 1), государственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент РФ, Федеральное Собрание – парламент РФ, Правительство РФ, суды РФ. Статья конкретизирует предыдущую статью 10 Конституции РФ, согласно которой государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Этому принципу соответствует не только организация федеральной государственной власти, но и организация государственной власти на уровне субъектов федерации (статья 11, часть 2), которые, однако, имеют возможность сами детализировать этот общий принцип.
Ведущая роль законодательной власти в общей структуре государственной власти обусловлена, во-первых, тем, что осуществляющий ее орган – парламент – получает легитимацию путем прямого волеизъявления населения страны (всеобщие выборы) и выступает, таким образом, как орган народного представительства; во-вторых, тем, что эта ветвь власти наделена исключительным правом законодательствовать и именно она создает ту правовую основу, в рамках которой только и могут действовать другие ветви государственной власти. В Российской Федерации законодательную власть осуществляет Федеральное Собрание – парламент РФ. Законодательная власть в субъектах Российской Федерации осуществляется их законодательными (представительными) органами, которые имеют разные названия (в силу исторических традиций, использования национального языка и др.). Субъект федерации может законодательствовать по вопросам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов и по предметам собственного ведения субъектов федерации.
Основная задача судебной власти – разрешение конфликтов и споров, возникающих в общественной и государственной жизни, восстановление нарушенных прав, наказание тех, кто преступил правопорядок и нарушил закон. Конституция РФ первой из российских конституций использовала понятие «судебная власть», чтобы подчеркнуть ранее недооцененные роль и значение правосудия в жизни общества и государства. Главная задача постепенно реализуемой судебной реформы в РФ — утверждение судебной власти как самостоятельной и действующей независимо от законодательной и исполнительной властей. 
Судебная власть осуществляется только судом, никто другой в РФ не вправе вершить правосудие. 
4. Гарантия прав и свобод личности.
Принцип гуманизма является основой  всего конституционного строя. Новая российская государственность значительно изменила отношения между личностью и государством. Так, не человек создан для государства, а государство для человека. В данном утверждении и заключается   гуманистическая сущность Конституции и ее положений. 
Приоритет человека перед государством позволяет осознать место человека в правовом государстве. Это место не определяется государством, оно неотъемлемо принадлежит человеку и реализуется в меру его способностей и инициативы . 
В ст. 2 Конституции РФ закреплена  высшая ценность прав и свобод личности. В рамках положений Конституции, как основного закона страны, данное утверждение является обязательным правилом для всех членов общества - как властьимущих, так и не имущих. Основные обязанности государства в этой сфере сводятся к признанию, соблюдению и защите прав и свобод человека и гражданина.
Однако, признание человека, его прав и свобод высшей ценностью отнюдь не означает, что государство не может ограничивать действия индивидов. Данная норма необходима для того, чтобы осуществление прав и свобод одними не ущемляло прав и свобод других, не наносило ущерба обществу. 

 
2. Гражданское общество
2.1. Основные понятия о гражданском обществе

С формированием в развитых странах гражданского общества роль государства коренным образом не изменилась. В гражданском обществе, олицетворяющем «свободных» людей с широкими правами, с хорошим знанием этих прав и с умением пользоваться ими, получили всестороннее развитие негосударственные структуры (институты) - политические партии, другие общественные объединения, общественно-политические инициативы, движения и т.д. 
Гражданское общество - термин, употребляемый в разных значениях; введен Аристотелем, который называл гражданским обществом сообщества свободных и равных граждан, объединенных между собой определенной формой политического устройства. В 17-18 века гражданское общество противопоставлялось абсолютистско-феодальному государству. В распространенном нынешнем значении гражданское общество обозначает совокупность отношений в сфере экономики, культуры и др. сферах, развивающихся в рамках демократического общества независимо, автономно от государства. В гражданском обществе существует широкий круг демократических прав и свобод членов гражданского общества. Полное огосударствление общественных отношений ведет к свертыванию демократии, установлению тоталитаризма.
«Гражданское общество есть совокупность частных отношений между лицами, управляемых гражданским или частным правом, – писал российский юрист, историк и философ Борис Николаевич Чичерин, - Кроме отдельных лиц, сюда входят и образуемые ими частные союзы. … Правом устанавливаются границы, в которые интерес вносит жизненное содержание. При общении людей, из этого возникает живое взаимодействие интересов, которые, соединяясь и разделяясь, образуют бесконечно разнообразное сплетение частных отношений. Совокупность их и есть то, что называется гражданским обществом…На индивидуализме зиждется гражданское общество, централизм составляет принадлежность государства…» . 
Вместе с ними совершенствовалось государство, приобретая свойства правового и социального государства. Тем не менее, оно осталось «интегрирующим фактором», как называл его немецкий философ Гегель, или «политической ипостасью», как писал итальянский политический деятель Антонио Грамши, нового общества, не переставая служить ему в роли локомотива развития.
Крайне опасны оппозиция государственности как таковой, противопоставление государству общества, идеям свободы, справедливости и естественных прав человека. В этом нас убеждает вся российская история. Известный российский историк Александр Дмитриевич Градовский по этому поводу писал: «…Разграничение двух понятий – общества и государства – составляет, быть может, одну из важнейших заслуг новой политической науки. Но разграничение не тождественно с разделением, а тем более с противоположением понятий…» .
Как известно, в начале ХХ столетия благодаря противопоставлению государственности и идеи справедливости, доведенному до крайности, оказалась поверженной существовавшая тогда российская государственность со всеми негативными последствиями, связанными сначала с распадом России (1917-1920 г.г.), затем с тоталитаризмом. Ныне наблюдается сталкивание общества с государством со стороны тех, кто безоглядно противопоставляет государственности идею естественных прав и свобод личности, другие демократические ценности. Это - та же неконструктивная позиция, способная нанести непоправимый вред как обществу, так и государству.
В современных условиях нужна истинная гражданственность каждой личности, основанная на органическом сочетании демократии и свободы, личных, общественных и государственных интересов, на активном и сознательном использовании прав и свобод для демократизации всей жизнедеятельности как общества, так и государства, на создании совместными усилиями личности, общественных образований и государственных структур условий для достойной человеческой жизни в стране.
К сожалению, до сих пор не стало нормой повседневной жизни людей использование Конституции РФ как нормативного акта прямого действия. Многие россияне не знают своих конституционных прав и свобод или не умеют пользоваться ими, отстаивать свои законные интересы. Да и сами механизмы защиты прав (свобод) личности, восстановления нарушенного права недостаточно совершенны. Между тем защита прав, свобод и законных интересов каждого человека - долг всех государственных, муниципальных и общественных структур, имеющий важнейшее значение для развития российской государственности и формирования в стране гражданского общества, для налаживания реального взаимодействия между личностью, обществом и государством, укрепления их доверия друг другу, разработки стабильных правил и процедур разрешения возможных разногласий (конфликтов) и нахождения разумных компромиссов между ними. Без этого трудно рассчитывать на повышение действенности власти на основе права, демократических ценностей.
Основы демократического государства и гражданского общества не только тесно взаимосвязаны, но и создаются одновременно. Демократичность государства во многом обуславливается институтами гражданского общества, а формирование самих общественных институтов - демократизмом государственной власти, реальным взаимодействием государственных структур, общественных сил и личности, терпеливым поиском в ходе такого взаимодействия взаимосогласованных решений, оптимальных организационных и технологических средств претворения в жизнь принятых решений.
С одной стороны, государство должно всячески содействовать нормальному развитию личности и общественных институтов, способных выдвигать гражданские инициативы и добиваться их реализации, с другой - гражданственность личности и общественных институтов должна быть нацелена на укрепление государственности как общего для себя блага, как важнейшего условия для собственного самовыражения и саморазвития. Это одинаково важно как для правильной организации взаимодействия государства и общества, так и для реального обеспечения прав, свобод и законных интересов каждой личности.

2.2. Признаки гражданского общества

В основе любого гражданского общества лежат ряд наиболее общих идей и принципов, независимо от специфики той или иной страны. К ним относятся:
- экономическая   свобода,   многообразие   форм   собственности,   рыночные отношения;
- безусловное признание и защита естественных   прав и свобод человека и гражданина;
- легитимность и демократический характер власти;
- равенство   всех   пред   законом   и   правосудием,   надёжная   юридическая защищенность личности;
- правовое    государство,     основанное     на    принципе    разделения и
взаимодействия властей;
- политический и идеологический плюрализм, наличие легальной оппозиции;
- свобода слова и печати, независимость средств массовой информации;
- невмешательство   государства  в   частную   жизнь   граждан,   их взаимные обязанности и ответственность;
- классовый мир, партнёрство и национальное согласие;
- эффективная социальная политика, обеспечивающая достойный уровень жизни людей .
Становление гражданского общества в России – главная задача, решение которой зависит от множества факторов и условий. Несмотря на кризисную ситуацию, сложившуюся в стране, весь ход осуществляемых ныне реформ ведет, в конечном счёте, к достижению указанной цели.
Признание естественных прав человека, свободы личности, многообразия форм собственности, идей правового государства, политического плюрализма, развитие частной инициативы - существенные шаги на пути к гражданскому обществу. 
 
Список использованной литературы

1.    Конституция Российской Федерации // Российская Газета. - №237 от 25.12.1993.
2.    Абдулаев М.И., Комаров С.А. Проблемы теории государства и права: Учебник для вузов. – Спб: Изд-во «Питер», 2006.
3.    Алексеев С.С. Теория государства и права. Учебник для юридических вузов и факультетов. – М.: Издательство «НОРМА-ИНФРА-М», 2006. 
4.    Венгеров А.Б. Теория государства и права. – М.: Юристъ, 2005. 
5.    Демидов А.Н.. Политология. Учебник для студентов ВУЗов. – М.: Изд-во Гардарики, 2008. 
6.    Комментарий к Конституции РФ / Под общ. ред. Ю.В. Кудрявцева. – М.: Фонд «Правовая культура», 2006.
7.    Малько А.В. Теория государства и права в вопросах и ответах: Учебно-методическое пособие. – изд.. перераб. и доп. – М.: Юристъ, 2003.
8.    Проблемы теории государства и права // Под ред. М.Н. Марченко. – М.: Юристъ, 2005.
9.    Теория государства и права: Учебное пособие для вузов / Под ред. проф. А.И. Косарева. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2006. 
10.    Теория государства и права. Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. – М.: Юристъ, 2007. 
11.    Фаткуллин Ф.Ф. Теория государства и права. Учебно-методическое пособие. – Казань, КЮИ МВД России, 2008.
12.    Хропанюк В.Н. Теория государства и права. – 2-е изд., доп. и испр. – М.: Изд-во «Интерстиль», 2005. 

Добавил: Демьян |
Просмотров: 758
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Дипломник © 2024
магазин дипломов, диплом на заказ, заказ диплома, заказать дипломную работу, заказать дипломную работу mba