Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Поиск

Категории раздела

Диплом [327] Курсовая [699]
Реферат [397] Отчет [11]




Вс, 05.05.2024, 02:12
Приветствую Вас Гость | RSS
ДИПЛОМНИК т.8926-530-7902,strokdip@mail.ru Дипломные работы на заказ.
Главная | Регистрация | Вход
КАТАЛОГ ДИПЛОМНЫХ, КУРСОВЫХ РАБОТ


Главная » Каталог дипломов » бесплатно » Курсовая [ Добавить материал ]

ими
Курсовая | 07.10.2014, 14:02

СКАЧАТЬ РАБОТУ БЕСПЛАТНО - 

Оглавление
                                                     С.

Введение    3

Глава 1. Теоретические подходы к формированию имиджа    5
1.1. Понятие, функции и типология имиджа    5
1.2. Современные технологии формирования имиджа    12
1.3. Современные научные поиски в изучении проблем имиджа    16

Глава 2. Особенности имиджа федеральных государственных служащих в России    18
2.1. Понятие имиджа государственного служащего в России    18
2.2. Особенности формирования имиджа государственного служащего в средствах массовой информации    26
2.3. Практический пример имиджа федеральных государственных служащих в России    29

Заключение    33

Список использованных источников и литературы    35

 

 

 

 

 

Введение

Принято считать, что понятие «имидж» ввел в обиход Зигмунд Фрейд. В З0-е годы XX века он издавал журнал с одноименным названием. И с тех пор имидж перестал быть исключительно психологическим термином. Впрочем, существует и иная версия происхождения понятия: в 60-е годы в деловой оборот термин «имидж» ввел американский экономист Болдуинг. Так или иначе, данным понятием стала пользоваться коммерческая реклама для дифференциации товаров. С разработкой новых методов организации избирательных кампаний в начале 60-х годов XX века в США это понятие стали широко применять и для дифференциации общественных лидеров.
В России в 90-х годах этот термин также перестал быть достоянием узких специалистов. В стране началось активное развитие агентств и отделов связей с общественностью в государственных, коммерческих и общественных организациях. Появился спрос на профессиональное формирование имиджа со стороны артистов, спортсменов, политиков, а также партий, общественных движений.
Объектом исследования в данной работе являются государственные служащие.
Предмет исследования – формирование имиджа государственного служащего в России.
Целью данной работы является рассмотрение и характеристика имиджа государственных служащих в России.
Задачи исследования:
1)    Определить теоретические подходы к формированию имиджа.
2)    Определить сущность понятия имиджа государственного служащего и определить особенности взаимодействия российских СМИ и чиновников с точки зрения формирования имиджа государственного служащего.
В зависимости от поставленных задач в работе использовались следующие общенаучные методы исследования: изучения монографических публикаций и статей, а также метод синтеза, обобщения и систематизации исследуемых данных.
Источниками исследования послужили специализированные учебные пособия, справочные издания и монографии по социологии и проблемам политической имиджелогии, Большой толковый социологический словарь, журналы «Социологические исследования», «PR в образовании», «Социс», «Полис», а также электронные тексты.
Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав и заключения. К тексту также прилагается список использованной литературы, включающий 28 наименований. 
Содержание работы. Во введении к курсовой работе дается обоснование выбора темы, актуальности и научной новизны исследования, формируются основные задачи и цель, описываются методология исследования и композиция работы. 
В главе 1. «Теоретические подходы к формированию имиджа» рассматриваются понятие имиджа, современные технологии его формирования, а также современное состояние научного изучения проблем имиджа.
В главе 2. «Особенности имиджа федеральных государственных служащих в России» акцентируется внимание на имидже государственного служащего в России в сознания российского населения. Эта глава посвящена особенностям формирования имиджа государственного служащего в средствах массовой информации.
В заключение курсовой работы излагаются общие выводы и намечаются перспективы дальнейшей разработки исследуемой темы.

 


Глава 1. Теоретические подходы к формированию имиджа

1.1. Понятие, функции и типология имиджа

Слово «имидж» переводится с английского языка как образ, изображение. Трудно найти человека, которому было бы по-настоящему безразлично, каким оно будет. Так же, как мы рассматриваем знакомых и незнакомых людей, обращаем внимание на особенности их внешности, одежду, поведение, точно так же и другие люди не оставляют без внимания нас, оценивая как положительные, так и отрицательные стороны нашего внешнего облика. Наш облик, наш имидж в глазах знакомых и незнакомых людей сегодня имеет очень важную «коммуникативную» функцию. Внешний облик – это символ, который без слов говорит окружающим о том, на какой ступени общественной лестницы вы стоите, к какому предполагаемому кругу профессий принадлежите, каков характер и темперамент. Имидж влияет не только на восприятие окружающими, но и на восприятие самого себя .
Имидж - это образ человека в целом. Это то, как человек выглядит в глазах других людей, это представление о внешнем и внутреннем облике.
Любой имидж – особый вид имиджа, включающий в себя общие 

СКАЧАТЬ РАБОТУ БЕСПЛАТНО - 

политические и психологические характеристики, свойственные имиджу вообще, так и особенные признаки, свойственные лишь конкретной разновидности политического имиджа. Не вдаваясь в теоретические дискуссии о категории имидж и признавая их незавершенность, считаем, что имидж, являясь феноменом массового сознания, функционирует как образ-представление, в котором в сложном взаимодействии соединяются внешние и внутренние характеристики субъекта политики.
Имидж возникает только тогда, когда субъект становиться «публичным». Для возникновения имиджа депутата необходим хотя бы один член общества. Любой имидж отличается определенной мерой абстрактности, схематичности и упрощенности по сравнению с его носителем. В его формировании важную роль играют стереотипы и ассоциации, с помощью которых люди наделяют объект восприятия хотя и распространенными, но нередко не отвечающими в частном случае реальности качествами.
Имидж динамичен, он оперативно откликаться на меняющиеся экономические, политические, социальные и другие ситуации, которые оказывают влияние на «неосознанные» требования субъектов восприятия. В целом имидж всегда представляет собой в известном смысле «полуправду» – он задает определенные направления для «домысливания» в соответствии с имеющимся социальным опытом субъекта.
Применительно к содержанию имиджа политика речь всегда идет об интеграции его социальных, профессиональных, психологических и собственно относящихся к внешнему облику характеристик. При этом имидж складывается как прямо на основе тех отдельных впечатлений, которые производит человек на окружающих в результате его наблюдения, общения и взаимодействия, так и косвенно, на основе тех мнений, которые передаются по коммуникативным каналам.
Имидж есть у каждого субъекта политики и даже не один, что обусловлено количеством электоральных и иных социальных групп, в которых входит субъект или где формируется впечатление о нем.
С другой стороны, политические имиджи не существуют сами по себе лишь как образы-представления конкретного человека. В массовом сознании в каждый исторический момент времени существует открытое (это важно подчеркнуть) поле имиджей, различающихся как содержательно, так и мерой стереотипности входящих в него характеристик. Это поле включает подсистемы различных социально-групповых категорий, профессиональных, половых, возрастных и этнических групп имиджей .

В современной науке выделяют различные типы имиджей. В зависимости от критерия, лежащего в основе классификации имиджи делят :
1) по объекту (персональный и кооперативный),
2) по соотношению с другими объектами (единичный – множественный),
3) по содержанию (простой-сложный),
4) по оригинальности характеристик (оригинальный-типичный),
5) по контексту имиджирования (личный, профессиональный, политический),
6) по полу (мужской – женский),
7) по возрасту (молодежный-зрелый),
8) по социальной категории (имидж политика, бизнесмена, поп-звезды и т.д.),
9) по длительности существования (общий – ситуативный), 
10) по параметрам проявления (средовой, габаритарный, овеществленный, вербальный, кинетический) и др.
Все указанные основания применимы и к имиджу в политике. Можно выделить и различные основания примен6имые лишь к политическим имиджам:
1) по субъекту (имидж политического деятеля, имидж партии, движения),
2) по стадии  избирательной кампании (исходный, текущий, вторичный),
3) по категории (реальный – идеальный),
4) по модальности (позитивный – негативный),
5) по сопоставительному признаку (имидж кандидата - имидж конкурента) и др.
В пространство имиджей политический имидж включается, идентифицируясь с существующими в отдельных подсистемах имиджами. Это отнесение в ситуациях прямого возникновения имиджа происходит вследствие  наблюдения, общения и взаимодействия с субъектом политики на основе его семиотических проявлений в коммуникации. В случаях косвенного формирования имиджа его отнесенность задается терминологически (например, это представитель единой России).
Главными функциями имиджа являются: экзистенциональная  (бытийная представленность субъекта политики в сознании других людей); социокультурная (идентификации с определенными категориями поля имиджей); объективации внутренних характеристик носителя имиджа (физических и психических); аттитюдная (формирующая установку); отношенчески-детерминирующая.
Имидж определят отношение к субъекту политики, как в ситуациях формирования первого впечатления, так и в контексте последующих контактов. Основная часть взаимодействий (не считая контактов с близкими людьми и коллегами) строиться именно на основе имиджа. Поэтому политик, владеющий технологией имиджирования, адекватно своим задачам, попадает в ситуацию более легкого прохождения определенных этапов построения траектории карьеры и судьбы в целом.
Политический имидж – сложный, многофакторный феномен, его специфика связана с особенностью политики как видом деятельности, ее местом в жизни людей и характером деятельности политического лидера или организации. Роль эффективного политического имиджа проявляется как в высоком рейтинге популярности его носителя, так и в возможностях влияния на формирование общественного мнения, действенного формирования политической деятельности государства в целом.
Таким образом, имидж, влияя на судьбу политика, как содержательно, через те социальные роли и позиции, уровень которых достигается субъектом, так и в темпокорректирующем плане - облегчая или затрудняя продвижения человека к достижению центральных смыслообразующих целей его жизни. Роль имиджа в жизни и объясняет интерес к данной проблематике, как у политических деятелей, так и у широкого круга профессионалов и обычных граждан.
Говоря о генезисе имиджа, ученые выделяют два основных механизма формирования политического имиджа: «стихийный» и «искусственный».
В первом случае подразумевают естественное формирование политического имиджа «в головах» избирателей, происходящее с помощью социально-перцептивных механизмов восприятия. Под «искусственным» подразумевают такое формирование имиджа личности, которое производиться опосредовано, целенаправленно и сознательно имиджмейкерами, специалистами из области PR или самим политиком (который хочет целенаправленно создать определенное мнение о себе в значимой для него группе).
При формировании имиджа на начальном этапе доказана ведущая роль визуальной информации. В первую очередь, внешний вид человека содержит индикаторы таких характеристик человека, как пол, возраст, национальная принадлежность, эмоциональные состояния и ряд индивидуально-психологических свойств: тревожность, уверенность, экстраверсия – интроверсия и др. (А.А. Бодалев, В.Н. Панферов, Е.А. Петрова, В.А. Лабунская).
На стадии первого впечатления создается обобщенный имидж, выражающийся в наиболее простых характеристиках: привлекательный – непривлекательный, добрый – злой и т.п. Происходит его отнесение к определенному типажу. Типаж – это своего рода одномерный имидж. По мнению А.А. Максимова, на политическом рынке России сегодня сформировались следующие основные типажи политиков :
1. Гуманитарий (ученый, преподаватель, врач, экономист, юрист). Примеры — Г. Явлинский, Р. Хазбулатов, Г. Селезнев, С. Федоров.
2. Хозяйственник. Примеры — Ю. Лужков, Ю. Маслюков, В. Стародубцев, Ю. Скоков.
3. Борец. Примеры – В. Анпилов, С. Ковалев, В. Новодворская, В. Жириновский, А. Макашов, Т. Гдлян.
4. Человек власти (вождь нации, государственный человек, крупный чиновник). Примеры - Б. Ельцин, Е. Примаков, В. Черномырдин, М. Шаймиев, М. Николаев (Президент Якутии).
5. Силовик (генерал). Примеры – А. Лебедь, А. Николаев, Р. Аушев, А. Руцкой, Я. Рохлин.
6. Технократ  (менеджер западного типа). Примеры  – А. Чубайс, С. Кириенко.
7. Бизнесмен. Примеры – Б. Березовский, К. Илюмжинов, К. Боровой, А. Тарасов.
8. Экзотик (полярники, звезды эстрады, спорта и т.п.). Примеры - А. Чилингаров, И. Кобзон.
В основе дальнейшего формирования имиджа лежат широко описанные в социально-психологической литературе механизмы (установки, стереотипизации, идентификации, физиогномической редукции и др.) и эффекты («ореола», «первичности» и «новизны»,  «пигмалионна» и др.).
Типичным, например, является действие механизма стереотипизации, проявляющемся в отнесении политика к определенной социальной категории и приписывании ему всех ее типичных особенностей. Так политический деятель, указывая свою профессию, неизбежно актуализирует у населения существующее мнение о представителях данной профессиональной сферы.
На формирование имиджа оказывают влияние существующие у населения коммуникативные барьеры, фильтры («доверия» и «недоверия»), степень согласованности всех  вербальных и невербальных аспектов коммуникации. Все эти явления универсально влияют на «естественный» процесс познания людьми друг друга и тем самым - на формирование имиджа политика также.
Можно выделить три точки зрения мнения на природу сущности политического имиджа. Первая состоит в том, что имидж может быть вообще не связан с реальными характеристиками субъекта, которому он принадлежит. Вторая – имидж является определенным отражением сущности личности. Третья точка зрения признает двойную детерминацию сущности имиджа: зависимость, как от реальности, так и от целенаправленного формирования.
Имидж политика – это  сформированный у избирателей образ, являющийся результатом его непосредственного восприятия, его политической деятельности и продвижением в результате PR- деятельности в СМИ.  Рассматривая содержание имиджа личности политика, авторы (Е.В. Егорова, О.В. Иванникова, А.И. Ковлер, Г.Г. Почепцев, Е.Б. Шестопал и др.) предлагают различные варианты трактовки его составляющих.
По мнению известного политолога Е.В. Егоровой , можно говорить о его трехкомпонентной структуре. Первой составляющей структуры имиджа становятся персональные характеристики его как человека. Второй составляющей структуры имиджа будут его социальные характеристики. Третьей компонентой имиджа являются символические характеристики имиджа, которые являются составляющей частью менталитета.
В работах другого не менее известного автора Г.Г. Почепцева  выделяются следующие компоненты содержания имиджа политика: прошлое, семья, спорт, домашние животные, хобби, слабости. Эти компоненты очень важны, так как их заполнение делает имидж политического деятеля более живым и приближает его к «населению». Их заполнение может служить также и для подержания символьной нагрузки имиджа. Следует отметить, что при отсутствии информации о «простых человеческих слабостях», они заполняются массовым сознанием произвольно.
Таким образом, даже беглый обзор наиболее заметных исследований, проведенных по политической имиджелогии последние годы показывает, что основные научные проблемы, которые привлекают исследователей это:
1) Выявление как роли и функций имиджей в общественном бытие и менталитете культуры, так и особенных и частных функций конкретных имиджей в различных сферах общественной практики;
2) Составление типологии имиджей и анализ всего существующего в данный исторический момент времени открытого (это важно подчеркнуть) поля политических  имиджей, различающихся как содержательно, так и мерой семиотичности, динамичности и других  входящих в него характеристик;
3) Раскрытие закономерностей освоения существующего поля имиджей, их присвоения личностью политика;
4) Изучение специфики феномена политического имиджа на каждом из трех уровней (политик, партия-движение, общество), раскрытие их структурно-содержательного наполнения;
5) Описание закономерностей формирования и трансформации политического имиджа при переходе от индивидуального, к групповому и массового сознанию и обратно;
6) Анализ исторических и социально-ситуативных предпосылок, условий, движущих сил и закономерностей формирования, функционирования политических имиджей разного типа;
7) Описание взаимосвязей между различными имиджами (людей, организаций, общественных и политических движений) как внутри одной категории, так и между классами;
8) Раскрытие всех возможных механизмов формирования и трансформации имиджа.
Все это необходимо для формирования как положительного, так и отрицательного имиджа политического деятеля.

1.2. Современные технологии формирования имиджа 

Развитие практики управления имиджем в современных условиях развития общества привело к появлению специальной дисциплины,  получившей название – паблик рилейшенз или «связь с общественностью». Паблик рилейшенз объединяет такие формы управления имиджем как технологии формирования общественного мнения по отдельным вопросам деятельности учреждения и профессиональной подготовки, рекламе, эффективного взаимодействия со сторонними организациями, прессой, телевидением и т.д. Назначение мероприятий по созданию управляемого имиджа в целом – повышение конкурентоспособности политика или организации. 
Считается, что PR-технологии направлены на достижение пяти основных целей: 1) позиционирование, 2) возвышение имиджа, 3) снижение имиджа конкурентов, 4) отстройка от конкурентов, 5) контрреклама.
Позиционирование включает констатирование своего существования, создание и поддержание понятного окружению имиджа. Отсутствие такой деятельности у объекта восполняется стихийным формированием имиджа. Мероприятия по возвышению имиджа способствуют «раскрутке» объекта. При взаимодействии с прессой и представителями других общественных и административных учреждений объекту не просто создается положительный образ, а часто имидж более значительный, чем это есть на самом деле. 
Снижение имиджа конкурентов – предполагает введение сомнения в верности информации, известной о конкуренте, выявление противоречий в его имидже. Отстройка от конкурентов предполагает комбинацию возвышения своего имиджа при снижении имиджа конкурентов. Отстройка может быть явной и неявной. Это могут быть как сравнительная информация, показывающая насколько мы лучше их, так и суждения на тему: «Ну что тут сравнивать!».
Контрреклама – может происходить по-разному, но в любом случае в основе лежит выявление и придание гласности недостатков в работе конкурентной стороны. В основе всех имидж-технологий и PR лежит современная социальная и политическая психология, а именно психология социального познания, психология влияния, психология рекламы, психология управления, политическая психология, психология масс и др. 
Решение проблемы управления имиджем в политических  коммуникациях должно опираться на ряд особенностей формирования политического имиджа в конкретных культурно-исторических условиях развития общества в России. В первую очередь, дефицит информации о реальных качествах политика, распространенность дезинформации в СМИ и в каналах «сарафанного радио». Во-вторых, недостаточное адресное поступление информации к аудитории, наличие «фильтров недоверия» в отношении различных форм предвыборной агитации и пропаганды. В-третьих, необходимость непротиворечивости доступной для электората информации при поддержании сформировавшего позитивного имиджа. В-четвертых, учет механизмов взаимосвязи различных политических имиджей.
Технология формирования имиджа политического лидера должна основываться: 1) на понимании сущности феномена имиджа, 2) на учете особенностей политика, 3) на учете особенностей той группы, на которую имидж направлен. На протяжении всего избирательного процесса (или деятельности политического лидера) необходимо ориентироваться на «обратную связь», которая дает возможность оперативно корректировать имидж политика.
В политической практике управление имиджем включается в  предварительно разработанную программу действий в той или иной мере связанную с выборами. Для составления такой программы осуществляется изучение контингента, «целевой аудитории» имиджа. Это осуществляется с помощью социологических и социально-психологических методов изучения представлений, мнений и других проявлений массового сознания, проведения экспертных опросов, фокус-групп и др., а также наблюдения. С помощью этих методов «вычисляется» идеальный образ для данной аудитории. 
Следующий важный компонент сбора необходимой информации - составление психологического портрета личности политика, для актуализации наилучших их черт или затушевывания негативных. Наиболее распространенными методами исследования личности политических лидеров является: контент-анализ их текстов, анализ личных документов и биографии, составление психологических профилей, интервью, опросники, проективные методики и т.п. 
Далее необходимо определить к какому типу лидерства относиться данный политик и какие архетипы задействуются. На этой основе строится стратегия подачи (презентации) и самоподачи (самопрезентации) имиджа политического лидера, то есть определяется тот миф, на котором будет строиться политическая кампания. Для актуализации определенного архетипа необходимо, чтобы конкретный кандидат предъявил такие черты, которые позволили бы его идентифицировать с одним из архетипов. Биография и сама логика поведения политика должна быть подана через призму архетипа.
В имиджелогии выделяются следующие архетипные образы: «мудреца», «воина-защитника» («доброго молодца»), «доброго царя-кормильца», «слуги народа» («борца за справедливость»), «былинного богатыря», «аскета», «святого» т.д. Необходимо изучать политическую ситуацию и конкурентов. Это дает возможность создать яркий контраст, выделиться из «толпы» конкурентов в соответствии с требованиями сегодняшних реалий. Изучение этих аспектов создает «эффективный» имидж, учитывающий особенности населения, политической ситуации и самого политика.
При формировании имиджа обычно делается акцент на сильных сторонах политического лидера (характеристики, отвечающие требованиям электората) и нивелировке недостатков (характеристики, не отвечающие требованиям электората).
Существующие в литературе различные модели технологии формирования имиджа позволяют выделить основные этапы его формирования, в которые учитывают перечисленные особенности. На первом этапе определяются свойства, которые отличают данного лидера от других. На втором этапе подчеркиваются характеристики, которые приближают политического деятеля «к народу» (активизируется механизм идентификации и отнесения его к категории «свой»). На третьем этапе приближают объект имиджирования к политика как оратора, добиваясь согласованности вербальной и невербальной информации. На пятом этапе – вызывается интерес средств массовой коммуникации. Далее составляется программа встреч с электоратом. На седьмом – создается контр-технология с негативной информацией, технологии изменения негативных характеристик имиджа.
Резюмируя вышесказанное необходимо отметить важность профессионального управления политическим имиджем. Имидж в современной России уверенно становится фактором продуктивной политической коммуникации. Формирование имиджа политического лидера необходимо осуществлять на всем процессе его политической жизни, а не только в период выборов. Устойчивый позитивный имидж позволяет политическому лидеру или движению более продуктивно реализовывать свою деятельность, получая постоянную поддержку со стороны населения. Важно также формировать имидж окружения (например, имидж органов власти, если это президент).

1.3. Современные научные поиски в изучении проблем имиджа 

Проблема имиджа сегодня привлекает внимание ученых и практиков, абсолютно всех политиков, не оставляет безразличным любого человека, интересующегося развитием современного общества, политических процессов и отношений в нем. Формирования эффективного политического имиджа является одной из актуальных задач политологии, политического менеджмента, политической психологии и других наук, объектом которых выступает современная политика во всем ее многообразном понимании и проявлении.
Имидж изучается представителями разных дисциплин, но на прямое и центральное место все же претендует имиджелогия и ее новое направление – политическая имиджелогия. В силу растущих потребностей в развитии политической теории и практики политическая имиджелогия призвана дать систематизированные данные о феномене политического имиджа, раскрывая его сущность, особенности, механизмы и условия развития. Особое место в политической имиджелогии занимают прикладные аспекты, понимание которых позволяет эффективно воздействовать на политический  имидж .
Искусство формирования необходимого имиджа – искусство целенаправленного управления впечатлением появилось вместе с классовой дифференциацией общества. Выделение института власти требовало развития определенных механизмов влияния на людей и формирования отличного от обычного образа высокопоставленных персон. Востребованными оказались и специальные помощники, способные усилить необходимые впечатления. Искусством такого воздействия  владели уже в древнем Египте и в древнем Риме (достаточно вспомнить сценарий въезда Клеопатры в Рим). Любой монарх в период новой истории содержал штат, специально занимающийся разработкой и обслуживанием определенных церемоний взаимодействия царской особы с подданными. Таким образом, искусство управления впечатлением в политике с помощью средств политической агитации и пропаганды значительно опередило современные научные поиски в области управления имиджем.
В настоящее время наблюдается рост общественного и научного интереса к проблематике имиджа в целом. Об этом свидетельствуют как вхождение категории «имидж» в понятийный аппарат различных наук (психологии, социологии, философии, политологии, культурологии, костюмологии и др.), так и появление в начале ХХ столетия первых кафедр и факультетов имиджелогии в отечественных вузах, защиты диссертационных исследований, посвященных проблематике имиджа, рост научных и научно-популярных публикаций в данной области, введение курсов имиджелогии в подготовку широкого круга специалистов и, наконец, увеличение количества специализирующихся в данной сфере организаций.

Глава 2. Особенности имиджа федеральных государственных служащих в России

2.1. Понятие имиджа государственного служащего в России

В процессах взаимодействия государственного служащего с населением имидж выполняет весьма разнообразные функции: выделят госслужащего, создавая его отличия от других, или наоборот, позволяет отождествлять его с желаемой группой, к которой он, может быть, и не принадлежит.
Сегодня специалистами используется расширенная трактовка, в соответствии с которой имидж определяется как система тотальной коммуникации. В ней фигурируют такие элементы, как общая и корпоративная философия организации или личности, их история, среда обитания, язык, одежда и поведение, принципы идентификации друзей и недругов, символика и т. д . Имидж государственного служащего может и, как правило, являться не столько плодом его собственных усилий, но и плодом трудов его конкурентов, как это не странно звучит. Можно сказать, что имидж это не только целенаправленно формируемый «положительный» образ, это и «единство и борьба противоположностей», между создаваемым госслужащим и его командой «положительным» имиджем, повседневной реальностью и создаваемым конкурентами «негативным» имиджем . 
Особый интерес вызывают практические исследования имиджа государственных служащих. В качестве примера формирования имиджа государственного служащего в России, можно привести социологический опрос который приводился в 2007г. в Челябинской области проводился социологический опрос «Имидж государственных и муниципальных служащих». В нем приняли участие 94 государственных служащих Челябинской области и 108 муниципальных служащих четырех муниципальных образований в Челябинской области: городов Челябинска, Коркино, Трехгорный и Сосновского района. Среди респондентов - 40,9% мужчин; 59,1% женщин; 6,9% - государственные и муниципальные служащие до 30 лет; 64,5% - от 30-44 лет; 28,8% - государственные и муниципальные служащие в возрасте 50 и более лет. Были опрошены представители четырех основных должностных категорий государственных и муниципальных служащих в следующем соотношении: руководители высшего звена - 14,6%; заместители начальника (руководителя) - 8,7%; начальники (заведущие) отдела (управления) - 41,8%; специалистов (в том числе главных, ведущих) - 27%; другие должностные категории (в том числе зам. начальника отдела) - 2,9% .
В ходе опроса было выявлено 20 характеристик, определяющих имидж государственных и муниципальных служащих.
1. Образовательный уровень. 
Наибольшее количество государственных и муниципальных служащих в Челябинской области имеют высшее образование - 75,6%, только одна треть имеет общее среднее, среднее специальное или незаконченное высшее образование (соответственно - 0,6%; 18%; 5,8%). Это говорит о том, что подавляющее большинство (93%) служащих получили образование либо в ВУЗе, либо среднем специальном учебном заведении и имеют соответствующие дипломы.
2. Характер базового профессионального образования. 
Государственные и муниципальные служащие распределены следующим образом по характеру полученного ими базового образования (в порядке убывания):
- естественно-техническое - 34,6%
- экономическое (не по специальности Экономика и управление )-14,8%
- педагогическое -12,6%
- сельскохозяйственное - 9,9%
- юридическое - 9%
- гуманитарное - 8,4%
- экономическое (по специальности Экономика и управление) - 4,2%
- медицинское - 3,4%
- военное - 2,8%
- иное - 3,8%
Данное распределение соответствует распределению основных видов базового образования по степени массовости. 
3. Наличие дополнительного образования по какой-либо специальности государственной (муниципальной) службы. 
Только 10% респондентов ответили утвердительно на вопрос «имеете ли вы образование по вашей специальности». Таким образом, 9/10 государственных (муниципальных) служащих потенциально нуждаются в дополнительном образовании.
4. Опыт управленческой работы. 
3/4 опрошенных (75,6%) указали на то, что до поступления на службу у них уже имелся опыт управленческой работы и только 24,4% пришли на службу в государственные или муниципальные органы впервые.
5. Стаж работы в органах государственной власти (местного самоуправления). 
Наибольшее количество служащих (около одной трети или 29,8%) имеют стаж до 5 лет, за ними следуют служащие со стажем свыше 20 лет (16,1%). Примерно одинаковое количество служащих имеют стаж от 5 до 10 лет -14,4% и от 10 до 15 лет -14,8% - таким образом, группа служащих со стажем во временном диапазоне от 5 до 15 лет также составляет примерно одну треть - 29,2%. Чуть больше одной десятой от общего числа опрошенных составляют служащие со стажем до 5 лет (12,8%), а также служащие со стажем работы от 15 до 20 лет.
6. Прохождение профессиональной переподготовки (повышения квалификации) за последние 3 года. 
Неоднократно проходили переподготовку в течении 3 последующих лет 16%, также 16% проходили ее лишь дважды. Таким образом, для 32% служащих процесс прохождения переподготовки за плечами. Почти половина (44,6%) опрошенных указали на то, что проходят переподготовку в данный момент. Около одной трети (17,2%) в переподготовке за последние три года не участвовали. 8% опрошенных сообщили, что в данный момент они осуществляют учебу в ВУЗе.
7. Полезность предметных форм профессиональной переподготовки для государственных и муниципальных служащих. 
Однозначно полезной для себя пройденную переподготовку считают 71,4% респондентов. Ни один респондент не указал на ее полную бесполезность. Однако 16,8% отметили, что переподготовка была, не совсем полезна, а 11,8% - затруднились с ответом, это говорит о том, что более четверти государственных (муниципальных) служащих не считают профессиональную переподготовку полностью полезной.
8. Степень соответствия профессионального образования работе государственного (муниципального) служащего. 
Абсолютное большинство респондентов склонилось к мысли о соответствии их профессионального образования выполняемой ими работе, что говорит о широком прикладном потенциале базового образования в нашей стране. О полном соответствии заявили 46,9%. О соответствии в той или иной степени - 39,8%. О частичном несоответствии - 7,6%. О полном несоответствии - 7,6%.
9. Навыки работы государственных и муниципальных служащих.  
Ниже приводятся данные, в которых основные профессиональные навыки проранжированы по основному показателю «владею навыками вполне». Два других показателя («не вполне владею, «не владею») не учитывались и приводятся как иллюстративный материал. Данные приводятся в процентах.
- трудовое законодательство - 87,8 (52-10,2)
- составление нормативно-распорядительных документов - 68 (21-11)
- делопроизводство - 60,5 (33,4-6,1)
- составление учредительных документов - 40,4 (58,8-20,8)
- пользование компьютером - 28,2 (30,8-41)
- деловой и протокольный этикет - 26,8 (52-21,2)
- гражданское законодательство -26,2 (56,6-17,2)
- теория государственной и муниципальной службы - 23,1 (52,4-24,5)
- бухгалтерский учет -12,8 (44,2-43)
- иностранный язык - 8,6 (31,6-59,8)
- теория менеджмента - 7,6 (48,4-44)
- финансовый менеджмент - 6,2 (41,2-52,6)
10. Потребность в дополнительных занятиях. 
Распределение показателей степени необходимости тех или иных дополнительных занятий для государственного и муниципального служащего выглядит последующим образом (по убыванию):
- необходимые знания в правовой области (на это указали 69,8% респондентов);
- в финансово-экономической области (56.4%);
- специальные вопросы служебной деятельности (34%);
- в области делового этикета и практики (21,2%);
- в области психологии (19,2%);
- знания о решении в вышестоящих органах власти (12,8%);
- социально-политические знания (7,6%);
- общекультурные знания (2,8%).
11. Уровень профессиональной подготовки государственных служащих. 
40,6% оценивают уровень профессиональной подготовки служащих своего органа власти как по большей части удовлетворительный. 33,8% и 23,6% - как вполне удовлетворительный и отчасти удовлетворительный, соответственно. Остальные дали в основном неудовлетворительную оценку. Совсем неудовлетворительную оценку уровню профессиональной подготовки государственных служащих не дал никто из опрошенных.
12. Деловые качества, необходимые для государственных (муниципальных) служащих. 
Из всех основных деловых качеств, которыми должен обладать государственный (муниципальный) служащий, наиболее значимыми являются профессионализм и умение общаться с людьми. На них указали 77,4% и 47,4% соответственно. Далее следуют исполнительность, дисциплинированность (34,2%), организационный талант (33,4%), аккуратность, точность в работе (26,8%), высокий интеллект, эрудиция, а также естественность и чувство долга (по 25,4%). Наименее важными качествами, по мнению респондентов, являются высокий уровень личной культуры, воспитанность, вежливость (20,4%) и объективность, непредвзятость (15,4%).
13. Идеальный образ государственного (муниципального) служащего. 
Среди желательных психологических характеристик идеального государственного (муниципального) служащего доминируют честность, общительность и уравновешенность (61.6%, 51,8%, 46,0% соответственно). На терпимость указали 29,2% опрошенных, на приветливость - 25,4%, на отзывчивость и скромность - 22,8% и 20,2% соответственно. Заключают список личное обаяние (14,6%) и чувство юмора (13,6%).
14. Личные качества, необходимые государственному служащему. 
Среди личностных качеств, необходимых государственному (муниципальному) служащему, лидируют активность, предприимчивость (49,8%) и порядочность (46,4%). 39,8% опрошенных указали на необходимость настойчивости, упорства, 37,6% - неравнодушия, а 37,2% - дипломатичности. 27,6% считают необходимым качеством обязательность, надежность. Наименее нужными качествами оказались справедливость и демократичность (по 21%), а также серьезность, вдумчивость (10%).
15. Степень внимания государственного служащего к своему имиджу. 
52% работников государственных (муниципальных) органов власти уделяют внимание формированию своего имиджа по мере необходимости, 30,5% уделяют достаточное внимание, и лишь 4,6% практически не уделяют внимания формированию своего имиджа.
16. Степень внимания к имиджу структуры. 
52,4% ответили, что в той структуре, где они работают, формированию имиджа служащего уделяют внимание по мере необходимости, 26,4% считают, что этому уделяется достаточно внимания, а, по мнению 14,6% опрошенных, формированию имиджа в их структуре практически не уделяется внимания.
17. Престижность работы государственного (муниципального) служащего. 
Большинство респондентов (65,4%) считают, что в глазах окружающих статус работника государственных (муниципальных) органов в чем-то престижен, а в чем-то нет. 20,1% полагают, что этот статус весьма престижен, а 4,6% - абсолютно не престижен.
18. Оценка населением эффективности работы государственных и муниципальных органов власти. 
Мнение государственных (муниципальных) служащих в этом вопросе единодушно: почти половина (49,8%) считает, что оценка населением работы органов власти «в основном положительная». Лишь 5,4% считают, что оценка «безусловно положительная». О нейтральной оценке со стороны населения знают 16,7%, а о «в основном отрицательной» -13,3%. Никто из чиновников не считает, что население оценивает их работу «безусловно отрицательно».
19. Отношения между населением и государственными (муниципальными) органами власти. 
Данные отношения как «неприязненные» характеризуют -1,4% опрошенных, как «молчаливое недовольство друг другом» - 4,7%, как «отношения делового сотрудничества и поддержки» -8,8%, 63% ответивших считает, что население понимает, что «власть насколько может, решает жизненные проблемы населения».
20. Удовлетворенность государственных (муниципальных) служащих работой. 
Нейтральная позиция по этому вопросу доминирует у 35,2%. О своей неудовлетворенности работой в той или иной мере заявили 9,7% респондентов. 15,4% - вполне удовлетворены своей работой, а 31,7%-удовлетворены «по большей части».
В целом реальные качества государственного служащего не всегда совпадают с его имиджем, во многом формируемым в общественном мнении СМИ. Кроме того, приверженцы и противники чиновника по-разному расставляют акценты в его характеристиках.
Портреты, создаваемые PR- специалистами с целью дискредитировать госслужащего, обычно страдают излишней экспрессией и эмоциональным окрасом. По большим политическим мишеням обычно ведется прицельный и массированный огонь, организуются предупреждения о «негативных» последствиях доверчивого отношения к ним. Безжалостно высмеиваются наиболее уязвимые стороны характера чиновника, обнародуются наименее привлекательные его поступки из личной жизни. В СМИ периодически на смену статьям, передачам пропагандистского характера, воспевающим служащего - бессребреника приходят заявления, сообщения, намеки, компрометирующие, государственную службу .
Бесследно подобного рода публикации (передачи) не проходят. Но нельзя и преувеличивать их роль. Создать имидж «на пустом месте», наделить государственного служащего совокупностью черт и характеристик которым он и близко не отвечает еще никому не удавалось.
В этой связи одной из центральных проблем является соотношение в имидже реальных качеств и тех, которые ему приписывают СМИ.
Остановимся более подробно на сущности и роли средств массовой информации в современном обществе.
2.2. Особенности формирования имиджа государственного служащего в средствах массовой информации

Освещение работы государственных служащих в СМИ, того насколько успешно они справляются с этой задачей приобретает первостепенное значение для формирования представления граждан о деятельности органов власти. 
Право граждан на оперативное получение через средства массовой информации достоверных сведений о деятельности государственных органов и организаций закреплено Законом РФ «О средствах массовой информации». Согласно этому документу государственные органы и организации, общественные объединения должны предоставлять сведения о своей деятельности СМИ по запросам редакции, а также путем проведения пресс-конференций, рассылки справочных и статистических материалов и в иных формах. Эта деятельность призвана укреплять доверие граждан к властным структурам, формировать их благоприятный образ. 
Как правило, мероприятия по созданию имиджа государственного служащего не бывают единичными, а представляют собой систему взаимосогласованных акций. Эти акции направлены на граждан, партнеров, оппозиционных политиков, поднятие престижа самой власти, как таковой. Естественно, что имидж государственных служащих формируется, прежде всего, адекватным освящением и отражением в СМИ через другие каналы реальной деятельности чиновников. 
Своевременное информирование и реакция на обращения граждан, создание благоприятного мнения о действиях властных структур является основной задачей, для формирования положительного имиджа государственного служащего.
К сожалению, в России слово «бюрократия» – «чиновничество» всегда несло в себе определенный негативный заряд. Для этого были веские основания. Российская бюрократия - это даже не модель идеальной бюрократии М. Вебера. Для российских граждан чиновничество всегда было чуждой ему силой, занятой исключительно решением собственных проблем. Оторванность чиновничества, государственного служащего от гражданина, общества в России была обусловлена множеством различных факторов. В том числе и оторванностью гражданского общества от возможности принять реальное участие в управлении государством. 
Таким образом, нынешние властные структуры в России сталкиваются не только с проблемами стоящими перед государственной службой на сегодняшний день, но и с оставшимся наследием негативного имиджа, созданного с незапамятных времен и во времена социализма. В этом отношении ситуацию так и не удалось кардинально изменить. К числу глубинных причин, обуславливающих отчуждение властных структур от граждан - факт фиксируемый социологическими исследованиями, относится социальный раскол, сохраняющийся в российском обществе.
Это крайне затрудняет задачу построение эффективного имиджа государственного служащего. Сколько бы усилий не прилагали специалисты PR-технологий, эти усилия часто не находят соответствующего отклика среди населения. Получатели сообщения, предпочитающие быть членами той или иной группы, относительно невосприимчивы к сообщениям, которые пропагандируют позиции, не отвечающие позициям соответствующей группы. 
Для изменения их позиции в первую очередь нужны конкретные шаги по улучшению жизни граждан, и уже только во вторую информационная поддержка имиджа властных структур, с учетом всех различий между социальными группами.
Это не может не сказаться негативно на организации PR деятельности служб органов власти. Им трудно выстраивать долгосрочную перспективу работы, высветить глубинный смысл текущих событий, текущей деятельности государственных служащих. Однако, обсуждая проблему имиджа государственных служащих, нельзя акцентировать внимание исключительно на имидже властных структур созданных средствами массовой информации. Часто не до оценивается то влияние, которое оказывают повседневные контакты тысяч государственных служащих. Подобные неформальные коммуникации оказывают значительное влияние на формирование образа государственной службы в глазах гражданского общества.
Таким образом, можно сделать вывод, что имидж государственного служащего и имидж властных структур во многом оказываются взаимосвязанными и зависят от типа, характера, образа собственно государственных служащих, с которыми граждане постоянно сталкиваются в своей повседневной жизни, от их желания, возможности и формы коммуникаций с населением, от того насколько успешно выполняет госслужащий свои профессиональные обязанности, а также его личных качеств.
Не маловажное значение для формирования имиджа имеет, например, внешний вид и облик государственных служащих (от часов до галстука), интерьер офиса, вплоть до шрифта табличек на дверях кабинетов, но и плохо отремонтированный подвал и грязная лестница вряд ли послужит укреплению доверия к государственной службе. Большое значение имеет стиль общения, принятый в государственном учреждении.
Если вахтер нахамит еще у входа, а секретарь грубо указывает на стул, не успев поздороваться, нетрудно предсказать первое впечатление посетителя от посещения такого государственного учреждения. В сознании граждан первая встреча, первый такой контакт, уже формирует образ организации, изменить который будет стоить гораздо больше усилий, чем научиться вежливо, встречать граждан. Общеизвестно, что значительно проще убедить человека, мнение которого о предмете или событии еще не сложилось, чем пытаться переубедить его. С сожалением приходится констатировать, что российские властные структуры не привыкли уделять должное внимание работе с гражданами.

 

 

2.3. Практический пример имиджа федеральных государственных служащих в России

На протяжении всей своей истории ЛДПР является партией одного человека – Владимира Вольфовича Жириновского. Почти двадцатилетняя политическая карьера Жириновского привела к максимальной узнаваемости политического лидер. Основной прием в работе над имиджем — акцентировка одних качеств личности и затушевывание других. Основное требование к хорошо разработанному имиджу: он должен быть приемлемым для политика, то есть, имидж должен производить на избирателей впечатление естественности поведения, и лидер с таким имиджем должен вызывать у избирателей чувство доверия.
Поэтому в начале своей политической карьеры Владимир Жириновский активно использовал имидж «среднего россиянина», «такого как все», человека, получающего 200 рублей в месяц, живущего в двухкомнатной квартире. Как полагают эксперты, для политической карьеры Жириновского было весьма существенно, что он оказался единственным из претендовавших на первые роли в государстве политических лидеров, кто никогда не был ни крупным начальником, ни даже членом КПСС. В то же время, два высших образования, в том числе юридическое, позволяли ему рекламировать себя и как компетентного профессионала.
Для поддержания своего имиджа Жириновский использует эпатирующие публику, нередко скандальные акции, например, всем известные драки прямо во время думских заседаний или во время политических ток-шоу. Причем скандальную репутацию он начал создавать с самого начала своей политической карьеры. Так, в октябре 1995 г. в ходе обсуждения Семейного кодекса на пленарном заседании Госдумы Владимир Вольфович заявил, что не будет против, если все матери-одиночки России, успевшие родить до выборов 17 декабря, дадут своим детям его фамилию. «Я готов усыновить всех», – заявил лидер ЛДПР. С годами жанровая основа выступлений Жириновского не изменились. Хэппенинги, инсталляции, эпатаж, скандалы, таскание за волосы – и ничего принципиально нового. 
Самую главную роль в продвижении имиджа Жириновского (после самого политика) сыграли средства массовой информации. Свою первую избирательную кампанию Владимир Вольфович буквально «провел» на телеэкранах – его обращения к избирателям, содержащие обещания обеспечить каждую женщину «мужиком», а каждую семью – «коровой или научными приборами», обеспечили ему высокий рейтинг и второе место (после непобедимых тогда коммунистов) на выборах в Государственную Думу. Приход нового президента только усилил проправительственные тенденции в имидже Владимира Вольфовича – в последние годы Жириновский, сохраняя свой хулиганский стиль ведения дискуссии, иногда появляется на экране и на встречах с избирателями в другом облике – солидного, респектабельного и взвешенного политика. Например, в студии программы «Времена» в ночь с 7-го на 8-е декабря 2003 года он обошелся без малейшего отклонения от приличий. Эпатажное поведение ни процента не добавило бы к уже достигнутой прочной позиции; он вел себя, как триумфатор, спокойно обсуждал результаты выборов и очень верно оценивал ситуацию. Но буквально спустя неделю-другую в очередном ток-шоу обещал «вздернуть» всех правых, благо «лесу у нас в стране много!» Удачная легенда нуждается в постоянной подпитке; к образу могут добавляться новые ракурсы, но полностью отказываться от узнаваемых черт (которые работают, как сигнальные огни) нельзя. 
Неотъемлемая составная часть политического имиджа, да и просто имиджа любого человека – ораторское искусство. Жириновский – корифеи этого сложного мастерства. Его речи играют решающую роль на выборах, они искрометны и эмоциональны. Жириновский, избегает любых проявлений вежливости, начиная доклад сразу с введения в проблему. Тем самым он хочет подчеркнуть, что он – рупор общественности, сама объективность, которая не нуждается в заискиваниях. Жириновский подчеркнуто выступает не от себя, а от группы людей (думской фракции, партии ЛДПР либо недовольных законом о страховании людей) – речь его наполнена местоимением «мы» и безличными модальными глаголами «надо» и «нужно» («Вот мы были», «что мы делаем?», «мы уже даже не можем», «надо все страховать», «надо, чтобы все понимали», «надо прекратить вывозить сырье», «об этом же нужно тоже думать»). Цель произнесения этих словосочетаний легко достигается – создается впечатление, что Владимир Вольфович действительно только посредник между Думой и народом, ясно и четко диктующий, что надо делать. 
Жириновский очень резок и эмоционален, его фразы заметно проще и короче. С одной стороны, он подтверждает свой имидж «такого, как все», выходца из простого народа, а с другой – то и дело задает риторические вопросы, иногда громко выкрикивая их («А наезжать на человека не тяжело?!», «Кто заплатит?», «А мы что даем?»). Он спекулирует статистикой жертв ДТП, абортов, размерами страховых выплат Соединенного Королевства, превращая цифры в повод для обличения всей системы автострахования. Его речь почти не содержит политических и научных терминов, не включает в себя цитат и ссылок на авторитеты. Она не адресована разуму, а вызывает эмоциональный отклик (раздражение или, наоборот, горячее одобрение). Прибавим к тому нервическую, агрессивно-наступательную интонацию, которую нетрудно воспроизвести у себя в голове, читая стенограмму доклада.
Жириновский обращается к Думе с монологической речью, которая, однако, построена как диалог с безмолвной аудиторией – Владимир Вольфович сам задает себе вопросы и сам отвечает на них. При этом, он так же использует наступательную тактику: эффект внезапности, использование шокирующих сведений, при этом, весьма гиперболизированных («врачи-убийцы заставляют женщину делать аборт, не имея на то правовых оснований»). Любимые риторические приемы Жириновского: 
−    Подмена тезиса (аргументы в пользу ложного утверждения): «…в магазинах – импортное продовольствие. Вот наше с вами отношение к сельскому хозяйству».
−    Использование ложных и недоказанных аргументов: «здесь [в Думе] должны сидеть 90 процентов юристов»
−    Намеренное запутывание: «Кто виноват, что мы рожаем урода? Или наоборот. Вот ведь до чего дошло».
−    Аргументы к публике и личности (личные нападки на оппонентов): «Я для вас как пастух, вас веду и веду все и никак не доведу до точки, до ручки, чтобы вы прозрели, наконец»
−    Аргументы «к палке» (угроза неприятными последствиями): «будем до выборов понижать страховки, а после выборов количество мест будет увеличиваться в моргах.
−    Аргументы к жалости (возбуждение в слушателях сочувствия): «они живут в халупах, где нет воды, мы им еще воду не дали…»
Встречаются в речи Жириновского и такие уловки, как умышленный уход от темы, попытки замаскировать основную мысль в гуще деталей и т.п. (например, рассуждения про аборты, про уродов и про бандитов в Государственной Думе).
Но за последние два-три года имидж Жириновского резко изменился. Он стал активно использовать средства массовой информации, особенно федеральные телеканалы. Что привело к негативным последствиям для ЛДПР. Жириновский уже не стал шокировать публику (избирателей) своими резкими заявлениями. Скорее дело даже в том, что Жириновский достаточно часто стал делать эти заявления, что стало обычным для избирателя и уже не вызывает былого ажиотажа. Второй момент активной информационной деятельности Жириновского заключается в том, что он перестал быть оппозиционным. Его можно увидеть в шоу программах «Две звезды», на концертах Максима Галкина, различных кулинарных поединках.


Заключение

В настоящее время слово "имидж" достаточно прочно вошло в деловой язык и часто используется в средствах массовой информации. Позитивный, эмоционально окрашенный образ того или иного объекта свидетельствует не только об общей культуре носителя, но и представляет существенную характеристику, которая служит основой конкурентоспособности, нацеленности на карьеру, важной предпосылкой успешной деятельности в выбранном направлении. 
Демократический путь развития общества повлек за собой увеличение категорий субъектов, заинтересованных в правильном и действенном формировании собственного имиджа, в том числе государственных служащих. При этом имидж чиновника складывается из множества элементов и зависит от множества факторов (например, личные характеристики, оценки конкурентов и граждан).
Одним из влиятельных факторов являются средства массовой информации. Право граждан на оперативное и достоверное получение информации о деятельности государственных служащих через средства массовой информации закреплено на законодательном уровне.
Выполняя свои разносторонние функции (информационные, аналитические, развлекательные и т.д.), СМИ будут способствовать формированию положительного или отрицательного имиджа государственного служащего. При этом в современном обществе активно развивается направление целенаправленного продвижения государственного служащего посредством PR-служб и с использованием различных видов средств массовой информации.
Как правило, мероприятия по созданию имиджа государственного служащего не бывают единичными, а представляют собой систему взаимосогласованных акций. Эти акции направлены на граждан, партнеров, оппозиционных политиков, поднятие престижа самой власти, как таковой.
Однако процесс формирования положительного имиджа государственного служащего в России осложнен отпечатком прошлого негативного отношения к чиновникам. Сколько бы усилий не прилагали специалисты PR-технологий, эти усилия часто не находят соответствующего отклика среди населения. Это в свою очередь, требует более серьезного изучения и поиска эффективных способов взаимодействия СМИ и власти по вопросам формирования положительного имиджа госслужащих.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников и литературы

Добавил: Демьян |
Просмотров: 618
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Дипломник © 2024
магазин дипломов, диплом на заказ, заказ диплома, заказать дипломную работу, заказать дипломную работу mba