Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Поиск

Категории раздела

Диплом [327] Курсовая [699]
Реферат [397] Отчет [11]




Сб, 18.05.2024, 16:51
Приветствую Вас Гость | RSS
ДИПЛОМНИК т.8926-530-7902,strokdip@mail.ru Дипломные работы на заказ.
Главная | Регистрация | Вход
КАТАЛОГ ДИПЛОМНЫХ, КУРСОВЫХ РАБОТ


Главная » Каталог дипломов » бесплатно » Курсовая [ Добавить материал ]

ИССЛЕДОВАНИЕ ДИНАМИКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ТРУДОВОГО СТАЖА
12.08.2014, 03:31

СКАЧАТЬ РАБОТУ БЕСПЛАТНО - 

СКАЧАТЬ

                                      ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О СИНДРОМЕ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ………………………………..7
ГЛАВА 1. ХАРАКТЕРИСТИКА ПОНЯТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
ВЫГОРАНИЯ………………………………………………………………..7
   1.1. Сущность профессионального выгорания и его изученность в
    отечественной и зарубежной психологии……………………………….7
   1.2. Причины и факторы, вызывающие профессиональное выгорание..16
ГЛАВА 2. ПСИХОДИАГНОСТИКА СИНДРОМА
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ………………………………...23
   2.1. Психодиагностика стресса……………………………………………23
   2.2. Диагностика личностных факторов, способствующих
    профессиональному выгоранию………………………………………... 26
ВЫВОДЫ…………………………………………………………………….30
2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ДИНАМИКИ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ
СТАЖА РАБОТЫ ПЕДАГОГОВ УЧРЕЖДЕНИЯ УХ 16/2……………...32
ГЛАВА 1.
ГЛАВА 2.
ВЫВОДЫ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ

 

                                            ВВЕДЕНИЕ

Повышенный интерес к человеку как субъекту труда обратил внимание исследователей на изменения, которые происходят с личностью в процессе выполнения профессиональной деятельности. Ранее в отечественной литературе указывалось на позитивное значение трудовой деятельности для развития личности, описывались механизмы и условия эффективной профессионализации человека. С другой стороны, назывались негативные психические состояния человека в труде, такие как утомление, монотония, стресс, однако комплексное влияние профессиональной деятельности на психическое и физическое здоровье личности оставалось не изученным.
В настоящее время наука все чаще обращается к проблеме влияния профессиональной деятельности на личность с целью более детального изучения разнообразных аспектов личностной деформации. Особенно это касается лиц коммуникативных профессий, и в большей степени (психологов, врачей, психотерапевтов, социальных работников и т.д.). Последнее время много говорят и пишут о таком явлении, как профессиональное выгорание. В отечественной литературе понятие «профессиональное выгорание» появилось сравнительно недавно, хотя за рубежом данный феномен выявлен и активно исследуется уже четверть века (Maslach, Yackson, Jones, Freidenberger и др.). 
За 30-тилетний период  изучения феномена "эмоционального выгорания" в специальной литературе было опубликовано свыше 2500 статей, которые в подавляющем большинстве носили описательный характер. В отечественной науке данный феномен как самостоятельный практически не изучался. В имеющихся работах он либо обозначался, либо рассматривался в контексте более широкой проблематики.
В работах отечественных психологов изучались в основном теоретические аспекты данной проблемы, связанные с определением понятия, основными подходами к его изучению, методиками диагностики.  Конкретных исследований, характеризующих причины профессионального выгорания, практически не проводилось.
Поэтому в данной курсовой работе мы сосредоточим свое внимание на конкретных исследованиях выгорания, а именно на динамике профессионального выгорания в зависимости от трудового стажа. 
Актуальность данной темы очевидна. Особенность российского бизнеса состоит в том, что вся ответственность за последствия стресса и синдрома профессионального выгорания возлагаются на самого сотрудника, а не на работодателя. Руководители компаний, озабоченные снижением прибыли и эффективности, организуют тренинги эффективных продаж, повышения рентабельности компании, ужесточают требования к персоналу, постоянно меняют менеджеров, увольняя «сгорающих» и набирая новых, но мало кто из них обращает внимание, что в основе этих проблем лежит синдром профессионального выгорания сотрудников. Но если даже руководитель обладает знанием и навыками по управлению стрессами и синдромом выгорания, а его коллектив пребывает в неведении относительно того, что это такое, невозможно будет достичь полного взаимопонимания по существу данной проблемы. 
Необходимость донести до каждого человека информацию об опасности стрессов и синдрома выгорания определили появление в последнее время антисресс-тренингов, тренингов по управлению стрессовыми ситуациями, программ навыков саморегуляции и самопознания. Избежать синдрома выгорания можно, взяв под контроль стрессовую ситуацию и свое поведение в сложившейся сложной обстановке. Только то, что неподконтрольно, что происходит само по себе, влияя на нас, и нами не управляется, способно нанести сильнейший удар по нашему здоровью и психологическому состоянию, привести к непоправимым последствиям. 
Так, среди всех умерших мужчин в России в последние 5 лет мужчины работоспособного возраста от 15 до 59 лет составляют более 80%. Правда, в 1965 г. смертность мужчин работоспособного возраста в СССР была еще более высокой — 98%. И если раньше врачи называли такие причины высокой смертности среди мужчин, как несчастные случаи, отравления и насильственные смерти, то в последние годы они говорят именно о стрессе и выгорании как ведущих факторах [7, с. 2].
Подлинная причина проблемы профессионального выгорания кроется не в социальных связях человека: будь-то отношения с директором, с коллективом, клиентами, пациентами и т.д. Причина лежит внутри человека, она является прямым следствием тех жизненных ориентиров, нравственных ценностей и психологических установок, которыми насыщена личность.
Чтобы профессиональная деятельность не оказывала отрицательного влияния на здоровье, она должна встраиваться в структуру личности работника. Для тех, кому это удалось, проблема профессионального выгорания не актуальна. 
В связи с этим представляется актуальным выявление дополнительных фактов, характеризующих причины профессионального выгорания, зависящих от личностных качеств человека, от его личного отношения к трудовой деятельности. 
Актуальность темы объясняется также тем, что имеются потребности в разработке и применении эффективных исследовательских методов в изучении влияния личностных качеств человека на профессиональное выгорание в зависимости от стажа работы. Выявление этих методов и умелое их применение, позволит разработать практические рекомендации для их широкого использования руководителями с целью уменьшения факторов, вызывающих профессиональное выгорание.
Исходя из актуальности выбранной темы, определяем цель курсового исследования – выявление сущности и причин профессионального выгорания и исследование динамики профессионального выгорания в зависимости от трудового стажа среди педагогов исправительно-трудового учреждения № 2 (УХ 16/2) для понимания характера взаимосвязи стажа работы с профессиональным выгоранием у этой категории служащих.
Достижение указанной цели предопределило постановку и разрешение следующих задач:
1) раскрыть понятие синдрома профессионального выгорания;
2) рассмотреть причины и факторы, вызывающие профессиональное выгорание;
3) раскрыть методы психодиагностики стресса;
4) охарактеризовать методы диагностики личностных факторов, способствующих профессиональному выгоранию;
5) провести эмпирическое исследование динамики профессионального выгорания в зависимости от стажа работы педагогов учреждения УХ 16/2;
6) в результате проведенного анализа разработать практические рекомендации для предотвращения причин профессионального выгорания в данном учреждении.
Объектом курсового исследования является психология профессионального выгорания.
В предмет курсового исследования входит анализ динамики профессионального выгорания педагогов УХ 16/2 в зависимости от трудового стажа.
Теоретическую основу курсового исследования составляют работы таких авторов, как В.В. Бойко, Н.Е. Водопьянова, Е.С. Старченко, Н.В. Самоукина, В.А. Абабков, А.Б. Леонова, В.Е. Орел, Т.В. Форманюк, Ю.А. Юдчиц, Г. Сельве, К. Маслач, И.Ю. Митева, Н.В. Гришина и др.
Для полного раскрытия темы применена следующая структура курсовой работы: введение, теоретическая часть, состоящая из двух глав, эмпирическая часть, состоящая из двух глав, заключение, список использованных источников и приложения.

 

СКАЧАТЬ РАБОТУ БЕСПЛАТНО - 

СКАЧАТЬ

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О СИНДРОМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ
ГЛАВА 1. ХАРАКТЕРИСТИКА ПОНЯТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ

1.1. Сущность профессионального выгорания и его изученность в отечественной и зарубежной психологии

В последние годы в России, так же как и в развитых странах, все чаще говорят не только о профессиональном стрессе, но и о синдроме профессионального сгорания или выгорания работников (далее будет применяться термин «профессиональное выгорание» как наиболее адекватный).
Профессиональное выгорание — это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоционально-энергических и личностных ресурсов работающего человека. 
Впервые понятие «стресс» было введено Гансом Селье, который считается родоначальником теории стрессов, в 1935 – 1936 гг.  [17]. Но само слово еще древнее, оно уходит своими корнями в латинский язык, где имеет значение «затягивать». Так, сквозь современный облик проступает древнее значение слова, достаточно точно отражающее то, что испытывает человек, находясь в определенных, часто неблагоприятных условиях. 
Как отмечал Г. Селье, под стрессом понимается «неспецифическая реакция организма в ответ на любые действия (чаще – неблагоприятные) и возросшие требования» [17, с. 15]. В момент возникновения стрессовой ситуации в организме происходит целый ряд психофизиологических изменений, что может привести в ряде случаев к расстройствам физической, психической и социальной составляющих целостности человека. 
Введением понятий «эустресс» и «дисстресс» Селье дифференцировал понимание стресса. Согласно Г. Сельве, эустресс - положительные эмоциональные реакции организма на предъявляемые к нему требования, соответствующие его ресурсам; дисстресс – эмоционально-стрессовые состояния, характеризуемые отрицательными переживаниями в силу недостатка имеющихся ресурсов для реализации предъявляемых требований [17, с. 15-16]. Но и в том и в другом случае, каким бы стресс не был – положительным или отрицательным, это всегда будет состояние потери равновесия. 
Таким образом, можно отметить, что стресс присущ самой нашей жизни, он – неотъемлемый компонент существования. Полностью избежать стрессов нельзя, но можно научиться управлять стрессовыми ситуациями, что особенно важно в условиях деятельности организации, так как продолжительные стрессы ведут к возникновению симптома профессионального выгорания. 
Отсюда следует, что профессиональное выгорание возникает в результате внутреннего накапливания отрицательных эмоций без соответствующей «разрядки» или «освобождения» от них. По существу, профессиональное выгорание — это, как отмечал Г. Сильве, дистресс или третья стадия общего адаптационного синдрома — стадия истощения [17, с. 16].
В 1981 г. Э. Moppoy (A. Morrow) предложил яркий эмоциональный образ, отражающий, по его мнению, внутреннее состояние работника, испытывающего дистресс профессионального выгорания: «Запах горящей психологической проводки» [12, с. 77-78].
Впервые термин burnout (выгорание, сгорание) был введен американским психиатром Х. Фреденбергом в 1974 г. Под выгоранием подразумевалось состояние изнеможения в совокупности с ощущением собственной бесполезности, ненужности [12, с. 80]. 
В.В.Бойко дает следующее определение термина: «Эмоциональное выгорание – это выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на избранные психотравмирующие воздействия» [3, с. 18]. 
В соответствии со взглядами К. Маслач синдром выгорания рассматривается как ответная реакция на длительные профессиональные стрессы возникающие в межличностных коммуникациях. Модель синдрома может быть представлена как трехкомпонентная структура, включающая в себя: 
- эмоциональное истощение; 
- деперсонализация; 
- редукция персональных достижений. 
Эмоциональное истощение ощущается как эмоциональное перенапряжение, опустошенность, исчерпанность собственных эмоциональных ресурсов. Человек не может отдаваться работе как прежде, чувствует приглушенность, притупленность собственных эмоций, возможны эмоциональные срывы. 
Деперсонализация - тенденция развития негативного, бездушного, циничного отношения к раздражителям. Возрастает обезличенность и формальность контактов. Негативные установки, имеющие скрытый характер, могут начать проявляться во внутреннем сдерживаемом раздражении, которое входит со временем наружу в виде вспышек раздражения или конфликтных ситуаций. 
Редуцирование личных (персональных) достижений – снижение чувства компетентности в своей работе, недовольство собой, уменьшение ценности своей деятельности, негативное самовосприятие в профессиональной сфере. Возникновение чувства вины за собственные негативные проявления или чувства, снижение профессиональной и личной самооценки, появление чувства собственной несостоятельности, безразличие к работе [8, с. 3]. 
В связи с этим феномен синдрома выгорания может быть рассмотрен в аспекте практической, профессиональной деятельности. Какие работники составляют группу риска в том случае, когда мы говорим о профессиональном выгорании? При ответе на этот вопрос Н.В. Самоукина выделяет следующие закономерности.
Во-первых, профессиональному выгоранию больше подвержены сотрудники, которые по роду службы вынуждены много и интенсивно общаться с различными людьми, знакомыми и незнакомыми. Прежде всего, это руководители, менеджеры по продажам, медицинские и социальные работники, консультанты, преподаватели, полицейские и т. п. Причем особенно быстро «выгорают» сотрудники, имеющие интровертированный характер, индивидуально-психологические особенности которых не согласуются с профессиональными требованиями коммуникативных профессий. Они не имеют избытка жизненной энергии, характеризуются скромностью и застенчивостью, склонны к замкнутости и концентрации на предмете профессиональной деятельности. Именно они способны накапливать эмоциональный дискомфорт без «сбрасывания» отрицательных переживаний во внешнюю среду.
Во-вторых, синдрому профессионального выгорания больше подвержены люди, испытывающие постоянный внутриличностный конфликт в связи с работой. Чаще всего как в России, так и за рубежом это — женщины, переживающие внутреннее противоречие между работой и семьей, а также «прессинг» в связи с необходимостью постоянно доказывать свои профессиональные возможности в условиях жесткой конкуренции с мужчинами.
В-третьих, профессиональному выгоранию больше подвержены работники, профессиональная деятельность которых проходит в условиях острой нестабильности и хронического страха потери рабочего места. В России к этой группе относятся прежде всего люди старше 45 лет, для которых вероятность нахождения нового рабочего места в случае неудовлетворительных условий труда на старой работе резко снижается по причине возраста. Кроме того, в этой группе находятся работники, занимающие на рынке труда позицию внешних консультантов, вынужденных самостоятельно искать себе работу.
В-четвертых, на фоне перманентного стресса синдром выгорания проявляется в тех условиях, когда человек попадает в новую, непривычную обстановку, в которой он должен проявить высокую эффективность. Например, после лояльных условий обучения в высшем учебном заведении на дневном отделении молодой специалист начинает выполнять работу, связанную с высокой ответственностью, и остро чувствует свою некомпетентность. В этом случае симптомы профессионального выгорания могут проявиться уже после шести месяцев работы.
В-пятых, синдрому выгорания больше подвержены жители крупных мегаполисов, которые живут в условиях навязанного общения и взаимодействия с большим количеством незнакомых людей в общественных местах [16, с. 20-21].
С меньшим риском для здоровья и менее выраженным снижением эффективности синдром профессионального выгорания переживают работники, которые характеризуются следующими особенностями, отмеченными А.Б. Бизунковой. В первую очередь это люди, имеющие хорошее здоровье и сознательно, целенаправленно заботящиеся о своем физическом состоянии (они постоянно занимаются спортом и поддерживают здоровый образ жизни). Это люди, имеющие высокую самооценку и уверенность в себе, своих способностях и возможностях.
Необходимо также подчеркнуть, что профессиональное выгорание меньше касается людей, имеющих опыт успешного преодоления профессионального стресса и способных конструктивно меняться в напряженных условиях.
Если говорить о характере таких людей, то необходимо выделить такие индивидуально-психологические особенности, как высокая подвижность, открытость, общительность, самостоятельность и стремление опираться на собственные силы.
Наконец, важной отличительной чертой людей, устойчивых к профессиональному выгоранию, является их способность формировать и поддерживать в себе позитивные, оптимистичные установки и ценности как в отношении самих себя, так и других людей и жизни вообще [2, с. 2].
Симптомы, составляющие синдром профессионального выгорания, как отмечает А.Б. Бизункова, условно можно разделить на три основные группы: психофизические, социально-психологические и поведенческие.
К психофизическим симптомам профессионального выгорания относятся такие, как:
-чувство постоянной, непроходящей усталости не только по вечерам, но и по утрам, сразу после сна (симптом хронической усталости); 
-ощущение эмоционального и физического истощения; 
-снижение восприимчивости и реактивности на изменения внешней среды (отсутствие реакции любопытства на фактор новизны или реакции страха на опасную ситуацию); 
-общая астенизация (слабость, снижение активности и энергии, ухудшение биохимии крови и гормональных показателей); 
-частые беспричинные головные боли; постоянные расстройства желудочно-кишечного тракта; 
-резкая потеря или резкое увеличение веса; 
-полная или частичная бессонница (быстрое засыпание и отсутствие сна ранним утром, начиная с 4 час. утра или, наоборот, неспособность заснуть вечером до 2-3 час. ночи и «тяжелое» пробуждение утром, когда нужно вставать на работу); 
-постоянное заторможенное, сонливое состояние и желание спать в течение всего дня; 
-одышка или нарушения дыхания при физической или эмоциональной нагрузке; 
-заметное снижение внешней и внутренней сенсорной чувствительности: ухудшение зрения, слуха, обоняния и осязания, потеря внутренних, телесных ощущений; 
-возможно, профессиональное выгорание является одной из причин снижения продолжительности жизни в России, особенно у мужчин [2, c. 2-3]. 
Н.В. Гришина к социально-психологическим симптомам профессионального выгорания относит такие неприятные ощущения и реакции, как:
-безразличие, скука, пассивность и депрессия (пониженный эмоциональный тонус, чувство подавленности); 
-повышенная раздражительность на незначительные, мелкие события; 
-частые нервные «срывы» (вспышки немотивированного гнева или отказы от общения, «уход в себя»); 
-постоянное переживание негативных эмоций, для которых во внешней ситуации причин нет (чувство вины, обиды, подозрительности, стыда, скованности); 
-чувство неосознанного беспокойства и повышенной тревожности (ощущение, что «что-то не так, как надо»); 
-чувство гиперответственности и постоянное чувство страха, что «не получится» или человек «не справится»; 
-общая негативная установка на жизненные и профессиональные перспективы (по типу «Как ни старайся, все равно ничего не получится») [5, с. 143-144]. 
К поведенческим симптомам профессионального выгорания Н.В. Самоукина относит следующие поступки и формы поведения работника:
-ощущение, что работа становится все тяжелее и тяжелее, а выполнять ее — все труднее и труднее; 
-сотрудник заметно меняет свой рабочий режим дня (рано приходит на работу и поздно уходит либо, наоборот, поздно приходит на работу и рано уходит); 
-вне зависимости от объективной необходимости работник постоянно берет работу домой, но дома ее не делает; 
-руководитель отказывается от принятия решений, формулируя различные причины для объяснений себе и другим; 
-чувство бесполезности, неверие в улучшения, снижение энтузиазма по отношению к работе, безразличие к результатам; 
-невыполнение важных, приоритетных задач и «застревание» на мелких деталях, не соответствующая служебным требованиям трата большей части рабочего времени на мало осознаваемое или не осознаваемое выполнение автоматических и элементарных действий; 
-дистанцированность от сотрудников и клиентов, повышение неадекватной критичности; 
          -злоупотребление алкоголем, резкое возрастание выкуренных за день
сигарет, применение наркотических средств [16, с. 22]. 
   Замечено, что симптоматика профессионального выгорания может быть «инфекционной» и проявляться не только у отдельных работников. Нередко встречается профессиональное выгорание организаций, которое проявляется в том, что у подавляющего большинства сотрудников присутствует внутреннее физическое или эмоциональное состояние с одними и теми же симптомами, а также одни и те же формы поведения. В таких случаях заметно «стираются» индивидуальные различия между работниками, они становятся неестественно похожими и одинаковыми, как бы «на одно лицо». Люди становятся пессимистами, у которых нет веры в позитивные изменения на работе и возможность что-то изменить собственными усилиями.
Причинами профессионального выгорания организации, как отмечает Ю.А. Юдчиц, выступают постоянные противоречия в стратегическом и тактическом руководстве; чрезмерные, невыполнимые требования к работникам; передача ответственности сотрудникам, не имеющим полномочий; отсутствие объективных критериев для оценки результатов труда; неэффективная система мотивирования и стимулирования персонала.
Симптомы профессионального выгорания организаций: неадекватно повышенная текучесть кадров (от 100% и более в год, т. е. в течение года увольняются практически все сотрудники, а некоторые работают меньше года); сниженная мотивация к труду, слишком частые «перекуры» и «чайные» перерывы (более 30% от общего объема рабочего времени); профессиональная зависимость персонала от руководителей, которая проявляется либо в повышенном и неадекватном критическом отношении к управлению, либо в чувстве беспомощности без активной помощи со стороны руководства; слишком высокая конфликтность персонала и тяжелая атмосфера в компании [20, с. 52]. 
Резюмируя вышесказанное, определим свое понимание сущности профессионального выгорания. С нашей точки зрения, понимание сущности профессионального выгорания исходит из понимания особенностей трудовой деятельности в современных условиях. Речь идёт о чрезмерном увеличении циркулирующей вокруг нас информации. Она давит на человека самим своим присутствием независимо от нашего желания ее воспринимать или не воспринимать. Интенсивный информационный ритм создает напряженные условия труда, превращаясь на рабочем месте в весьма агрессивную профессиональную вредность. Причем носителем этой вредности оказывается человек. С этим человеком наши профессиональные обязанности заставляют вступать в контакт: клиент, коллега, начальство. Наиболее сильно страдают от этого люди с высоким уровнем образования и те, кто стремится выполнить свою работу как можно лучше. 
Проявления профессионального выгорания очень похожи на состояние хронического стресса и психической перегрузки, которые при длительном воздействии приводят к разрушению эмоциональной сферы личности. Профессиональное выгорание, как мы выяснили, проходит в своем развитии несколько стадий. На первом этапе, как правило, у работника наблюдается высокая трудовая активность, связанная с большими энергетическими затратами. Он очень хочет трудиться и достичь поставленной цели, профессиональная деятельность доставляет радость и приносит удовольствие. Но, затем создается ситуация, когда конструируемые ожидания не совпадают с реальными результатами. Это обстоятельство является источником эмоциональных нарушений, обусловленных трудовой деятельностью. 
Индивидуальные психологические особенности и агрессивность окружающей социальной среды создают условия для превращения имеющегося дисбаланса между ожидаемым и реальным результатом работы в стойкий очаг эмоционального напряжения, проявляющийся психосоматическими заболеваниями и профессиональным выгоранием. 
Как для отдельного работника, так и для организации состояние профессионального выгорания может быть неосознанным или неправильно понятым и оцененным. Собственное неблагополучное состояние, как человеку, так и организации трудно, практически невозможно увидеть со стороны, поэтому отсутствуют условия для того, чтобы вовремя начать коррекционные и восстанавливающие мероприятия. Поэтому очень важно знать и понимать руководителям причины и факторы профессионального выгорания, чтобы вовремя их распознать, а еще лучше, предотвратить.

1.2. Причины и факторы, вызывающие профессиональное выгорание

Анализ литературы по исследованию синдрома "психического выгорания" показывает, что основные усилия психологов были направлены на выявление факторов, вызывающих выгорание. На основании обобщения материала по изучению некоторых классификаций, В.Е. Орел предлагает следующую рабочую схему факторов (таблица 1) [13, с. 53]. 
                                                                                                             Таблица 1
                Факторы, оказывающие влияние на выгорание
Индивидуальные факторы    Организационные факторы
Социально-демографические    Условия работы 
Возраст     Рабочие перегрузки 
Пол    Дефицит времени 
Уровень образования     Продолжительность рабочего дня 
Семейное положение     
Стаж работы     
Личностные особенности     Содержание труда 
Выносливость     Число клиентов 
Локус контроля     Острота их проблем 
Стиль сопротивления     Глубина контакта с клиентом 
Самооценка     Участие в принятии решений 
Нейротизм (тревожность)     Обратная связь 
Экстраверсия     

В.Е. Орел рассматривает результаты исследования указанных в таблице факторов в их связи с феноменом психического выгорания (В.Е. Орел, 2001, с. 52-65). 
Индивидуальные факторы.
Личностные особенности. Исследование особенностей личности в их взаимоотношениях с выгоранием - важная область изучения данного феномена. Ряд ученых считает, что личностные особенности намного больше влияют на развитие выгорания не только по сравнению с демографическими характеристиками, но и факторами рабочей среды [19, 3, 7]. Остановимся на наиболее важных из них.
Личностная выносливость. Данная характеристика в зарубежной психологии определяется, как способность личности быть высокоактивной каждый день, осуществлять контроль за жизненными ситуациями и гибко реагировать на различного рода изменения. Практически все авторы отмечают, что выносливость тесно связана со всеми тремя компонентами выгорания. Люди с высокой степенью данной характеристики имеют низкие значения эмоционального истощения и деперсонализации и высокие значения по шкале профессиональных достижений [13, с. 53].
Другим популярным направлением исследований является выявление связи между выгоранием и индивидуальными стратегиями сопротивления выгоранию. Обзор работ, посвященных данной теме, показывает, что высокий уровень выгорания тесно связан с пассивными тактиками сопротивления стрессу; и наоборот, люди, активно противодействующие стрессу, имеют низкий уровень выгорания [19, 12, 4]. Обнаружены и некоторые половые различия в использовании стратегий сопротивления выгоранию. Так, в исследовании Т.В. Форманюк и др. отмечается, что женщины продуктивнее, чем мужчины, используют стратегии избегания стрессовых ситуаций [19, с.54-67].
Обнаружена тесная связь между психическим выгоранием и локусом контроля, который традиционно подразделяется на внешний и внутренний. Люди с преобладанием внешнего "локуса контроля", как отмечает В.Е. Орел, склонны приписывать все происшедшее с ними или свои успехи случайным обстоятельствам или деятельности других людей, в то время как индивиды с внутренним "локусом контроля" считают свои достижения и все происшедшее с ними собственной заслугой, результатом своей активности, способностей или готовности к риску. Что касается профессиональной эффективности, то отмечается положительная связь между внутренним "локусом контроля" и высокой оценкой профессиональной эффективности, правда данная тенденция подтверждается только для мужской выборки [13, с. 56].
В.Е. Орел отмечает, что практически в большинстве исследований данного направления используется пятифакторная модель личности, предложенная Р. Costa, R. МсСгае и включающая в себя пять основных личностных характеристик: нейротизм, экстраверсию, открытость опыту, сотрудничество, добросовестность.  Ряд исследований демонстрируют тесную связь между "Большой Пятеркой" и тенденцией выгорания. Наиболее тесные связи со всеми характеристиками выгорания имеет нейротизм, особенно с эмоциональным истощением и фактором открытости опыту [13, с. 55-56].
В.Е. Орел также отмечает, что W. Schaufeli, проведя дополнительный статистический анализ, обнаружил связь остальных составляющих выгорания с личностными характеристиками. «Так, деперсонализация наиболее тесно положительно связана с нейротизмом и отрицательно - с сотрудничеством, а персональная эффективность - с 4-я из 5-ти факторов "Большой Пятерки", а именно, нейротизмом, экстраверсией, открытостью и добросовестностью, а это говорит о том, что последняя компонента выгорания в большей степени является личностной характеристикой, чем реакцией индивида на стрессовую ситуацию» [12, с. 78].
Таким образом, исследование взаимосвязи между личностными характеристиками и выгоранием по 5 факторной модели (и может быть других, основанных на теории черт) является перспективным, поскольку в других подходах к изучению личности не прослеживается четкой взаимосвязи между личностными характеристиками человека и профессиональным выгоранием.
Близким к исследованию этих взаимосвязей является выявление взаимосвязи между выгоранием и такими особенностями личности, как тревожность, эмоциональная чувствительность и некоторыми другими. Показано наличие положительной связи между выгоранием и агрессивностью, тревожностью и отрицательной - с чувством групповой сплоченности [2, 4, 11]. 
Социально-демографические характеристики. Из всех социально-демографических характеристик наиболее тесную связь с выгоранием имеет возраст, что подтверждается многочисленными исследованиями [12, 4, 7, 19]. Обнаруживается наличие отрицательной корреляционной связи возраста и выгорания [19]. В работе А.Б. Бизунковой показано, например, что средний медицинский персонал психиатрических клиник "выгорает" через 1.5 года после начала работы (А.Б. Бизункова, 2005, С. 2), а социальные работники, как отмечает А.Б. Леонова  начинают испытывать данный симптом через 2-4 года (А.Б. Леонова, 2001, с. 3).
В некоторых исследованиях подтверждается и чувствительность старшего возраста к данному синдрому. В частности, в исследовании, проведенном на среднем персонале военных медицинских учреждений, отмечалось, что наиболее чувствительными к выгоранию являются не только молодые люди (19-25 лет), но и более старшие [40-50 лет) [18, с. 54-55].
Склонность более молодых по возрасту к выгоранию объясняется эмоциональным шоком, который они испытывают при столкновении с реальной действительностью, часто несоответствующей их ожиданиям. Специфика влияния возраста на эффект выгорания тоже неоднозначна. Наиболее тесная его связь обнаруживается с эмоциональным истощением и деперсонализацией, менее - с редукцией профессиональных достижений.
Взаимоотношения между полом и выгоранием не так однозначны. В ряде исследований отмечается, что мужчины в большей степени подвержены процессу выгорания, чем женщины [10, с. 62], в то время как другие исследователи приходят к совершенно противоположным заключениям [19, с. 65]. В.Е. Орел отмечает, что у мужчин более высокие баллы по деперсонализации, а женщины в большей степени подвержены эмоциональному истощению. Это связано с тем, что у мужчин преобладают инструментальные ценности, женщины же более эмоционально отзывчивы и у них меньше чувство отчуждения от своих клиентов [13, с. 55]. Риск подвергнуться выгоранию зависит от того, насколько выполняемые работниками функции соответствуют их поло-ролевой ориентации. Так, в исследовании установлено, что мужчины оказались более чувствительными к воздействию стрессоров в тех ситуациях, которые требовали от них демонстрации истинно мужских качеств, таких, как физические данные, мужская отвага, эмоциональная сдержанность, показ своих достижений в работе. В то же самое время женщины оказались более чувствительны к стрессовым факторам при выполнении тех обязанностей, которые требовали от них сопереживания, воспитательных умений, подчинения [13, с. 55-56].
В качестве другого объяснения предлагается тезис о том, что работающая женщина испытывает более высокие рабочие перегрузки (по сравнению с мужчинами) из-за дополнительных домашних и семейных обязанностей [19, с. 64-65].
Исследование взаимоотношений между полом и выгоранием представляется довольно важным особенно для тех профессий, где велика доля женского труда (учителей, среднего медицинского персонала, работников детских лечебно-воспитательных учреждений).
Данные о взаимосвязи между стажем работы по специальности и выгоранием важны для нашего исследования. В большинстве исследований, как указывает В.Е. Орел, отмечается отсутствие значимых корреляций между указанными переменными [Dietzel L.C., Coursey R.D.; Haddad A.] и только отдельные работы выявляют отрицательную зависимость между ними [Naisberg F.S., Fennig S., Keinan G., ElizurA.]. В частности, отмечается незначительная отрицательная корреляция между общим стажем работы и стажем работы в данном лечебном учреждении и выгоранием у психиатров [Naisberg F.S., Fennig S., Keinan G., ElizurA.] (В.Е. Орел, 1999, с.85) .
Существуют некоторые данные о положительной связи между уровнем образования и степенью психического выгорания. Причиной этого могут быть завышенные притязания у людей с более высоким уровнем образования. Однако такая тенденция наблюдается только в отношении деперсонализации, а эмоциональное истощение не зависит от данного фактора [10, с. 77]. 
В области исследования профессионального выгорания довольно представительной является и группа организационных факторов, куда включаются условия материальной среды, содержание работы и социально-психологические условия деятельности. Рамки курсовой работы не позволяют раскрыть эту группу, тем более, что по теме исследования нам важно рассмотрение индивидуальных факторов, к которым относится интересующий нас стаж работы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


ГЛАВА 2. ПСИХОДИАГНОСТИКА СИНДРОМА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ

2.1. Психодиагностика стресса

Профессиональное выгорание — это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоционально – энергических и личностных ресурсов работающего человека. Избежать синдрома выгорания можно, взяв под контроль стрессовую ситуацию и свое поведение в сложившейся сложной обстановке. Только то, что неподконтрольно, что происходит само по себе, влияя на нас, и нами не управляется, способно нанести сильнейший удар по нашему здоровью и психологическому состоянию, привести к непоправимым последствиям. Стресс переводится как «напряжение», и довольно часто им обозначается широкий круг состояний человека, возникающих в ответ на экстремальные воздействия. Но это всегда – напряжение всего организма человека, отвечающего на воздействие различных факторов, как физических, так и психологических.
Ключевая роль в процессе управления стрессами принадлежит контролю за их уровнем, построенному на отслеживании характерных признаков стресса. Хотя стресс проявляется внешне на телесном и поведенческом уровне, часто бывает невозможно только по внешним признакам определить наличие стрессового состояния, так как напряжение у некоторых людей даже в критические моменты может быть не выраженным. 
Изменения в результате стресса проявляются во всех сферах психики. Так, в эмоциональной сфере возникает чувство тревоги, обостренное восприятие значимости происходящего. В когнитивной – восприятие угрозы, оценка ситуации как неопределенной, осознание опасности ситуации. В мотивационной – резкая мобилизация или полная демобилизация всех сил и ресурсов. В поведенческой сфере – изменение привычных темпов и ритма деятельности, появление «зажатости» в движениях. Все эти изменения имеют нечто общее: для всех них характерно изменение интенсивности процессов данной сферы в сторону уменьшения или увеличения. 
Контроль и оценку стресса можно провести с помощью различных тестов, опросников, одним из которых может являться тест по «инвентаризации симптомов стресса». 
Для оценки нервно-психического напряжения можно воспользоваться шкалой психологического стресса, целью которой является измерение стрессовых ощущений по соматическим, поведенческим, эмоциональным признакам. Первоначально методика была разработана во Франции, и широко использовалась в практике психологических исследований в Канаде, Англии, США, Японии. Разработанный опросник детально исследует состояние человека, подвергшегося воздействию стрессовой ситуации. 
Используя приведенную в приложении 1 шкалу, можно дать оценку общему состоянию организма. Лучше выбирать те значения, которые наиболее точно соответствуют состоянию за последние 4 – 5 дней. Ошибочных или неправильных ответов здесь нет [6, с. 17]. 
Значение баллов: 
•    - никогда; 
•    - крайне редко; 
•    – очень редко; 
•    – редко; 
•    – иногда; 
•    – часто; 
•    – очень часто; 
•    – постоянно. 
Чем выше суммарный показатель, тем выше уровень стресса:
Менее 99 баллов – низкий уровень стресса; 
100 – 125 баллов – средний уровень; 
больше 125 – высокий уровень стресса [6, с. 18]. 
Диагностика по индивидуальным различиям по отношению к реагированию на стрессовые ситуации нашла свое выражение в диагностике типов реагирования на стресс. Выделяются 6 позиций, типов личностного реагирования на стресс, которые описаны В.А. Абабковым и М. Перре. 
•    Честолюбивый тип. Для людей этого типа характерна сильно выраженная потребность в достижении успеха и ориентация на положительный конечный результат. В основном – энергичные, подвижные, доминантные, агрессивные, ориентированные на дело люди (менеджеры, управляющие торговых сетей и точек, начальники отделов). Причины стресса: перегрузки, большая интенсивность деятельности, межличностных отношений, недостаточное понимание себя. Основные симптомы стресса, харакерные для людей этого типа: бессонница, высокое давление, проблемы с сердечно-сосудистой системой, чрезмерное курение и злоупотребление алкоголем. 
•    Спокойный тип. Это в основном безмятежные, спокойные люди; ориентированные на прошлое, они мечтательны и малоактивны. Хорошо выдерживают баланс между работой и домом, обладают низкой уязвимостью к стрессу. Причинами для возникновения стрессогенной ситуации для них могут служить или другие люди, или профессиональные требования, способные разрушить или внести хаос в размеренное и стабильное течение жизни. 
•    Совестливый тип. Люди этого типа, как правило, мелочны, педантичны, дотошны, догматичны и стабильны, вплоть до консерватизма, обязательны. Соблюдают традиции, исполняют все необходимые формальности и предписания. Безусловно верят признанным авторитетам. Причины стресса для них кроются в других людях, разрушающих укоренившиеся стереотипы поведения и нарушающие стабильность. Степень уязвимости к стрессам для таких людей характерна средняя, хотя они болезненно чувствительны к малейшим изменениям их привычной жизнедеятельности. 
•    Неотстаивающий тип. Такие люди не могу ни постоять за себя, ни отстоять свои права и достижения. Они боятся конфликтов и конфронтации, поэтому стремятся избегать межличностных трудностей и обострений в процессе коммуникации, предпочитая угождать другим. Причина стресса для них кроется в их постоянном внутреннем напряжении, возникающим на почве сложных межличностных коммуникаций. 
•    Жизнелюбивый тип. Сильные, энергичные, жизнелюбивые люди, живущие полноценной жизнью, испытывающие жажду новых впечатлений и событий. Им характерны импульсивность и склонность к риску, частая смена интересов. Для таких людей причиной стресса может послужить рутина, скучная, монотонная работа, чрезмерное внутреннее напряжение, повышающее уязвимость к стрессу. 
•    Тревожный тип. Люди этого типа обладают очень высокой уязвимостью к стрессу, так как постоянно испытывают волнение и беспокойство по поводу возможных негативных ситуаций, живут ожиданием возможных неудач и потерь. Они ориентированы на будущее и чрезмерно рефлексируют. Для них характерно чрезвычайно высокое внутреннее напряжение и одновременно – низкая самооценка. Причины стресса для них – ситуации, вынуждающие их принять на себя ответственность, особенно на работе, резкие изменения в жизни [1, с. 98-99]. 

2.2. Диагностика личностных факторов, способствующих профессиональному выгоранию

Синдром профессионального выгорания, как было отмечено выше, представляет собой сложный, многоплановый конструкт, состоящий из целого ряда негативных психологических переживаний, вызванных длительными и интенсивными межличностными коммуникациями, эмоционально насыщенными или когнитивно сложными. 
Среди личностных факторов, способствующих выгоранию, можно отметить поведение человека типа А, предпочитаемые стратегии преодоления кризисных ситуаций. Использование активной стратегии избегания кризисной ситуации соотносится с эмоциональным истощением и деперсонализацией, и использование пассивной стратегии – с развитием эмоционального истощения и редукцией личных достижений. При этом чем больше степень выгорания, тем чаще применяются пассивные, агрессивные модели преодолевающего поведения. Умение управлять эмоциональными проявлениями – необходимый навык работников коммуникативных профессий. Однако, очень часто стратегия преодолевающего поведения в условиях стресса, частью которой может являться и такое умение как управление и подавление собственных эмоций, может служить одним из факторов, определяющих вероятность развития психосоматических заболеваний. Для развития синдрома выгорания важно, как работник справляется со стрессом. Наиболее уязвимыми оказываются те, кто реагирует на стрессовую ситуацию агрессивно, несдержанно, стремясь противостоять, во что бы то ни стало, идя на соперничество. Они имеют тенденцию недооценивать сложность стоящих задач и фактор времени. Стрессогенный фактор способствует развитию у них чувства уныния, подавленности из-за неудачи в достижении желаемого – поведение типа А. Личностям этого типа характерны 2 особенности: высокая степень соревновательности и постоянное пребывание в режиме аврала или цейтнота. Для того чтобы определить, имеется ли склонность к поведению этого типа, можно использовать следующий тест, который описан в приложении 2 [3, с. 79]. 
Связь между личностными характеристиками и выгоранием весьма существенный фактор при подборе персонала в коммуникативных профессиях. Тревожные, склонные к депрессиям люди не будут в состоянии справиться со стрессами и будут больше подвержены профессиональному выгоранию, чем люди с высокой степенью самоуважения (более позитивно ориентированы по отношению к клиентам и менее склонны к эмоциональному истощению), хорошим чувством юмора (один из механизмов копинговых реакций, помогающий преодолевать стрессовые ситуации). Поэтому важно применение данного теста при подборе кадров.
Для исследовании синдрома эмоционального выгорания и выявления  влияния на него организационных и личностных факторовмогут быть использованы следующие методики:
Методика В.В. Бойко “Исследование эмоционального выгорания” [В.В. Бойко, 1996].
Данная методика предназначена для измерения уровня проявления эмоционального выгорания. Методика состоит из опросного листа, включающего в себя 84 суждения. Интерпретация результатов проводится по трем фазам, включающим в себя по 4 симптома. В соответствии с ключом осуществляются следующие подсчеты:
1.   Определяется сумма баллов раздельно для каждого симптома.
-     9 и менее баллов симптом не сложился;
-     10-15 баллов – складывающийся симптом;
-     16 и более баллов – симптом сложился.
2.   Подсчитывается сумма показателей симптомов для каждой из трех фаз.
-     36 и менее баллов – фаза не сформировалась;
-     37-60 баллов – фаза в стадии формирования;
-     61 и более баллов – фаза сформировалась.
3.   Находится итоговый показатель синдрома эмоционального выгорания – сумма показателей всех симптомов. Описание данной методики представлено в приложении 3.
Многофакторный личностный опросник FPI. Авторы И. Фаренберг, Х. Зарг, Р. Гампел (модифицированная форма “B”) представлен в приложении 4 [4, с. 299-300]. Опросник и его структура соответствуют традиционным личностным опросникам: содержит вопросы, высказывания, касающиеся способов поведения, состояний, ориентаций, навыков и физических трудностей, на которые испытуемый отвечает “согласен” или “нет”. Опросник предназначен для диагностики таких личностных свойств как:  невротичность (шк. I); спонтанная агрессивность (шк. II); депрессивность (шк. III); раздражительность (IV); общительность (шк. V); уравновешенность (шк. VI); реактивная агрессивность (шк. VII); застенчивость (шк. VIII); открытость (шк. IX); экстраверсия – интроверсия (шк. X); эмоциональная лабильность (шк. XI); маскулинизм – феминизм (шк. XII). Этот опросник предназначен для широкого круга испытуемых, возможно индивидуальное и групповое предъявление.
Метод диагностики межличностных отношений. (Адаптированный материал интерперсональной диагностики Т. Лири) показан в приложении 5 [4, с. 301-303]. Данная методика адаптирована Собчик Л.Н. и предназначена для диагностики структуры межличностных и внутриличностных отношений. Основываясь на том, что личность проявляется в поведении, актуализированном в процессе взаимодействия с окружающими, Т. Лири систематизировал эмпирические наблюдения в виде 16-ти вариантов межличностного взаимодействия. Соответственно типам межличностного поведения разработан опросник, представляющий собой 128 простых характеристик, на которые испытуемые отвечают “да” или “нет”.  Данная методика выбрана мною, так как позволяет получить данные, как о личности испытуемого, так и об межличностных отношениях с окружающими. 

 

 

 

                                          ВЫВОДЫ

Исследование теоретических представлений о синдроме  профессионального выгорания позволило сделать следующие выводы.
Синдром профессионального выгорания, это процесс, развивающийся во времени. Начало выгорания лежит в сильном и продолжительном стрессе на работе. В том случае, если внешние и внутренние требования к человеку превышают его собственные ресурсы, происходит нарушение равновесия его психофизиологического состояния. Сохраняющийся или усиливающийся дисбаланс приводит к полному истощению имеющихся ресурсов и выгоранию сотрудника.
Причина истощения ресурсов, приводящего к выгоранию – неуправляемый стресс. При отсутствии конструктивных мер по преодолению хронического состояния стресса в профессиональной деятельности, у человека формируется комплекс негативных переживаний, нарушений адаптивных способностей представляющих угрозу, как для его личного здоровья, так и для организации в целом. 
Развитие синдрома ведет к активизации защитных механизмов, психологическому отдалению от выполнения профессиональных обязанностей: апатии, циничности, ригидности поведения, снижению значимости достижений и результатов деятельности. 
В последнее время жертвами синдрома профессионального выгорания все чаще становятся не только представители помогающих профессий: учителя, медицинские работники, психологи и психотерапевты, социальные работники, но и представители бизнеса и коммерческих структур. Последствия синдрома негативно сказываются на деятельности всей организации в целом.
Если, как было отмечено выше, стресс возникает тогда, когда требования превосходят имеющиеся ресурсы, из этого следует, что необходимо либо видоизменить требования, либо увеличить ресурсы. Очень часто изменить требования представляется невозможным в силу объективных причин, особенно, если речь идет о младшем звене управленческой цепочки, рядовых сотрудниках организации. 
Поэтому чаще всего меры по профилактике или преодолению стрессовых состояний и синдрома выгорания сотрудников направлены на пополнение, увеличение личных ресурсов субъектов трудовых отношений. Но это предполагает основательный подготовительный процесс. Профилактические мероприятия могут быть разработаны только после того, как проблема распознана и изучена. На это требуется не только время, но и понимание руководством организаций и предприятий необходимости подобных мер.
 

 

 

Добавил: Демьян |
Просмотров: 651
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Дипломник © 2024
магазин дипломов, диплом на заказ, заказ диплома, заказать дипломную работу, заказать дипломную работу mba