СКАЧАТЬ РАБОТУ БЕСПЛАТНО -
СКАЧАТЬ
1.Форма правления США по Конституции 1787 г. (президент, конгресс, Верховный суд)
С момента образования на территории современного государства первых английских переселенческих колоний в первой половине XVII века и до юридического оформления США в единое федеративное государство после принятия Конституции в 1787 году прошло чуть более полутора веков. Но именно в тот период были заложены основы американской государственности, созданы предпосылки для появления на свет юридического документа номер один в истории Соединенных Штатов Америки - Конституции 1787 года.
Непосредственное участие в разработке текста Конституции приняли ведущие юристы Америки и общественные деятели государства: Д. Медисон, Т. Джефферсон, Б. Франклин, А. Гамильтон и др. Основополагающим принципом конституции был провозглашен принцип разделения властей, который предполагает организационную независимость трех ветвей государственной власти - законодательной, исполнительной, судебной и разграничение функций между ними. Анализируя исторический опыт, авторы Конституции пришли к выводу, что если в одном органе или у одного лица сосредотачивается вся полнота власти, то это неминуемо ведет к
возникновению тирании. Чтобы этого не произошло, власть должна быть
разделена между различными органами государства таким образом, чтобы они взаимно контролировали и сдерживали друг друга. В результате каждая из основных властей получала значительную независимость. Особое внимание при разработке конституции было обращено на создание действенной системы взаимных сдержек и противовесов.
Фундаментальной основой государственно-территориального устройства США был провозглашен принцип федерализма, который определил правовой статус и гарантии равноправия субъектов федерации, а также основы разграничения полномочий и предметов ведения федеральных органов власти и органов власти штатов.
Конституция не ликвидировала административную и, отчасти, политическую автономию штатов, но противопоставила ей сильную центральную власть. Таким образом, Конфедерация превращалась в федерацию. Действующей в государстве легитимной формой правления была выбрана президентская республика. Депутаты конвента пришли к выводу, что именно такая форма правления наиболее соответствует принципу разделения властей, интересам развития страны. Они поддержали авторов Конституции в их стремлении четко определить через основной закон страны, что есть фактически Соединенные Штаты Америки и каковы их федеральные органы управления.
Законодательная власть по Конституции 1787 года принадлежит Конгрессу США (ст. 1, разд.1), состоящему из двух палат: палаты представителей и сената. Обе палаты получили равные права в том, что касается законодательной инициативы и принятия законов. В компетенцию Конгресса вошли следующие вопросы (ст.1, разд.8): установление и взимание пошлин, налогов, акцизных сборов; забота об общем благосостоянии и совместной обороне США; единообразие налогов, податей и акцизных сборов на всей территории США; производство займов за счет государства; вопросы внешней торговли; единообразное толкование законов на всей территории федерации; чеканка монеты; почтовая служба; учреждение судов, подчиненных
Верховному суду; объявление войны; набор и содержание армии; подавление
выступлений, нарушающих установленный законом порядок, и др. Кроме того,
в полномочия Конгресса вошли утверждение государственного бюджета,
ратификация международных договоров, подписанных президентом, назначение на важнейшие государственные посты.
Воплощая в жизнь систему взаимных сдержек и противовесов, Конституция дала сенату полномочия утверждать назначенных президентом министров и членов правительства. Но после того, как сенат дает свое согласие на назначение, он уже не может удалить их со своих постов выражением
недоверия или порицания. Таким образом, законодательная власть лишается
возможности напрямую влиять на работу правительства. Система сдержек и
противовесов действует и внутри самого Конгресса. Это касается и
процедуры принятия законов, и состава палат, и системы выборов членов
Конгресса. Так, при обсуждении законопроекта, одобренного одной из
палат, другая может предлагать поправки к нему. И только после того,
как законопроект пройдет обе палаты, он поступает Президенту страны. В
случае одобрения, Президент подписывает законопроект в десятидневный
срок (если Президент не принял никакого решения по законопроекту, то он
становится законом без его подписи), а в случае несогласия - отсылает
Билль со своими возражениями в ту палату, из которой он поступил. После
этого соответствующая палата снова рассматривает законопроект с
поправками президента. Если Билль с поправками набирает 2/3 голосов в
обеих палатах, он становится законом. Так обеспечивается влияние
президента на законодательную власть. Что касается системы выборов и
состава палат, то более консервативный, профессиональный по составу
сенат был изначально задуман, как альтернатива, противовес “всенародной”
палате представителей, избиравшейся населением штатов каждые 2 года.
Члены сената вплоть до 1913 года избирались парламентами штатов, причем
состав его полностью обновляется за 6 лет (по трети депутатов в 2 года).
Все это давало сенату некоторую независимость от избирателей и
возможность, при необходимости, заблокировать популистские решения
палаты представителей. Двухпалатная структура Конгресса США была
предусмотрена также с целью обеспечения пропорционального
представительства штатов в законодательных органах. Густонаселенные
штаты имели явное преимущество перед малонаселенными при выборах в
палату представителей. сенат, в котором каждый штат имел двух
представителей, независимо от числа избирателей, уравнивал шансы малых
штатов с большими. Различны и подходы к назначению руководителей палат.
Палата представителей избирает спикера, а в сенате главой автоматически является вице-президент. Необходимо также отметить, что Конституция заложила механизм обратного влияния субъектов федерации на
законотворческую деятельность Конгресса. Федеральные законы, поступая на ратификацию в парламенты штатов, вступают в силу на всей территории
страны только после того, как необходимое большинство (на тот период
девять из тринадцати) штатов ратифицируют его.
Главой исполнительной власти США является президент. Конституция
объединила в его лице главу государства и правительства. Ему же
вверялось верховное командование Вооруженными Силами. Как глава
государства, президент представляет Соединенные Штаты на международной арене, подписывает международные соглашения, осуществляет руководство
внутренней и внешней политикой государства. В качестве главы
правительства, президент формирует его органы, назначает министров (с
согласия сената), руководит работой федеральной исполнительной власти,
может освободить от занимаемой должности любого члена правительства. В
своей деятельности президент не зависит от того, как будет принята
проводимая им политика в конгрессе, за исключением случаев, когда
осуществление этой политики было бы невозможно без его содействия
(ассигнования, заключение международных договоров, законодательство,
назначение на важные посты). Президент не подотчетен конгрессу, что
обеспечивает ему свободу действий. Однако, следуя принципу разделения
властей, конституция лишила президента законодательной инициативы в
строгом смысле слова ( право представлять палатам готовый законопроект).
Президент имеет право налагать вето на любой законопроект, принятый
обеими палатами, отсылать его на доработку со своими возражениями в ту
палату из которой он поступил. С другой стороны, Конституция
устанавливает, что президентское вето может быть “опрокинуто”
квалифицированным большинством обеих палат. Президент не имеет
полномочий распустить ни одну из палат Конгресса. В свою очередь, для
удаления президента Конституция требует обоснованного обвинения в
измене, взяточничестве или других важных преступлениях. Обе палаты имеют полномочия возбудить процедуру импичмента. Но вопрос об отстранении от власти президента решает сенат под председательством Верховного судьи двумя третями голосов присутствующих. В результате, президент и конгресс были лишены возможности вмешиваться в дела друг друга напрямую, что обеспечивает их независимость друг от друга. Можно сказать, что президент имеет косвенное влияние на Верховный суд в том плане, что он назначает его членов. Но так как они назначаются пожизненно, и все, включая президента США, обязаны подчиняться решениям Верховного суда, то становится очевидным то, что система взаимных сдержек и противовесов работает и здесь.
Третьей властью Соединенных Штатов Конституция называет суд. При
рассмотрении этой части Конституции члены Учредительного конвента
предлагали предоставить Верховному федеральному суду полномочия высшей
судебной инстанции США. Он должен был получить право пересмотра законов,
принятых Конгрессом при их несоответствии Конституции, но не в качестве
надзорной инстанции, а в связи с определенными судебными делами,
находящимися в его производстве. Такое право Верховный суд должен
получить и в отношении законов, принятых парламентами штатов и
постановлений штатных судов. Однако, эти положения в Конституцию не
вошли. Опасаясь противодействия штатов, от решения которых зависела
судьба самой Конституции, понимая, что они не потерпят вмешательства
федерации в их “внутренние дела”, включая законодательство и суд, члены
Конвента снова пошли на компромисс, отложив решение этого вопроса до
лучших времен. По Конституции 1787 года (ст. 3) судебная власть федерации
должна была простираться на все те дела, “...которые возникнут из
действия самой Конституции”[1], из законов и трактатов, которые приняты,
заключены или могут быть приняты и заключены Соединенными Штатами в
дальнейшем. Помимо этого к федеральной юрисдикции были отнесены споры
между палатами, тяжбы между гражданами различных штатов и некоторые
другие иски, касавшиеся федерации в целом. Члены Верховного суда
назначаются президентом США пожизненно. Этим достигается независимость
судебной власти от законодательной и исполнительной. Вопрос о
практическом создании новой судебной организации США и о закреплении
полномочий Верховного суда был рассмотрен среди основных первым
Конгрессом США. В результате был принят Закон о судоустройстве 1789
года. Как и было задумано при разработке Конституции, возвратясь к
вопросу о верховном конституционном надзоре, Конгресс наделил Верховный суд США правом отмены любого закона, как федерального, так и штатного,
если будет найдено, что этот закон уклоняется от предписаний и принципов
Конституции (ст.25 Закона о судоустройстве). Более того, Верховный суд
получал полномочия издавать предписания, обязательные для органов
исполнительной власти, включая президента и министров (ст.13 Закона о
судоустройстве).
2. Решение задачи
Леон Абервиль 17 мая 1820 г. продал принадлежащий ему земельный участок Жану Леру за 5 тыс. франков. Однако спустя несколько дней он обратился в суд с иском о расторжении договора, утверждая, что по своей неопытности не знал подлинной цены участка. Ответчик отказался удовлетворить притязание истца, ссылаясь на то, что договор купли-продажи был заключен с соблюдением необходимых формальностей. Какие решения может принять суд на основании ФГК (Кодекс Наполеона) 1804 г.?
В 1804 году наполеон Бонапарт ввел в действие Гражданский кодекс Франции (Кодекс Наполеона). В своих трех частях – лица, вещи, обязательства – Кодекс 1804 года регулировал имущественные отношения буржуазной Франции.
Принципы, на которых строятся договорные отношения, таковы:
- принцип согласия обязываемой стороны. Под согласием сторон французская доктрина понимает согласие воль (внутреннего психического акта). Кодекс называет случаи возможного искажения воли: если согласие дано вследствие заблуждения или получено путем насилия или обмана;
- принцип незыблемости договора: "Соглашения, законно заключенные, занимают место закона для тех, кто их заключил. Они могут быть отменены лишь по взаимному согласию сторон или по причинам, в силу которых закон разрешает отмену. Они должны быть выполнены добросовестно"[2].
Перечисляя условия действительности договоров, Кодекс первым называет согласие стороны, которая обязывается (ст. 1108 ФГК). Под согласием сторон ФГК понимает единство воль (внутреннего психического акта). ФГК называет случаи возможного искажения воли (порока): если согласие было дано вследствие заблуждения или получено путем насилия или обмана (ст. 1109 ФГК). В этих случаях, устанавливает кодекс, действительного согласия нет. В то же время явная убыточность договора для одной из сторон, как правило, не опорочивает сделку. Сторона в договоре не может ссылаться на то, что он оказывается для нее невыгодным, а для контрагента может служить источником неосновательного обогащения. Лишь в отдельных случаях явная невыгодность договора для одной из сторон может служить основанием признания его недействительным. Так, согласно ст. 1674 ФГК, если продавец недвижимости продал имущество по цене, составляющей не более 7/12 действительной цены, договор может быть признан недействительным. Столь большое внимание ФГК уделяет согласию сторон постольку, поскольку, исходя из принципа свободы договора, французское право предоставляет частным лицам возможность устанавливать, по сути дела, любые правоотношения, не противоречащие закону. Буржуазное право содержит лишь немногочисленные запреты, ставящие предел свободе договорных отношений, и главнейшими из этих запретов являются нормы уголовного права. Второй важный принцип, на котором строятся договорные отношения, сформулирован в ст. 1134 ФГК[3]. Это принцип неизменности договора, о котором говорилось выше.
Важное место в договоре занимает характеристика вещи и установление цены. Последнее определяется усмотрением сторон. Как только достигается соглашение по поводу вещи и цены, договор считается заключенным (ст. 1583 ФГК)[4]. Одновременно право собственности переходит на покупателя, даже если вещь еще не передана, а цена уплачена.
Таким образом, согласно Кодекса Наполеона суд будет на стороне ответчика, т.е. договор купли-продажи будет признан действительным.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Боботов С.В., Жигачев И.Ю. введение в правовую систему США. – М.: НОРМА, 1997. – 333 с.
2. Графский В.Г. Всеобщая история права и государства. – М.: НОРМА, 2002. – 744 с.
3. Конституции зарубежных государств. / Сост. В.В. Маклаков. – М.: БЕК, 2000. – 548 с.
4. Конституционное право зарубежных стран. / Под ред. М.В. Баглая, Ю.И. Лейбо, Л.М. Энтина. – М.: Норма, 2005. – 1056 с.
5. Конституция США: история и современность. / Под ред. А.А. Мишина, Е.Ф. Язькова. – М.: Мысль, 1988. – 316 с.
[1] Конституции зарубежных государств. / Сост. В.В. Маклаков. – М.: БЕК, 2000. – С. 148.
[2] Конституционное право зарубежных стран. / Под ред. М.В. Баглая, Ю.И. Лейбо, Л.М. Энтина. – М.: Норма, 2005. – с. 256.
[3] Конституционное право зарубежных стран. / Под ред. М.В. Баглая, Ю.И. Лейбо, Л.М. Энтина. Указ. соч. – С. 256 - 257.
|