Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Поиск

Категории раздела

Диплом [327] Курсовая [699]
Реферат [397] Отчет [11]




Сб, 18.05.2024, 17:10
Приветствую Вас Гость | RSS
ДИПЛОМНИК т.8926-530-7902,strokdip@mail.ru Дипломные работы на заказ.
Главная | Регистрация | Вход
КАТАЛОГ ДИПЛОМНЫХ, КУРСОВЫХ РАБОТ


Главная » Каталог дипломов » бесплатно » Курсовая [ Добавить материал ]

История и виды игрушек для детей
Курсовая | 12.08.2014, 19:02

СКАЧАТЬ РАБОТУ БЕСПЛАТНО - 

СКАЧАТЬ

                                                        СОДЕРЖАНИЕ

Введение………………………………………………………………………3
Глава 1. История и виды игрушек для детей……………………………….6
           1.1. История возникновения русской игрушки……………………..6
           1.2. Виды игрушек……………………………………………………12
Глава 2. Исследование проблемы развития у детей старшего дошкольного
возраста интереса к традициям русского народа через ознакомление
их с народной игрушкой…………………………………………………….20
           2.1. Выявление исходного уровня интереса у детей старшего
            дошкольного возраста к народным игрушкам как носителям
            традиций русского народа…………………………………………..20 
           2.2. Формирование представлений у детей старшего
            дошкольного возраста о народной игрушке……………………….26
            2.3. Выявление сформированности интереса детей старшего
            дошкольного возраста к народной игрушке……………………….31
Заключение…………………………………………………………………...37
Список литературы…………………………………………………………..39
Приложения………………………………………………………………….40

 

 

 

 

 


                                               ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы курсового исследования обусловлена тем, что игрушка, как предмет народно-прикладного искусства, близка и понятна ребенку. Посредством общения с народной игрушкой происходит обогащение души ребенка, народная игрушка хранит и передает новым поколениям национальные традиции и выработанные народом формы эстетического отношения к миру.
Но, несмотря на актуальность возрождения народных традиций в воспитании детей, мы можем отметить некоторое противоречие между необходимостью возрождения гражданского воспитания подрастающего поколения и, соответственно, интереса детей к традициям русского народа и реально складывающийся педагогической ситуацией в дошкольных образовательных учреждениях России, которая характеризуется недостаточностью внимания к данной проблеме и не разработанностью методики работы в данном направлении.
Таким образом, учитывая актуальность и масштабность данного вопроса, мы определяем проблему: определить роль ознакомления с русской народной игрушкой в развитии интереса к традициям русского народа.
Цель данного курсового исследования - разработать и апробировать комплекс педагогических мероприятий по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с народной игрушкой как средством развития интереса к традициям русского народа.
Реализация цели исследования предполагает решение следующих задач:
1. По материалам педагогической литературы проанализировать проблему развития интереса к традициям русского народа у детей старшего дошкольного возраста при ознакомлении их с народной игрушкой.
2. Выявить исходный уровень интереса к народным игрушкам как носителям традиций русского народа у детей старшего дошкольного возраста.

3. Разработать и апробировать комплекс педагогических мероприятий по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с народной игрушкой, как средством развития интереса к традициям русского народа.
4. Проанализировать результативность экспериментальной методики по развитию интереса у детей к традициям русского народа через ознакомление с русской народной игрушкой.
5. Опираясь на результаты исследования разработать рекомендации сотрудникам ДОУ по проблеме исследования.
Объектом исследования является процесс ознакомления с традициями русского народа: с символикой, бытом, ремеслом.
Предметом исследования является народная игрушка как средство развития интереса у детей старшего дошкольного возраста к традициям русского народа.
Исходя из выше обозначенной проблемы, мы выдвигаем гипотезу, которая может быть конкретизирована следующим образом: ознакомление с народными игрушками, на основе специально разработанного комплекса педагогических мероприятий, включающего: беседы, дидактические игры, развлечения, занятия по изобразительному творчеству детей, составление детьми сказок; будет способствовать успешному развитию интереса к традициям русского народа у детей старшего дошкольного возраста. 
Для реализации поставленных задач в исследовательской работе предлагается использование следующих методов:
I.Теоретические методы.
-анализ психолого-педагогической и научно-методической литературы;
-анализ и обобщение материалов полученных эмпирическим путем;
-составление библиографии по проблеме исследования.
II.Эмпирические методы.
-беседа с детьми;
-интервьюирование воспитателей;
-анкетирование родителей;
-формирующий эксперимент.
Экспериментальная работа основана на базе дошкольного образовательного учреждения № 293 Ленинского административного округа г. Омска, с группой детей старшего дошкольного возраста в количестве 15 человек.
Контрольный эксперимент проводился в детском саду № 289 «Колокольчик» в подготовительной к школе группе.
Структура курсовой работы определена целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.

 

СКАЧАТЬ РАБОТУ БЕСПЛАТНО - 

СКАЧАТЬ

          Глава 1. История и виды игрушек для детей

1.1. История возникновения русской игрушки

Игрушка – одно из ярких проявлений массовой культуры, глубоко жизненное и демократичное. В нашей русской народной игрушке много теплоты и любви к ребенку, которые выражается в заботливом, любовном ее исполнении. Игрушка неизменный спутник ребенка, его друг. Она главное действующее лицо в его играх и забавах, побуждает у ребенка мысль, воспитывает чувства. Благодаря русской народной игрушке в жизнь ребенка входит искусство.
Игрушка каждого народа имеет свои педагогические и художественные традиции. Она отражает культуру народа–создателя. В разных уголках нашей страны живут и работают народные мастера-игрушечники. Из поколения в поколение передают традиции ремесла, представления о жизни, труде, красоте. Они служат живым средством общения, связывают людей с опытом прошлого, с местной традицией. [11, с. 393]. 
История возникновения народной игрушки уводит нас в далекое прошлое. На заре своего «русского» развития формировалось идеопластическая форма наших глиняных фигурок как культовых изображений. Предельно обобщенная слитность объема и контура, статическая схематизация, лаконизм и не многочисленность деталей – все это было обусловлено их религиозным содержанием, осознаваемым тогда полностью. Оттеснение, а затем искоренение культа священных тотемов и их повелительницы протекает со времени начального формирования классов и завершается в века государственности царской Москвы. Смысл древнего культового действия постепенно теряется.
Чем ближе эти игрушки к эпохе их культовой действительности, тем полнее они в отношении пережитков их былой магической значимости, - тем ближе их облик к первоисточнику. Удержание глиняной игрушкой своего древнего облика объясняется связью с долго сохраняющимся в крестьянстве пережиточных обычаев дохристианского культа. Даже тогда, когда она сделалась предметом исключительно детской забавы, она чрезвычайно медленно изменялась в своем виде.
Основная масса русского крестьянства не была способна на коренное обновление старинной сюжетики игрушки и ее пластической формы. Мотивы древнего орнамента, который стал после утери своего культового смысла формально абстрактным, разнообразно сочетается и видоизменяется деревенскими мастерами. Последнее главным образом и создало местные отличия крестьянских игрушек, точно так же, как при общности отдельных мотивов. Общая застойность русской деревни была причиной сравнительной устойчивости традиции в частности в глиняной игрушке [8, с.240].
До наших дней сохранились в основном только глиняные игрушки, которые были найдены в славянских погребениях VI-VIII веков нашей эры и при раскопках древних русских городов X-XIV веков – Киева, Новгорода, Рязани, Москвы, Радонежа и других. Среди этих находок есть уже более сложные и современные по форме и способу изготовления игрушки. Фигурки людей, свистульки – кони, птицы, бараны вылеплены вручную из различных глин, обожжены и украшены, на некоторых видны следы краски, росписи зелено-желтой глазури. В большинстве своем они плохо сохранились, но настолько выразительны, что легко узнаются.
Много нового и интересного об игрушках русского средневековья  стало известно после археологических раскопок 1940-1950 годов в Москве. В Зарядье и в бывшей Гончарной слободе было найдено несколько сотен  глиняных игрушек XIV-XVII веков. Впервые археологи могли наблюдать картину массового игрушечного производства. Их создавали в большом количестве гончары-игрушечники, которые владели хорошо отработанной техникой изготовления гончарных изделий. Наряду со старыми образцами, начинают крайне медленно и единообразно формироваться обновленные образцы игрушек. В них видна попытка сообщить древним персонажам игрушки новое содержание, взятое из наблюдения действительности, либо, иногда из песни или сказки. Это достигается, либо приемом группировки (куриный, либо утиный выводки), либо наивным изображением животного в действии (музицирующий медведь). К этому еще следует добавить покрывание игрушек цветной поливой, наряду со старым украшением их декоративной росписью [7, с. 41].
На рубеже XVII-XVIII веков в России начинают складываться промыслы по производству продукции на рынок. Крупный в России промысел резной игрушки сложился в селе Богородском Московская губерния – вотчине Троице – Сергиева монастыря. Первые упоминания о нем относятся к 1663 году. Для детей вырезались лошадки, птички и другие фигурки. Среди деревянных раскрашенных кукол из Сергиева Посада в XVII-XVIII веков были купцы, барыни, франты, гусары. Славились игрушки Нижегородской губернии: посуда с золотисто-красной росписью по дереву (с. Хохлома), животные (резьба по дереву, с. Городец), токарные с ярко-желтой краской с зеленой росписью (с. Семеново), «щепные» фигурки (с. Лысково). В Вятской губернии (с. Дымково) сложился самобытный тип глиняной  игрушки – условные формы, красочная роспись. Древние центры производства глиняной игрушки: Каргополь, Гжель, Тула, Новгород, Курск, Владимир [7, с. 41-42].
В миниатюрных древних скульптурах ощущается необычная приверженность их создателей выработанным художественным каноном, верность традиции. В малой форме игрушек присутствуют черты монументальности. Это фигуры, отлитые в пластические формулы, в орнаментально-символические знаки.
В 90-х годах XIX века в Сергиевом Посаде была создана русская матрешка. Идея разъемно-вкладной токарной фигурки была заимствована из Японии и получила оригинальное решение. Известный художник С.В. Малютин и подольский токарь В.П. Звездочкин стали авторами первой матрешки. Она изображала девушку в  простонародном городском костюме: сарафане, переднике, платочке, хлебом в руках. Вскоре матрешку начали делать кустари Сергиева Посада [6, с. 24].
В начале 20 века увеличение производства народной игрушки привело к значительному снижению их качества. В годы первой мировой войны игрушечные промыслы пришли в упадок. В 20-х начале 30-х гг. кустарные предприятия по производству игрушек практически работали на отходах: дефицитными были не только металл, но и бумага, картон, текстиль. Промышленные производства игрушки в этот период не было. Преобладали старые образцы. Из папье-маше изготавливались кони, коровы, медведи и так далее; из дерева – погремушки, матрешки. Выпускалось множество глиняных свистулек, кукол-голышей.
В конце 30-х годов процесс создания кооперативных промысловых артелей художественного профиля продолжался. В 1932 году в Загорске был создан научно-экспериментальный институт игрушки, главной задачей которого стала разработка современной игрушки для массового производства. В 1934 году в союзных республиках созданы советы по игрушке при наркомпросах, которые утверждали новые образцы игрушек. Для подготовки специалистов по производству игрушек в Загорске в 1932 году был открыт техникум игрушки. В 30-х годах были созданы новые игрушки, отражающие реалии времени. [7, с. 337].
Но особое внимание передовой интеллигенции привлекло народное творчество, и в том числе народная игрушка. Она вызывала самый разносторонний интерес. Художники и историки собирали народную игрушку в частные и музейные коллекции, изучали и пропагандировали, преподавали в ремесленных школах, работали с кустарями на промыслах. Проходят первые выставки народной игрушки в России, появились первые публикации о русской народной игрушке, авторами которых были исследователи Н.Д. Бартрам, А.В. Бакушинский, А.И. Деньшин, Л.Г. Оршанский и другие специалисты. В результате этой деятельности игрушка получает признание как историко-культурный памятник, как произведение искусства, как носитель русских народных традиций [9, с. 97].
Самая активная работа по сохранению и возрождению промыслов русской народной игрушки началось в советский период. В тяжелое для страны время в Москве музейным отделом Народного комиссариата просвещения был создан первый в России музей игрушки. Основателем его стал художник Н.Д. Бартрам, собиратель-энтузиаст, знаток русского народного искусства и игрушки. В коллекции музея собирались игрушки из национализированных особняков и дворцов, конфискованных магазинов, из различных художественных фондов, ставших достоянием государства. Работники музея разыскивали новые источники поступлений: следили за распродажей антиквариата, скупали вещи на рынках и базарах, ездили в экспедиции, собирали игрушки у старых мастеров. Большой вклад внесли в музей художники, этнографы, ценители искусства и старины – Н.Д. Бартрам, Н.М. Церетелли, В.Н. Харузина, А.И. Деньшин, Е.М. Белякова, Е.Н. Басова и другие. За короткий срок было положено начало музею, и несколько тысяч игрушек составили лучшую часть коллекции. Все экспонаты музея рассказывают зрителю о мире детской игрушки, о быте и жизни детей на Руси, об истории нашей страны, о прошлом русского народа о его богатой национальной культуре, традициях [4, с. 43].
Начавшаяся в 1941 году Великая Отечественная война прервала нормальный процесс деятельности народных художественных промыслов. Центры народного  искусства теряли кадры мастеров и художников, ушедших на фронт. Но уже в 1943 году, после ряда успешных операций, обозначавших перелом в ходе войны и позволивших освободить ряд временно оккупированных врагом территорий, началось восстановление народного хозяйства. По специальному распоряжению Советского правительства с фронтов отзывают наиболее талантливых мастеров и художников для продолжения творческой работы на промыслах. Однако процесс восстановления после окончания войны проходил длительно и был трудным для страны. Шла работа по возрождению предприятий художественных промыслов [4, с. 99].
К концу 50-х годов многие промыслы народной игрушки стали переживать кризис. Мастера не выдерживали конкуренции с фабричной продукцией, которая была более дешевой и технически совершенной. Кустарная же игрушка пользовалась все меньшим спросом в быту. Очаги народной игрушки постепенно мельчали и даже исчезали совсем.
В Дымковской слободе, где еще недавно работали десятки мастериц, только одна старая мастерица А.А. Мезрина лепила игрушки. Каргопольский промысел перестал действовать. Приходили в упадок и игрушечные производства в Сергиевском Посаде и селе Богородское. Здесь кустари особенно сильно страдали от засилья скупщиков и конкуренции, продукция быстро падала в цене и ухудшалась по качеству. Казалось, народная игрушка была обречена на исчезновение.
Но народное искусство не уходило из быта, не исчезало из сферы культуры, художественные промыслы, как одна из исторически сложившихся форм организации мастеров народного декоративно-прикладного искусства, сохранили ценные традиции художественного наследия, обеспечили почву для возрождения и последующего развития художественного промысла.
На рубеже XIX-XX веко в России развернулось широкое общественное движение за сохранение национальной культуры, традиций. К началу 1960-х годов восстанавливаются поставки художественной продукции на экспорт. В дальнейшем издается ряд постановлений, способствующих развитию промыслов. В частности, принимается важное решение о привлечении к работе мастеров-надомников. Оно не только позволило расширить кадровый состав, но и дало возможность создать целые объединения мастеров, работающих на дому. Мастерам художественных промыслов представляется ряд экономических льгот [1, с. 141].
Постепенно, вместе с другими художественными промыслами начало оживать и набирать силу производство игрушки. Мастера возвращались к своему ремеслу, работая по государственным заказам, для музеев, художественных салонов и магазинов. На местах кустарных промыслов возникли сначала артели, потом фабрики, художественно-производственные мастерские, цеха предприятий, которые объединили мастеров игрушечников. Были созданы профтехшколы училища для обучения молодых специалистов.
Около 1000 предприятий выпускают  сегодня игрушки. Их ассортимент насчитывает 23 тысячи наименований и пополняется ежегодно на 1500 новых образцов [11, с. 395].
Но как бы ни тянулся к игрушечным новинкам пытливый детский ум, ребенку всегда нужны традиционные русские народные игрушки. Эти игрушки всегда радуют, увлекают, воспитывают нравственно и эстетически. Ярко и образно рассказывают об истории нашей страны, о прошлом русского народа, о его традициях.
Таким образом, можно сделать вывод, что игрушка имеет свою историю подтверждающую, что она не случайное явление, а устойчиво развивающаяся ветвь народного искусства, имеющая свои традиции, которые передаются из поколения в поколение. 

1.2. Виды игрушек

По всей территории России разбросаны десятки крупных и мелких центров игрушечного производства. Каждый из них – это новая интересная страница в истории русской игрушки, частица народных традиций.
У мастеров-игрушечников, разных промыслов были свои секреты, определенные способы и приемы технического и художественного использования игрушек. Профессиональное мастерство складывалось в художественные школы. Школы закрепляли традицию и составляли основу ее развития. Каждая школа имеет свой набор композиционных схем, приемов, сюжетов – архетипов, переходящих из произведения в  произведение. Они по-своему переосмысливаются каждым мастером соответственно его 

художественному чувству, наблюдениям и отношению к действительности. Общество принимает и перерабатывает все индивидуальное, сохраняя и развивая отобранное им. Это формирует направленность творчества отдельного мастера, который сохраняет и передает последующему поколению народные традиции [1, с. 24].
В настоящее время существует огромное разнообразие видов игрушек. Среди них огромный пласт занимает народная игрушка. Тот или иной вид народной игрушки зависит от природных географических условий. Центры изготовления глиняных игрушек и фаянсовой посуды сосредоточены там, где находятся залежи хорошей наносной глины, а резьба и роспись по дереву получили распространение в местах, где есть леса, богатые липой и другими породами деревьев, пригодных для выполнения деревянных изделий.
Рассмотрим основные виды народных игрушек, которые могут быть использованы в ДОУ, для ознакомления детей с русскими народными традициями.
Дымковская игрушка.  Впервые вятская ярко раскрашенная фигурка-игрушка свистунья упоминается в описании праздника Свистопляски в 1811 году. В этот день жители города с утра поминали предков, а во второй половине дня ходили по улицам и свистели в небольшие свистки. Куклы-свистуньи продавались здесь же, на улице. Существовал в Вятке и другой древний обычай. В воскресенье, после обедни, дочери богатых горожан, разодетые в свои лучшие наряды, ходили за водой на пруд. Вдоль дороги выстраивались женихи. Этот обычай тоже отразился в творчестве вятских мастеров, появились глиняные фигурки водоноски: женщина в широкой юбке в крупную клетку, в маленьком переднике с кружевными оборками, желтой кофте с воланами, ярко-малиновом чепце и бусах в несколько рядов, на плече – ярко-зеленое коромысло с оранжевыми ведрами [3, с. 300].
Во множестве лепились и фигурки животных: белые лошадки, козлы, разрисованные красными, желтыми, черными, зелеными полосками и кругами. Это тоже дань древней традиции. Бог солнца изображался славянами в виде двух – или трехглавого коня. На груди коня был круг с лучами - символами солнца. Богиню дома Роженицу делали похожей на сильную и  здоровую женщину. Рядом с фигурками обоих богов люди изображали то, что они хотели бы иметь. Так, около Роженицы появились домашние животные или младенцы. Постепенно богиня Роженица трансформируется в «барыню» [3, с. 301]. Все изделия дымковских мастеров отличаются жизнерадостностью и тонким юмором, что особенно привлекает внимание детей. С 1984 года существует специальная мастерская по изготовлению дымковской игрушки. И в наши дни этот промысел занимает достойное место в ряду других.
Филимоновская игрушка. Не менее известным народным промыслом является деревня Филимоново Одоевского района Тульской области. По местному преданию основателем деревни (еще во времена Ивана Грозного) был гончар Филимон, он и делал игрушки. Игрушки сменные, причудливые и в тоже время просты по исполнению и очень выразительны. Их красота – в языческой древности. За века она не утратила ни одного из своих элементов. Главное в ней свисток. С его помощью предки-язычники, отпугивали дьявола, нечистую силу. В деревне Филимоново изготовлением игрушек занимались всегда женщины. Приемы лепки и росписи передавались от бабушек внучкам. Внучек, занимавшихся лепкой игрушек, здесь называли свистульками [5, с. 130]. На внешнем облике игрушек отразились свойства местной глины «синьки», названной филимоновцами за ее маслянисто-черный цвет и жирность. При просушке пластичная, чрезмерно жирная глина быстро деформируется, покрывается мелкими трещинами, которые приходится постоянно заглаживать влажной рукой. Пока глина сохнет, игрушку много раз приходится подтягивать, выравнивая ее поверхность. Особенно заметно это проявляется в лепке коней, коров, у которых получаются длинные шеи. Фигуры людей выходят стройные и изящные, несмотря на общую утяжеленность керамической лепки. После обжига изделия из такой глины приобретают ровный белый цвет, не требующий последующей грунтовки.

Тематика филимоновской игрушки развивается в русле традиционного отражения деревенского и городского быта, полусказочных, полуфантастических образов. Основную массу изделий составляют традиционные свистульки. Изображения людей монолитные, скупые на детали близки древним примитивным фигуркам. Неширокая юбка-колокол у филимоновских барынь плавно переходит в короткое узкое тело и завершается конусообразной головой, составляющей одно целое с шеей. В круглых руках барыня обычно держит младенца или птичку-свистульку. Кавалеры похожи на дам, но вместо юбки у них толстые цилиндрические ноги, обутые в неуклюжие сапоги. Головы фигурок венчают затейливые шляпки с неширокими полями [5, с. 131].
Каргопольские игрушки. Интересной игрушкой является каргопольская. Каргополь – древний русский город, окруженный лесом. С давних времен жители этого города и его окрестностей занимались гончарным делом. Некоторые мастера изготовляли глиняную игрушку. Для каргопольской игрушки характерна условность в трактовке образов по форме, пропорции и окраске. Все фигурки несколько приземистые, с короткими руками и ногами, туловище удлиненное, толстая и короткая шея, и сравнительно большая голова. Фигурки, изображающие мужчин, - всегда с окладистой бородой, которая выполняется способом оттягивания глины от общего объема головы. У женских фигурок юбки в виде низких колоколов, что может сделать впечатление приземистости. Но так как талии у кукол вытянуты, это уравновешивает фигурку, делая ее стройной и монолитной.
Каргопольской игрушке свойственны и многофигурные композиции – веселые тройки с седоками в санях, танцующие фигуры и многие другие сцены, точно подмеченные мастерами. Характерно изображение одежды персонажей: бабы в кофтах и юбках, а иногда в платьях, на голове платок или шляпка, мужики в кафтанах. В основном сюжеты динамичные, взятые из жизни. Любят каргопольские мастера изображать и животных. Среди игрушек данного промысла можно встретить и такие, прообразы которых связаны с легендами, например, Полкан – полузверь – получеловек, двуглавые кони и олени. В ассортименте современных каргопольских игрушек встречаются сюжеты на темы русских народных сказок [2, с. 51].
Матрешка. Матрешка – одна из немногих игрушек, историю которой, от идеи до воплощения удается проследить. Появление русской матрешки связывают с Елизаветой Григорьевной Мамонтовой, женой русского мецената и промышленника Саввы Мамонтова. Ей и пришла в голову мысль сделать игрушку в игрушке, придав ей вид молодой крестьянской девушки. Токарь Звездочкин В. её выточил, а художник С. Милютин разрисовал. Она изображала девушку в простонародном городском костюме: сарафане, переднике, платочке с петухом, серпом, хлебом в руках. Её украшала роспись по выжиганию изыскано бедных тонов и деликатный рисунок узоров и деталей. Во всем чувствовался профессиональный художественный стиль и влияние времени. Ранние матрешки были приземистые, голова плавно переходила в туловище. Но постепенно она приобрела стройность, особенно после того, как с начала века их производство началось в Семеновском районе Нижегородской губернии, в старом центре токарного мастерства и хохломской росписи. Известными мастерами по росписи матрешки были В.С. Иванов, И.Г. Прохоров, Д.Н. Пичугин, И.С. Бусыгин, С.А. Рябшикин.
По прейскуранту сергиевской земской мастерской за 1911 год значится 21 наименование матрешек только по росписи. Матрешки также отличались по форме, по этнографическим мотивам, сказочным сюжетам, историческим темам [6, с. 24-25].
Кроме народных игрушек существует великое множество игрушек для детей. Игрушки классифицируют по материалам, из которых изготовлены игрушки, по способам изготовления, по способу использования детьми и их воспитательному воздействию.
В современной педагогической литературе классификация игрушек строится на основе их использования в разных видах игр:
1) сюжетные или образные игрушки (куклы, фигурки животных и т.д.),
2) технические,
3) игровые строительные материалы,
4) дидактические игрушки,
5) игрушки для подвижных и спортивных игр (мячи, скакалки, серсо, кегли и др.),
6) театральные и декоративные (персонажи кукольного театра, елочные украшения),
7) звучащие и музыкальные игрушки (бубны, ксилофоны и др.) [10, с. 150].
Е.А. Флерина считает, что все игрушки можно разбить на следующие группы [13, с. 32-33]:
I. Игрушки моторно-спортивные и тренировочные, которые способствуют развитию детского организма — мускулов, зрения, ловкости движений, развитию глазомера, слуха, крупной моторики (мяч, обруч, прыгалки, кегли, бабки, чижик, крокет, волейбол и т. д.), развитию мелкой моторики, глазомера (бирюльки, блошки, мозаика и т. п.), развитию внимания, сосредоточенности, выдержки, организованности. 
II.  Игрушка сюжетная, игрушка-образ: люди, животные, транспорт, машины, мебель и пр. Основной задачей таких игрушек является не физическое развитие ребенка, а содействие творческой подражательной игре, через которую ребенок выявляет, закрепляет и углубляет свой социальный опыт, расширяет его. Эти игрушки, методически правильно использованные педагогом, направляют внимание ребенка на те или иные явления окружающей жизни, определяют содержание игры, дают направленность интересам, переживаниям. Глядя на процесс детской игры с сюжетными игрушками, нельзя не заметить, как богато развертывается детская инициатива, работает творческое воображение. Ребенок становится более инициативным, наблюдательным, находчивым, эмоциональным.
III. Творчески трудовая игрушка — полуфабрикаты, из которых ребенок сам создает образ и затем играет. К этому типу игрушек относятся всевозможные строительные материалы, конструкторы, разборные модели, наборы полуфабрикатов. Процесс игры здесь осложнен творческим трудовым моментом, который выдвигается на первое место (сначала нужно сделать, потом играть). Процесс игры с таким типом игрушек своеобразен и не похож на два предыдущих.
IV. Техническая игрушка — это игрушка, которая подводит детей к производству и технике, а именно: к изучению свойств материалов, к процессу и методу обработки, получению и использованию энергии и т. д. К технической игрушке мы также отнесем игрушку, которая развивает конструктивные способности и техническое изобретательство, подводит к определенным трудовым навыкам.
V. Настольные игры. Являются педагогически важным игровым материалом. Они организуют детский коллектив в играх с правилами (лото, парные картинки, квартеты, гуськи). Эти игры могут ставить разнообразные дидактические задачи (развитие сообразительности, находчивости, внимания, быстрой ориентировки в форме, цвете, величине, в усвоении грамоты, счета). Настольные игры типа лото и парных картинок учат маленького ребенка распознавать предмет через картинку. Игры-путешествия, игры типа «гуськи» могут давать значительный познавательный материал и строиться па соревновании. Игры типа шашек и шахмат развивают логическое мышление ребенка. Обратить внимание следует на игровые процессы в настольных, играх. Они не всегда приемлемы. Отрицательными следует считать те, которые построены на голом спорте, азарте, на полной случайности удач и неудач. Не отрицая моменты случайности, неожиданности, которые повышают интерес к игре, вносят эмоциональность, необходимо в игровые правила вводить иную основу, требующую расчета, сообразительности, возможности преодолевать препятствия, моменты здорового соревнования, коллективизма.
VI. Веселая игрушка. Все игрушки должны вызывать в ребенке бодрое, радостное настроение. Однако следует особо выделить игрушки, вызывающие веселый здоровый смех, дающие ребенку радость, воспитывающие чувство юмора,— игрушки-забавы. Для детей до 7 лет ИГ - Конек-горбунок. Игрушка-забава для малышей незамысловата: новый образ для старших неожиданное звучание, движение (прыгающий зайчик, кувыркающийся паяц на лесенке, крякающая утка, поющий соловей, птица с вертящимся хвостом и т. д.;
VII.  Музыкальные игрушки: поющие птицы, примитивные музыкальные инструменты (цимбалы, бубенцы и пр.), игрушки с музыкальной мелодией, музыкальные каталки, волчки, коробки и др.
Эти игрушки и подобные им доставляют детям большую радость и служат средством развития музыкального слуха. Производство таких игрушек необходимо увеличить. Причем они должны выпускаться с непременным требованием — добиться приятных звучаний, простых художественных мелодий. 
VIII.     Театральная игрушка: теневой театр, панорама, театр игрушек, марионеток, наборы для творческих инсценировочных игр ребят и пр. Все эти типы театральной игрушки заслуживают самого серьезного внимания. Они крайне занимательны для ребят, подводят к театральному зрелищу и к собственной театральной игре, могут чрезвычайно обогатить детское художественное восприятие и дать интересный материал по содержанию
Таким образом, можно сделать вывод, что на территории России насчитывается несколько десятков видов игрушек. 

Глава 2.  Исследование проблемы развития у детей старшего дошкольного возраста интереса к традициям русского народа через ознакомление их с народной игрушкой

2.1. Выявление исходного уровня интереса у детей старшего дошкольного возраста к народным игрушкам как носителям традиций русского народа

Опытно-экспериментальная работа организована на базе НШДС № 293 в подготовительной к школе группе. «Кораблик» - экспериментальная группа в количестве 15 детей (Вика А., Настя Б., Лера В., Василиса Г., Сабина Г., Вадик Д., Ира З., Настя Е., Вика Л., Юля Н., Вова П., Илья Т., Лера У., Максим Х., Настя Ш.); на базе НШДС № 289 в подготовительной к школе группе – контрольная группа в количестве 16 детей (Артем Б., Лиза Б., Саша В., Анна Г., Настя Г., Даша Д., Женя К., Катя Р., Костя Р., Маша П., Кристина П., Алеша Г., Паша С., Миша Ч., Женя Ч., Катя Ш.).
Опытно-экспериментальная работа организована со следующими этапами: констатирующий, формирующий и контрольный эксперимент.
Первым этапом экспериментальной работы является констатирующий эксперимент. Для  его организации была поставлена следующая цель: выявить уровень интереса детей экспериментальной контрольной группы к народным игрушкам как носителям традиций русского народа.
Уровень интереса детей к традициям русского народа определялся в соответствии с критериями и показателями, выделенными нами на основе исследований Урунтаевой Г.А.[12]
Данные критерии и показатели к ним (с приведением качественного и количественного выражений показателей), а также соответствующие методы исследования приведены в таблице 1.

                                                                                                                                  
                                                                                                              Таблица 1
Критерии, показатели, качественное и количественное выражение показателей, методы исследования
№    Критерии    Показатели    Качественное и количественное выражение показателей    Методы исследования
1.     Вопросы детей о народных традициях    а) количество вопросов

б) характер вопросов    а)-более 3-х вопросов
- 1-3 вопроса
- отсутствие вопросов
б)познавательный характер
-констатирующий характер
-отсутствие вопросов
   0б    Индивидуальная беседа с детьми, дополнительные методы: беседа с воспитателями, анкетирование родителей
2    Использование народно-художественных традиций в самостоятельной художественной деятельности    Инициативность в использовании народно-художественных традиций    - полное соответствие узора с народно-художественными традициями;
- частичное несоответствие, есть погрешности в цвете, форме композиции;
- большое несоответствие, значительное нарушение характера росписи    2б


0б    Анализ продуктов самостоятельной художественной деятельности детей
3.    Эмоциональное отношение к народным игрушкам как носителю традиций русского народа    Характер эмоционального отношения    - устойчивое, эмоционально-положительное отношение;
- эмоционально-положительное отношение зависит от внешних факторов;
- равнодушное отношение    2б

0б    Индивидуальная беседа с детьми, беседа с воспитателем;
анкетирование родителей.

Констатирующий этап эксперимента  был начат с беседы с воспитателями экспериментальной и контрольной групп (см.: приложение  1, 2).
Цель: основываясь на материалах беседы определить уровень сформированности у детей интереса к народным традициям; наличие стремления использовать народные традиции в своей художественной деятельности.
Воспитателям предлагалось ответить на следующие вопросы:
1. Проявляют ли дети интерес к народным традициям, к русским народным игрушкам?
2. В чем проявляется данный интерес?
3. Как часто дети обращаются с вопросами о народных традициях, русских народных игрушках?
4. Используют ли в самостоятельной художественной деятельности элементы народного творчества?
Для обеспечения обработки данных, ответы воспитателя заносились в таблицы   2 - 5 (см.: приложение  1, 2).
Результаты показали, что дети экспериментальной группы редко обращаются с вопросами о народных традициях, народных игрушках. Любознательность проявляют лишь три ребенка, что составило 20 % (Настя Е., Юля Н., Максим Х.). Интерес к народным традициям проявляют 2 ребенка – 13,4 % (Юля Н., Максим Х.).
Результаты в контрольной группе показали, что дети редко обращаются к воспитателю с вопросами о народных традициях, народных игрушках. Любознательность проявляют 4 ребенка, что составляет 25,4 % (Никита Б., Таня В., Влад К., Женя М.). Интерес к народным традициям проявляют 3 ребенка – 18,7 % (Таня В., Влад К., Лена П).
Второй подэтап констатирующего эксперимента в экспериментальной и контрольной группах – анкетирование родителей (см.: приложение  3).
Цель: выявить уровень интереса родителей и детей к русским народным игрушкам как носителям народных традиций.
Анализ результатов анкетирования показал, что в экспериментальной и контрольной группах все родители считают своих детей любознательными, интересующимися народными традициями, но не могут аргументировать свою точку зрения. Объективный анализ показал, что это не соответствует действительности. Однако свои знания о народных традициях и народных игрушках родители оценили достаточно объективно. Выяснилось, что большинство родителей не знают виды народных игрушек и ничего не могут рассказать своим детям о народных художественных промыслах. Результаты анкетирования экспериментальной и контрольной групп оказался приблизительно одинаковым (см.: приложение  4).
Третий подэтап – беседа с детьми. Беседа проводилась индивидуально с каждым ребенком в экспериментальной и контрольной группах.
Цель: выявить уровень интереса детей к народным игрушкам как носителям народных традиций. Для этого была использована следующая методика: перед ребенком была выставлена серия народных игрушек из глины и дерева, в которые входили: дымковская, филимоновская, каргопольская игрушки и матрешка (семеновская, загорская, полхово-майдановская). Дети должны были назвать игрушки, из чего сделаны и что о ней знают (как возникла, кто был первый мастер, где зародилась игрушка, художественные традиции игрушки); выделить и назвать общее и различное в цвете, форме, композиции, элементах; выразить свое эмоциональное отношение к игрушке.
Результаты беседы показали, что дети экспериментальной группы не знакомы с дымковской, филимоновской и каргопольской игрушками. Трое детей (Вадик Д., Вова П., Настя Б.) не знакомы с матрешкой. Дети ничего не могли рассказать о представленных русских народных игрушках. 6 детей, что составило 40 % (Вика Л., Настя Е., Юля Н., Лера У., Максим Х., Настя Ш.) задавали вопросы поискового характера, относящиеся к традициям в изготовлении народной игрушки (кто их сделал? Их делали разные мастера?); 5 детей, что составило 33,3 % не могли задать вопроса вообще (Настя Б., Вадик Д., Ира З., Вика Л., Вова П.); 1  ребенок, что составило 6,7 % подменяла вопросы, описывая игрушки (Сабина Г.); 3 детей, что составило 20 % задавали вопросы описательного характера (Лера В., Василиса Г., Илья Г.).
Результаты беседы в контрольной группе показали, что 9 детей, что составило 56.№ % не знакомы с представленными видами русских народных игрушек, не задавали вопросов (Артем Б., Саша В., Аня Г., Настя Г., Катя Р., Маша П., Кристина П., Миша Ч., Женя Ч.); 6 детей, что составило 37,5 % не знакомы с дымковской, филимоновской и каргопольской игрушками; 1 ребенок, что составило 6,2 % назвал дымковскую и филимоновскую игрушки и матрешку, задавал вопросы познавательного характера.
По результатам проведения беседы с детьми, анкетирования родителей, беседы с воспитателями, на основании выделенных критериев и показателей нами были определены три условных уровня развития интереса к традициям русского народа у детей старшего дошкольного возраста.
Приведем характеристику данных уровней:
I уровень (высокий) (от 4 до 6 баллов).
Ребенок проявляет интерес к народным традициям, ярко выраженное положительное отношение к народным игрушкам. Дает эмоциональное, детальное отношение к народной игрушке. Дифференцирует все виды народных игрушек. Вопросы о народных традициях носят познавательный характер. Количество вопросов более 3-х.
II уровень (средний) (от 1 до 4 баллов).
Ребенок проявляет интерес к народным традициям, русским народным игрушкам, дает обоснованную оценку своего отношения к игрушке, но свернутую в вербальном плане. Дифференцирует 2-3 вида народных игрушек. Вопросы носят констатирующий характер. Количество вопросов 1-3.
III уровень (низкий) (от 0 до 1 баллов)
Дети не проявляют интерес к народным традициям, затрудняются в выражении своего отношения к народным игрушкам. Не дифференцируют виды народных игрушек. Вопросы отсутствуют.
По результатам констатирующего диагностирования в экспериментальной группе к высокому уровню не было отнесено ни одного ребенка, так как уровень интереса у детей к народным традициям сформирован в целом недостаточно. Дети не могут дать эмоционального детального отношения к народной игрушке. Не дифференцируют виды народных игрушек.
К среднему уровню было отнесено 6 детей, что составило 40 % (Вика Л., Настя Е., Юля н., Лера У., Максим Х., Настя Ш.). Это дети, которые задавали вопросы констатирующего характера, относящиеся к традициям в изготовлении народной игрушки (Кто их сделал? Почему у кукол нет носа). Юля Н., Максим Х., Настя Ш. дают обоснованную оценку своего отношения, но свернутую в вербальном плане. Юля Н. дифференцирует два вида русских народных игрушек – дымковские и матрешку. Вика Л., Настя Е., Лера У., Максим Х., Настя Ш. дифференцируют один вид русских народных игрушек – матрешку.
К низкому уровню было отнесено 9 детей, что составило 60 % (Настя Б, Лера В., Василиса Г., Сабина Г., Вадик Д., Ира З., Вика Л., Вова П., Илья Т.). Дети не проявляют интерес к народным традициям, затрудняются в выражении своего отношения к народным игрушкам. Не дифференцируют виды народных игрушек. Часть детей не могла задать вопроса (Настя Б., Вадик Д., Ира З., Вика Л., Вова П.), часть детей подменяла вопросы, описывая игрушку (Сабина Г.) (Она красивая, яркая), остальные задавали вопросы описательного характера (Кто это? Что это?) (Лера В., Василиса Г., Илья Т).
По результатам диагностирования в контрольной группе к высокому уровню отнесен 1 ребенок, что составило 6,2 %; к среднему уровню отнесено 6 детей, что составило 37.5 %; к низкому уровню было отнесено 9 детей, что составило 56,3 %.
Таким образом, по результатам констатирующего эксперимента, можно сделать вывод, что интерес к народным традициям у детей экспериментальной и контрольной групп сформирован в целом недостаточно.
Данные констатирующего эксперимента представлены в таблице 6.
                                                                                                               Таблица 6
                        Данные констатирующего эксперимента
Уровни    Экспериментальная группа    Контрольная группа
I высокий
II средний
III низкий    -
40 %
60 %    6,2 %
37,5 %
56,3 %

Считаем, что данные результаты, демонстрирующие недостаточный уровень интереса детей к русским народным традициям, связаны с тем, что в дошкольных учреждениях не проводится систематическая работа с детьми по данному направлению, поэтому считаем необходимым перейти к следующему этапу нашей опытно-экспериментальной работы – разработке и апробации комплекса педагогических мероприятий по ознакомлению детей с народной игрушкой как средством развития интереса к традициям русского народа.

2.2. Формирование представлений у детей старшего дошкольного возраста о народной игрушке

Цель формирующего эксперимента: разработать и апробировать комплекс педагогических мероприятий по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с народной игрушкой как средством развития интереса к традициям русского народа.
В основу всей формирующей работы были положены принципы последовательности, постепенности, взаимосвязи, комплексности.
Нами был разработан комплекс мероприятий, объединенный тремя взаимосвязанными темами:
- дымковская игрушка;
- филимоновская игрушка;
- матрешка (семеновская, загорская, полхово-майдановская).
Комплекс мероприятий по I теме включал беседу, занятия,  дидактические игры.
Цель: повысить интерес детей к народным традициям через ознакомление  народной игрушкой, систематизировать и углубить знания детей о дымковских игрушках.
1. Беседа: «Дымковские игрушки» (см.: приложение  5).
Цель: Вызвать интерес к народной игрушке;  дать целостное представление о дымковской игрушке, показать связь с окружающей природой, растительным и животным миром; с традициями в изготовлении игрушек; использование материалов, имеющихся в местах проживания мастеров.
Материал. Дымковские игрушки и их изображения, узоры росписи, фотографии народных мастеров за работой, поезд.
Беседа проводилась в игровой форме. Сначала дети на сказочном поезде отправились в с. Дымково. Посетили музей дымковской игрушки, мастерскую по изготовлению дымковских игрушек. По возвращении в группу дети садились за свои рабочие места и пробовали воспроизвести дымковские узоры. Качественные результаты в работе еще не были достигнуты, но можно было отметить интерес детей к элементам узоров на нарядах дымковских барышень. В вопросах детей отражался интерес к своеобразию русских народных орнаментов.
2. Занятие. Лепка «Дымковский индюк» (см.: приложение  6).
Цель: развивать интерес к народной игрушке; формировать представление, что при лепке своих изделий дымковские мастера преображают реальные образы, сказочные, декоративные; учить отражать в лепке характерные особенности внешнего вида дымковского индюка; использовать при лепке конструктивный способ.


Материал. У воспитателя несколько дымковских птиц – индюк, петух, утка и их изображения, картинка с изображением таких же реальных домашних птиц. У детей пластилин, стеки, дощечки.
Дети проявили интерес к занятию, задавали вопросы о традициях изготовления игрушки- индюка, выборе цвета; работали увлеченно, старательно. Наиболее удачные работы были у Юли Н., Максима Х., Вики А.
3. Занятие. Рисование и конструирование «Барыни-франтихи» (см.: приложение  7)
Цель: развивать интерес к народной игрушке; учить детей традиционной росписи дымковских игрушек: сочетая гладкокрашеные части с узором, шахматному расположению элементов в узоре, сочетанию в узоре крупных элементов с мелкими; нанесению мелких элементов поверх крупных; учить самостоятельно подбирать цвета для росписи; формировать умение делать полу объемную куклу из двух частей (двойная верхняя часть куклы наклеивается на юбку-конус).
Материал.  У воспитателя две-три дымковских барыни и выкройка игрушки – двойная верхняя часть и круг с надрезом по радиусу. У детей такие же выкройки из плотной бумаги, краски гуашь, фломастеры, мягкие кисточки, клей ПВА, скрепки, простой карандаш.
Особый интерес к занятию проявили Вика А., Настя Е., Юля Н., Вика Л., Лера У., Максим Х., Настя Ш. Их роспись сделана в соответствии с народно-художественными традициями дымковской росписи. Частичное несоответствие в росписи, погрешности в цвете, композиции наблюдались у Леры В., Насти Б., Василисы Г., Сабины Г., Вадика Д., Вовы П., Ильи Т., Иры З.
Эффективными на этом этапе были дидактические игры: «Составь картинку», «Дымковская мозаика» (см.: приложение 8). Дети в игровой форме закрепили пройденный материал о дымковских игрушках, как носителях народных традиций.
Комплекс мероприятий по второй теме включал беседу, занятия, дидактические игры.
Цель: повысить интерес к народным традициям через ознакомление с филимоновской игрушкой, систематизировать и углубить знания о филимоновской игрушке.
1. Беседа «Филимоновские игрушки» (см.: приложение  9).
Цель: вызвать интерес к народной игрушке; дать целостное представление о филимоновской игрушке, показать связь с окружающей природой, растительным и животным миром; познакомить с традициями в изготовлении филимоновских игрушек; использование материалов, имеющихся в местах проживания народных мастеров.
Материал. У воспитателя филимоновские  игрушки, картинки с изображением игрушек, фотографии народных мастеров за работой, поезд. У детей бумага, краски, кисти.
Беседа проводилась в игровой форме. Дети продолжили путешествие на сказочном поезде, сделав остановку на станции Филимоново; посетили музей филимоновской игрушки, мастерскую по изготовлению филимоновских игрушек. По возвращению в группу дети садились за свои рабочие места и пробовали воспроизвести филимоновские узоры.
В процессе беседы Вика А., Юля Н., Настя Е. задавали вопросы констатирующего характера. У Вадика Д., Вовы П. вопросы отсутствовали. Лера В., Настя Б., Василиса Г., Сабина Г., Вика Л., Настя Ш. сделали роспись узора в соответствии с народно-художественными традициями филимоновской игрушки.
2. Занятие. Рисование и конструирование «Петушок» (см.: приложение 10).
Цель: познакомить детей с филимоновской игрушкой, с тем как народные мастера «берут» узоры из окружающей природы и преобразуют их своей фантазией для украшения игрушек; учить расписывать силуэты игрушек узором, близким по композиции, элементами и цветосочетанию филимоновским птицам; изготовлять полу объемные стоячие игрушки для игр.

2. Занятие. Лепка «Матрешки» (см.: приложение 12).
Цель: продолжать развивать интерес к народным традициям, знакомя детей с матрешкой; формировать умение лепить из целого куска пластичную фигуру, делать фигуры выразительными; продолжать учить детей в процессе лепки сравнивать свою работу с натурой – матрешкой.
Материал. У воспитателя – матрешки и их изображения; у детей – тесто, дощечки, стеки.

Результаты проведенного формирующего эксперимента свидетельствуют о том, что у детей повысился интерес к народным традициям. Дети стали активнее принимать участие в беседах о народных игрушках, народных традициях. У детей появилась потребность рассказывать о русских народных традициях, народных игрушках не только в детском образовательном учреждении, но и дома родителям.
С этими результатами мы переходим к проведению контрольного эксперимента.

2.3. Выявление сформированности интереса детей старшего дошкольного возраста к народной игрушке

Третьим этапом опытно-экспериментальной работы является контрольный эксперимент. Для его организации была определена следующая цель: выявить насколько эффективно наша методика повлияла на развитие интереса к традициям русского народа через ознакомление с народной игрушкой.
Контрольный этап эксперимента  организован в соответствии с подэтапами констатирующего эксперимента по аналогичной методике.
Первый этап: повторная беседа с воспитателями экспериментальной и контрольной групп.
Цель: основываясь на результатах бесед определить – повысился ли уровень сформированности у детей интереса к народным  традициям; наличие познавательных вопросов о народных традициях, русских народных игрушках; наличие использовать народные традиции в своей художественной деятельности.
Беседа с воспитателями экспериментальной группы показала, что дети стали проявлять интерес к народным традициям и народным игрушкам. Большая часть детей стали обращаться к воспитателю с вопросами о народных традициях, народных игрушках, используют в самостоятельной деятельности элементы народного творчества. Эти изменения в интересах детей к народным традициям воспитатели связывают с серией проведенных бесед и занятий.
Результаты беседы с воспитателями в контрольной группе показали, что у детей данной группы уровень интереса к народным традициям особо почти не изменился, Дети контрольной группы редко обращаются с вопросами о народных традициях, народных игрушках, любознательность не проявляют.
Второй подэтап контрольного эксперимента в экспериментальной и контрольной группах – анкетирование родителей. Цель: выявить повысился ли уровень интереса родителей в экспериментальной и контрольной группах к русским народным игрушкам как носителям народных традиций.
Анкетирование родителей показало, что в экспериментальной группе интерес к народным традициям повысился не только у детей, но и у родителей.
Анкетирование родителей в контрольной группе показало, что результаты не изменились по сравнению с констатирующим экспериментом.
Третий подэтап – беседа с детьми. Цель: выявить уровень интереса детей к народным игрушкам как носителям народных традиций.
Повторная беседа в экспериментальной группе показала, что у детей в целом повысился интерес к традициям русского народа, к народной игрушке. Дети стали задавать большое количество вопросов познавательного и констатирующего характера. Особенно часто задавали вопросы (Настя Е., Юля Н., Вика Л., Лера У., Максим Х, Настя Ш.). Меньшее количество вопросов задавали: Вика А., Настя Б., Сабина Г., Василиса Г., Вадик Д., Вова П., Илья Т., Ира З., Лера В. Некоторые дети (Юля Н., Вика А., Максим Х., Илья Т., Настя Ш.) стали составлять рассказы и сказки о представленных народных игрушках. Многие дети (Вика А., Настя Е., Юля Н., Вика Л., Лера У., Максим Х., Настя Ш.) дифференцируют все виды народных игрушек, остальные (Лера В., Настя Б., Василиса Г., Сабина Г., Вадик Д., Вова П., Илья Т., Ира З.) дифференцирует 3 вида представленных русских народных игрушек.
Результаты беседы в контрольной группе показали незначительные изменения по сравнению с констатирующим экспериментом.
По результатам контрольного диагностирования детей в экспериментальной группе к высокому уровню было отнесено 7 детей, что составило 46,4 % (Вика А., Настя Е., Юля Н., Вика Л., Лера У., Максим Х., Настя Ш.). Дети проявляют интерес к народным традициям, который ярко выражает положительное отношение к русской народной игрушке. Дети задают разнообразные вопросы познавательного характера.
К среднему уровню было отнесено 8 детей, что составило 53,6 % (Лера В., Василиса Г., Сабина Г., Вадик Д., Вова П., Настя Б., Илья Г., Ира З.) Это дети, которые задавали вопросы констатирующего характера, относящиеся к традициям изготовления народной игрушки. Василиса Г., Сабина Г., Илья Г. и Ира З. дают обоснованную оценку своего отношения к русской народной игрушке, но свернутую в вербальном плане. Лера В., Василиса Г., Сабина Г., Илья Т., Ира З. дифференцируют три вида народных игрушек (дымковскую, филимоновскую игрушки и матрешку). Настя Б., Вадик Д., Вова П., дифференцируют два вида народной игрушки (дымковскую и филимоновскую игрушки). При росписи силуэтов у всех детей частичное несоответствие, есть погрешности в цвете, композиции.
К низкому уровню не было отнесено ни одного ребенка.
По результатам диагностирования в контрольной группе к высокому уровню отнесен 1 ребенок, что составило 6,2 %; к среднему уровню отнесено 7 детей, что составило 43,8 %, к низкому уровню было отнесено 8 детей, что составило 50 %.
Таким образом, по результатам контрольного эксперимента можно сделать вывод, что интерес к народным традициям у детей экспериментальной группы увеличился, у детей контрольной группы остался неизменным. Данные контрольного эксперимента представлены в таблице 7.

 

                                                                                                               Таблица 7
Уровни    Экспериментальная группа    Контрольная группа
I высокий
II средний  
III низкий      46,4 %
53,6 %
0    6,2 %
43,8 %
50 %

Результаты контрольного эксперимента можно увидеть на диаграмме в приложение 13. Динамика развития интереса к народным традициям у детей экспериментальной группы показана в приложение 14, динамика развития интереса к народным традициям у детей контрольной группы в приложение 15.
Для определения достоверности результатов контрольного эксперимента в экспериментальной и контрольной группах нами использован критерий значимости (U) по методике, предложенной М.И. Грабарем, К.А. Краснянской. Критерий определялся по формуле:
U =                       h¹ - h²
 _________________________________
           √ h (1-h)   x  √ 1 /n¹ + 1/n²
h¹ = 0,46                    h = 0,26

h²  = 0,062                U = 2,58
n¹  = 15
n²  = 16
Сравнение результатов контрольного эксперимента в экспериментальной и контрольной группах оказались значимы, так как U составляет 2,58. Известно, что разница наблюдаемых частот значима на 5 % уровне значимости, если U>1,96, значит мы можем утверждать, что результаты в экспериментальной группе выше, чем в контрольной.
Таким образом, результаты контрольного эксперимента подтверждают нашу гипотезу, что ознакомление с народными игрушками на основе специально разработанного комплекса педагогических мероприятий, включающего беседы, дидактические игры, занятия по изобразительному творчеству детей, составление детьми рассказов и сказок, способствует успешному развитию интереса к традициям русского народа.

                                                      Вывод 

Опытно-экспериментальная работа была организована в соответствии со следующими этапами: констатирующий, формирующий и контрольный эксперимент.
Первым этапом экспериментальной работы является констатирующий эксперимент, по результатам которого в экспериментальной группе к высокому уровню не было отнесено 6 детей (40 %), к низкому уровню было отнесено 9 детей (60 %); в контрольной группе к высокому уровню отнесен 1 ребенок, что составило 6,2 %, к среднему отнесено 6 детей (37,5 %), к низкому уровню 9 детей (56,3 %).
Таким образом, мы пришли к выводу, что интерес к народным традициям через знание народных игрушек у детей экспериментальной и контрольной групп сформирован в целом недостаточно.
Вторым этапом экспериментальной работы являлся формирующий эксперимент. В формирующем эксперименте нами был разработан и оппробирован комплекс мероприятий, объединенный тремя взаимосвязанными темами:
- дымковская игрушка;
- филимоновская игрушка;
- матрешка (семеновская, загорская, полхово-майдановская).
Третьим этапом опытно-экспериментальной работы является контрольный эксперимент, который был организован в соответствии с подэтапами констатирующего эксперимента по аналогичной методике.
По результатам контрольного диагностирования детей в экспериментальной группе к высокому уровню было отнесено 7 детей (46,4 %), к среднему – 8 детей (53,6 %), к низкому не отнесен ни один ребенок. В контрольной группе к высокому уровню отнесен 1 ребенок (6,2 %), к среднему – 7 детей (43,8 %), к низкому – 8 детей (50 % ).
Таким образом, по результатам контрольного эксперимента можно сделать вывод, что интерес к народным традициям через знание народных игрушек у детей экспериментальной группы увеличился, у детей контрольной групп остался неизменным.
Итак, можно сделать вывод в опытно-экспериментальной работе была подтверждена гипотеза нашего исследования и разрешена цель нашего исследования.

                                                  Заключение

На основании темы нашего исследования: «История и виды игрушек для детей» нами была выдвинута гипотеза, которая была конкретизирована следующим образом: ознакомление с народными игрушками на основе специально разработанного комплекса педагогических мероприятий, включающего: беседы, дидактические игры,  развлечения, занятия по изобразительному творчеству детей будет способствовать успешному развитию интереса к традициям русского народа у детей старшего дошкольного возраста через ознакомление их с народной игрушкой.
На основании данной гипотезы нами была определена следующая цель исследования: разработать и апробировать комплекс педагогических мероприятий по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с народной игрушкой как средством развития интереса к традициям русского народа.
Рассмотрев историю развития игрушек для детей, бал сделан вывод, что на протяжении нескольких веков игрушка выполняла разные роли. Она была предметом магии и обрядов, украшением и детской забавой, она стала средством воспитания и предметом искусства, носителем русских народных традиций. В разные исторические века игрушка переживала кризисы, некоторые промыслы, например, народных игрушек, исчезали. Но народное искусство не уходило из быта народа, не исчезала из сферы их жизни и постепенно снова, и снова возрождалось. Художественные промыслы, как одна из исторически сложившихся форм организации мастеров народного декоративно-прикладного искусства сохранили ценные традиции художественного наследия, обеспечили форму для возрождения и последующего развития игрушечного ремесла.
На территории России насчитывается несколько десятков видов игрушек. Тот или иной вид, например, народной игрушки зависит от природных географических условий. Географическое месторасположение промысла определяет название определенного вида народной игрушки. Каждый вид игрушки по-своему индивидуален, имеет свой набор композиционных схем, сюжетов, переходящих из одной игрушки в другую. Каждая игрушка по-своему интересна, самобытна, многообразна, так как каждый вид игрушки имеет свои воспитательные направления.
 

 

Добавил: Демьян |
Просмотров: 1913
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Дипломник © 2024
магазин дипломов, диплом на заказ, заказ диплома, заказать дипломную работу, заказать дипломную работу mba