СКАЧАТЬ РАБОТУ БЕСПЛАТНО -
СОДЕРЖАНИЕ
Введение……………………………………………………………………..3
1. Понятие гипотезы социологического исследования…………………...4
1.1. Сущность гипотезы…………………………………………………..4
1.2. Условия гипотезы…………………………………………………….6
1.3. Требования к гипотезе……………………………………………….8
Заключение………………………………………………………………….10
Список литературы…………………………………………………………11
ВВЕДЕНИЕ
Социология – отрасль науки о человеческом поведении, ставящая целью раскрытие причинно-следственных связей, возникающих между индивидами и группами в процессе социальных отношений. Она изучает традиции, структуры и институты, влияние групп и организаций на поведение и характер людей.
Социологическое исследование – это способ получения знаний о социальном мире, основанный на строгом сборе фактов и их логическом объяснении. Оно состоит в систематизированном ряде шагов, направленных на обеспечение максимальной объективности в изучении проблемы. В идеальном варианте социологическое исследование следует подобной поэтапной процедуре, хотя на практике это не всегда представляется возможным.
Актуальность темы реферата обусловлена тем, что роль гипотезы в социологическом исследовании, как и в любом научном исследовании, чрезвычайно велика. Социологи любят повторять выражение Д.И. Менделеева, который говорил, что лучше держаться такой гипотезы, которая со временем окажется ложной, чем никакой. Гипотеза, во-первых, аккумулирует опыт науки, общественной практики, опыт исследователя (включая интуицию); во-вторых, она служит своего рода "спусковым механизмом" для перехода к важным эмпирическим процедурам, призванным в конечном итоге дать новое знание об объекте исследования.
Исходя из актуальности темы реферата, обозначаем задачи, которые необходимо решить для раскрытия темы исследования:
1) рассмотреть сущность гипотезы;
2) раскрыть условия гипотезы социологического исследования;
3) описать требования к гипотезе.
Для полноты раскрытия темы нами были использованы книги следующих авторов: Н. Смелзер, Г.Е. Зборовского, Г.Г. Орлова, Г.В. Осипова, А. Эфендиева, П.А. Сорокина, В.А. Ядова. |
СКАЧАТЬ РАБОТУ БЕСПЛАТНО -
1. ПОНЯТИЕ ГИПОТЕЗЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
1.1. Сущность гипотезы
Описанные ниже этапы обеспечивают полезные вехи проведения научного исследования (рис. 1).
Рис. 1. Этапы проведения социологического исследования
Гипотезы представляют собой научные предположения о свойствах и структуре социального объекта, о характере связи между изучаемыми социальными явлениями, о факторах, детерминирующих эти связи.
Гипотезы формулируются в увязке с задачами исследования и определяют собой логику исследовательского процесса: вся процедура конкретного социологического исследования направлена на доказательство гипотез. Фактически, для каждой задачи, заявленной вами в постановочной части программы, вы должны предложить вероятную (гипотетическую) модель ее решения – гипотезу.
Гипотезы должны соответствовать задачам, но они не должны быть простым, незамысловатым ответом на вопрос, содержащийся в задаче.
Гипотеза не должна выглядеть, как попытка угадать цифры.
Гипотеза формулируется как предположение о строении объекта, его структуре и функциональных зависимостях, она является своего рода путеводной нитью при изучении объекта.
Гипотеза должна быть напряженна - то есть дискуссионна, нетривиальна, глубока; она должна нацеливать исследователя на выявление скрытых связей и зависимостей объекта, тех его свойств и характеристик, которые не лежат на поверхности.
В своей совокупности комплекс разработанных исследователем гипотез является концептуальной схемой, ожидаемой научной моделью решения заявленной проблемы.
Многие ученые цитируют шутку М.Р. Коэна, который как-то заметил, что гипотезы возникают у людей, которые думают. До настоящего времени процесс постановки гипотез не удалось формализовать, да и трудно поверить в решение этой задачи. Опираясь на опыт анализа большого количества проведенных социологических и других исследований, можно назвать некоторые источники гипотез.
Это, во-первых, обыденное сознание, которое, как известно, возникает в процессе повседневной жизни людей. Оно включает в себя знания и навыки, складывающиеся в процессе трудовой деятельности, обычаи, непосредственно житейские нравственные нормы и т.п. Иногда возникает вопрос: стоит ли проводить исследование, если утверждаемое в гипотезе и без того известно? Да, стоит, потому что обыденное сознание не может дать обоснованный ответ на многие вопросы.
Другим источником построения гипотез может быть аналогия. Этот метод давно известен в науке. Сущность его заключается в том, что знание, полученное из рассмотрения какого-либо объекта, переносится на другой, менее изученный, менее доступный.
1.2. Условия гипотезы
Главным требованием к гипотезе в конкретном социологическом исследовании является ее конкретность - иначе говоря, "техничность", проверяемость гипотезы. Наилучшим образом это требование сформулировал знаменитый английский философ и логик Джон Стюарт Милль: "Условием собственно научной гипотезы является, по-видимому, то, чтобы она не была обречена навсегда оставаться гипотезой, чтобы ее можно было доказать или опровергнуть сравнением ее с наблюдаемыми фактами" (Дж.Ст.Милль. Система логики. М., 1899. С. 389).
Принято различать два вида гипотез: гипотезы-основания и гипотезы-следствия. Гипотезы-основания - это исходные теоретические предположения. Они не могут быть доказаны непосредственно, но только через гипотезы-следствия.
По содержанию гипотезы подразделяют на описательные и объяснительные.
Первые - это предположения о структурных и функциональных связях изучаемого объекта. Они могут относиться и к классификационным характеристикам социального объекта.
Вторые - предположения о причинно-следственных связях в изучаемом объекте, требующих эмпирической экспериментальной проверки.
В процессе такой проверки следует проводить различие между основными гипотезами и их следствиями (выводными гипотезами).
Гипотезы-следствия формулируются на языке операциональных определений, и доказываются именно они - как конкретные операции с переменными. Для этого понятия, которые лежат в основе базовых гипотез, должны быть подвергнуты эмпирической интерпретации и операционализации.
Пример некорректной гипотезы: "Предприниматели - основа возрождения России". - Это гипотеза, которую нельзя доказать конкретно-социологическими методами (да и вообще доказать нельзя).
Пример корректной формулировки гипотез:
Гипотеза- основание: "Социальной базой сегодняшней политической власти являются предприниматели-собственники". Гипотеза-следствие: "Существует корреляционная зависимость между степенью лояльности индивида к политической власти и его отношением к собственности".
Чтобы сформулировать глубокую, обоснованную, нетривиальную гипотезу, необходимо проделать серьезную предварительную работу по системному анализу объекта - то есть представить изучаемый объект как целостную систему, во всем богатстве ее элементов, взаимосвязей, детерминирующих факторов и условий. Это поможет вам не только сформулировать гипотезы, но и более глубоко разобраться в проблеме исследования, уточнить его предмет, выдвинуть более конкретные и содержательные задачи.
Следует отдавать себе отчет в том, что социологическое исследование - это не выявление абсолютно новых, дотоле никому не известных (а значит, скорее всего, и "в природе" не существующих) фактов и феноменов.
Социологическое исследование есть проверка ваших гипотез - то есть четко сформулированных предположений относительно изучаемого объекта -его состояния, важнейших характеристик, тенденций развития.
Чем более строго, обоснованно, конкретно Вы сформулируете гипотезы - тем более конкретным, определенным, ценным будет результат исследования.
1.3. Требования к гипотезе
Научная гипотеза может быть сформулирована только в результате предварительного анализа изучаемого объекта. Научно обоснованная гипотеза в социологии должна отвечать ряду требований.
1. Она должна соответствовать исходным принципам теории научного
познания. Это требование играет роль критерия для отбора научных гипотез и
отсева ненаучных, исключает из науки несостоятельные гипотезы, построенные на основе ложных теорий.
2. Гипотеза, объясняющая социальные факты в некоторой области, как
правило, не должна противоречить теориям, истинность которых для данной
области уже доказана. Но новая гипотеза иногда может противоречить старым теориям и вместе с тем быть вполне допустимой.
3. Необходимо, чтобы гипотеза не противоречила известным и проверенным фактам. Если среди известных фактов имеется хотя бы один, с
которым гипотеза не согласуется, то она должна быть отброшена или переформулирована так, чтобы охватить всю совокупность фактов, для объяснения которых она предложена. Но не всегда противоречие известным фактам следует расценивать как признак несостоятельности гипотезы.
4. Гипотеза должна быть доступна проверке в процессе социологического исследования. Проверяется она при помощи имеющейся в распоряжении
исследователя специально разработанной методики.
5. Гипотеза должна подвергаться логическому анализу, устанавливающему её непротиворечивость. Это делается не только посредством логических правил, но и с помощью операциональных определений. Последние позволяют избежать произвольности истолкования эмпирических терминов гипотезы.
Для того чтобы повысить подтверждаемость гипотезы, следует стремиться к выдвижению большего числа взаимосвязанных гипотез и указать для каждой гипотезы возможно большее число эмпирических показателей входящих в неё переменных.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, мы выяснили, что в социологическом исследовании гипотеза выполняет роль научно обоснованного предположения:
- о структуре социальных объектов;
- о характере элементов и связей, образующих эти объекты;
- о механизме их функционирования и развития.
Предварительный анализ изучаемого объекта позволяет сформулировать научную гипотезу. Процесс установления истинности или ложности гипотезы есть процесс ее эмпирического обоснования, ее проверки в ходе социологического исследования.
В результате установления истинности или ложности, гипотезы либо опровергаются, либо подтверждаются и становятся положениями теории, истинность которых уже доказана.
Научно обоснованная гипотеза в социологии должна отвечать ряду требований: соответствовать исходным принципам теории научного познания; не должна противоречить теориям, истинность которых для данной области уже доказана, а также известным и проверенным фактам; гипотеза должна быть доступна проверке в процессе социологического исследования при помощи имеющейся в распоряжении исследователя специально разработанной методики; должна подвергаться логическому анализу, устанавливающему ее непротиворечивость.
Гипотезы по содержанию делятся на описательные и объяснительные. Описательные гипотезы - это предположения о структурных и функциональных связях изучаемого объекта.
Объяснительные гипотезы представляют собой предположения о причинно-следственных связях в изучаемом объекте, требующих эмпирической экспериментальной проверки.
Проверяемость гипотезы – это её конкретность.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Зборовский Г.Е., Орлов Г.Г. введение в социологию. – Екатеринбург: Урал. ин-ут, 1992.
2. Краткий словарь по социологии. – М.: Алфавит, 1989.
3. Нейл Смелзер. Социология. – М.: Феникс, 1994.
4. Осипов Г.В. Социология. – М.: Владос, 1990.
5. Основы социологии. / Под ред. А. Эфендиева. – М.: Книжный двор, 1993.
6. Предмет и структура социологической науки. // Социологические исследования. – 1981. - № 1.
7. Сорокин П.А. Человек, цивилизация, общество. – М.: Знание, 1992.
8. Ядов В.А. Размышления о предмете социологии. // Социс. – 1990. - № 2.
|