Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Поиск

Категории раздела

Диплом [327] Курсовая [699]
Реферат [397] Отчет [11]




Сб, 18.05.2024, 20:42
Приветствую Вас Гость | RSS
ДИПЛОМНИК т.8926-530-7902,strokdip@mail.ru Дипломные работы на заказ.
Главная | Регистрация | Вход
КАТАЛОГ ДИПЛОМНЫХ, КУРСОВЫХ РАБОТ


Главная » Каталог дипломов » бесплатно » Курсовая [ Добавить материал ]

Классификация зрительных агнозий по следующим характеристикам: название, основной дефект (нейропсихологический фактор), симптомы, нейрофиз
Реферат | 12.08.2014, 17:40

СКАЧАТЬ РАБОТУ БЕСПЛАТНО - 

СКАЧАТЬ


                                 СОДЕРЖАНИЕ

Введение……………………………………………………………………3
1. Зрительная агнозия………………………………………………………6
    1.1. Понятие и формы зрительной агнозии…………………………….6
    1.2. Исследование зрительного гнозиса………………………………..8
Заключение………………………………………………………………….9
Список литературы…………………………………………………………11

 

 

                                      ВВЕДЕНИЕ

Нейрофизические исследования последнего времени позволили установить, какие функции преимущественно свойственны определенным отделам коры больших полушарий. Еще в прошлом веке было известно, что затылочная область коры тесно связана со зрительным анализатором, височная область  - со слуховым (извилины Гешля), вкусовым анализатором, передняя центральная извилина – с кожно-мышечным анализатором. Можно условно считать, что эти отделы связаны с первым типом корковой деятельности и обеспечивают наиболее простые формы гнозиса и праксиса.
Функциональное разнообразие корковых анализаторов предопределено и разнообразием анатомического построения корковых отделов. При общем шестислойном клеточном строении различные участки коры значительно отличаются друг от друга. Гистологическое изучение всей коры мозга, корковая цитоархитектоника дали основание разделить кору на определенное количество отделов, так называемых корковых полей.
Таким образом, имеются не только физиологические, но и анатомические основания для локализации функций в коре головного мозга. Однако, несмотря на несомненное наличие локализации в коре головного мозга и на неравнозначность в этом отношении отделов мозговой коры, она всегда действует как единое целое. В коре постоянно включаются в строй и выключаются слаженные динамические системы, состоящие из функционального сочетания различных корковых анализаторов, причем не всегда одних и тех же у разных лиц для достижения одной и той же цели. Как, например, у зрячего больного в акте чтения участвуют корково-динамическая система из слухового, двигательного и зрительного анализаторов, а у слепого – из двигательного, слухового и кожного анализаторов. К тому же в первом случае эта система будет теснее связана со зрительным анализатором, если данный человек обладает зрительной памятью, и, наоборот, со слуховым анализатором, если он обладает слуховой памятью.
 У правшей эти системы функционально действенны в левом, а у левшей – в правом полушарии. У человека с богатым запасом слов и с большим жизненным опытом условно-рефлекторных связей значительно больше и переключение идет на большей территории, чем у ребенка или человека с бедно развитой речью, читающего по слогам.
В коре с участием подкорковых структур осуществляется беспрерывная взаимосвязь и взаимодействие между всеми анализаторами, поэтому понятно, что изменение функционального состояния любого из них, вплоть до полного угнетения и выпадения, скажется на работе динамических систем коры мозга. Особенно рельефно  это функциональное единство выявляется в деятельности мозга при процессах активной речи, осознания разговорной речи, чтения, письма, счета – всего, что характеризует интеллект и определяет поведение  человека во внешней среде и что объединено И.П. Павловым в понятие второй сигнальной системы действительности.
 До сих пор не уточнен вопрос о едином или различном морфологическом субстрате первой и второй сигнальных систем. На основании тонкого анализа гностических расстройств некоторые ученые говорят о раздельной их локализации, когда как физиологи считают возможным сводить все различия к большему или меньшему числу включаемых синаптических связей между клетками коры.
Обе сигнальные системы тесно связаны между собой, и как нарушение в первой не может не сказаться на функции второй, так нельзя себе представить и поражение во второй сигнальной системе без того, чтобы это не отразилось на функции первой сигнальной системы, в которую она уходит корнями.
Само собой разумеется, что при поражении коркового звукового анализатора невозможно восприятие звуковой речи, так же как при поражении зрительного анализатора невозможно чтение.
 Только основываясь на всех приведенных представлениях, мы можем разбирать те синдромы, которые будут клинически обнаружены при поражении того или иного коркового отдела, имея в то же время в виду большие компенсаторные возможности центральной нервной системы.
В зависимости от типов корковой деятельности можно среди корковых поражений различить нарушения гнозиса на разных уровнях интеграции.
В данном реферате для нас представляет интерес зрительные агнозии.

СКАЧАТЬ РАБОТУ БЕСПЛАТНО - 

СКАЧАТЬ

 

 

                 1. ЗРИТЕЛЬНАЯ АГНОЗИЯ

 

1.1. Понятие и формы зрительной агнозии

 

Гнозис в буквальном смысле слова означат узнавание. Наша ориентировка в окружающем мире связана с узнаванием формы, величины, пространственной соотнесенности предметов и, наконец, с пониманием их значения, которое заключено в названии предмета. Этот запас сведений об окружающем мире складывается из анализа и синтеза потоков сенсорных импульсов и откладывается в системах памяти. Рецепторный аппарат и передача сенсорных импульсов при поражениях высших гностических механизмов сохраняются, но интерпретация этих импульсов, сличение получаемых данных с образцами, хранящимися в памяти, нарушаются.

В результате возникает расстройство гнозиса – агнозия, суть которой в том, что при сохранности восприятия предметов теряется ощущение их «знакомости» и окружающий мир, ранее такой знакомый в деталях, становится чуждым, непонятным, лишенным значения.

Но гнозис нельзя представить как простое сопоставление, распознавание образа. Гнозис – это процесс непрерывного обновления, уточнения, конкретизации образа, хранимого в матрице памяти, под влиянием повторного сопоставления его с принимаемой информацией.

При тотальной агнозии наблюдается полная дезориентировка, но встречается она редко. Значительно чаще нарушается гнозис в какой-либо анализаторной системе, причем в зависимости от степени поражения выраженность агнозии различна.

Восприятие того или иного предмета, его изображения и взаимодействия с ним есть сложный психический акт, в котором, помимо зрительного анализатора, «зрительной коры», принимают участие и вестибулярная система (пространственное восприятие), и отделы коры, связанные с нашим действием.

Нарушение высших зрительных функций, осуществление которых в первую очередь обеспечивается 18-м и 19-м корковыми полями, выявляется в зрительной агнозии.

При зрительной агнозии больной видит предмет, но не узнает его. Здесь могут быть различные варианты. В одних случаях больной правильно описывает внешние свойства предмета (цвет, форму, величину), однако узнать предмет не может. Например, больной описывает яблоко, как «что-то круглое, розовое», не узнавая в яблоке яблоко. Но если дать больному этот предмет в руки, то он при ощупывании узнает его.

Поражение может ограничиться не узнаванием только отдельных деталей предмета, неумением объединить отдельные части в целое. Так, просматривая последовательную серию картинок, больной разбирается в их деталях, но не в состоянии уловить общий смысл всей серии.

Может наблюдаться агнозия на лица, при которой больной не узнает хорошо знакомые лица, не узнает и персональных фотографий. Некоторые больные с подобным расстройством вынуждены запоминать людей по каким-то другим признакам (одежда, родинки и т.д.). В других случаях агнозий больной узнает предмет, называет его свойства и функцию, но не может вспомнить, как он называется. Эти случаи относятся к группе речевых расстройств.

При некоторых формах зрительных агнозий нарушаются пространственная ориентировка, зрительная память. Практически уже при неузнавании предмета можно говорить о нарушениях механизмов памяти, поскольку воспринимаемый предмет не может быть сличен с его образом в гностической матрице. Но бывают и случаи, когда при повторном предъявлении предмета больной говорит, что уже видел его, хотя узнать по-прежнему не может. При нарушениях же пространственной ориентировки больной не только не узнает знакомых ему ранее лиц, домов и т.д., но может много раз ходить по одному и тому же месту, не подозревая об этом. При пространственной зрительной агнозии больной не может представить хорошо знакомую ему планировку комнат, расположение дома, в который он сотни раз входил, размещение стран света на географической карте, размещение частей собственного тела; у него нарушена оценка расстояния и глубины. Так восприятие глубины и других пространственных соотношений связаны не только со зрением, но и с вестибулярным аппаратом, все пространственные зрительные агнозии можно охарактеризовать как оптико-моторно-вестибулярные нарушения. В их возникновении повинно одновременно повреждение затылочных, нижних теменных и задних височных областей (поля 19-е, 39-е и 37-е).

Нередко при зрительных агнозиях страдает и узнавание букв, цифр, возникает потеря способности к чтению.

 

1.2. Исследование зрительного гнозиса

 

Для исследования зрительного гнозиса используют набор предметов. Предъявляя их обследуемому, просят определить, описать внешний вид, сравнить, какие предметы больше, какие меньше. Применяют также набор картинок, цветных, однотонных и контурных. Оценивают не только узнавание предметов, лиц, но  сюжетов. Попутно можно проверить и зрительную память: предъявить несколько картинок, затем перемешать их с ранее не показываемыми и попросить ребенка выбрать знакомые картинки. При этом  учитывают и время работы, настойчивость, утомляемость. Дети узнают контурные картинки хуже, чем цветные и однотонные. Понятие сюжета связано с возрастом ребенка и степенью умственного развития. В то же время агнозии в классическом виде у детей встречаются редко вследствие незавершенной дифференциации корковых центров.

 

 

 

 

 

                                   ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Таким образом, мы выяснили, что в корковых представительствах анализаторов выявляются две группы клеточных зон. Такая структура обнаруживается в затылочной зоне, куда проецируются зрительные пути, в височной, где заканчиваются слуховые пути, в задней центральной извилине – корковом отделе чувствительного анализатора, в передней центральной извилине – корковом двигательном центре. Анатомическая неоднородность «первичных» и «вторичных» зон сопровождается и физиологическими различиями. Теперь нам ясно, что именно во вторичных зонах осуществляются операции гнозиса и отчасти праксиса.

Кроме того, в корковом веществе выделяют третичные зоны, или зоны перекрытия корковых представительств отдельных анализаторов. У человека они занимают весьма значительное место и расположены, прежде всего, в теменно-височно-затылочной области и в лобной зоне. Третичные зоны вступают в обширные связи с корковыми анализаторами и обеспечивают тем самым выработку сложных реакций, среди которых у человека первое место занимают осмысленные действия. В третичных зонах, следовательно, происходят операции планирования и контроля, требующие комплексного участия разных отделов мозга.

В раннем детском возрасте функциональные зоны коры перекрывают друг друга, границы их диффузны, и лишь в процессе практической деятельности происходит постоянная концентрация функциональных зон в очерченные, отделенные друг от друга центры. В клинике у взрослых больных наблюдаются весьма постоянные симптомокомлексы при поражении определенных участков коркового вещества и связанных с ними нервных путей.

В детском возрасте в связи с незавершенной дифференциацией функциональных зон очаговое поражение коры больших полушарий может не иметь четкого клинического проявления, что следует помнить при оценке тяжести и границ поражения мозга у детей.

В функциональном отношении можно выделить основные интегративные уровни корковой деятельности.

Первая сигнальная система связана с деятельностью отдельных анализаторов и осуществляет первичные этапы гнозиса и праксиса. Мы выяснили, что к этому первому уровню можно отнести зрительное восприятие предметов с концентрацией внимания на определенных его деталях, произвольные движения с активным усилением или торможением их. Более сложный функциональный уровень корковой деятельности объединяет системы различных анализаторов, включает в себя вторую сигнальную систему, объединяет системы различных анализаторов, делая возможным осмысленное восприятие окружающего, отношение к окружающему миру «со знанием и пониманием».

Высший уровень интеграции формируется у человека в процессе его созревания как социального существа, в процессе овладения теми навыками и знаниями, которыми располагает общество.

Третий этап корковой деятельности играет роль своеобразного диспетчера сложных процессов высшей нервной деятельности. Он обеспечивает целенаправленность тех или иных актов, создавая условия для наилучшего их выполнения.

Чтобы уметь правильно и своевременно оказывать помощь при расстройствах гнозиса, необходимо знать не только природу этих расстройств, но и хорошо разбираться в закономерностях развития нервной системы, методах ее исследования в сравнительно-возрастном аспекте, а также в различных неврологических заболеваниях. Знание неврологии расширяет диапазон клинического мышления врача, его диагностические возможности, выбор рациональных методов лечения и профилактики.

 

 

                          СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Бадалян Л.О. Детская неврология. - М.: Медицина, 1984.
  2. Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. - М.: Просвещение, 1973.
  3. Ляпидевский С.С. Невропатология. - М.: Медицина, 2000.
  4. Михеев В.В. Нервные болезни. - М.: Знание, 1974.
  5. Справочник по неврологии. / Под ред. Е.В. Шмидта, Н.В. Верещагина. - М.: Высшая школа, 1989.
  6. Хомская Е.Д. Нейропсихология. – М.: МГУ, 1987.

 

 

 

Добавил: Демьян |
Просмотров: 501
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Дипломник © 2024
магазин дипломов, диплом на заказ, заказ диплома, заказать дипломную работу, заказать дипломную работу mba