Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Поиск

Категории раздела

Диплом [327] Курсовая [699]
Реферат [397] Отчет [11]




Сб, 18.05.2024, 19:14
Приветствую Вас Гость | RSS
ДИПЛОМНИК т.8926-530-7902,strokdip@mail.ru Дипломные работы на заказ.
Главная | Регистрация | Вход
КАТАЛОГ ДИПЛОМНЫХ, КУРСОВЫХ РАБОТ


Главная » Каталог дипломов » бесплатно » Курсовая [ Добавить материал ]

Комплексный подход в коррекции заикания
Реферат | 12.08.2014, 20:36

СКАЧАТЬ РАБОТУ БЕСПЛАТНО - 

СКАЧАТЬ

                                   СОДЕРЖАНИЕ

Введение…………………………………………………………………….3
1. Понятие и причины заикания у детей…..……………………………...4
   1.1. Понятие заикания. Факторы, способствующие возникновению
   заикания…………………………………………………………………...4
   1.2. Патогенез невротического заикания………………………………..5
2. Динамика развития заикания и его коррекция…………………………8
   2.1. Динамика развития заикания………………………………………..8
   2.2. Коррекция заикания………………………………………………….9
Заключение…………………………………………………………………13
Список литературы………………………………………………………...15

 

 

                                         ВВЕДЕНИЕ

Среди различных проявлений неврозов и невротических форм  реактивных состояний  в детском возрасте, особенно у младших детей, элементарные  соматовегетативные и двигательные расстройства встречаются  значительно чаще, чем собственно психические, прежде всего эмоциональные нарушения. Соматовегетативные и двигательные невротические расстройства у детей обычно выступают как относительно изолированные или доминирующие моносимптомы, в связи с чем их условно называют моносимптомными неврозами. Они соответствуют так называемым неврозам органов, или «системным неврозам», т.е. тем формам неврозов, при которых ведущая роль в патогенезе и клинической картине принадлежит нарушению деятельности одной из соматических функциональных систем, обеспечивающих осуществление сердечно-сосудистой, пищеварительной, двигательной и других сложных форм соматической деятельности.
В клинике системных неврозов у детей чаще встречаются невротические реакции, что отчасти связано с преобладанием в этой группе больных детей более младшего возраста. Вместе  с тем системные неврозы (например, невротическое заикание и др.) у детей школьного возраста и подростков могут выступать и в форме невротического состояния с более сложной структурой и длительным течением. 
У детей с общим недоразвитием речи, выражающимся в форме заикания, происходит становление искаженной самооценки. В связи с этим представляется актуальной необходимость изучения комплексного подхода в коррекции заикания.

 

СКАЧАТЬ РАБОТУ БЕСПЛАТНО - 

СКАЧАТЬ

    

     1. ПОНЯТИЕ И ПРИЧИНЫ ЗАИКАНИЯ У ДЕТЕЙ

1.1. Понятие заикания. Факторы, способствующие возникновению заикания

Заиканием называют нарушение ритма, темпа и плавности речи, связанное с судорогами мышц, участвующих в речевом акте. Заикание относится к числу распространенных в детском возрасте нарушений. P. Strunk (1974) отмечает, что переходящее, кратковременное заикание наблюдается у 4 %  детей, а относительно стойкое – у 1 %  всех детей. У мальчиков оно возникает чаще, чем у девочек. 
По данным разных авторов, это соотношение колеблется от 2 : 1 до 10 : 1 (P. Strunk 1974). Расстройство чаще всего развивается в возрасте 4-5 лет, когда происходит значительное усложнение фразовой речи, связанное с интенсивным  формированием мышления, и ребенок начинает задавать особенно много вопросов познавательного характера (Н.П. Тяпугин, 1966). Однако возникающее заикание возможно и в более раннем возрасте, в частности в период становления речи, т.е. на 2 – 3-м году жизни.
Причинами заикания могут быть как острые (шоковые и субшоковые) или подострые  психические травмы – испуг, внезапно возникшее волнение, разлука с родителями, изменение привычного жизненного стереотипа, например помещение в дошкольное детское учреждение, так и длительные психотравмирующие ситуации (конфликтные отношения в семье, неправильное восприятие, особенно гиперпротекция). 
Способствующими внутренними факторами являются невропатические состояния и семейная отягощенность патологией речи, прежде всего заиканием. По данным С.А. Гриднева, невропатические состояния встречаются примерно в 20 %, а идентичная наследственная отягощенность в 17,5 % случаев невротического заикания. Важное значение в происхождении заикания принадлежит также ряду внешних факторов, особенно неблагополучному «речевому климату» в виде перегрузки информацией, попыток форсировать темп речевого развития ребенка, резкой смены требований к его речевой деятельности, двуязычия в семье, чрезмерной требовательности родителей к речи ребенка и т.п. Эти факторы встречаются в 60,8 % случаев невротического заикания. Особое место среди факторов внешних условий заикания принадлежит наличию заикающихся в близком окружении ребенка, что может стать источником подражания их речи, закрепляющегося в дальнейшем по механизмам невротической фиксации.

1.2. Патогенез невротического заикания

Патогенез невротического заикания, как и заикания вообще, изучен мало. Высказывается предположение о роли описанного И.П. Павловым механизма «изолированного больного пункта» в коре головного мозга, ведущего к расстройству деятельности речедвигательной системы (Н.П. Тяпугин, 1966). Однако данный механизм не объясняет судорожного  компонента заикания. Определенная роль в патогенезе некоторых ранних случаев заикания  принадлежит механизму патологической фиксации физиологических задержек и запинок речи, свойственных детям в период становления и развития речи, т.е. в возрасте 2 – 4 лет. Существование этого механизма нашло отражение в специальном термине «заикание развития». 
В генезе невротического заикания в результате острых шоковых и субшоковых психических травм, сопровождающихся аффектом испуга, вероятно, играет роль механизм патологически устойчивой условнорефлекторной связи (В.С. Кочергина, 1926). Относительная частота у заикающихся сопутствующих расстройств общей и речевой моторики, которые усиливаются в состоянии аффекта и проявляются в нарушениях координации тонких движений, явилась источником предположения о роле в патогенезе заикания вообще «фацио-букко-лингвальной диспраксии» (цит. по 1974).  Закреплению речевой судороги при невротическом заикании способствует механизм развития моторного автоматизма.
Избирательность нарушения речедвигательной функции при невротическом заикании, по-видимому, объясняется наличием врожденной или приобретенной функциональной (а возможно, и структурной) недостаточности систем, обеспечивающих моторные компоненты экспрессивной речи. В пользу этого говорит относительная частота нарушений общей и речевой моторики у ближайших родственников детей, страдающих заиканием.
Клиника невротического заикания характеризуется ведущим синдромом заикания с преобладанием в начальном периоде с преобладанием в начальном периоде заболевания тонической судороги в дыхательно-вокальной мускулатуре с постепенным присоединением тонико-клонически судорог в артикуляционной мускулатуре. Часто отмечаются скрытое повышение тонуса вокальных мышц, выраженное нарушение речевого дыхания, различные сопутствующие речи, дополнительные движения в мышцах лица, шеи и конечностей (М.И. Буянов, Б.З. Драпкин,  1973). Сравнительно быстро, спустя несколько месяцев или 1 -2 года после возникновения заикания, появляется более или менее выраженная реакция ребенка на дефект речи; дети начинают замечать его, стесняются говорить в присутствии посторонних, отказываются от устных выступлений на утренниках. Позднее, в школьном возрасте, а особенно часто у подростков возникает страх речи – логофобия, который значительно усиливает заикание при волнении и психическом напряжении, в частности при вызове к доске в школе. Выраженная логофобия, наблюдаемая в основном в пубертатном возрасте, может вести к полному отказу подростка от устных ответов в школе, что является источником школьной дезадаптации, снижает уровень усвоения школьной программы и становится дополнительным источником переживаний неполноценности у подростка.
Для невротического заикания характерно выраженное непостоянство его интенсивности – от резко выраженного  заикания, делающего практически невозможным речевой контакт, до почти совершенно плавной и не затруднительной речи. Как правило, усиление заикания происходит в условиях эмоционального напряжения, волнения, усиления ответственности, а также при необходимости вступать в контакт с незнакомыми лицами. В тоже время в привычной домашней обстановке, при разговоре с друзьями заикание может становиться почти незаметным. Невротическое заикание почти всегда сочетается с другими невротическими расстройствами: страхами, колебаниями настроения, расстройствами сна, тика, энурезом и т.д., которые нередко предшествуют возникновению заикания.  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


2. ДИНАМИКА РАЗВИТИЯ ЗАИКАНИЯ И ЕГО КОРРЕКЦИЯ

2.1. Динамика развития заикания

Динамика заикания может быть различной. Начальный этап может протекать в форме острой невротической реакции, которая возникает по выходе из аффективно-шоковой реакции связанной с сильным испугом, особенно в случае развития реактивного мутизма. При длительных психотравмирующих ситуациях, а также в условиях неблагоприятного «речевого климата» начальный этап проявляется преневротическим состоянием с эпизодически возникающими запинками в речи. Чаще заикание возникает у детей с нормальным или ускоренным развитием речи. В дальнейшем происходит либо обратное развитие заикания, либо его фиксация на основе закрепления моторного речевого автоматизма. Во втором случае развивается невротическое состояние с синдромом заикания. В структуру невротического состояния (логоневроза), помимо заикания, входят астенические, фобические, субдепрессивные, соматовегетативные компоненты. Течение имеет волнообразный характер с периодическим усилением заикания и сопутствующих ему невротических расстройств под влиянием различных психотравмирующих воздействий и эмоционального напряжения, например в начале школьного обучения, в период экзаменов.
Усиление заикания и усложнение невротического состояния, как правило, наблюдаются в пубертатном возрасте, особенно в период с 15 до 17 лет (Н.П. Тяпугин, 1966), что связано с пубертатными сдвигами в организме, а главное с обострением реакции личности на дефект речи. В этом возрасте резко усиливается логофобия, появляется более или менее стойкий субдепрессивный сдвиг настроения, возникают разнообразные астенические и соматовегетативные нарушения. На этой основе у подростков с акцентуацией характера тормозного типа, а также соматически ослабленных может возникать невротическое формирование (развитие) личности, в структуру которого наряду с заиканием входят пониженный фон настроения и патологические изменения характера с преобладанием астенических или псевдошизойдных черт. Таким образом, невротическое заикание во многих случаях имеет затяжное, рецидивирующее течение.
Однако, несмотря на возможность неблагоприятной динамики с переходов в невротическое формирование личности в пубертатном возрасте, сам синдром заикания обнаруживает четкую тенденцию к сглаживанию и даже исчезновению в постпубертатном периоде. По данным Ю.А. Флоренской (цит. по Н.П. Тяпугину, 1966) число случаев «резидуального заикания» у лиц в возрасте 25 лет составляет 1/10 от числа заикающихся в подростковом и юношеском возрасте. По-видимому, это связано с несколькими моментами: возрастным созреванием системы речедвигательных механизмов головного мозга, компенсаторными явлениями, включая использование больными различных приемов, маскирующих заикание, а также с обратным развитием резидуально-органической церебральной патологии, лежащей в основе неврозоподобного заикания (в нашем понимании. – В.В. Ковалев, 1971).

2.2. Коррекция заикания

Коррекция невротического заикания должна быть как можно более ранней и комплексной. Основным патогенетическим методом корреции заикания является психотерапия. Выбор адекватных психотерапевтических мероприятий требует детального выяснения особенностей психотравмирующих факторов, вызвавших возникновение заикания. В случае возникновения заикания в связи с шоковыми и субшоковыми психическими травмами лечение следует начинать с «режима молчания» (А.Ю.Флоренская,1949), применяемого в течение 7 – 10 дней, с последующим постепенным включением речевой деятельности ребенка. При возникновении заикания под влиянием хронической психотравмирующей ситуации необходимо проведение «семейной психотерапии», т.е. психотерапевтической и коррекционно-педагогической работы с родителями и другими членами семьи (А.И. Захаров, 1976) с целью устранения или сглаживания внутрисемейных конфликтных отношений и коррекции неправильного воспитательного подхода к ребенку.
Наряду с этим важное значение имеет установление специального «речевого режима» в семье заикающегося ребенка (Е.Ф. Рау, 1959), включающего ограничение речевой нагрузки пользование членами семьи медленной, спокойной разговорной речью в присутствии ребенка, категорическое исключение любых замечаний и высказываний, привлекающих внимание ребенка к недостатку речи или вызывающих его озабоченность по этому поводу. В более затяжных случаях невротического заикания у детей школьного возраста и подростков применяются специальные формы психотерапии, в частности индивидуальная и групповая гипносуггестивная терапия, аутогенная тренировка и другие методики тренировочной психотерапии, направленные главным образом на преодоление страха речи, эмоционального напряжения в процессе речи, достижение свободной плавной речи, устранение чувства неполноценности, связанного с реакцией личности на дефект речи. 
Психотерапевтические мероприятия, включая семейную и индивидуальную психотерапию (рациональную, а также игровую у детей дошкольного возраста), играют немалую роль в преодолении различных общих невротических расстройств (снижение настроения, аффективная неустойчивость, страхи), предшествующих и сопутствующих невротическому заиканию.
Важным средством устранения или смягчения аффективных невротических расстройств, которым принадлежит ведущая роль, как в возникновении, так и в поддержании судорожной речи при невротическом заикании, является использование различных транквилизаторов (седуксен, элениум и д.р. седативных средств). Только после ослабления или устранения общих невротических расстройств и относительного выравнивания аффективного состояния ребенка следует постепенно подключать специальные логопедические занятия, включая так называемую логопедическую ритмику (В.А. Гринер, цит. по Г.Е. Сухаревой, 1959). При этом следует учитывать, что при проведении логопедических занятий с ребенком, страдающим невротической формой заикания, логопед должен, особенно на первых этапах лечения, по возможности избегать прямого привлечения внимания ребенка к его речевому дефекту, так как это может вести к эмоциональному напряжению во время речевой деятельности и появлению дезавтоматизации, что еще больше усиливает речевое расстройство. 
Невротическое заикание легче преодолевается с помощью групповых занятий  в специализированных детских садах и дневных стационарах), поскольку в группе детей с однотипными расстройствами ребенок меньше тяготится своим дефектом и смелее пользуется речью. В связи с возможностью психотравмирующего воздействия на ребенка младшего возраста с невротическим заиканием длительного отрыва от родителей считается  более обоснованным лечение таких детей в условиях дневного логопедического полу-стационара. В комплексном лечении невротического заикания у детей и подростков вспомогательную роль играют также методы физиотерапии и лечебной физкультуры.
В лечении неврозоподобного  заикания в отличие от невротического  ведущая роль принадлежит сочетанию логопедических мероприятий с медикаментозной терапией, в частности применением средств, снижающих мышечный тонус (мидокалм), дегидратирующих, рассасывающих средств, а также с методами физиотерапии. Немалое значение имеют специальная ритмика, лечебная физкультура. В тоже время психотерапия имеет вспомогательное значение и в основном направлена на лечение вторичных невротических реакций, возникающих в пубертатном возрасте. Из специальных видов психотерапии показано аутогенная тренировка. Лечение более легких случаев невротического заикания осуществляется у детей дошкольного возраста амбулаторно, а также в дневных полустационарах и логопедических детских садах, а у детей школьного возраста и подростков – в амбулаторных условиях логопедами детских поликлиник и психоневрологических диспансеров и школьными логопедами. В случаях более выраженного и резистентного к амбулаторной терапии, а также часто рецидивирующего заикания показано стационарное лечение в условиях логопедических отделений психиатрических и общих детских больниц, а также санаториев для детей с пограничной нервно-психической патологией.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


                                ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Исходя из изложенного материала в реферате, мы пришли к выводу, что судороги мышц, участвующих в речевом акте, могут привести к нарушению ритма, темпа и плавности речи, т.е. к заиканию.
К причинам возникновения заикания следует отнести следующие факторы:
1) острые (шоковые и субшоковые) или подострые  психические травмы;
2) длительные психотравмирующие ситуации (конфликтные отношения в семье, неправильное восприятие, особенно гиперпротекция);
3) невропатические состояния и семейная отягощенность патологией речи, прежде всего заиканием.
Подобные нарушения речи могут вызвать возникновение заниженной самооценки у ребёнка, так как с возрастом он начинает понимать, что его отклонение в речи, мешает ему полноценно общаться с другими детьми, отвечать на уроках и т.п.
В связи с этим очень важно как можно раньше начать коррекцию заикания, применяя комплексный подход. Очень полезны занятия аутогенной тренировки, которые направлены  на:  снижение  мышечного  и эмоционального напряжения; коррекцию напряжения артикуляторной и  вокальной мускулатуры,   регуляция   дыхания,   преодоление    чувства    собственной неполноценности и логофобии. Эти мероприятия могут подкрепляться лечением в специальных стационарах. В процесс коррекции заикания обязательно должны включиться родители ребёнка, с которыми прежде всего необходимо провести беседу о том, как им следует вести себя со своим ребенком, который нуждается в их помощи.
Таким образом, затруднения в речи как средстве коммуникации имеют при неврозах более глубокий характер, чем сама по себе речевая недостаточность, и возникают, главным образом, вследствие нарушения процесса формирования межличностных отношений сначала в семье, а затем и при общении со сверстниками. Поэтому оказание помощи при заикании  - это не только устранение болезненного, невротического состояния ребенка, но и восстановление его нарушенных, но еще полностью не утраченных навыков общения, умения принимать и играть роли и адекватно выражать свои чувства.

 


                              СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В., Зорина С.В. Нарушение речи и их коррекция у детей с задержкой психического развития. – М.: Владос, 2003. 
2. Левина Р.Е. Опыт изучения неговорящих детей (алаликов). – М.: Учпедгиз, 1951. 
3. Лихачев Б.Т. Педагогика. – М.: Гардарики, 1993.
4. Максимова Н.Ю., Милютина Е.А. Курс лекций по детской психологии. – Ростов н/Д, 2000.
5. Мамайчук И.И., Ильина М.Н. Помощь психолога ребёнку с задержкой психического развития. – СПб: Речь, 2004. 
6. Немов Р.С. Психология. Книга 3. – М.: Владос, 2001.
7. Организация коррекционно-логопедической работы в диагностических группах с детьми дошкольного возраста. Ч. 1. / Под ред. Т.В. Волосовец, Е.Н. Кутеповой. – М.: Российский университет дружбы народов, 2007.

 

Добавил: Демьян |
Просмотров: 1179
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Дипломник © 2024
магазин дипломов, диплом на заказ, заказ диплома, заказать дипломную работу, заказать дипломную работу mba