СКАЧАТЬ РАБОТУ БЕСПЛАТНО -
СКАЧАТЬ
1.Становление конституционного права человека на предпринимательскую деятельность
1.1.Этапы развития конституционного права человека на предпринимательскую деятельность
Наша страна обладает богатыми традициями в предпринимательской деятельности. Изучая историю развития законодательства о предпринимательстве в России, можно проследить не только, как происходило регулирование экономики России на протяжении столетий, но и как формировались и развивались правовые и нравственные традиции предпринимательства.
В литературе, посвященной истории предпринимательства России, понятие «предпринимательство» используется достаточно широко: «Это самостоятельная деятельность людей, организующих производство или торговлю, то есть имеющих свое дело, которое приносит им определенный доход. Включается сюда и деятельность мелких производителей - крестьян, ремесленников, кооператоров, если она связана с товарным производством и обменом. Носители этой деятельности - так называемое третье сословие: купцы, промышленники, фабриканты, мелкие и крупные торговцы и производители...» .
Традиции российского предпринимательства уходят в глубину веков, когда ремесло и торговля стали важными сферами жизнедеятельности восточных славян. Ремесленные мастерские, представлявшие собой небольшие самостоятельные предприятия, закупали сырье, производили изделия, реализовывали готовую продукцию и были заинтересованы в получении прибыли. Торговля содействовала росту городов, где заключались договоры и совершались сделки. Первый русский свод законов Русская Правда, по мнению ученых, «был пронизан духом предпринимательства» . В Русской Правде употребляются денежные понятия, определяются условия отдачи денег в рост, регламентируются операции в кредит, определяется очередность возмещения долгов в зависимости от положения кредитора.
Во второй половине XVII в. принимаются Торговый устав 1653 г. и Новоторговый устав 1667 г., которые регулировали внутреннюю и внешнюю торговлю, поощряли и защищали купечество, ограничивали иностранную конкуренцию. Так, Новоторговый устав 1667 г. предоставлял торговым людям право свободного торга, ограждал их от иностранной конкуренции, назначал специальных лиц, в обязанность которых входили наблюдение за исполнением законов в торговле, защита торговых людей от разорения и способствование поступлений в казну таможенных сборов. В ст. ст. 88 - 89 ставился вопрос о создании специального приказа (органа), который ведал бы делами торговли и купечества. Были предоставлены льготы представителям торгово-промышленного мира.
Петр I стремился развивать традиции поддержки отечественного предпринимательства. В период его правления с целью развития индустриального предпринимательства создаются Берг-коллегия и Мануфактур-коллегия, которые разрабатывают различные механизмы для успешного развития промышленности. При разработке акцент делался на предоставлении различных привилегий и льгот российским производителям.
Купцы также пользовались поддержкой Петра I. Так, Именным указом «О покупке купечеству к заводам деревень» (1721 г.) купечеству было разрешено приобретать земли, населенные крестьянами, но с обязательным условием использовать их на работах на промышленных предприятиях, возводимых на купленных землях. Проведенная Петром I реформа городского управления, выразившаяся в принятии 16 января 1721 г. Регламента, или Устава главного магистрата, также способствовала обеспечению прав купечества, развитию ремесла и торговли. В соответствии с этим правовым актом в города и в ряды купечества привлекалось зажиточное крестьянство.
Определенный вклад в развитие предпринимательских отношений и защиту предпринимательства в России внесла экономическая политика Екатерины II, которая позволила создать «благоприятные условия для развития русского предпринимательства» . Наиболее важными правительственными указами стали: «Грамота на права, вольности и преимущества благородного российского дворянства» («Жалованная грамота дворянству» 1785 г.) и «Грамота на права и выгоды городам Российской империи» («Жалованная грамота городам» 1785 г.). Названные указы были направлены на стимулирование конкурентной борьбы между купцами не только в торговой, но и в промышленной сфере, при одновременном введении для них новых льгот.
«Жалованная грамота дворянству» предоставляла широкие возможности помещикам-дворянам по участию в торговле. Они имели право оптом продавать «товар, какой у кого родится, или на основании законов выделан будет, ибо им не запрещается иметь или заводить фабрики, рукоделия и всякие заводы». Купцы освобождались от рекрутской повинности и подушной подати. Большие возможности предоставлялись и иностранным купцам. Статьями 124 - 131 им предоставлялось право иметь фабрики, заводы и мануфактуры.
В результате такого подхода к развитию предпринимательства «количество промышленных предприятий (без ремесленных мастерских) только за XVIII век увеличилось в 10 - 12 раз, достигнув в 1801 году - 2423 предприятий с числом занятых почти 100 тысяч человек. По ряду экономических показателей Россия вышла на самые передовые рубежи» .
Активное развитие предпринимательства происходит и в XIX в. В этот период происходит усиление роли банков и страховых учреждений, начинает преобладать акционерная форма предпринимательства. Так, «в начале XX в. было зарегистрировано пять крупных акционерных компаний. К началу XX в. действовало 1300 акционерных обществ, на долю которых приходилось 2/3 объема всей промышленной продукции... К началу Первой мировой войны в России насчитывалось 2263 акционерных компаний». Активно развивались коммерческие акционерные банки, их количество к середине 1870-х гг. достигло 39 .
В правовом развитии этот этап выразился в активном развитии законодательства. Издаются «Устав о промышленности заводской и фабричной» (регламентирующий деятельность казенных, частных и частных посессионных предприятий), типовые «Торговый устав» и «Биржевой устав», «Вексельный устав» и «Устав о торговой несостоятельности». Многие дворяне, получив после реформы 1861 г. купеческие свидетельства, активно основывают собственное дело. Купечеством были получены привилегии: представление к императорскому двору, получение чинов, дававших дворянское звание.
В 1917 г. наступает эпоха ломки предпринимательских и правовых традиций дореволюционной России. В период военного коммунизма многие традиции были утрачены. Происходит отказ от денег, торговли, рынка, товарно-денежных отношений, государство становилось единственным предпринимателем. Период НЭПа характеризуется отступлением от жесткой экономической политики и восстановлением элементов дореволюционного предпринимательства: восстановление товарно-денежных отношений, разрешались частные предприятия (с числом рабочих не более 20) и смешанные акционерные общества с участием государственного и частного капитала, сдача хозяйственных объектов в аренду своим капиталистам и в концессии иностранному капиталу, государственные предприятия переводились на хозрасчет, а также могли объединяться в тресты и синдикаты. Допускалось несколько форм предпринимательства: государственное, государственно-капиталистическое, кооперативное и мелкое частное. Планирование сочеталось с рыночными отношениями. Начало второй половины 1930-х гг. характеризуется практически полной ликвидацией предпринимательства и переходом к экономике на полное государственное регулирование.
В развитом социалистическом обществе основу экономической системы СССР составляли государственная и колхозно-кооперативная формы собственности на средства производства, а государственная собственность являлась основной формой социалистической собственности (ст. ст. 10, 11 Конституции СССР 1977 г.). Хозяйство страны было сконцентрировано в руках государства. Главным предпринимателем страны являлось государство. Были ликвидированы рыночные отношения, конкуренция, многообразие форм собственности.
Формирование рыночной экономики в России, трансформация отношений собственности, переход к новой социально-экономической формации, коренная реконструкция методов государственного регулирования экономики неизбежно привели к возрождению в России предпринимательства. В числе конституционных прав и свобод человека и гражданина закреплено право каждого «на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности» (ст. 34 Конституции РФ). Были приняты нормативные акты о развитии и регулировании рыночного предпринимательства: законы РСФСР «О предприятиях и предпринимательской деятельности» (1990), «О регистрационном сборе с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью, и порядке их регистрации» (1991).
1.2.Правовая основа конституционного права человека на предпринимательскую деятельность
Конституция России закрепила право человека на свободу предпринимательской деятельности (ст.34). Конституционные права человека и гражданина могут быть распространены Конституционным судом РФ на объединения граждан, созданные для реализации конституционных прав граждан (в частности, на такие юридические лица как хозяйственные товарищества и общества) в той степени, в какой эти права по своей природе могут быть к ним применимы
Столь высокий уровень правового закрепления этого права, по-видимому, привел к рассмотрению в отраслевой юридической литературе этого права лишь как конституционного. На этом же уровне рассматриваются конституционные гарантии права на осуществление предпринимательской деятельности, и объявляется наличие для него «объективных предпосылок». Правда, содержание последней категории автором не раскрывается. В системе требований к осуществлению предпринимательской деятельности выделяются также «требования-предпосылки» или «требования, предъявляемые в виде предпосылок осуществления предпринимательской деятельности». Однако, отраслевая принадлежность самой, весьма «размытой», «системы требований» к осуществлению предпринимательской деятельности автором не определяется. Кроме того, не уточняется, характер предпринимательских прав юридических лиц, создаваемых не для реализации конституционных прав граждан (унитарных предприятий и т.п.) и, следовательно, по логике Конституционного суда РФ, не являющихся субъектами конституционных прав.
Как отмечалось в правовой литературе, конституционное право отличается от иных отраслей тем, что оно в принципе не призвано регулировать общественные отношения. Конституция определяет фундамент права в стране, закрепляет принципы, основные положения, на которых основываются другие отрасли права. Закрепленные в Конституции постулаты должны развиваться, находить регулирование, конкретизироваться в соответствующих отраслях права. В частности, статьи 8, 9, 34, 35, 46, 53 Конституции касаются предмета регулирования гражданского права и находят соответствующее детальное регулирование в данной отрасли права.
Г. А. Гаджиев замечает по этому поводу: «конституционные положения в силу их стабильности и жесткости не подходят для регулирования рыночных отношений; их роль состоит в другом – гарантировать устойчивость и предсказуемость законодательства о предпринимательстве, основывающегося на ст.34 Конституции РФ» .
К числу предпосылок конституционного права «на свободное использование способностей и имущества для предпринимательской и иной, не запрещенной законом экономической деятельности», видимо, могут быть отнесены: а) конституционная правоспособность лица - потенциального субъекта предпринимательства (с образованием юридического лица или без такового); б) наличие в экономической сфере широкого круга дозволенных видов предпринимательской деятельности.
Конституционное закрепление права на предпринимательство (также же как, скажем, и права частной собственности) не должно мешать его рассмотрению как гражданского субъективного, принадлежащего конкретному субъекту гражданского права при определенных условиях (предпосылках). При этом методологически неверно трактовать эти предпосылки как признаки самой предпринимательской деятельности.
К числу предпосылок возникновения субъективного права на осуществление предпринимательской деятельности, действующее гражданское законодательство относит:
как правило, государственную регистрацию гражданина - в качестве индивидуального предпринимателя, а организации - в качестве юридического лица (ст.ст.2, 23, 51 ГК РФ).
в порядке исключения – разрешение (лицензирование) отдельного вида предпринимательской деятельности (ст.49 ГК РФ).
С государственной регистрацией закон связывает возникновение гражданской правосубъектности организаций как юридических лиц. ( п. 2 ст.51 ГК РФ), а также предпринимательскую правосубъектность гражданина. Исключением являются учреждения представительной и исполнительной власти, суда и прокуратуры, которые не нуждаются в легитимации ввиду публичности своего правового статуса. К числу организаций, не нуждающихся в регистрации закон отнес также государственную корпорацию, создаваемую на основании федерального закона о конкретной корпорации (ст.7.1 Фед. закона «О некоммерческих организациях»).
В правовой литературе государственная регистрация рассматривается обычно в качестве признака имманентно присущего самой предпринимательской деятельности как явлению. При этом В.Ф. Попондопуло правильно отмечает внутреннюю несвойственность предпринимательству признака государственной регистрации и рассматривает регистрацию лишь в качестве требования юридического порядка. Между тем, основные признаки предпринимательства закреплены в ст. .2 ГК РФ, поэтому - все они являются требованиями юридического порядка, которые предусмотрел законодатель.
Следует учитывать существующие в законодательстве запреты на регистрацию, адресованные отдельным группам лиц. Так, ст.166 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» запрещает регистрировать физическое лицо в качестве индивидуального предпринимателя в течение года после его банкротства. Наличие запрета не влияет на возможность физического лица образовать лицо юридическое и через него осуществлять предпринимательскую деятельность. Надо полагать, что конституционное право личности указанным запретом не затрагивается; ограничение касается субъективного гражданского права на конкретную предпринимательскую деятельность (ее форму).
Лицензирование выступает в качестве «основания» осуществления юридическим лицом отдельных видов деятельности; в соответствии со ст.49 ГК РФ: « право юридического лица осуществлять деятельность, на занятие которой необходимо получение лицензии, возникает с момента получения такой лицензии или в указанный в ней срок и прекращается по истечении срока ее действия». Эта норма закрепляет субъективный (и в том числе - временной) характер гражданского права на осуществление конкретной предпринимательской деятельности. Легитимация индивидуального предпринимателя в конкретной предпринимательской сфере также нередко зависит от получения лицензии.
По - существу, в качестве предпосылки права на конкретную предпринимательскую деятельность, рассматривается также и разрешительный порядок, например, осуществления внешнеэкономической деятельности в сфере военно-технического сотрудничества.
С позиций гражданского права юридическое лицо может быть ограничено в правах в случаях и в порядке, предусмотренных законом (п.2 ст.49 ГК РФ). Постановление Пленумов Верховного суда РФ и Высшего арбитражного суда РФ от 1 июля 1996г. № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» конкретизирует указанную норму ГК РФ: ограничение гражданских прав допустимо лишь на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
2.Реализация конституционного права человека на предпринимательскую деятельность
2.1.Понятие и сущность конституционного права человека на предпринимательскую деятельность
Одной из важнейших гарантий свободного развития личности является признание государством права граждан заниматься предпринимательской деятельностью. Не случайно в Конституции Российском Федерации в ряду основных прав личности закреплено право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (ч. 1 ст. 34). Это право открывает для экономически активной части населения возможность проявить предпринимательскую инициативу, на свой риск организовать производство товаров (оказание услуг) и тем самым содействовать удовлетворению материальных и духовных потребностей людей, повышению их жизненного уровня.
Кто такой предприниматель? Вопрос вовсе не такой очевидный, как может показаться с первого взгляда. Ответ, который приходит сразу - лицо, занимающееся предпринимательством - ни о чем не говорит. Ведь понятие предпринимательской деятельности имеет разный экономический и правовой смысл. В реальной жизни все гораздо сложнее, и в российском, отечественном правосознании «предприниматель - кот в мешке, хотя предпринимательская деятельность существует» .
В настоящее время гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью и действовать так, как подсказывает здравый смысл и не запрещает закон. Вот насчет закона, в последнее время, и появились кривотолки, связанные с неясностью, порожденной правовым хаосом. Прежде всего, небезынтересен вопрос, какой вид деятельности граждан признается предпринимательской деятельностью? Отвечая на этот вопрос, нужно сказать, что критерии предпринимательской деятельности даны в законе. Это самостоятельная, осуществляемая на свой риск, деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке (ст.2 ГК РФ).
Грамматическое (буквальное) толкование текста изложенной правовой нормы, может, вероятно, привести к выводу, что, по гражданскому праву, изготовление продукции (товаров) не входит в понятие предпринимательской деятельности. Ведь в приведенном законоположении к предпринимательской деятельности относится самостоятельная деятельность граждан по выполнению работ, оказанию услуг, пользованию имуществом. И все. Соответственно этому по официальному признанию в наши дни к сфере предпринимательской деятельности относится спекуляция, ростовщичество, торговое посредничество, финансовые игры на бирже, оказание услуг, и т. п. Какая-то часть бизнеса, понятное дело, приемлема, но преобладает, с позволения сказать, образ предпринимателя (бизнесмена), которому закон позволяет наживать капиталы, как модно говорить, в виртуальном, а не в реальном секторе экономики. Эдакие вальяжные рантье, которые, как говорится, и не пашут, и не сеют, а капитал имеют немалый.
Апологеты либеральной рыночной экономики и частного права считают важным отметить, что каждый собственник имущества вправе им свободно распоряжаться по своему устремлению, себе во благо. Так, гражданин вправе получать от пользования своим имуществом доход. Именно поэтому ГК РФ определяет предпринимательскую деятельность как такую экономическую деятельность, которая при всех прочих обстоятельствах, ее характеризующих, направлена на получение прибыли от пользования имуществом. Во многих случаях секрет такого предпринимательства прост: склады, помещения, здания достались неким приватизаторам в наследство от канувшего в лету Советского Союза. Теперь только одна забота, как выгоднее сдавать в аренду огромные площади, например, пустующих заводов, превращая их в базар.
Вместе с тем по российскому гражданскому праву информация, равно как и деньги не относятся к имуществу. Это - особый объект гражданского права. Значит, лица, пользующиеся этими вещами, к примеру, занимающиеся продажей информации или денег с целью получения прибыли, не могут быть причислены к классу предпринимателей. Справедливо и правильно ли это? Наверное, нет.
Между тем приоритетной должна быть хозяйственная, предпринимательская деятельность по производству материальных благ. Вот уж поистине надежда нашей экономики - предприниматели-производители материальных ценностей товаров.
Понятие конституционного права человека на предпринимательскую деятельность было бы неполным без уяснения понятия предпринимательских правоотношений. Под предпринимательскими правоотношениями понимаются урегулированные нормами предпринимательского права отношения, возникающие в процессе осуществления предпринимательской деятельности, тесно с ней связанной деятельности организационно-имущественного характера, а также отношения по государственному регулированию предпринимательской деятельности .
Предпринимательские правоотношения по их конструкции, объектам и содержанию можно классифицировать следующим образом:
- абсолютные вещные правоотношения;
- абсолютно-относительные вещные правоотношения;
- абсолютные правоотношения по ведению собственной хозяйственной деятельности;
- неимущественные предпринимательские правоотношения;
- хозяйственные обязательства.
К абсолютным вещным правоотношениям относится право собственности, которое дает его субъекту возможность владения, пользования и распоряжения имуществом по своему усмотрению в соответствии с законом. Оно используется для осуществления хозяйственной деятельности на базе собственного имущества государством, муниципальными образованиями, субъектами частной собственности.
К абсолютно-относительным вещным правоотношениям относятся право хозяйственного ведения, право оперативного управления. Они являются абсолютно-относительными, потому что субъект такого права владеет, пользуется и распоряжается имуществом «абсолютно», не сообразуя своих возможностей ни с кем, кроме собственника, с которым он состоит в относительном правоотношении. Правоотношения такого рода складываются при предоставлении государственного и муниципального имущества унитарным предприятиям.
Абсолютные правоотношения по ведению собственной хозяйственной деятельности складываются по поводу ведения собственной деятельности, которая и выступает как объект правоотношения. У субъекта, ведущего хозяйствование по установленным законом правилам, нет конкретных обязанных лиц. Все другие субъекты обязаны считаться с возможностью ведения им предпринимательской деятельности и не препятствовать ее реализации. Если нормальное течение предпринимательства прерывается под влиянием третьих лиц или в результате нарушения установленного порядка ведения такой деятельности самим субъектом права, абсолютное правоотношение превращается в относительное . Например, если организация осуществляет свою деятельность с соблюдением норм по ведению бухгалтерского учета, представлению бухгалтерской и статистической отчетности, формированию себестоимости выпускаемой продукции по установленным правилам, складывающееся при этом правоотношение имеет конструкцию абсолютного. Если субъект нарушает установленные нормы, компетентные государственные органы могут потребовать пресечения допущенных нарушений и возмещения убытков, наступивших для государства. Правоотношение при этом трансформируется в относительное.
Неимущественные предпринимательские правоотношения складываются по поводу неимущественных благ, используемых субъектами хозяйствования в своей деятельности, таких как фирменное наименование, товарный знак, знак обслуживания, наименование места происхождения товара, коммерческая тайна и др. В ходе нормальной реализации неимущественных прав складывающееся правоотношение является абсолютным. При нарушении таких прав возникает конкретное обязательство по их защите от нарушения и из неимущественного правоотношения трансформируется в имущественное. Потерпевший, защищая свои неимущественные права, может требовать от нарушителя возмещения убытков.
Хозяйственные обязательства заключаются в том, что участник вправе требовать от другого совершения соответствующих действий. Обязанный субъект обязан их исполнить, т.е. передать имущество, выполнить работы, оказать услуги. Хозяйственные обязательства подразделяются на четыре основных вида:
1) хозяйственно-управленческие, которые возникают в результате издания актов государственными органами;
2) внутрихозяйственные, которые складываются между подразделениями хозяйствующих субъектов;
3) территориально-хозяйственные отношения - отношения публичных образований между собой и с организациями;
4) оперативно-хозяйственные, которые складываются между несоподчиненными субъектами в силу предпринимательских договоров.
2.2.Проблемы реализации конституционного права человека на предпринимательскую деятельность
Реализация права на предпринимательскую деятельность является многоотраслевой юридической задачей, включающей в себя механизмы конституционного, административного, гражданского, финансового, трудового и уголовного права. Задача конституционного регулирования здесь заключается в интеграции, объединении, реализации общих конституционных принципов верховенства права, ограниченной экономической функции государства, защиты конкуренции, недопустимости монополизации предпринимательской деятельности. В условиях, когда роль закона возрастает, необходим сбалансированный комплекс законов и подзаконных актов, которые обеспечивали бы конституционные принципы предпринимательства .
Основной проблемой при реализации любого права человека и гражданина является его защита. В современной юридической науке является дискуссионным вопрос о соотношении таких понятий, как «правовое регулирование», «обеспечение», «реализация», «охрана» и «защита» прав человека. При очевидной нетождественности этих понятий сложно определить, какие из них являются более широкими, а какие - более ограниченными по содержанию. Правомерно поставить, например, следующие вопросы: является ли правовое регулирование права человека на предпринимательскую деятельность одной из форм его защиты, обеспечения или реализации? Является ли понятие «реализация» более широким по отношению к термину «обеспечение», или наоборот? Изучение современной юридической литературы приводит к выводу, что указанные выше термины употребляются хаотично, без учета данного обстоятельства. Это приводит к затруднениям в законодательной и правоприменительной практике. Понимая самостоятельность обозначенной проблемы и необходимость ее отдельного исследования, мы будем использовать термины «правовое регулирование», «охрана», «защита» «проблемы реализации» как однопорядковые, но взаимосвязанные категории.
Понятие защиты конституционного права на предпринимательскую деятельность, которое характеризует именно активную сторону взаимодействия субъектов правоотношений, неразрывно связано с категорией посягательства в широком смысле этого слова. Посягательство на право граждан осуществлять предпринимательскую деятельность, то есть действие или бездействие управомоченных или обязанных субъектов, которое негативным образом влияет на реализацию данного конституционного права, неизбежно требует защиты данного права со стороны государства, общества, объединений граждан, корпораций, бизнеса или самой личности. При этом подобные посягательства возможны со стороны соответствующих субъектов конституционных правоотношений, конкурирующих с управомоченным лицом ввиду противоречий в публичных, корпоративных или частных интересах.
Исторический опыт советской России подтверждает, что основным нарушителем естественного права граждан заниматься предпринимательской деятельностью может быть само государство. Как отмечает А.А. Алексеев, «коммунистическая идеология увидела в негативных сторонах частной собственности, а затем и в ней самой, главное зло в человеческом обществе и потому, придав анафеме частную собственность, объявила в качестве основы счастливой жизни людей собственность общественную, прежде всего - государственную, названную в конституциях и законах советского общества всенародным достоянием. Между тем реальная жизнь советского общества, в котором была осуществлена тотальная национализация собственности, показала, что сама по себе общественная (а в особенности государственная) собственность не стала, как ожидалось, источником прогрессивного общественного развития, всеобщего благосостояния, а, напротив, породила многие беды, тупики, ведущие к нравственному упадку, разложению всей общественной системы» .
Продолжая эту мысль, Е.И. Козлова подчеркивает, что новая Конституция Российской Федерации по сравнению с ее предшественницами исходит из «принципиально новой идеологии»: если в прежнем подходе «ярко проявлялась ориентация на главенствующую роль государства в предоставлении экономических и социальных благ человеку», а личность выступала как «пользователь этих благ, пассивный их созидатель по указаниям государства», то теперь «отказ от глобального огосударствления экономики, признание объективной необходимости частной собственности, основанной на экономической заинтересованности, активности и ответственности человека, не могли не привести к изменению роли государства в обеспечении социально-экономических прав личности» .
При анализе советского периода отечественной истории, однако, важно знать, в какой степени государство юридически и фактически ограничивало возможности граждан использовать свои способности и имущество к экономической деятельности, поскольку полный запрет подобного рода активности индивидов в принципе невозможен. Несмотря на провозглашенную официальную идеологию марксизма-ленинизма, обобществление средств производства, огосударствление экономики и запрет учреждать хозяйственные товарищества и общества, имелись производственные и потребительские кооперативы, граждане обладали на праве личной собственности определенным имуществом, заключали с ним сделки и т.п. Нельзя не учитывать и теневой оборот капитала, товаров, услуг и иных экономических ресурсов, который особенно усилился на последних этапах советского строительства в СССР и других странах социалистического содружества.
В то же время нельзя не подчеркнуть, что в условиях демократического конституционного государства с рыночной экономической системой право граждан на осуществление предпринимательской деятельности не может быть безграничным. Законные и обоснованные публично значимыми ценностями ограничения конституционных прав, как следует из содержания ст. 55 Конституции Российской Федерации, являются допустимыми в демократическом обществе и не могут толковаться в качестве нарушения прав предпринимателей. Правозащитное движение, направленное на полное освобождение предпринимателей от каких-либо обязательств перед контрагентами, обществом и государством, представляет собой весьма деструктивное явление и наносит непоправимый вред экономическому строю государства.
Исходя из приведенных выше соображений, логично заключить, что право на предпринимательскую деятельность требует защиты от противоправных посягательств со стороны государства и его органов лишь в случае не обоснованных конституционно значимыми ценностями ограничений, вводимых государством по его воле. Само по себе ограничение права предпринимательской деятельности со стороны государства не является достаточным основанием для обоснования необходимости его защиты, даже если интересы предпринимателя существенно игнорируются. Это касается, например, оборота наркотических средств, оружия, боеприпасов и т.п.
Кроме государственных правоограничений, не менее распространенным является посягательство на право предпринимательской деятельности со стороны общественных объединений, корпораций, контрагентов в бизнесе и особенно - конкурентов, что нуждается в адекватной защите.
2.3.Ограничения конституционного права человека на предпринимательскую деятельность.
Конституция РФ не содержит положений, ограничивающих право на занятие предпринимательской деятельностью ни по кругу лиц, ни по сферам деятельности. Имеющееся как у физического, так и юридического лица имущество по общему правилу может быть использовано для осуществления любых видов предпринимательской деятельности.
В соответствии со ст. 22 ГК никто не может быть ограничен в правоспособности и дееспособности иначе как в случаях и порядке, установленных законом, т.е. ограничения конституционного права свободы предпринимательской деятельности могут быть установлены только федеральным законом и должны быть соотнесены с требованиями ч. 3 ст. 55 Конституции РФ.
В качестве ограничения этого права выступают как запреты на осуществление некоторых видов предпринимательской деятельности, так и запреты заниматься любыми видами предпринимательской деятельности для отдельных субъектов.
Существующие ограничения права на осуществление предпринимательской деятельности можно классифицировать так:
а) ограничения, связанные с профессиональной деятельностью:
- связанные с государственной службой;
- установленные для федеральных и мировых судей;
- специальные ограничения, установленные для работников некоторых организаций (нотариусов, адвокатов, служащих бирж и т.д.);
б) ограничения, налагаемые в связи с совершенным правонарушением:
- предусмотренные административным законодательством;
- установленные в рамках уголовного наказания;
в) ограничения, связанные с признанием индивидуального предпринимателя несостоятельным (банкротом);
г) возрастные ограничения, а также ограничения, связанные с признанием лица в установленном порядке недееспособным;
д) ограничения, применяемые к юридическим лицам как субъектам предпринимательской деятельности.
Первая группа ограничений касается прежде всего государственных служащих, которые не вправе заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц. Эти ограничения в основном сводятся к следующим запретам: заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме научной, педагогической и иной творческой деятельности; заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц; состоять членом органа управления коммерческой организации, если иное не установлено законом или в установленном порядке служащему не поручено участвовать в управлении такой организацией (например, представлять интересы государства в управлении юридическим лицом со значительной долей государства в его уставном капитале).
Кроме того, в п. 2 ст. 11 ФЗ « О государственной гражданской службе Российской Федерации» закреплена обязанность государственного служащего передать в доверительное управление под гарантию государства на время прохождения государственной службы находящиеся в его собственности доли (пакеты акций) в уставном капитале коммерческих организаций в порядке, установленном федеральным законом (в настоящее время такой закон не принят). Возможна ситуация, когда государственный служащий полностью осуществляет права владельца (акционера) юридического лица и контролирует его деятельность. Для этого необходимо лишь создание специального юридического лица и передача ему в доверительное управление ценных бумаг, находящихся во владении государственного служащего. Это лицо в соответствии с условиями договора доверительного управления будет проводником решений государственного служащего. При этом доверительный управляющий все действия с ценными бумагами будет осуществлять от своего имени, что позволит скрыть информацию об их реальном владельце.
Следовательно, ограничение, закрепленное в п. 2 ст. 11 ФЗ « О государственной гражданской службе Российской Федерации «, является не действенным. Кроме этого, содержащиеся указания на государственные гарантии в отношении переданных ценных бумаг также могут быть использованы в корыстных интересах.
Более жесткие ограничения предусмотрены ч. 10 ст. 16 ФЗ « О Федеральной службе безопасности «, которая запрещает сотрудникам и гражданскому персоналу органов федеральной службы безопасности не только заниматься предпринимательской деятельностью, но и оказывать содействие физическим и юридическим лицам в ее осуществлении.
Предусмотренные законодательством ограничения для государственных служащих реально не могут обеспечить финансовую прозрачность доходов чиновника .
Необходимо предусмотреть в ФЗ «Об основах государственной службы Российской Федерации» и иных законах, раскрывающих правовой статус государственных служащих, специальную норму, устанавливающую запрет на осуществление предпринимательской деятельности ближайшим родственникам государственных служащих (детям, супругам, родным братьям и сестрам, родителям). В результате у чиновников не останется возможности легализовывать финансовые ресурсы и иное имущество, полученное ими незаконным путем.
Для работников некоторых организаций законом установлены определенные ограничения, связанные с деятельностью этих организаций. Некоторые работники наделены властными полномочиями, другие призваны поддерживать стабильность экономического оборота, третьи - обеспечивать защиту прав и интересов граждан. Виды деятельности, для которых устанавливаются ограничения, определяются законом. Так, ограничения на занятие предпринимательской деятельностью установлены, например, для адвокатов, нотариусов, служащих товарных бирж и фондовых бирж. В частности, служащие товарных бирж не вправе использовать служебную информацию в собственных интересах, не могут быть учредителями или участниками брокерских фирм, участвовать в биржевых сделках. Служащие фондовых бирж не могут быть учредителями или участниками организаций - профессиональных участников рынка ценных бумаг, не вправе принимать участие в операциях на фондовой бирже в качестве индивидуальных предпринимателей.
Нарушение установленных законом ограничений на занятие предпринимательской деятельностью влечет за собой последствия: признание совершенных сделок недействительными, а также рассмотрение руководителем организации вопроса о соответствии служащего, допустившего данные нарушения, занимаемой должности.
Как отмечают некоторые авторы, установленные ограничения на занятие предпринимательской деятельностью объясняются тем, что в силу должностного положения определенных лиц возможно столкновение их собственных интересов с предпринимательскими интересами других лиц, которым они обязаны содействовать по занимаемой должности .
Спорным следует признать мнение авторов, считающих, что, поскольку в силу ч. 3 ст. 56 Конституции РФ право на осуществление предпринимательской деятельности ограничению не подлежит, подобные запреты следует рассматривать как не соответствующие Конституции. Законодателю, по их мнению, следовало ограничивать «не право на осуществление предпринимательской деятельности, а право на занятие государственной должности в случае ее осуществления» .
Решение данного вопроса зависит от того, каким статусом обладает лицо. Если лицо является государственным служащим, то в силу указанных выше причин его право на занятие предпринимательской деятельностью ограничено, хотя до этого он обладал абстрактной возможностью на осуществление предпринимательской деятельности, но не реализовал ее. По этой же причине субъекту предпринимательской деятельности запрещено приобретать статус государственного служащего.
Новеллой административного законодательства является установление дисквалификации - вида наказания, предусмотренного ст. 3.11 КоАП. Дисквалификация заключается в лишении физического лица права занимать руководящие должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров (наблюдательный совет), осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом, а также осуществлять управление юридическим лицом в иных случаях. Дисквалификация устанавливается на срок от шести месяцев до трех лет и назначается исключительно судьей.
Ограничение права на занятие предпринимательской деятельностью может применяться и к лицам, привлеченным к уголовной ответственности, в качестве основного или дополнительного наказания. В приговоре должны быть указаны виды предпринимательской деятельности, которыми осужденному запрещается заниматься в течение определенного судом срока. Если данная мера применяется в качестве основного вида наказания, срок лишения права может быть от одного года до пяти лет; если как дополнительное наказание, то лишение права может быть установлено от шести месяцев до трех лет (ст. 47 УК). Только после истечения сроков, установленных в приговоре, ограничение субъективного права прекращает действовать и гражданин может заниматься теми видами деятельности, которые ему были запрещены приговором суда.
Законодательством могут устанавливаться ограничения на предпринимательскую деятельность некоммерческих организаций отдельных видов. Так, согласно ст. 31 Федерального закона «О политических партиях» политическая партия, ее региональные отделения и иные структурные подразделения не вправе осуществлять виды предпринимательской деятельности, не указанные в этом Законе.
Необходимо различать ограничения права на осуществление предпринимательской деятельности и обязательные требования к ее осуществлению (государственная регистрация, лицензирование, минимальный размер уставного капитала и т.д.). Обязательные требования не затрагивают в целом права на ведение предпринимательской деятельности, устанавливая лишь особые условия его приобретения.
Заключение
На основе работы можно сделать ряд выводов. Предпринимательская деятельность в настоящее время может решать ряд важнейших общегуманитарных вопросов, помогая государству выполнять свои социальные функции и помогая конкретному человеку улучшать свой уровень жизни. Эти аспекты настолько очевидны, что в экономическом совете ООН есть ряд структур, напрямую занимающиеся этим вопросом. Например, Отдел развития инвестиций, технологий и предпринимательства, а также в рамках Европейской экономической комиссии появляется в настоящие дни Отдел по реструктуризации промышленности, энергетике и развитию предпринимательства .
Атмосфера уважения к правам и свободам человека в России окончательно не сформировалась. Продолжают нарушаться конституционные права и свободы. Данный гуманистический принцип не стал важнейшей составляющей российской правовой и политической культуры.
Наше общество находится в самом начале пути создания правового государства, формирования цивилизованной рыночной экономики, становления гражданского общества. Поскольку свобода экономической деятельности лежит в основе рыночных отношений, являющихся базисом взаимодействия людей в процессе производства, обмена, потребления, возрождение институтов частной собственности и предпринимательства в Российском государстве имеет особое значение.
Известно, что социальный строй, основанный только на частных или публичных началах, не ведет к построению гуманного общества и гарантиям естественной свободы личности. Отход от тоталитаризма, административно-командных методов управления, стремление России гарантировать соблюдение и реальную защиту прав и свобод человека, войти в мировое сообщество, вызвали потребность в коренной перестройке всей системы общественных отношений, необходимости перехода на новую систему хозяйствования. Однако рыночные отношения не могут являться самоцелью. Задача рыночной экономики — обеспечить экономический рост, полную занятость, стабильность цен, экономическую свободу, справедливое распределение дохода, социальные гарантии.
Принятие впервые в отечественной истории всенародным голосованием Конституции Российской Федерации, законов о разгосударствлении собственности, предпринимательстве, Гражданского кодекса Российской Федерации, положили начало построению законодательных основ частноправовых отношений, развитию свободы экономической и творческой деятельности граждан. В России с конца 80-х годов стали активно организовываться частнопредпринимательские структуры, создаваться хозяйственные товарищества и общества, развиваться малое предпринимательство.
Список использованной литературы
1. Конституция Российской Федерации. Принята Всенародным голосованием 12.12.1993. Российская газета. 25 декабря 1993 г.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая. Федеральный закон от 30.11.1994 г. № 51-ФЗ. СЗ РФ. 1994. № 32. Ст. 3301.
3. ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)». Принят ГД ФС РФ 27.09.2002. «Российская газета», N 209-210, 02.11.2002.
4. ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации». Принят ГД ФС РФ 07.07.2004. «Российская газета», N 162, 31.07.2004.
5. ФЗ «О Федеральной службе безопасности». Принят ГД ФС РФ 22.02.1995. «Российская газета», N 72, 12.04.1995.
6. ФЗ «О политических партиях». Принят ГД ФС РФ 21.06.2001. «Парламентская газета», N 132, 17.07.2001.
7. 1000 лет русского предпринимательства: Из истории купеческих родов / Сост., вступ. ст., примеч. О. Платонова; Указатель имен Ю. Башилова. М., 1995.
8. Алексеев С.С. Право: азбука - теория - философия. Опыт комплексного исследования. М., 1999.
9. Гаджиев Г.А. «Конституционные основы современного права собственности». «Журнал российского права», 2006, N 12.
10. Иванов С.А. Федеральный закон и нормативный указ Президента России: проблемы взаимоотношений и пути совершенствования // Государство и право. 2003. N 2.
11. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право Российской Федерации. М., 2005.
12. Коммерческое право: Учебник / Под ред. В.Ф. Попондопулло, В.Ф. Яковлевой. СПб., 1998.
13. Курбатов А.Я. Сочетание частных и публичных интересов при правовом регулировании предпринимательской деятельности. М.: АО «Центр ЮрИнфоР», 2001.
14. Лебедев К.К. Предпринимательское и коммерческое право: системные аспекты (предпринимательское и коммерческое право в системе права и законодательства, системе юридических наук и учебных дисциплин). СПб., 2005.
15. Мальков А.Г. Законодательство и право России второй половины XVIII в. СПб., 2006.
16. Попондопуло В.Ф.. «Формы осуществления предпринимательской деятельности на территории России». «Предпринимательское право», 2005, N 4. 2007.
17. Сметенин С.И. История предпринимательства в России. М., 2004.
18. Сидоров В. Предпринимательская деятельность некоммерческих организаций.. «Законность», 2006, N 8.
19. Фокин. С.В. Административно-правовое регулирование безопасности предпринимательской деятельности в Российской Федерации. «Административное и муниципальное право», 2008, N 4.
20. Предпринимательское право: учебное пособие. И.А. Смагина. Издательство «Омега-Л»,
21. Хорькова Е.П. История предпринимательства и меценатства в России: учебное пособие для вузов. М., 1998.
22. Информация официального сайта ООН: http://www.un.org/russian/
|