СКАЧАТЬ РАБОТУ БЕСПЛАТНО -
Введение
Глава 1. Психологическое консультирование: понятие и виды.
1.1. Понятие психологического консультирования
Слово «консультация» употребляется в нескольких значениях: это совещание, обмен мнениями специалистов по какому-либо делу; совет специалиста; учреждение, которое дает такие советы, например юридическая консультация. Таким образом, консультироваться - значит советоваться со специалистом по какому-нибудь вопросу.
Психологическое консультирование имеет ярко выраженную специфику, которая определяется предметом, целями и задачами этого процесса, а также тем, как консультант осознает свою профессиональную роль. На особенности консультирования, несомненно, влияют теоретические предпочтения, научный подход или школа, к которой принадлежит консультант . В приложении 1 представлены современные представления базовых психологических направлений о целях, принципах психологического консультирования и консультативном контакте .
В процессе консультирования решаются следующие базовые задачи:
• Оценка уровня психологического здоровья клиента и определение его показаний к другим способам (видам) психологической помощи;
• Оказание профессиональной помощи в решении заявленной клиентом проблемы;
• Информирование клиента о его психологических особенностях с целью более адекватного их учета с его стороны;
• Повышение общей психологической грамотности клиента;
• Мобилизация скрытых психологических ресурсов клиента, обеспечивающих самостоятельное решение им его проблем в будущем;
• Коррекция нарушений адаптации и личностной дисгармонии клиента;
• Выявление основных направлений дальнейшего развития личности клиента;
• Коррекция системы взаимодействий клиента с другими людьми. .
Психологическое консультирование тесно связано, а во многом непосредственно переплетается с психологической коррекцией и психотерапией. При этом психологическое консультирование определяется как непосредственная работа с людьми, направленная на решение различного рода психологических проблем, связанных с трудностями в межличностных отношениях, где основным средством воздействия является определенным образом построенная беседа.
Соответствующая форма беседы активно используется и в психокоррекционной работе, и в психотерапии. Целью консультирования выступает помощь клиенту в реорганизации его межличностных отношений, в то время как психокоррекционное или психотерапевтическое воздействие ориентировано в основном на решение глубинных личностных проблем человека, лежащих в основе большинства жизненных трудностей и конфликтов.
Основная задача психолога-консультанта состоит в том, чтобы помочь клиенту посмотреть на свои проблемы и жизненные сложности со стороны, продемонстрировать и обсудить те стороны взаимоотношений, которые, будучи источниками трудностей, обычно не осознаются и не контролируются. Основой такой формы воздействия является, прежде всего, изменение установок клиента как на других людей, так и на различные формы взаимодействия с ними. В ходе консультативной беседы клиент получает возможность шире взглянуть на ситуацию, иначе оценить свою роль в ней и в соответствии с этим новым видением изменить свое отношение к происходящему и свое поведение.
Спецификой психологического консультирования является его краткосрочный характер, в связи с чем консультации редко превышают 5—6 встреч с клиентом .
Таким образом, под психологическим консультированием понимается непосредственная работа с людьми, направленная на решение различного рода психологических проблем, связанных с трудностями в межличностных отношениях, где основным средством воздействия является определенным образом построенная беседа. Психологическое консультирование имеет ярко выраженную специфику, которая определяется предметом, целями и задачами этого процесса, а также тем, как консультант осознает свою профессиональную роль. На особенности консультирования, несомненно, влияют теоретические предпочтения, научный подход или школа, к которой принадлежит консультант. Основная задача психолога-консультанта состоит в том, чтобы помочь клиенту посмотреть на свои проблемы и жизненные сложности со стороны, продемонстрировать и обсудить те стороны взаимоотношений, которые, будучи источниками трудностей, обычно не осознаются и не контролируются.
1.2 Виды психологического консультирования
Психологическое консультирование, как область профессиональной деятельности, имеет видовую специфику.
Психологическое консультирование, какого бы вида оно ни было, может проводиться в индивидуальной и групповой (например - семейной) формах.
Психологические консультации могут быть классифицированы по следующим критериям (признакам):
• Однократные консультации/многократные консультации;
• Консультации, осуществляющиеся по личным обращениям клиента(ов)/консультации, осуществляющиеся по инициативе психолога;
• Консультации, осуществляющиеся в результате вызова, направления/консультации, осуществляющиеся без вызова, без направления;
• Консультации, проводящиеся без дополнительного (психодиагностического) тестирования/консультации, проводящиеся с дополнительным тестированием;
• Консультации, производящиеся без привлечения методов коррекции/консультации, производящиеся с использованием психокоррекционных методов;
• «Изолированные» консультации/комбинированные консультации, - производящиеся вместе с другими методами психологической помощи (например, используется социально-психологический тренинг и/или коммуникативный тренинг «в промежутках» между консультациями).
Кроме вышеуказанного, возможно выделение разнообразных видов психологического консультирования в зависимости от того теоретического подхода, в рамках которого работает психолог-консультант: психоанализ, гештальт-консультирование, поведенческое консультирование, когнитивное консультирование, психодрама, трансактный анализ, НЛП и др.
Помимо сказанного выше, по характеру решаемых в процессе консультирования психологических практических задач, различают: интимно-личностное, семейное, возрастно-психологическое, психолого-педагогическое, профессиональное, кризисное, дистантное и другие виды психологического консультирования.
Заметим, что некоторые из названных видов психологического консультирования нередко сопутствуют и «наследуют» друг другу в ходе комплексной, последовательной психологической (психотерапевтической) работы. Итак, в рамках нашей темы изучим подробнее семейное психологическое консультирование.
Глава 2. Особенности семейного психологического консультирования
2.1 Виды семейного консультирования
Семейное психологическое консультирование – это консультирование по вопросам (затруднениям), возникающим у клиента(ов) в собственной семье, например:
1. Психологическое консультирование по вопросам брака, включая выбор брачного партнера и заключение брака;
2. Консультирование супружеских отношений (диагностика, коррекция, профилактика);
3. Психологическая помощь семье при разводах;
4. Консультирование, диагностика, профилактика и коррекция детско-родительских отношений;
5. Психологическая помощь в вопросах усыновления и воспитания приемных детей;
6. Психологическое сопровождение беременности и родов;
7. Психологическое сопровождение становления родительства;
8. Психологическое консультирование по вопросам супружеской измены;
9. Психологическое консультирование в случаях насилия в семье .
2.1 Модели осуществления семейного психологического консультирования.
Существуют различные модели (формы) оказания психологической помощи семье, которые может использовать психолог-консультант в процессе осуществления семейного психологического консультирования. Следование психолога(ом) той или иной консультативной модели зависит, прежде всего, от того, каков характер трудностей (в какой области заключается основная сложность жизненных условий и ситуаций), имеющихся в данной конкретной семье.
1. Педагогическая модель базируется на гипотезе (предположении) недостатка педагогической компетентности родителей. Субъект жалобы (тот человек, на которого жалуется клиент(ка) в таком случае, - его(её) ребёнок. Психолог-консультант, вместе с родителем(ями) анализирует ситуацию (например, имеется педагогическая запущенность), намечает программу мер для ее исправления. Психолог ориентируется на универсальные, с точки зрения педагогики и психологии, способы воспитания и методы формирования личности. Психолог-консультант может привлекать к «воспитательному» процессу «сторонних» лиц, - от бабушек и дедушек, до всех тех, кто подробно указан в нижеследующей социальной модели. Педагогическая модель семейного психологического консультирования довольно часто применяется вместе, наряду с социальной моделью.
2. Социальная модель используется в тех случаях, когда семейные трудности являются, преимущественно, результатом неблагоприятных жизненных обстоятельств (социальной ситуации развития) одного или нескольких членов семьи. Например, имеет место неудачная социальная ситуация (негативные социально-психологические условия) развития личности ребенка. В этих случаях, помимо анализа жизненной ситуации развития семьи в целом и соответствующих психолого-педагогических рекомендаций психолога-консультанта, требуется вмешательство «внешних сил». Этими «силами» могут являться: воспитатель детского сада, методист детского сада, заведующая детским садом, школьный учитель (предметник), классный руководитель, школьный психолог, школьный социальный педагог, социальный работник. Это могут быть также одноклассники (сокурсники), сверстники (друзья) ребенка. Возможно привлечение коллег по работе, друзей родителей ребенка и т.д. Социальная модель семейного психологического консультирования нередко применяется параллельно (совместно) с педагогической моделью.
3. Диагностическая модель основывается на предположении о том, что имеется дефицит (недостаточность) у родителей специальных знаний о своем ребёнке и/или о своей семье. Объект диагностики – семья, а также дети и/или подростки с нарушениями и отклонениями в поведении (деятельности). Диагностическое заключение может служить основанием для принятия организационного решения о произвольном изменении взаимоотношений в семье, путем, например, перераспределения семейных обязанностей. В ходе следования данной модели, психологом-консультантом так же, нередко, привлекаются, в качестве «сопутствующих лиц», лица, имеющие объективный социальный профессиональный статус, например, - социальные работники, социальные педагоги школ, школьные психологи и т.п. После получения психодиагностических данных и анализа результатов включенного систематического наблюдения, возможно, так же, проведение психологической коррекции. Диагностическая модель семейного психологического консультирования, зачастую, применяется наряду с психологической моделью.
4. Психологическая (психотерапевтическая) модель используется тогда, когда причины трудностей взаимодействия супругов и/или детей (детей и родителей) лежат в области общения, заключаются в личностных особенностях членов семьи. Данная модель психологического семейного консультирования предполагает собою глубочайший анализ семейной ситуации (семейной истории), психодиагностику личности, социальную диагностику семьи. Психологическая (психотерапевтическая) модель семейного психологического консультирования, довольно часто используется «в связке» с диагностической и социальной моделями.
5. Медицинская модель семейного психологического консультирования предполагает, что в основе семейных трудностей лежат физические болезни членов семьи. Задачи консультирования – медицинский диагноз, медицинское лечение больных и психолого-социальная адаптация здоровых членов семьи к больным. Данную форму консультирования могут осуществлять только лица с профессиональными медицинскими знаниями, умениями и навыками, например, - клинические психологи совместно с врачами (медиками, медицинскими работниками) .
Процесс семейного психологического консультирования в целом, обязательно включает в себя когнитивный (познавательный) и эмоциональный аспекты. В ходе консультирования не только выясняются проблемы семьи в общем плане, но и находятся пути их решения на рациональном и чувственном уровне.
Психологическое консультирование семьи, это, прежде всего, взаимодействие, установление эмоционального психологического контакта с семьёй. Определённая динамика такого рода контактов психолога-консультанта с семьёй, создаёт условия для самораскрытия каждого из членов семьи. В ходе психологической работы, психологом-консультантом осуществляется формирование новых форм общения членов семьи друг с другом. Это «личностно-семейное раскрытие», в дальнейшем, выражается в положительной трансформации поведенческо-деятельностных стереотипов каждого из членов семьи. Все позитивные социально-психологические «подвижки» происходят с помощью изменения психологом-консультантом эмоционально-интеллектуальных условий взаимодействия в семье. Положительная динамика взаимоотношений в семье зависит от социальных факторов, от продолжительности совместной психологической работы членов семьи и от внутренних ресурсов каждой личности.
При работе с семьёй, психологу-консультанту необходимо хорошо знать общие социально-психологические законы формирования семьи и закономерности развития семейных взаимоотношений, и только с учётом этого строить свою работу.
Семейное психологическое консультирование является важнейшим видом психологического консультирования, требующим отдельного (специального) пристального изучения.
2.3. Психологическое консультирование при трудностях в детско-родительских отношениях
2.4 Психологическое консультирование при трудностях в супружеских отношениях
Заключение
Литература
Приложение 1.
Современные представления базовых психологических направлений о целях, принципах психологического консультирования и консультативном контакте
Название научного направления (теории консуль-тирования) Цели психологического консультирования в данном направлении Основные теоретические принципы в психологическом консультировании Понимание специфики и задач консультационного контакта в процессе консультирования
Психоаналитическое направление (психоанализ, неопсихоанализ, современный психоанализ) Перевести в сознание вытесненный в бессознательное материал; помочь клиенту воспроизвести ранний опыт и проанализировать вытесненные конфликты; реконструировать базисную личность. Сущность человека определяется психической энергией сексуальной природы и опытом раннего детства. Основу структуры личности составляют три инстанции: ид, это и супер-эго. Поведение мотивируется агрессивными и сексуальными побуждениями. Патология возникает из-за вытесненных в детском возрасте конфликтов. Нормальное развитие основывается на своевременном чередовании стадий сексуального развития и интеграции. Консультант сохраняет личную анонимность, чтобы клиент мог свободно проецировать па него свои чувства. Основное внимание уделяется уменьшению сопротивления, возникающего при анализе реакции переноса клиента, и установлению более рационального контроля. Консультант интерпретирует «поставляемый» клиентом материал и стремится научить клиента увязывать свое настоящее поведение с событиями прошлого.
Адлерианское направление (индивидуа-листическая
психотерапия) Трансформировать цели жизни клиента; помочь ему сформировать социально значимые цели и скорректировать ошибочную мотивацию посредством обретения чувства равенства с другими людьми. Человек с раннего детстве формирует уникальный стиль жизни, творит свою судьбу. Поведение человека мотивируется стремлением к достижению целей и социальным интересом. Жизненные трудности способствуют формированию неблагоприятного стиля жизни. Нормальное развитие личности предполагает адекватные жизненные цели. Подчеркивается «позитивная природа» каждого человека. Акцентируется разделение ответственности между консультантом и клиентом, обоюдное доверие и уважение, равноценность позиций, установление общих целей психологического
консультирования.
Терапия поведения (бихевиораль-
ный и необи-хевиоральный подход) Исправить неадекватное поведение и обучить эффективному поведению. Человек - продукт среды и одновременно ее творец. Поведение формируется в процессе обучения Нормальному поведению обучают посредством подкрепления и имитации. Проблемы возникают в результате плохого обучения. Консультант является активной и директивной стороной; он исполняет роль учителя, тренера, стремясь научить клиента более эффективному поведению. Клиент должен активной апробировать новые способы поведения. Вместо личных отношений между консультантом и клиентом устанавливаются рабочие отношения для выполнения процедур обучения.
Рационально-эмоциональ-ная терапия Устранить "саморазрушающий" подход клиента к жизни и помочь сформировать толерантный и рациональный подход; научить применению научного метода при решении поведенческих и эмоциональных проблем. Человек рождается со склонностью к рациональному мышлению, но одновременно и со склонностью к паралогичности. Он может становиться жертвой иррациональных идей. Жизненные проблемы возникают из-за ошибочных убеждений. В основе нормального поведения лежат рациональное мышление и своевременная коррекция принимаемых решений. Консультант выполняет роль учителя, а клиент - ученика. Личным отношениям консультанта с клиентом не придается значения. Клиент побуждается к пониманию своих проблеем и на основе этого понимания - к изменению своего поведения, основываясь на рациональных предпосылках.
Экзистенциа-льно-гуманистичес-кая терапия Помочь клиенту осознать свою свободу и собственные возможности; побуждать к принятию ответственности за то, что происходит с ним; идентифицировать блокирующие свободу факторы. Основное внимание уделяется способности человека познавать свой внутренний мир, свободно выбирать свою судьбу, ответственности и экзистенциальной тревоге как основному мотивирующему фактору, поиску уникального смысла в бессмысленном мире, одиночеству и отношениям с другими, временности жизни и проблеме смерти. Нормальное развитие личности основывается на уникальности каждого индивида. Основная задача консультанта - вжиться в экзистенцию клиента и завязать с ним аутентичную связь. Контактируя с консультантом, клиент раскрывает свою уникальность. Отношения между консультантом и клиентом понимается как контакт "человек - человек", идентичный встрече двух равноценных людей "здесь и теперь". Во время консультативного контакта меняется как консультант, так и клиент.
Ориентированная на клиента терапия (клиент-центрирован-ная психотерапия) Создать благоприятный климат консультирования, подходящий для самоисследования и распознавания факторов, мешающих росту личности; поощрять открытость клиента новому личностному опыту, уверенность в себе, спонтанность. Акцентируется позитивная природа человека - свойственное ему врожденное стремление к самореализации. Проблемы возникают при вытеснении некоторых чувств из поля сознания и искажении оценки опыта. Основу психического здоровья составляют соответствие идеального Я реальному Я, достигаемое реализацией потенциала собственной личности, уверенности в себе, спонтанности. Консультативный контакт составляет сущность процесса консультирования. Особенно подчеркиваются искренность, теплота, эмпатия, уважение, поддержка со стороны консультанта и "передача" этих установок клиентам. Усвоенные во время консультативного контакта навыки клиент переносит па другие отношения.
|