Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Поиск

Категории раздела

Диплом [327] Курсовая [699]
Реферат [397] Отчет [11]




Сб, 18.05.2024, 18:18
Приветствую Вас Гость | RSS
ДИПЛОМНИК т.8926-530-7902,strokdip@mail.ru Дипломные работы на заказ.
Главная | Регистрация | Вход
КАТАЛОГ ДИПЛОМНЫХ, КУРСОВЫХ РАБОТ


Главная » Каталог дипломов » бесплатно » Курсовая [ Добавить материал ]

Криминологическая характеристика и предупреждение вовлечения несовершеннолетних в преступную деятельность
Диплом | 12.08.2014, 21:48

СКАЧАТЬ РАБОТУ БЕСПЛАТНО - 

СКАЧАТЬ

                                                    СОДЕРЖАНИЕ

Введение……………………………………………………………………….3
Глава 1. Криминологическая характеристика вовлечения
несовершеннолетних в преступную деятельность…………………………8
1.1    Характеристика деятельности, связанной с вовлечением
          несовершеннолетних в совершение преступлений………………………..8
1.2    Личность преступников, вовлекающих несовершеннолетних в
          преступную деятельность…………………………………………………..17
1.3    Криминологическая характеристика лиц, вовлекаемых в
          преступную деятельность………………………………………………… 24
1.4    Факторы, способствующие вовлечению несовершеннолетних в
          преступную деятельность………………………………………………….31
Глава 2. Предупреждение вовлечения несовершеннолетних в 
преступную деятельность………………………………………………….41 
2.1 Система органов, осуществляющих предупреждение вовлечения 
несовершеннолетних в преступную деятельность………………………41
2.2 Основные методы и формы предупреждения вовлечения
несовершеннолетних в преступную деятельность ……………………...56
Заключение…………………………………………………………………65
Список литературы………………………………………………………...70
                                         ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования. Преступность несовершеннолетних становится одной из самых серьезных проблем нашего общества. Не успевшая создать твердых мировоззренческих принципов и установок, молодежь подвержена негативным социальным влияниям, которые существуют и продолжают усиливаться в обществе. Наибольшая опасность исходит от взрослых, вовлекающих несовершеннолетних в совершение преступлений. 
Вовлечение несовершеннолетних в совершение преступления обладает повышенной опасностью, поскольку расширяет круг несовершеннолетних преступников, оказывает крайне негативное воздействие на их психику, нарушает нормальное духовное и физическое развитие. 
В последние годы четко обозначилась тенденция к изменению функционально-ролевого статуса несовершеннолетних, вовлеченных взрослыми в преступные группы. Если ранее несовершеннолетние привлекались в основном для выполнения второстепенных ролей, как правило, пособников, то в настоящее время они являются исполнителями преступлений и активно осваивают общественно опасные виды деятельности, ранее бывшие исключительной прерогативой взрослых: разбойные нападения, вымогательства, торговля оружием и наркотиками, захват заложников и т. д. Преступность несовершеннолетних все чаще смыкается с экстремизмом и терроризмом. 
Проблема вовлечения несовершеннолетних в совершение преступления традиционно относится к числу приоритетных в правовой науке. Однако большинство проводившихся исследований было посвящено уголовно-правовым и криминологическим вопросам проблемы. Изучению различных аспектов расследования указанной категории преступлений уделялось меньше внимания, причем значительная часть таких исследований проводилась в 60–80-е гг. ХХ в. (Л.Л. Каневский, Н.М. Сидорин, К.К. Сперанский, Н.В. Шость и др.). 
В последние годы вопросы расследования вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений чаще всего рассматривались в контексте других проблем расследования преступлений несовершеннолетних или преступлений против семьи и несовершеннолетних (Г.И. Гатауллина, Е.А. Егоршева, С.А. Куемжиева, Е.В. Кушпель, А.М. Сажаев, М.В. Субботина и др.). Таким образом, следует признать, что в настоящее время криминологические аспекты расследования вовлечения несовершеннолетних в совершение преступления исследованы недостаточно. 
Многие положения криминологической методики исследования вовлечения несовершеннолетних в совершение преступления не в полной мере соответствуют современным потребностям практики и не исчерпывают всех аспектов проблемы. Подавляющее большинство криминологических рекомендаций по-прежнему ограничивается вопросами вовлечения несовершеннолетних в совершение общеуголовных корыстных преступлений, несмотря на возрастание активности взрослых в вовлечении несовершеннолетних в совершение преступлений экстремистской направленности и террористического характера, прежде считавшихся «нетипичными». В результате этого при раскрытии и расследовании таких преступлений не в полной мере учитываются их специфические особенности, что приводит к утрате важных доказательств. 
Отличительным признаком современного российского общества является ухудшение жизни российских семей и резкое снижение семейного контроля во многих социальных группах, социальное сиротство, и как следствие высокий уровень преступности несовершеннолетних. Прослеживается отчетливая связь социальной дезадаптации детей и последующих форм их асоциального поведения, в том числе совершения правонарушений. Сохраняется устойчиво высокий уровень числа родителей (опекунов, попечителей), не исполняющих или ненадлежащим образом исполняющих обязанности по воспитанию несовершеннолетних. 
Все эти явления послужили толчком для активных действий законодательных органов и правительства в области предупреждения правонарушений несовершеннолетних. Одной из таких мер стало принятие в 1999 г. Федерального закона № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» , а также целого ряда указов Президента Российской Федерации и постановлений Правительства Российской Федерации, направленных на реализацию данного закона.
Исходя из вышеизложенного, следует особо отметить необходимость глубокого и всестороннего изучения данной проблемы, что свидетельствует об актуальности дипломного исследования.
Исходя из актуальности избранной темы, определяем цель дипломного исследования – осуществление криминологической характеристики и мер по предупреждению вовлечения несовершеннолетних в преступную деятельность.
Достижение указанной цели предопределило постановку и разрешение следующих задач:
1) дать характеристику деятельности, связанной с вовлечением несовершеннолетних в совершение преступлений (статистика);
2) раскрыть личность преступников, вовлекающих несовершеннолетних в преступную деятельность;
3) осуществить криминологическую характеристику лиц, вовлекаемых в преступную деятельность (характеристика личностных особенностей несовершеннолетних преступников, половозрастные характеристики);
4) рассмотреть факторы, способствующие вовлечению несовершеннолетних в преступную деятельность;
5) охарактеризовать систему органов, осуществляющих предупреждение вовлечения  несовершеннолетних в преступную деятельность;
6) описать основные методы и формы предупреждения вовлечения несовершеннолетних в преступную деятельность.
Объектом дипломного исследования является совокупность общественных отношений, определяющих сущность, факторы и криминологическую характеристику вовлечения несовершеннолетних в преступную деятельность.
Предметом дипломного исследования выступает механизм криминологического исследования вовлечения несовершеннолетних в преступную деятельность.
Методологическую основу дипломного исследования составляет диалектический метод познания. При исследовании использовались общенаучные и частно-научные методы: системно-структурный, статистический, описательный и др.

 

СКАЧАТЬ РАБОТУ БЕСПЛАТНО - 

СКАЧАТЬ

ГЛАВА 1. КРИМИНОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ВОВЛЕЧЕНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В ПРЕСТУПНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

§ 1. Характеристика деятельности, связанной с вовлечением несовершеннолетних в совершение преступлений 

По данным информационно-аналитического управления Следственного комитета при МВД РФ в 2007 году выявлено 96 тыс. преступлений в отношении несовершеннолетних, что на 17,9 % больше, чем в 2006 году. Свыше 5 тыс. взрослых привлечены в 2007 году к ответственности за вовлечение подростков в употребление спиртных напитков и одурманивающих веществ.
На учетах органов внутренних дел Российской Федерации состоит 38 тыс. несовершеннолетних, имеющих судимость, из них только каждый 5-й несовершеннолетний трудоустроен. Остальные, не имея возможности найти работу самостоятельно и оказавшись без средств к существованию, вновь встают на преступный путь. Всего в 2007 году привлечено к уголовной ответственности 9,2 тыс. несовершеннолетних, имеющих судимость. 
Тревожная ситуация борьбы с преступностью несовершеннолетних складывается во всех федеральных округах и субъектах Российской Федерации. Так, удельный вес от числа преступлений, совершенных (из расследованных) несовершеннолетними и при их соучастии в Сибирском Федеральном округе в 2005 г. составил 10,6%, и в частности, в Республике Алтай 11,8%, Алтайском крае – 8,0%, Кемеровской области – 12,3%, Новосибирской – 10,4%, Томской – 10,5% .
Тревожную статистику назвал начальник милиции общественной безопасности УВД Владимирской области Владимир Денисов, который сообщил, что «уровень преступности несовершеннолетних во Владимирской области выше среднего по России, и выше среднего по Центральному федеральному округу». По этому показателю Владимирская область, уступает лишь Костромской и Ивановской, где ситуация еще хуже. 
Однако несмотря столь печальную статистику в некоторых регионах, в частности, в Псковской области несовершеннолетняя преступность снизилась. Старший инспектор по делам несовершеннолетних УВД г. Пскова сообщила, что «за 2007 год количество тяжких и особо тяжких преступлений среди несовершеннолетних псковичей снизилось на 71,8 %, разбоев на 45,5%, грабежей на 73,3 %, краж на 25%» . Во многом это происходит в силу действенных профилактических мер.
Общество обеспокоено не только ростом, но и низкой раскрываемостью тяжких и особо тяжких преступлений, в совершение которых втянуты подростки. Например, в Алтайском крае в 1 квартале 2005 г. несовершеннолетними или при их соучастии совершено 655 преступлений (на 1% больше, чем в 1 квартале 2004 года), из них 227 (или 35%) – тяжкие и особо тяжкие . В Кемеровской области ежегодно регистрируется более 200 преступлений, ответственность за которые предусмотрена ст. 150 УК РФ.
 Анализ материалов и уголовных дел, рассмотренных судами Алтайского края, Кемеровской, Новосибирской и Томской областей в 2002-2006 годах, показал, что привлеченные по ст. 150 УК РФ лица очень часто неоправданно не осуждаются, поскольку органами предварительного следствия и дознания не представляется достаточно доказательств вины вовлекателя, а установленные доказательства постоянно находятся под угрозой неправомерного воздействия на них со стороны подозреваемых (обвиняемых) и других заинтересованных лиц. Нередко предъявленное обвинение оказывается необоснованным, в связи с чем уголовные дела прекращаются в судебном заседании в основном из-за отказа государственных обвинителей от обвинения.
Так, судами Алтайского края было прекращено уголовное преследование по ст. 150 УК РФ в 2004 г. в отношении 37 лиц, в 2005г. – 19, в 2006г. – 20, а всего 76 лиц (18%), судами Кемеровской области в 2001 году по ст. 150 УК РФ осуждено только 34 лица из 428 привлеченных к уголовной ответственности, то есть всего 7,9 процента, а в 2002 году – 29 и 265 (10,9%). Судами Томской области за период 2003-2004 г.г. в отношении 33,3% лиц уголовное преследование прекращено в отношении 19,6 % лиц постановлены оправдательные приговоры, обвинительные приговоры постановлены в отношении 47,1% лиц . Весьма высок и уровень латентности данных преступлений – (85-90%).
Среди всех преступников несовершеннолетние составляют в целом по стране примерно 11-12%, что в 2,5 раза больше удельного веса самих несовершеннолетних в структуре населения страны. При этом указанная цифра представляется весьма значительной, поскольку, согласно экспертным оценкам, для того чтобы успешно бороться с преступностью и контролировать ее основные показатели, необходимо, чтобы доля несовершеннолетних преступников составляла не более 4-5%. В противном случае преступность начинает развиваться лавинообразно. Более высок и уровень криминальной активности несовершеннолетних. В расчете на 100 тыс. чел. их возраста этот показатель для несовершеннолетних составляет около 2400 чел., в то время как для всех преступников он равен - 1100 чел . Таким образом, в настоящее время несовершеннолетние - одна из наиболее криминогенно пораженных категорий населения.
В последние годы несовершеннолетние объединяются не просто в преступные группировки, но в самые настоящие бандитские формирования, где есть лидер, оружие и, как правило, взрослый консультант.
Не случайно многие из активных членов преступных молодежных группировок становятся в последующем лидерами криминальных сообществ, а сама преступность несовершеннолетних зачастую приобретает черты подросткового бандитизма.
В настоящее время более половины преступных групп несовершеннолетних характеризуются как временные и неустойчивые социальные образования. В то же время заметна тенденция, которая показывает, что значительная часть групп несовершеннолетних преступников ориентирована на длительную преступную деятельность, включая ее организованные формы.
Не случайно в последнее десятилетие отмечается существенное увеличение числа несовершеннолетних, вовлеченных в сферу организованной преступности. Ежегодно более 1,5 тыс. несовершеннолетних привлекаются к уголовной ответственности за участие в организованных преступных формированиях, регистрируется свыше 4 тыс. случаев совершения ими вымогательств, мошенничества в отношении частной собственности и др. преступления .
Одновременно проявляется тенденция интеграции и дифференциации групповой преступности несовершеннолетних. С одной стороны, все большее количество преступлений совершается несовершеннолетними с участием ранее судимых взрослых, происходит активное внедрение в подростковую среду "авторитетов" преступного мира. С другой стороны, заметна тенденция к автономизации преступности несовершеннолетних от преступности взрослых. В результате интересы групп несовершеннолетних преступников сталкиваются с интересами взрослых преступников в сфере рэкета, наркобизнеса, проституции и т.п .
Таким образом, повышается удельный вес таких деяний, как вовлечение несовершеннолетних в совершение преступления и антиобщественных действий (ст.ст. 150 и 151 Уголовного кодекса России). Это тесно связано с увеличением количества несовершеннолетних, принимающих участие в групповых преступлениях. Обращает на себя внимание и то, что каждый второй (50 % от общего числа) несовершеннолетний преступник (до вступления в возраст уголовной ответственности) уже имел «опыт» совершения действий, объективная сторона которых содержала признаки, предусмотренные Уголовным кодексом России; и в основном это групповые действия, явившиеся результатом вовлечения подростков в сферу криминала. Вовлекают несовершеннолетних в преступную деятельность, как правило, рецидивисты, а среди них 50 % тех, кто первое преступление совершил в возрасте до 18 лет, причем в основном в результате также вовлечения их в совершение преступления .
Таким образом, вовлечением в совершение преступления признаются действия взрослого лица, которые направлены на возбуждение желания несовершеннолетнего совершить активные противоправные действия. Такие действия могут быть совершены несовершеннолетним под воздействием обещаний, обмана, угроз или иным способом.
Обещания могут выражаться в передаче несовершеннолетнему в будущем денег, подарков, имущества, как похищенного у потерпевшего, так и в виде платы за совершенные действия.
Обман заключается в просьбе к подростку совершить те или иные действия, которые не кажутся ему преступными (просьба взять в доме потерпевшего какую-либо ценную вещь, убедив подростка в том, что эта вещь принадлежит знакомой взрослого лица, от которого исходит просьба). При этом несовершеннолетний не осознает, что он совершает преступление, поскольку он добросовестно заблуждается в предназначении вещи, или, будучи убежденным взрослым лицом, полагает, что оказывает ему помощь (например, взрослый преступник просит несовершеннолетнего помочь ему освободиться от лица, задержавшего его, сообщив подростку, что указанное лицо хочет его убить. Подросток нападает на задержавшего и дает возможность убежать виновному). Обман также может выражаться в убеждении несовершеннолетнего взрослым в безнаказанности за содеянное (не достиг возраста привлечения к уголовной ответственности, маленький - не заметят и т.д.) .
Более серьезным видом вовлечения несовершеннолетнего в совершение преступления является его вовлечение путем угроз. Угрозы имеют различный характер и выражаются либо в угрозе применения физического насилия в случае отказа от совершения преступных действий, либо в психологической обработке. Подростку, например, могут угрожать распространением о нем позорящих сведений, причинением физического или материального вреда, убийством любимого животного и т.д.
Иной способ вовлечения несовершеннолетнего в совершение преступления связан с разжиганием зависти, мести, низменных побуждений, подчеркиванием его умственной или физической неполноценности по отношению к лицу, на которое направлены преступные действия, и т.д .
Это хорошо видно из формулировок ст.150 УК РФ из некоторых  приговоров судов Ростовской области:
•     «путем возбуждения интереса к преступлению» (дело по обвинению Чудиловской по ч. 2 ст.150 УК, Сальский городской суд)
•    «путем предлога помочь ему» (дело по обвинению Сапунова А.В. по ст. 150 ч. 2 УК, Ремонтненский районный суд)
•    «путем  словесного предложения» (дело по обвинению Шинкаренко Н.Н. по ст. 150 ч. 2 УК, Кашарский районный суд)
•    «путем обещания совместного использования похищенного имущества» (дело по обвинению Родюкова В.Е. по ст. 150 ч. 2 УК, Шахтинский городской суд)
•    «путем угроз, применения физического насилия» (дело по обвинению Горбачева В.М. по ст. 150 ч. 4 УК РФ, Шахтинский городской суд)
•    «путем возбуждения нездорового интереса  к употреблению спиртных напитков, развратных действий» (дело по обвинению Башина С.П. по ст. 151 ч. 1 УК РФ, Красносулинский городской суд)
•    «используя меры родительского воздействия и побуждая личным примером» (дело по обвинению Курусь А.А. по ст. 150 ч. 2 УК, Куйбышевский районный  суд)
•    «путем словесной просьбы» (дело по обвинению Некрасова В.В. по ст. 150 ч. 1 УК РФ, Таганрогский городской суд)
•    «путем просьбы, предложения» (дело по обвинению Коневой А.В. по ст.150 ч.2 УК РФ  Тарасовский районный суд) .
Одним из негативных факторов, способствующих росту преступности среди несовершеннолетних, распространению безнадзорности, проституции, пьянства и наркомании в подростковой среде является нравственное растление детей со стороны взрослых. При этом, как показывает изучение практики, взрослая преступная среда все более активно влияет на формирование криминогенного поведения подростков, в том числе не достигших возраста уголовной ответственности, способствуя повышению их преступной активности. Серьезную обеспокоенность вызывает постоянный рост преступлений, совершенных несовершеннолетними совместно с взрослыми, особенно с родителями. Влияние взрослых позволяет преодолеть страх, неуверенность, подавить в себе сомнения в целесообразности противоправного поведения. Элементами вовлечения несовершеннолетних в механизм преступной деятельности являются занятия проституцией, попрошайничество, бродяжничество и т.п.
Под вовлечением несовершеннолетнего в совершение преступления суды, как правило, понимают  сам  факт   совершения преступления несовершеннолетнего вместе с взрослым. 
Для состава преступления, предусмотренного ст. 150 УК РФ, является обязательным совершение вовлеченным несовершеннолетним  лицом противоправных действий:
•    совместное совершение с несовершеннолетним, достигшим возраста уголовной ответственности, преступления, за которое осуждаются оба (и взрослый и несовершеннолетний, например, совместное совершение кражи, действия обоих квалифицируются как кража, а у взрослого еще и ст.150 УК);
•    вовлечение в преступление  несовершеннолетнего, не достигшего возраста уголовной ответственности, при  этом в отношении малолетнего на стадии предварительного расследования  принимается решение об отказе в возбуждении уголовного дела в виду не достижения возраста уголовной ответственности .
Например, взрослый Фатеев Р.А. вместе с несовершеннолетним Авдеевым А.В. осуждены  29.07.2004 г.  приговором Семикаракорского районного суда  по п. п. а, в ч.2 ст.158  УК РФ за совместно совершенную  квартирную кражу, а Фатеев Р.А. также по ч.4 ст.150 УК РФ за вовлечение несовершеннолетнего Авдеева  А.В.  в совершение  преступления путем обещаний  разделить похищенное имущество  поровну (дело №113, судья Михайлин М.М.).
Из материалов дела видно, что несовершеннолетний Авдеев А.В. ранее уже был судим 11.12.03 г. по п.а,в ч. 2  ст. 158, ч. 1 ст. 167 УК РФ к 1 году 6 месяцам лишения свободы без штрафа, условном, с испытательным сроком 1 год, состоял на учете в уголовно-исполнительной инспекции. 
По данному делу также  видно, что суд не выяснял обстоятельства, способствовавшие совершению  преступления, в том числе,  повторное совершение преступления  ранее судимым несовершеннолетним совместно со взрослым:  в судебном заседании не выяснялся вопрос о том, как  именно несовершеннолетний Авдеев  А.В. отбывал условное наказание по предыдущему приговору, не был вызван в суд и не допрошен представитель уголовно-исполнительной инспекции о том, какая профилактическая работа проводилась с данным подростком. По существу, не исследовав вопрос о возможности исправления осужденного без реального отбывания наказания,  суд повторно назначает несовершеннолетнему Авдееву А.В. наказание с применением ст. 73 УК РФ условно .
Полагаем,  что в разъяснении Постановления  Верховного Суда РФ необходимо закрепить  расширенное толкования термина «иным способом», не ограничивая его только корыстными мотивами (что имеет место в настоящее время).   
Требует разъяснения и неоднозначно складывающаяся практика по вопросу квалификации действий лица по ст. 150 УК РФ в случае, если в совершение преступления было вовлечено лицо, не достигшее возраста уголовной ответственности.
    Диспозиция части 1 статьи 150 УК РФ предусматривает наступление уголовной ответственности только в случае вовлечения несовершеннолетнего в совершение преступления. В данной ситуации понятие «преступление» необходимо принимать расширительно, то есть не только преступление как таковое, но и как преступное деяние (общественно опасное деяние). Полагаем, что данное положение целесообразно закрепить в Постановлении  Пленума Верховного Суда РФ.
Таким образом, по материалам первого параграфа следует сделать вывод, что под вовлечением несовершеннолетнего в совершение преступления (ст. 150 УК РФ) следует понимать активные действия достигшего совершеннолетия лица, направленные на лицо, не достигшее восемнадцатилетнего возраста, и заключающиеся в приобщении, втягивании, укреплении у него решимости или готовности участвовать в совершении общественно опасного деяния или деятельности либо в приобщении и подготовке его к преступному образу жизни.

§ 2. Личность преступников, вовлекающих несовершеннолетних в преступную деятельность

Анализ личности преступников, вовлекающих несовершеннолетних в преступную деятельность, показал неоднородность взглядов правоведов по данному вопросу. Одни авторы утверждают, что личностью не рождаются, ею становятся, а потому понятие «личность» несколько уже понятия «человек». Аналогичную позицию занимает А.Н. Красиков, который считает, что «личностью в праве может считаться не всякий человек, а только тот, кто, получая при рождении права и свободы, способен самостоятельно ими владеть, распоряжаться, а также самостоятельно исполнять установленные государством обязанности» . Однако, с нашей точки зрения, такая трактовка соотношения рассматриваемых понятий для уголовного права вряд ли может быть приемлема. В такой ситуации раздел VII УК РФ защищает права, свободы и законные интересы только тех индивидов, которые уже стали личностью и в состоянии самостоятельно осуществлять свои права и свободы и выполнять обязанности. Мы считаем справедливой позицию С.В. Бородина, который утверждает, что «при таком подходе без уголовно-правовой защиты остались бы подростки, престарелые, лица, находящиеся в беспомощном состоянии, а также лица, страдающие психическими расстройствами. Сказанное дает основания для вывода о том, что понятия «личность» и «человек» в уголовном праве необходимо воспринимать как равнозначные» .
Наука уголовного права рассматривает человека как существо одновременно и биологическое, и социальное. Личность выступает его социальной характеристикой, хотя ее формирование зависит как от биологических, так и от социальных факторов, находящихся во взаимозависимости. Поэтому нормальное физическое развитие, обусловленное биологическими особенностями человека и социальными условиями, в которых оно протекает, является основой гармонического формирования личности в целом. В связи с этим, уголовный закон в качестве объекта уголовно-правовой охраны предусматривает не только человека как индивида: его жизнь, здоровье, свободу, честь и достоинство, но и те общественные отношения, которые обеспечивают условия всестороннего развития личности. Поэтому несовершеннолетний рассматривается как личность, т.е. социобиологический индивид, которому причиняются нравственно-психологический вред. Взрослый человек, при вовлечении им несовершеннолетнего в совершение преступления, своими преступными действиями нарушает созданную и действующую систему государственной политики по реализации основных гарантий прав и законных интересов ребенка в Российской Федерации и посягает на заинтересованность общества и государства в формировании и воспитании подрастающего поколения . 
Е.В. Сокол отмечает, что анализ личности осужденных вовлекателей показал, что 85% из них  – мужчины; 15% – женщины. Названные результаты согласуются с другими исследованиями, проводившимися в различных регионах страны, что свидетельствует о наличии закономерности. 
Для мужчин при вовлечении несовершеннолетних в совершение преступления характерны использование наиболее жестких способов психологического и физического воздействия на подростков, а также обучение несовершеннолетних навыкам, способным облегчить совершение преступления (например, завести транспортное средство без ключа зажигания и т. п.). 
Для женщин не характерны действия, направленные на вовлечение несовершеннолетних в совершение тех преступлений, где требуется преступная «квалификация» (в частности, навыки вскрытия различных хранилищ и т. д.). Женщины чаще привлекают несовершеннолетних мужского пола для совершения тех преступлений, где требуется физическая сила, выносливость. Мужчины реже, чем женщины, скрывают от окружения факт общения с несовершеннолетними, которых затем вовлекают в совершение преступления . 
Цели и мотивы вовлечения связаны с получением определенной выгоды, удовлетворением какой-либо потребности, чаще всего корыстного характера.
Установлена закономерность: с увеличением возраста вовлекателя их количество уменьшается, однако возрастает степень общественной опасности их личности и антиобщественного влияния на несовершеннолетних. Это, в частности, проявляется и в том, что с увеличением возраста возрастает количество ранее судимых вовлекателей. 
Около 60% осужденных вовлекателей составляют лица в возрасте 18–30 лет, из них около 20% – молодые люди 18–20 лет. Именно в этом возрасте молодежь является наиболее криминогенно активной, кроме того, у таких вовлекателей и несовершеннолетних отмечается наибольшее сходство в потребностях и интересах, ценностных установках, жизненных позициях и т. д. Следующая группа осужденных вовлекателей – лица от 30 до 49 лет (около 40%). Вовлекатели в возрасте от 50 лет и старше встречаются лишь в единичных случаях . 
Специфической чертой личности вовлекателя является степень знакомства с вовлеченным, а квалифицирующим признаком – родство или наличие возложенных законом обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего (педагог, опекун (попечитель) и другие лица, на которых законом возложены обязанности по воспитанию несовершеннолетнего). В результате анализа следственной практики получены следующие сведения: около 20% вовлекателей являлись родственниками, 70% – знакомыми. Ранее незнакомые или малознакомые лица составили не более 10%.  
Подавляющее большинство вовлекателей (до 75%) – неженатые (незамужние) или разведенные лица. Более половины взрослых вовлекателей не работали и не учились. Из трудоустроенных чаще всего встречаются грузчики, сторожа, разнорабочие и т. п. Уровень материальной обеспеченности подавляющего большинства вовлекателей являлся низким. Вовлекатели, имеющие неполное среднее образование и среднее общее образование, составляют 86%; среднее специальное – 12%, высшее – 2% .
В своём исследовании Е.В. Сокол также отмечает, что анализ данных средств массовой информации, опросы студентов младших курсов учебных заведений, а также подростков, состоящих на учете в подразделениях по делами несовершеннолетних, свидетельствует, что вовлекателями несовершеннолетних в совершение преступлений могут быть практически любые категории совершеннолетних граждан, контактирующие с подростками: сотрудники милиции, преподаватели учебных и воспитательных заведений, члены религиозных культов деструктивной направленности, представители организованной преступности, экстремистских и террористических организаций .
Вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступления характеризуется исключительно умышленной формой вины вовлекателя. Поскольку вовлечение – умышленное преступление, то отношение виновного к действию представлено в нем только осознанием его общественной опасности. Попытки исследователей включить в содержание умысла при вовлечении (как и при любом другом преступлении с формальным составом) в качестве волевого момента желание совершить определенное действие, неосновательны и по форме, и по существу. Во-первых, желание совершить определенное действие не включено в формулу умысла и неосторожности самим законом. Во-вторых, желание совершить определенное действие – свидетельство свободы воли виновного, отсутствие которой исключает уголовную ответственность. Поэтому трудно в рамках уголовно-правовых отношений и теоретически, и практически представить ситуацию, при которой лицо, осознавая общественно опасный характер своего действия, совершает его, не желая его совершать. Если лицо осознает опасность своего действии и совершает его, значит оно желает его совершить; если лицо, осознавая опасность действия, не желает его совершения, оно его и не совершает. Таким образом, конструкция умысла для формальных составов преступлений является усеченной и включает в себя только процесс осознания общественно опасного характера совершаемого деяния.
Исходя из этого, Н.П. Шевченко отмечает, что психическое отношение взрослого лица при вовлечении несовершеннолетнего в совершение преступления к возрасту вовлекаемого не может характеризоваться такими понятиями как: «допускал несовершеннолетие виновного», «не знал, но по обстоятельствам дела мог и должен был предвидеть несовершеннолетие». Субъект преступления при вовлечении может лишь с различной степенью достоверности знать возраст вовлекаемого лица .
Субъектом вовлечения несовершеннолетнего в совершение преступления, как уже отмечалось, является совершеннолетнее лицо. Незначительность разницы в возрасте виновного и потерпевшего не меняет юридической природы содеянного и не освобождает от ответственности за вовлечение. Однако в некоторых случаях уголовный закон позволяет все-таки освободить вовлекателей от уголовной ответственности или от наказания. На основании ст. 96 УК РФ к лицам в возрасте от 18 до 20 лет с учетом характера совершенного деяния и личности суд может применить положения главы 14 УК РФ об особенностях уголовной ответственности и наказании несовершеннолетних. В этом случае в соответствии со ст. ст. 90, 92 УК РФ вовлекатели в возрасте от 18 до 20 лет, впервые совершившие преступление, предусмотренное ч. 1 ст. 150 УК РФ, могут быть освобождены от уголовной ответственности, а совершившие это преступление не в первый раз – от уголовного наказания, если будет признано, что их исправление может быть достигнуто путем применения принудительных мер воспитательного воздействия .
Часть 2 ст. 150 предусматривает повышенную ответственность, если это деяние совершается родителями, педагогом либо иным лицом, на которое возложены обязанности по воспитанию несовершеннолетнего.
Под родителями следует понимать отца и мать, вовлекающих в преступление несовершеннолетнего (в том числе лишенных родительских прав), а также его приемных родителей.
Совершение преступления педагогом означает, что квалифицирующим обстоятельством является не сама по себе профессия виновного (или его педагогическое образование), а то, что лицо, на которое возложено проведение учебной или воспитательной работы (педагогической деятельности), именно вовлекает в преступление несовершеннолетнего (учитель, преподаватель техникума, воспитатель детского сада и т.п.). К иным лицам следует отнести опекуна (попечителя), отчима, мачеху, родственников несовершеннолетнего, вовлекающих его в совершение преступления .
Лицо, вовлекшее несовершеннолетнего в совершение преступления, должно нести уголовную ответственность либо как организатор или подстрекатель (ч. 4 ст. 34 УК РФ), либо как соисполнитель (ч. 2 ст. 34 УК РФ), либо как исполнитель (ч. 2 ст. 33 УК РФ). Несовершеннолетний в свою очередь может быть привлечен к уголовной ответственности за содеянное, если судом не будет установлено оснований, предусмотренных ч. 3 ст. 20, ч. 2 ст. 33, ч. 1 ст. 40 УК РФ.
Взрослое лицо, вовлекшее несовершеннолетнего в совершение преступления, несет ответственность как по 150 статье УК РФ, так и за преступление, в которое несовершеннолетний был вовлечен. Если взрослое лицо не сумело вовлечь несовершеннолетнего в совершение преступления, то оно должно нести ответственность за покушение на вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступления.
Само по себе вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступления не означает совершения несовершеннолетним этого преступления. Вовлечение считается оконченным с того момента, как оно состоялось, т.е. когда подросток дал согласие на совершение преступления. С учетом этого вовлечение может быть совершено только с прямым умыслом .
Если подросток, нарушивший уголовно-правовое предписание, не достиг возраста уголовной ответственности (14 лет или в других случаях - 16 лет), действия взрослого помимо ст. 150 квалифицируются как опосредованное исполнение того уголовно-противоправного вида поведения, которое совершено подростком. Поскольку в действующем законе речь идет о вовлечении в преступление, должно быть установлено, в совершение какого именно деяния (хищение, убийство, изнасилование, угон транспортного средства и т.д.) вовлекался несовершеннолетний .
Таким образом, мы пришли к выводу, что: 
1) действия взрослого лица всегда должны быть активными и направленными непосредственно на несовершеннолетнего (-них), уровень развития и возраст которого (-ых) не имеет значения для квалификации; 
2) действия взрослого должны считаться преступными независимо от последующего поведения несовершеннолетнего.

§ 3. Криминологическая характеристика лиц, вовлекаемых в преступную деятельность (характеристика личностных особенностей несовершеннолетних преступников, половозрастные характеристики)

Обобщение уголовно-правовой практики показывает, что основная масса лиц, вовлекаемых в преступную деятельность, это несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет. По данным В.Е. Сокол возрастной состав несовершеннолетних, вовлеченных в совершение преступлений, характеризуется следующими показателями: до 14 лет – 4%, от 14 до 16 лет – 28%, от 16 до 18 лет – 68% .
В обзорной справке о судебной практике по делам о преступлениях против семьи и несовершеннолетних (ст. 150-157 УК РФ), рассмотренных судами Ростовской области приведены следующие данные о личности вовлеченных несовершеннолетних:
•    мальчиков - 11 чел.
•    девочек -  8
•    возраст до 14 лет - 8
•    возраст от 14 до 18 лет -  10 чел.
•    учащиеся- 11 чел.
•    не работают и не учатся -  5 чел.
•    ранее судимые -   2 чел.
•    род занятий родителей ( проживали в неполных семьях - 6 чел., родители не работали - 7 чел.,  родители злоупотребляли  спиртными напитками-  2  чел.) . Как видно из приведенных данных к преступлениям вовлекаются, как мальчики, так и девочки. Это видно и из данных, приведенных в автореферате диссертации Сокол В.Е., которая отмечает, что среди несовершеннолетних, вовлекаемых в преступную деятельность, лица мужского пола составляют около 90%, женского – 10% (с незначительными отклонениями в различные годы) .
В связи с этим, по нашему мнению, законодатель должен внести в эту статью поправку, указав после слова «вовлечение» вместо слова «несовершеннолетнего» - «несовершеннолетнего (несовершеннолетней)», как это сделано, например, в п. «д» ч. 2 ст. 132 УК РФ.
Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» , а также Гражданский кодекс РФ  наступление совершеннолетия связывают с достижением лицом восемнадцатилетнего возраста. Таким образом, однозначно можно утверждать, что лицо, достигшее 18 летнего возраста вовлекшее его в совершение преступления другое лицо, достигшее совершеннолетия, не будет нести ответственность по ст. 150 УК РФ, а последний не может быть признан потерпевшим. Вместе с тем действующий уголовный закон не устанавливает минимальный возраст потерпевшего при совершении преступления, предусмотренного ст. 150 УК РФ. 
Гражданское законодательство России подразделяет лиц, не достигших совершеннолетия, на две группы: 1) несовершеннолетние, т.е. лица в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет (ст. 26 ГК РФ); 2) малолетние, т.е. лица, не достигшие четырнадцати лет (ст. 28 ГК РФ). 
Согласно ч. 1 ст. 87 УК РФ несовершеннолетними признаются лица, которым ко времени совершения преступления исполнилось четырнадцать, но не исполнилось восемнадцати лет. Однако положение этой нормы в большей степени распространяется на несовершеннолетних, являющихся субъектом того или иного преступления. Мы же рассматриваем возрастной критерий потерпевшего. 
Пленум Верховного Суда РФ по этому вопросу занял недостаточно определенную позицию. Так, в п. 9 постановления от 14 февраля 2000 г. № 7 «О судебной практике по делам несовершеннолетних» указано: «совершение преступления с использованием лица, не подлежащего уголовной ответственности в силу возраста (статья 20 УК РФ) или невменяемости (статья 21 УК РФ), не создает соучастия. Вместе с тем при совершении преступления несовершеннолетним, не подлежащим уголовной ответственности по указанным выше основаниям, лицо, вовлекшее несовершеннолетнего в совершение этого преступления, в силу части 2 статьи 33 УК РФ несет ответственность за содеянное как исполнитель путем посредственного причинения» . 
В юридической литературе по этому вопросу нет единого мнения. Так, некоторые считают, что если малолетний по своему уровню социального, нравственного, физического развития не способен правильно оценивать действия взрослого, которые направлены на приобщение его к преступной деятельности, то состав преступления, предусмотренный ст. 150 УК, отсутствует. Другие полагают, что, несмотря на указанные причины, посредственный исполнитель все равно подлежит ответственности за вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступления. Например, А. Кладков и Т. Суспицына полагают, что вовлекаемый должен осознавать фактическую, но не обязан понимать социальную сторону совершаемого. При этом они указывают, что в тех случаях когда «вовлекаемый был не способен понимать фактической стороны деяния, в совершение которого его вовлекли, как в случаях с очень малолетними детьми, то нет и ответственности по ст. 150, 151 УК» . Тем самым авторы предлагают добавить в классификацию лиц, не достигших совершеннолетия новый вид – «очень малолетние дети». Однако сами исследователи не указывают, по каким признакам следует дифференцировать данную категорию несовершеннолетних.
Данная позиция видится нам не совсем оправданной, потому что остается не ясным, кто и каким образом будет устанавливать такую способность и как такая способность должна отражаться в сознании вовлекающего. На наш взгляд в каждом конкретном случае практически невозможно определить сознавало ли лицо, не достигшее возраста уголовной ответственности фактическую сторону своего поступка или нет и совсем невозможно определить осознание этого факта вовлекающим. Именно уровень сознания несовершеннолетнего, его способность осознавать происходящее и в соответствии с этим осмысленно действовать лежат в основе определения возраста, при достижении которого лицо может быть привлечено к уголовной ответственности. Поэтому малолетние, еще не обладающие такой способностью, не признаются субъектами преступлений.
По нашему мнению, процитированное выше положение постановления Пленума Верховного Суда от 14 февраля 2000 г. № 7 следует толковать следующим образом: лицо, вовлекшее несовершеннолетнего, не подлежащего уголовной ответственности в силу возраста, несет ответственность за содеянное исключительно как исполнитель путем посредственного причинения. В противном случае Пленум Верховного Суда РФ указал бы на необходимость квалификации деяния по совокупности с соответствующей частью ст. 150 УК РФ. 
Таким образом, при вовлечении лица, не достигшего возраста уголовной ответственности за преступление в которое он вовлекается, взрослый вовлекающий является посредственным исполнителем преступления (ч. 2 ст. 33 УК РФ), а его ответственность по ст. 150 УК РФ исключается, так как вовлекаемое малолетнее лицо не может совершить преступление по определению – в силу недостижения минимального возраста уголовной ответственности. Следовательно, потерпевшим при совершении преступления, предусмотренного ст. 150 УК РФ может быть только несовершеннолетнее лицо, достигшие установленного уголовным законом возраста ответственности за преступление в которое оно вовлекается. 
Важное значение для социально-демографической характеристики личности несовершеннолетних, совершивших корыстные и насильственные преступления, имеет уровень их образования. Этот признак дает возможность судить об общей культуре, интересах и склонностях лиц, совершивших преступления. 
В целом отмечается недостаточный образовательный уровень 16–17-летних подростков. По результатам исследований выявлено, что 52% несовершеннолетних, вовлеченных в совершение преступления, не учатся и не работают. Многие имеют низкий уровень образования: неполное среднее – 43%, полное среднее – 9%, начальное – 48% . 
47% несовершеннолетних, вовлеченных в совершение преступлений, ранее совершали правонарушения, 80% – характеризовались отрицательно, 42% были из «неблагополучных» семей . 
Подростки, совершившие преступления, воспитываются в семьях как неблагополучных, неполных, малообеспеченных, так и характеризующихся вполне положительно, материально обеспеченных. Не всегда в семьях с тяжелым материальным положением несовершеннолетние более склонны к совершению преступлений. Вопреки сложившемуся общественному мнению, подростки, которые воспитываются вне семьи, за совершение преступлений осуждаются не чаще, чем лица, живущие в семье (как полной, так и неполной) .
С 2000 г. прослеживается следующая тенденция: большинство осужденных несовершеннолетних (54%) воспитывалось в полных семьях. Удельный вес осужденных несовершеннолетних, воспитывавшихся одним родителем составил менее 40%, и только менее 6% преступников жили вне семьи . 
Существует устойчивая связь «вовлекатель–несовершеннолетний», которая характеризуется тем, что в совершение преступлений взрослые вовлекают не всех подростков, а только тех, которые, по их мнению, подходят для этого. Личностные качества несовершеннолетнего влияют на его выбор вовлекателем. Чаще всего, это наиболее внушаемые, не обучающиеся в учебных заведениях и неработающие несовершеннолетние, бесцельно проводящие значительную часть свободного времени, с низким уровнем образования и культуры, отсутствием социально значимых интересов, доминированием отрицательных качеств. До 70% несовершеннолетних, вовлеченных в совершение преступления, вели себя виктимно . 
Участниками незаконных вооруженных формирований и террористических организаций осуществляется целенаправленный поиск и подбор вероятных кандидатов на роль «смертников», в том числе среди лиц, не достигших 18-летнего возраста, чаще всего женского пола. Из этой категории интерес для вовлекателей представляют лица, находящиеся в крайне неблагоприятных жизненных ситуациях, а также испытывающие душевные страдания, готовые при определенных условиях принять решение покончить жизнь самоубийством, что рассматривается ими как один из вариантов разрешения возникших жизненных затруднений. Особый интерес для вовлекателей представляют лица, которые по обычаям «кровной мести» обязаны отомстить за смерть родственников . 
Устойчивой тенденцией является использование вовлекателями несовершеннолетних, страдающих психическими заболеваниями, употребляющих спиртные напитки и наркотические вещества. 
Таким образом, мы сделали вывод, что в подростковом, юношеском возрасте в момент нравственного формирования личности происходит накопление опыта, в том числе отрицательного, который может внешне не обнаруживаться или проявиться со значительным запозданием.
Свои особенности присущи количественной и качественной характеристикам преступности несовершеннолетних. Данная преступность по сравнению с взрослой отличается высокой степенью активности, динамичностью. Между преступностью несовершеннолетних и преступностью взрослых существует тесная связь. Не случайно в литературе упоминается, что преступность несовершеннолетних есть будущая преступность. В связи с этим можно говорить, что одной из причин преступности взрослых является преступность несовершеннолетних. Ведь преступность взрослых уходит корнями в то время, когда личность человека только формируется, вырабатывается его жизненная ориентация, когда актуальными являются проблемы воспитания, становления личности, направленности ее поведения.
Понятие преступности несовершеннолетних связано с совокупностью преступлений, совершенных лицами, не достигшими совершеннолетия, т.е. в возрасте от 14 до 18 лет, которые с криминологической точки зрения, включают три возрастные группы: 14-15, 15-16 и 17-18 лет. В то же время на преступность несовершеннолетних оказывают влияние совершение общественно опасных деяний подростками более младшего возраста (10-13 лет), а также совершение преступлений молодыми взрослыми (18-21 и 22-25 лет). Например, подростками до достижения ими возраста уголовной ответственности совершается значительное число (ежегодно более 100 тыс.) общественно опасных деяний, сходных по объективной стороне с преступлениями, но по закону не являющимися таковыми.

§ 4. Факторы, способствующие вовлечению несовершеннолетних в преступную деятельность

Проблемы криминологической детерминации и причинности следует рассматривать как взаимодействие социальной среды и личности. Сама преступная направленность личности (в силу ее образа жизни и поведения) создает предпосылки для вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений. Центральной, стало быть, является проблема личности, но свою огромную роль играет и социальная среда. Хотя отдельные деяния совершаются по воле виновных в вовлечении несовершеннолетних в криминал, поступающих сознательно и под влиянием конкретных мотивов, удовлетворяя свои желания, интересы и потребности, истинные причины этих деяний скрываются в социальных явлениях и процессах и всегда связаны с социальной средой. Указанные проблемы следует рассматривать комплексно и к тому же на нескольких уровнях: личности (индивидуальный уровень), социальной среды (социологический уровень), общества (философский уровень). Акцентировать внимание только на личности преступника - значит, упрощать проблему. Решение вопроса о том, как социальная среда влияет на лиц, вовлекающих несовершеннолетних в криминал, связано с поведением самих этих лиц. Однако на процесс выбора действий и принятия решения влияет еще и поведение несовершеннолетних, вовлекаемых в совершение преступлений. Оно может рассматриваться и как условие, способствующее указанному вовлечению. Здесь, на наш взгляд, особая причинно-следственная связь: взрослый (как личность) вовлекает несовершеннолетнего в криминальную деятельность, а несовершеннолетний (как личность) совершает преступление. Но сами причины разные, так как разные личности и разная социальная среда.
Личность подростка – сложное единство общего и индивидуального. Общими являются особенности нервно-психической организации, закономерности протекания познавательных и эмоционально-волевых процессов, формирования характера, резко возрастающая активность, стремление к самостоятельности, к самоутверждению, пониманию сложных отношений в окружающей социальной среде. Эти общие особенности психического развития подростков всегда проявляются с индивидуальным своеобразием в структуре потребностей, становлении жизненных целей, идеалов. При не учете этих особенностей, при наличии конфликтов в семье, отрицательных примеров, проявлениях лжи, равнодушия и формализма в школьном обучении и воспитании, неумении включать подростков в доступные их возрасту содержательные и социально полезные формы деятельности, неумении организовать систему правильных отношений в коллективе возникают предпосылки для педагогической запущенности детей и их дальнейшего перехода в категорию «трудных». Основные общие дефекты поведения трудных подростков проявляются в отрицательном отношении к нравственным нормам отношений между людьми (грубость, упрямство, лживость, жестокость, недисциплинированность и т.д.), в отрицательных проявлениях в учебной работе (лень, постоянная невнимательность, интеллектуальная пассивность, отсутствие познавательных интересов и др.), а также в одновременном проявлении отрицательных качеств обоих видов. Эти общие дефекты поведения получают у конкретных подростков самые разнообразные формы проявления, в связи с чем выделяются различные основания для типологии трудновоспитуемости: по уровням нравственно-правовой сформированности личности, фиксирующим различные поведенческие позиции; по форме сопротивляемости ребенка педагогическим воздействиям; по конкретным проявлениям характерологических и интеллектуальных особенностей подростков в деятельности и общении и т.д . 
При отсутствии своевременной психологической коррекции трудные подростки могут перейти в категорию, характеризующуюся устойчивым асоциальным поведением и склонностью к правонарушениям. Существующие типологии подростков-правонарушителей строятся на выделении их роли в структуре асоциальных групп и дефектов характеров: 
1. Инициаторы, организаторы асоциальных групп, циники (с устойчивым комплексом асоциальных установок: жестокостью, агрессивностью, деспотизмом, паразитизмом, стяжательством, стремлением к лидерству любым путем и т.д.). 
2. Подверженные власти примитивных потребностей (пищевых, половых, алкогольных, наркотических и др.) при готовности удовлетворять их любыми недозволенными средствами. В силу слабости самоконтроля они охотно подчиняются подросткам первой категории и тиранят более слабых. 
3. Неустойчивые, которые испытывают конфликт между аморальными и позитивными побуждениями. Способны осознавать противоправность своего поведения, однако эгоизм и неумение противостоять ситуации стимулируют их антиобщественные поступки. 
4. Безвольные, не имеющие собственных нравственных чувств и убеждений и выступающие как полные конформисты и исполнители чужой воли. 
5. Аффективные, переживающие постоянное чувство обиды, фрустрации, переоценивающие себя и проявляющие заносчивость, претенциозность, агрессивность к окружающим и т.д . 
Такие несовершеннолетние легче поддаются вовлечению в преступление.
К важнейшим объективным факторам асоциального поведения подростков прежде всего относятся те влияния, которые оказывает на них семья, – первичная микросреда, в которой начинается формирование личности. Родители несут моральную и правовую ответственность перед детьми и перед обществом за их воспитание. Психологами проводились исследования, включающие тщательный анализ объективных факторов макро- и микросоциальной среды, действующих на подростка. Так, в исследовании Г.Г. Бочкаревой отрицательные влияния окружающей его микросреды выражены тринадцатью показателями, которые объединяются в четыре неблагоприятных средовых фактора: неблагополучное положение в формальной группе, взаимодействие с асоциальной группой, дефицит общения и воспитания в семье, деструктивное воздействие семьи на ребенка .
Основной причиной, влияющей на вовлечение несовершеннолетнего в преступление и антиобщественное действие, является  безнадзорность несовершеннолетних, как правило, проживающих в семьях, находящихся в социально опасном положении (родители злоупотребляют спиртными напитками, не работают и не имеют законных источников  доходов, надлежащим образом не занимаются воспитанием, обучением и содержанием несовершеннолетних либо используют порочные методы воспитания),  подростки зачастую проживают в неполных  и (или) многодетных семьях, некоторые несовершеннолетние уже состояли на учетах в ОВД в связи с совершением общественно опасных деяний до достижения возраста уголовной ответственности.
Как отмечает В.Н. Зырянов, примерно в 60 процентов случаев совершения преступления несовершеннолетними ему предшествовало вовлечение их в систематическое употребление спиртных напитков, причем 36,2 процента вовлекаемых ранее были судимы . Ювенальная и антиювенальная преступность выступают как взаимосвязанные, более того, взаимообусловливающие явления. Совершение взрослыми лицами преступлений против интересов несовершеннолетних способствует пополнению преступных рядов за счет последних. При этом механизм влияния их на преступность несовершеннолетних различен.
Некоторые из преступлений непосредственно направлены на формирование у подростков преступного умысла либо на приобщение их к преступлению; другие, развивая их антиобщественные установки либо изменяя направленность психологического развития, формируя жестокость, подрывая имущественное положение, косвенно отражаются в механизме преступного поведения .
Несовершеннолетний, став жертвой преступления, приобретает ряд социально - психологических характеристик, отличающих его от остальных сверстников и порой затрудняющих адаптацию в "нормальной" социальной среде, а тем самым толкающих на преступный путь. В то же время совершение преступления несовершеннолетним ослабляет его собственные защитные механизмы, повышает уровень виктимности и способствует совершению против него преступлений, причем как зафиксированных в главе 20 УК РФ, так и иных.
В настоящее время причины и условия преступности несовершеннолетних следует также искать и в противоречиях государственной молодежной политики и, прежде всего, в сфере трудовой занятости и профессионального образования, семейного, школьного воспитания, организации спорта и досуга молодежи, профилактического контроля со стороны правоохранительных и учебных систем. 
Социально-экономические и социально-психологические противоречия перехода к рыночным отношениям привели к глубинной переориентации молодежи от коллективистских духовных ценностей, пропагандировавшихся и декларировавшихся (хотя далеко не всегда реализовавшихся в реальной жизни) в советский период, на корыстно-индивидуалистические ценности постсоветского периода. Как и в капиталистическом обществе, в психологию молодежи внедряется культ денег и силы, девизы, веками прививаемые в западном мире, – «деньги не пахнут», «каждый за себя, один Бог за всех», «богатство – цель и смысл жизни», и эта цель оправдывает любые средства, в том числе откровенно преступные. Сильнее и больнее всего переориентация на корыстолюбие и индивидуализм ударила по не сформировавшейся психике несовершеннолетних. За последние десять лет выросло целое поколение молодежи, которое занимается явочной и посреднической коммерцией, охранной деятельностью в сомнительных учреждениях, которые грубо попирают не только административно-правовые, финансовые, налоговые, гражданско-правовые и иные запреты, но и уголовно-правовые . 
Материальное расслоение общества за время криминального рынка привело к социальной конфликтности между богатыми и бедными, на что остро реагируют несовершеннолетние. Это привело к «робингудовской» психологии мести за несправедливость в отношении не защищенных государством подростков. Оправдательная мотивировка «грабь награбленное» психологически облегчает вымогательства (психологическая защита), кражи, угоны автотранспорта и т.п. 
Кроме этого, одной из причин преступлений, связанных с вовлечением несовершеннолетних в преступления, антиобщественные действия,  является бездеятельность органов и служб системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних по защите прав детей, поскольку о  таких находящихся в социально опасном положении семьях с детьми данным органам было известно задолго до преступления, связанного с вовлечением несовершеннолетнего в преступление: дети не посещали  школу, находились без присмотра со стороны родителей, о семейном неблагополучии  было известно и органам местного самоуправления (КДН, ПДН ОВД,  образования, опеки и попечительства) .
 Таким образом, по мере дальнейшего развития нашего общества вопросы воспитания молодежи и проблемы формирования нового человека приобретают исключительно важное значение и являются неотложной задачей государства. Отсутствие у подростков жизненного опыта, надлежащих условий их воспитания и развития приводит порой к тому, что у некоторых из них складываются поверхностные, искаженные, а в ряде случаев, просто ошибочные представления о жизни, что способствует вовлечению их в преступления.
Резюмируя материал первой главы дипломного исследования, мы пришли к следующим выводам.
Под вовлечением несовершеннолетнего в совершение преступления, как и в совершение антиобщественных действий, следует понимать принуждение его, подстрекательство, вовлечение и приобщение к антиобщественному образу жизни, преступному поведению. При этом принуждение, подстрекательство, привлечение и приобщение выступают как элементы вовлечения. Лица, вовлекающие несовершеннолетних в совершение преступлений, направляют преступные действия последних, управляют ими. Такое вовлечение является целевым, ибо конкретно направлено на совершение уголовно наказуемого деяния. Оно укрепляет зависимость несовершеннолетних от взрослых преступников. Все возводится в ранг преступной морали, что тесно связано с криминальной субкультурой. 
Линия преступного поведения несовершеннолетнего в таких случаях определяется не им самим, а под воздействием взрослого, часто ранее судимого. Несовершеннолетний становится преступником не по собственному выбору, а именно в результате вовлечения его в совершение преступления. В этом и состоит суть деяния, определенного Уголовным кодексом России. 
Вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступления тесно связано с поведением как тех лиц, кто совершает это преступление, так и тех лиц, кто является объектом посягательства. Оно может быть правильно понято только при учете социальных условий, окружающих этих лиц и влияющих на их конкретные действия. 
Поведение несовершеннолетнего, его отношение к собственному вовлечению в совершение преступления есть результат выбора им различных вариантов действий (способствующих или противодействующих вовлечению). Определяющую роль здесь играют, как сама личность несовершеннолетнего, так и окружающая ее социальная среда, сложившаяся ситуация. При неблагоприятных обстоятельствах складываются «социальные механизмы», когда невостребованность несовершеннолетних обществом компенсируется их востребованностью преступным миром. Суть этих «механизмов» заключается в вынужденном вступлении несовершеннолетних в различные виды криминальной деятельности. С этим, в известной мере, связаны процессы криминализации несовершеннолетних. 
У лиц, вовлекающих несовершеннолетних в совершение преступлений мотивация базируется на показной цели и конкретно направлена на психологическое (психическое) или физическое подавление несовершеннолетнего. При этом у этих лиц проявляется диктат силы и власти, нередко жестокости. Здесь мотив имеет двойную подоплеку: когда он является неотъемлемой чертой лица, вовлекающего несовершеннолетнего в криминал, идет изнутри, представляет собой свойство его личности; когда он является агрессивной реакцией на «раздражитель» в лице этого несовершеннолетнего. Мотивация конкретно направлена на то, как, каким образом и с помощью каких средств (возможностей) «подавить» психику несовершеннолетнего, подчинить его своей власти и в итоге вовлечь в совершение преступления. 
Оценивая в целом все вовлечения несовершеннолетних в преступную деятельность, изучая их в массе и в совокупности, можно обнаружить их общность. В подавляющем большинстве они совершаются в области межличностных отношений, в процессе неформального общения и для решения узколичностных проблем. У них криминологически однородный феномен. Для них характерна общность причинной детерминации, которая обусловливает сходство их совокупных криминологических характеристик, а также социальных и нравственно-психологических свойств лиц, совершающих данные деяния. Эта общность, однако, нуждается в конкретизации, когда практическую значимость приобретают классификация вовлечений несовершеннолетних в криминал и типология лиц, совершающих эти преступления.
.   Проблемы криминологической детерминации и причинности автор рассматривает как взаимодействие социальной среды и личности. Сама преступная направленность личности (в силу ее образа жизни и поведения) создает предпосылки для вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений. Центральной, стало быть, является проблема личности, но свою огромную роль играет и социальная среда.
Такие специфические деяния, как вовлечения несовершеннолетних в преступную деятельность, являются особым объектом профилактического воздействия. Оно осуществляется в интересах несовершеннолетних, в целях их защиты от криминального влияния.
Преступность несовершеннолетних требует специального изучения, а ее предупреждение - особенно актуальная и сложная задача, поскольку:
- для общества чрезвычайно важно успешное решение масштабных задач:
охраны жизни, здоровья, развития подрастающего поколения;
- борьбы с первичной преступностью, составляющей около 70% всего ее объема, с безнадзорностью несовершеннолетних (своеобразным резервом преступности);
- существуют особенности генезиса и мотивации совершения преступлений несовершеннолетними, обусловленные спецификой их жизнедеятельности и воспитания, их личностными, социально-групповыми и психологическими характеристиками;
- многие криминогенные факторы, оказывающие решающее негативное воздействие на взрослых преступников, зарождаются в среде несовершеннолетних;
- значительная часть преступлений совершается несовершеннолетними в соучастии со взрослыми преступниками;
 

Добавил: Демьян |
Просмотров: 4154
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Дипломник © 2024
магазин дипломов, диплом на заказ, заказ диплома, заказать дипломную работу, заказать дипломную работу mba