СКАЧАТЬ РАБОТУ БЕСПЛАТНО -
1. Общая характеристика прав и свобод личности
1.1. Содержание прав и свобод человека и гражданина
Институт прав и свобод человека и гражданина обеспечивает доступ личности к исполь¬зованию материальных и духовных благ, побуждает публичную власть придерживаться в этом плане общепринятых международ-ных стандартов. Эти стандарты провозглашены в таких актах, как Международный Билль о правах человека, включающий Всеоб¬щую декларацию прав человека (1948 г.), Международный пакт о гражданских и политических правах (1966 г.), Международ¬ный пакт об экономических, социальных и культурных правах (1966 г.), Факультативный протокол к Международному пакту о гражданских и политических правах (1966 г.), Второй факульта¬тивный протокол к Международному пакту о гражданских и по¬литических правах, направленный на отмену смертной казни .
Показательна в этой связи принятая в ноябре 1991 г. Декла¬рация прав и свобод человека и гражданина, ставшая органичес¬кой частью новой Конституции РФ, базой всего текущего законо¬дательства, относящегося к личности .
Конституция Российской Федерации, принятая в 1993 г., за¬крепляет те права и свободы, которые в наибольшей степени со¬циально значимы как для отдельного человека, так и в целом для общества, государства. Непреходящее значение имеет положение о том, что основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения (ч. 2 ст. 17). В этой связи воз¬никает вопрос: «Что понимать под основными правами, можно ли их отождествлять с конституционными правами»? По-видимо¬му, можно. Такой вывод следует, например, из сопоставления ст. 17 со ст. 55 Конституции РФ.
В последней из названных статей отмечается, что перечисле¬ние в Конституции РФ основных прав и сво¬бод не должно толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина, а в ч. 2 ст. 17 речь идет только об основных правах и свободах, что по¬зволяет обратить внимание на их особые свойства (неотчуждае¬мость, принадлежность каждому от рождения).
Конституционные права и свободы составляют ядро правового статуса личности, лежат в основе всех других прав. Так, ч.1 ст. 22 Конституции РФ закрепляет свободу и личную неприкосновен¬ность каждого. Это основное право порождает систему прав, за¬крепленных в УК РФ, Административном кодексе РФ. Очевидно, все права, предопреде¬ляемые нормами трудового права, основываются на конституционных положениях о труде; права граждан в области здравоохра¬нения - на конституционном праве на охрану здоровья и т.д. Однако, необходимо отметить, что вы¬деление категории основных прав человека не означает отнесение иных прав к незначительным, второстепенным.
Фундаментальными ценностями общества являются не только права, но и свободы граждан. Можно сказать, что какого-либо принципиального различия между понятиями «право» гражда¬нина и «свобода» гражданина в сущности нет. Опираясь на этот вывод, необходимо указать на один нюанс, отмечаемый в литературе. Речь идет о том, что лишь некоторые из прав, а именно «требующие особенно высокой личной инициативы, индивидуального усмот-рения и самодеятельности по отношению к другим лицам, явля¬ются свободами» . Следовательно, «свобода» гражданина предпо¬лагает большую избирательность возможности варианта поведе¬ния. Показательны в этой связи свобода слова, печати, свобода совести, вероисповедания, свобода художественного, научного, технического и других видов творчества.
Значимость данного права и свобод человека и гражданина и данной конституционной свобо¬ды для человека и общества.
В Конституции закрепляются те права и свободы, которые жиз¬ненно важны и в наибольшей мере социально значимы как для конкретного человека, так и в целом для общества, для государст¬ва. То есть основные права и свободы.
Для человека они являются условием достойного и свободного его существования, естественным правом на участие в решении вопросов устройства и управления тем обществом, членом которо¬го человек состоит; экономической и социальной предпосылкой для удовлетворения его жизненно насущных материальных и ду¬ховных потребностей.
Для государства, для общества значимость конституционно за-крепленных прав и свобод выражается в том, что именно реализа¬ция этих прав и свобод означает претворение в жизнь сущностных свойств государства как демократического и правового.
Само существование государства, общества обеспечивается со¬вокупной деятельностью людей во всех сферах их жизнедеятель¬ности - политической, экономической, духовной. Так, без реали¬зации права на свободу предпринимательства не могла бы быть создана соответствующая экономическая среда, без реализации избирательных прав граждан невозможно было бы формирование структур управления обществом.
Поэтому основные права и свободы не только признаются госу¬дарством именно в Конституции, но и защищаются им как необхо¬димое условие его существования. Вместе с тем, перечисление в Конституции основных прав и свобод не должно толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина (ст. 55 Конституции).
Изначальный или производный характер принадлежности человеку данного права и данной свободы заключаются в следующем. Статья 17 Конституции устанавливает, что основные права и свободы человека неотчуж-даемы и принадлежат каждому от рождения. Именно такого рода права и свободы закрепляются конституционно.
Особые юридические свойства основных прав и свобод человека и гражданина, спе¬цифика их реализации состоят в том, что эти права и свободы:
а) составляют ядро правового статуса личности, лежат в основе всех других прав и свобод, закрепляемых иными нормативными актами . Так, все права, вытекающие из норм трудового права, базируются на конституционных положениях о труде; права, за¬крепленные в нормах отрасли права социального обеспечения, - на соответствующем конституционно закрепленном основном праве; права граждан в области здравоохранения - на праве на охрану здоровья. Все права и свободы граждан в той или иной сфере жизни производны от основных прав и свобод; поэтому ос¬новные права и свободы являются главными в характеристике правового положения личности;
б) адресованы самому широкому кругу субъектов; закрепляют¬ся за каждым человеком и гражданином либо за каждым гражда¬нином . Все другие (неосновные) права и свободы, устанавливае¬мые нормами не конституционного, а других отраслей права, увя¬зываются с обладанием лицом различными статусами - рабочих и служащих, собственников имущества, нанимателей жилой пло¬щади, покупателей, истцов, ответчиков и т.д.;
в) характеризуются всеобщностью: они равны и едины для всех без исключения, соответственно для каждого человека или для каждого гражданина. Признавая то или иное право основ¬ным, государство исходит из возможности осуществления его всеми. Этим обусловливается процесс расширения основных прав и свобод по мере создания соответствующих социально-экономи¬ческих предпосылок. Основные права и свободы гражданина Рос¬сийской Федерации отличаются от других прав и свобод основа¬нием возникновения. Единственным таким основанием является принадлежность к гражданству Российской Федерации. Они не связаны с осуществлением гражданином своей правоспособности и принадлежат всякому гражданину как субъекту права. Это сви¬детельствует о том, что основные права и свободы выражают глав¬ные связи лица с государством, его статус как гражданина. Они не приобретаются и не отчуждаются по его волеизъявлению, принадлежат ему в силу гражданства, неотделимы от его право¬вого статуса и могут быть утрачены только вместе с утратой граж¬данства;
г) отличаются особым механизмом реализации. Все другие Права и свободы могут стать достоянием человека и гражданина в процессе реализации его правоспособности через участие в кон¬кретном правоотношении. Основные же права и свободы выступа¬ют в качестве предпосылки любого правоотношения в конкретной сфере, постоянного, неотъемлемого права каждого участника пра¬воотношения;
д) имеют особую юридическую форму их закрепления. Они фик¬сируются в нормативном правовом акте государства, имеющем высшую юридическую силу, - в Конституции;
е) обеспечиваются повышенной правовой охраной:
1) конституционные нормы, их закрепляющие, не могут быть из¬менены в рамках действующей Конституции, без принятия новой;
2) граждане вправе обратиться в Конституционный Суд с жалобой на нарушение конституционных прав и свобод для проверки кон¬ституционности закона, примененного или подлежащего примене¬нию 'в конкретном деле; причем жалоба допустима, если закон затрагивает именно конституционные права и свободы граждан;
3) в Уголовном кодексе имеется специальная гл. 19 «Преступле¬ния против конституционных прав и свобод человека и граждани¬на»; Административный Кодекс РФ предусматривает административную ответственность за пра¬вонарушения, посягающие на права граждан (в том Числе и кон¬ституционные).
Указанные выше свойства характеризуют понятие основных прав и свобод человека и гражданина. Оно может быть сформули¬ровано следующим образом.: конституционные (основные) права и свободы человека и гражданина - это его неотъемлемые права и свободы, принадлежащие ему от рождения (в надлежащих слу¬чаях в силу его гражданства), защищаемые государством и со¬ставляющие ядро правового статуса личности.
Различие между понятиями «право» и «свобода» в достаточной мере условно. И то и другое означает юридически признанную воз¬можность каждого избирать вид и меру своего поведения как чело¬века, как гражданина государства.
Вместе с тем понятие «свобода» в большей мере увязано с таки¬ми правомочиями личности, которые очерчивают сферу ее само¬стоятельности, защищают от вмешательства в ее внутренний мир (свободы совести, вероисповедания, мысли, художественного, на¬учного, технического и других видов творчества, преподавания).
Понятие «право» в большей мере предполагает какие-то поло¬жительные действия, услуги со стороны государства или правомо¬чия человека на участие в деятельности определенных обществен¬но-политических, хозяйственных структур.
Глава 2 Конституции «Права и свободы человека и граждани¬на» включает 48 статей, подавляющая часть которых посвящена конкретным правам и свободам. Они представляют собой опреде¬ленную систему, имеющую логические основания, отражающую специфику самих этих прав и свобод, тех сфер жизнедеятельности человека и гражданина, которых они касаются. В соответствии с этими основаниями конституционные права и свободы принято классифицировать на три группы: личные; поли¬тические; социально-экономические. Поэтому далее представляется необходимым рассмотреть классификацию конституционных прав и свобод человека и гражданина.
1.2. Классификация конституционных прав и свобод
человека и гражданина
Права и свободы человека и гражданина в соответствии с общепринятой классификацией подразделяются на социально-экономические, политические, гражданские, культурные и личные. Такое деление проводится как в мировой юридической практике, так и в наци¬ональных правовых системах, в том числе российской. Между всеми видами и разновидностями прав существует тесная взаи¬мосвязь.
В историческом контексте современные исследователи выде¬ляют три поколения прав: первое - это политические, граждан¬ские и личные права, провозглашенные в свое время первыми буржуазными революциями и закрепленные в известных Декла¬рациях (американской, английской, французской); второе - со¬циально-экономические права, возникшие под влиянием социа¬листических идей, движений и систем, в том числе СССР (право на труд, отдых, социальное обеспечение, медицинскую помощь и т.д.); они дополнили собой прежние права, получили отраже¬ние в соответствующих документах ООН; третье поколение - коллективные права, выдвинутые в основном развивающимися странами в ходе национально-освободительных движений (право народов на мир, безопасность, независимость, самоопре-деление, территориальную целостность, суверенитет, избавле¬ние от колониального угнетения, достойную жизнь и т.д.) .
Выделение трех поколений прав в значительной мере условно, но оно наглядно показывает последовательную эволюцию в раз¬витии данного института, историческую связь времен, общий прогресс в этой области.
В отечественной юридической литературе кон¬цепция иерархии прав по степени их значимости подвергнута справедливой критике. В частности, отмечаются «зигзаги восприятия роли социально-экономичес¬ких прав», попытки объявить их «социалистическим изобретени¬ем», неизвестным «цивилизованным странам». Эти права якобы лишены качеств «юридических возможностей, защищаемых судом». Смягченным вариантом такого подхода является оттес¬нение социально-экономических прав на второй план как прав иного порядка в сравнении с личными неотъемлемыми правами, относимыми к «высшему разряду» .
Однако, такое противопоставле¬ние прав вряд ли оправдано - все они для личности важны и нужны, каждая их группа по-своему выражает ее интересы. Более того, именно сей¬час российские граждане на себе почувствовали значимость мно¬гих социально-экономических прав, которые ранее были в большей мере гарантированы, чем сейчас, когда складываются «несо-циалистические» отношения.
Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 г. не рассматривает их как «второстепенные». Так что искусственное создание некоего «антагонизма» между различными категориями прав несостоятельно.
Конституционные права и свободы принято условно класси¬фицировать на три группы: личные, политические, социально-эко¬номические. Далее представляется необходимым дать характеристику только второй и третей группам, т.к. личные права и свободы человека и гражданина будут более детально изучены и проанализированы во второй главе.
Особенности политических прав и свобод состоят в том, что они свя¬заны с обладанием гражданством государства. Это различие фик¬сирует Конституция РФ, адресуя личные права «каждому» от рождения как человеку, политические - «гражданам». Послед¬ние нацелены на включение личности в жизнь страны, управление ее делами. Поскольку гражданин - это лицо, обладающее устой¬чивой правовой связью с государством, постольку политические права и свободы призваны укрепить эту связь. Сказанное под-тверждается содержанием ст. 31-33 Конституции РФ.
Гражданство возникает по рожде¬нию, в результате приема в гражданство и по другим законным основаниям. По законодательству большинства стран никто не может быть лишен гражданства или права изменить его. Государ¬ство оказывает покровительство и защиту своим гражданам, на¬ходящимся за его пределами. Эти положения содержатся в Дек¬ларации прав и свобод человека Российской Федерации (1991 г.). Все вопросы, связанные с приобретением гражданства, выходом из гражданства и приемом в него и другими, регулируются Зако¬нами о гражданстве. Федеральный закон «О гражданстве Рос¬сийской Федерации» (далее - Закон) вступил в силу с 1 июля 2002 г. вступил в силу . Его принятие вызвало политичес¬кие и юридические дискуссии, так как нормы Закона непосредственно затрагивают статус человека в государстве, его взаимоотношения с по¬следним. В институте гражданства отражены наиболее существенные политико-правовые, социальные, морально-нравственные и психологи¬ческие связи и отношения, которые существуют между гражданином и государством.
С точки зрения М. Варлен, несомненным достижением Закона является норма о соотношении национально¬го законодательства и международных договоров России, что развивает положе¬ние ч. 4 ст. 15 Конституции РФ . Государ¬ство, действуя во исполнение своих меж¬дународно-правовых обязательств, наде¬ляет человека, находящегося в пределах его юрисдикции, определенными правами и обязанностями, предусмотренными в актах международного права. Любой че¬ловек может воспользоваться преимуще-ствами, вытекающими из норм междуна¬родного права, через свое государство в качестве его гражданина. Общепризнан¬ные нормы и принципы международного права, касающиеся вопросов гражданст¬ва, непосредственно не регулируют эти отношения. Они лишь устанавливают пра¬вовые рамки, в пределах которых каждое государство регулирует собственное гражданство, не затрагивая суверенитет другого государства.
Закон закрепляет общепризнанные принципы гражданства (ст. 4), что имеет важное значение для построения систе¬мы отечественного законодательства и для межгосударственных отношений по вопросам гражданства. Однако некоторые вопросы - условия приобретения гражданства (законный источник средств к существованию, знание русского языка), а также порядок подачи заявлений по вопросам граждан¬ства - требуют детальной регламентации. Поэтому Законом предусматривается принятие положения о порядке рассмот¬рения вопросов гражданства, которое будет утверждено Президентом Россий¬ской Федерации. В положении подробно будут отражены вопросы, касающиеся порядка приобретения и прекращения гражданства, с целью единообразного исполнения закона всеми органами и должностными лицами. Так же как регла¬ментируется порядок выдачи иностран¬ным гражданам и лицам без гражданства разрешения на временное проживание и вида на жительство . Тем самым будут защищены права российских граждан, иностранцев и лиц без гражданства, на¬ходящихся на территории Российской Федерации.
Таким образом, гражданство проявляется как взаимоотношения между государством и лицом, находящимся под его властью. Государство гарантирует гражданину его законные права и интересы; защищает его и покровительствует ему за границей. В свою очередь, гражданин обязан соблюдать законы и другие предписания госу¬дарства и выполнять установленные им обязанности. На основа¬нии ст. 62 Конституции РФ гражданин РФ может иметь граж¬данство иностранного государства (двойное гражданство) в соот¬ветствии с федеральным законом или международным договором РФ. Наличие у гражданина РФ гражданства иностранного госу-дарства не умаляет его прав и свобод и не освобождает его от обя¬занностей, вытекающих из российского гражданства.
Связь политических прав с гражданством может создать впе¬чатление, что они производны от воли государства, носят вторич¬ный характер и не относятся к естественным правам гражданина. Однако, это не так. Естественный характер прав гражданина определяется тем, что носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее много¬национальный народ (ст. 3 Конституции РФ). Государство при¬знает, соблюдает и защищает политические права гражданина так же, как и личные права человека (ст. 2 Конституции РФ). Наи¬более общим, как бы объединяющим все другие политические права и свободы, является право граждан участвовать в управле¬нии делами государства (ст. 32 Конституции РФ). Это право ад¬ресовано каждому гражданину, осуществляется в различных фор¬мах как, непосредственно, так и через своих представителей. Не-посредственные формы реализации рассматриваемого права - это: участие граждан в референдуме - всенародном голосовании по важнейшим вопросам государственной и местной жизни, в вы¬борах в органы государственной власти и органы местного само¬управления и т.д.
Примечательно, что многие формы участия граждан в управ¬лении делами государства в настоящее время не используются эф¬фективно. Показательны в этой связи такие факторы, как низкая активность избирателей на выборах органов государственной влас¬ти и органов местного самоуправления, невысокий интерес к дея¬тельности избранного ими депутата, к участию в различного рода общественных формированиях. Представляется, что причина низ¬кой правовой и политической активности граждан коренится не только в правовой сфере. Одной из основных причин неполной реализации права является экономический кризис, осложнивший взаимоотношения государственной власти и граждан, породив¬ший их неверие в новые ценности.
Особую группу основных прав и свобод человека и гражданина составляют социально-экономические права. Они касаются таких сфер жизни человека, как собственность, трудовые отношения, отдых, здоровье, образование и призваны обеспечить физические, материальные, духовные и другие социально значимые потреб¬ности личности. К социально-экономическим правам и свободам, закрепленным в Конституции РФ, относятся: свобода предприни¬мательской деятельности; право частной собственности, в том числе и на землю; свобода труда и право на труд в надлежащих условиях; право на отдых; охрана семьи; право на социальное обес¬печение; право на жилище; право на охрану здоровья, на благо¬приятную окружающую среду; право на образование; свобода ли¬тературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания; право пользования учреждения¬ми культуры (ст. 34-44). Приведенный перечень социально-экономических прав и свобод, по оценкам многих отечественных и зарубежных ученых-юристов, также нередко не содержит необ¬ходимого механизма реализации.
2. Гарантии и защита личных прав и свобод личности
2.1. Общие гарантии прав и свобод человека и граждан
Под гарантиями понимаются «правовые средства, обес¬печивающие реализацию того или иного права человека и гражданина» . Каждое право только тогда может быть реали¬зовано, когда ему соответствует чья-то обязанность его обес¬печить. Гарантии, в сущности, и есть обязанности, приме-нительно к конституционным правам и свободам это обя¬занность государства.
Нередко употребляется выражение «материальные га¬рантии прав», под которыми понимается совокупность эконо¬мических и политических условий, делающих права реаль¬ными. Но наука конституционного права изучает преимуще¬ственно юридические гарантии, т.е. те, которые вытекают из конституции, законов и других нормативных источников.
В Конституции РФ права и свободы закрепляются в раз¬ных формулировках. Некоторые права закреплены деклара¬тивно («каждый имеет право на жилище»), другие - как гарантия («гарантируется свобода массовой информации»), третьи - как объект охраны или защиты со стороны госу¬дарства или закона («право частной собственности охраняется законом», «материнство и детство, семья находятся под защитой государства»). Различие формулировок не умаляет признания тех или иных прав граждан, поскольку Консти¬туция имеет прямое действие, и само по себе закрепление того или иного права есть своеобразная его гарантия, во всяком случае невозможности его отрицания. Однако фор¬мулировка «гарантируются» звучит более весомо, она чаще встречается в тех случаях, когда государство обладает сис¬темой, способной обеспечить права всех граждан. Например, в одной и той же статье Конституции (ст. 43) о дошкольном и основном общем образовании говорится, что оно гаранти¬руется, и это вызвано тем, что начальных и средних школ достаточно для всех граждан, а получить высшее образова¬ние только «каждый вправе», поскольку бесплатно дать такое образование всем гражданам государство не в состо¬янии. Формулировки «охраняются государством» и «находятся под защитой закона» по существу означают, что соответ¬ствующие права обеспечены специальным законом. Суще¬ствуют также права, которые закрепляются вместе с га¬рантией их обеспечения, например, право на свободу и лич¬ную неприкосновенность сопровождается гарантией от произвольного ареста (ст. 22).
Однако наряду с таким «попутным» решением пробле¬мы гарантий прав Конституция содержит специальные ста¬тьи (ст. 45-54), устанавливающие гарантии реализации прав и свобод граждан. Эти гарантии могут быть условно разбиты на две группы: общие гарантии и гарантии правосудия.
Наиболее общей гарантией прав и свобод, имеющей наи¬высшую юридическую силу, является сам конституционный строй, основанный на неуклонном соблюдении Конституции, неотчуждаемом естественном праве и общепризнанных прин¬ципах и нормах международного права. Эта наивысшая га¬рантия трансформируется Конституцией РФ в систему оп¬ределенных прав граждан и обязанностей государства по обеспечению прав и свобод, сформулированных в ст. 45, 46, 53, 55, 56, 60, 61.
Защита прав и свобод - обязанность государства. Конституция гарантирует государственную защиту прав и свобод человека и гражданина (ч. 1 ст. 45). Это общее правило закрепляет обязанность государства различными пра¬вовыми средствами обеспечивать защиту личных прав и свобод человека и гражданина, осу¬ществлять их регулирование. Полномочия законодательных органов по этим вопросам входят как в ведение Российской Федерации (регулирование и защита), так и в совместное ведение Федерации и ее субъектов (защита). Гарантом личных прав и свобод человека и гражданина выступает Президент России. Обязанность осуще¬ствлять меры по обеспечению прав и свобод входит в число полномочий Правительства РФ. Эта функция составляет глав¬ное назначение судебной системы. Следовательно, в гаран-тировании прав и свобод участвует весь механизм государ¬ства, все органы государственной власти.
Самозащита прав и свобод. Наряду с обязанностью государства обеспечивать защи¬ту личных прав и свобод человека и гражданина существует право человека и самому защи¬щать свои права и свободы всеми способами, не запрещен¬ными законом. Способы самозащиты многообразны: обжало¬вание действий должностных лиц, обращение в средства массовой информации, использование правозащитных орга¬низаций и общественных объединений (профсоюзы и др.). Граждане имеют право защищать свои права с помощью оружия. Федеральный закон об оружии (в редакции от 10 апреля 2000 г.) предоставил гражданам возможность при¬обретения определенных видов оружия (охотничье оружие, газовые пистолеты и др.). Закон предусматривает право на приобретение и использование огнестрельного оружия для защиты жизни, здоровья и собственности в пределах необ¬ходимой обороны и крайней необходимости, но это право подвергнуто многим ограничениям (оружие не подлежит при¬менению в отношении женщин, инвалидов, несовершенно¬летних, кроме случаев совершения ими вооруженного или группового нападения). О всех случаях применения оружия, повлекших телесные повреждения, требуется сообщать в органы внутренних дел. Определенными условиями обстав¬лено и право на приобретение оружия.
Судебная защита. Российская Конституция гарантирует каждому судебную защиту его прав и свобод (ст. 46). Такая защита наиболее эф-фективна и доступна каждому человеку, поскольку в суд мо¬гут быть обжалованы любые решения и действия (или без¬действие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц. Объектом обжалования могут быть законы, действия и указы Президента, постановления Правительства и т. д. Суд, таким образом, осуществляет надзор за законностью в стра¬не, обеспечивает приоритет прав и свобод граждан перед любыми акциями государства. Процедура обращения граждан в судебные органы регулируется Законом об обжаловании в суд действий, и решений, нарушающих права и свободы граж-дан (в редакции от 14 декабря 1995 г.).
В ноябре 1995 г. Конституционный Суд РФ вынес постановление по жалобам Р. Н. Самигулиной и А. А. Апанасенко о проверке конституционности ст. 209 УПК РСФСР, которая на практике лишала граждан права обжаловать в судебном порядке постанов¬ление о прекращении уголовного дела, позволяя обращаться с жалобой только к прокурору. Суд отметил, что право граждан на судебную защиту относится к таким правам, которые в силу ч. 3 ст. 56 Конституции РФ не могут быть ограничены ни при каких условиях. Между тем по смыслу, придаваемому правоприменительной практикой положению рассматриваемой статьи, участ¬ники уголовного процесса, чьи права, и законные интересы за¬трагиваются прекращением производства по делу, оказались ли¬шенными права обратиться за защитой в суд. Таким образом, зна-чительное число правоприменительных решений, затрагивающих основные права и свободы граждан,, вопреки установлениям ст. 46 Конституции РФ выводится из-под судебного контроля. Суд признал данное положение закона неконституционным.
Международная защита. Конституция РФ предоставляет каждому право обра¬щаться с жалобой в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека (ч. 3 ст. 46). Это право обусловлено наличием соответствующих международных договоров Рос¬сийской Федерации и используется, если исчерпаны все имеющиеся, средства правовой защиты. Следовательно, жа¬лоба может быть подана после отказа лицу во всех судеб¬ных инстанциях Российской Федерации.
Комитеты ООН. Жалоба подается в Комитет по правам человека, созданный в соответствии с Международным пак¬том о гражданских и политических правах. Присоединение России к факультативному протоколу этого Пакта создает условия для реализации каждым своего конституционного права на обращение в этот орган. Комитет принимает жало¬бы, если они не анонимны и не представляют собой зло¬употребления правом на жалобу; он проверяет, не рассматривается ли вопрос в соответствии с другой процедурой меж¬дународного разбирательства и исчерпало ли лицо все дос¬тупные внутренние средства правовой защиты.
Процедура защиты нарушенного права состоит в том, что жалоба доводится до сведения соответствующего госу¬дарства, а государство обязано в шестимесячный срок пред¬ставить Комитету письменные объяснения или заявления, разъясняющие этот вопрос и извещающие о принятых ме¬рах, если таковые имели место. Следовательно, Комитет не вправе выносить обязательные решения, но публикует еже¬годный отчет о рассмотрении жалоб, что имеет негативные морально-политические последствия для государства, в ко¬тором нарушаются права человека.
Европейский Суд по правам человека. Другой формой международной защиты прав и свобод выступает Европей¬ский Суд по правам человека, учрежденный в 1959 г. в соот¬ветствии с Европейской Конвенцией о защите прав челове¬ка и основных свобод. Суд состоит из такого числа судей, которое равно числу членов Совета Европы, он самостоя¬тельно устанавливает свой регламент и правила процедуры. Юрисдикция Суда охватывает дела, связанные с толкова¬нием и применением Конвенции, но лишь в отношении тех государств, которые признали ее для себя обязательной, т. е. и в отношении России. В состав Суда входит судья от Российской Федерации.
Обращение (петицию) в Суд вправе подавать как госу¬дарство, так и физическое лицо. Признается, что обращение может быть подано только после того, как исчерпаны все внутренние средства решения спора. Суд, состав которого утверждается для каждого обращения отдельно, окончатель¬ный, и государства обязаны ему подчиняться. Жертве нару¬шения прав может быть назначено «справедливое возмеще¬ние».
Указом Президента РФ от 29 марта 1998 г. учреждена должность Уполномаченного РФ при Европейском Суде (на¬значается Президентом РФ).
Возмещение вреда. Нарушение прав и свобод часто сопровождается причи¬нением вреда человеку. Конституционная гарантия в таких случаях состоит не только в том, чтобы восстановить нару¬шенное право и обеспечить его реализацию, но и в возме¬щении причиненного человеку материального и морального вреда. Согласно ст. 53 Конституции «каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконны¬ми действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц».
Возмещение причиненного вреда регулируется граждан¬ско-правовым законодательством и является гарантией, рас¬пространяющейся на любые нарушения прав и свобод. От¬дельные виды ответственности за причиненный вред за¬креплены в специальных законах - Федеральном законе об органах федеральной службы безопасности в Российской Фе¬дерации (в редакции от 30 декабря 1999 г.) и др. По действу¬ющему законодательству, например, возмещению подлежит вред, причиненный человеку незаконным привлечением к уголовной ответственности, незаконным осуждением, неза¬конным заключением под стражу или взятием подписки о невыезде, незаконным наложением административного взыс¬кания в виде ареста или исправительных работ. Материаль¬ную ответственность в этих случаях несут не непосредственно виновные должностные лица, а соответствующие органы государственной власти, которым затем возмещается ущерб этими должностными лицами. Размер возмещения причи¬ненного вреда устанавливается судом, который также вправе определять возмещение (денежную компенсацию) мораль¬ного вреда, причиненного человеку.
Неотменяемость прав и свобод. Человек может быть уверен в устойчивости своих личных прав и свобод человека и гражданина только тогда, когда законодательные органы государ¬ства лишены права принимать законы, отменяющие или ума¬ляющие эти права и свободы. В этом смысл ч. 2 ст. 55 Конститу¬ции: она устанавливает, что в Российской Федерации законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и граж¬данина, не должны издаваться. Данная норма гарантирует не¬зыблемость прав и свобод, она служит постоянным напомина¬нием органам законодательной власти о том, что отмена, пе¬ресмотр или любое снижение уровня гарантий тех или иных прав и свобод требует созыва Конституционного Собрания.
В то же время Конституцией допускается возможность ограничения личных прав и свобод человека и гражданина. Важно иметь в виду, что ограничения не тождественны отмене или умалению прав и свобод и осуществляются только в той мере, в какой это необходимо в строго установленных Конституцией целях.
Возраст. Конституцией РФ установлено, что российский граж¬данин может самостоятельно осуществлять в полном объе¬ме свои права и обязанности с 18 лет. Ключевыми словами в этой норме являются слова «самостоятельно» и «в полном объеме», поскольку граждане имеют конституционные пра¬ва и в более раннем возрасте, реализуя их через законных представителей.
Международный пакт о гражданских и политических правах (ст. 24) закрепляет за каждым ребенком право на меры защиты, на немедленную регистрацию после рожде¬ния и на имя. Каждый ребенок имеет право на приобретение гражданства. Этих норм нет в Конституции России, но, по существу, они могут быть приравнены к конституционным нормам.
Законодательство устанавливает ряд прав несовершен¬нолетних. Например, в гражданском праве за детьми зак¬реплены права собственности, наследования и др., а также частичная дееспособность несовершеннолетних в возрасте от 15 до 18 лет. В трудовом праве признается право на труд с 16 лет (для учащихся - с 14 лет). Однако в полном объеме граждане наделяются правами и свободами только с 18 лет (полная дееспособность), и никто не вправе ограничивать их действия по причине молодости. С этого возраста граж¬дане осуществляют свои права и обязанности самостоятель¬но, а следовательно, несут полную ответственность за все свои поступки и действия.
2.2. Конституционные гарантии правосудия
В нескольких статьях Конституции РФ закреплены об¬щепризнанные в цивилизованном мире гарантии, имеющие также значение принципов демократического правосудия. Эти гарантии лежат в основе уголовно-процессуального за¬конодательства и направлены на исключение произвола в судебном разбирательстве. Гарантии правосудия - это га¬рантии свободы личности, отсюда вытекает необходимость конституционного уровня закрепления этих гарантий. Борясь с преступностью, государство может и должно лишать сво¬боды тех, кто нарушает уголовно-правовое законодатель-ство, но оно обязано делать это с соблюдением демократи¬ческой процедуры, установленной законом.
Гарантии подсудности. Для человека важно, чтобы его дело рассматривалось в том суде и тем судьей, которые в соответствии с-законом должны его рассматривать, о чем он заранее должен быть извещен. Определение законом такого суда и судьи называ¬ется подсудностью. Изменение подсудности, весьма частое на практике в связи с загруженностью судов или по другим причинам, может поставить человека в невыгодное положе¬ние, лишить внутреннего психологического равновесия, не¬обходимого для своей защиты по уголовному обвинению или для выступления стороной по гражданскому делу.
Конституция устанавливает, что никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом. Эта гарантия в равной мере распространяется как на уголовное, так и на гражданское судопроизводство.
Важной гарантией демократического правосудия выс¬тупает суд присяжных, получивший широкое признание как в дореволюционной России, так и в современной мировой судебной практике. Суд присяжных, состоящий из рядовых граждан, призван самостоятельно, отдельно от судьи, ре¬шать только один вопрос: о виновности (или невиновности) подсудимого. Воплощая жизненный опыт присяжных засе¬дателей, этот суд способен дать необходимую оценку дока¬зательствам и личности обвиняемого. Конституция гаранти¬рует обвиняемому в совершении преступления право на рас¬смотрение его дела судом с участием присяжных заседате¬лей в случаях, предусмотренных федеральным законом. Эти суды рассматривают дела о наиболее тяжких преступлени¬ях (убийство, бандитизм и др.). Присяжные заседатели из¬бираются по жребию из числа избирателей в возрасте от 25 до 70 лет, при этом стороны вправе немотивированно отве¬сти по два заседателя.
Право на юридическую помощь. Это право предполагает, что каждый, кто нуждается в квалифицированной юридической помощи, может полу¬чить ее, обратившись к адвокату. Адвокат независим и стро¬ит свои отношения с клиентом на основе конфиденциаль¬ности, т. е. не вправе разгласить доверенные ему сведе¬ния. В уголовном процессе адвокат выступает защитником подозреваемого, обвиняемого, подсудимого и осужденного, а в гражданском - представляет интересы истца, ответчи¬ка, третьего лица. Юридическая помощь может оказывать¬ся также лицам, привлекаемым к административной от-ветственности.
Помощь адвоката подлежит оплате. Но не каждый че¬ловек в состоянии оплачивать эту помощь. Поэтому Консти¬туция устанавливает, что в случаях, предусмотренных за¬коном, юридическая помощь оказывается бесплатно.
Юридическая помощь особенно важна для человека, когда его задерживают в связи с подозрением в совершении преступления. Бывает, что такие подозрения оказываются неоправданными, а следственные органы действуют, нарушая права человека. Участие адвоката на ранних стадиях уголовного процесса хотя и затрудняет расследование, но призвано помочь человеку доказать свою невиновность и обеспечить проведение следственных действий с соблюде¬нием закона. Эта концепция уголовно-процессуальной тео-рии, многие годы бывшая предметом острой полемики, на¬шла свое отражение в Конституции, которая предоставляет каждому задержанному, заключенному под стражу, обви¬няемому в совершении преступления право пользоваться помощью адвоката (защитника) с момента соответственно задержания, заключения под стражу или предъявления об¬винения (ст. 48. Право на защиту производно от права на свободу, т. к. смысл защиты состоит в достижении свободы человека. Отсюда скрупулезное и детальное регулирование этого права для того, чтобы дать человеку максимум воз¬можностей отстоять свою правоту. В этих же целях Уголовно-процессуальный кодекс подробно регламентирует права и действия адвоката на всех стадиях уголовного процесса.
Конституционный Суд РФ в постановлении от 27 июня 2000 г. по жалобе В. И. Маелова признал неконституционным положения действующего УПК, которые «предоставляют лицу, подозревае¬мому в совершении преступления, право пользоваться помощью защитника лишь с момента объявления ему протокола задержа¬ния либо постановления о применении до предъявления обвине¬ния меры пресечения в виде заключения под стражу и, следова¬тельно, ограничивают право каждого на досудебных стадиях уго¬ловного судопроизводства пользоваться помощью адвоката (за¬щитника) во всех случаях, когда его права и свободы существен¬но затрагиваются или могут быть существенно затронуты дей¬ствиями и мерами, связанными с уголовным преследованием».
Право на защиту относится к числу абсолютных прав, поскольку ни при каких обстоятельствах человеку нельзя отказать в ней, если он обвиняется в уголовном преступле¬нии. Такая природа этого права была подтверждена Консти¬туционным Судом РФ.
Конституционный Суд РФ в постановлении от 27 марта 1996 г. по делу о проверке конституционности ст. 1 и 21 Закона РФ «О госу¬дарственной тайне» и в связи с жалобами ряда граждан отметил следующее. Отказ обвиняемому (подозреваемому) в приглашении выбранного им адвоката по мотивам отсутствия у последнего до¬пуска к государственной тайне, а также предложение обвиняе¬мому (подозреваемому) выбрать защитника из определенного круга адвокатов, имеющих такой допуск, обусловленные распростра¬нением положений ст. 21 Закона РФ «О государственной тайне» на сферу уголовного судопроизводства, неправомерно ограничивают конституционное право гражданина на получение квали¬фицированной юридической помощи и право на самостоятельный выбор защитника (ст. 48 Конституции РФ, ст. 14 Международно¬го пакта о гражданских и политических правах). Указанные кон¬ституционные права в силу ч. 3 ст. 56 Конституции РФ не могут быть ограничены ни при каких обстоятельствах.
Презумпция невиновности. Данная гарантия запрещает кому бы то ни было обра¬щаться с подозреваемым, обвиняемым или подсудимым, как с преступником, до тех пор, пока не вынесен и не вступил в законную силу приговор суда. Суд и только суд вправе признать лицо виновным в совершении преступления. Без такого признания никого нельзя подвергать уголовному на¬казанию, ограничивать в правах, бесчестить в прессе и т. д. Формулируя эту важную гарантию, Конституция РФ под¬черкивает, что вина должна быть доказана «в предусмот¬ренном федеральным законом порядке», что предполагает соблюдение права на защиту и других процессуальных га-рантий обвиняемому.
Обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность. Бремя доказывания лежит на прокуроре, следователе и лице, производящем дознание. Неисполнение этих требований за¬кона ведет к прекращению дела и оправданию подсудимого. Даже признание обвиняемым своей вины недостаточно для вынесения обвинительного приговора, оно может быть при-нято в расчет только при условии, что подтверждено сово¬купностью доказательств.
Презумпция невиновности имеет еще одну важную грань: неустранимые сомнения в виновности лица толкуются в пользу обвиняемого. Следовательно, любой факт или приво¬димое доказательство, вызывающие сомнение, которое не¬возможно развеять, признаются несуществующими. Все эти конституционные гарантии (ст. 49) способствуют решению одной из главных задач правосудия: не допустить осужде¬ния невиновных.
Запрет повторного осуждения. В ст. 50 Конституции РФ содержится важная гарантия, гласящая, что никто не может быть повторно осужден за одно и то же преступление. Это означает, что уголовное дело против гражданина не может быть возбуждено, а воз¬бужденное дело подлежит прекращению, если этот человек уже был судим по тому же обвинению и суд вынес приго¬вор или прекратил дело. Снова судить по тому же обвине¬нию можно только в том случае, если приговор суда будет отменен в порядке судебного надзора, а дело передано в суд на новое рассмотрение.
Недействительность незаконно полученных доказательств. На всех стадиях уголовного процесса недопустимо ис¬пользовать доказательства, полученные в нарушение зако¬на. Человек должен быть гарантирован от таких «методов» работы суда и следствия, и этому служит норма, содержа¬щаяся в ч. 2 ст. 50 Конституции РФ. Не могут использоваться доказательства, при получении которых допущены униже¬ние достоинства личности, пытки и насилие, незаконное вторжение в жилище, злоупотребление семейной тайной, несанкционированное подслушивание телефонных разговоров и т. д. Другими словами, не признаются доказательством никакие сведения, полученные с нарушением прав и свобод человека и гражданина. Даже в том случае, когда, напри¬мер, следственные органы, проводя несанкционированный обыск на квартире у подозреваемого, обнаруживают там склад оружия или наркотики, полученная информация не должна признаваться как доказательство.
Право на пересмотр приговора. Каждый осужденный за преступление имеет право на пересмотр приговора вышестоящим судом, а также просить о помиловании или смягчении наказания. Пересмотр приго¬вора - необходимая гарантия против судебных ошибок, он предусмотрен Уголовно-процессуальным кодексом.
Помилование - освобождение от наказания или замена его другим, более мягким наказанием. Осужденный вправе только просить -сб этом, а право осуществлять помилование принадлежит Президенту РФ. Поэтому отказ в просьбе о помиловании не может быть обжалован.
Гарантия от самообвинения. Человека нельзя принуждать к даче показаний против самого себя или к признанию себя виновным. От него нельзя также требовать свидетельств против супруга и близких род¬ственников, круг которых определяется федеральным законом. УПК включает в их число родителей, детей, родных братьев и сестер, усыновителей и усыновленных, деда, баб¬ку, внуков, супруга. Следовательно, человек вправе отказы¬ваться от дачи показаний, если эти показания уличают его и его близких родственников в совершении преступления, т. е. могут быть использованы против его интересов. Закон может устанавливать и иные случаи освобождения от обязанности давать свидетельские Показания, такие случаи указаны в УПК.
Права потерпевших от преступлений и злоупотребления властью. Если в результате преступления или злоупотребления властью человеку причинен моральный, физический или имущественный вред, то этот вред подлежит возмещению. Государство обеспечивает потерпевшим доступ к правосу¬дию и компенсацию причиненного ущерба.
Так, закон (УПК) охраняет права потерпевших от пре¬ступления, предоставляет им определенные процессуальные права (они имеют право участвовать в судебном разбира¬тельстве, знакомиться со всеми материалами дела и др.). Ряд уголовных дел (клевета, оскорбление и др.) подлежит возбуждению только по жалобе потерпевшего, от потер¬певшего зависит и прекращение этих дел в случае прими¬рения с обвиняемым. Но некоторые дела, начинаясь по жа¬лобе потерпевшего (изнасилование, нарушение авторских прав и др.), не могут быть прекращены по его желанию вследствие их общественной опасности.
Лицо, понесшее материальный ущерб от преступления, имеет право потребовать возмещения этого ущерба. Соот¬ветствующий гражданский иск рассматривается вместе с уголовным делом.
Но права потерпевшего гарантируются Конституцией (ст. 52) также в отношении «злоупотребления властью», что означает возможность судебного обжалования действий дол¬жностного лица, которые, не являясь преступлением, на¬рушают закон. Закрепляя различные права потерпевшего в уголовном, административном и гражданском процессе, го¬сударство тем самым создает реальный механизм судебного обеспечения прав потерпевших.
Запрет обратной силы закона. Динамичность жизни порождает потребность в измене¬нии законов. Они могут меняться в сторону усиления или, наоборот, ослабления ответственности за какие-то деяния. Но это порождает опасность того, что человека, совершив¬шего правонарушение, спустя некоторое время привлекут к ответственности по закону, который не действовал в мо¬мент совершения правонарушения. Чтобы этого не происхо-дило, Конституция РФ (ст. 54) закрепляет общеизвестную в демократическом праве гарантию: закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет. Следовательно, никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением.
Если же принимается закон, отменяющий или смягча¬ющий ответственность, то по принципу гуманизма обрат¬ная сила закона как раз признается. Конституционная гаран¬тия в этом случае устанавливает: если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смяг¬чена, применяется новый закон.
Эти правила действия закона во времени имеют силу для всех отраслей права. Они закреплены нормами уголов¬ного, гражданского, трудового, административного и друго¬го законодательства Российской Федерации.
Заключение
Целью настоящей дипломной работы было изучение личных прав и свобод человека и гражданина. Подводя итоги данного исследования, представляется необходимым сделать следующие выводы.
1. В современном мире существуют различные правовые идеи, теории, доктрины, господствует разнообразие правопонимания. В той же степени многообразие воззрений присуще проблематике прав и свобод человека, его взаимоотношений с государством. Различие подходов обусловлено различными интересами их представителей, особенностями духовной, культурной жизни, историческими тра¬дициями, обычаями, интеллектуальным многообразием и другими причинами.
Сам факт многообразия правопонимания свидетельствует о том, что с точки зрения содержания в «чистом виде», как таковых, без¬условно объективных и общепризнанных прав и свобод человека не существует. Реальностью являются лишь представления, сужде¬ния, взгляды, теории о том, что такое права человека, а также ос¬нованные на них политические, юридические, моральные и иные нормы. Взгляды и нормы опосредуют, воздействуют на складываю¬щиеся и развивающиеся в обществе материальные и духовные воз¬можности и обязанности людей. В этом смысле права и свободы человека и гражданина изначально возникают, существуют, развиваются лишь в качестве важнейшего элемента правосознания и сознания в целом различных социальных субъектов, стремящихся придать своим представлениям значение правильного, правового, правди¬вого, справедливого и соответственно этому проявляющихся прак¬тически во всех нормативно-регулятивных системах, а также в идеологии, философии, науке, в культуре в целом.
Поэтому фактически существующие и возникающие социаль¬ные возможности людей признаются, трактуются в качестве тех или иных прав и свобод человека и гражданина только в значении «должного» и главным образом - в противовес объективно возможным и объективно су¬ществующим иным представлениям, интерпретациям, предпочте¬ниям. Ибо без этого определенного противопоставления, без необ¬ходимости истолкования социальных возможностей и обязанностей с позиции должного, справедливого, идеального и т. д., без некото¬рого минимума противоречия, антиномии - вопрос о правах чело¬века утратил бы самостоятельную социальную значимость, а точ¬нее, в исторической ретроспективе никогда бы ее не приобрел. И, строго говоря, только при этих условиях возможны были как появление самой идеи прав человека, понятия «права человека», так и сохранение и повышение актуальности их истолкования в дальнейшем.
В то же время многообразие подходов к правам человека и гражданина не умаляет возможности и необходимости выработки и при¬знания определенного минимума общечеловеческих, общедемокра¬тических требований к правовому и социальному положению чело¬веческой личности. Его реализация должна быть обеспечена всегда и везде, вне зависимости от социально-политических, экономиче¬ских, культурных и иных особенностей конкретной страны. Этот минимум, в качестве основных прав и свобод человека и гражданина, должен и может быть начальной точкой отсчета суммарного возрастания доб¬ровольно признанных всем мировым сообществом непререкаемых ценностей.
При этом во всех случаях все-таки следует помнить о том, что это действительно лишь часть прав и свобод человека и гражданина и проблема прав человека не может быть сведена только к обеспечению нали¬чия указанного минимума. Ведь за «рамками» остается множество других, часто не менее важных для людей прав и свобод, а роль и значение тех или иных из них могут резко возрастать в зависимо¬сти от развития конкретно-исторической ситуации в стране, и, со¬ответственно, они, по существу, могут приобретать значение основ¬ных прав и свобод. Не менее важно иметь в виду и то, что этот минимум как бы универсальных ценностей в полном объеме при¬знают далеко не все государства мира и тем более не все обеспечи¬вают их фактическое наличие и реализацию.
2. Права и свободы человека и гражданина – это сложное многомерное явление, политико-правовая категория, один из ориентиров в развитии общества. В различные эпохи проблема прав человека занимала лучшие умы человечества. В этой связи обращалось внимание на природу прав человека, их сущность, роль в установлении нормальных взаимо¬отношений между индивидом, обществом, государством.
3. Самой разработанной и распространенной является клас¬сификация прав и свобод человека и гражданина в соответствии с предварительным выде-лением наиболее важных сфер общественной жизни, в которых возникают и реализуются права и свободы. Другими словами, это подразделение прав и свобод по их социальному назначению. По этому основанию выделяют три большие группы прав и свобод: политические, социально-экономические, личные. При этом грань, проводимая между этими группами прав и свобод, достаточно условна, поскольку все они характеризуют еди¬ную, целостную систему общественных отношений. А многие кон¬кретные права и свободы одновременно могут быть отнесены к двум различным категориям прав.
4. Под гарантиями личных прав и свобод человека и гражданина понимаются средства, обеспечивающие реализа¬цию этих права. Право можег быть реализовало, только если ему соответствует чья-то обязанность это обеспечить. Гарантии, в сущности, и есть обязанности.
Библиографический список
|