Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Поиск

Категории раздела

Диплом [327] Курсовая [699]
Реферат [397] Отчет [11]




Вс, 05.05.2024, 04:46
Приветствую Вас Гость | RSS
ДИПЛОМНИК т.8926-530-7902,strokdip@mail.ru Дипломные работы на заказ.
Главная | Регистрация | Вход
КАТАЛОГ ДИПЛОМНЫХ, КУРСОВЫХ РАБОТ


Главная » Каталог дипломов » бесплатно » Курсовая [ Добавить материал ]

лич
Курсовая | 25.10.2014, 21:32

СКАЧАТЬ РАБОТУ БЕСПЛАТНО - 

Оглавление
                                                                                                                               С.       
Введение…………………………………...…………………………………………...3

1. Общая характеристика прав и свобод личности
1.1. Содержание прав и свобод человека и гражданина…………………….…….....5
1.2. Классификация конституционных прав и свобод человека и гражданина …..10
2. Гарантии и защита личных прав и свобод личности
2.1. Общие гарантии прав и свобод человека и гражданина……………………….17
2.2. Конституционные гарантии правосудия ………………………….……………23

Заключение…………………………………..……………………………………….31
Библиографический список………………………………………………………..34

 

 

 

 

 

 

Введение

Поиск оптимальных моделей взаимоотношений государства и личности всегда представлял собой сложнейшую проблему. Эти модели в решающей степени зависели от характера общества, типа собственности, демократии, развитости экономики, культу¬ры и других объективных условий. Но во многом они определя¬лись также властью, законами, правящими классами.
Главная трудность заключалась и заключается в установлении такой системы и такого порядка, при которых личность имела бы возможность беспрепятственно развивать свой потенциал (спо¬собности, талант, интеллект), а с другой стороны, признавались бы и почитались общегосударственные цели - то, что объединя¬ет всех. Подобный баланс как раз зависит от того, каким образом построено взаимодействие права и личности. Поэтому изучение данной темы не перестает волновать ученых, юристов, государственных деятелей и актуально и в наши дни.
Кроме того, сегодня высокоразвитые страны и народы, мировое сообщество рассматривают права человека и их защиту в качестве универсального идеала, основы прогрессивного развития и про¬цветания, фактора устойчивости и стабильности. Весь современ¬ный мир движется по этому магистральному пути.
Права человека внетерриториальны и вненациональны, их при¬знание, соблюдение и защита не являются только внутренним делом того или иного государства. Они давно стали объектом международного регулирования. Права личности не есть принад¬лежность отдельных классов, наций, религий, идеологий, а пред¬ставляют собой общеисторическое и общекультурное завоева¬ние. Это нравственный фундамент любого общества. Поэтому неслучайно, что изучение прав и свобод человека особо значимо. 
В данной работе будет проводиться анализ наиболее значимых, на мой взгляд, аспектов и положений, касающихся системы прав и свобод личности.
Цель данной работы состоит в том, чтобы определить понятия прав и свобод личности, исследовать основные их характеристики.
Для достижения цели данной работы были поставлены следующие задачи:
1.    Исследовать понятия прав и свобод личности;
2.    Классифицировать права и свободы человека и гражданина на виды;
3.    Изучить гарантии прав и свобод личности.
К изучению и разработке выбранной мною темы курсовой работы обращались ученые правоведы на протяжении многих лет. Значительное внимание исследованию системы прав и свобод личности уделили  Венгеров А.Б., Евсеенко Т.П., Еллинек Г., Енгибарян Р. В. , Тадевосян Э. В., Коркунов Н.М., Марченко М.Н., Саленко А.В., Спиридов Л. И., Стародубский Б.А., Мелехин А.В., Марченко М.Н., Абдулов М.И., Матузов Н.И., Малько А.В., Пиголкин А.С., Чиркин В.Е., Хропанюк В. Н., Шершеневич Г.Ф., Ануфриев В.А., Баглай М.В., Грудцына Л., Битрук Н.В., Воеводин Л.Д., Белявский А.В.

 

 

СКАЧАТЬ РАБОТУ БЕСПЛАТНО - 

1. Общая характеристика прав и свобод личности

1.1. Содержание прав и свобод человека и гражданина

Институт прав и свобод человека и гражданина обеспечивает доступ личности к исполь¬зованию материальных и духовных благ, побуждает публичную власть придерживаться в этом плане общепринятых международ-ных стандартов. Эти стандарты провозглашены в таких актах, как Международный Билль о правах человека, включающий Всеоб¬щую декларацию прав человека (1948 г.), Международный пакт о гражданских и политических правах (1966 г.), Международ¬ный пакт об экономических, социальных и культурных правах (1966 г.), Факультативный протокол к Международному пакту о гражданских и политических правах (1966 г.), Второй факульта¬тивный протокол к Международному пакту о гражданских и по¬литических правах, направленный на отмену смертной казни .
Показательна в этой связи принятая в ноябре 1991 г. Декла¬рация прав и свобод человека и гражданина, ставшая органичес¬кой частью новой Конституции РФ, базой всего текущего законо¬дательства, относящегося к личности .
Конституция Российской Федерации, принятая в 1993 г., за¬крепляет те права и свободы, которые в наибольшей степени со¬циально значимы как для отдельного человека, так и в целом для общества, государства. Непреходящее значение имеет положение о том, что основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения (ч. 2 ст. 17). В этой связи воз¬никает вопрос: «Что понимать под основными правами, можно ли их отождествлять с конституционными правами»? По-видимо¬му, можно. Такой вывод следует, например, из сопоставления ст. 17 со ст. 55 Конституции РФ.
В последней из названных статей отмечается, что перечисле¬ние в Конституции РФ основных прав и сво¬бод не должно толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина, а в ч. 2 ст. 17 речь идет только об основных правах и свободах, что по¬зволяет обратить внимание на их особые свойства (неотчуждае¬мость, принадлежность каждому от рождения).
Конституционные права и свободы составляют ядро правового статуса личности, лежат в основе всех других прав. Так, ч.1 ст. 22 Конституции РФ закрепляет свободу и личную неприкосновен¬ность каждого. Это основное право порождает систему прав, за¬крепленных в УК РФ, Административном кодексе РФ. Очевидно, все права, предопреде¬ляемые нормами трудового права, основываются на конституционных положениях о труде; права граждан в области здравоохра¬нения - на конституционном праве на охрану здоровья и т.д. Однако, необходимо отметить, что вы¬деление категории основных прав человека не означает отнесение иных прав к незначительным, второстепенным.
Фундаментальными ценностями общества являются не только права, но и свободы граждан. Можно сказать, что какого-либо принципиального различия между понятиями «право» гражда¬нина и «свобода» гражданина в сущности нет. Опираясь на этот вывод, необходимо указать на один нюанс, отмечаемый в литературе. Речь идет о том, что лишь некоторые из прав, а именно «требующие особенно высокой личной инициативы, индивидуального усмот-рения и самодеятельности по отношению к другим лицам, явля¬ются свободами» . Следовательно, «свобода» гражданина предпо¬лагает большую избирательность возможности варианта поведе¬ния. Показательны в этой связи свобода слова, печати, свобода совести, вероисповедания, свобода художественного, научного, технического и других видов творчества.
Значимость данного права и свобод человека и гражданина и данной конституционной свобо¬ды для человека и общества.
В Конституции закрепляются те права и свободы, которые жиз¬ненно важны и в наибольшей мере социально значимы как для конкретного человека, так и в целом для общества, для государст¬ва. То есть основные права и свободы.
Для человека они являются условием достойного и свободного его существования, естественным правом на участие в решении вопросов устройства и управления тем обществом, членом которо¬го человек состоит; экономической и социальной предпосылкой для удовлетворения его жизненно насущных материальных и ду¬ховных потребностей.
Для государства, для общества значимость конституционно за-крепленных прав и свобод выражается в том, что именно реализа¬ция этих прав и свобод означает претворение в жизнь сущностных свойств государства как демократического и правового.
Само существование государства, общества обеспечивается со¬вокупной деятельностью людей во всех сферах их жизнедеятель¬ности - политической, экономической, духовной. Так, без реали¬зации права на свободу предпринимательства не могла бы быть создана соответствующая экономическая среда, без реализации избирательных прав граждан невозможно было бы формирование структур управления обществом.
Поэтому основные права и свободы не только признаются госу¬дарством именно в Конституции, но и защищаются им как необхо¬димое условие его существования. Вместе с тем, перечисление в Конституции основных прав и свобод не должно толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина (ст. 55 Конституции).
Изначальный или производный характер принадлежности человеку данного права и данной свободы заключаются в следующем. Статья 17 Конституции устанавливает, что основные права и свободы человека неотчуж-даемы и принадлежат каждому от рождения. Именно такого рода права и свободы закрепляются конституционно.
Особые юридические свойства основных прав и свобод человека и гражданина, спе¬цифика их реализации состоят в том, что эти права и свободы: 
а) составляют ядро правового статуса личности, лежат в основе всех других прав и свобод, закрепляемых иными нормативными актами . Так, все права, вытекающие из норм трудового права, базируются на конституционных положениях о труде; права, за¬крепленные в нормах отрасли права социального обеспечения, - на соответствующем конституционно закрепленном основном праве; права граждан в области здравоохранения - на праве на охрану здоровья. Все права и свободы граждан в той или иной сфере жизни производны от основных прав и свобод; поэтому ос¬новные права и свободы являются главными в характеристике правового положения личности;
б) адресованы самому широкому кругу субъектов; закрепляют¬ся за каждым человеком и гражданином либо за каждым гражда¬нином . Все другие (неосновные) права и свободы, устанавливае¬мые нормами не конституционного, а других отраслей права, увя¬зываются с обладанием лицом различными статусами - рабочих и служащих, собственников имущества, нанимателей жилой пло¬щади, покупателей, истцов, ответчиков и т.д.;
в) характеризуются всеобщностью: они равны и едины для всех без исключения, соответственно для каждого человека или для каждого гражданина. Признавая то или иное право основ¬ным, государство исходит из возможности осуществления его всеми. Этим обусловливается процесс расширения основных прав и свобод по мере создания соответствующих социально-экономи¬ческих предпосылок. Основные права и свободы гражданина Рос¬сийской Федерации отличаются от других прав и свобод основа¬нием возникновения. Единственным таким основанием является принадлежность к гражданству Российской Федерации. Они не связаны с осуществлением гражданином своей правоспособности и принадлежат всякому гражданину как субъекту права. Это сви¬детельствует о том, что основные права и свободы выражают глав¬ные связи лица с государством, его статус как гражданина. Они не приобретаются и не отчуждаются по его волеизъявлению, принадлежат ему в силу гражданства, неотделимы от его право¬вого статуса и могут быть утрачены только вместе с утратой граж¬данства;
г) отличаются особым механизмом реализации. Все другие Права и свободы могут стать достоянием человека и гражданина в процессе реализации его правоспособности через участие в кон¬кретном правоотношении. Основные же права и свободы выступа¬ют в качестве предпосылки любого правоотношения в конкретной сфере, постоянного, неотъемлемого права каждого участника пра¬воотношения;
д) имеют особую юридическую форму их закрепления. Они фик¬сируются в нормативном правовом акте государства, имеющем высшую юридическую силу, - в Конституции;
е) обеспечиваются повышенной правовой охраной:
1)    конституционные нормы, их закрепляющие, не могут быть из¬менены в рамках действующей Конституции, без принятия новой;
2)    граждане вправе обратиться в Конституционный Суд с жалобой на нарушение конституционных прав и свобод для проверки кон¬ституционности закона, примененного или подлежащего примене¬нию 'в конкретном деле; причем жалоба допустима, если закон затрагивает именно конституционные права и свободы граждан;
3)    в Уголовном кодексе имеется специальная гл. 19 «Преступле¬ния против конституционных прав и свобод человека и граждани¬на»; Административный Кодекс РФ предусматривает административную ответственность за пра¬вонарушения, посягающие на права граждан (в том Числе и кон¬ституционные).
Указанные выше свойства характеризуют понятие основных прав и свобод человека и гражданина. Оно может быть сформули¬ровано следующим образом.: конституционные (основные) права и свободы человека и гражданина - это его неотъемлемые права и свободы, принадлежащие ему от рождения (в надлежащих слу¬чаях в силу его гражданства), защищаемые государством и со¬ставляющие ядро правового статуса личности.
Различие между понятиями «право» и «свобода» в достаточной мере условно. И то и другое означает юридически признанную воз¬можность каждого избирать вид и меру своего поведения как чело¬века, как гражданина государства.
Вместе с тем понятие «свобода» в большей мере увязано с таки¬ми правомочиями личности, которые очерчивают сферу ее само¬стоятельности, защищают от вмешательства в ее внутренний мир (свободы совести, вероисповедания, мысли, художественного, на¬учного, технического и других видов творчества, преподавания).
Понятие «право» в большей мере предполагает какие-то поло¬жительные действия, услуги со стороны государства или правомо¬чия человека на участие в деятельности определенных обществен¬но-политических, хозяйственных структур.
Глава 2 Конституции «Права и свободы человека и граждани¬на» включает 48 статей, подавляющая часть которых посвящена конкретным правам и свободам. Они представляют собой опреде¬ленную систему, имеющую логические основания, отражающую специфику самих этих прав и свобод, тех сфер жизнедеятельности человека и гражданина, которых они касаются. В соответствии с этими основаниями конституционные права и свободы принято классифицировать на три группы: личные; поли¬тические; социально-экономические. Поэтому далее представляется необходимым рассмотреть классификацию конституционных прав и свобод человека и гражданина. 

1.2. Классификация конституционных прав и свобод 
человека и гражданина

Права и свободы человека и гражданина в соответствии с общепринятой классификацией подразделяются на социально-экономические, политические, гражданские, культурные и личные. Такое деление проводится как в мировой юридической практике, так и в наци¬ональных правовых системах, в том числе российской. Между всеми видами и разновидностями прав существует тесная взаи¬мосвязь.
В историческом контексте современные исследователи выде¬ляют три поколения прав: первое - это политические, граждан¬ские и личные права, провозглашенные в свое время первыми буржуазными революциями и закрепленные в известных Декла¬рациях (американской, английской, французской); второе - со¬циально-экономические права, возникшие под влиянием социа¬листических идей, движений и систем, в том числе СССР (право на труд, отдых, социальное обеспечение, медицинскую помощь и т.д.); они дополнили собой прежние права, получили отраже¬ние в соответствующих документах ООН; третье поколение - коллективные права, выдвинутые в основном развивающимися странами в ходе национально-освободительных движений (право народов на мир, безопасность, независимость, самоопре-деление, территориальную целостность, суверенитет, избавле¬ние от колониального угнетения, достойную жизнь и т.д.) .
Выделение трех поколений прав в значительной мере условно, но оно наглядно показывает последовательную эволюцию в раз¬витии данного института, историческую связь времен, общий прогресс в этой области.
В отечественной юридической литературе кон¬цепция иерархии прав по степени их значимости подвергнута справедливой критике. В частности, отмечаются «зигзаги восприятия роли социально-экономичес¬ких прав», попытки объявить их «социалистическим изобретени¬ем», неизвестным «цивилизованным странам». Эти права якобы лишены качеств «юридических возможностей, защищаемых судом». Смягченным вариантом такого подхода является оттес¬нение социально-экономических прав на второй план как прав иного порядка в сравнении с личными неотъемлемыми правами, относимыми к «высшему разряду» .
Однако, такое противопоставле¬ние прав вряд ли оправдано - все они для личности важны и нужны, каждая их группа по-своему выражает ее интересы. Более того, именно сей¬час российские граждане на себе почувствовали значимость мно¬гих социально-экономических прав, которые ранее были в большей мере гарантированы, чем сейчас, когда складываются «несо-циалистические» отношения.
Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 г. не рассматривает их как «второстепенные». Так что искусственное создание некоего «антагонизма» между различными категориями прав несостоятельно.
Конституционные права и свободы принято условно класси¬фицировать на три группы: личные, политические, социально-эко¬номические. Далее представляется необходимым дать характеристику только второй и третей группам, т.к. личные права  и свободы человека  и гражданина будут более детально изучены и проанализированы во второй главе. 
Особенности политических прав и свобод состоят в том, что они свя¬заны с обладанием гражданством государства. Это различие фик¬сирует Конституция РФ, адресуя личные права «каждому» от рождения как человеку, политические - «гражданам». Послед¬ние нацелены на включение личности в жизнь страны, управление ее делами. Поскольку гражданин - это лицо, обладающее устой¬чивой правовой связью с государством, постольку политические права и свободы призваны укрепить эту связь. Сказанное под-тверждается содержанием ст. 31-33 Конституции РФ.
Гражданство возникает по рожде¬нию, в результате приема в гражданство и по другим законным основаниям. По законодательству большинства стран никто не может быть лишен гражданства или права изменить его. Государ¬ство оказывает покровительство и защиту своим гражданам, на¬ходящимся за его пределами. Эти положения содержатся в Дек¬ларации прав и свобод человека Российской Федерации (1991 г.). Все вопросы, связанные с приобретением гражданства, выходом из гражданства и приемом в него и другими, регулируются Зако¬нами о гражданстве. Федеральный закон «О гражданстве Рос¬сийской Федерации» (далее - Закон) вступил в силу с 1 июля 2002 г. вступил в силу . Его принятие вызвало политичес¬кие и юридические дискуссии, так как нормы Закона непосредственно затрагивают статус человека в государстве, его взаимоотношения с по¬следним. В институте гражданства отражены наиболее существенные политико-правовые, социальные, морально-нравственные и психологи¬ческие связи и отношения, которые существуют между гражданином и государством.
С точки зрения М. Варлен, несомненным достижением Закона является норма о соотношении национально¬го законодательства и международных договоров России, что развивает положе¬ние ч. 4 ст. 15 Конституции РФ . Государ¬ство, действуя во исполнение своих меж¬дународно-правовых обязательств, наде¬ляет человека, находящегося в пределах его юрисдикции, определенными правами и обязанностями, предусмотренными в актах международного права. Любой че¬ловек может воспользоваться преимуще-ствами, вытекающими из норм междуна¬родного права, через свое государство в качестве его гражданина. Общепризнан¬ные нормы и принципы международного права, касающиеся вопросов гражданст¬ва, непосредственно не регулируют эти отношения. Они лишь устанавливают пра¬вовые рамки, в пределах которых каждое государство регулирует собственное гражданство, не затрагивая суверенитет другого государства.
Закон закрепляет общепризнанные принципы гражданства (ст. 4), что имеет важное значение для построения систе¬мы отечественного законодательства и для межгосударственных отношений по вопросам гражданства. Однако некоторые вопросы - условия приобретения гражданства (законный источник средств к существованию, знание русского языка), а также порядок подачи заявлений по вопросам граждан¬ства - требуют детальной регламентации. Поэтому Законом предусматривается принятие положения о порядке рассмот¬рения вопросов гражданства, которое будет утверждено Президентом Россий¬ской Федерации. В положении подробно будут отражены вопросы, касающиеся порядка приобретения и прекращения гражданства, с целью единообразного исполнения закона всеми органами и должностными лицами. Так же как регла¬ментируется порядок выдачи иностран¬ным гражданам и лицам без гражданства разрешения на временное проживание  и вида на жительство . Тем самым будут защищены права российских граждан, иностранцев и лиц без гражданства, на¬ходящихся на территории Российской Федерации.
Таким образом, гражданство проявляется как взаимоотношения между государством и лицом, находящимся под его властью. Государство гарантирует гражданину его законные права и интересы; защищает его и покровительствует ему за границей. В свою очередь, гражданин обязан соблюдать законы и другие предписания госу¬дарства и выполнять установленные им обязанности. На основа¬нии ст. 62 Конституции РФ гражданин РФ может иметь граж¬данство иностранного государства (двойное гражданство) в соот¬ветствии с федеральным законом или международным договором РФ. Наличие у гражданина РФ гражданства иностранного госу-дарства не умаляет его прав и свобод и не освобождает его от обя¬занностей, вытекающих из российского гражданства.
Связь политических прав с гражданством может создать впе¬чатление, что они производны от воли государства, носят вторич¬ный характер и не относятся к естественным правам гражданина. Однако, это не так. Естественный характер прав гражданина определяется тем, что носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее много¬национальный народ (ст. 3 Конституции РФ). Государство при¬знает, соблюдает и защищает политические права гражданина так же, как и личные права человека (ст. 2 Конституции РФ). Наи¬более общим, как бы объединяющим все другие политические права и свободы, является право граждан участвовать в управле¬нии делами государства (ст. 32 Конституции РФ). Это право ад¬ресовано каждому гражданину, осуществляется в различных фор¬мах как, непосредственно, так и через своих представителей. Не-посредственные формы реализации рассматриваемого права - это: участие граждан в референдуме - всенародном голосовании по важнейшим вопросам государственной и местной жизни, в вы¬борах в органы государственной власти и органы местного само¬управления и т.д.
Примечательно, что многие формы участия граждан в управ¬лении делами государства в настоящее время не используются эф¬фективно. Показательны в этой связи такие факторы, как низкая активность избирателей на выборах органов государственной влас¬ти и органов местного самоуправления, невысокий интерес к дея¬тельности избранного ими депутата, к участию в различного рода общественных формированиях. Представляется, что причина низ¬кой правовой и политической активности граждан коренится не только в правовой сфере. Одной из основных причин неполной реализации права является экономический кризис, осложнивший взаимоотношения государственной власти и граждан, породив¬ший их неверие в новые ценности.
Особую группу основных прав и свобод человека и гражданина составляют социально-экономические права. Они касаются таких сфер жизни человека, как собственность, трудовые отношения, отдых, здоровье, образование и призваны обеспечить физические, материальные, духовные и другие социально значимые потреб¬ности личности. К социально-экономическим правам и свободам, закрепленным в Конституции РФ, относятся: свобода предприни¬мательской деятельности; право частной собственности, в том числе и на землю; свобода труда и право на труд в надлежащих условиях; право на отдых; охрана семьи; право на социальное обес¬печение; право на жилище; право на охрану здоровья, на благо¬приятную окружающую среду; право на образование; свобода ли¬тературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания; право пользования учреждения¬ми культуры (ст. 34-44). Приведенный перечень социально-экономических прав и свобод, по оценкам многих отечественных и зарубежных ученых-юристов, также нередко не содержит необ¬ходимого механизма реализации. 

 
2. Гарантии и защита личных прав и свобод личности

2.1. Общие гарантии прав и свобод человека и граждан

Под гарантиями понимаются «правовые средства, обес¬печивающие реализацию того или иного права человека и гражданина» . Каждое право только тогда может быть реали¬зовано, когда ему соответствует чья-то обязанность его обес¬печить. Гарантии, в сущности, и есть обязанности, приме-нительно к конституционным правам и свободам это обя¬занность государства.
Нередко употребляется выражение «материальные га¬рантии прав», под которыми понимается совокупность эконо¬мических и политических условий, делающих права реаль¬ными. Но наука конституционного права изучает преимуще¬ственно юридические гарантии, т.е. те, которые вытекают из конституции, законов и других нормативных источников.
В Конституции РФ права и свободы закрепляются в раз¬ных формулировках. Некоторые права закреплены деклара¬тивно («каждый имеет право на жилище»), другие - как гарантия («гарантируется свобода массовой информации»), третьи - как объект охраны или защиты со стороны госу¬дарства или закона («право частной собственности охраняется законом», «материнство и детство, семья находятся под защитой государства»). Различие формулировок не умаляет признания тех или иных прав граждан, поскольку Консти¬туция имеет прямое действие, и само по себе закрепление того или иного права есть своеобразная его гарантия, во всяком случае невозможности его отрицания. Однако фор¬мулировка «гарантируются» звучит более весомо, она чаще встречается в тех случаях, когда государство обладает сис¬темой, способной обеспечить права всех граждан. Например, в одной и той же статье Конституции (ст. 43) о дошкольном и основном общем образовании говорится, что оно гаранти¬руется, и это вызвано тем, что начальных и средних школ достаточно для всех граждан, а получить высшее образова¬ние только «каждый вправе», поскольку бесплатно дать такое образование всем гражданам государство не в состо¬янии. Формулировки «охраняются государством» и «находятся под защитой закона» по существу означают, что соответ¬ствующие права обеспечены специальным законом. Суще¬ствуют также права, которые закрепляются вместе с га¬рантией их обеспечения, например, право на свободу и лич¬ную неприкосновенность сопровождается гарантией от произвольного ареста (ст. 22).
Однако наряду с таким «попутным» решением пробле¬мы гарантий прав Конституция содержит специальные ста¬тьи (ст. 45-54), устанавливающие гарантии реализации прав и свобод граждан. Эти гарантии могут быть условно разбиты на две группы: общие гарантии и гарантии правосудия.
Наиболее общей гарантией прав и свобод, имеющей наи¬высшую юридическую силу, является сам конституционный строй, основанный на неуклонном соблюдении Конституции, неотчуждаемом естественном праве и общепризнанных прин¬ципах и нормах международного права. Эта наивысшая га¬рантия трансформируется Конституцией РФ в систему оп¬ределенных прав граждан и обязанностей государства по обеспечению прав и свобод, сформулированных в ст. 45, 46, 53, 55, 56, 60, 61. 
Защита прав и свобод - обязанность государства. Конституция гарантирует государственную защиту прав и свобод человека и гражданина (ч. 1 ст. 45). Это общее правило закрепляет обязанность государства различными пра¬вовыми средствами обеспечивать защиту личных прав и свобод человека и гражданина, осу¬ществлять их регулирование. Полномочия законодательных органов по этим вопросам входят как в ведение Российской Федерации (регулирование и защита), так и в совместное ведение Федерации и ее субъектов (защита). Гарантом личных прав и свобод человека и гражданина выступает Президент России. Обязанность осуще¬ствлять меры по обеспечению прав и свобод входит в число полномочий Правительства РФ. Эта функция составляет глав¬ное назначение судебной системы. Следовательно, в гаран-тировании прав и свобод участвует весь механизм государ¬ства, все органы государственной власти.
Самозащита прав и свобод. Наряду с обязанностью государства обеспечивать защи¬ту личных прав и свобод человека и гражданина существует право человека и самому защи¬щать свои права и свободы всеми способами, не запрещен¬ными законом. Способы самозащиты многообразны: обжало¬вание действий должностных лиц, обращение в средства массовой информации, использование правозащитных орга¬низаций и общественных объединений (профсоюзы и др.). Граждане имеют право защищать свои права с помощью оружия. Федеральный закон об оружии (в редакции от 10 апреля 2000 г.) предоставил гражданам возможность при¬обретения определенных видов оружия (охотничье оружие, газовые пистолеты и др.). Закон предусматривает право на приобретение и использование огнестрельного оружия для защиты жизни, здоровья и собственности в пределах необ¬ходимой обороны и крайней необходимости, но это право подвергнуто многим ограничениям (оружие не подлежит при¬менению в отношении женщин, инвалидов, несовершенно¬летних, кроме случаев совершения ими вооруженного или группового нападения). О всех случаях применения оружия, повлекших телесные повреждения, требуется сообщать в органы внутренних дел. Определенными условиями обстав¬лено и право на приобретение оружия.
Судебная защита. Российская Конституция гарантирует каждому судебную защиту его прав и свобод (ст. 46). Такая защита наиболее эф-фективна и доступна каждому человеку, поскольку в суд мо¬гут быть обжалованы любые решения и действия (или без¬действие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц. Объектом обжалования могут быть законы, действия и указы Президента, постановления Правительства и т. д. Суд, таким образом, осуществляет надзор за законностью в стра¬не, обеспечивает приоритет прав и свобод граждан перед любыми акциями государства. Процедура обращения граждан в судебные органы регулируется Законом об обжаловании в суд действий, и решений, нарушающих права и свободы граж-дан (в редакции от 14 декабря 1995 г.).
В ноябре 1995 г. Конституционный Суд РФ вынес постановление по жалобам Р. Н. Самигулиной и А. А. Апанасенко о проверке конституционности ст. 209 УПК РСФСР, которая на практике лишала граждан права обжаловать в судебном порядке постанов¬ление о прекращении уголовного дела, позволяя обращаться с жалобой только к прокурору. Суд отметил, что право граждан на судебную защиту относится к таким правам, которые в силу ч. 3 ст. 56 Конституции РФ не могут быть ограничены ни при каких условиях. Между тем по смыслу, придаваемому правоприменительной практикой положению рассматриваемой статьи, участ¬ники уголовного процесса, чьи права, и законные интересы за¬трагиваются прекращением производства по делу, оказались ли¬шенными права обратиться за защитой в суд. Таким образом, зна-чительное число правоприменительных решений, затрагивающих основные права и свободы граждан,, вопреки установлениям ст. 46 Конституции РФ выводится из-под судебного контроля. Суд признал данное положение закона неконституционным.
Международная защита. Конституция РФ предоставляет каждому право обра¬щаться с жалобой в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека (ч. 3 ст. 46). Это право обусловлено наличием соответствующих международных договоров Рос¬сийской Федерации и используется, если исчерпаны все имеющиеся, средства правовой защиты. Следовательно, жа¬лоба может быть подана после отказа лицу во всех судеб¬ных инстанциях Российской Федерации.
Комитеты ООН. Жалоба подается в Комитет по правам человека, созданный в соответствии с Международным пак¬том о гражданских и политических правах. Присоединение России к факультативному протоколу этого Пакта создает условия для реализации каждым своего конституционного права на обращение в этот орган. Комитет принимает жало¬бы, если они не анонимны и не представляют собой зло¬употребления правом на жалобу; он проверяет, не рассматривается ли вопрос в соответствии с другой процедурой меж¬дународного разбирательства и исчерпало ли лицо все дос¬тупные внутренние средства правовой защиты.
Процедура защиты нарушенного права состоит в том, что жалоба доводится до сведения соответствующего госу¬дарства, а государство обязано в шестимесячный срок пред¬ставить Комитету письменные объяснения или заявления, разъясняющие этот вопрос и извещающие о принятых ме¬рах, если таковые имели место. Следовательно, Комитет не вправе выносить обязательные решения, но публикует еже¬годный отчет о рассмотрении жалоб, что имеет негативные морально-политические последствия для государства, в ко¬тором нарушаются права человека.
Европейский Суд по правам человека. Другой формой международной защиты прав и свобод выступает Европей¬ский Суд по правам человека, учрежденный в 1959 г. в соот¬ветствии с Европейской Конвенцией о защите прав челове¬ка и основных свобод. Суд состоит из такого числа судей, которое равно числу членов Совета Европы, он самостоя¬тельно устанавливает свой регламент и правила процедуры. Юрисдикция Суда охватывает дела, связанные с толкова¬нием и применением Конвенции, но лишь в отношении тех государств, которые признали ее для себя обязательной, т. е. и в отношении России. В состав Суда входит судья от Российской Федерации.
Обращение (петицию) в Суд вправе подавать как госу¬дарство, так и физическое лицо. Признается, что обращение может быть подано только после того, как исчерпаны все внутренние средства решения спора. Суд, состав которого утверждается для каждого обращения отдельно, окончатель¬ный, и государства обязаны ему подчиняться. Жертве нару¬шения прав может быть назначено «справедливое возмеще¬ние».
Указом Президента РФ от 29 марта 1998 г. учреждена должность Уполномаченного РФ при Европейском Суде (на¬значается Президентом РФ).
Возмещение вреда. Нарушение прав и свобод часто сопровождается причи¬нением вреда человеку. Конституционная гарантия в таких случаях состоит не только в том, чтобы восстановить нару¬шенное право и обеспечить его реализацию, но и в возме¬щении причиненного человеку материального и морального вреда. Согласно ст. 53 Конституции «каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконны¬ми действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц».
Возмещение причиненного вреда регулируется граждан¬ско-правовым законодательством и является гарантией, рас¬пространяющейся на любые нарушения прав и свобод. От¬дельные виды ответственности за причиненный вред за¬креплены в специальных законах - Федеральном законе об органах федеральной службы безопасности в Российской Фе¬дерации (в редакции от 30 декабря 1999 г.) и др. По действу¬ющему законодательству, например, возмещению подлежит вред, причиненный человеку незаконным привлечением к уголовной ответственности, незаконным осуждением, неза¬конным заключением под стражу или взятием подписки о невыезде, незаконным наложением административного взыс¬кания в виде ареста или исправительных работ. Материаль¬ную ответственность в этих случаях несут не непосредственно виновные должностные лица, а соответствующие органы государственной власти, которым затем возмещается ущерб этими должностными лицами. Размер возмещения причи¬ненного вреда устанавливается судом, который также вправе определять возмещение (денежную компенсацию) мораль¬ного вреда, причиненного человеку.
Неотменяемость прав и свобод. Человек может быть уверен в устойчивости своих личных прав и свобод человека и гражданина только тогда, когда законодательные органы государ¬ства лишены права принимать законы, отменяющие или ума¬ляющие эти права и свободы. В этом смысл ч. 2 ст. 55 Конститу¬ции: она устанавливает, что в Российской Федерации законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и граж¬данина, не должны издаваться. Данная норма гарантирует не¬зыблемость прав и свобод, она служит постоянным напомина¬нием органам законодательной власти о том, что отмена, пе¬ресмотр или любое снижение уровня гарантий тех или иных прав и свобод требует созыва Конституционного Собрания.
В то же время Конституцией допускается возможность ограничения личных прав и свобод человека и гражданина. Важно иметь в виду, что ограничения не тождественны отмене или умалению прав и свобод и осуществляются только в той мере, в какой это необходимо в строго установленных Конституцией целях.
Возраст. Конституцией РФ установлено, что российский граж¬данин может самостоятельно осуществлять в полном объе¬ме свои права и обязанности с 18 лет. Ключевыми словами в этой норме являются слова «самостоятельно» и «в полном объеме», поскольку граждане имеют конституционные пра¬ва и в более раннем возрасте, реализуя их через законных представителей. 
Международный пакт о гражданских и политических правах (ст. 24) закрепляет за каждым ребенком право на меры защиты, на немедленную регистрацию после рожде¬ния и на имя. Каждый ребенок имеет право на приобретение гражданства. Этих норм нет в Конституции России, но, по существу, они могут быть приравнены к конституционным нормам.
Законодательство устанавливает ряд прав несовершен¬нолетних. Например, в гражданском праве за детьми зак¬реплены права собственности, наследования и др., а также частичная дееспособность несовершеннолетних в возрасте от 15 до 18 лет. В трудовом праве признается право на труд с 16 лет (для учащихся - с 14 лет). Однако в полном объеме граждане наделяются правами и свободами только с 18 лет (полная дееспособность), и никто не вправе ограничивать их действия по причине молодости. С этого возраста граж¬дане осуществляют свои права и обязанности самостоятель¬но, а следовательно, несут полную ответственность за все свои поступки и действия.

2.2. Конституционные гарантии правосудия

В нескольких статьях Конституции РФ закреплены об¬щепризнанные в цивилизованном мире гарантии, имеющие также значение принципов демократического правосудия. Эти гарантии лежат в основе уголовно-процессуального за¬конодательства и направлены на исключение произвола в судебном разбирательстве. Гарантии правосудия - это га¬рантии свободы личности, отсюда вытекает необходимость конституционного уровня закрепления этих гарантий. Борясь с преступностью, государство может и должно лишать сво¬боды тех, кто нарушает уголовно-правовое законодатель-ство, но оно обязано делать это с соблюдением демократи¬ческой процедуры, установленной законом.
Гарантии подсудности. Для человека важно, чтобы его дело рассматривалось в том суде и тем судьей, которые в соответствии с-законом должны его рассматривать, о чем он заранее должен быть извещен. Определение законом такого суда и судьи называ¬ется подсудностью. Изменение подсудности, весьма частое на практике в связи с загруженностью судов или по другим причинам, может поставить человека в невыгодное положе¬ние, лишить внутреннего психологического равновесия, не¬обходимого для своей защиты по уголовному обвинению или для выступления стороной по гражданскому делу.
Конституция устанавливает, что никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом. Эта гарантия в равной мере распространяется как на уголовное, так и на гражданское судопроизводство.
Важной гарантией демократического правосудия выс¬тупает суд присяжных, получивший широкое признание как в дореволюционной России, так и в современной мировой судебной практике. Суд присяжных, состоящий из рядовых граждан, призван самостоятельно, отдельно от судьи, ре¬шать только один вопрос: о виновности (или невиновности) подсудимого. Воплощая жизненный опыт присяжных засе¬дателей, этот суд способен дать необходимую оценку дока¬зательствам и личности обвиняемого. Конституция гаранти¬рует обвиняемому в совершении преступления право на рас¬смотрение его дела судом с участием присяжных заседате¬лей в случаях, предусмотренных федеральным законом. Эти суды рассматривают дела о наиболее тяжких преступлени¬ях (убийство, бандитизм и др.). Присяжные заседатели из¬бираются по жребию из числа избирателей в возрасте от 25 до 70 лет, при этом стороны вправе немотивированно отве¬сти по два заседателя.
Право на юридическую помощь. Это право предполагает, что каждый, кто нуждается в квалифицированной юридической помощи, может полу¬чить ее, обратившись к адвокату. Адвокат независим и стро¬ит свои отношения с клиентом на основе конфиденциаль¬ности, т. е. не вправе разгласить доверенные ему сведе¬ния. В уголовном процессе адвокат выступает защитником подозреваемого, обвиняемого, подсудимого и осужденного, а в гражданском - представляет интересы истца, ответчи¬ка, третьего лица. Юридическая помощь может оказывать¬ся также лицам, привлекаемым к административной от-ветственности.
Помощь адвоката подлежит оплате. Но не каждый че¬ловек в состоянии оплачивать эту помощь. Поэтому Консти¬туция устанавливает, что в случаях, предусмотренных за¬коном, юридическая помощь оказывается бесплатно.
Юридическая помощь особенно важна для человека, когда его задерживают в связи с подозрением в совершении преступления. Бывает, что такие подозрения оказываются неоправданными, а следственные органы действуют, нарушая права человека. Участие адвоката на ранних стадиях уголовного процесса хотя и затрудняет расследование, но призвано помочь человеку доказать свою невиновность и обеспечить проведение следственных действий с соблюде¬нием закона. Эта концепция уголовно-процессуальной тео-рии, многие годы бывшая предметом острой полемики, на¬шла свое отражение в Конституции, которая предоставляет каждому задержанному, заключенному под стражу, обви¬няемому в совершении преступления право пользоваться помощью адвоката (защитника) с момента соответственно задержания, заключения под стражу или предъявления об¬винения (ст. 48. Право на защиту производно от права на свободу, т. к. смысл защиты состоит в достижении свободы человека. Отсюда скрупулезное и детальное регулирование этого права для того, чтобы дать человеку максимум воз¬можностей отстоять свою правоту. В этих же целях Уголовно-процессуальный кодекс подробно регламентирует права и действия адвоката на всех стадиях уголовного процесса.
Конституционный Суд РФ в постановлении от 27 июня 2000 г. по жалобе В. И. Маелова признал неконституционным положения действующего УПК, которые «предоставляют лицу, подозревае¬мому в совершении преступления, право пользоваться помощью защитника лишь с момента объявления ему протокола задержа¬ния либо постановления о применении до предъявления обвине¬ния меры пресечения в виде заключения под стражу и, следова¬тельно, ограничивают право каждого на досудебных стадиях уго¬ловного судопроизводства пользоваться помощью адвоката (за¬щитника) во всех случаях, когда его права и свободы существен¬но затрагиваются или могут быть существенно затронуты дей¬ствиями и мерами, связанными с уголовным преследованием».
Право на защиту относится к числу абсолютных прав, поскольку ни при каких обстоятельствах человеку нельзя отказать в ней, если он обвиняется в уголовном преступле¬нии. Такая природа этого права была подтверждена Консти¬туционным Судом РФ.
Конституционный Суд РФ в постановлении от 27 марта 1996 г. по делу о проверке конституционности ст. 1 и 21 Закона РФ «О госу¬дарственной тайне» и в связи с жалобами ряда граждан отметил следующее. Отказ обвиняемому (подозреваемому) в приглашении выбранного им адвоката по мотивам отсутствия у последнего до¬пуска к государственной тайне, а также предложение обвиняе¬мому (подозреваемому) выбрать защитника из определенного круга адвокатов, имеющих такой допуск, обусловленные распростра¬нением положений ст. 21 Закона РФ «О государственной тайне» на сферу уголовного судопроизводства, неправомерно ограничивают конституционное право гражданина на получение квали¬фицированной юридической помощи и право на самостоятельный выбор защитника (ст. 48 Конституции РФ, ст. 14 Международно¬го пакта о гражданских и политических правах). Указанные кон¬ституционные права в силу ч. 3 ст. 56 Конституции РФ не могут быть ограничены ни при каких обстоятельствах.
Презумпция невиновности. Данная гарантия запрещает кому бы то ни было обра¬щаться с подозреваемым, обвиняемым или подсудимым, как с преступником, до тех пор, пока не вынесен и не вступил в законную силу приговор суда. Суд и только суд вправе признать лицо виновным в совершении преступления. Без такого признания никого нельзя подвергать уголовному на¬казанию, ограничивать в правах, бесчестить в прессе и т. д. Формулируя эту важную гарантию, Конституция РФ под¬черкивает, что вина должна быть доказана «в предусмот¬ренном федеральным законом порядке», что предполагает соблюдение права на защиту и других процессуальных га-рантий обвиняемому.
Обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность. Бремя доказывания лежит на прокуроре, следователе и лице, производящем дознание. Неисполнение этих требований за¬кона ведет к прекращению дела и оправданию подсудимого. Даже признание обвиняемым своей вины недостаточно для вынесения обвинительного приговора, оно может быть при-нято в расчет только при условии, что подтверждено сово¬купностью доказательств.
Презумпция невиновности имеет еще одну важную грань: неустранимые сомнения в виновности лица толкуются в пользу обвиняемого. Следовательно, любой факт или приво¬димое доказательство, вызывающие сомнение, которое не¬возможно развеять, признаются несуществующими. Все эти конституционные гарантии (ст. 49) способствуют решению одной из главных задач правосудия: не допустить осужде¬ния невиновных.
Запрет повторного осуждения. В ст. 50 Конституции РФ содержится важная гарантия, гласящая, что никто не может быть повторно осужден за одно и то же преступление. Это означает, что уголовное дело против гражданина не может быть возбуждено, а воз¬бужденное дело подлежит прекращению, если этот человек уже был судим по тому же обвинению и суд вынес приго¬вор или прекратил дело. Снова судить по тому же обвине¬нию можно только в том случае, если приговор суда будет отменен в порядке судебного надзора, а дело передано в суд на новое рассмотрение.
Недействительность незаконно полученных доказательств. На всех стадиях уголовного процесса недопустимо ис¬пользовать доказательства, полученные в нарушение зако¬на. Человек должен быть гарантирован от таких «методов» работы суда и следствия, и этому служит норма, содержа¬щаяся в ч. 2 ст. 50 Конституции РФ. Не могут использоваться доказательства, при получении которых допущены униже¬ние достоинства личности, пытки и насилие, незаконное вторжение в жилище, злоупотребление семейной тайной, несанкционированное подслушивание телефонных разговоров и т. д. Другими словами, не признаются доказательством никакие сведения, полученные с нарушением прав и свобод человека и гражданина. Даже в том случае, когда, напри¬мер, следственные органы, проводя несанкционированный обыск на квартире у подозреваемого, обнаруживают там склад оружия или наркотики, полученная информация не должна признаваться как доказательство.
Право на пересмотр приговора. Каждый осужденный за преступление имеет право на пересмотр приговора вышестоящим судом, а также просить о помиловании или смягчении наказания. Пересмотр приго¬вора - необходимая гарантия против судебных ошибок, он предусмотрен Уголовно-процессуальным кодексом.
Помилование - освобождение от наказания или замена его другим, более мягким наказанием. Осужденный вправе только просить -сб этом, а право осуществлять помилование принадлежит Президенту РФ. Поэтому отказ в просьбе о помиловании не может быть обжалован.
Гарантия от самообвинения. Человека нельзя принуждать к даче показаний против самого себя или к признанию себя виновным. От него нельзя также требовать свидетельств против супруга и близких род¬ственников, круг которых определяется федеральным законом. УПК включает в их число родителей, детей, родных братьев и сестер, усыновителей и усыновленных, деда, баб¬ку, внуков, супруга. Следовательно, человек вправе отказы¬ваться от дачи показаний, если эти показания уличают его и его близких родственников в совершении преступления, т. е. могут быть использованы против его интересов. Закон может устанавливать и иные случаи освобождения от обязанности давать свидетельские Показания, такие случаи указаны в УПК.
Права потерпевших от преступлений и злоупотребления властью. Если в результате преступления или злоупотребления властью человеку причинен моральный, физический или имущественный вред, то этот вред подлежит возмещению. Государство обеспечивает потерпевшим доступ к правосу¬дию и компенсацию причиненного ущерба.
Так, закон (УПК) охраняет права потерпевших от пре¬ступления, предоставляет им определенные процессуальные права (они имеют право участвовать в судебном разбира¬тельстве, знакомиться со всеми материалами дела и др.). Ряд уголовных дел (клевета, оскорбление и др.) подлежит возбуждению только по жалобе потерпевшего, от потер¬певшего зависит и прекращение этих дел в случае прими¬рения с обвиняемым. Но некоторые дела, начинаясь по жа¬лобе потерпевшего (изнасилование, нарушение авторских прав и др.), не могут быть прекращены по его желанию вследствие их общественной опасности.
Лицо, понесшее материальный ущерб от преступления, имеет право потребовать возмещения этого ущерба. Соот¬ветствующий гражданский иск рассматривается вместе с уголовным делом.
Но права потерпевшего гарантируются Конституцией (ст. 52) также в отношении «злоупотребления властью», что означает возможность судебного обжалования действий дол¬жностного лица, которые, не являясь преступлением, на¬рушают закон. Закрепляя различные права потерпевшего в уголовном, административном и гражданском процессе, го¬сударство тем самым создает реальный механизм судебного обеспечения прав потерпевших.
Запрет обратной силы закона. Динамичность жизни порождает потребность в измене¬нии законов. Они могут меняться в сторону усиления или, наоборот, ослабления ответственности за какие-то деяния. Но это порождает опасность того, что человека, совершив¬шего правонарушение, спустя некоторое время привлекут к ответственности по закону, который не действовал в мо¬мент совершения правонарушения. Чтобы этого не происхо-дило, Конституция РФ (ст. 54) закрепляет общеизвестную в демократическом праве гарантию: закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет. Следовательно, никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением.
Если же принимается закон, отменяющий или смягча¬ющий ответственность, то по принципу гуманизма обрат¬ная сила закона как раз признается. Конституционная гаран¬тия в этом случае устанавливает: если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смяг¬чена, применяется новый закон.
Эти правила действия закона во времени имеют силу для всех отраслей права. Они закреплены нормами уголов¬ного, гражданского, трудового, административного и друго¬го законодательства Российской Федерации.

 

 

 

 

 

 

Заключение

Целью настоящей дипломной работы было изучение личных прав и свобод человека и гражданина. Подводя итоги данного исследования, представляется необходимым сделать следующие выводы.
1. В современном мире существуют различные правовые идеи, теории, доктрины, господствует разнообразие правопонимания. В той же степени многообразие воззрений присуще проблематике прав и свобод человека, его взаимоотношений с государством. Различие подходов обусловлено различными интересами их представителей, особенностями духовной, культурной жизни, историческими тра¬дициями, обычаями, интеллектуальным многообразием и другими причинами.
Сам факт многообразия правопонимания свидетельствует о том, что с точки зрения содержания в «чистом виде», как таковых, без¬условно объективных и общепризнанных прав и свобод человека не существует. Реальностью являются лишь представления, сужде¬ния, взгляды, теории о том, что такое права человека, а также ос¬нованные на них политические, юридические, моральные и иные нормы. Взгляды и нормы опосредуют, воздействуют на складываю¬щиеся и развивающиеся в обществе материальные и духовные воз¬можности и обязанности людей. В этом смысле права и свободы человека и гражданина изначально возникают, существуют, развиваются лишь в качестве важнейшего элемента правосознания и сознания в целом различных социальных субъектов, стремящихся придать своим представлениям значение правильного, правового, правди¬вого, справедливого и соответственно этому проявляющихся прак¬тически во всех нормативно-регулятивных системах, а также в идеологии, философии, науке, в культуре в целом.
Поэтому фактически существующие и возникающие социаль¬ные возможности людей признаются, трактуются в качестве тех или иных прав и свобод человека и гражданина только в значении «должного» и главным образом - в противовес объективно возможным и объективно су¬ществующим иным представлениям, интерпретациям, предпочте¬ниям. Ибо без этого определенного противопоставления, без необ¬ходимости истолкования социальных возможностей и обязанностей с позиции должного, справедливого, идеального и т. д., без некото¬рого минимума противоречия, антиномии - вопрос о правах чело¬века утратил бы самостоятельную социальную значимость, а точ¬нее, в исторической ретроспективе никогда бы ее не приобрел. И, строго говоря, только при этих условиях возможны были как появление самой идеи прав человека, понятия «права человека», так и сохранение и повышение актуальности их истолкования в дальнейшем.
В то же время многообразие подходов к правам человека и гражданина не умаляет возможности и необходимости выработки и при¬знания определенного минимума общечеловеческих, общедемокра¬тических требований к правовому и социальному положению чело¬веческой личности. Его реализация должна быть обеспечена всегда и везде, вне зависимости от социально-политических, экономиче¬ских, культурных и иных особенностей конкретной страны. Этот минимум, в качестве основных прав и свобод человека и гражданина, должен и может быть начальной точкой отсчета суммарного возрастания доб¬ровольно признанных всем мировым сообществом непререкаемых ценностей.
При этом во всех случаях все-таки следует помнить о том, что это действительно лишь часть прав и свобод человека и гражданина и проблема прав человека не может быть сведена только к обеспечению нали¬чия указанного минимума. Ведь за «рамками» остается множество других, часто не менее важных для людей прав и свобод, а роль и значение тех или иных из них могут резко возрастать в зависимо¬сти от развития конкретно-исторической ситуации в стране, и, со¬ответственно, они, по существу, могут приобретать значение основ¬ных прав и свобод. Не менее важно иметь в виду и то, что этот минимум как бы универсальных ценностей в полном объеме при¬знают далеко не все государства мира и тем более не все обеспечи¬вают их фактическое наличие и реализацию.
2. Права и свободы человека и гражданина – это сложное многомерное явление, политико-правовая категория, один из ориентиров в развитии общества. В различные эпохи проблема прав человека занимала лучшие умы человечества. В этой связи обращалось внимание на природу прав человека, их сущность, роль в установлении нормальных взаимо¬отношений между индивидом, обществом, государством.
3. Самой разработанной и распространенной является клас¬сификация прав и свобод человека и гражданина в соответствии с предварительным выде-лением наиболее важных сфер общественной жизни, в которых возникают и реализуются права и свободы. Другими словами, это подразделение прав и свобод по их социальному назначению. По этому основанию выделяют три большие группы прав и свобод: политические, социально-экономические, личные. При этом грань, проводимая между этими группами прав и свобод, достаточно условна, поскольку все они характеризуют еди¬ную, целостную систему общественных отношений. А многие кон¬кретные права и свободы одновременно могут быть отнесены к двум различным категориям прав.
4. Под гарантиями личных прав и свобод человека и гражданина понимаются средства, обеспечивающие реализа¬цию этих права. Право можег быть реализовало, только если ему соответствует чья-то обязанность это обеспечить. Гарантии, в сущности, и есть обязанности.

 

 

 


Библиографический список

Добавил: Демьян |
Просмотров: 394
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Дипломник © 2024
магазин дипломов, диплом на заказ, заказ диплома, заказать дипломную работу, заказать дипломную работу mba