СКАЧАТЬ РАБОТУ БЕСПЛАТНО -
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ПОНЯТИЕ БРАКА И ЕГО УСТОЙЧИВОСТИ
1.1. Психологическое понятие брака
К настоящему времени нет, пожалуй, ни одного вида человеческой деятельности, который не стал бы объектом психологического исследования. Переход страны в условия качественно новых экономических отношений повлиял на структуру многих семей как малых групп, породив непривычные для них внутригрупповые изменения.
Исследования малых групп затрагивают самые различные стороны деятельности человека. В этом нет ничего удивительного, потому что малые группы - это та микросреда, где проходит значительная часть жизни человека.
Опираясь на следующее определение малой группы: «малая группа – это немногочисленная по составу социальная группа, члены которой взаимодействуют друг с другом лично» [14, с. 10], определяем её родовой признак - социальная группа, а видовым отличием являются межличностные отношения, непосредственные контакты. К малым группам относят школьный класс, производственный, научный, спортивный коллективы, небольшие воинские подразделения и... семью.
Брак и семья относятся к числу таких явлений, интерес к которым не ослабевает с момента их возникновения и до наших дней, что объясняется их многогранностью и значимостью в жизни людей. Брак и семья являются объектом изучения различных наук: философии, социологии, права, медицины, психологии и др. С учетом их направленности и специфики изучаются разные стороны, признаки, свойства данных социальных феноменов.
Например, в теории семейного права предпринимались попытки дать определение брака. Так, А.М. Белякова определяет брак как юридически оформленный, свободный и добровольный союз мужчины и женщины, направленный на создание семьи и порождающий для них взаимные личные и имущественные права и обязанности [4, с. 75]. По мнению О.А. Хазовой, брак — это моногамный добровольный и равноправный союз мужчины и женщины, заключенный с соблюдением установленного законом порядка и порождающий между супругами взаимные личные и имущественные права и обязанности [29, с. 78]. А.М. Нечаева определяет брак как союз мужчины и женщины, влекущий за собой правовые последствия, форму отношений между лицами разного пола и своеобразный символ как для вступающих в брак, так и для государства [19, с. 15].
Таким образом, очевидно стремление перечисленных авторов как можно полнее охватить все стороны исследования, что ведет к некоторой громоздкости определения, однако позволяет раскрыть сущность этого явления.
Анализ норм действующего Семейного кодекса РФ, посвященных заключению брака, осуществлению супругами прав и обязанностей, позволяет определить брак как добровольный и равноправный союз мужчины и женщины, направленный на создание семьи, подлежащий обязательной государственной регистрации, порождающий для них взаимные личные и имущественные права и обязанности.
Анализируя выше указанные определение брака, можно выделить следующие признаки брака:
Брак — это союз мужчины и женщины, поскольку в Российской Федерации признается и охраняется государством союз только между мужчиной и женщиной.
Брак — это добровольный союз. Для заключения брака необходимо свободно и добровольно выраженное взаимное согласие лиц, вступающих в брак.
Брак — это равноправный союз, что предполагает наличие равных прав и обязанностей у каждого из супругов в браке.
Брак — это союз, заключенный с соблюдением определенных правил, установленных законом. Оформление брака должным образом является доказательством вступления граждан в брачную общность, которую государство берет под свою защиту.
Целью заключения брака является создание семьи. Заключение брака лицами без намерения создания семьи влечет признание его недействительным.
Брак порождает взаимные личные и имущественные права и обязанности супругов, которые возникают с момента государственной регистрации заключения брака.
Вступление в брак предполагает обоюдное желание супругов на сохранение брачных отношений в течение всей жизни. Однако это не означает невозможность прекращения брака, например, при изменении взаимоотношений между супругами в негативную сторону.
С точки зрения психологии наибольший интерес представляет внутренняя определенность брака. Например, отечественная социальная психология рассматривает семью как малую группу со специфическим целевым назначением, в первую очередь семья является коллективом, поскольку ее внесемейная и внутрисемейная деятельность является социально значимой, общественно необходимой; будучи включенной в социальную структуру общества, семья интегрирует его ценности.
Поскольку роль внутренних факторов стабильности брака решающая, то их необходимо "развести" по уровням, отражающим степень значимости в качестве супружеских отношений. Поэтому Н.Н. Обозов попытался выделить в супружестве достаточно независимые уровни отношений. Ими оказались следующие: психофизиологический, психологический, социально-психологический, социокультурный [21, с. 39].
Основными показателями внутренней определенности брака являются совместимость и сработанность супругов.
При совместной жизни партнеры по браку почти постоянно находятся в процессе совместной деятельности, так как у них существует значительная взаимная зависимость, обусловленная совместным ведением домашнего хозяйства, зависимостью друг от друга при распределении семейного бюджета, вовлеченностью в процесс совместного воспитания детей. Если в браке между партнерами осуществляется совместная деятельность; то можно говорить о процессах совместимости и сработанности участников этой деятельности.
Базовым типом семьи во всех промышленно развитых странах была и остается моногамия, "на фоне которой альтернативные браки выглядят небольшими вкраплениями" [17, с. 6]. В настоящее время типичная городская семья в самом общем виде представляется как нуклеарная с профессионально занятыми супругами, с небольшим числом детей в обществе с эгалитарной системой власти, систематическими деловыми контактами с родственниками и ориентацией всех ее членов на другие социальные институты и интенсивное общение с друзьями [11, с. 7].
Несмотря на многовариантность существующих в настоящее время форм брачно-семейной организации (традиционно-патриархальная, дето-центристская, альтернативные формы) наиболее распространенным типом современной моногамной семьи является семья супружеского типа, основанная на равноправии мужа и жены и симметричном распределением прав и обязанностей.
На современном этапе развития общества, благодаря индустриализации и развитию бытового обслуживания, наблюдается снижение роли семьи как хозяйственной ячейки и повышение роли межличностных отношений членов семьи, то есть возрастает значение социально-психологических факторов. Эту точку зрения разделяют А.М. Кириллова, А.Г. Харчев [12, 31]. Несмотря на расхождения между отечественными и зарубежными исследователями и те, и другие отмечают возрастание роли социально-психологических факторов в институтах семьи и брака. Однако фундаментальные исследования этих факторов только начинаются и, если отдельные авторы (Харчев А.Г., 1965, с. 71) утверждают, что социология семьи - одна из наиболее развитых областей социологической науки, то о социально-психологическом направлении этого сказать нельзя. Некоторые социально-психологические аспекты семьи и брака отражены в ряде работ отечественных философов, социологов, педагогов, медиков, юристов (Ю.Н.Волкова, А.Г. Харчева, и др.) [9, 31]. Но в этих работах рассматриваются лишь отдельные элементы социально-психологических проблем семьи и брака. Между тем семья, как уже отмечалось, все больше становится институтом межличностных отношений. Тем более что в теоретических разработках по социальной психологии, психология семьи выделена как одна из самостоятельных прикладных областей (Е.С. Кузьмин; Б.Д. Парыгин) [15, 23]. Имеются и некоторые социально-психологические исследования, посвященные изучению ряда аспектов семейно-брачных отношений (Бойко В.В.; Голод С.И. и др) [6, 10]. Однако это лишь первые шаги отечественной социальной психологии семьи и брака и, естественно, многие проблемы еще не нашли должного освещения.
Исходя из выше сказанного, можно сделать следующие выводы:
1) брак это исторически изменяющаяся социальная форма отношений между мужчиной и женщиной, направленная на создание семьи и порождающая для них взаимные личные и имущественные права и обязанности;
2) семья – это малая группа со специфическим целевым назначением, основанная на браке и родстве, члены которой заинтересованы в совместном проживании. Это исторически конкретная система взаимоотношений супругов, основанная на рождении и воспитании детей, общности быта, бюджета;
3) базовым типом семьи остается моногамия, несмотря на многовариантность существующих в настоящее время форм брачно-семейной организации (традиционно-патриархальная, дето-центристская, альтернативные формы).
1.2. Признаки и сущность устойчивости брака
В начале XX столетия представители социальных наук начали проявлять активный интерес к браку. За некоторыми исключениями, до середины 1960-х—начала 1970-х гг. брак практически не изучался психологами в качестве самостоятельного феномена. Наибольший интерес к нему проявляли клинические психологи в связи с усовершенствованием супружеской терапии, а также отдельные социальные психологи, обнаружившие в супружеской диаде уникальный объект для проверки своих теорий межличностных отношений. Большая часть исследований при этом концентрировалась на демографических и общих (неспецифических) мерах, связанных с успешностью брака.
Для характеристики качества или успешности семьи и брака употребляются такие понятия, как устойчивость, стабильность, семейная адаптация и интеграция, прочность, успешность, благополучие, удачность и др. (С.И. Голод, А.Г. Харчев) [10, 31].
Психологический подход к изучению успешности брака ставит акцент на выявление отношения человека к собственному браку. В большинстве исследований эта характеристика, согласно Ю.Е. Алешиной, Л.Я. Гозману и Е.М. Дубовской (1987, С. 21), используется под названием «удовлетворенность браком».
Важным компонентом качества брака является его устойчивость. Оценка устойчивости, прочности брака является одной из важнейших характеристик образа жизни семьи. В.А. Сысенко впервые разделяет понятия "устойчивость брака" и "стабильность брака". Устойчивость брака он рассматривает как «устойчивость системы взаимодействия между супругами, эффективность и результативность их совместной деятельности, направленной на достижение как взаимных, так индивидуальных задач» [26, с. 25].
Существенно расширяет данное понятие В.В. Бойко (1988) [6, с. 31]. Устойчивость брака, по его мнению, имеет объективную и субъективную стороны. Объективная сторона прочности брака зависит от вероятности его распада, которая может быть выражена соотношением количества браков и разводов, зарегистрированных в данном регионе за определенный промежуток времени. Субъективная сторона характеристики брака включает в себя удовлетворенность супружескими отношениями, установку супругов на сохранение семьи. Показателями субъективной стороны устойчивости брака, по мнению В.В. Бойко (1988), может служить оценка его прочности, которую дают сами супруги.
Предельным критерием устойчивости брака является его естественное завершение. Устойчивым браком считается такой брак, в котором отношения заканчиваются со смертью одного из супругов. Развод и раздельное проживание супругов характеризуют неустойчивый брак. США пережили драматические скачки роста показателя количества разводов. Эти скачки побудили некоторых экспертов к неутешительным прогнозам: 4 из каждых 10 браков, заключенных в 1970-х гг., могут завершиться разводом. Показатель количества разводов во втором и третьем браках оказывается еще выше, чем в первом браке [12, с. 52].
Для определения качества семьи по уровню эмоционально-психологической удовлетворённости брачных партнёров используется понятие "стабильность", которая зависит от уровня внутрисемейного сотрудничества, низкого уровня конфликтности, ориентации на кооперацию в быту, взаимной удовлетворённости браком. Стабильность брака, как считает 3. Файнбург, вторична по отношению к стабильности личностных и культурных отношений, которые служат предпосылкой брака [28, с. 66-67].
Другой важной социально-психологической характеристикой семьи является сплочённость супругов. В качестве основных параметров сплочённости называют внутрисемейную вовлеченность, эмоциональность брачных отношений, внутренние и внешние границы семьи.
Таким образом, понятие "устойчивый брак" характеризует бытовую, эмоциональную и сексуальную адаптацию, сопровождаемую определенным уровнем духовного взаимопонимания при непременном сохранении и подтверждении индивидуальных потребностей каждого из супругов.
За прошедшие несколько лет были опубликованы работы, которые разграничивают успех брака и его стабильность. Такой взгляд сложился под влиянием эмпирически полученных фактов, показавших отсутствие непосредственной связи между этими состояниями.
Принято различать следующие виды супружеских отношений; эмоционально отчуждённые; напряжённо-диссоциированные; симбиотические; псевдосолидарные; гиперпротективные: ригидные и хаотические; хаотические.
В современной психологической литературе выделены следующие психологические признаки деструктивных семейных отношений: отсутствие четких личностных границ каждого из членов семьи; явное и скрытое отвержение членами семьи друг друга; многообразные проявления насилия; низкая психологическая культура семьи, которая проявляется в недостаточно сформированной эмпатии, рефлексии, децентрации, в отсутствии навыков адекватной подачи обратной связи [26, с. 91].
Супружеское согласие служит общей, совокупной характеристикой того, в какой степени супруги составляют слаженную, функционирующую диаду. Качество брака зачастую используется как синоним супружеского согласия, но оно относится к более объективной оценке характеристик супружеских отношений. Удовлетворенность браком относится к счастью, которое доставляют супругам их отношения, и желанию сохранить брак. Эти понятия также рассматриваются по отдельности как супружеское счастье и супружеская преданность соответственно.
А.Н. Волкова определила супружеское согласие как процесс, а не как статическое состояние, определяемый наличием проблем в браке, вызывающих осложнения и напряженность супружеских отношений, удовлетворенностью браком, сплоченностью пары и согласием по важным для супружеского функционирования вопросам [9, с. 36].
Сысенко В.А. также связывает устойчивость брака с супружеским согласием. Он приводит перечень добрачных предрасположенностей, таких как личностные факторы, ценности, социальные факторы и ожидания от брака, которые оказывают влияние на супружеское согласие [26, с. 94].
Предикторы супружеского согласия и устойчивости брака характеризуются удивительным сходством с теми советами, которые родители дают своим детям в связи с выбором супруга/супруги. Социальная гомогамия, или сходство социального происхождения, положительно связана с супружеским согласием. Напротив, различия по принадлежности к социальному классу, расе и религии связаны с более низкими оценками супружеского согласия и более высокими показателями количества разводов.
Традиционные религиозные убеждения и посещение церкви являются надежными предикторами успешности брака. В целом, чем более традиционны взаимоотношения, тем выше оценки супружеского согласия. Родительские модели также играют важную роль. Хорошие навыки коммуникации и эмпатии, проявляемые во взаимодействии супругов, также связаны супружеским согласием. А.Н. Волкова считает, что эгалитарные взаимоотношения являются по своей природе более проблематичными, чем традиционные, так как в них отсутствуют нормы поведения партнеров. В этом смысле традиционные взаимоотношения оказываются более простыми, поскольку в них содержатся нормы, регулирующие взаимодействия супругов [9, c. 37].
Супружеский дистресс указывает на уровень дезадаптацию, который заставляет пару всерьез рассматривать возможность прекращения взаимоотношений. Множественные разработки в этой области велись в направлении выявления дистрессовых пар среди всех прочих. Было разработано множество методик наблюдения за поведением, а также процедур их анализа. Дистрессовые отношения приводят к сокращению положительных и росту отрицательных коммуникаций. Дистрессовые пары также характеризуются отрицательной устойчивостью: за отрицательной коммуникацией одного из супругов с большей вероятностью следует отрицательная коммуникация другого.
Для оценки того, в какой степени существующие браки можно считать успешными, предлагалось широкое разнообразие терминов.
Известно, что одной из важнейших детерминант стабильности семьи и успешности внутрисемейного взаимодействия являются социально-психологические особенности личности супругов, а также представления о браке, усвоенные ими стереотипы и эталоны поведения в браке (В.А. Сысенко. А.Н. Волкова) [26, 9].
Именно это и формирует впоследствии основу выбора той или иной поведенческой стратегии. Так, невротические личностные особенности зачастую не позволяют без ущерба для себя и партнера интегрировать моральные нормы и идею личной удовлетворенности браком.
Анализ эволюционных процессов, происходящих в современной семье, позволяет определить магистральное направление развития брачно-семейных отношений: от обезличенно-ролевого взаимодействия с жестким нормативным закреплением внутрисемейных обязанностей через кризис патриархальной моногамии к либерализации внутрисемейных отношений, возрастанию роли гуманистических ценностей и зарождению духовно-личностного взаимодействия супружества.
Содержанием социально-психологического уровня супружеских отношений является сотрудничество брачных партнеров при реализации семейных функций (рождение и первичная социализация детей, экономическая, моральная и эмоциональная поддержка членов семьи, организация досуга и т.д.). Семейно-ролевая совместимость супругов имеет два аспекта. Прежде всего, это согласованность семейных ценностей и согласованность ролевых представлений о функциях мужа и жены в семье. Семейные ценности образуют иерархическую шкалу, в соответствии с которой каждый из супругов выдвигает на первый план ту или иную семейную функцию, уделяя ей больше времени, энергии и внимания. Рассогласование семейных ценностей и низкое качество их реализации приводит к семейно-ролевой дисгармонии, вызывая у личности разочарование в семейной жизни с данным партнером.
Вторая сторона семейно-ролевой совместимости - согласованность ролевых представлений о функциях мужа и жены в семье. Реализация семейных функций требует согласия в представлениях, кто и за какие стороны семейной жизни должен отвечать. Ролевые установки личности проявляются в том, какие из видов семейной деятельности она берет под свою ответственность и какие адресует партнеру. Ролевое несоответствие выражается мерой и активностью участия супруга в ведении домашнего хозяйства, воспитании детей, инициативности при организации досуга и т.п [3, с. 12].
В настоящее время в общественном сознании происходит изменение понимания брачно-семейных отношений, обусловленное насыщением представлений о них новым социально-психологическим содержанием, приобретающим более личностный персонифицированный характер. (Л.Ф. Бурлачук, Л.А. Коростылёва) [8].
Таким образом, резюмируя выше сказанное, можно сделать следующие выводы:
1) при изучении супружеских взаимоотношений следует учитывать не только совместимость на разных уровнях, но и стадии жизненного цикла семьи, т.к. каждый из уровней совместимости имеет свои особенности на разных этапах развития семьи;
3) молодая семья характеризуется сложным процессом адаптации друг к другу, который затрагивает все уровни супружеской совместимости (от переориентации жизненных ценностей до изменений в структуре характера);
4) к внутренним факторам, определяющим устойчивость брака, относятся: взаимная любовь там, где она является решающей в выборе супруга; чувство долга по отношению к супругам и детям; взаимное стремление к продвижению, карьере, благоустроенности; забота о совместном жилище, доме, домашнем хозяйстве, забота о детях, разделение труда в этой сфере; осознанное или неосознанное желание оправдать ожидания среды, родственников и более широких групп; стремление к осуществлению собственных мечтаний и представлений периода обучения; возможность гармоничного развития личности и использования брака как средства реализации экспансивных стремлений личности;
5) к внешним факторам, определяющим устойчивость брака, относятся: магические санкции, делающие иногда невозможным развод; давление общественного мнения или системы санкций, когда отказывают в признанном положении в обществе людям из распавшихся семей; давление экономических условий; предъявляемые средой требования заботы о детях;
7) понятие "устойчивый брак" включает в себя прочность системы взаимодействия между супругами, эффективность и результативность их совместной деятельности, направленной на достижение как взаимных, так индивидуальных целей.
Таким образом, в современной науке накоплен обширный материал по различным факторам, влияющим на успешность брачного союза. Тем не менее, особого внимания требует проблема влияния личностных особенностей супругов на устойчивость брака. К вопросу о структуре личности обращались многие психологи (А.Н. Леонтьев, Б.С. Братусь, С.Л. Рубинштейн, Б.Г. Ананьев, А.Г. Ковалёв и др).
На анализ общего и различий в исследованиях структуры личности будет направлена вторая глава курсового исследования.
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПОДХОДОВ К ИЗУЧЕНИЮ ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИХ УСТОЙЧИВОСТЬ БРАКА
2.1. Подходы в изучении структуры личности
Личность - это весьма емкое понятие, охватывающее в целом всю психологическую индивидуальность человека. Но в отечественной психологии до сих сильна традиция приравнивать к понятию личность усредненную социально-желательную модель. Когда рассматривают человека как члена определенного общества, как субъекта человеческих отношений и сознательной деятельности, то говорят о его личности.
О человеке как о личности можно говорить, лишь начиная с некоторого этапа его жизнедеятельности. Иными словами, не всякий человеческий индивид со своей индивидуальностью является личностью. С. Л. Рубинштейн так характеризовал различия между этими понятиями: «Человек есть индивидуальность в силу наличия у него особенных, неповторимых свойств; человек есть личность в силу того, что он сознательно определяет свое отношение к окружающему» [25, с. 77].
А.Н. Леонтьев не включал в структуру личности ни характер, ни эмоционально-динамические особенности человека, ни конституцию, ни темперамент. Он был категорически против биологизаторских тенденций в психологии и расценивал личность как образование, сформировавшееся в результате усвоения человеком социально-исторического опыта и морально-этических традиций своего окружения.
С позиций А. Н. Леонтьева, личность и ее структура определяется и характеризуется иерахрическим отношением деятельностей. За содержанием деятельностей следует соотношение мотивов. Главное здесь – соотношение смыслообразующих мотивов и мотивов-стимулов. По определению Леонтьева, «личность - совокупность общественных отношений, реализующихся в многообразных деятельностях» [16, с. 115].
Б.Г. Ананьев рассматривал личность как понятие целостное, отмечая, что взаимодействие биологического и социального начала в формировании личности проявляется не только в первые дни и годы существования человека, но продолжается всю его жизнь.
Б. Г. Ананьев считает, что в структуру личности входят такие свойства:
– определенный комплекс коррелируемых свойств индивида (возрастно-половых, нейродинамических, конституционно-биохимических);
– динамика психофизиологических функций и структура органических потребностей, также относимых к индивидным свойствам. Высшая интеграция индивидных свойств представлена в темпераменте и задатках;
– статус и социальные функции-роли;
– мотивация поведения и ценностные ориентации;
– структура и динамика отношений.
Интеграция личностных свойств представлена в характере человека и его склонностях. Структура личности, по Ананьеву, формируется в процессе индивидуально-психологического развития, выступающего в трех плоскостях:
1) онтогенетическая эволюция психофизиологических функций;
2) становление деятельности и история развития человека как субъекта труда, познания и общения;
3) жизненный путь человека (история личности).
Б. Г. Ананьев считает, что структура личности строится по двум принципам одновременно:
1) субординационному, или иерархическому, при котором более сложные и более общие социальные свойства личности подчиняют себе более элементарные и частные социальные и психофизиологические свойства;
2) координационному, при котором взаимодействие осуществляется на паритетных началах, допускающих ряд степеней свободы для коррелируемых свойств, то есть относительную автономию каждого из них [2, с. 196-198].
Эти идеи нашли свое развитие и в работах В.Н. Мясищева, который характеризует личность человека как систему социальных отношений, подчеркивая при этом необходимость учитывать биологические и конституционально-индивидные свойства.
В. Н. Мясищев единство личности характеризует направленностью, уровнем развития, структурой личности и динамикой нервно-психической реактивности (темпераментом). Структура личности – это более частная характеристика личности, включающая в себя мотивацию, отношения и тенденции личности [18].
В.Н. Мясищев единство личности характеризует: направленностью (доминирующие отношения: к людям, к себе, к предметам внешнего мира), общим уровнем развития (в процессе развития повышается общий уровень развития личности), структурой личности и динамикой нервно-психической реактивностью (имеется в виду не только динамика высшей нервной деятельности (ВНД), но и объективная динамика условий жизни).
С этой точки зрения структура личности - лишь одно из определений ее единства и целостности, т.е. более частная характеристика личности, интеграционные особенности которой связаны с мотивацией, отношениями и тенденциями личности.
А. Г. Ковалев выделяет в структуре личности следующие подструктуры:
– темперамент (структуру природных свойств);
– направленность (систему потребностей, интересов и идеалов);
– способности (систему интеллектуальных, волевых и эмоциональных свойств) [13, с. 17].
Все эти структуры возникают из взаимосвязи психических свойств личности, характеризующих устойчивый, постоянный уровень активности, обеспечивающий наилучшее приспособление индивида к воздействующим раздражителям вследствие наибольшей адекватности их отражения. В процессе деятельности свойства определенным образом связываются друг с другом в соответствии с требованиями деятельности.
Концепция динамической структуры личности принадлежит К.К. Платонову, который отмечал, что наиболее общей структурой личности является отнесение всех ее особенностей и черт к одной из четырех групп, образующих 4 основные стороны личности:
1. Социально обусловленные особенности (направленность, моральные качества).
2. Личный опыт (объем и качество имеющихся ЗУН (знания, умения, навыки) и привычек).
3. Индивидуальные особенности различных психических процессов (внимание, память).
4. Биологически обусловленные особенности (темперамент, задатки, инстинкты и т.п.) [7, с. 52].
1 и 2 - социально обусловлены, 3 и 4 - генетически обусловлены.
Все 4 стороны личности тесно взаимодействуют друг с другом. Однако доминирующее влияние всегда остается за социальной стороной личности - ее мировоззрением, направленностью, потребностями, интересами, идеалами и эстетическими качествами.
Рубинштейн С.Л. считал, что все психические процессы, с изучения которых начинается анализ психического содержания деятельности человека, протекают в личности, и каждый из них в своём реальном протекании зависит от неё.
Зависимость психических процессов от личности как индивидуальности выражается, во-первых, в индивидуально-дифференциальных различиях. Люди в зависимости от общего склада их индивидуальности различаются по типам восприятия и наблюдения, памяти, внимания (в смысле переключаемости).
Индивидуальные различия проявляются в самом содержании воспринимаемого, запоминаемого, что особенно ярко выступает в избирательном характере запоминания и забывания.
Зависимость психических процессов от личности выражается, во-вторых, в том, что они, не имея самостоятельной линии, зависят от общего развития личности.
Тот факт, что психические процессы человека суть проявления личности, выражается, в третьих, в том, что у человека они не остаются только процессами, совершающимися самотёком, а превращаются в сознательно регулируемые действия или операции, которыми личность как бы овладевает и которые она направляет на разрешение встающих перед ней в жизни задач.
А.В.Петровский понимал структуру личности, когда она рассматривается как «сверхчувственное» системное качество индивида. Рассматривая личность в системе субъективных отношений, он выделяет три типа атрибуции (приписывания, наделения) личностного бытия индивида (или три аспекта трактовки личности) [24, с. 22].
Первый аспект рассмотрения - интраиндивидная личностная атрибуция: личность трактуется как свойство, присущее самому субъекту: личностная оказывается погруженным во внутреннее пространство бытия индивида.
Второй аспект – интериндивидная личностная атрибуция как способ понимания личности, когда сферой её определения и существования становится «пространство межиндивидных связей».
Третий аспект рассмотрения – метаиндивидная личностная атрибуция. Здесь обращается внимание на воздействие, которое вольно или невольно индивид оказывает своей деятельностью (индивидуальной и совместной) на других людей. Личность воспринимается уже под новым углом зрения: её важнейшие характеристики, которые пытались усматривать в качестве индивида, предлагается искать не только в нём самом, но и в других людях. В этом случае личность выступает в качестве идеальной представленности индивида в других людях, его инобытия в них его персонализации. Сущность этой идеальной представленности – в тех реальных действенных изменениях интеллектуальной и аффективно-потребностной сферы другого человека, которые производит деятельность субьекта или его участие в совместной деятельности. «Инобытие» индивида в других людях – не статичный отпечаток. Речь идёт об активном процессе, о своего рода продолжении себя в другом, вследствие которого личность обретает вторую жизнь в других людях. Продолжаясь в других людях, со смертью индивида личность полностью не умирает. Индивид как носитель личности уходит из жизни, но персонализированный в других людях, продолжает жить. В словах «он живёт в нас и после смерти» нет мистики, ни метафоричности, это констатация факта идеальной представленности индивида после его материального исчезновения. Таким образом, личность может быть характеризуема только в единстве всех трёх предложенных аспектов рассмотрения.
Резюмируя вышесказанное, мы определяем понимание структуры личности.
Личность каждого человека представляет собой очень сложное и зачастую весьма противоречивое сочетание различных черт (качеств, свойств и особенностей). Это своеобразная совокупность различных черт личности обладает следующими важнейшими особенностями:
1. Личность есть единое целое всех ее различных черт. При этом каждая черта личности неразрывно связана с другими и поэтому она приобретает совершенно разное, порой прямо противоположное, значение в зависимости от сложившегося у этой личности сочетания ее черт.
• Индивидуальность – совокупность особенностей, отличающих одного человека от другого. Сюда входят как индивидуально неповторимые особенности функционирования организма, так и те, которые относятся к уникальным свойствам личности.
• Личность – это целостная индивидуальность в ее социальном содержании, качестве.
• Направленность – важнейшее свойство личности, в котором выражается динамика развития человека как общественного существа, главные тенденции его поведения.
• Потребность – испытываемая человеком нужда в определенных условиях жизни и развития.
• Мотивы – связанные с удовлетворением определенных потребностей побуждения к деятельности, отвечающие на вопрос: «Ради чего она совершается?». Мотив предполагает знания о тех материальных и идеальных объектах, которые способны удовлетворить потребность, и в тех действиях, которые способны привести к ее удовлетворению.
• Мотивация - относительно устойчивая и индивидуально неповторимая система мотивов.
• Темперамент - характеристика индивида со стороны нервно динамических особенностей его психической деятельности.
• Способности – психические свойства, являющиеся условиями успешного выполнения какой-либо одной или нескольких деятельностей.
• Эмоциональность – совокупность качеств, описывающих динамику возникновения, протекания и прекращения эмоциональных состояний; чувствительность к эмоциогенным ситуациям.
• Активность – мера взаимодействия субъекта с окружающей действительностью; интенсивность, продолжительность и частота выполняемых действий или деятельности любого рода.
• Саморегуляция – регуляция субъектом своего поведения и деятельности.
• Побуждения – мотивационный компонент характера.
• Воля – потребность в преодолении препятствий; сознательная мобилизация личностью своих психических и физических возможностей для преодоления трудностей и препятствий, для совершения целенаправленных действий и поступков.
• Призвание – качество личности, в структуру которого входят способности к данной деятельности; оно соотносится и со склонностями и с характером.
• Целеустремленность – направленность характера; объединяет понятие цели и понятие стремления.
• Стремление – потребность в таких условиях существования и развития, которые непосредственно не представлены в данной ситуации, но могут быть созданы как результат специально организованной деятельности личности [32, с. 89-90].
Следовательно, когда мы говорим о какой-то черте личности (качестве, свойстве), то обычно нельзя сказать, положительна или отрицательна она сама по себе. Чтобы правильно оценить ту или иную черту личности, надо рассматривать её лишь в сочетании, в связи с другими чертами данной личности.
2. Хотя черты (качества и свойства) личности в процессе жизнедеятельности человека все время как-то меняются, трансформируются, однако они в совокупности образуют целостную структуру личности, обладающую относительным постоянством, по крайней мере, на некотором отрезке жизни. Только поэтому можно говорить об устойчивости личности. Именно эта устойчивость позволяет предвидеть поведение данной личности в той или иной ситуации, при тех или иных обстоятельствах.
3. Личность всегда активна. Активность личности проявляется в разнообразной и многогранной деятельности. Личность стремится к деятельности и вне деятельности она не может ни развиваться, ни существовать.
4. Личность может жить, существовать лишь в общении с другими личностями. Вне общения, в изоляции от общества, личность не может развиваться, не может существовать.
Таким образом, исходя из всего вышесказанного, мы определили, что личность это социализированный индивид, рассматриваемый со стороны его наиболее существенных, социально значимых свойств. Личность это целеустремленная, самоорганизующаяся частица общества, главнейшей функцией которой является осуществление индивидуального способа общественного бытия.
Структура личности это своеобразная совокупность различных её черт, которые обладают своими особенностями. В эту совокупность входят такие черты, как индивидуальность, направленность, потребность, мотивы, мотивация, темперамент, способности, эмоциональность, активность, саморегуляция, побуждения, воля, призвание, целеустремленность.
Если эти черты в совокупности образуют целостную структуру личности, обладающую постоянством, мы можем говорить об устойчивости личности.
Таким образом, личность – это социализированный индивид, рассматриваемый со стороны его наиболее существенных, социально значимых свойств. Личность есть целеустремленная, самоорганизующаяся частица общества, главнейшей функцией которой является осуществление индивидуального способа общественного бытия.
2.2. Анализ подходов к изучению личностных особенностей супругов
В предыдущем параграфе мы рассмотрели взгляды на определение структуры личности таких авторов, как А.Н. Леонтьев, Б.Г. Ананьев, В.Н. Мясищев, А.Г. Ковалев, С. Л. Рубинштейн, А.В. Петровский, К.К. Платонов.
В приведенной ниже таблице приводятся личностные качества, которые могут влиять на устойчивость брака в интерпретации данных авторов. В графе «качества», указываются только те качества личности, которым данный автор уделяет больше внимания.
Таблица 1
Личностные качества Леонть-
ев Ковалев Мяси-
щев Ананьев Рубинш-
тейн Петров-
ский Платонов
внимание * *
уступчивость *
прощение * * *
активность * * *
мотивация *
целеустремленность * *
направленность * *
деятельность * *
темперамент * * * *
трудолюбие *
общительность * *
знания *
понимание *
Как видно из таблицы, чаще других называются такие личностные качества, как темперамент, прощение, активность. На втором месте можно назвать внимание, целеустремленность, направленность, общительность.
Охарактеризуем каждые из этих качеств в аспекте их влияния на устойчивость брака. Чаще всего среди личностных качеств авторами называется темперамент личности. Темперамент - совокупность индивидуальных особенностей, харак¬теризующих динамическую и эмоциональную стороны поведения человека, его деятельности и общения. Лишь условно темперамент можно отнести к компонентам личности, ибо его особенности, как правило, обусловлены биологически и являются врожденными. Тем¬перамент теснейшим образом связан с характером, и у взрослого че¬ловека их трудно разделить.
Темперамент можно подразделить на четыре наиболее обоб¬щенных типа: холерический, сангвинический, флегматический, ме¬ланхолический.
1. Холерик - сильный тип темперамента, проявляющийся в общей подвижности и способности отдаваться делу с исключитель¬ной страстностью, в бурных эмоциях, резких сменах настроения, не¬уравновешенности. Люди этого темперамента быстры, чрезмерно подвижны, неуравновешенны, возбудимы, все психические процессы протекают у них быстро, интенсивно. Преобладание возбуждения над торможением, свойственное этому типу нервной деятельности, ярко проявляется в несдержанности, порывистости, вспыльчивости, раздражительности холерика. В общении с людьми холерик допускает резкость, раздражительность, эмоциональную несдержанность, что часто не дает ему возможности объективно оценивать поступки людей, и на этой почве он создает конфликтные ситуации в коллективе.
Таким образом, холерики являются катализаторами нарушения устойчивости брака.
2. Сангвиник - сильный тип темперамента, характеризующий¬ся подвижностью, высокой психической активностью, разнообразием мимики, отзывчивостью и общительностью, уравновешенностью. Сангвиник быстро сходится с людьми, жизнерадостен, легко переключается с одного вида деятельности на другой, но не любит однообразной работы. Он легко контролирует свои эмоции, быстро осваивается в новой обстановке, активно вступает в контакты с людьми. У сангвиника быстро возникают чувства радости, горя, привязанности и недоброжелательности, но все эти проявления его чувств неустойчивы, не отличаются длительностью и глубиной. Они быстро возникают и могут так же быстро исчезнуть или даже замениться противоположными. Настроение сангвиника быстро меняется, но, как правило, преобладает хорошее настроение. Сагвиник расположен и может добиться, чтобы его брак был устойчивым.
3. Флегматик — сильный тип темперамента, связанный с медлительностью, инертностью, устойчивостью в стремлениях и наст¬роении, слабым внешним выражением эмоций, низким уровнем пси¬хической активности. Человек этого темперамента медлителен, спокоен, нетороплив, уравновешен. В деятельности проявляет основательность, продуманность, упорство. Он, как правило, доводит начатое до конца. Все психические процессы у флегматика протекают как бы замедленно. Чувства флегматика внешне выражаются слабо, они обычно невыразительны. Причина этого - уравновешенность и слабая подвижность нервных процессов. В отношениях с людьми флегматик всегда ровен, спокоен, в меру общителен, настроение у него устойчивое. Спокойствие человека флегматического темперамента проявляется и в отношении его к событиям и явлениям жизни флегматика нелегко вывести из себя и задеть эмоционально. Люди этого типа расположены к устойчивым отношениям, но, если на них давить, то у них может развиться безразличное отношение к труду, к окружающей жизни, к людям и даже к самому себе, а это уже может привести к разрушению брачных отношений.
4. Меланхолик — слабый тип темперамента, которому свойст¬венны замедленность движений, сдержанность моторики и речи, низкий уровень психической активности, легкая ранимость, склон¬ность глубоко переживать даже незначительные события, преобла¬дание отрицательных эмоций, сензитивность. У меланхоликов медленно протекают психические процессы, они с трудом реагируют на сильные раздражители; длительное и сильное напряжение вызывает у людей этого темперамента замедленную деятельность, а затем и прекращение ее. В работе меланхолики обычно пассивны, часто мало заинтересованы (ведь заинтересованность всегда связана с сильным нервным напряжением). Чувства и эмоциональные состояния у людей меланхолического темперамента возникают медленно, но отличаются глубиной, большой силой и длительностью; меланхолики легко уязвимы, тяжело переносят обиды, огорчения, хотя внешне все эти переживания у них выражаются слабо. Представители меланхолического темперамента склонны к замкнутости и одиночеству, избегают общения с малознакомыми, новыми людьми, часто смущаются, проявляют большую неловкость в новой обстановке. Скорее всего, такие люди с трудом знакомятся и вступают в брак. Им трудно в браке противостоять второй половине, которая будет обижать, грубить, огорчать их.
Следует помнить, что деление людей на четыре вида темперамента очень условно. Существуют переходные, смешанные, промежуточные типы темперамента; часто в темпераменте человека соединяются черты разных темпераментов. "Чистые" темпераменты встречаются относительно редко.
Такое личностное качество человека, как прощение, оказывает положительное влияние на устойчивость брака. Недаром существует мнение, что в браке надо уметь прощать. Но есть и негативная сторона этого качества. Если постоянно прощать, то есть вероятность того, что тот, кому всё прощается, будет пользоваться этим. Поэтому нужно помнить, что прощать действительно надо «уметь».
Активность личности может проявляться во многих сторонах её деятельности. Человек может быть активным, как в трудовой деятельности, в учёбе, в общении с людьми, в семейных делах. Как показывает практика, в браке наиболее активны женщины, в силу их семейного статуса хозяйки дома. Это, конечно, способствует укреплению брачных отношений со стороны мужа. Мужчине нравится, что в доме всегда порядок, ему уделяется внимание, дети ухожены. Но, если при этом супруг будет всегда пассивно принимать активные действия жены, как должное, это может привести с её стороны к неудовлетворенности такими отношениями. Отсюда вывод, что в браке активность приветствуется с обеих сторон.
Внимание, как качество личности, можно рассматривать с разных сторон. В браке очень большое значение играет внимание со стороны обеих супругов друг к другу, которое должно проявляться в взаимной заботе друг о друге и о других членах семьи. У супруга, почувствовавшего отсутствие внимания со стороны другого, обязательно появится чувство неудовлетворенности браком, что в итоге может привести к разрыву отношений.
Целеустремленность, как качество личности, всегда будет цениться партнером в личных отношениях. Если индивид обладает этим качеством, то он невольно вызывает уважение у людей, окружающих его. Такое качество способствует укреплению устойчивости брака. Если ваш партнер не обладает таким важным жизненным качеством, то рано или поздно он потеряет ваше уважение, а это обязательно приведет к разрыву отношений.
Практически никто из исследователей не возражает против того, что ведущим компонентом структуры личности, ее системообразующим свойством (признаком, качеством) является направленность — сис¬тема устойчивых мотивов (доминирующих потребностей, интересов, склонностей, убеждений, идеалов, мировоззрения и т. д.), определя¬ющая поведение личности в изменяющихся внешних условиях.
Направленность оказывает организующее влияние не только на компоненты структуры личности (например, на нежелательные черты темперамента), и на психические состояния (например, пре¬одоление отрицательных психических состояний с помощью поло¬жительно доминирующей мотивации) и познавательные, эмоцио¬нальные, волевые психические процессы (в частности, высокая мо¬тивация в развитии процессов мышления имеет не меньше значение, чем способности).
Направленность наряду с доминирующими мотивами имеет и иные формы протекания: ценностные ориентации, привязанности, симпатии (антипатии), вкусы, склонности и др. Она проявляется не только в различных формах, но и в различных сферах жизнедея¬тельности человека. Например, можно говорить о направленности морально-политической (либеральной или консервативной), про¬фессиональной («гуманитарной» или «технической») и бытовой (че¬ловек для дома, для семьи или «для друзей и подруг»).
Направленность личности характеризуется уровнем зрелос¬ти, широтой, интенсивностью, устойчивостью и действенностью. Человек с таким качеством стремится к устойчивости отношений и добивается этого.
Авторы называют также такое личностное качество индивида, как общительность или стремление к общению. На наш взгляд, важно не только желание общаться, но и умение общаться. Если в семье, ваш партнер в общении проявляет себя доброжелательно, всегда готов выслушать и высказать корректно своё мнение, это не может послужить поводом к разочарованию им. Но, если человек не умеет общаться, замкнут или груб в общении, не умеет слушать и правильно воспринимать информацию, это не может сделать ваш брак устойчивым.
На основании проделанной исследовательской работы по изучению подходов разных авторов к личностным особенностям, играющим роль в устойчивости брака, мы пришли к следующим выводам:
1) анализ мнений о структуре личности таких авторов, как А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Б.Г. Ананьев, А.Г. Ковалев, В.Н. Мясищев, А.В. Петровский, К.К. Платонов, позволил определить личность как индивидуальность человека в силу наличия у него особенных, неповторимых свойств; человек есть личность в силу того, что он сознательно определяет свое отношение к окружающему миру;
2) личности обладает следующими особенностями:
-личность есть единое целое всех ее различных черт:
• индивидуальность – совокупность особенностей, отличающих одного человека от другого;
• личность – это целостная индивидуальность в ее социальном содержании, качестве;
• направленность – важнейшее свойство личности, в котором выражается динамика развития человека как общественного существа, главные тенденции его поведения;
• потребность – испытываемая человеком нужда в определенных условиях жизни и развития;
• мотивы – связанные с удовлетворением определенных потребностей побуждения к деятельности;
• мотивация - относительно устойчивая и индивидуально неповторимая система мотивов;
• темперамент - характеристика индивида со стороны нервно динамических особенностей его психической деятельности;
• способности – психические свойства, являющиеся условиями успешного выполнения какой-либо одной или нескольких деятельностей;
• эмоциональность – совокупность качеств, описывающих динамику возникновения, протекания и прекращения эмоциональных состояний;
• активность – мера взаимодействия субъекта с окружающей действительностью; интенсивность, продолжительность и частота выполняемых действий или деятельности любого рода;
• саморегуляция – регуляция субъектом своего поведения и деятельности;
• побуждения – мотивационный компонент характера;
• воля – потребность в преодолении препятствий; сознательная мобилизация личностью своих психических и физических возможностей для преодоления трудностей;
• призвание – качество личности, в структуру которого входят способности к данной деятельности; оно соотносится и со склонностями и с характером;
• целеустремленность – направленность характера; объединяет понятие цели и понятие стремления;
• стремление – потребность в таких условиях существования и развития, которые непосредственно не представлены в данной ситуации, но могут быть созданы как результат специально организованной деятельности личности;
3) качества и свойства личности в процессе жизнедеятельности человека все время меняются, однако они в совокупности образуют целостную структуру личности, обладающую относительным постоянством. Только поэтому можно говорить об устойчивости личности. Именно эта устойчивость позволяет предвидеть поведение данной личности в той или иной ситуации, при тех или иных обстоятельствах;
4) личность всегда активна. Активность личности проявляется в разнообразной и многогранной деятельности;
5) личность может жить, существовать лишь в общении с другими личностями;
6) анализ личностных качеств, называемых упомянутыми авторами, позволил сделать вывод, что чаще других называются такие личностные качества, как темперамент, прощение, активность. На втором месте можно назвать внимание, целеустремленность, направленность, общительность;
7) разбор названных личностных качеств, позволил сделать вывод, что каждый из них в определенной мере оказывает влияние на устойчивость брака. Люди, обладающие такими типами темперамента, как холерик, меланхолик, более других склонны к разрушению брачных отношений. В браке важно умение прощать, так как и чрезмерное всепрощение, и постоянная неуступчивость, одинаково опасны для устойчивости брачных отношений. В брачных отношениях приветствуется обоюдная активность супругов. Внимание также должно быть обоюдным, в противном случае у одного из супругов может возникнуть неудовлетворенность браком. Партнер в брачных отношениях обладающий целеустремленностью обязательно заслужит уважение, а это может способствовать только укреплению брачного союза. Направленность личности служит укреплению отношений, их совершенствованию, устойчивости. Умение общаться может привести к стойким отношениям. Напротив, отсутствие этого качества у одного из супругов может вызвать неудовлетворенность отношениями у другого.
Таким образом, невозможно насильно сделать людей счастливыми, но разработанные специалистами и опробированные методики психодиагностики супружеских отношений убеждают в главном: можно помочь супружеским парам уцелеть в семье, которой они еще дорожат, дать друг другу еще один шанс начать все сначала.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проблема супружеских отношений, иначе говоря, семейная проблематика, в последние десять лет занимает в отечественной психологической науке весьма заметное место. Из года в год растет число выполняемых исследований и публикаций, проводятся специальные симпозиумы, успешно защищаются диссертации, делаются доклады на конференциях самой разной направленности. Научная и практическая значимость семьи как объекта психологического исследования и воздействия предопределяет и дальнейший рост внимания к этой теме.
Проведенное теоретическое исследование по этой теме, позволило сделать следующие основные выводы:
1) устойчивый брак означает бытовую, эмоциональную и сексуальную адаптацию, сопровождаемую
|