СКАЧАТЬ РАБОТУ БЕСПЛАТНО -
1.Особенности развития речи детей с «Синдромом Дауна»
«Синдром Дауна» - самая распространенная из всех известных на сегодняшний день форма хромосомной патологии. Около 20% тяжёлых форм поражений центральной нервной системы связано с генетическими нарушениями. Среди этих заболеваний ведущее место занимает синдром Дауна, при котором умственная отсталость сочетается со своеобразной внешностью. Впервые описан в 1866 году Джоном Лэнгдоном Дауном под названием «монголизм». Встречается с частотой один случай на 500-800 новорожденных вне зависимости от пола.
Синдром Дауна диагностируют очень рано, практически с момента рождения ребёнка, поэтому с первых дней жизни такого ребёнка, необходимо окружать его вниманием и заботой.
Характерной особенностью ребёнка с синдромом Дауна, является замедленное развитие.
Между людьми с синдромом Дауна больше различий, чем сходства. У них много черт, унаследованных от родителей, и они похожи на своих братьев и сестёр.
Однако, наряду с этими личными особенностями, у них наблюдаются определённые физиологические черты, общие для всех людей с синдромом Дауна.
Особую проблему представляют трудности с обучением. Это означает, что учиться им труднее, чем большинству людей одного с ним возраста.
Синдром Дауна связан с генетическими изменениями, вызванными наличием лишней хромосомы. Обычно в каждой клетке находится 46 хромосом, половину которых мы получаем от матери, а половину от отца.
У человека с синдромом Дауна лишняя 21-я хромосома, в итоге – 47. В результате наблюдаются нарушения в росте и психо-физическом развитии ребёнка.[8]
Специалисты, работающие с детьми с синдромом Дауна, знают о серьезных задержках в их речевом развитии. При этом нарушения экспрессивной речи проявляются гораздо сильнее, чем импрессивной. Отмечается существенное снижение объема активного словаря в сравнении с возрастными нормами. Что касается восприятия речи, то запас слов, которые дети старшего и подросткового возраста понимают, по наблюдениям отечественных и зарубежных ученых и практиков, соответствует возрастным нормативам, а отстаёт понимание грамматического строя речи. Многие взрослые люди с синдромом Дауна не продвигаются дальше начальных стадий усвоения морфологической системы языка и грамматического строя. В устной речи основные трудности, с которыми сталкиваются большинство из них, связаны с нарушениями артикуляции и неразборчивостью речи. [3]
Описанные выше особенности недоразвития языка и речи можно заметить у детей с синдромом Дауна уже в раннем возрасте. Фидлер пишет, что, если говорить об экспрессивной речи, то при синдроме Дауна у младенцев в возрасте от двух месяцев до одного года, по сравнению с обычными младенцами, явственно наблюдается преобладание атипичных вокализаций.
Анализ выводов научных исследований, проведеных Фидлер, показывает, что в первые шесть месяцев жизни они продуцируют больше неречевых звуков, чем речевых, что может в дальнейшем негативно сказаться на развитии звуковой стороны речи, соответственно, у детей с синдромом Дауна в более позднем возрасте появляется лепет. И, в отличие от относительно хорошего подражания зрительным образцам, у маленьких детей с синдромом Дауна подражание звукам, как мы уже отмечали, значительно нарушено. По мнению специалистов, это является одним из факторов, обуславливающих более низкий уровень развития навыков экспрессивной и импрессивной речи у детей с синдромом Дауна. [11]
Тем не менее, другие аспекты развития активной речи у детей с синдромом Дауна несущественно отличаются от соответствующих аспектов развития обычных младенцев, включая количество вокализаций, временные этапы появления и развития вокализаций и характеристики согласных и гласных звуков при лепете. Одно из наиболее важных исследований в области раннего развития речевой деятельности при синдроме Дауна показало, что у большинства (64 %) детей с синдромом Дауна в возрасте от рождения до 5 лет развитие восприятия и понимания речи (импрессивная речь) соответствует возрасту, а развитие экспрессивной речи отстает. Кроме того, это исследование выявило, что с течением времени количество детей, у которых развитие экспрессивной речи соответствует возрастным нормативам, увеличивается (до 72%). По наблюдениям автора этого исследования, среди маленьких детей с синдромом Дауна можно выделить две группы: у детей одной группы нарушение становится заметным практически сразу, с момента произнесения первых слов; у детей другой группы отставание экспрессивной речи обнаруживается, когда они в своем речевом развитии достигают более трудной фазы – объединения слов в предложения. [7]
Речевые нарушения при синдроме Дауна, обусловлены в первую очередь недостаточностью межанализаторного взаимодействия, а не локальным поражением речевого анализатора.
Характерные признаки:
• ограниченный, не соответствующий возрасту запас знаний и представлений об окружающем,
• низкий уровень познавательной активности,
• недостаточная регуляция произвольной деятельности и поведения,
• более низкая способность по сравнению с нормально развивающимися детьми того же возраста к приему и переработке информации.
У детей с синдромом Дауна, недостаточно сформированы функции произвольного внимания, памяти и др. высшие психические функции. У некоторых детей преобладает интеллектуальная недостаточность, а у других — эмоционально-волевые нарушения.
Синдром Дауна всегда ведет к различным нарушениям речевой деятельности.
При синдроме Дауна, отмечается более позднее развитие фразовой речи. Дети затрудняются в воспроизведении лексико-грамматических конструкций. С помощью языковых средств дети не могут выразить причинно-следственные, временные и другие отношения. Словарный запас дошкольников и школьников с синдромом Дауна, отличается бедностью и недифференцированностью: дети недостаточно понимают и неточно употребляют близкие по значению слова. Ограниченность словарного запаса определяется недостаточностью знаний и представлений об окружающем мире, низкой познавательной активностью.
Изучение навыков общения у детей раннего возраста с синдромом Дауна показывает наличие как сохранных функций, связанных с развитием общения, так и нарушенных. Так, уровень развития невербального внимания соответствует их возрасту. Кроме того, несмотря на нарушения в развитии экспрессивной речи, дети могут успешно общаться с помощью жестов. По данным одного из сравнительных исследований, дети с синдромом Дауна по эффективности использования жестов опережают детей контрольной группы, имеющих сопоставимый уровень понимания слов. Другое исследование обнаружило, что, несмотря на менее богатый репертуар жестов, между маленькими детьми с синдромом Дауна и обычными детьми нет никакой разницы в общем (суммарном) использовании жестов. И все же, даже с учетом этих сильных сторон, замечает Фидлер, другие стороны коммуникации у детей с синдромом Дауна на ранней стадии развития являются нарушенными. В частности, у них имеются проблемы невербального обращения к другому с просьбами. [6]
Многие люди с синдромом Дауна, несмотря на нарушения речи, демонстрируют сравнительно хороший уровень социальной адаптации. Они, например, довольно хорошо ориентируются в вопросах развития взаимоотношений с окружающими.
В одной из работ, на которое ссылается Фидлер, сообщается, что проведенное группой ученых исследование показало, что у большинства детей с синдромом Дауна были констатированы дружеские взаимоотношения со сверстниками. Отмечается также, что дети с синдромом Дауна проявляют больше эмпатии, чем дети с другими нарушениями развития, демонстрируя в стрессовых ситуациях более выраженные просоциальные реакции. [4]
Дети с синдромом Дауна имеют недостатки развития речи (как в произношении звуков, так и в правильности грамматических конструкций).
Самый важный аспект развития на втором году жизни - это развитие речи. Большинство детей начинают произносить отдельные слова вскоре после того, как им исполняется год; первые десять слов набираются довольно медленно, со скоростью от одного до трёх слов в месяц. Затем скорость освоения новых слов резко возрастает, и в возрасте между 19 месяцами и 2 годами дети обычно усваивают примерно 25 слов в месяц. Скорость овладения новыми словами продолжает расти, и к пяти годам словарный запас обычного ребёнка превышает 2000 слов, у него появляется фразовая речь и владение большинством грамматических и синтаксических правил языка. Однако стоит отметить, что скорость, с которой отдельные дети учатся говорить, может варьироваться. В одном исследовании, прослеживающем успехи 23 обычных детей в течение года, были определены три группы, различавшиеся по скорости освоения новых слов. "Средняя" группа состояла из 11 детей, которые выучили 23 слова за период времени, необходимый для достижения прогресса в один месяц (в соответствии с психическим возрастом), "быстрая" группа из восьми детей, выучивших 38 слов за тот же временной интервал, и "медленная" группа из четырёх детей, выучивших всего 5,6 слова.
Считается, что обычные дети находятся на стадии одного слова, когда они последовательно используют звуки или похожие на слова сочетания гласных и согласных для обозначения предметов и людей. Для детей с синдромом Дауна будем считать, что эта стадия наступает, когда ребенок готов использовать слово или альтернативную систему общения (например, жест) для обозначения предметов и людей. Иными словами, это время, когда ребенок осознает связь между символом и тем, что этот символ обозначает.
В это время произносимые ребенком сочетания могут быть не слишком похожи на слова, закрепленные в языке. Например, малыш может говорить «пи» и просить таким образом пить. Родители должны повторять слово в правильной форме. Кроме того, какое-то звукосочетание может означать не только конкретное слово, но и весь комплекс ситуаций, связанных с ним: «ба» может обозначать «бутылочку», «дай бутылочку», «забери бутылочку», «где бутылочка, я ее уронил(а) и не могу найти» и проч. Родителям остается расшифровать, что именно имеет в виду ребенок, озвучить это в правильной форме и таким образом стимулировать ребенка к дальнейшему общению.
Большинство детей с синдромом Дауна начинают использовать жесты для обозначения предметов к своему первому дню рождения, а первые слова – между двумя и тремя годами. Некоторые начинают говорить позже, к 4-5 годам. [1]
Понимание речи
Прежде чем дети научатся пользоваться словами для общения, они должны научиться понимать их. Для того чтобы начать понимать значения слов, у детей должна быть возможность слышать эти слова в ситуациях, в которых они могут понять их значения или по действиям людей, или по тому, на что они указывают. Поэтому не удивительно, что первые 100 слов, которые начинают произносить разные дети, очень похожи, и это те слова, которые наиболее часто употребляются в контексте семейной жизни, слова, называющие знакомые предметы, действия и людей. Обучение речи - непростая задача, решение которой, в частности, зависит от наличия хорошего слуха, поскольку большинство детей учатся говорить на своём родном языке, слушая тех, кто в их среде разговаривает на нём. Дети с синдромом Дауна учатся понимать те же самые первые слова, что и другие дети, но это, как правило, происходит позже. [3]
Экспрессивная речь
Если дети с синдромом Дауна не получают интенсивной помощи, направленной на развитие речи, они начинают произносить первые слова позже, иногда гораздо позже обычных детей. Даже если они получают эту помощь, они всё равно, вероятно, начнут произносить слова позже, но прежде чем они заговорят, они смогут пользоваться жестами. Исследования, особенно те, которые были проведены Джоном Миллером и его коллегами из университета Висконсин, США, показали, что из четверых детей трое отстают в произнесении слов, и это не даёт им возможности чётко передать то, что они хотят, хотя они знают, что хотят сказать. Исходя из исследований Миллера, можно сказать, что примерно у 75% детей навыки экспрессивной речи начинают отставать от умения понимать речь в возрасте 18 месяцев. У оставшихся 25% детей уровень развития речи соответствует ожидаемому для их уровня понимания (Miller, 1988). Помимо эффекта снижения количества "совместных действий", который приводит к уменьшению возможностей для овладения речью, и только что рассмотренной задержки в произнесении слов и предложений, существует ряд других причин задержки в развитии речи. Среди них - потеря слуха и нарушения в слуховом восприятии. [2]
Потеря слуха
У значительного числа детей с синдромом Дауна в раннем возрасте наблюдается потеря слуха. Согласно исследованию, проведённому в Манчестере, это число достигает 4 из 5 (Cunningham & McArthur, 1981). У большинства детей эти потери то появляются, то исчезают, и вызываются инфекционными заболеваниями среднего уха, которые его блокируют. Однако у незначительного числа детей с синдромом Дауна наблюдается нейро-сенсорная глухота, и это - уже навсегда. Очень важно регулярно проводить проверку слуха и проводить соответствующее лечение. Несмотря на широкое распространение информации о повышенном риске нарушений слуха, не все дети с синдромом Дауна получают адекватную помощь аудиологических служб или соответствующее лечение после обнаружения серьёзной потери слуха.
Возможно, значительная часть нарушений и задержек речевого и когнитивного развития, которые описаны в работах, посвященных исследованию способностей взрослых с синдромом Дауна, вызвана потерей слуха в раннем возрасте, в критическое для развития речи время. Это важная область, которую необходимо исследовать, так как долговременных исследований развития детей с синдромом Дауна, которые включали бы в себя информацию о состоянии слуха в течение детских лет, не существует. [5]
Причины отставания в речи
Отставание в развитии речи вызвано комбинацией факторов, из которых часть обусловлена проблемами в восприятии речи и в развитии познавательных навыков. Любое отставание в восприятии и использовании речи может привести к задержке интеллектуального развития.
Общие черты отставания в развитии речи
- меньший словарный запас, приводящий к менее широким знаниям;
- пробелы в освоении грамматических конструкций;
- способность скорее осваивать новые слова, чем грамматические правила;
- большие, чем обычно, проблемы в изучении и использовании общепринятой речи;
- трудности в понимании заданий.
Кроме того, сочетание меньшей ротовой полости и более слабой мускулатуры рта, и языка физически затрудняют произношение слов; и чем длиннее предложение, тем больше возникает проблем с артикуляцией.
Для таких детей проблемы в развитии речи часто означают, что они фактически получают меньше возможностей и участвовать в общении.
Взрослые имеют тенденцию задавать им вопросы, не требующие ответов, а также заканчивать за них предложения, не помогая им сказать самим или не давая им для этого достаточно времени. Это приводит к тому, что ребенок получает:
-меньше речевого опыта, который позволил бы ему выучить новые слова структуры предложения;
-меньше практики, которая делала бы его речь более понятной. [3]
Методы коррекционной работы по развитию речи у детей синдромом Дауна
Язык жестов. После новаторской работы Пат Ле Прево в Оксфорде, впервые продемонстрировавшей пользу языка жестов для детей с синдромом Дауна, стали появляться исследования, подтверждающие важность его использования. Миллер показал, что, если детей учат пользоваться языком жестов, они получают возможность осваивать новые слова так же быстро, как и обычные дети (Miller et al., 1992). Разные дети осваивают слова с разной скоростью, как и обычные дети, которых он изучал; некоторые научаются быстрее, некоторые медленнее. Из 20 детей с синдромом Дауна 9 оказались в "средней" группе; они усваивали 23 слова за период времени, необходимый для достижения прогресса в один месяц, соответствующий психическому возрасту, а 11 были в "медленной" группе и учили около 6 новых слов в месяц. Несмотря на то, что никто из детей с синдромом Дауна не был в "быстрой" группе, их прогресс всё равно проходил в рамках "нормального" развития.
Некоторые из причин, по которым язык жестов является столь полезным для детей с синдромом Дауна, уже наверняка очевидны читателю. Если взрослые используют жесты в разговоре с детьми, это помогает уменьшить влияние потери слуха и проблем слухового восприятия, Обучение языку жестов поможет детям начать общаться, как только они научатся понимать, и таким образом, могут быть преодолены проблемы задержки развития речи. Когда дети овладевают речью, они обычно перестают пользоваться жестами и начинают использовать речь. Тем не менее, их необходимо поощрять продолжать использовать жесты для обозначения тех слов, которые им сложно произносить, так как это поможет окружающим понимать их.
Ещё один положительный аспект использования языка жестов заключается в том, что он облегчает процесс обучения человеку, взаимодействующему с ребёнком. Педагог (обычно родитель) учит жесты, соответствующие раннему словарю, который, как предполагается, ребёнок может понимать, и затем уделяет основное внимание обучению этих слов, подчёркивая их при общении с ребёнком, и тем самым, вероятно, облегчая ему задачу. Педагогу также необходимо убедиться, что ребёнок смотрит на него и видит жест, а это также способствует развитию хорошего контакта глазами, умения слушать и концентрировать внимание. На ребёнка накладываются дополнительные требования, связанные с тем, что ему приходится смотреть, чтобы выучить жест и понять, к какому объекту или действию он имеет отношение, но опыт свидетельствует, что дети с синдромом Дауна справляются с этими требованиями и получают пользу от применения жестов.
Поскольку дети с синдромом Дауна обычно отличаются хорошей зрительной памятью, жестовый язык для них – удачный способ общения. Взрослые должны сопровождать каждое слово соответствующим жестом, таким образом, ребенок постоянно слышит слово и видит жест.
Часто родители волнуются, что дети выберут «легкий» способ общения, жесты, и гораздо позднее начнут говорить. На самом же деле многолетний опыт применения этой системы показывает, что: (1) дети с синдромом Дауна (и не только), использующие жестовый язык, в среднем начинают говорить раньше, чем дети, не использующие никаких опор; (2) словарный запас у детей с синдромом Дауна, использовавших язык жестов, в дальнейшем оценивается как на 30% более богатый, нежели у их сверстников с тем же диагнозом, его не использовавших; (3) дети с синдромом Дауна зачастую могут начать использовать жестовый язык, то есть эффективно общаться с окружающими, очень рано – в возрасте 8-12 месяцев, тогда как собственно первые слова чаще всего появляются в речи детей с синдромом Дауна гораздо позже.
Таким образом, детям, которых учат жестовым обозначениям, гораздо легче выразить свои желания, свои мысли. Развивается их мышление, воображение, повышается мотивация к общению. У детей, которые не могут говорить и не имеют альтернативной системы выражения, может развиться фрустрация (депрессия) и нежелание продолжать попытки наладить общение.
Зачастую дети начинают использовать жесты спонтанно: показывать на то, что им хочется, рукой или пальчиком, изображать посасывание бутылочки (пальца, языка), если они голодны или проголодались. Однако таких спонтанных жестов недостаточно для развития словаря, речи в целом и мышления. Взрослые должны позаботиться о том, чтобы ввести в обиход упорядоченную систему жестов, а также о том, чтобы все окружающие ребенка люди (в семье, у теть-бабушек и т.п., на детской площадке, в детском саду и так далее) трактовали эти жесты однозначно и также использовали их параллельно с обычной, словесной речью.
Основные жесты, с которых вам следует начинать, - это общепринятые жесты (типа «пока!»), а также движения, с помощью которых ребенок может выразить свои потребности. Обычно начинают со знаков, которые произвольно выбирают для обозначения слов «еще» (в вышеупомянутой книге для обозначения этого слова предлагается постукивание друг об друга сжатыми кулачками) и «всё», или «нет». Таким образом, ребенок сможет попросить добавки еды, повторения забавного опыта, продолжения сеанса просмотра мультиков или повтора песни – выразить просьбу, а также выразить протест. Как говорилось выше, именно эти два мотива являются ведущими в мотивации для общения с самого младенчества.
Далее выбор жестов индивидуален. Конечно, вы захотите, чтобы был отдельный жест, изображающий кошку, если кошка – полноправный член вашей семьи. Если у малыша есть сестра, понадобится жест для ее обозначения, а если нет – с этим жестом-словом можно повременить сколь угодно долго.
Важные требования к жестам: (1) ребенок должен легко их воспроизводить; (2) все окружающие ребенка люди должны знать, что именно обозначают эти жесты, и реагировать соответствующим образом; (3) жесты должны обозначать нечто важное для ребенка, то, что постоянно встречается или требуется ему в повседневной жизни; (4) жесты должны давать ребенку возможность выразить себя и мотивировать его для дальнейшего освоения систем коммуникации.
Обычно дети с синдромом Дауна готовы использовать первые жесты к году. Когда ребенок сможет говорить слова, он постарается озвучивать слово и одновременно делать жест. Постепенно жесты отпадут как нечто ненужное, когда ребенок полностью перейдет к словесному способу самовыражения. Обычно это происходит к пяти годам.
Важно не забывать, что при этой системе общения ребенок должен постоянно видеть вас, когда вы с ним разговариваете и параллельно жестикулируете. Вы должны постоянно уделять внимание ребенку и смотреть на него, когда он пытается вам что-то «сказать», просигнализировать. На первых порах помогайте ребенку сделать жест, взяв его руки в свои. Всякий раз, когда ребенок сделал какой-то условленный жест, повторяйте вслух соответствующее слово. [6]
Общение с помощью досок с картинками (пиктограммами, буквами, словами)
На такой доске (или в блокноте с набором соответствующих картинок) ребенок показывает пальцем на изображение того, чего бы ему хотелось.
Подобную систему можно разработать на основе компьютерных программ Boardmaker или Picture This.
Так, можно повесить на стену дома и/или в детском саду доску с обозначением горшка/туалета или фотографией вашего ребенка на горшке, за столом, в кроватке, на прогулке и так далее, и малыш будет показывать, чего он хочет сейчас. Можно сфотографировать предметы, ассоциирующиеся с типичными просьбами: стакан воды, горшок и проч. На кухне можно поместить доску или положить фотоальбом с фотографиями различных напитков и блюд, чтобы ребенок мог выбрать и показать вам, чего он хочет. Возле музыкального центра уместны будут обложки компакт-дисков с детскими песенками и сказками, чтобы ребенок мог совершить самостоятельный выбор и знать, что его выбор уважают. Можно также разместить фотографии, обозначающие различные игрушки и виды деятельности (гулять, купаться, смотреть мультики, играть с мячом…), чтобы лучше понимать, чего просит ваш ребенок.
Чуть более сложная система включает условные картинки, обозначающие различные понятия. Например, ребенок может прикрепить к доске карточки «хочу»+«творожок», а затем и более сложные структурно «я вижу»+«черный»+«собака». Более старшим детям, умеющим читать (в случае серьезных проблем с речью), могут пригодиться для общения с близкими и малознакомыми людьми блокноты, где на каждой странице написаны какие-то слова или распространенные фразы. [4]
Электронные устройства, синтезирующие речь
Это наиболее редкий и дорогой способ, который может пригодиться детям, отличающимся огромным желанием общаться и серьезными трудностями в использовании любой другой системы коммуникации. Так, ребенок может освоить озвученный плакат со слогами (самый дешевый, пожалуй, способ) или специально разработанную компьютерную программу.
Вышеописанные системы общения не являются взаимоисключающими. Ребенок с синдромом Дауна может использовать 10-30 жестов для обозначения действий и предметов и при этом показывать пальцем на прикрепленный на холодильнике магнит с изображением пакета с соком или мороженого, чтобы показать маме, чего ему сейчас хочется. [4]
Пение и музыка. Детям с синдромом Дауна сложно запоминать цифры и слова, в отличие от других детей. В этом им может помочь обучение при помощи песни или танца, которое, помимо обучающей функции, несет в себе удовольствие.
При помощи пения и музыки дети с синдромом Дауна учатся различать звуки на слух, развивают свое воображение и учатся выражать свои мысли через слова, музыку, движения и жесты. В пении можно повторять одни и те же слова для лучшего их запоминания в приятной и творческой форме. Обучить ребенка несложной песенке может показаться трудным заданием, но оно того стоит, поскольку через этот способ ребенок выучит новые слова и сможет применять их в обычной жизни. Ребенок с синдромом Дауна также часто использует целые фразы из песен в повседневном общении. При этом дети также учатся рифмовать слова, что развивает их творческий потенциал.
Пение также развивает у таких детей навыки чтения. При пении дети произносят слова по слогам, что помогает им научиться читать. Также при пении дети учат новые для них слова, которые могут быть объяснены в самой песне, что помогает им лучше запомнить значение нового слова.
Если пение сопровождается танцами или другими движениями, это способствует улучшению их координации движения. Этот метод развивает у детей память и образное мышление. Пение также улучшает здоровье детей за счет правильного дыхания и улучшения циркуляции крови в легких.
Идеальным считается вариант, когда ребенок с синдромом Дауна учится посредством пения в группе таких же детей. Это позволяем им обмениваться мнениями и учиться друг у друга. [7]
2. Обследование речи
Первичное обследование речи
Работа по формированию речевых навыков начинается с оценки уровня актуального развития речи данного ребенка. В связи с тем, что в нашей стране отсутствуют стандартизированные методики обследования речевого развития, возможно использование так называемых "речевых карт" (схем логопедического обследования). В то же время, большинство логопедических методик не приспособлено для использования при диагностике уровня речевого развития детей с синдромом Дауна. Более пристального внимания заслуживает обследование понимания речи, а также ее коммуникативного использования.
1. Обследование понимания речи (импрессивная речь)
В первую очередь, понимание ребенком речи обследуется в спонтанной ситуации. Изучают, понимает ли ребенок высказывания, которые содержат аффективно значимые для него слова. Что имеется в виду? Путем наблюдения или в беседе с родителями выясняют, что ребенок любит, что является для него особенно значимым (многие дети любят слушать музыку, качаться на качелях, смотреть телевизор, имеют пристрастие к определенному лакомству - например, к некоторым видам конфет и т.д.). Затем при отсутствии значимого объекта или действия в поле зрения ребенка произносят высказывание, содержащее значимое слово (например: "Пойдем на качели", "Включим телевизор" или "Хочешь "Чупа-чупс"?" и т.п.). Если поведение ребенка изменится видимым образом - например, он повернет голову в сторону говорящего, подойдет к нему и т.п. - можно предположить, что он понял высказывание или его часть. Важны два момента: 1) предлагаемые объекты (виды деятельности) должны иметься в наличии; 2) пробы на понимание таких слов должны производиться несколько раз в течение обследования - не менее 3-5 (не подряд) - для получения достоверного результата.
Затем проверяют, выполняет ли ребенок словесные инструкции: а) в контексте происходящего; б)вне контекста происходящего. В первом случае (а) ребенка просят сделать что-либо в русле того, чем он занят. Например, если он играет с железной дорогой, можно сказать: "Поставь вагон на рельсы", "Возьми паровоз" и т.п. Если ребенок уронил что-либо, можно сказать ему: "Подними". Во втором случае (б) ребенку дают инструкции, не связанные с тем, чем он занят, например: "Подойди сюда", "Дай кубик" и т.п. При обследовании понимания инструкций следует избегать помощи (например, жестов) для получения более точной информации. Инструкции должны предъявляться в разных контекстах и ситуациях.
Направленное обследование понимания речи включает в себя задания на:
• понимание названий предметов;
• понимание названий действий;
• понимание названий качеств предметов, понятий, выражающих пространственные отношения и т.п.).
Если у ребенка есть собственная речь, то она обследуется одновременно с пониманием.
2. Обследование собственной речи (экспрессивная речь)
Во время наблюдения за спонтанным поведением ребенка фиксируются различные вокализации и внегортанные звукообразования (те, которые производятся без участия голосовых связок) ребенка. Полученная информация будет использована на первых этапах работы по развитию речи.
Важно обратить внимание на наличие спонтанного подражания различным звукам, словам и высказываниям, также фиксируются эхолалии (непосредственные и отставленные).
При наблюдении смотрят, как ребенок выражает свои требования или отказ от чего-либо. Даже если ребенок не использует речь (вокализации, слова и т.п.) для выражения желания или протеста, уже имеющиеся формы коммуникации могут стать фундаментом для формирования простейших речевых навыков или их предпосылок.
Помимо описанных выше форм речевого поведения, отмечается, каковы собственные спонтанные высказывания ребенка. В некоторых случаях такие высказывания могут не иметь коммуникативной направленности. Тем не менее, фиксируя их, можно получить косвенное представление о произносительной стороне речи, о связи высказываний ребенка с его действиями и т.д.
По возможности, проводится направленное обследование экспрессивной речи: изучают способность к вербальному подражанию, сформированность таких навыков как называние предметов, действий и т.д. Дальнейшее обследование проходит по стандартной схеме логопедического обследования: подробно исследуются произносительная сторона речи (интонации, громкость, качество произнесения звуков и т.п.), грамматическая структура речи, лексический состав, навыки диалога. Как отмечалось выше, все эти навыки обследуются одновременно с диагностикой понимания речи.
Для того чтобы обследование было полезным для построения программ по развитию речи, оно должно быть максимально точным и объективным. Поэтому целесообразно соблюдать следующие организационные условия: 1) наличие нескольких квалифицированных наблюдателей; 2) фиксация наблюдаемого (письменно или на видеокамеру); 3) структурирование полученной информации.
Схема обследования речевого развития детей с синдромом Дауна 4- 11 лет
Обследование импрессивной речи
1. Понимание речи на уровне диалога: Как тебя зовут? Кто тебя привел? Как можно играть с игрушками?
2. Понимание инструкций: одноступенчатая – возьми куклу; двухступенчатая – возьми карандаш у меня и положи на стол.
3. Понимание слов, обозначающих: (покажи: «+» - показал, «-» -затрудняется) (по предметным картинкам)
• предметы:
Инструкция: «Покажи то, что назову»
Тетя дедушка миска мишка мышка нож стакан чашка кошка лошадь
груша помидор рубашка варежки пирамида шея уши глаза нос пальцы
• действия:
Инструкция: «Покажи то, что назову»
Дает Идет сидит пишет читает пьет причесывает
Стирает Гладит ловит лежит ведет везет моет
• признаки:
Большой Чистый Красный Синий Близко Высоко
маленький грязный зеленый желтый далеко низко
4.Понимание предложений. (по сюжетным картинкам)
Инструкция: «Посмотри на картинки. Покажи то, о чем скажу»
Мальчик идет.
У девочки цветы.
Девочка чистит картошку.
Дети собирают грибы.
Девочка дает мальчику книгу.
Мяч лежит на скамейке.
5.Различение существительных единственного и множественного числа
Инструкция: «Покажи то, что назову»
матрешка-матрешки
шар – шары
гриб – грибы
машина - машины
мяч – мячи
6. Понимание существительных с уменьшительно – ласкательными суффиксами
Инструкция: «Посмотри на картинки (игрушки). Покажи дом (домик)»
дом – домик
утюг-утюжок
сумка – сумочка
кровать – кроватка
7. Выделение звука в составе слова (предметные картинки)
Инструкция: «Посмотри на эти картинки. Где кот (кит)»
кит-кот
ком-дом
мышка- мишка
коза – коса
Обследование экспрессивной стороны речи
1. Диалог
Как тебя зовут?
Кто тебя сюда привел?
Любишь играть с игрушками?
Что можно делать с этим игрушками?
пирамида_____________ машина _________________ мяч _________________
кукла ________________ барабан _________________ кубики_______________
2. Изучение активного словарного запаса:
• звукоподражания (игрушки или картинки)
как тикают часы?___________ как лает собака?_________ как кричит петух_________
как мяукает кошка?_________ как мычит корова?________ как кричит коза?_________
• существительные: ( Назови кто или что это?)
Дядя тарелка кровать собака мяч кофта кукла яблоко шапка
Бабушка Ложка стол рыба кубик свитер машина морковка колесо
• глаголы по сюжетным картинкам:
Инструкция: «Что делает мальчик (девочка, дядя)»
спит гуляет смеется плавает рисует катает играет надевает
ест падает едет летит плачет прыгает поет
• прилагательные по предметным картинкам. Показывая предметную картинку или соответствующие ситуации предметы, сравнивая предметы по величине или другому параметру, предлагаете ребенку ответить на вопросы типа: «какой по цвету мячик? какая кукла? Какое платье?»
большой чистый красный желтый
маленький грязный синий зеленый
• наречия: Создавая различные ситуации, с помощью просьб, вопросов стимулируете ребенка к выполнению действий (достать машину) и к речевым ответам: «Где машина?»
далеко близко высоко низко
3. Обследование грамматического оформления речи:
• И.п. мн.ч. (по предметным картинкам.)
кукла - куклы
стол – столы
пирамида – пирамиды
носок – носки
кубик – кубики
• Игра «Назови ласково»
мяч – мячик
флаг – флажок
шапка – шапочка
машина- машинка
4. Изучение слоговой структуры слова
Инструкция: «назови картинку или предмет»
|