Статистика


Онлайн всего: 4
Гостей: 4
Пользователей: 0

Форма входа

Поиск

Категории раздела

Диплом [327] Курсовая [699]
Реферат [397] Отчет [11]




Вт, 26.11.2024, 05:22
Приветствую Вас Гость | RSS
ДИПЛОМНИК т.8926-530-7902,strokdip@mail.ru Дипломные работы на заказ.
Главная | Регистрация | Вход
КАТАЛОГ ДИПЛОМНЫХ, КУРСОВЫХ РАБОТ


Главная » Каталог дипломов » бесплатно » Курсовая [ Добавить материал ]

МИРОВОЕ ХОЗЯЙСТВО
Реферат | 13.08.2014, 19:19

СКАЧАТЬ РАБОТУ БЕСПЛАТНО - 

СКАЧАТЬ

                                       СОДЕРЖАНИЕ

Введение………………………………………………………………………3
1. Мировое хозяйство. Мировой рынок. Международное разделение
труда…………………………………………………………………………...4
    1.1. Понятие мирового хозяйства и мирового рынка……………………4
    1.2. Сущность и развитие международного рынка труда……………….5
2. Структура мирового хозяйства……………………………………………7
    2.1. Группа стран в мировой экономике………………………………….7
    2.2. Характеристика индустриальных стран…………………………….10
    2.3. Характеристика стран с передовой экономикой и развивающихся
    стран………………………………………………………………………..12
3. Международная экономическая интеграция……………………………18
    3.1. Интеграционные комплексы мирового хозяйства…………………18
    3.2. Создание новых экономических союзов…………………………...24
Заключение…………………………………………………………………..28
Список литературы………………………………………………………….30

 

 

 

 

 

 

                                         ВВЕДЕНИЕ

Мы живем в динамичном мире. В 90-е гг. начинает меняться соотношение сил в мировом хозяйстве: лидерству США уверенно бросают вызов объединяющаяся Европа и вырастающий в великую экономическую державу Китай. “Японское экономическое чудо” сменилось полосой длительного хозяйственного застоя. Несмотря на “азиатский кризис” 1997 г., возобновилось динамичное развитие “новых индустриальных стран” Восточной и Юго-Восточной Азии. Вступили (разными темпами и с разными результатами) на трудный путь поиска новой социально-экономической системы страны Центральной и Восточной Европы и государства, образовавшиеся на месте СССР.
Наше время – это время усиливающейся взаимозависимости и взаимодействия национальных хозяйств, время бурного развития международных экономических отношений (МЭО). Из года в год темпы роста международной торговли превышают темпы роста производства, все больше производимых товаров поступает на внешние рынки. “Обычная” торговля дополняется и, пожалуй, даже вытесняется международной производственной кооперацией, делающей страны и территории своеобразными цехами международного производства. В этих условиях резко активизировалась деятельность транснациональных корпораций (ТНК), растет экспорт капитала в форме прямых иностранных инвестиций. Набирает силу интеграционная волна. Мировое хозяйство превращается в совокупность мощных интеграционных систем, взаимодействующих друг с другом. Рождается транснациональная мировая экономика, отражающаяся в большей прозрачности границ суверенных государств, а кое-где – и в их фактическом стирании. И это приносит странам и народам как выгоды, так и издержки.
Данный реферат, естественно, не претендует на подробное описание всех этих проблем и процессов. Из него можно получить сведения о наиболее значимых особенностях развития мирового хозяйства.

СКАЧАТЬ РАБОТУ БЕСПЛАТНО - 

СКАЧАТЬ

1. МИРОВОЕ ХОЗЯЙСТВО. МИРОВОЙ РЫНОК. 
МЕЖДУНАРОДНОЕ РАЗДЕЛЕНИЕ ТРУДА

1.1. Понятие мирового хозяйства и мирового рынка

Мировое хозяйство представляет собой единство двух подсистем - национальных хозяйств в их совокупности и международных экономических отношений, связывающих их в целостную систему. 
Мировое хозяйство - не просто сумма хозяйств отдельных стран. Речь идет именно о совокупности, о целостной системе таких хозяйств, связанных международным разделением и кооперацией труда, международными экономическими отношениями. Эффект такой системы хозяйств намного выше, нежели сумма эффектов их изолированного функционирования без связей и отношений друг с другом.
Важной составной частью мирового хозяйства является мировой (всемирный) рынок - система обменов товарами и услугами, сложившаяся на основе международного разделения труда и международных валютно-кредитных и финансовых отношений. Он образовался к концу XVIII в. в результате активизации торговли между странами и вовлечения в международный товарооборот все новых государств и территорий и продолжает изменяться и усложняться. Так, широкое распространение получили различные формы международного производственного кооперирования, что привело к снижению доли обычной торговли по сравнению с товарооборотом, обслуживающим устойчивые производственно-технологические связи.
Решающий фактор формирования мирового рынка и мирового хозяйства в целом - международное разделение труда (МРТ). Его можно определить как специализацию отдельных стран в рамках мирового (всемирного) хозяйства на тех или иных видах продукции и услуг, что обусловливает и предполагает обмен этих товаров и услуг на мировом рынке. Таким образом, МРТ является пространственной формой общественного разделения труда, характеризующейся разрывом между местом производства и местом потребления.

1.2. Сущность и развитие международного рынка труда

В МРТ можно различить две ситуации. Первая – когда страна ввозит какой-либо продукт из другой страны потому, что по природным условиям совершенно не может его производить; и вторая ситуация – когда ввозится продукт, который можно было бы произвести и у себя, но это обошлось бы дороже. Первую ситуацию можно назвать абсолютным МРТ, вторую - относительным.
В основе МРТ лежат различия в природе и в самих людях.
Одна из наиболее очевидных и первоначальных предпосылок МРТ - различия между странами в природно-географическом отношении. Страны различаются по своим природным богатствам, почвенно-климатическим условиям,  размерам территории, экономико-географическому положению и т.п. и специализируются в соответствии с этими различиями.
С развитием общества множатся и общественные причины МРТ – такие, как исторические и производственные традиции, различия в цене и квалификации трудовых ресурсов. Они перекрывают и заслоняют причины, лежащие в природных различиях, но не отменяют их. 
В современную эпоху главный фактор формирования МРТ - научно-технические достижения, способность страны генерировать идеи, воплощать их в новые технологии и внедрять эти технологии в производство и быт. “В наше время преимущества в конкурентной борьбе уже не определяются ни размерами страны, ни богатыми природными ресурсами или мощью финансового капитала. Теперь все решают уровень образования и объем накопленных обществом знаний”.
Главный побудительный мотив к участию в МРТ - экономическая выгода, получаемая при производстве товаров в тех странах, где для этого имеются абсолютные или сравнительные преимущества.
Если страна производит на единицу затрат какого-то товара больше, чем ее конкуренты, то она имеет абсолютное преимущество в производстве данного товара. Ей выгодно вывозить этот товар, а другим странам выгодно его покупать, так как собственное производство обошлось бы дороже.
Но торговля, МРТ развиваются и в условиях, когда страна ни в чем не располагает абсолютным преимуществом. Английский экономист Д. Рикардо в начале XIX в. открыл закон сравнительного преимущества: каждая страна располагает сравнительным преимуществом в производстве какого-то товара, торгуя им в обмен на остальные.
МРТ в своем развитии прошло несколько этапов. К концу XIX - началу XX в. процесс его формирования в основном завершился. После Октябрьской революции 1917 г. в России и создания в 1922 г. СССР из  капиталистического (рыночного) мирового хозяйства фактически “выпала” 1/6 часть суши. После Второй мировой войны со становлением экономик в ряде других стран Восточной Европы, Азии и Латинской Америки прежде единое мировое хозяйство на многие десятилетия раскололось на мировое капиталистическое и мировое социалистическое хозяйства, а мировой рынок - на мировой капиталистический и мировой социалистический рынки. Разделение труда на каждом из этих рынков стало именоваться соответственно международным капиталистическим разделением труда (МКРТ) и международным социалистическим разделением труда (МСРТ). Начавшаяся коренная трансформация экономических структур, возвращение к рыночным механизмам хозяйствования в государствах Центральной и Восточной Европы и в республиках бывшего СССР, рыночные реформы в азиатских социалистических странах (КНР, Вьетнам) знаменуют собой начало  воссоздания на новых основах единого мирового рыночного хозяйства.

               2. СТРУКТУРА МИРОВОГО ХОЗЯЙСТВА

2.1. Группы стран в мировой экономике

При первом рассмотрении мировое хозяйство выглядит как конгломерат из примерно 230 государств и территорий. Они весьма существенно различаются по размерам территории, населению, экономической мощи, уровням жизни и технологического развития и т.д. На одном полюсе – такие высокоразвитые страны, как США, Япония, Германия; на противоположном - слаборазвитые бедные страны типа Афганистана, Чада, Сомали, Бангладеш.
Не существует какой-либо единственной и исчерпывающей классификации стран мира. Чаще всего их классифицируют по уровню ВВП или ВНП на душу населения.
Но абсолютизировать этот показатель неправильно. Распределение доходов в обществе может происходить по-разному. То же можно сказать и об условиях питания, доступности образования, здравоохранения, условиях труда, обеспеченности работой и т.д. Кроме того, данные о ВВП или ВНП на душу населения не отражают степень технологического развития страны, сложность структуры ее экономики. Об этом говорит, например, присутствие в первой тройке двух монокультурных (нефтедобывающих) стран – Саудовской Аравии и Кувейта.
Поэтому используют и многомерные классификации стран мира. Из них наиболее известен так называемый индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП, иначе – индекс человеческого развития) ООН. Это интегральный показатель, состоящий из трех компонентов: 1) средняя ожидаемая продолжительность жизни людей; 2) уровень образованности и 3) реальная величина средних доходов жителей. При этом образованность населения измеряется комбинацией из двух величин: а) доля грамотных среди взрослых людей старше 15 лет (в %) и б) средняя продолжительность обучения (количество лет). Доля грамотных при расчете общего уровня образованности учитывается с коэффициентом 2/3, а продолжительность обучения – 1/3. Если нет данных о средней продолжительности обучения, то берется совокупная доля в населении учащихся начальных, средних и высших учебных заведений. Откорректированные доходы рассчитываются по сложной программе на основе величины ВНП на одного жителя, но с поправками на ППС и с учетом показателей, отражающих специфику распределения средств в обществе, в частности соотношения доли доходов 20% беднейших и 20% самых богатых людей, а также соотношения национальных показателей со среднемировым “порогом доходов”, обеспечивающих нормальный уровень жизни людей.  В результате величина “реального” ВНП на душу населения, определенная таким способом и используемая далее при расчетах ИРЧП, значительно меньше, чем официальная исходная цифра. 
Исходя из рангов стран по ИРЧП эксперты ООН делят страны мира на три группы: 1) страны с высоким уровнем развития человеческого потенциала; 2) страны со средним уровнем развития человеческого потенциала; 3) страны с низким уровнем развития человеческого потенциала. В первую десятку стран мира по величине ИРЧП в 1998 г.  входили (в порядке убывания): Канада, Франция, Норвегия, США, Исландия, Финляндия, Нидерланды, Япония, Новая Зеландия и Швеция. Россия, аттестованная как страна со средним уровнем развития, занимала 72-е место (между Оманом и Эквадором). 
До недавнего времени в нашей стране государства мира чаще всего подразделяли на три основные группы: 
•    развитые капиталистические страны;
•    социалистические страны;
•    развивающиеся страны.
    Соответственно выделялось мировое капиталистическое хозяйство (МКХ), включавшее развитые капиталистические страны, и мировое социалистическое хозяйство (МСХ). Если убрать прежние, сугубо пропагандистские, характеристики MCX как более совершенного по сравнению с МКХ типа взаимодействия национальных хозяйств и т.п., то это деление, по нашему мнению, в целом отражало реальное положение дел вплоть до конца 80-х - начала 90-х гг. 
    В настоящее время свои варианты деления стран мира на группы предлагают такие международные организации, как ООН, Международный валютный фонд (МВФ), Всемирный банк и др.
    Мы считаем, что в рамках мировой экономики страны можно разделить на три большие группы:
*      индустриальные страны; 
*      страны с переходной экономикой;
*      развивающиеся страны.
    Отнесение страны к той или иной группе определяется особенностями ее экономического, культурного и политического развития. Обычно в одну группу стран в мировой экономике входят государства с общими или близкими характеристики экономического развития, схожей институциональной структурой хозяйственного управления, близкими принципами организации производства, общностью стоящих перед ними проблем и т.п.
    
    2.2. Характеристика индустриальных стран
    
    Индустриальные страны (industrial countries), или развитые страны Запада, – 24 промышленно развитых страны Северной Америки, Европы и Тихоокеанского бассейна с высоким уровнем доходов. Ведущую роль в группе индустриальных стран играют государства так называемой “большой семерки” (или группы G-7) - США, Канада, Япония, ФРГ, Франция, Италия, Великобритания. Пять из указанных государств образуют ядро НАТО, четыре из шести составляют костяк ЕС. На их основе сформировались три конкурирующих “центра силы” мирового хозяйства - североамериканский, японский и западноевропейский, которые вовлекают в свои орбиты и другие государства мира.
    Индустриальные страны, в которых проживает только 16% населения мира, производят 53% мирового ВВП и 47% мировой промышленной продукции (1997 г.). Они обеспечивают более 70% мирового экспорта. Им принадлежит более 90% накопленной стоимости прямых иностранных инвестиций, здесь расположены штаб-квартиры крупнейших транснациональных корпораций (ТНК) мира. Уровень жизни в развитых капиталистических странах намного выше, чем в среднем по миру, а их превосходство по этому показателю над наименее развитыми странами мира составляет гигантскую величину (более чем в 60 раз по рыночному обменному курсу валют и более чем в 15 раз по ППС). 
    Индустриальные страны Запада (их также называют промышленными, развитыми странами Запада и т.д.) объединяет помимо прочего то, что в отличие от остальных государств мира они уже вступили в новый этап технико-экономического развития – постиндустриальный (информационный). 
    Термин “постиндустриальное общество” был предложен американским социологом Дэниeлом Беллом еще в 1965 г. По его мнению, термин “постиндустриальное общество” соотносится с “доиндустриальным” и “индустриальным”.
    Доиндустриальное общество в основном добывающее, его экономика основана на сельском хозяйстве, добыче угля, энергии, газа, рыболовстве, лесной промышленности.
    Индустриальное общество - в первую очередь обрабатывающее, в котором энергия и машинная технология используются для производства товаров.
    Постиндустриальное общество - это организм, в котором телекоммуникации и компьютеры выполняют основную роль в производстве и обмене информацией и знаниями.
    Если индустриальное общество основано на машинном производстве, то постиндустриальное характеризуется интеллектуальным производством. И если капитал и труд являются основными структурными чертами индустриального общества, то информация и знания являются таковыми для постиндустриального общества. 
    По некоторым оценкам, совокупное общественное время, затрачиваемое в развитых странах на производство и обмен информацией, уже значительно превышает расходуемое на производство и обмен материальной продукцией. В США, идущих в авангарде информационной революции, с 1991 г. расходы на приобретение информации и информационных технологий превышают затраты на приобретение производственных технологий и основных фондов. В 70-80-х гг. в развитых странах Запада произошла коренная структурная перестройка экономики, выразившаяся в переходе от ресурсорасточительных к ресурсосберегающим технологиям, освобождении предприятий от массы накопленных устаревших основных средств, стремительной компьютеризации хозяйства и почти всех сфер общественной и частной жизни. Конечно, новая экономика не сдала полностью на слом старую, индустриальную - так или иначе она опирается на ее аппарат. Однако в целом в экономиках развитых стран Запада сейчас доминирующую роль играет сфера услуг (включая информационные услуги). К середине 90-х гг. в ведущих странах Запада в сфере услуг было сосредоточено 63-75% всех занятых, там создавалось 62-74% ВВП. Что касается промышленности, то страны Запада сохраняют и развивают прежде всего ее высокотехнологичные наукоемкие отрасли. А материало- и трудоемкие производства переместились на полупериферию и периферию мирового хозяйства - в развивающиеся государства, а в последнее время и в страны с переходной экономикой, ближе к источникам сырья и дешевой рабочей силы. За пределы развитых стран выносятся и  экологически вредные, “грязные” производства - металлургические, нефтеперерабатывающие, нефтехимические, целлюлозно-бумажные и т.п. 
    Переход индустриальных стран к информационной стадии развития привел к тому, что они все более замыкаются на взаимных связях. Так, на взаимную торговлю этой группы стран приходится примерно половина мирового экспорта товаров, основная часть мирового экспорта и импорта услуг (в том числе мировой торговли НТ знаниями); взаимные инвестиции РКС составляют большую часть ежегодного мирового потока прямых зарубежных инвестиций. 
    
    2.3. Характеристика стран с переходной экономикой и развивающихся стран
    
    Страны с переходной экономикой (economies/countries in transition) –  государства Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ) и бывшего СССР, а также Монголия (всего 28 стран), переходящие от централизованно планируемой к рыночной экономике. Главные направления реформ:
    1) специальные меры по оздоровлению системы цен и денежно-финансовой сферы (вплоть до “шоковой терапии”);
    2) разгосударствление и приватизация;
    3) демонополизация;
    4) аграрная реформа;
    5) либерализация внешней торговли и привлечение иностранного капитала.
    При этом на ходе и результатах экономических реформ весьма существенно сказываются особенности исторического развития, экономического, политического и социального положения в каждой стране. Сложный переход от плановой к рыночной экономике проходил и проходит достаточно болезненно. 
    Страны с переходной экономикой занимают в современной мировой экономике промежуточное положение. С одной стороны, по многим экономическим и социальным показателям (таким, как валовой продукт на душу населения, средняя продолжительность жизни, детская смертность, покупательная способность населения, “качество жизни” и т.д.) они занимают место в ряду развивающихся стран. С другой стороны, они имеют относительно развитые индустриальные (даже с элементами постиндустриальных) экономики, располагают достаточно солидным научно-техническим и человеческим потенциалом. 
    Развивающиеся страны (developing countries) – более 130 государств Азии, Африки и Латинской Америки, характеризующихся низким и средним уровнем доходов. Эта группа стран глубоко неоднородна. По абсолютным масштабам экономики среди них выделяется так называемая “большая семерка Юга” (КНР, Индия, Бразилия, Индонезия,  Мексика, Республика Корея, Таиланд), а по уровню доходов на душу населения - сравнительно небольшая группа стран-экспортеров нефти и так называемых новых индустриальных стран (НИС). К последним чаще всего относят Республику Корея, Тайвань, Гонконг, Сингапур – “четыре азиатских тигра” или “дракона”; Малайзию, Таиланд, Мексику, Бразилию и Аргентину. 
    НИС Азии, взявшие на вооружение экспортно-ориентированную стратегию индустриализации,  совершили впечатляющий экономический рывок. Среди главных факторов их успеха -  первостепенное внимание образованию, высокий уровень национальных сбережений, государственная политика содействия экономическому росту, ставка на международную промышленную специализацию и кооперацию. Азиатские НИС во многом повторили японскую хозяйственную модель, адаптировав многие хозяйственные методы Японии. Не случайно экономисты сравнивают Восточную Азию с “летящей гусиной стаей”, где Япония играет роль вожака, за которым следуют НИС.
    В то же время здесь несравненно большую роль, чем в Японии, сыграли зарубежные ТНК. Создание экспортного потенциала азиатских НИС обусловлено выходом ТНК за рамки национальных границ и активным перемещением из развитых стран в НИС трудо-, энерго- и материалоемких производств, а также выпуска массовой потребительской продукции, отработавшей свой жизненный ресурс в развитых странах.  Эти страны оказались для ТНК привлекательными прежде всего дешевизной рабочей силы и возможностью ее более интенсивного использования. Налажен выпуск самой разнообразной продукции - от товаров широкого потребления до компьютеров, сверхбольших интегральных схем, автомобилей, судов и самолетов. Главной “визитной карточкой” азиатских НИС являются сейчас производство бытовой электроники и компьютерная индустрия. 
    Произведенная в НИС Азии продукция идет в первую очередь на экспорт в промышленно развитые страны. По совокупной стоимости вывоза НИС Азии (вместе взятые) сейчас уступают в мире лишь США и Германии, причем доля промышленных изделий в их экспорте составляет от 71 (Таиланд) до 96% (Тайвань) (1997 г.).
    В 1997-1998 гг. большинство НИС Азии оказалось в эпицентре международного финансового кризиса. В наибольшей степени от него пострадали Таиланд и Республика Корея. Пошли разговоры о конце “азиатского экономического чуда”. Однако азиатские НИС продемонстрировали способность к быстрой экономической регенерации. После девальвации национальных валют и  антикризисных мер, предпринятых правительствами совместно с МВФ, с 1999 г. там растет (хотя медленнее, чем до кризиса) реальный ВВП, наблюдается настоящий  экспортный бум, восстанавливаются фондовые рынки, увеличиваются золото-валютные резервы, растут курсы валют по отношению к доллару США. В то же время кризис показал уязвимые места “азиатской модели” и поставил на повестку дня необходимость региональной экономической интеграции по типу ЕС. Без нее страны Восточной и Юго-Восточной Азии обречены на постоянное отставание на один шаг от “богатого Запада”, занимаясь массовым тиражированием уже отработанных технологий.
    Латиноамериканские НИС, в отличие от азиатских, осуществляли индустриализацию через замещение импорта внутренним производством. Как и в случае с экспортно-ориентированной моделью индустриализации, важную роль в реализации этой стратегии играло государство. Оно определяло основные параметры и цели индустриализации, производило товары на предприятиях масштабного государственного сектора, развивало социальную и экономическую инфраструктуру, защищало молодые отрасли промышленности от зарубежных конкурентов путем введения торговых барьеров. Однако национальная промышленность, сформировавшаяся в рамках импортозамещающей модели индустриализации, в итоге оказалась неэффективной и не позволила существенно сократить потребности в импорте промышленных товаров.
    На другом полюсе развивающегося мира все более явственно проглядывает группа так называемых наименее развитых стран (НРС). Иногда эту деградирующую часть периферии называют “четвертым миром”.  По нынешней классификации ООН к НРС относятся 48 государств Африки, Южной и Восточной Азии, Карибского бассейна, Ближнего Востока и Океании (такие, как Бангладеш, Мьянма, Танзания, Судан, Эфиопия). Общая численность населения НРС в 1996 г. составляла 555 млн. чел. ВВП на душу населения в них не превышал 950 дол. США в год. Доля промышленности в ВВП в “четвертом мире” в среднем 19%, сельского хозяйства (в основном натурального и полунатурального) – 37%. На протяжении большей части 80-х и 90-х гг. темпы роста населения здесь превышали прирост производства продовольствия. Средняя ожидаемая продолжительность жизни – чуть больше 50 лет. Средний показатель грамотности взрослого населения в этой группе стран составляет всего 40%.
    Развивающийся мир в целом продолжает существенно отставать по уровню развития от индустриально развитых стран Запада, образующих центр мирового хозяйства. Среди причин отсталости развивающихся стран можно отметить их колониальное и зависимое прошлое, перенаселенность, низкий уровень технологии, многоукладность экономики, в которой огромные массы людей связаны с традиционным аграрным сектором хозяйства, воспроизводящим экономическую и социальную отсталость, специфику этносоциополитической структуры, а также характер взаимоотношений стран богатого “Севера” с отсталым “Югом”. Преодоление разрыва между “Севером” и “Югом” займет длительный исторический период. По самым оптимистическим оценкам западных экономистов, возможность ликвидации существующего разрыва между развитыми и развивающимися странами может возникнуть лишь в середине XXI в., да и то при условии значительного притока внешних ресурсов. Именно в развивающихся странах наиболее острые формы принимают так называемые глобальные проблемы человечества - демографическая, продовольственная и др. 
    Почти четверть населения развивавшихся стран живет в абсолютной бедности.  Абсолютная бедность – это неадекватное питание или вообще голод, плохое здоровье из-за необеспеченности медицинской помощью, отсутствие жилища или его полное несоответствие принятым стандартам, необеспеченность социальными услугами, практическая невозможность получить образование и т.д.
    До сих пор население нескольких десятков стран страдает от оспы; от малярии ежегодно умирает 8-9 млн. человек; периодически случаются вспышки холеры и даже чумы. Такое опаснейшее заболевание, как СПИД, в наибольшей степени затронуло развивающиеся страны, и особенно Африку. Разумеется, острота этих и других социально-экономических проблем неодинакова в разных государствах и регионах развивающегося мира; особенно неблагополучная обстановка сложилась в Африке и Южной Азии.
    Однако, низкая оплата труда сама по себе уже не может гарантировать сохранения конкурентоспособности промышленности развивающихся стран. В этих условиях удержать и упрочить свои позиции на мировом рынке могут только те экспортеры промышленных изделий, которые способны сочетать преимущества низкой оплаты труда с выборочным внедрением научно-технических достижений. Таким путем пошли НИС “первой волны” (Республика Корея, Тайвань, Гонконг, Сингапур), где разворачиваются собственные НИОКР, налажено производство сравнительно сложных изделий, требующих квалифицированного, более дорогостоящего труда.
    Несмотря на серьезные хозяйственные достижения отдельных государств, большинство развивающихся стран сохраняет аграрно-сырьевую специализацию хозяйства и экспорта. Но в последние десятилетия нарастает тенденция падения мировых цен на сырье и роста цен на ввозимые развивающимися странами промышленные товары. В результате развивающиеся страны недополучили значительные суммы экспортной выручки, что в свою очередь заметно уменьшило их возможности по импорту энергии, продовольствия, промышленных товаров, технологий и т.д. Особенно губительное воздействие падение мировых цен на сырье оказывает на страны с “монокультурной” экономикой, зависящие от экспорта немногих видов сырья, а то и одного-единственного.
    Современная структура мирового хозяйства может также быть передана через понятия “центр”, “полупериферия” и “периферия”.
    Центр МХ включает в себя развитые страны Запада.
    К полупериферии можно отнести большинство стран с переходной экономикой. В нее входят и наиболее “продвинутые” развивающиеся государства – “новые индустриальные страны” (НИС).
    В перспективе зона полупериферии будет и дальше расширяться - в нее может вписаться едва ли не преобладающая часть Латинской Америки, ряд стран Азии. В ближайшее время ряд стран полупериферии может войти в состав центра мирового хозяйства (Республика Корея, Тайвань, Сингапур, а также часть стран с переходными экономиками, прежде всего Польша, Чехия, Венгрия, Словения, Эстония).
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    3.  МЕЖДУНАРОДНАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ИНТЕГРАЦИЯ
    
    3.1. Интеграционные комплексы мирового хозяйства
    
    Современное мировое хозяйство - это не только совокупность и взаимопереплетение национальных экономик. Другим его срезом являются интеграционные комплексы, включающие в себя национальные хозяйства нескольких государств и отличающиеся более развитым взаимным разделением труда, сближением и взаимоприспособлением экономических механизмов, более тесным переплетением капиталов, проведением согласованной межгосударственной экономической политики. Образование  интеграционных группировок получило особый размах в последние годы. В настоящее время в мире действует более 85 региональных торговых экономических соглашений и договоренностей, в рамках которых осуществляется более 60% мировой торговли. Существует несколько основных видов интеграционных объединений. Это зона свободной торговли, таможенный союз, общий рынок, экономический союз.
    Зона  свободной  торговли (ЗСТ) представляет собой группу из двух и более стран, в которых отменены пошлины и другие ограничительные меры во взаимной торговле в отношении товаров, происходящих из этих стран. В отношении стран, не участвующих в соглашении, каждое государство-участник зоны свободной торговли проводит самостоятельную торговую политику. 
    В  таможенный  союз, как и в ЗСТ, входят две и более страны, которые отменили во взаимной торговле таможенные пошлины и сборы и другие ограничительные мероприятия. Но, в отличие от ЗСТ, государства-участники таможенного союза проводят единую таможенную политику в отношении третьих стран (не входящих в союз), применяя по отношению к ним одни и те же пошлины и другие мероприятия по регулированию торговли.
    Общий  рынок  возникает тогда, когда таможенный союз дополняется ликвидацией барьеров между странами не только во взаимной торговле, но и на пути перемещения рабочей силы и капитала.
    Экономический  союз  предполагает в дополнение ко всем перечисленным выше интеграционным мероприятиям проведение странами-участницами единой экономической политики, создание системы межгосударственного регулирования социально-экономических процессов.
    На практике границы между указанными типами интеграционных объединений весьма условны и их развитие может идти по восходящей - от ЗСТ к экономическому союзу.
    Наибольшей степени зрелости достиг интеграционный хозяйственный комплекс в Западной Европе, где в 1957 г. было создано Европейское экономическое сообщество (ЕЭС). Договор о его образовании подписали в Риме ФРГ, Франция, Италия, Бельгия, Нидерланды и Люксембург. С 
1967 г. ЕЭС имеет общие руководящие органы и единый бюджет с двумя другими европейскими ин¬теграционными объединениями - Европейским объединением угля и стали (ЕОУС) и Европейским сообществом по атомной энергии (Евратом). Межгосударственное интеграционное объединение стало официально именоваться Европейскими сообществами - ЕС (часто использовался неофициальный синоним: Европейское сообщество). При этом договоры об учреждении ЕЭС (или “Общего рынка”), ЕОУС и Евратома остались в силе. В 1973 г. к ЕС присоединились Великобритания, Дания и Ирландия, в 1981 г. - Греция, в 1986 г. - Испания и Португалия, в 1995 г. – Австрия, Финляндия и Швеция. С 1 ноября 1993 г., после вступления в силу Маастрихтского договора, Европейское сообщество стало официально именоваться Европейским союзом (ЕС). ЕС имеет специальные торгово-экономические соглашения со многими странами мира. Например, согласно так называемым Ломейским конвенциям (первая из которых была подписана в 1975 г.) фактически все товары из 70 стран Африки, Карибского бассейна и Тихого океана получили беспошлинный доступ на рынок ЕС. Похожие соглашения есть и с 12 странами Средиземноморского бассейна. Кроме того, существует Таможенный союз ЕС с Турцией и Кипром. В 1991-1995 гг. было подписано девять так называемых Европейских соглашений со странами Центральной и Восточной Европы. Шесть из них (с Болгарией, Чехией, Венгрией, Польшей, Румынией и Словакией) уже действуют, три (с Литвой, Латвией и Эстонией) ожидают ратификации. Готовится десятое соглашение со Словенией. Европейские соглашения  охватывают как политические, так и экономические вопросы. В частности, уже с 1 января 1995 г. были сняты таможенные барьеры на все товары, импортируемые в ЕС из подписавших их стран Центральной и Восточной Европы  (за исключением текстиля, для которого это было сделано к концу 1997 г.).
    24 июня 1994 г. на острове Корфу было подписано Соглашение о сотрудничестве и партнерстве между ЕС и Россией (вступило в силу с 1 февраля 1996 г.). 
    В Римском договоре отмечалось, что в рамках ЕС создается Общий (единый) рынок, представляющий собой пространство “четырех свобод” – свобода движения товаров, капиталов, услуг и рабочей силы.
    Первым шагом в формировании ЕС стала постепенная, в три этапа (с 1959 по 1968 г.), отмена таможенных пошлин в торговле между “шестеркой” стран ЕС и создание таможенного союза. По отношению к третьим странам, не входящим в ЕС, был установлен Единый таможенный тариф ЕС. Затем, по мере присоединения к ЕС новых стран, упразднялись таможенные пошлины в торговле между государствами-основателями ЕС и новыми участниками.
    Одним из важнейших направлений политики ЕС является Единая аграрная политика. Она была введена в действие в 1964 г. и по сей день остается важнейшей статьей бюджета Европейского союза (около 48% расходов в 1995 г.). Аграрная политика гарантирует производителям сельскохозяйственной продукции ее сбыт по заранее устанавливаемой цене интервенции. По некоторым товарам был введен режим прямых дотаций производству. К концу 80-х гг. политика цен охватывала более 90% сельскохозяйственного производства в ЕС. Для централизованного финансирования сельского хозяйства был создан Фонд ориентации и гарантирования сельского хозяйства, финансируемый из бюджета ЕС. 
    Кроме того, Совет министров ЕС устанавливает лимитированные импортные цены, т.е. минимальные цены, по которым те или иные продукты могут быть импортированы в страны-члены Европейского союза. Эти цены, которые из-за ввозных пошлин во многих случаях выше мировых, предназначены для защиты сельского хозяйства ЕС от конкуренции со стороны более дешевых продуктов из стран, не входящих в Союз. Фермеры получают из бюджета ЕС субсидии в случае неблагоприятных погодных условий (заморозки, засухи и т.п.), на строительство новых помещений, модернизацию производства, закупки новой техники и т.д. Субсидируется и экспорт сельскохозяйственных товаров - экспортеры получают возмещение, которое должно компенсировать разницу между мировой ценой и более высокой ценой в ЕС.
    Новая политика включает следующие меры.
*     Для обеспечения конкурентоспособности аграрной продукции ЕС, цены на земледельческую продукцию и говядину в течение трех лет были снижены, чтобы приблизиться к уровням мировых рынков (для зерновых, например, снижение цен составило 29%, для говядины – 15%). 
*     Для того чтобы фермеры могли выжить в новых условиях, им выплачиваются компенсирующие платежи. В случае зерновых и других земледельческих культур выплата компенсации находится в зависимости прежде всего от сокращения обрабатываемых земель (set aside). Эта мера рассматривается как инструмент контроля за уровнем и эффективностью производства. 
*     В производстве говядины потолки компенсирующих премиальных платежей устанавливаются на индивидуальной или региональной основе и зависят от поголовья скота в расчете на гектар. 
    Кроме того, новая аграрная политика включает в себя так  называемые меры сопровождения - сохранение аграрной окружающей среды, лесонасаждение и прекращение сельскохозяйственной деятельности путем досрочного выхода фермеров на пенсию.
    В рамках ЕС также проводится региональная политика, нацеленная на оказание помощи так называемым проблемным районам Союза. Прежде всего, речь идет о слаборазвитых районах, в которых уровень ВВП на душу населения не превышает 75% среднего для ЕС показателя. Это Греция, Ирландия и Португалия, а также значительная часть Испании, юг Италии, остров Корсика, Се¬верная Ирландия, Северная Шотландия и др. В конце 80-х гг. в Римский договор об организации ЕС была внесена специальная глава о сотрудничестве в научно-технической области. Завершена реализация четвертой рамочной научно-технологической программы стран ЕС. Ее цель и цели двадцати входящих в нее специализированных программ - обеспе-чение конкурентоспособности Западной Европы в области информа¬ционных технологий и технологий средств связи, промышленных технологий, биотехнологии, энергетики и т.д. Большое внимание уделяется вопросам охраны окружающей среды. 
    ЕС принимает активное участие в программе ЭВРИКА, направленной на налаживание европейской широкомасштабной кооперации в области новейшей технологии (осуществляется с 1985 г.). Члены ЭВРИКА – Европейская комиссия и 25 европейских государств, включая всех 15 членов ЕС и Россию. В настоящее время в рамках этой программы осуществляется 665 проектов общей стоимостью 5,6 млрд. ЭКЮ, в разработке которых принимают участие почти 3 тыс. различных европейских организаций (2/3 из них – промышленные компании); 684 проекта стоимостью 11,6 млрд. ЭКЮ уже завершены. Основные направления исследований и разработок – информационные технологии, связь, робототехника и автоматизация производства, новые материалы, медицина и биотехнология, охрана окружающей среды, лазерная техника, транспорт. 
    Формирование интеграционного комплекса в ЕС включало и создание ряда региональных валютно-кредитных и финансовых организаций. С марта 1979 г. начала функционировать Европейская валютная система (ЕВС), предназначенная для уменьшения колебаний валютных курсов и стимулирования интеграционных процессов. В рамках ЕВС была введена европейская валютно-расчетная единица - ЭКЮ, базирую¬щаяся на корзине (наборе) валют стран-членов ЕВС.
    К 80-м гг. Европейское сообщество стало одним из главных центров мирового хозяйства и крупнейшим торговым блоком на планете. Однако ЕС так и не стало подлинным общим рынком - как мы уже упоминали, сохранялось много препятствий для свободного экономического обмена между государствами. Постоянно нарушались положения Римского договора в части свободного перемещения товаров. Вызовы времени на рубеже 80-x гг. - иранская революция, Афганистан, кризис в Польше, Фолклендская война - показали, что у Сообщества отсутствует четкая внешнеполитическая линия, инструменты и возможности урегулирования кризисных ситуаций. Политический вес, влияние ЕС были явно неадекватны его растущей экономической мощи.
    Перед Сообществом встали две взаимосвязанные задачи. Первая - завершить создание единого внутреннего рынка (ЕВР) со свободным перемещением товаров, капиталов, услуг и людей. Вторая - образовать валютно-экономический и политический союзы, превратив тем самым ЕС в некую полуконфедеративную-полуфедера¬ивную супердержаву.
    Первая задача - создание ЕВР - решалась на основе Единого Европейского Акта, подписанного в феврале 1986 г. и вступившего в силу 1 июля 1987 г. Этим Актом была поставлена задача создать к 1 января 1993 г. ЕВР Сообщества, который обеспечивал бы свободное движение товаров, капитала и рабочей силы по всей его территории. Эта задача успешно решена. 
    Переход Сообщества в новое качество - Европейский союз - основывается на договоре о Европейском союзе. Он был подписан в голландском городе Маастрихт 7 февраля 1992 г. Маастрихтский договор предусматривал, в частности, постепенный переход от уже созданного единого рынка к полному Экономическому и валютному союзу (ЭВС), создание Европейского центрального банка (ЕЦБ) и замену национальных денежных знаков единой валютой евро, учреждение гражданства ЕС. Создание Европейского союза не ликвидировало договоры об образовании ЕОУС, ЕЭС и Евратома, которые с дополнениями, предусмотренными Маастрихтским и Амстердамским договорами, являются основой ЕС.
    
    3.2. Создание новых экономических союзов
    
    Европейский союз - не единственная интеграционная группировка в Западной Европе. В 1959-1960 г. по инициативе Великобритании и Скандинавских стран была учреждена Европейская ассоциация свободной торговли (ЕАСТ), которая рассматривалась большинством ее участников как временная организация для усиления их позиций на будущих переговорах о вступлении в ЕЭС. И действительно, в дальнейшем Великобритания (1972 г.), Дания (1972 г.), Португалия (1985 г.), Австрия (1995 г.), Финляндия (1995 г.) и Швеция (1995 г.) вышли из ЕАСТ и присоединились к ЕС. Сейчас в ЕАСТ остались только Норвегия, Швейцария, Исландия (вступила в 1970 г.). Ассоциированным членом ЕАСТ является Лихтенштейн, находящийся с 1923 г. в таможенном союзе со Швейцарией. Совет ЕАСТ находится в Женеве.
    В отличие от Европейского союза ЕАСТ представляет собой региональную экономическую группировку с сохранением суверенных прав государств-участников и отсутствием наднациональных институтов, имеющих право издавать законы. ЕАСТ - зона свободной торговли, обеспечивающая свободную беспошлинную торговлю между странами-членами промышленными товарами (действие конвенции EAСT в принципе не распространяется на сельскохозяйственную продукцию). В отношениях с третьими странами каждая страна ЕАСТ проводит самостоятельную внешнеторговую политику и сохраняет свои таможенные пошлины. Действуют соглашения о свободной торговле между ЕАСТ и 14 государствами Европы и Азии.
    Расширение влияния ЕС, а также усиление на мировом рынке конкурентных позиций США и Японии привели к активизации связей между ЕС и ЕАСТ. Переговоры о более тесных связях между этими организациями начались в июне 1990 г. и завершились соглашением о создании Европейского экономического пространства (ЕЭП), подписанным 2 мая 1992 г. в Порто. Договор на 70% перекликается с законодательством, лежащим в основе ЕВР ЕС, предусматривая окончательное устранение торговых барьеров между странами-участницами (тарифные и количественные барьеры между ними были сняты еще к концу 1983 г.), свободу передвижения людей, капиталов и услуг. Соглашения о ЕЭП не распространяются на сельскохозяйственную сферу, однако на двухсторонней основе страны ЕАСТ будут допускать импорт аграрной продукции из ЕС (особенно из наиболее отсталых районов Союза), а в обмен на это на более выгодных условиях ввозить свои продукты в ЕС. 
    Соглашение о создании ЕЭП, общей экономической зоны двух торговых блоков, в составе 18 государств вступило в силу с 1 января 1994 г. Швейцария, население которой на референдуме в 1992 г. высказалось против вхождения страны в ЕЭП, получила статус наблюдателя. 
    В декабре 1992 г. Польша, Чехия, Словакия и Венгрия заключили Центральноевропейское соглашение о свободной торговле (ЦЕФТА), вступившее в силу  1 марта 1994 г. Договор предусматривает создание зоны свободной торговли промышленными товарами к 2001 г. В отношении сельскохозяйственных товаров либерализация носит ограниченный характер. Позднее членами ЦЕФТА стали также Словения, Румыния и Болгария. 
    В Северной Америке в январе 1989 г. вступило в силу Американо-канадское соглашение о свободной торговле. В результате была создана зона свободной торговли, охватывавшая двухстороннюю торговлю почти в 200 млрд. дол. в год. В течение десяти лет должны были быть ликвидированы все оставшиеся между США и Канадой тарифные и нетарифные ограничения на любые операции – на¬чиная от рекламы и кончая дальней связью и торговлей вином. Вместе с тем обе стороны оставили за собой право вводить собственные импортные ограничения на торговлю с третьими странами.
    В июне 1991 г. по инициативе Мексики начались переговоры между этой страной, США и Канадой, завершившиеся подписанием 17 декабря 1992 г. соглашения о создании Североамериканской зоны свободной торговли (по первым буквам английского названия - НАФТА). После ратификации в странах-участницах оно вступило в силу 1 января 1994 г. Ключевые элементы соглашения: 
•    ликвидация всех таможенных пошлин во взаимной торговле к 
2010 г.; 
•    поэтапное упразднение значительного числа нетарифных барьеров во взаимной торговле товарами и услугами; 
•    смягчение режима для американо-канадских капиталовложений в Мексике; 
•    либерализация условий для деятельности банков США и Канады на мексиканском рынке; 
•    создание американо-канадско-мексиканской арбитражной комиссии. 
    В апреле 1998 г. в Сантьяго (Чили) 34 страны Западного полушария утвердили план создания к  2005 г. Американской зоны свободной торговли (ФТАА) от Аляски до Огненной земли. 
    В Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР) в ноябре 1989 г. состоялась первая конференция министров иностранных дел и торговли Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС). Ныне в эту региональную группировку входят 21 страна и территория. Секретариат АТЭС находится в Сингапуре. В отличие от ЕС и НАФТА эта интеграционная группировка представляет более аморфное и многослойное образование. Формально АТЭС имеет консультативный статус, но фактически в рамках его рабочих органов ведется выработка региональных правил ведения торговли, инвестиционной и финансовой деятельности, проводятся встречи отраслевых министров и экспертов по вопросам сотрудничества в тех или иных областях. Все решения принимаются на основе консенсуса. Для АТЭС характерна ориентация на гибкие, сетевые по своему характеру формы сотрудничества, когда каждый из участников берет на себя обеспечение той стороны деятельности объединения, где он располагает наилучшими возможностями, и координирует деятель¬ность в этой “своей” области. Концепция АТЭС нацелена на поощрение взаимодействия в первую очередь в частнопредпринимательском секторе, на уровне фирм. 
    Несколько десятков интеграционных группировок различных типов существует в развивающихся странах. В качестве примеров можно упомянуть такие блоки, как Андская группа (Боливия, Венесуэла, Колумбия, Перу, Эквадор), Общий рынок стран Южного конуса (МЕРКОСУР) (Аргентина, Бразилия, Парагвай и Уругвай), Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН) (Индонезия, Малайзия, Таиланд, Филиппины, Сингапур, Бруней, Вьетнам, Лаос, Камбоджа и Мьянма),  Экономическое сообщество западно-африканских государств (ЭКОВАС) (16 государств), Сообщество развития Юга Африки (САДК) (12 государств)  и др.
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
                                           ЗАКЛЮЧЕНИЕ
    
Из выше изложенного следует сделать следующие выводы:
1.   Мировое хозяйство есть система национальных хозяйств отдельных стран, объединенных международным разделением труда, торгово-производственными, финансовыми и научно-техническими связями. Это не просто сумма отдельных государств, а качественно новое образование, функционирующее на базе единых согласованных правил и стандартов.
2. Формирование и развитие мирового хозяйства связано с действием социально-экономических факторов: международного разделения труда, развития средств транспорта и связи, миграции капитала (финансового, человеческого и др.). Международное разделение труда (МРТ) — взаимосвязанный процесс специализации отдельных стран, объединений, предприятий на производстве отдельных продуктов или их частей с кооперированием производителей для совместного выпуска конечной продукции. МРТ может быть производственным (вертикальным и горизонтальным), территориальным; общим, частным и единичным.
3.  Основные черты мирового хозяйства: постоянная и взаимная связь и выгодность участия в нем национальных хозяйств; глобальный экономический организм, развивающийся по законам рынка; создание единого мирового рынка; наличие развитой рыночной инфраструктуры; специфика структуры (мировой рынок товаров и услуг, капитала, рабочей силы, международная валютная и кредитно-финансовая системы); формирование единого научно-информационного пространства; неравномерность развития отдельных стран; интеграция и интернационализация.
4. Интеграция — это форма интернационализации экономической жизни, объективный процесс переплетения национальных хозяйств и проведения скоординированной экономической политики на национальном и международном уровнях.

Основные виды интеграции: зона свободной торговли, таможенный союз, общий рынок, экономический союз, валютный союз, политический союз.
5. Интернационализация — процесс развития экономических связей между национальными хозяйствами, когда экономика одной страны выступает частью мирового хозяйственного процесса, который углубляется на основе МРТ, производственной и научно-технической специализации и кооперации.
    6. Распространяющееся поветрие создания экономических союзов может привести к тому, что в будущем причастность к одному из них во вcе большей степени будет определять эффективность национальных экономик и мировой статус государств. Иногда даже высказывается опасение, что будущее мировое хозяйство может разделиться на небольшое число торговых группировок, замкнутых в первую очередь на себя и ведущих бесконечные экономические войны между собой. Но это крайняя точка зрения. Высокая степень интернационализации хозяйственной жизни не позволит новым блокам замкнуться в своей “скорлупе”. Верно, однако, и то, что при таком раскладе выбор у стран, оставшихся за пределами группировок, будет невелик - либо надеяться на получение по определенным видам товаров статуса наибольшего благоприятствования, либо пытаться вступить в ближайшее региональное сообщество, либо создавать собственную торговую зону (но такие возможности есть не во всех регионах).
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
                                СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
    
1. Зверев Ю.М. Мировая экономика и международные экономические отношения. – Калиниград: Калиниградский гос. ун-ет, 2005.
2. Хасбулатов М. Международные экономические отношения: проблемы и тенденции развития. В 2-х томах. – М.: Финансы и статистика, 2004.
3. Экономика. Учебник. / Под ред. А.С. Булатова. – М.: Финансы и статистика, 2004.
4. Экономика: Учебник. / Под ред. Г.П. Журавлёва. – М.: Юристъ, 2006.
5. Экономическая теория. Учебник для ВУЗов. / Под ред. В.Д. Камаева. -М.: Владос, 2005.

Добавил: Демьян |
Просмотров: 320
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Дипломник © 2024
магазин дипломов, диплом на заказ, заказ диплома, заказать дипломную работу, заказать дипломную работу mba