Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Поиск

Категории раздела

Диплом [327] Курсовая [699]
Реферат [397] Отчет [11]




Сб, 18.05.2024, 19:27
Приветствую Вас Гость | RSS
ДИПЛОМНИК т.8926-530-7902,strokdip@mail.ru Дипломные работы на заказ.
Главная | Регистрация | Вход
КАТАЛОГ ДИПЛОМНЫХ, КУРСОВЫХ РАБОТ


Главная » Каталог дипломов » бесплатно » Курсовая [ Добавить материал ]

мон
Курсовая | 06.10.2014, 15:14

СКАЧАТЬ РАБОТУ БЕСПЛАТНО - 

Оглавление
Введение    3
Глава 1. Сущность и основные цели монетарной политики государства    5
1.1 Монетарная политика и ее цели    5
1.2 Виды монетарных политик государства    8
Глава 2. Методы и инструменты монетарной политики государства    15
2.1 Методы монетарной политики    15
2.2 Инструменты монетарной политики    18
1.3 Современное состояние монетарной политики государства    26
Заключение    30
Список использованной литературы    33

Введение

2008 - 2009 годы были тяжелыми для мировой экономики: стремительное падение финансового рынка, кризис ликвидности, снижение банковской активности и, как следствие, ограничение возможностей кредитования, уменьшение его объемов и повышение стоимости кредитных ресурсов, спад спроса, снижение платежеспособности предприятий.
Современная монетарная (денежно-кредитная) политика является составной частью экономической политики Российской Федерации, основные цели и задачи которой разрабатываются и реализуются исполнительными органами власти во главе с Президентом РФ и утверждаются законодательными органами власти в ходе рассмотрения и утверждения бюджетов каждого уровня бюджетной системы РФ на очередной финансовый год. Региональные органы власти и органы местного самоуправления строят денежно-кредитную политику на подведомственной территории с учетом целей и задач финансовой политики Российской Федерации. Поскольку именно денежно-кредитная политика на федеральном уровне является определяющей по отношению к политике, проводимой на других уровнях управления, этот факт обусловливает необходимость рассмотрения ее особенностей на современном этапе.
Денежно-кредитная политика государства нацелена, прежде всего, на формирование модели российской экономики, обладающей долгосрочным потенциалом экономического роста, повышение благосостояния населения. В ее составе главное место отводится бюджетной политике, которая в свою очередь подразделяется на политику мобилизации доходов в бюджеты всех уровней, политику в области бюджетных расходов и политику в сфере межбюджетных отношений.
Одной из основных характеристик федеративного государства является соответствие базовых направлений денежно-кредитной политики как в действиях федерального правительства, так и в действиях правительств субъектов Федерации. Но добиться такой сбалансированности, особенно в российских кризисных условиях, - задача более чем непростая. Именно в становлении новых межбюджетных отношений, основанных на принципах бюджетного федерализма, - ключ к успеху проводимых преобразований, именно это - важнейшее условие создания в России истинно рыночного бюджетного устройства.
Предметом исследования является монетарная (денежно-кредитная) политика.
Объектом исследования является анализ категории "монетарная (денежно-кредитная) политика".
Целью курсовой работы является анализ денежно-кредитной политики 
Для реализации данной цели решаются следующие задачи:
- проанализировать экономическое содержание и основные цели монетарной политики государства;
- рассмотреть виды монетарных политик;
- изучить основные методы и инструменты монетарной политики государства;
- изучить современное состояние монетарной политики государства.
В ходе решения поставленных задач использован комплекс методов, а именно: анализ; синтез; сочетание логического и исторического анализа при выявлении тенденций государственной финансовой политики; индукции; дедукции; наблюдения. 
Нормативную основу работы составила Конституция РФ и другие нормативно-правовые акты РФ. Теоретической основой работы стали труды: Дадашева А.З., Карташовой А.В., Матвеевой Т.Ю., Мирошник С.В., Мишкина Ф.С., Рукавишниковой И.В., Смирнова Е.Е.

СКАЧАТЬ РАБОТУ БЕСПЛАТНО - 

Глава 1. Сущность и основные цели монетарной политики государства

1.1 Монетарная политика и ее цели

В экономической литературе дано большое разнообразие определений монетарной (или денежно-кредитной) политики.
Так монетарная (кредитно-денежная) политика представляет собой один из видов стабилизационной или антициклической политики (наряду с фискальной, внешнеторговой, структурной, валютной и др.), направленной на сглаживание экономических колебаний.
Монетарная политика - один из четырех основных макроэкономических инструментов, опирающийся на способность денежно-кредитной системы влиять на денежное предложение и, соответственно, на ставку процента, а через нее на инвестиции и реальный ВВП. 
Денежно-кредитная (или монетарная) политика - это политика государства,, воздействующая на количество денег в обращении с целью обеспечения стабильности цен, полной занятости населения и роста реального объема производства. Осуществляет монетарную политику Центральный банк.
В зарубежной литературе денежно–кредитная политика подразделяется на «узкую», обеспечивающую стабильность национальной валюты посредством проведения валютных интервенций, изменения уровня учётной ставки. А также других инструментов, оказывающих влияние на состояние национальной денежной единицы. И «широкую», непосредственно воздействующую на объём денежной массы в обращении. Эти меры должны быть взаимосвязаны и взаимообусловлены.
Согласно комментариям к федеральному закону «О Центральном банке Российской Федерации (Банка России)», денежно – кредитная политика, определяется, как основная часть единой государственной экономической политики, проявляющаяся в воздействии на количество денег в обращении с целью достижения стабильности цен, обеспечения максимально возможной занятости населения, а также роста реального объёма производства. 
Более точную трактовку данной категории проводит Симановский А. Ю.. Монетарная политика определяется им, как «управление денежным предложением или создании условий для доступа экономических субъектов к кредитам и (или) под процентную ставку, соответствующую определённым экономическим целям». 
Данное определение подчёркивает возможность влияния денежно – кредитной политики не только на сферу обращения, но и на сферу производства.
На сегодняшний день традиционно в научной литературе под денежно-кредитной политикой понимают совокупность мероприятий, связанных с упорядочением денежного обращения и кредитных отношений и направленных на сдерживание инфляции и выравнивание платежного баланса .
Политика любого государства напрямую связана с процессом аккумуляции, распределения и использования денежных средств. Именно поэтому финансовая политика и ее реализация напрямую зависят от достижения тех задач, которые решаются в процессе денежно-кредитного регулирования 
Различают три основных составляющих монетарной политики: 
- эмиссия новых денег; 
- прямой контроль над массой денег в денежном секторе; 
- операции на открытом рынке. 
Целью стабилизационной монетарной, как любой стабилизационной политики государства является обеспечение:
1) стабильного экономического роста, 
2) полной занятости ресурсов, 
3) стабильности уровня цен, 
4) равновесия платежного баланса.
Монетарная политика оказывает влияние на экономическую конъюнктуру, воздействуя на совокупный спрос. Объектом регулирования выступает денежный рынок и, прежде всего, денежная масса. 
Воздействие на макроэкономические процессы (инфляцию, экономический рост, безработицу) осуществляется посредством денежно-кредитного регулирования.
Денежно-кредитное регулирование — это совокупность конкретных мероприятий центрального банка, направленных на изменение денежной массы в обращении, объема кредитов, уровня процентных ставок и других показателей денежного обращения и рынка ссудных капиталов.
Денежно-кредитная политика является составной частью единой государственной экономической политики. Государственная экономическая политика должна предусматривать меры по решению проблем в каждом блоке. Центральный банк выполняет свою часть — денежно-кредитную политику, он отвечает за её проведение.
Монетарную политику определяет и осуществляет центральный банк. Однако изменение предложения денег в экономике происходит в результате операций не только центрального банка, но и коммерческих банков, а также решений небанковского сектора (домохозяйств и фирм). 
Обычно денежно-кредитная политика ЦБ направлена на достижение и сохранение финансовой стабилизации, в первую очередь укрепление курса национальной валюты и обеспечение устойчивости платежного баланса страны.
Тактическими целями (целевыми ориентирами) монетарной политики центрального банка могут выступать:
1) контроль за предложением денег (денежной массы), 
2) контроль за уровнем ставки процента, 
3) контроль за обменным курсом национальной денежной единицы (национальной валюты). 
Наглядно цели и задачи монетарной политики государства представлены на рис. 1. (приложение 1).
Изменение предложения денег Центральный Банк осуществляет посредством воздействия на денежную базу (Н) и на денежный мультипликатор
(multден = [(1 + сr)/(cr + rr)], так как ΔМ = multден х ΔН. 
На уровне банковской системы это воздействие осуществляется через регулирование величины кредитных возможностей коммерческих банков (К) и банковского мультипликатора (multбанк = 1/rr) . 
Таким образом, можно прийти к выводу, что обеспечение экономического роста при низкой инфляции, безусловно, является высшей целью денежно–кредитной политики. Текущая же денежно–кредитная политика направлена на более доступные цели, которые подразделяются на тактические (достижимые путём каждодневных операций на открытом рынке) и промежуточных (регулирующие значение ключевых переменных). В совокупности высшие задачи, промежуточные и тактические цели образуют иерархическую структуру, где на каждом определённом уровне происходит корректировка соответствующей цели для обеспечения выполнения важной задачи. Конечные цели реализуются денежно–кредитной политикой как одним из направлений экономической политики в целом, наряду с фискальной и внешнеэкономической.

1.2 Виды монетарных политик государства

Выделяют следующие виды монетарных политик:
- Жесткая — направлена на поддержание определенного размера денежной массы.
- Гибкая — направлена на регулирование процентной ставки.
Различают два вида монетарной политики:
1) стимулирующую и 
2) сдерживающую. Стимулирующая монетарная политика проводится в период спада и имеет целью «взбадривание» экономики, стимулирование роста деловой активности в целях борьбы с безработицей Сдерживающая монетарная политика проводится в период бума и направлена на снижение деловой активности в целях борьбы с инфляцией .
Стимулирующая монетарная политика заключается в проведении центральным банком мер по увеличению предложения денег. Ее инструментами являются: 
1) снижение нормы резервных требований 
2) снижение учетной ставки процента 
3) покупка центральным банком государственных ценных бумаг.
Сдерживающая (ограничительная) монетарная политика состоит в использовании центральным банком мер по уменьшению предложения денег. К ним относятся:
 1) повышение нормы резервных требований 
2) повышение учетной ставки процента 
3) продажа центральным банком государственных ценных бумаг.
Хотя денежно-кредитная политика является весьма действенным способом регулирования рыночной экономики, ей свойствен ряд недостатков, снижающих ее эффективность.
Денежно-кредитная политика может привести экономику к "ликвидной ловушке" – состоянию денежного рынка, при котором ставка процента не реагирует на изменение денежного предложения. Увеличение денежного предложения в целях активизации инвестиционной деятельности, ведущее к снижению процентной ставки, имеет свой предел. Процентная ставка может снижаться только до некоторого минимального уровня (она не может равняться 0), и, если государство будет продолжать наращивать денежную массу, то это не приведет к соответствующему увеличению инвестиционного спроса и реального ВНП, а только породит инфляцию.
Эффект изменения массы денег в обращении может сглаживаться изменением скорости обращения денег. Например, проводится политика "дорогих" денег: центральный банк стремится уменьшить количество денег в обращении, но в это время увеличивается скорость обращения денег – желаемый результат не достигается.
Далее, возможна неадекватная реакция хозяйственных агентов на действия центрального банка. Поскольку на инвестиционный спрос помимо уровня процентной ставки оказывает влияние множество других факторов, то отнюдь не всегда то или иное изменение уровня процентной ставки вызовет соответствующее изменение спроса на инвестиции. Центральный банк, проводя политику "дешевых" денег, увеличивает избыточные резервы банков, но это не означает, что население и фирмы будут предъявлять соответствующий спрос на эти резервы.
Наконец, эффект монетарной политики различен в краткосрочном и долгосрочном периодах. Расширение или сужение денежного предложения оказывает стимулирующее или сдерживающее воздействие на экономику в краткосрочном периоде. В долгосрочном периоде связь между предложением денег и процентной ставкой утрачивается, и монетарная политика оказывается недейственной. В долгосрочном периоде действует основное монетарное правило, согласно которому долгосрочный темп роста предложения денег должен равняться темпу роста реального ВНП.
Денежно – кредитная политика имеет довольно сложный передаточный механизм. От качества работы всех его звеньев зависит эффективность политики в целом. Можно выделить четыре звена передаточного механизма денежно – кредитной политики:
1. изменение величины реального предложения денег в результате пересмотра ЦБ соответствующей политики;
2. изменение процентной ставки на денежном рынке;
3. реакция совокупных расходов (особенно инвестиционных) на динамику процентной ставки;
4. изменение объёма выпуска в ответ на изменение совокупного спроса (совокупных расходов).
Однако реакция денежного рынка зависит от характера спроса на деньги. Если спрос на деньги достаточно чувствителен к изменению процентной ставки, то результатом увеличения денежной массы станет незначительное изменение ставки. И наоборот, если спрос на деньги слабо реагирует на процентную ставку, то увеличение предложения денег приведёт к существенному падению ставки.
Очевидно, что нарушения в любом звене передаточного механизма могут привести к снижению или даже отсутствию, каких – либо результатов денежно – кредитной политики. Например, незначительные изменения процентной ставки на денежном рынке или отсутствие реакции составляющих совокупного спроса на динамику ставки разрывают связь между колебаниями денежной массы и объёмом выпуска. Эти нарушения в работе передаточного механизма денежно – кредитной политики особенно сильно проявляются в странах с переходной экономикой, когда, например, инвестиционная активность экономических агентов связана не столько с процентной ставкой на денежном рынке, сколько с общей экономической ситуацией и ожиданиями инвесторов.
В целом денежно – кредитная политика сталкивается с рядом ограничений и проблем:
1. избыточные резервы, проявляющиеся в результате политики «дешёвых денег», могут не использоваться банками для расширения предложения денежных ресурсов;
2. вызванное денежно – кредитной политикой изменение денежного предложения может быть частично компенсировано изменением скорости обращения денег.
В результате руководящие органы банковской системы сталкиваются с дилеммой в области денежно – кредитной политики: они могут стабилизировать процентные ставки или предложение денег, но не то и другое одновременно. В период после Второй мировой войны направление денежно – кредитной политики переместилось со стабилизации процентных ставок на контроль за денежным предложением, а затем денежно – кредитная политика стала более прагматической.
Несмотря на эти отрицательные моменты, снижающие действенность денежно-кредитной политики, такие качества этой политики, как гибкость, возможность "тонкой настройки", быстрота осуществления делают её достаточно эффективным методом государственного регулирования.
Монетарная политика вместе с фискальной остаются сегодня важнейшим методами государственного воздействия на рыночную экономику.
Однако результативность и фискальной, и монетарной политики зависит от их согласованности. Очевидно, что если одновременно проводить сдерживающую фискальную политику и мягкую монетарную политику, то результат будет отрицательный.
Необходимое согласование инструментов фискальной и монетарной политики представлено в табличном виде.
Таблица 1
Инструменты    Стимулирующая политика    Сдерживающая политика
Монетарная политика:
- норматив обязательных резервов
- учетная ставка
- операции на открытом рынке    
снижение
снижение
покупка ГЦБ    
повышение
повышение
продажа ГЦБ
Фискальная политика
- налоги
- государственные расходы    
снижение
повышение    
повышение 
снижение
Таким образом, как уже известно, первоочередной задачей государственного сектора является стабилизация экономики, для этого необходимо обеспечение экономического роста и сведение инфляции к минимуму. Государство стремится к этому, проводя фискальную и денежно – кредитную политику. Целью денежно – кредитной политики является контроль над денежной массой и уровнем ссудного процента. Это осуществляется для регулирования денежного предложения в стране.
Центральным звеном денежной политики государства является ЦБ (ФРС – в США, ЦБ – в РФ). Именно он своими действиями и проводит денежную политику. В мировой практике основными инструментами регулирования денежно – кредитной политики ЦБ являются: операции на открытом рынке ценных бумаг, уровень процентной ставки по займам коммерческим банкам и величина обязательных резервов; также ЦБ разрабатывает требования к коммерческим банкам, выполнение которых обеспечивает ликвидность банков.
Можно сделать следующие выводы:
1. Государство имеет возможность воздействовать на макроэкономическое развитие путем регулирования денежного предложения. В основе современной монетарной политики лежит теория монетаризма. Основное монетарное правило: количество денег в обращении должно изменяться в соответствии с темпом изменения реального ВНП. Главные инструменты воздействия государства (центрального банка) на денежное предложение – изменение величины норматива обязательных резервных требований, уровня учетной ставки (ставки рефинансирования) и операции на открытом рынке (купля-продажа государственных ценных бумаг). 
2. Монетарная политика может быть направлена на увеличение массы денег в обращении в целях расширения совокупного спроса. Такая политика проводится в периоды спадов и называется гибкой монетарной политикой, политикой "дешевых денег". В условиях инфляции необходимо сокращение совокупного спроса, соответственно должно уменьшаться и предложение денег. Государство проводит жесткую монетарную политику, или политику "дорогих денег". Эффективность монетарной политики зависит от соотношения эластичности спроса на деньги и эластичности инвестиционного спроса. Недостатками монетарной политики являются: возможность возникновения "ликвидной ловушки" – состояние денежного рынка, при котором ставка процента не реагирует на изменение денежного предложения, обратное влияние скорости обращения денег на их массу, возможная неадекватность реакции хозяйствующих субъектов на проводимую монетарную политику.
Глава 2. Методы и инструменты монетарной политики государства

2.1 Методы монетарной политики

Методы монетарной политики — совокупность приемов и операций, посредством которых субъекты денежно-кредитной политики воздействуют на объекты для достижения поставленных целей.
Банк России наряду с иными органами государственной власти обеспечивает реализацию денежно-кредитной политики в Российской Федерации. Методами регулирования кредитной системы при этом выступают:
1) процентные ставки по операциям Банка России;
2) нормативы обязательных резервов, депонируемых в Банке России (резервные требования);
3) операции на открытом рынке;
4) рефинансирование кредитных организаций;
5) валютная интервенция;
6) установление ориентиров роста денежной массы;
7) прямые количественные ограничения;
8) эмиссия облигаций от своего имени.
Методы принято разделять на:
- Прямые методы — административные меры в форме различных директив Центрального Банка касающихся объема денежного предложения и цены на финансовом рынке. Лимиты роста кредитования или привлечения депозитов служат примерами количественного контроля. Реализация этих методов даёт наиболее быстрый экономический эффект с точки зрения центрального банка за максимальным объёмом или ценой депозитов и кредитов, за количественными и качественными переменными денежно-кредитной политики. При использовании прямых методов временные лаги сокращаются. Временные лаги — это определенный период времени между моментом возникновения потребности в применении той или иной меры в сфере денежно-кредитной политики и осознания такой потребности, а также между осознанием потребности, выработкой мнения и началом реализации.
- Косвенные методы регулирования денежно-кредитной политики воздействуют на мотивацию поведения хозяйствующих субъектов при помощи рыночных механизмов, имеют большой временной лаг, последствия их применения менее предсказуемы, чем при использовании прямых методов. Однако, их применение не приводит к деформациям рынка. Соответственно, использование косвенных методов непосредственно связано со степенью развитости денежного рынка. Переход к косвенным методам характерен для общемирового процесса либерализации, повышения степени независимости центральных банков.
Так же различают общие и селективные методы:
- Общие методы являются преимущественно косвенными, оказывающими влияние на денежный рынок в целом.
- Селективные методы регулируют конкретные виды кредита и носят в основном директивный характер. Благодаря этим методам решаются частные задачи, как ограничение выдачи ссуды некоторым банкам, рефинансирование на льготных условиях.
Операции на открытых рынках.
Продажа (покупка) ЦБ государственных ценных бумаг на открытых рынках коммерческими банками уменьшает (увеличивает) резервы банков, а следовательно, уменьшает (увеличивает) кредитные возможности банков, увеличивая (уменьшая) процентную ставку. Этот метод денежной политики применяется в краткосрочном периоде и обладает большой гибкостью. Изменение минимальной резервной нормы. Увеличение резервной нормы центральным банком уменьшает избыточные резервы (которые можно отдать в ссуду), тем самым способность банка расширять денежную массу путем кредитования снижается. Это средство регулирования денежной массы обычно применяют в долгосрочном периоде .
Изменение учетной ставки.
Ставка, взимаемая ЦБ за ссуды, представленные коммерческим банкам, называется учетной ставкой. С понижением учетной ставки увеличивается спрос коммерческих банков на кредиты ЦБ. Одновременно увеличиваются резервы коммерческих банков и их способность давать кредит предпринимателям и населению. Снижается и банковский процент за кредит. Предложение денежной массы в стране возрастает. Наоборот, когда нужно снизить деловую активность, уменьшив денежную массу в стране, центральный банк повышает учетную ставку. Повышение учетной ставки является также приёмом борьбы с инфляцией. В зависимости от экономической ситуации центральный банк прибегает к политике «дешёвых» и «дорогих» денег.
Политика дешёвых денег
Проводится в период низкой конъюнктуры. Центральный банк увеличивает предложение денег путём покупки государственных ценных бумаг на открытом рынке, понижения резервной нормы, понижения учётной ставки. Тем самым понижается процентная ставка, достигается рост инвестиций и повышение деловой активности.
Политика дорогих денег
Проводится Центробанком, прежде всего, как антиинфляционная политика. Для того чтобы сократить денежное предложение, ограничивается денежная эмиссия, осуществляется продажа государственных ценных бумаг на открытом рынке, увеличивается минимальная резервная норма, увеличивается учётная ставка.
К селективным методам денежно–кредитной политики относятся следующие:
1. Контроль по отдельным видам кредитов. Он часто практикуется в отношении кредитов под залог ценных биржевых бумаг, потребительских ссуд на покупку товаров в рассрочку, ипотечного кредита. Регулирование потребительского кредита обычно вводится в периоды напряжения на рынке ссудных капиталов, когда государство стремится перераспределить их в пользу отдельных отраслей или ограничить общий объём потребительского спроса.
2. Регулирование риска и ликвидности банковских операций. В многочисленных правительственных положениях и документах (законах, актах, инструкциях, директивах, указаниях и т. д.), регулирующих операционную деятельность банков, основное внимание уделяется риску, и ликвидности банковских операций Государственный контроль за риском усилится в последние два десятилетия. Характерно, что риск банковской деятельности определяется не через оценку финансового положения должников, а через соотношение выданных кредитов и суммы собственных средств банка.
Наряду с перечисленными методами государственного регулирования, имеющими внутриэкономическую направленность, существуют специальные меры внешнеэкономического регулирования. К ним можно отнести меры стимулирования экспорта товаров, услуг, капиталов, «ноу-хау», управленческих услуг. Это - кредитование экспорта, гарантирование экспортных кредитов и инвестиций за рубежом, введение и отмена квот, изменение величины пошлины во внешней торговле.

2.2 Инструменты монетарной политики

К инструментам монетарной политики, дающим возможность центральному банку контролировать величину денежной массы, относятся: 
- изменение нормы обязательных резервов 
- изменение учетной ставки процента (ставки рефинансирования) 
- операции на открытом рынке 
Первым инструментом монетарной политики является изменение нормы обязательных резервов (или нормы резервных требований – required reserve ratio). Вспомним, что обязательные резервы представляют собой часть депозитов коммерческих банков, которую они должны хранить либо в виде беспроцентных вкладов в центральном банке (если в стране резервная банковская система), либо в виде наличности. Величина обязательных резервов определяется в соответствии с нормой обязательных резервов, которая устанавливается как процент от общей суммы депозитов и может быть рассчитана по формуле:
Rобяз = D х rr,
где R обяз – сумма обязательных резервов, 
D – общая сумма депозитов, 
rr – норма обязательных резервов (в процентах). Для каждого вида депозитов (до востребования, сберегательные, срочные) устанавливается своя норма обязательных резервов, причем, чем выше степень ликвидности депозита, тем выше эта норма, например, для депозитов до востребования норма обязательных резервов более высокая, чем для срочных.
Если центральный банк повышает норму обязательных резервов, то предложение денег сокращается по двум причинам. Во-первых, сокращаются кредитные возможности коммерческого банка, т.е. сумма, которую он может выдать в кредит. Как известно, кредитные возможности представляют собой разницу между суммой депозитов и величиной обязательных резервов банка. При росте нормы обязательных резервов сумма обязательных резервов, которую коммерческий банк не имеет права использовать на цели кредитования (как кредитные ресурсы), увеличивается, а его кредитные возможности соответственно сокращается. 
Например, если общая сумма депозитов в коммерческом банке увеличивается на 1000 долл., то при норме обязательных резервов, равной 10%, его кредитные возможности составят 
ΔК= ΔD – ΔRобяз = ΔD – (ΔD х rr) = 1000 – 1000 х 0.1 = 900, 
а при норме обязательных резервов, равной 20% 
ΔК= 1000 – 1000 х 0.2 = 800. 
Во-вторых, норма обязательных резервов определяет величину банковского (депозитного) мультипликатора (mult = 1/rr, где rr – норма обязательных резервов). 
Рост нормы обязательных резервов с 10% до 20% сокращает величину банковского мультипликатора с 10 (1/0.1) до 5 (1/0.2). Таким образом, изменение нормы обязательных резервов оказывает влияние на денежную массу по двум каналам:
1) и через изменение кредитных возможностей коммерческих банков,
2) и через изменение величины банковского мультипликатора.
Изменение величины кредитных возможностей (т.е. резервов) коммерческих банков ведет к изменению величины денежной базы (вспомним, что денежная база (Н) = наличность (С) + резервы (R)), а изменение величины банковского мультипликатора (1/rr) обусловливает изменение денежного мультипликатора [(1 + сr)/(cr + rr)].
В результате даже незначительные изменения нормы обязательных резервов могут привести к существенным и непредсказуемым изменениям денежной массы. Так, при норме обязательных резервов, равной 10%, изменение предложения денег банковской системой 
ΔМ1 = ΔК1 х mult1 = 900 х 10 = 9000, а при норме обязательных резервов, равной 20%, изменение предложения денег ΔМ2 = ΔК2 х mult2 = 800 х 5 = 4000. 
Кроме того, стабильность нормы резервных требований служит основой для спокойного ведения дел коммерческими банками. Поэтому этот инструмент не используется для целей текущего контроля над предложением денег. Изменение нормы обязательных резервов происходит лишь в случаях, когда Центральный банк намерен добиться значительного расширения или сжатия денежной массы (последний раз этот инструмент в США использовался в период кризиса 1974-1975 гг.).
К тому же, начиная с 1980 г. процедура пересмотра этого показателя стала очень громоздкой и технически сложной, поэтому он перестал быть средством оперативного и гибкого управления денежной массой. 
Вторым инструментом монетарной политики выступает регулирование учетной ставки процента (ставки рефинансирования) (discount rate). Учетная ставка процента – это ставка процента, по которой центральный банк предоставляет кредиты коммерческим банкам. Коммерческие банки прибегают к займам у центрального банка, если они неожиданно сталкиваются с необходимостью срочного пополнения резервов или для выхода из сложного финансового положения. В последнем случае центральный банк выступает в качестве кредитора последней инстанции. 
Денежные средства, полученные в ссуду у центрального банка (через «дисконтное окно») по учетной ставке, представляют собой дополнительные резервы коммерческих банков, основу для мультипликативного увеличения денежной массы.
Поэтому, изменяя учетную ставку, центральный банк может воздействовать на предложение денег. Коммерческие банки рассматривают учетную ставку как издержки, связанные с приобретением резервов. Чем выше учетная ставка, тем меньше величина заимствований у центрального банка и тем меньший объем кредитов предоставляют коммерческие банки. 
А чем меньше кредитные возможности банков, тем меньше денежная масса. Если же учетная ставка процента снижается, то это побуждает коммерческие банки брать кредиты у центрального банка для увеличения своих резервов. Их кредитные возможности расширяются, увеличивая денежную базу, начинается процесс мультипликативного увеличения денежной массы (на уровне банков ΔM = multбанкхΔК или на уровне экономики ΔM = multденxΔH). 
Следует отметить, что в отличие от воздействия на предложение денег изменения нормы обязательных резервов, изменение учетной ставки процента влияет только на величину кредитных возможностей коммерческих банков и соответственно денежной базы, не изменяя величину банковского (и поэтому денежного) мультипликатора.
Изменение учетной ставки также не является самым гибким и оперативным инструментом монетарной политики. Это связано, прежде всего, с тем, что объем кредитов, получаемых путем займа у центрального банка, невелик и не превышает 2-3% общей величины банковских резервов. Дело в том, что центральный банк не позволяет коммерческим банкам злоупотреблять возможностью получения у него кредитов. Он предоставляет средства только в том случае, если, по оценкам экспертов, банк действительно нуждается в помощи, а причины его финансовых затруднений являются объективными.
Поэтому изменение учетной ставки скорее рассматривается как информационный сигнал о намечаемом направлении политики центрального банка. Объявление о повышении учетной ставки информирует о его намерении проводить сдерживающую монетарную политику, как правило, для борьбы с инфляцией. Дело в том, что учетная ставка является своеобразным ориентиром для установления межбанковской ставки процента (т.е. ставки процента, по которой коммерческие банки предоставляют кредиты друг другу) и ставки процента, по которой коммерческие банки выдают кредиты небанковскому сектору экономики (домохозяйствам и фирмам). Если центральный банк объявляет о возможном повышении учетной ставки процента, экономика реагирует очень быстро, деньги (кредиты) становятся «дорогими», и денежная масса сокращается.
Наиболее важным и оперативным средством контроля за денежной массой выступают операции на открытом рынке (open market operations). Операции на открытом рынке представляют собой покупку и продажу центральным банком государственных ценных бумаг на вторичных рынках ценных бумаг. (Деятельность центрального банка на первичных рынках ценных бумаг, как правило, запрещена законом.) Объектом операций на открытом рынке служат преимущественно:
1) краткосрочные государственные облигации и
2) казначейские векселя.
Отличие государственных облигаций от векселей Казначейства состоит в том, что облигации приносят доход в виде процента (percent income), а доход по казначейским векселям представляет собой разницу между ценой, по которой Центральный банк продает ценные бумаги, обязуясь выкупить их через некоторый срок, и более высокой, определяемой в момент продажи, ценой обратного выкупа, т.е. это по сути capital gain.
Государственные ценные бумаги покупаются и продаются коммерческим банкам и населению. Покупка центральным банком государственных облигаций и в первом, и во втором случае увеличивает резервы коммерческих банков. Если ЦБ покупает ценные бумаги у коммерческого банка, он увеличивает сумму резервов на его счете в центральном банке. Тем самым, общий объем резервных депозитов банковской системы возрастает, что увеличивает кредитные возможности банков и ведет к депозитному (мультипликативному) расширению. Таким образом, как и изменение учетной ставки процента, операции на открытом рынке влияют на изменение предложения денег, лишь воздействуя на величину кредитных возможностей коммерческих банков и соответственно денежную базу. (Изменение величины банковского, а поэтому и величины денежного мультипликатора не происходит).
Если центральный банк покупает ценные бумаги у населения (домохозяйств или фирм), то поскольку продавец получает чек у центрального банка и вкладывает его на свой счет в коммерческом банке, резервы коммерческого банка увеличатся, и предложение денег возрастет по тем же причинам, как и в случае, когда ценные бумаги продает коммерческий банк. Отличие однако состоит в том, что когда продавцом выступает коммерческий банк, его резервы увеличиваются, как уже отмечалось, на всю сумму покупки облигаций, в то время как, если ценные бумаги продает частное лицо, то увеличивается сумма на текущих счетах, поэтому кредитные возможности банковской системы будут меньше, поскольку часть депозита в соответствии с нормой резервных требований составит обязательные резервы банка. Так, например, если центральный банк покупает ценные бумаги у коммерческого банка на 1000 долл., то кредитные возможности банка увеличатся на всю сумму в 1000 долл. А если покупателем выступит частное лицо, то при норме резервных требований, равной 20%, кредитные возможности коммерческого банка возрастут лишь на 800 долл., поскольку на 200 долл. должны быть увеличены обязательные резервы.
Покупка ценных бумаг центральным банком используется как средство оперативного воздействия на экономическую ситуацию в период спада. Если же экономика «перегрета», то центральный банк продает государственные ценные бумаги на открытом рынке. Это существенно ограничивает кредитные возможности коммерческих банков, сокращая их резервы, и соответственно денежную базу, что ведет к мультипликативному сжатию денежной массы на величину, равную произведению банковского, а на уровне экономики – денежного мультипликатора и объема продажи ценных бумаг на открытом рынке (bonds – B): ΔK = B x multбанк или ΔН = В х multден. Это оказывает сдерживающее влияние на экономическую активность.
Возможность проведения операций на открытом рынке обусловлена тем, что покупка и продажа государственных ценных бумаг у центрального банка выгодна коммерческим банкам и населению. Это связано с тем, что цена облигации и ставка процента находятся в обратной зависимости, и когда центральный банк покупает государственные облигации, спрос на них возрастает, что ведет к росту их цены и падению ставки процента. Владельцы государственных облигаций (и коммерческие банки, и население) начинают продавать их центральному банку, поскольку возросшие цены позволяют получить доход за счет разницы между ценой, по которой облигация была куплена, и ценой, по которой она продается (capital gain). И, наоборот, когда центральный банк продает государственные ценные облигации, их предложение растет, что ведет к падению их цены и росту ставки процента, делая выгодным их покупку.
Итак, инъекции в банковские резервы, как результат покупки, и изъятия из них, как результат продажи центральным банком государственных ценных бумаг, приводят к быстрой реакции банковской системы, действуют более тонко, чем другие инструменты монетарной политики, поэтому операции на открытом рынке представляют собой наиболее эффективный, оперативный и гибкий способ воздействия на величину предложения денег. 
Применяемые ЦБ инструменты денежно – кредитной политики имеют критерии эффективности. К числу таких критериев относятся:
- гибкость, т. е. возможность манёвра в процессе применения данного инструмента;
- возвратность, т. е. возможность проведения обратной операции;
- скорость;
- соответствие получаемых результатов поставленным целям.
Итак, несмотря на то, что использование инструментов денежно – кредитной политики, их результативность отражает направленность деятельности государства на экономическую ситуацию в стране, к сожалению, эффективность денежно – кредитной политики не всегда находится в зависимости от применяемых инструментов. Например, снижение ставки рефинансирования в настоящее время способствует снижению ставок по кредитам. Тем не менее, для достижения целей экономической политики ЦБ применяет те инструменты денежно – кредитного регулирования, которые будут более способствовать созданию благоприятной ситуации.

1.3 Современное состояние монетарной политики государства

Кредитная и денежная системы как важнейшие звенья системы финансов призваны способствовать выполнению целого ряда задач публичного характера. Политика любого государства напрямую связана с процессом аккумуляции, распределения и использования денежных средств. Именно поэтому финансовая политика и ее реализация напрямую зависят от достижения тех задач, которые решаются в процессе денежно-кредитного регулирования 
Особый интерес в этой связи вызывает особенность политики, проводимой в настоящее время Банком России в отношении кредитных организаций .
Можно сделать вывод о том, что в настоящее время должна произойти серьезная корректировка ориентиров политики Банка России с учетом реального положения дел в денежно-кредитной системе страны.
При отсутствии должных усилий представляется возможным предположить, как сложится дальнейшее снижение объемов кредитования, а также уменьшение спектра розничных услуг, предлагаемых кредитными организациями, и в целом - снижение их доступности для клиентов.
Государственная финансовая политика - составная часть социально-экономической политики, которая определяет цели, задачи, принципы, направления, способы правового регулирования, а также формы деятельности органов государственной власти РФ, иных уполномоченных органов и организаций, в области формирования, распределения, управления и контроля за использованием публичных денежных фондов в целях эффективного воздействия на развитие экономики страны, повышения благосостояния государства и личности.
Поэтому можно констатировать, что в  последние годы содержание финансовой политики Российского государства существенно изменилось в сторону усиления социальной направленности основных направлений деятельности органов государственной власти и управления. Выделение приоритетных национальных проектов "Образование", "Здоровье", "Развитие агропромышленного комплекса", "Доступное и комфортное жилье - гражданам России" стало важной вехой в жизни страны. Пожалуй, впервые жизненно важные интересы абсолютного большинства российских граждан оказались в центре внимания государственно-властных структур. Улучшение качества жизни - это, по сути, основная цель разработки и реализации национальных проектов. Методологической основой всех ПНП стала идея избирательной поддержки ключевых направлений развития нашего общества .
Общее состояние финансовой системы России в кризисный период очень тяжелое, общая сумма, которая может быть потрачена на поддержку финансового рынка и в целом национальной экономики (вместе с мерами налогового характера), по мнению аналитиков, превысит 3 трлн руб. 
Меры, осуществляемые Правительством РФ и ЦБ РФ, направленные на поддержку финансовой системы нашей страны, условно можно разделить на две составляющие: финансовая поддержка, осуществляемая через Банк России, и другая - через Внешэкономбанк.
Тем не менее наш банковский сектор значительно уступает ведущим мировым экономикам по абсолютным показателям. Там, где банки также доминируют в финансовой системе, показатель отношения размера их активов к ВВП ощутимо выше: около 300% в Германии, 250% во Франции, 360% в Великобритании.
Таким образом, в период финансового кризиса повышается роль и ответственность государственного регулирования экономики, в частности денежно-кредитной сферы.
Можно констатировать, что в 2009 - 2011 годах деятельность Банка России по совершенствованию национальной платежной системы будет направлена на обеспечение эффективного и бесперебойного ее функционирования, способствующего укреплению финансовой стабильности в стране и эффективному проведению денежно-кредитной политики.
В Основных направлениях единой государственной денежно-кредитной политики на 2009 год и на период 2010 и 2011 годов, подготовленных ЦБ РФ, отмечается, что основным фактором риска для российского банковского сектора в условиях международного финансового кризиса является существенное ограничение доступа к ресурсам с международных рынков капитала и сокращение возможностей внешнего рефинансирования ранее привлеченных заимствований в связи со значительным подорожанием привлеченных средств для первоклассных заемщиков и фактическим исключением такой возможности для других заемщиков . Приоритетные направления монетарной политики представлены на рис. 2 (Приложение 2).
Следствием влияния указанного фактора является введение российскими банками более консервативных подходов при кредитовании и при оценке кредитного риска. В свою очередь, это ведет к снижению темпов роста кредитных вложений в экономику и снижению финансового результата (прибыли) кредитных организаций. Одновременно это обусловливает относительное увеличение в портфелях кредитных организаций доли проблемных активов, как накопленных в период кредитной экспансии, так и отражающих ухудшение экономического положения предприятий при ужесточении условий привлечения кредитов.
В целях снижения негативного влияния международных финансовых потрясений на экономику и финансовые рынки России реализуется комплекс мер по частичному замещению выбывших кредитных ресурсов банков и восстановлению нормального кредитного цикла. Эти меры направлены на исключение системной угрозы устойчивости банковского сектора.
В рамках системы управления ликвидностью банковского сектора Банк России продолжит улучшать условия доступа кредитных организаций к инструментам рефинансирования, что должно способствовать снижению транзакционных издержек и рыночных рисков. При дальнейшем развитии внутреннего финансового рынка, его инфраструктуры это будет способствовать более эффективному перераспределению денежных средств в экономике.
Решения по использованию инструментов предоставления и абсорбирования ликвидности будут приниматься в зависимости от динамики основных макроэкономических показателей и состояния финансового рынка. При необходимости Банк России может применять обязательные резервные требования в качестве прямого инструмента регулирования ликвидности банковского сектора.
Проводимая реформа денежной системы России позволит решить множество проблем и вывести ее на передовые позиции в мировом экономическом и социальном развитии. Это особенно актуально в связи с мировых финансовым кризисом, который как раз и пришел из сферы мировых финансов. 

Заключение

Монетарная (денежно-кредитная) политика является составной частью экономической политики государства. В ней конкретизируются главные направления развития народного хозяйства, определяется общий объем финансовых ресурсов, их источники и направления использования, разрабатывается механизм регулирования и стимулирования финансовыми методами социально-экономических процессов.
Иными же словами, монетарная политика, представляющая собой совокупность государственных мероприятий по использованию финансовых отношений для выполнения государством своих функций, оказывает огромное влияние на уровень и темпы развития страны.
Если рассматривать денежно-кредитную политику России 2009 года в разрезе составляющих ее элементов и в соответствии с их целями и задачами, то среди итогов 2009 были как положительные, так и отрицательные стороны ее проведения.
Подводя итоги, касающиеся эффективности денежно-кредитной политики 2009 года, следует акцентировать внимание на том, что значительную роль в социально-экономическом развитии России сыграл внешнеэкономический фактор. По оценке Минэкономразвития, он обусловил около половины роста ВВП, в том числе фактор высоких цен на нефть - примерно одну треть. И если бы ситуация на мировых рынках нефти и газа резко ухудшилась, то, возможно, никакие финансовые рычаги не смогли бы оказать должного влияния на укрепление финансов государства и сохранение высоких темпов развития страны в целом.
Проведение в среднесрочной перспективе активной социальной политики, повышение роли государства в стимулировании инвестиционного процесса (в частности, в рамках государственно-частного партнерства) и реализация национальных проектов потребуют поддержания расходов федерального бюджета на достаточно высоком уровне. С учетом важности обеспечения долгосрочной макроэкономической устойчивости это делает преждевременным дальнейшее снижение ставок основных налогов.
Таким образом, можно констатировать, что денежно-кредитная политика отличается тем, что, во-первых, носит ярко выраженный публичный характер; во-вторых, нормативно закреплена (концептуальные идеи, положения, программы содержатся в соответствующих источниках права); в-третьих, ее реализация обеспечивается как мерами государственного убеждения, так и государственного принуждения; в-четвертых, содержание финансовой политики определяет степень социальной направленности жизни данного государства.
Концептуальные основы денежно-кредитной политики государства находят свое адекватное отражение в складывающейся финансовой системе страны, воспроизводящей признаваемые публичной властью приоритеты и ценности. Изменения акцентов финансовой политики неизбежно влекут за собой соответствующие преобразования в финансовой системе страны с точки зрения ее содержания и объема.
Основная задача денежно-кредитной политики на 2010 год и период до 2011 года – сохраняя макроэкономическую стабильность, сбалансированность и устойчивость бюджетной системы, обеспечить максимально эффективное и прозрачное использование средств для достижения конечных, измеримых, общественно значимых результатов, которые, в свою очередь, ведут к дальнейшему увеличению финансовых возможностей государства.
 Федеральный бюджет на 2010 год и период до 2011 года соответствует этому требованию, обеспечивая:
Достойную жизнь для граждан, достижение которой будет проявляться в:
• сокращении доли населения с доходами ниже прожиточного минимума с 16 до 10,7%;
•. Повышении соотношения средней заработной платой в бюджетной сфере и прожиточным минимумом трудоспособного населения с 1,7 до 2,6;
• повышении соотношения между трудовой пенсией и прожиточным минимумом пенсионера с 1,01 до 1,32;
• увеличении объема водимого жилья с 50,8 до 80,0 млн. кв. метров в год устойчивый рост для экономики, характеризующийся:
• сохранением темпов экономического роста на уровне 6% ВВП;
• снижением уровня инфляции до 5,0 – 6,0%;
• увеличением инвестиций в основной капитал более чем в два раза;
• ростом прямых иностранных инвестиций в долларовом выражении в полтора раза; уверенность в будущем для страны, выражающуюся в:
• увеличении средней ожидаемой продолжительности жизни при рождении до 68,5 лет;
• повышении коэффициента рождаемости с 10,4 до 11,6 на тысячу человек в год;
• снижении смертности с 15,2 до 12,6–12,8 на тысячу человек;
• поддержании высокого научного потенциала и развитии приоритетных отраслей науки и технологий;
• диверсификации промышленности и повышении доли инновационной продукции в объеме экспорта и продаж на внутреннем рынке;
• обеспечении национальной безопасности и готовности к отражению внешних и внутренних угроз.
Проводимые на современном этапе меры, осуществляемые Правительством РФ и ЦБ РФ, направленные на поддержку денежно-кредитной системы нашей страны, условно можно разделить на две составляющие: финансовая поддержка, осуществляемая через Банк России, и другая - через Внешэкономбанк.
Проводимая реформа денежной системы России позволит решить множество проблем и вывести ее на передовые позиции в мировом экономическом и социальном развитии. Это особенно актуально в связи с мировых финансовым кризисом, который как раз и пришел из сферы мировых финансов. 
Список использованной литературы

Нормативно-правовые акты
1.    Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года (в ред.  от 30 декабря 2008 г.) // Российская газета. 1993. 25 декабря; 2009. 21 января
2.    Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая): Федеральный закон от 31 июля 1998 г. № 146-ФЗ (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2010) // Собрание законодательства РФ. 1998. № 31. Ст. 3824;  2010. N 1.
3.    Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая): Федеральный закон от 5 августа 2000 г. № 117-ФЗ (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2010) // Собрание законодательства РФ. 2000. № 32. Ст. 3340; 2010. N 1.
4.    Бюджетный кодекс Российской Федерации" от 31.07.1998 N 145-ФЗ ( в ред. от 17.12.2009) // Собрание законодательства РФ. 2009. N 51. Ст. 6151
Литература

5.    Дадашев А.З. Черник Д.Г. Финансовая система России: Учебное пособие. М.:Инфра-М.,1997. 248 с.
6.    Карташов А.В. Денежно-кредитная политика Банка России в условиях финансовой неустойчивости // Юридическая работа в кредитной организации. 2009. N 2
7.    Матвеева, Т.Ю. Макроэкономика: Курс лекций для экономистов: -М.:Центр, 2004 
8.    Мирошник С.В. Финансовая политика и финансовая система страны // Финансовое право. 2008. N 4
9.    Мишкин, Ф. С. Экономическая теория денег, банковского дела и финансовых рынков. — 7-е изд. — М. : Вильямс, 2008. — 880 с. - 
10.    Рукавишникова И.В. Финансовая политика государства как категория финансового права // Финансовое право. 2008. N 4
11.    Смирнов Е.Е. Единая денежно-кредитная политика в РФ: тенденции и перспективы // Управление в кредитной организации. 2008. N 6.
12.    Смирнов Е.Е. Изменение законодательной базы финансовой сферы в условиях кризиса // Банковский ритейл. 2008. N 4
13.    Тедев А.А., Парыгина В.А. Бюджетная система России в схемах и таблицах: Учебное пособие. М.: Эксмо, 2005. С. 222.


Приложение 1
 

Рис. 1. Цели и задачи монетарной политики


Приложение 2

 
Рис. 5. Приоритеты в монетарной политике России

Добавил: Демьян |
Просмотров: 353
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Дипломник © 2024
магазин дипломов, диплом на заказ, заказ диплома, заказать дипломную работу, заказать дипломную работу mba